Международные отношения в 1930 е годы

Международные отношения в 1930 е годы

 

Напряженная обстановка сложилась на Дальнем Востоке, где возмутителем спокойствия стала Япония. В сентябре 1931 г. японские войска захватили Маньчжурию и через полгода создали на се территории марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с бывшим китайским императором Пу И. Протесты и требования Лиги Наций не возымели действия, более того, в 1933 г. Япония вышла из состава Лиги Наций.

Однако от подписания военной конвенции Франция отказалась. 16 мая

1935 г. договор о взаимопомощи был подписан с Чехословакией. Он был идентичен советско-французскому, за исключением одной статьи, предусматривавшей, что СССР сможет оказать помощь Чехословакии только в том случае, если помощь ей окажет и Франция.

В 1936 г. начались сближение и координация действий Германии и Италии. Особенно наглядно это проявилось в событиях в Испании, где в июле

В 1937 г. германо-итальянское сближение продолжилось: Гитлер посетил Рим, а Муссолини побывал с ответным визитом в Берлине. Во время этих встреч были достигнуты новые договоренности о согласовании взаимных интересов на Балканах и о расширении помощи Франко. В ноябре

Гитлеровская экспансия в Европе тем временем продолжалась. Неотъемлемой частью великого Третьего рейха казалась Гитлеру этнически и культурно близкая Германии независимая Австрия. Нацистское движение в Австрии процветало, что гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. «Все немцы должны жить в одном государстве!» — заявлял Гитлер. Необходимо было убедить в этом своих оппонентов.

Польши, не давшее согласия на пропуск советских войск на свою территорию для отражения германской агрессии. 21 августа трехсторонние англо- франко-советские переговоры были прерваны.

25 августа 1939 г. в Лондоне было подписано англо-польское соглашение о взаимопомощи. Оно предполагало, что помощь будет оказана немедленно. В секретном протоколе определялись государства или территории, которые входили в сферу интересов сторон: Бельгия, Голландия, Данциг и Литва. Упоминались также Латвия, Румыния и Венгрия.

Таким образом, переход от политики создания системы коллективной безопасности к оформлению собственной сферы влияния в Восточной Европе свидетельствовал о коренном изменении внешнеполитической стратегии СССР. Глобальная война за передел политической карты мира стала неизбежной.

Международные отношения в 1930 е годы

Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.

Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.

Международная обстановка была нестабильной. В 1925-1926 г. обострились англо-советские отношения. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела Англии. Поводом послу жила материальная помощь, оказанная советскими профсоюзами английским рабочим во время всеобщей стачки. В 1927 г. британское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР, аннулировало торговое соглашение.

Такое поведение агрессоров стало возможно из-за пассив ной, выжидательной политики европейских государств и нейтралитета США. Ведущие политики Запада заявляли, что их глав ной целью является предотвращение войны, пусть даже путем уступок агрессорам (так называемая политика «умиротворения»). В США же был принят закон о нейтралитете, который запрещал продажу оружия и военных материалов воюющим сторонам, не делая при этом различий между агрессором и жертвой нападения.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира.

Разработал: учитель истории Бадюкевич Валерий Васильевич

Тема урока: «Международные отношения в 1930-е г.г.»

1. Рассмотреть и охарактеризовать систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.
2. Выяснить причины нарастания международной напряжённости в 1930-е г.г. и её последствия для мира.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Основные понятия: политическая ось «Берлин — Токио — Рим», аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», система коллективной безопасности.

Крах Версальско – Вашингтонской системы международных отношений.
Несостоятельность Лиги Наций.
Мюнхенский сговор 1938 г.
Провал идеи коллективной безопасности.

Ход урока

I.Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Латинская Америка в первой половине XX века».

1. Проверка выполнения домашнего задания (тест)

II. Изучение нового материала

Вводное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира.

Вопросы классу.

— Как называлась система международных отношений, сложившаяся в 1920-е г.г., после окончания Первой мировой войны?
— Дайте краткую характеристику этой системе.
— В чём была слабость этой системы, её неустойчивость?

Беседа по теме.

Неэффективность Версальско–Вашингтонской системы привела к тому, что уже с середины 1930-х г.г. начался её распад. Причина распада – последствия мирового экономического кризиса и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.

Вопрос классу: — Какая организация должна была обеспечивать мир и безопасность?

(Учащиеся подводятся к мысли о несостоятельности Версальско–Вашингтонской системы и Лиги Наций)

Задание 1. Работа с учебником.

— Прочитать параграф 19 и доказать на основе фактов слабость и несостоятельность Версальско – Вашингтонской системы международных отношений и Лиги Наций.

Выписать в тетради события и явления внешней политики, показывающие крах системы.

Задание 2. Работа с картой.

— Покажите на карте страны – агрессоры и завоёванные ими территории в 1930-е г.г.
Мы видим, что в этих условиях Лига Наций не могла воспрепятствовать агрессии.

Лекционный материал.

Постепенно стал складываться блок государств, которые и развяжут Вторую мировую войну. В 1936 г. Германия и Япония заключили соглашение о совместной борьбе против Коминтерна, а спустя год к ним присоединилась Италия. Возникший союз получил название «ось Берлин-Токио-Рим».

В 1938 г. Гитлер присоединил Австрию (аншлюс), а затем выдвинул претензии на Судетскую область Чехословакии. Это грозило серьёзным европейским конфликтом. Но Великобритания и Франция встали на путь «умиротворения» Гитлера и потребовали от Чехословакии согласиться на её раздел.

Это было позором, который получил в истории название «Мюнхенский сговор». В Мюнхене Гитлер обещал больше не посягать на чужие территории, но уже в 1939 г. он развязал новую агрессию в Европе. В этой обстановке СССР предложил западным демократиям систему коллективной безопасности.

Задание 3. Работа с учебником.

— Прочитать раздел «Провал идеи коллективной безопасности» и ответить на вопросы:
— Что представляла собой система коллективной безопасности, предложенная СССР?
— Почему переговоры между СССР и Великобританией с Францией зашли в тупик? Используя текст параграфа, заполнить таблицу:

Год События, способствующие росту международной напряжённости в мире
1933
1935
1936
1937
1938
1938
1939

Вопросы классу:

— Как вы думаете, почему Великобритания и Франция не останавливали Гитлера?
— Какое из государств выиграло в наибольшей степени от дипломатических интриг?
— Итак, в каком положении оказался мир в конце 1930-х г.г.?

(Подвожу учащихся к выводу о том, что мир оказался на пороге Второй мировой войны)

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления материала:

— В чём главная причина нарастания напряжённости международных отношений в 1930-е г.г.?
— Каковы причины провала системы коллективной безопасности?
— Как вы думаете, могла ли система коллективной безопасности, предложенная СССР, снять напряжённость международных отношений?

Великобритания Сдерживание французских претензий на лидерство Положительное отношение к Германии Артур Невилл Чемберлен 60-й Премьер-министр Великобритании (1937—1940 гг.)

Тема урока. Международные отношения в 1930-е годы: мир между войнами Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ Видновской СОШ №4 Мазуряк Виктория Михайловна 2014 год

План работы 1. Крах Версальско-Вашингтонской системы 2. Несостоятельность Лиги Наций 3. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио» 4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 года 5. Провал идеи коллективной безопасности

Термины Политика «умиротворения», аншлюс, ось Берлин-Рим-Токио, Антикоминтерновский пакт, Мюнхенский сговор Даты 1936-1937 гг. – создание «оси Берлин-Рим-Токио 1938 г. – аншлюс Австрии к Германии. Мюнхенское соглашение 23 августа 1939 г. – советско-немецкий пакт о ненападении

Карта мира перед II Мировой войной

Внешнеполитические приоритеты ведущих стран мира в 1930-е гг. ХХ века

США Латинская Америка (политика «доброго соседа») СССР Европа (политика изоляционизма) Франклин Делано Рузвельт 32-ой Президент США (1932-1945 гг.)

Великобритания Сдерживание французских претензий на лидерство Положительное отношение к Германии Артур Невилл Чемберлен 60-й Премьер-министр Великобритании (1937—1940 гг.)

Франция Создание «тыловых союзов» в Восточной, Южной и Центральной Европе Прохладные отношения с Великобританией и США Изменение отношения к СССР на положительное Надзор за соблюдением условий Версальского договора Германией Эдуард Деладье 104-й Премьер-министр Франции (1938-1940 гг.)

Италия Увеличение территории Италии за счет некоторых европейских государств Дипломатические отношения с СССР Активное освоение африканских колоний (Эфиопия) Союз с Японией и Германией Поддержка антидемократических сил в Египте и антифранцузских выступлений в Сирии и Ливане Бенито Амилькаре Андреа Муссолини 40-й Председатель Совета Министров Италии (1922-1943 гг.)

Германия Нарушение условий Версальского договора Подготовка к войне с целью достижения реванша Адольф Гитлер рейхсканцлер Германии (1933-1945 гг.)

СССР Недоверие к Великобритании и Франции Сближение с Германией Экономическое сотрудничество с США Территориальные претензии к Польше, Румынии, Финляндии, Венгрии, Латвии, Литве, Эстонии Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) 1-й Генеральный секретарь ЦК ВКП(б ) (1922-1953 гг.)

Сплочение сил агрессии «Ось БЕРЛИН-РИМ-ТОКИО» –заключение военного союза между Германией, Италией и Японией в 1936-1937 гг.

Условия договора между Германией и Италией (25.10.1936 г.) Договоренность о равноправии сторон в сотрудничестве Признание захвата Эфиопии Италией Обязательства Италии поддерживать Германию в вопросе обретения колоний Договоренность о помощи франкистской Испании Проведение общей политики относительно Англии и Франции Курс на сближение с Японией Заключение «Стального пакта» (22.05.1940 г.)

Политика умиротворения агрессоров Причины Англия рассматривала Германию как противовес Франции в Европе Нарушение Германией условий Версальского договора, выход Германии из Лиги Наций Общественное мнение в ряде западноевропейских стран было на стороне «униженной» Германии Результаты Признание аншлюса Австрии к Германии Подписание Мюнхенского соглашения

Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор.

Чехословакия после Мюнхенского соглашения

Условия Мюнхенского соглашения (1938 г.) Судетская область со всеми промышленными объектами переходила к Германии Участники соглашения выступали гарантами новых границ Чехословакии Расчленение Чехословакии: Германии-Чехия; Польше-часть Силезии; Венгрии-Закарпатье; Словакии-независимость Всего Чехословакия лишилась одной пятой своей территории и четверти населения

Попытка объединения против фашистской агрессии

Вывод События 1939 года показали, что ни великие державы, ни Лига наций не имели достаточно воли и силы, чтобы остановить агрессию и возрастав­шую угрозу войны. Историки спорят, объяснялось ли это надеждой напра­вить натиск Германии на восток, или механизмы международных отноше­ний вообще не могут препятствовать подобным конфликтам. Как бы то ни было, август 1939 г. оказался последним мирным месяцем.

Домашнее задание Параграф № 15 учебника Заполнить таблицу в тетради: « Захваты и конфликты в 30-е гг. в Европе и мире» Годы Место Инициаторы Цели Результат 1931 Маньчжурия Япония Захват новых территорий в Китае. Усиление влияния Японии в этом регионе. Плацдарм для новых захватов На территории Маньчжурии было создано марионе -точное государство Маньчжоу-Го Пример заполнения таблицы

Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.

Вложение Размер
urok_vseobshchey_istorii_9_klass.docx 22.06 КБ

Урок всеобщей истории 9 класс «Международные отношения в 30-е годы».

Тип урока: урок изучения нового материала.

способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,

причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;

способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока: учебник, исторические документы.

1. Вводное слово учителя.

2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

3. Несостоятельность Лиги Наций.

4. Военно-политический блок «Берлин – Рим — Токио».

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

6. Провал идеи коллективной безопасности.

В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая — меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).

Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).

А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).

Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: — Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.

Германия — пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».

Т.о., к 1936 г .- путь к перевооружению был расчищен.

3. Несостоятельность Лиги Наций.

В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.

В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.

И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.

4. Военно-политический блок «Берлин – Рим — Токио».

Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.

Октябрь 1936 г . – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».

Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт ). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.

29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Провал идеи коллективной безопасности .

В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.

В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.

Начало агрессии

Мировой кризис 1929—1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось.

Правда, это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем — соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.

Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов.

Даты и события:

 

Немецкие войска переходят через Рейн у Кёльна

 

Слева направо: Чемберлен, Дападье, Гитлер, Муссолини в Мюнхене 1938 г.

Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».


Страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939

План урока:

  • Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
  • Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
  • Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова;

В качестве средства обучения применяется электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С (Таблица 1, Рисунок 1).

Таблица 1
Использование образовательных ресурсов для организации деятельности школьников

Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” Иные образовательные ресурсы
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось “Берлин-Рим-Токио”. Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты Раскрывать значения понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Словарная справка

Карта “Европа накануне Второй Мировой войны”

“Мюнхенское соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии” “Договор о ненападении между СССР и Германией”

Карикатура “Свадьба Гитлера и Сталина” 1939.

I Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.

Учитель ставит перед ученикам проблему и начинает составлять на традиционной доске меловой рисунок: опорный конспект “Международные отношения” (Рисунок 2).

Проблемные вопросы:

  1. Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
  2. Какими были внешнеполитические планы Гитлера? Как они соотносились с нацистской идеологией?
  3. В чем совпадали и в чем не совпадали планы Германии, Италии и Японии?

Примечание: проблемные вопросы и опорный конспект составлены по учебнику Кредера А.А. Новейшая история зарубежных стран. В классе ученики пользуются учебником Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.

II Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.

Проблемные вопросы:

  1. В чем причина неудач СССР в борьбе за коллективную безопасность?
  2. Почему Мюнхенское соглашение – позорная страница англо-французской дипломатии?
  3. Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область (Рисунок 3)?

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

“Прокляты — кто заняли тот смиренный рай с зайцами и ланями, с перьями фазаньими. Трекляты – кто продали, ввек не прощены. ”

  1. В чем причина советско-германского сближения в 1939 году?
  2. Как вы оцениваете этическую сторону Пакта о ненападении и Секретного протокола 1939 года (Рисунок 4).

III Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.

Учитель предлагает познакомиться с анимированной картой “Европа накануне II мировой войны” и ответить на вопрос, сформулированный в начале урока:

Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?

После того, как ученики выскажут свою точку зрения, звучат стихи Марины Цветаевой:

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 15 учебника;
  • Выучить содержание опорного конспекта-схемы;
  • Подготовиться к самостоятельной работе (Приложение 1).

Оборудование:

  • Проектор, компьютер, электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С, традиционная меловая доска.

Литература.

  1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М., 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М., 2011.
  3. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэзия XX века. М., 2008.
  4. “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С.
  5. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914–1997. 9 класс. М.. 2006.

4. Польша в 1930-е гг.

Познавательные УУД:
— умозаключения и делать выводы

3. Фашистская Италия в 1930-е гг.

4. Польша в 1930-е гг.

5. Франция в 1930-е гг.

6. Великобритания в 1930-е гг.

7. Чехословакия в 1930-е гг.

Приложение №2. Домашнее задание в формате ОГЭ.

1. Что явилось следствием политики умиротворения агрессора?
А. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Б. Бои на реке Халхин-Гол 1939 г.
В. Оккупация Чехословакии в 1939 г.
Г. Приход нацистов к власти в 1933 г.

2. Прочтите отрывок из допроса Гудериана после окончания Второй мировой и определите о каком событии идет речь.
«Если бы вы, французы, вмешались в 1936, мы бы проиграли все, и падение Гитлера было бы неизбежным»
А. Ремилитаризация Рейнской области
Б. Аншлюс Австрии
В. Итало-эфиопская война
Г. Японо-китайская война

3. Какое из перечисленных событий в истории международных отношений 1930-х гг. произошло позже остальных?
А. Марсельское убийство
Б. Выход Германии из Лиги Наций
В. Мюнхенский сговор
Г. Пакт Молотова-Риббентропа

4. Запишите термин, о котором идет речь:
В 1934-1935 гг. французским МИДом и советским НКИДом предпринимались попытки создать данную систему, что было отражено в проектах «Восточного пакт», «Балканской Антанты», советско-французском и советском-чешском договорах о союзе и взаимопомощи.
Ответ:_________________________

5. Существует точка, зрения, что пакт Молотова-Риббентропа 23.08.1939 года имел определенные положительные последствия для СССР. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.

2 часть урока – защита проектов

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Материалы открытого урока в 11 классе по теме: Международные отношения в 1920-1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне .

— Осветить расстановки сил в Европе в 1920-1930-е годы.

— Характеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930-е годы.

— Определить причину кризиса системы международных отношений.

— Подвести учащихся к пониманию причин изменения внешней политики СССР в 30-е гг.

Т ермины: «эра пацифизма», Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения»,геополитические интересы, Лига Наций, система коллективной безопасности, фашизм, 1938 г.-Мюнхенское соглашение, 1939 г. — Советско-германский договор о ненападении.

Метод :1 часть урока — фронтальный опрос

2 часть урока – защита проектов

3 часть урока – обобщение (слово учителя)

I. Организационный момент.

II.Повторение и обобщение темы : Международные отношения в 1920-е – 1930-е гг.

1.Беседа с учащимися по теме «Система международных отношений»

— Какими договорами определялись параметры этой системы?

(Договорами, подписанными после Первой Мировой войны. Неслучайно система международных отношений получила название Версальско -Вашингтонской.) .

— Как вы думаете, почему 1920-е годы получили название «эра паци­физма»?

(Серьезнейшие международные конфликты удалось разрешить мирным путем.)

—В чем была слабость Версальско-Вашингтонской системы?

(Она не удовлетворяла проигравших. Но она, при этом, не устраивала и неко­торые победившие страны (например, Италию и Японию). Советская Россия оказалась в принципе вне Версальской системы.)

— Какой крупнейший международный кризис 1920-х годов вы знае­те?

(Рурский 1923 г., связанный с занятием Рурской области француз­скими и бельгийскими войсками.)

— Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен тан Дауэса, предполагавший выдачу кредитов Германии для облегчения ей выплаты репа­раций союзникам.)

— В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят план Юнга. Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репара­ций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство выплачи­вать репарации союзникам было снято с Германии. Как вы думае­те, почему?

( В связи с мировой депрессией.)

Особый знак «эры пацифизма» — пакт Бриана-Келлога. В 1928 г. министр иностранных дел Франции А.Бриан обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт, в котором бы говорилось о неприемлемости война как средства решения конфликтов. США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации.

2. Беседа с учащимися по теме «Проблема Советской России»

— Как вы думаете, что мешало западным странам признать Советс­кую Россию?

(Советская Россия представляла собой иную социаль­но-политическую систему. К тому же, большевики отказывались быть правопреемниками царского правительства. Следовательно, они не признавали и долги царской России.)

— Как вы думаете, какие страны в первую очередь признали Советс­кую Россию?

(Соседи — страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Турция, Персия, Афганистан, Монголия.)

— Как вы думаете, какая страна Западной Европы первой признала Советскую Россию? (Германия, как наименее уверенная в своих силах и наиболее ущемленная в результате реализации Версальско-Вашингтонской системы.)

Действительно, в 1922 г. в ходе международной Генуэзской конференции в Рапалло был подписан договор между Германией и Советской России о взаим­ном отказе от претензий друг к другу. В 1924 г. СССР признали уже Великобритания, Италия, Франция, Норвегия, Швеция, Австрия, Дания, Греция, Мексика, Китай, Япония. В 1933 г. СССР признали США.

3. Беседа с учащимися по теме «Кризис системы международных отношений»

1. Беседа по вопросам.

— Как вы думаете, что ускорило распад Версальско-Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режи­мов, склонных к агрессивной внешней политике.)

2. Слово учителя.

В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность. В том же году в результате плебисцита Саарская область была присоеди­нена к Германии. В 1936 г. немецкие войска заняли Рейнскую демилита­ризированную зону. В 1935-1936 гг. фашистская Италия оккупировала Эфиопию. В 1936 г. в Испании вспыхнул мятеж генерала Франко, близ­кого по взглядам к идеям фашизма. Италия и Германия поддержали его.

Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». В итоге к 1939 г. в Испании установился режим личной власти генерала Франко.

— Альянс каких государств образовался к 1937 г.?

(Германии, Италии, Японии.)

В октябре 1936 г. был подписан протокол о сотрудничестве Италии и Германии. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» (направленный против Коминтерна). В 1937 г. к нему присоединилась Италия.

— В том же году началась агрессия ……………………………… (Японии против Китая.) В марте 1938 г. был проведен аншлюс (присоединение) Австрии к Германии: на территорию Австрии вошли немецкие войска.

4. Беседа с учащимися по теме «Внешняя политика СССР : смена ориентиров.»

— В чем суть изменений внешней политики СССР в 30-е гг.?

(1.В отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. 2.Стремление создать систему коллективной безопасности. 3.Антигитлеровская направленность политики. 4. Главный приоритет – стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии.)

—Что обозначает понятие «система коллективной безопасности в Европе ?»

(Союз с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. Предполагалось, что ее участники будут предоставлять помощь и защиту от агрессии каждому государству – члену этой системы, подвергшемуся нападению.)

—На что были направлены главные усилия руководства и дипломатии СССР ?

—В каком году СССР вступил в Лигу Наций?

—Какую тактику партийное руководство нашей страны проводило через Коминтерн?

—Когда и где была предпринята первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике?

(1936 г. в Испании)

— Что вы можете рассказать о дальневосточной политике СССР?

(1.1929г.- конфликт на КВЖД, 1931г .- Япония захватила Манчжурию, это заставило СССР восстановить дипломатические отношения с Китаем, 1938г. август — столкновения с японскими войсками на советско – манчжурской границе у озера Хасан, 1939г. сентябрь- сражения на реке Халхин – Гол. Япония получила отпор и поняла, что взять наскоком советские границы не удастся.)

5. Беседа с учащимися по теме «Попытки выхода из кризиса».

1. Беседа по вопросам.

— Как вы думаете, о чем свидетельствовали события 30-х годов на международной арене?

( Они свидетельствовали о крахе прежней си­стемы коллективной безопасности. Лига Наций оказалась малоэф­фективным инструментом решения международных споров.)

— Япония и Германия вышли из Лиги Наций. Какая страна была при­нята в Лигу Наций в 1934 г.? (СССР.)

2. Слово учителя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Вос­точного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность стра­нам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не при­вело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Че­хословакией, Чехословакией и Францией. Тем не менее это не спасло Чехословакию от нацистской агрессии.

Гитлер претендовал на захват части Чехословакии, где проживали судетские немцы. Англия и Франция не желали идти на конфликт с Гер­манией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки. 29 сен­тября 1938 г. глава английского правительства Чемберлен, премьер-ми­нистр Франции Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенские соглашения, согласно которым территория, занимаемая судетскими нем­цами должна была отойти Германии.

Таким образом, Англия и Франция решили проводить политику «уми­ротворения» агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозмож­но. 15 марта 1939 г. Гитлер оккупировал всю Чехословакию, он также занял Клайпедскую область в Литве и потребовал Гданьск у Польши. В это же время Италия оккупировала Албанию. В поисках нового миро­порядка шли интенсивные переговоры между великими державами (меж­ду Англией. Францией и СССР, между Англией и Германией, между СССР и Германией).

— Как вы думаете, почему переговоры между Англией. Францией и СССР закончились неудачей? (Стороны не доверяли друг другу; со­юзники Англии и Франции, Польша и Румыния, больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину больше, чем западные де­мократии.)

В итоге 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский пакт о ненападении, который сопровождался секретным протоколом (пакт Молотова-Риббентропа), распределявшим сферы влияния держав в Во­сточной Европе.

-Приход Гитлера к власти в Германии.

-Система подавления сопротивления и инакомыслия в Германии.

-Мир накануне Второй мировой войны.

-Фашизм в современном мире.

V.Обобщение учебного материала.

VI.Подведение итогов урока.

VII.Домашнее задание: -повторить§§ 21,22-История Отечества,

Источники
http://znanija.com/task/27109275
http://studme.org/301011/istoriya/mezhdunarodnye_otnosheniya_1930_gody
http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/mod/resource/view.php?id=10902
http://my-school18.ucoz.ru/publ/uchitelju/urok_istorii_v_9_klasse_tema_mezhdunarodnye_otnoshenija_v_1930_e_gody/2-1-0-32
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/01/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1930-kh-godov
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/10/21/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-30-e-gody-xx-veka
http://knowhistory.ru/history/xx-xxi/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1920-1930-e-gody
http://urok.1sept.ru/articles/636513
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/111-history/10259-Mezhdunarodnye_otnosheniya_v_1930-e_gg.html
http://gigabaza.ru/doc/79438.html
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector