Вавилонское царство — кратко

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Главная > Реферат >История

Вавилонское царство до Хаммурапи

Хаммурапи — царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Шестой царь Вавилона – Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законов состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”, перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

282 статьи законов;

Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов других государств.

Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. По данным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийской службе, возможно — наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Начало царствования Набопаласара падает на 626 г. до н. э., и вскоре Вавилония стала, по-видимому, уже независимой от Ассирии.

Набопаласар умер в 604 г., вскоре после решающей победы над остатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной под Каркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же году вступил на престол.
Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями.

Положение рабов и рядовых свободных

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором, сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону — главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол. Сюда могла входить лишь особая избранница — жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

3. Упадок и новое возвышение Вавилона.

Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена горцев и завоевали Вавилон.

В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

Главным женским божеством была Иштар — богиня плодородия и любви; она также помогала женщинам при родах.

Расцвет Вавилонского царства (18 в. до н. э.). Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Как и египетские фараоны, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы и т. п. Однако в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был: он получил свою власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю.

Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу (вельможам, сборщикам налогов, пастухам царских стад и т. д.). Землею — полем и садом — наделялись также воины.

Общины земледельцев в Вавилонии. Община являлась объединением земледельцев, живущих по соседству.

В отличие от Египта в Вавилонии наряду с царскими землями существовали земли, принадлежавшие общинам. Земля каждой общины была поделена между семьями на участки, которые передавались по наследству.

Общинники обрабатывали участки с помощью собственного скота.

Общинники следили за состоянием оросительных сооружений (каналов, заградительных насыпей) на территории своей общины. За порядок на этой территории также отвечала община (если кто-нибудь был ограблен на ее земле, а преступник не найден, то общинники совместно возмещали ущерб потерпевшему).

Общинники платили налог (зерном и другими продуктами) в царскую казну.

Подобные общины земледельцев существовали не только в Вавилонии, но и в большинстве древних стран Азии (о существовании общин в Египте ничего не известно).

Законы царя Хаммурапи. Крупнейшим событием в истории всего Двуречья было создание свода законов, изданного от имени вавилонского царя Хаммурапи. В странах Древнего Двуречья эти законы считались образцовыми, их изучали и переписывали на протяжении полутора тысяч лет.

Ученые нового времени разбили текст законов на 282 параграфа.

За убийство, грабеж, кражу, укрывательство беглого раба и многие другие преступления полагалась смертная казнь. Членовредительство каралось в соответствии с древним обычаем «око за око, зуб за ауб» (т. е. равным за равное). В законах сказано:

Если человек выколол глаз человеку, то ему самому следует выколоть глаз.

Если человек выбил зуб человеку, то ему самому следует выбить зуб.

По законам свободные люди несли ответственность за нерадивую работу.

Если общинник не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, то виновный обязан возместить убытки.

Если строитель построил дом так, что он обвалился, то строитель должен отстроить дом за свой счет.

В законах неоднократно упоминаются рабы, в основном это были чужеземцы; рабы рассматриваются как вещь, которую можно продать и купить.

Свободных вавилонян царь, как глава государства, стремился оградить от бессрочного порабощения. В законах сказано: если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь; при этом раб-должник будет служить в доме заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить его на свободу.

В своде законов Хаммурапи подробно рассматриваются отношения между людьми:

устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества;

оговариваются размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д.;

определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада финиковых пальм, быков и ослов.

Издание свода законов ограничивало произвол властей и способствовало установлению правопорядка в стране. В известной степени Хаммурапи был прав, когда во вступлении к тексту законов заявлял, что он дал «сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого».

Особенности религиозных верований. Как и египтяне, жители Вавилонии обожествляли природу. Почитали богов неба, солнца, луны, земли, воды.

Главным женским божеством была Иштар — богиня плодородия и любви; она также помогала женщинам при родах.

Когда Вавилон превратился в столицу большого государства, бог-покровитель этого города Мардук стал почитаться главным богом, царем богов.

В отличие от египтян вавилоняне представляли себе царство мертвых страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.

В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса.

История

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.).

В XXII в. до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Старовавилонский период

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства.

В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне.

В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса.

Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств.

За 1764—56 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период

При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.

Официальным названием государства касситов было Кардуниаш.

Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии.

Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн.

Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Ассиро-вавилонский период

Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии.

В начале XI в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи.

Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии.

Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей.

Нововавилонский период

Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.).

При Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.

В 539 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.

Следует заметить, что не все переселённые в Вавилонию обращались в рабство: наглядный тому пример — иудеи, многие из которых не стали рабами. В документах из городов Вавилонии мы встречаем еврейские имена как среди рабов, так и среди свободных.

Следует заметить, что не все переселённые в Вавилонию обращались в рабство: наглядный тому пример — иудеи, многие из которых не стали рабами. В документах из городов Вавилонии мы встречаем еврейские имена как среди рабов, так и среди свободных.

У нас есть данные, что вавилонские цари пользовались наёмниками; в основном же войско вербовалось из сельского населения. Однако теперь, в условиях тяжёлого материального положения земледельцев, трудно было создать войско, которое являлось бы достаточно надёжной опорой существования рабовладельческого государства. В дальнейшем слабость армии сказывалась всё больше.

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #19b5e9c0-4130-11eb-b14f-45cb69fdb36c

Период расцвета Древнего Вавилона связывают с именем Хаммурапи, правителя, который взошел на престол в 17 веке до н. э. и проводил активную политику завоеваний. Именно он создал ту самую империю, которая имела важное культурное и политическое значение. После его смерти город был захвачен касситами.

Вавилонское право

Однако прославился Хаммурапи не только этим, а и тем, что придумал законы – источники права, регулирующие многие области жизни людей, от владения собственностью до заключения браков. Этот свод законов был настолько полным, что впоследствии его превзошли только позднейшие правовые нормы Древнего Рима.

Основные законы были закреплены на так называемом “столбе Хаммурапи” – стеле из базальта. На ней высекли надписи клинописью, который мог прочитать любой грамотный человек.

В “Законе Хаммурапи” нет элементов морализаторства и религии, за исключением фразы о том, что власть царя исходит от богов.

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО проголосовал в пятницу в пользу включения древнего города Вавилона, расположенного на территории Ирака, в Список всемирного наследия. Иракские власти добивались этого с 1983 года. При этом комитет отказался признавать древний город объектом культурного наследия, находящимся под угрозой, несмотря на протест представителя Ирака.

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО проголосовал в пятницу в пользу включения древнего города Вавилона, расположенного на территории Ирака, в Список всемирного наследия. Иракские власти добивались этого с 1983 года. При этом комитет отказался признавать древний город объектом культурного наследия, находящимся под угрозой, несмотря на протест представителя Ирака.

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии, находившийся в исторической области Аккад. Сейчас его руины расположены у окраины современного города Эль-Хилла, в 90 км к югу от иракской столицы Багдада. Сам город был основан не позднее III тысячелетия до н. э., а во II–I тысячелетиях до н. э. был столицей Вавилонского царства. Площадь этого городского комплекса равна 18 кв. км, территория руин — около 10 тыс. кв. км. При этом археологические раскопки были проведены лишь на 15% этой территории.

После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора. Наконец (через 7 лет), воцарился Валтасар (пророк Даниил называет его сыном Навуходоносора), который царствовал около 17 лет. В 17-й год своего царствования, когда грозило ему нападение мидян и персов, Валтасар беспечно пировал в Вавилоне, не думая об опасности.

После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора. Наконец (через 7 лет), воцарился Валтасар (пророк Даниил называет его сыном Навуходоносора), который царствовал около 17 лет. В 17-й год своего царствования, когда грозило ему нападение мидян и персов, Валтасар беспечно пировал в Вавилоне, не думая об опасности.

Однажды, во время пира царь Валтасар, для поругания Бога истинного и восхваления своих идолов, приказал принести сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма, и пил из них сам и все присутствовавшие с ним. За такое кощунство последовал суд Божий: в воздухе явилась рука, которая писала на стене какие-то слова.

Валтасар затрепетал от ужаса и закричал, чтобы привели к нему гадателей. Пришли мудрецы вавилонские, но никто из них не мог даже прочитать написанного.

Пришедшая же в это время в палату царица сказала Валтасару: «Не смущайся, царь. Есть в царстве твоем человек, в котором дух Святого Бога, — это Даниил. Он объяснит значение слов». Даниил был в то время удален от царского двора.

Когда введен был Даниил, царь сказал ему: «Если ты можешь прочитать и объяснить написанное, то будешь облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и будешь третьим властелином в царстве».

Даниил от наград отказался. Он напомнил царю, как Бог вразумил возгордившегося Навуходоносора. «И ты, царь, зная все это, не смирил сердца своего, восстал против Господа небес и пил из сосудов Дома Его, величал бездушных идолов, а Бога, в руке Которого дыхание твое и все пути твои, ты не прославил. За это и послал Бог руку, начертавшую эти письмена. Вот что написано: мене, текел, фарес :

мене значит — исчислил Бог твое царство и положил ему конец;

текел значит — взвесил тебя и нашел очень легким;

фарес значит — разделил твое царство и отдал мидянам и персам.

Царь сразу же наградил Даниила, как обещал.

В ту же самую ночь войска мидян и персов под водительством царя Кира персидского вторгнулись в город и овладели им.

Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На место его явилось царство мидо-персидское, — серебряное по сновидению Навуходоносора, как объяснил ему тогда пророк Даниил.

Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина.

[su_spoiler title=»Источники» style=»fancy»]http://works.doklad.ru/view/ZBseUE_2tq0.html
http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html
http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/300-vavilonskoe-tsarstvo.html
http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-drevnego-mira/spravochnyie-materialyi-po-istorii-drevnego-mira/drevnie-gosudarstva-zapadnoj-azii-i-severo-vostochnoj-afriki/vavilonskoe-czarstvo-9677/
http://guide-israel.ru/history/29081-vaviloniya-609-539-g-do-n-e/
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st077.shtml
http://www.docsity.com/ru/staro-vavilonskoe-carstvo/1134120/
http://obrazovaka.ru/istoriya/drevniy-vavilon-obschestvo-vozniknovenie-zakonov.html
http://www.kommersant.ru/doc/4024391
http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb112.htm
[/su_spoiler]
София
Оцените автора
Добавить комментарий