Средневековая Индия — кратко

Еще с древности существовало деление индийского общества на четыре варны, вне которых находились «неприкасаемые». В дальнейшем это деление потеряло первоначальную строгость: так, в варне брахманов могли быть не только жрецы, но и землевладельцы, чиновники, военачальники.

Защищенная почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна. В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же издревле нападали враги.

После очередного нашествия кочевников и падения державы Гуптов Индия оставалась раздробленной в течение нескольких столетий. Возникавшие государства ожесточенно боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Каждое из них, в свою очередь, делилось на более мелкие княжества во главе с князьями — раджами, которые тоже враждовали между собой. Города пустели, торговля приходила в упадок.

Когда в 8 веке арабские армии подошли к западным границам Индии, они не встретили серьезного сопротивления и со временем подчинили всю ее северную часть.

Однако настоящее завоевание Индии мусульманами началось в 11 веке, когда мусульманский правитель Хорасана Махмуд Газневи 15 раз ходил войной в Индию. Из каждого похода он привозил обозы, груженные золотом и другой ценной добычей. Мусульмане (преимущественно таджики и тюрки) потоком хлынули в Северную Индию и захватили ее вплоть до Бенгалии.

В начале 13 века на северных индийских землях возникло сильное мусульманское государство со столицей в городе Дели — Делийский султанат. Со временем султаны подчинили своей власти большую часть Индии. Иногда они назначали управлять завоеванными областями своих приближенных, а иногда местные раджи, добровольно подчинившись верховной власти султана и начав платить налоги в казну, сохраняли свои владения на труднодоступных лесистых и горных окраинах страны.

Страх перед монголами, которые как раз в это время завоевывали Китай и Среднюю Азию, заставил многих князей сплотиться вокруг султана. Монголы и в самом деле в 13 веке не раз нападали на северные земли Индии, доходили до Дели. Однако там они встретили упорное сопротивление, и закрепиться так и не смогли. В начале 14 века они были разбиты и прекратили нападения, что позволило султанам расширить границы своей державы на юг и на восток. Только в южной части Индостана правили независимые индийские раджи.

Сильнейший удар по Делийскому султанату нанесло в конце 14 века нашествие очередного жестокого завоевателя — Тимура (Тамерлана). В 1398 году Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увел в плен сотни тысяч людей.

На обратном пути в Среднюю Азию Тимур превращал в выжженную пустыню все земли, по которым он проходил. Железный Хромец увел с собой из Индии множество мастеров. Это их руками будет отстроена столица Тимура Самарканд.

После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до 16 века, когда Делийский султанат перестал существовать.

Зато на юге накапливало силы индусское царство со столицей в «городе победы» — Виджаянагаре.

Еще с древности существовало деление индийского общества на четыре варны, вне которых находились «неприкасаемые». В дальнейшем это деление потеряло первоначальную строгость: так, в варне брахманов могли быть не только жрецы, но и землевладельцы, чиновники, военачальники.

Постепенно появилось более дробное деление на касты, причем для самих индийцев принадлежность к касте (иногда очень малочисленной) была важнее, чем принадлежность к соответствующей варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся определенным видом деятельности и четко отделявшая себя от всех других каст. Принадлежность к касте определялась происхождением, ее члены обычно заключали браки только друг с другом.

Большинство торгово-ремесленных каст образовалось в результате разделения труда и выделения новых профессий, другие касты возникли в результате присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племен. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их не оставалось постоянным: одни касты исчезали, другие возникали (в современной Индии их не менее 3 тысяч).

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Слухи о богатствах Индии, об уди­вительных сокровищах, драгоцен­ных камнях этой земли достигали самых отдалённых уголков средне­векового мира. Русский купец Афа­насий Никитин побывал в Индии в XV в. и написал книгу «Хождение за три моря».

Раджпутские государства

В начале XIII в. один из мусульманских полководцев, Кутб ад-Дин Айбек, захватил власть на завоёванных в Индии территориях. Он провозгласил себя султаном и сделал своей столицей город Дели. Появилось новое государство — Делийский султанат. В ознаменование свое­го могущества султан приказал построить самую высокую башню в мире — минарет Кутб-Минар.

Свои богатства правители и знать нажива­ли за счёт тяжёлого труда крестьян и ремес­ленников и огромных налогов, которые пра­вители с них взимали. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Минарет Кутб-Минар. Дели. XIII в.
Танцующий Шива. XII в.

Богатства Индии привле­кали монголов. В XIII в. они неоднократно вторгались в Индию. В конце XIV в. вой­ска жестокого завоевателя Тимура разбили армию сул­тана. Тимур разрушил Дели и разорил его округу. Он уничтожил значительную часть населения, а остав­шихся в живых угнал в плен. Делийский султанат не смог оправиться от этого удара. Он ослаб, и его тер­ритория значительно сокра­тилась. В XVI в. Северная Индия была захвачена но­выми мусульманскими завоевателями.

Слухи о богатствах Индии, об уди­вительных сокровищах, драгоцен­ных камнях этой земли достигали самых отдалённых уголков средне­векового мира. Русский купец Афа­насий Никитин побывал в Индии в XV в. и написал книгу «Хождение за три моря».

Делийское государство было непрочным: феодалы не желали подчиняться султану; хозяйственные связи между отдельными районами султаната были очень слабыми; население ненавидело завоевателей. В различных областях страны часто вспыхивали народные восстания.

Индийская средневековая культура.

Индийская наука начала развиваться столь же давно как и китайская. Индийские цифры через арабов достигли Европы. Индийские астрономы еде в раннее средневековье знали, что Земля — это шар, вращающийся вокруг своей оси. Индийские врачи применяли уже тогда свыше 200 различных хирургических инструментов.

Они умели снимать бельмо с глаза, вырезать аппендикс, обезболивать при операциях. Индийские химики изготовляли краски, которые не боялись горячей воды, и искусственные удобрения для полей.

Талантливые народы Индии создали замечательные творения архитектуры, скульптуры, живописи. Руками безымянных каменотёсов было воздвигнуто много величественных храмов, отчасти сохранившихся до наших дней. Некоторые из них высекались на каменистых склонах гор в виде огромных пещер; другие вырубались в скалах; третьи целиком вырезались из каменных глыб.

Почти все они украшались статуями и барельефами богов (ибо в Индии, как и в других странах, искусство находилось под сильным влиянием религии). Изображения индийских богов очень своеобразны. У них по нескольку голов и рук, их тела причудливо изогнуты. «Божество жизни» изображалось сидящим на цветке лотоса; «божество огня» — верхом на баране; «божество смерти» — оплетённое страшными змеями — кобрами.

Часто встречаются скульптурные группы, показывающие подвиги великих героев или проделки царя обезьян.

Исключительного великолепия достигли индийская архитектура и скульптура при Великих Моголах. Несметные богатства, которые накопили императоры и знать путём безжалостного угнетения трудового народа, давали им возможность воздвигать замечательные по красоте мечети, краснокаменные дворцы, беломраморные мавзолеи, разбивать прекрасные сады с фонтанами и аллеями.

В Индии было высоко развито художественное ремесло. Индийские народные мастера издавна владели искусством шлифовки драгоценных камней, изготовления красивейших сабель и кинжалов, покрытых золотой и серебряной насечкой, изящных безделушек и украшений из камня, слоновой кости и ароматного дерева.

На весь мир славились превосходные индийские. ковры, парча, муслин, узорчатые шерстяные шали, вышитые и разрисованные ткани, чеканная посуда. Замечательные памятники изобразительного искусства и архитектуры средневековой Индии вызывают восторг и восхищение и в наши дни.

ПРИЛОЖЕНИЕ — РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК XV ВЕКА АФАНАСИЙ НИКИТИН ОБ ОДНОМ ИЗ ИНДИЙСКИХ ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕТЕЛЕЙ

С султаном выходит триста тысяч войска. Земля здесь весьма многолюдна. Сельские люди очень бедны, а господа богаты и роскошны; носят их на серебряных носилках и водят перед ними до двадцати коней в золотых сбруях; на конях же за ними — триста человек, да пеших пятьсот человек, да трубников десять, да литаврщиков десять человек, да свирельников десять человек.

Султан же выезжает на потеху с матерью и с женой, да с ним на конях десять тысяч человек, да пеших пятьдесят тысяч. А слонов водят двести человек, наряженных в золочёные доспехи.

Да перед султаном идёт сто человек трубников, да плясунов сто человек, да коней простых триста в золотых сбруях, да обезьян за ним сто.

Развивалась санскритоязычная литература. Лирические произве­дения и пьесы великого Калидасы переведены на многие современные языки. С приходом мусульман в стране появилась и персоязычная лите­ратура.

В средневековой Индии развивались естественные науки, особенно математика, астрономия, медицина. Индийцы — создатели «арабских цифр», которыми нынче пользуются все математики. Наша школьная арифметика также имеет индийское происхождение. Давние индийс­кие методы лечения целебными травами изучают современные медики.

Развивалась санскритоязычная литература. Лирические произве­дения и пьесы великого Калидасы переведены на многие современные языки. С приходом мусульман в стране появилась и персоязычная лите­ратура.

Индийские мастера-строители вырубали в скале или возводили из камня величественные храмы, украшенные рельефами, скульптурой и росписью. В Делийском султанате выросли великолепные мусульман­ские храмы. Но запрет ислама изображать людей и животных обеднял индийское искусство.

Индийцы очень любили музыку и танцы. Они не просто танцевали — рассказывали языком танца о любви, богах и героях. В их танцах каж­дое движение тела, каждый жест (особенно пальцев рук) имеет глубокий смысл. Ремеслом танцовщика или танцовщицы овладевали годами.

Не чужды были индийцам также игры и развлечения. Они изобрели шахматы, увлекались игрой в кости. Отдавали должное спортивным играм, прежде всего — поло (игра с мячом верхом на лошадях). Материал с сайта //iEssay.ru

  • Пятиярусная 73-метровая башня Кутб-Минар в Дели. XIII в.
  • Танцовщица на фоне индусского храма. Фото

    Санскрит — литературный язык древней и средневековой Индии.

    Искусство средневековой Индии

    Поможем написать любую работу на подобную тему

    Искусство средневековой Индии

    Искусство средневековой Индии

    Искусство средневековой Индии

    Архитектура периода Делийского султаната. Архитектура периода мусульманских династий в Северной и Центральной Индии отличается своей масштабностью, широким применением портально-купольных композиций, утонченностью и разнообразием форм. К числу выдающихся произведений времени Делийского султаната (13 в.) относятся развалины мечети Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар.

    Миниатюра. Ранние образцы миниатюр, сделанные на пальмовых листьях, сохранились с 12 века. Они происходят из районов Гуджерата, Бенгалии и Непала и иллюстрируют религиозные тексты.
    Расцвет миниатюры падает на 16—18 века. В этот период имеют место несколько художественных школ, из которых главные — могольская и радж-путская.

    Могольская школа, возникшая с приходом бабуридов, развивалась на первых порах в контакте с миниатюрной живописью Могольская школа складывалась как придворная. Здесь изображались развлечения, военные эпизоды, приемы, царские охоты, фейерверки, посещение шахом отшельника, гаремные сцены и т. д. Особенность могольской школы — профильный портрет, весьма глухая, холодная цветовая гамма, с применением разбелки, частое использование техники сияхи-калям — черного тушевого рисунка по бумаге цвета слоновой кости.

    Начиная с первых веков новой эры, усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом частного землевладения.

    Сословно-классовое деление

    Начиная с первых веков новой эры, усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом частного землевладения.

    Факторы, ускорявшие расслоение индийского общества:

    • углубление имущественной дифференциации среди общинников-крестьян;
    • пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян;
    • увеличение, прежде всего за счет пожалований, земельной собственности индусских храмов и буддийских монастырей, которые вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работников, рабов.

    Сословия средневековой Индии:

    • брахманы и кшатрии (землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы, полноправные общинники);
    • вайшии (купцы и ремесленники);
    • шудры (обедневшие землевладельцы, держатели земли от общины, ремесленники);
    • «неприкасаемые» (бесправные арендаторы и слуги общины, лишенные каких-либо владельческих прав, находившиеся в полурабской, полукрепостной зависимости).

    Процесс классового расслоения протекал в Индии весьма своеобразно. Он характеризовался длительным сохранением крайней мозаичности и господствующего, и эксплуатируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщинного крестьянства из «неприкасаемых» каст применялась в хозяйствах как крупных землевладельцев, так и рядовых общинников.

    Утверждение власти мусульманских правителей привело к значительному изменению состава высшей правящей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в территориальный состав султаната. Некоторые более мелкие индийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выплачивать султану дань.

    По мере распада Могольской Индии, ослабления позиций могольских правителей усиливается власть местных заминдаров — и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система отношений. Иерархия прежних военных и гражданских чинов, получающих свою долю прибавочного крестьянского продукта через налоговый аппарат государства, начинает вытесняться иерархией феодальных землевладельцев.

    Характерные черты религиозной правовой системы. Развитие правовой системы средневековой Индии характеризуется рядом особенностей.

    Характерные черты религиозной правовой системы. Развитие правовой системы средневековой Индии характеризуется рядом особенностей.

    Во-вторых, партикулярным характером нрава, обусловленным отсутствием централизованного индийского государства. Лишь с приходом мусульманских завоевателей произошла правовая унификация: сокращается сфера применения индусского права, и используется территориальный принцип реализации права в отношении всех жителей завоеванного султаната.

    Система источников средневекового права Индии. В средневековой Индии сохраняли свое значение традиции и нормы обычного права индусов, закрепленные в дхармашастрах, в частности в Законах Ману, Нараде и т.д. Но «священное право» дхармашастр необходимо было приспособить к новым условиям – условиям феодального общества.

    Кроме того, в качестве источника права следует рассматривать указы и распоряжения правителей.

    Мусульманские завоевания приносят с собой новый источник права – Коран. Существовало известное разделение общественных отношений, которые регламентировались нормами индусского права и нормами мусульманского права. Уголовно-правовые отношения, поземельные отношения регулировались нормами шариата, а наследственные и семейно-брачные отношения регламентировались в зависимости от религиозной принадлежности субъекта права.

    Ч. 4. Индия в VI-XVI вв. Ссылки на другие части — см. в конце статьи. Библиография — см. ст. Индия (XVIII в. — нач. XX в.).

    Ч. 4. Индия в VI-XVI вв. Ссылки на другие части — см. в конце статьи. Библиография — см. ст. Индия (XVIII в. — нач. XX в.).

    В XIII — начале XIV в. в Южн. И. и на Декане существовали государства Пандьев (Тамилнаду), Ядавов из Девагири (Махараштра и Сев. Карнатака, 1191—1317), Какатьев из Варангала (Андхра, середина XII в. — 1322) и Хойсалов из Дварасамудры (Южн. Карнатака, 1110—1346).

    Делийский султанат (1206—1526)

    За время существования Делийского султаната сменилось 5 династий, тюркских и афганских по происхождению: так называемая «династия гулямов» (1206—1290), Хилджи (1290—1320), Туглаков (1320—1413), Сайидов (1414—1451) и Лоди (1451—1526).

    Несколько султанов первой династии сыграли особенно большую роль в истории государства. Подлинным его создателем можно считать Шамс-ад-дина Илтутмыша (1211—1236). Он ввел единую монетную систему, просуществовавшую до середины XVI в. При нем Дели превратился в крупный город. Илтутмышу удалось присоединить к султанату Центральную И. и Бенгалию. Следующий подъем произошел в правление Гияс-ад-дина Балбана (1266—1287). Он истребил знать, мешавшую прежде султанам править самодержавно, заложил основы административной системы.

    Во главе Делийского султаната стояла инонациональная и иноконфессиональная военная организация. Все государственные служащие считались военными, хотя могли выполнять и гражданские обязанности. Регулярного административного деления первоначально не существовало. Право на взимание налога с определенного удела (икта) являлось платой военачальников за их службу. Владельцы икта (иктадары, или мукта) могли раздавать мелкие уделы своим офицерам.

    Рельефная скульптура

    Древний храм в Дели

    Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.

    Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.

    Скульптура в храме Кайласанатха в Эллоре

    Скальный храм Бадами

    Крепость Голконда


    В X — XI веках Индия вступила в период развитого феодализма. В Это время в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов.

    Скульптура в храме Махабалипурамы

    Прибрежный храм в Махабалипураме. 8в.

    Древний храм в Дели

    Янтарный Форт. Джайпур. Раджастан.

    Рельефная скульптура

    Конарк, храм Сурьи (Солнца). Рельефная скульптура.

    Храм, посвященный древней богине Минакше


    Стремясь передать щедрость и изменчивость природы, которую олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера изображали их фантастическими многоголовыми и многорукими существами. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев. Поражает воображение величественная шестиметровая статуя трехликого Шивы, высеченная из каменной глыбы.

    Трехликий Шива

    Гробница Хамаюна в Дели

    Минарет Кутб-Минар в Дели. 13век.


    В 1230 году в Дели был построен огромный минарет Кутб-Минар. Его стройный и одновременно мощный ствол достигал в высоту 73метров, а диаметр основания имел 16 метров. Массивные, словно ребристые грани, перехваченные в ряде мест узорными поясами, узорные балконы, как бы сдерживающие неудержимый рост минарета кверху, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему ощущение монументального величия.

    Фрагмент минарета Кутб-Минар

    Мавзолей Тадж — Махал

    1. Выделите основные государства средневековой Индии.

    Подробное решение параграф § 26 по истории для учащихся 6 класса, авторов Ведюшкин В.А., Уколова В.И. 2014

    • Гдз тетрадь-тренажёр по Истории за 6 класс можно найти тут

    Особенности устройства общества в Древней Индии.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Выделите основные государства средневековой Индии.

    В 6 в. Индия под ударами кочевнков распалась на множество княжеств. В Северной и части Центральной Индии каста раджапутов образовали около двух десятков княжеств. В начале 13 века на территории Индии был образован Делийский султанат. В 16 в. Северная Индия была захвачена мусульманами и вошла в состав мусульманских государств.

    2. Каким было устройство общества в средневековой Индии?

    В индийском обществе сохранилось деление на 4 варны: брахманов – жрецов, кшатриев – воинов, вайшьев – земледельцев и торговцев, шудр – слуг. Кастовое деление общества усложнилось. Касты – это большие обособленные группы людей, члены которой объединены по происхождению, роду занятий, обычаям, образу жизни. Таких каст в средневековой Индии существовало более 3 тысяч. Принадлежность к касте была пожизненной и передавалась по наследству. Варно-кастовая система определяла жизнь людей.

    Источники
    http://wikiwhat.ru/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
    http://obrazovaka.ru/istoriya/yakobinskaya-diktatura-vo-francii.html
    http://obrazovaka.ru/question/prihod-k-vlasti-yakobincev-god-79984
    http://100worldhistory.ru/1793-1/1793-1.html
    http://styduhelper-ru.com/drugie-predmety/question-10242253
    http://arzamas.academy/materials/756
    http://www.uk-amparo.ru/amparo00170.html
    http://www.finteoria.ru/srednevekovaya_indiy.html
    http://doklad-referat.ru/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F
    http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/382-indiya-v-srednie-veka.html
    http://iessay.ru/ru/other/istoriya-srednih-vekov/stati/srednevekovaya-indiya/kultura-srednevekovoj-indii
    http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=630
    http://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-gosudarstvenno-pravovogo-razvitiya-indii-v-srednie-veka
    http://studme.org/93674/pravo/pravo_srednevekovoy_indii
    http://w.histrf.ru/articles/article/show/indiia_vi_xvi_v
    http://cvetamira.ru/indiyskoe-srednevekovoe-iskusstvo
    http://resheba.me/gdz/istorija/6-klass/vedyushkin-ukolova/26
  • Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    Adblock
    detector