Хазарский каганат — кратко

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам. » а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.

Еще в ранний период (6–7 вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Постепенно из числа близких кагану и царю лиц возникла также служилая аристократия. В 8 в. в городах сформировался торгово-ремесленный слой.

Еще в ранний период (6–7 вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

3 июля 964 года русский князь Святослав с дружиной разгромил Хазарский Каганат, написав еще одну страницу в истории русской боевой славы. Значение этой победы многие недооценивают, о ней мало что говорится в учебниках, о ней мало говорят. А ведь победа над Хазарами была поистине значимой и Великой.

«… Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством.

Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги,

достойные доблестных мужей!»

3 июля 964 года русский князь Святослав с дружиной разгромил Хазарский Каганат, написав еще одну страницу в истории русской боевой славы. Значение этой победы многие недооценивают, о ней мало что говорится в учебниках, о ней мало говорят. А ведь победа над Хазарами была поистине значимой и Великой.

Хазарский Каганат зародился в VII веке на обломках Тюркского государства. Изначально Хазары были кочевым народом, однако в ходе истории остепенились, стали вести оседлый образ жизни. Хазары много воевали, особенно с Арабским Халифатом, союза с Хазарией искали Византийцы.

Государство Хазар находилось на пересечение торговых путей, что способствовало развитию сельского хозяйства и ремесла. По вероисповеданию хазары были иудаистами. В IX веке, под влиянием еврейской торговой общины, вся хазарская знать приняла иудаизм.

Хазары жили в основном за счет посреднической торговли, сбора дани с покоренных земель, а так же взятием пошлин с купцов. Не брезговали Хазары и грабежами с работорговлей. У Древнерусского государства, возле самых его границ, был очень мощный противник, которые время от времени совершал набеги и не давал купцам спокойно торговать. Такое положение дел, конечно, не устраивало киевского князя Святослава и все население Руси.

В 964 году Святослав с дружиной вторгся в Хазарию и разгромил хазарское войско. Святослав захватил основные города каганата: Итиль, Семендер, Саркел. Нижний Дон снова стал заселяться славянами, центром этой территории стала крепость Саркел, переименованная в Белую Вежу.

А на берегу керченского пролива образовалось новое русское княжество с центром в Тмутаракани. В городе был большой морской порт, и этот город стал форт постом Руси на черном море.

Разгромив Хазарский Каганат, Русь обезопасила свои границы от постоянных хазарских набегов и грабежей. Теперь большинство торговых путей проходило через территорию древнерусского государство, что сильно способствовало его развитию, а так же пополнению казны. Так же Руси теперь не грозило стать иудейским государством, что тоже было не мало важно.

Рис. 1. Хазарский каганат карта.

Походы Святослава

В древнерусской летописи “Повесть временных лет” под 965 годом упоминается поход Святослава сначала на Дон, где он взял Саркел (он находился на территории современной Ростовской области), а потом на Кубань. К 969 году Святослав смог обойти с войском большую территорию, от Волжской Булгарии на севере и до Семендера на юге. Саркел был переименован в Белую Вежу и до первой четверти XII века в этой крепости размещался русский гарнизон. Других территорий князь к своим владениям не присоединял.

Во время походов Святослав разгромил не только хазар, но и племена ясов и касогов, которые жили на Северном Кавказе. Так в X веке называли предков современных адыгов и осетин.

Рис. 3. Князь Святослав Игоревич.

Хазары стали известны примерно в 6-7-м вв. и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени, точно неизвестно. Ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово из тюркского языка «хаз», означающее «кочевание, перемещение».

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство — Западный каганат, — Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм — во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

— рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

Главная > Реферат >История

Содержание

1 Хазарский Каганат — общественно-политическое устройство 4

1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата 4

1.2 Экономика Хазарского Каганата 9

2. Хазарский Каганат и его значение для Восточной Европы 14

2.1. Падение Хазарского Каганата 14

2.2 Историческое значение 17

Список использованной литературы 22

Приложение 1 23

Введение

Тема настоящей работы – «Хазарский Каганат-госдарственное устройство, хозяйство, духовная культура и значение в истории Восточной Европы»

Основная цель работы – анализ возникновения, существования и распада Хазарского Каганата, как государства, возникшего в середине VII в.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

– рассмотреть историю возникновения Хазарского Каганата;

– описать особенности общественно-политического и хозяйственно-культурного строя Каганата;

— рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

Для достижения цели мною были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л.Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как Артамонов М. И. в «История хазар», Кёстлер А. в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие», Магомедов М.Г. «Образование Хазарского Каганата», Новосельцев А. П. –»Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа и др.

Основным источником я считаю известную работу М. Артамонова «История хазар». Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

Кроме основных работ Артамонова М. И., М.Г. Худякова, Магомедова М.Г., я опиралась также на труды, которые, так или иначе, касались истории татарского народа: отдельные статьи современных авторов.

В настоящее время интерес к древней истории татарского народа перекликается с проблемами этногенеза современных с татар. Поэтому актуальность темы бесспорна.

1 Хазарский Каганат — общественно-политическое устройство


1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата

В 1953 году в журнале «Советская археология» академик, директор сразу двух НИИ Академии наук СССР — и археологии, и истории — Б. А. Рыбаков в установочной статье «К вопросу о роли Хазарского Каганата в истории Руси» характеризовал Великий Хазарский Каганат абсолютно уничижительно:

«Примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге» [11, с.117].

В рамках рассматриваемой нами темы и придерживаясь точки зрения Н.Гумилёва однозначно скажем, что актуальность и тщательность изучения истории национальной государственности татар в виде Хазарского Каганата бесспорна, попытаемся это обосновать в данной работе :начнем с государственного устройства Каганата.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел — застава на Дону и Самкерц — у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим — родственник хазарского царя — иудей.

Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

↑ Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

ОТНОШЕНИЯ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА С СОСЕДЯМИ. ПЕРИОД РАСЦВЕТА (середина VIII- конец IX вв.)

Владимиров Сергей

РАННИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

ОТНОШЕНИЯ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА С СОСЕДЯМИ. ПЕРИОД РАСЦВЕТА (середина VIII- конец IX вв.)

УПАДОК ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА (первая половина IX в. – 965 год)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата – город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата — город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века, заявил в интервью РИА Новости по телефону один из руководителей экспедиции, кандидат исторических наук Дмитрий Васильев.

Хазарский каганат или Хазария – в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии – Итиль – превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата – город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже – примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.

Разорил Волжскую Болгарию, Хазарский Каганат, Итиль разрушен, завоеваны ясы (предки осетин) и касоги. После краха хазарского каганата власть над степью переходит к печенегам.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВЕ НА ХАЗАР

В год 6472 (964). [. ] И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

УДАЛЬ И УВАЖЕНИЕ

Сильнее всего развился дух удальства и предприимчивости при Святославе, когда удача следовала за удачей. Удалые толпы ходили с ним на степи, победили хазар, которым их предки некогда платили дань. Это должно было сильно возвысить народное чувство, еще более прикреплять народы к Киеву и внушать к нему уважение; ибо из Киева исходили такие славные подвиги.

ВОЙНЫ СВЯТОСЛАВА И КРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.

Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫ

Только в странах, где бразды правления были у Славяно-Ариев, больших успехов даже не ожидали. Гордый народ не прекращал вести борьбу против беспощадной внешней политики Хазарского паразитизма. Русские князья Олег и Игорь вели ожесточенную борьбу с Хазарами. Но сокрушительный удар нанес Светлый воин Святослав.

После заключения мира с Византией, Святослав отправился в сторону дома. Достигнув устья Днепра, он на ладьях отплыл к порогам. Мудрый воевода Свенельд предупреждал его: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но Святослав не прислушался к мудрому совету воеводы. В 971 году князю по Днепру подняться не удается, и он вместе со своим войском остается зимовать в устье реки.

В марте 972 года он повторил попытку прорваться, но печенеги терпеливо поджидали русов. В этой ожесточенной схватке погибло много воинов Святослава, и сам князь тоже был повержен. Как гласят летописи, Светлому Воину отрубили голову, и печенежский князь, Куря, сделал из нее чашу, покрыв ее серебром и золотом. На пирах он и пил из нее вино. Так, закончил свой век храбрый князь Киевский Святослав Игоревич. Свенельду, с несколькими уцелевшими воинами, получилось вернуться в Киев к Ярополку.

Много столетий прошло, на дворе XXI век, но народ помнит своих героев, в число которых входит Светлый Воин, внесший неоценимый вклад в ход истории государства Российского.

Источники
http://wap.vsekratko.ru/history/history_kratko_plemya_hazarov.html
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/HAZARSKI_KAGANAT.html
http://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xiv-vv/21-razgrom-xazarskogo-kaganata.html
http://obrazovaka.ru/istoriya/razgrom-hazarskogo-kaganata-god.html
http://historynotes.ru/hazarskiy-kaganat/
http://works.doklad.ru/view/fS_O7EM2eAE.html
http://2mir-istorii.ru/sobytiya-srednii-veka/1001-hazarskiy-kaganat.html
http://nashahistory.ru/materials/otnosheniya-mezhdu-hazarskim-kaganatom-i-slavyano-rusami-v-seredne-viii-x-vv
http://ria.ru/20080904/150970602.html
http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vostochnyi-pokhod-sviatoslava
http://obrazovanie.guru/istoriya/razgrom-hazarskogo-kaganata-svyatoslavom.html
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector