Напряженная обстановка сложилась на Дальнем Востоке, где возмутителем спокойствия стала Япония. В сентябре 1931 г. японские войска захватили Маньчжурию и через полгода создали на се территории марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с бывшим китайским императором Пу И. Протесты и требования Лиги Наций не возымели действия, более того, в 1933 г. Япония вышла из состава Лиги Наций.
Однако от подписания военной конвенции Франция отказалась. 16 мая
1935 г. договор о взаимопомощи был подписан с Чехословакией. Он был идентичен советско-французскому, за исключением одной статьи, предусматривавшей, что СССР сможет оказать помощь Чехословакии только в том случае, если помощь ей окажет и Франция.
В 1936 г. начались сближение и координация действий Германии и Италии. Особенно наглядно это проявилось в событиях в Испании, где в июле
В 1937 г. германо-итальянское сближение продолжилось: Гитлер посетил Рим, а Муссолини побывал с ответным визитом в Берлине. Во время этих встреч были достигнуты новые договоренности о согласовании взаимных интересов на Балканах и о расширении помощи Франко. В ноябре
Гитлеровская экспансия в Европе тем временем продолжалась. Неотъемлемой частью великого Третьего рейха казалась Гитлеру этнически и культурно близкая Германии независимая Австрия. Нацистское движение в Австрии процветало, что гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. «Все немцы должны жить в одном государстве!» — заявлял Гитлер. Необходимо было убедить в этом своих оппонентов.
Польши, не давшее согласия на пропуск советских войск на свою территорию для отражения германской агрессии. 21 августа трехсторонние англо- франко-советские переговоры были прерваны.
25 августа 1939 г. в Лондоне было подписано англо-польское соглашение о взаимопомощи. Оно предполагало, что помощь будет оказана немедленно. В секретном протоколе определялись государства или территории, которые входили в сферу интересов сторон: Бельгия, Голландия, Данциг и Литва. Упоминались также Латвия, Румыния и Венгрия.
Таким образом, переход от политики создания системы коллективной безопасности к оформлению собственной сферы влияния в Восточной Европе свидетельствовал о коренном изменении внешнеполитической стратегии СССР. Глобальная война за передел политической карты мира стала неизбежной.
Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.
Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.
Международная обстановка была нестабильной. В 1925-1926 г. обострились англо-советские отношения. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела Англии. Поводом послу жила материальная помощь, оказанная советскими профсоюзами английским рабочим во время всеобщей стачки. В 1927 г. британское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР, аннулировало торговое соглашение.
Такое поведение агрессоров стало возможно из-за пассив ной, выжидательной политики европейских государств и нейтралитета США. Ведущие политики Запада заявляли, что их глав ной целью является предотвращение войны, пусть даже путем уступок агрессорам (так называемая политика «умиротворения»). В США же был принят закон о нейтралитете, который запрещал продажу оружия и военных материалов воюющим сторонам, не делая при этом различий между агрессором и жертвой нападения.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира.
Разработал: учитель истории Бадюкевич Валерий Васильевич
Тема урока: «Международные отношения в 1930-е г.г.»
1. Рассмотреть и охарактеризовать систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.
2. Выяснить причины нарастания международной напряжённости в 1930-е г.г. и её последствия для мира.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Основные понятия: политическая ось «Берлин — Токио — Рим», аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», система коллективной безопасности.
Крах Версальско – Вашингтонской системы международных отношений.
Несостоятельность Лиги Наций.
Мюнхенский сговор 1938 г.
Провал идеи коллективной безопасности.
Ход урока
I.Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Латинская Америка в первой половине XX века».
1. Проверка выполнения домашнего задания (тест)
II. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, сложившуюся в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира.
Вопросы классу.
— Как называлась система международных отношений, сложившаяся в 1920-е г.г., после окончания Первой мировой войны?
— Дайте краткую характеристику этой системе.
— В чём была слабость этой системы, её неустойчивость?
Беседа по теме.
Неэффективность Версальско–Вашингтонской системы привела к тому, что уже с середины 1930-х г.г. начался её распад. Причина распада – последствия мирового экономического кризиса и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.
Вопрос классу: — Какая организация должна была обеспечивать мир и безопасность?
(Учащиеся подводятся к мысли о несостоятельности Версальско–Вашингтонской системы и Лиги Наций)
Задание 1. Работа с учебником.
— Прочитать параграф 19 и доказать на основе фактов слабость и несостоятельность Версальско – Вашингтонской системы международных отношений и Лиги Наций.
Выписать в тетради события и явления внешней политики, показывающие крах системы.
Задание 2. Работа с картой.
— Покажите на карте страны – агрессоры и завоёванные ими территории в 1930-е г.г.
Мы видим, что в этих условиях Лига Наций не могла воспрепятствовать агрессии.
Лекционный материал.
Постепенно стал складываться блок государств, которые и развяжут Вторую мировую войну. В 1936 г. Германия и Япония заключили соглашение о совместной борьбе против Коминтерна, а спустя год к ним присоединилась Италия. Возникший союз получил название «ось Берлин-Токио-Рим».
В 1938 г. Гитлер присоединил Австрию (аншлюс), а затем выдвинул претензии на Судетскую область Чехословакии. Это грозило серьёзным европейским конфликтом. Но Великобритания и Франция встали на путь «умиротворения» Гитлера и потребовали от Чехословакии согласиться на её раздел.
Это было позором, который получил в истории название «Мюнхенский сговор». В Мюнхене Гитлер обещал больше не посягать на чужие территории, но уже в 1939 г. он развязал новую агрессию в Европе. В этой обстановке СССР предложил западным демократиям систему коллективной безопасности.
Задание 3. Работа с учебником.
— Прочитать раздел «Провал идеи коллективной безопасности» и ответить на вопросы:
— Что представляла собой система коллективной безопасности, предложенная СССР?
— Почему переговоры между СССР и Великобританией с Францией зашли в тупик? Используя текст параграфа, заполнить таблицу:
Год | События, способствующие росту международной напряжённости в мире |
1933 | |
1935 | |
1936 | |
1937 | |
1938 | |
1938 | |
1939 |
Вопросы классу:
— Как вы думаете, почему Великобритания и Франция не останавливали Гитлера?
— Какое из государств выиграло в наибольшей степени от дипломатических интриг?
— Итак, в каком положении оказался мир в конце 1930-х г.г.?
(Подвожу учащихся к выводу о том, что мир оказался на пороге Второй мировой войны)
III. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления материала:
— В чём главная причина нарастания напряжённости международных отношений в 1930-е г.г.?
— Каковы причины провала системы коллективной безопасности?
— Как вы думаете, могла ли система коллективной безопасности, предложенная СССР, снять напряжённость международных отношений?
Великобритания Сдерживание французских претензий на лидерство Положительное отношение к Германии Артур Невилл Чемберлен 60-й Премьер-министр Великобритании (1937—1940 гг.)
Тема урока. Международные отношения в 1930-е годы: мир между войнами Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ Видновской СОШ №4 Мазуряк Виктория Михайловна 2014 год
План работы 1. Крах Версальско-Вашингтонской системы 2. Несостоятельность Лиги Наций 3. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио» 4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 года 5. Провал идеи коллективной безопасности
Термины Политика «умиротворения», аншлюс, ось Берлин-Рим-Токио, Антикоминтерновский пакт, Мюнхенский сговор Даты 1936-1937 гг. – создание «оси Берлин-Рим-Токио 1938 г. – аншлюс Австрии к Германии. Мюнхенское соглашение 23 августа 1939 г. – советско-немецкий пакт о ненападении
Карта мира перед II Мировой войной
Внешнеполитические приоритеты ведущих стран мира в 1930-е гг. ХХ века
США Латинская Америка (политика «доброго соседа») СССР Европа (политика изоляционизма) Франклин Делано Рузвельт 32-ой Президент США (1932-1945 гг.)
Великобритания Сдерживание французских претензий на лидерство Положительное отношение к Германии Артур Невилл Чемберлен 60-й Премьер-министр Великобритании (1937—1940 гг.)
Франция Создание «тыловых союзов» в Восточной, Южной и Центральной Европе Прохладные отношения с Великобританией и США Изменение отношения к СССР на положительное Надзор за соблюдением условий Версальского договора Германией Эдуард Деладье 104-й Премьер-министр Франции (1938-1940 гг.)
Италия Увеличение территории Италии за счет некоторых европейских государств Дипломатические отношения с СССР Активное освоение африканских колоний (Эфиопия) Союз с Японией и Германией Поддержка антидемократических сил в Египте и антифранцузских выступлений в Сирии и Ливане Бенито Амилькаре Андреа Муссолини 40-й Председатель Совета Министров Италии (1922-1943 гг.)
Германия Нарушение условий Версальского договора Подготовка к войне с целью достижения реванша Адольф Гитлер рейхсканцлер Германии (1933-1945 гг.)
СССР Недоверие к Великобритании и Франции Сближение с Германией Экономическое сотрудничество с США Территориальные претензии к Польше, Румынии, Финляндии, Венгрии, Латвии, Литве, Эстонии Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) 1-й Генеральный секретарь ЦК ВКП(б ) (1922-1953 гг.)
Сплочение сил агрессии «Ось БЕРЛИН-РИМ-ТОКИО» –заключение военного союза между Германией, Италией и Японией в 1936-1937 гг.
Условия договора между Германией и Италией (25.10.1936 г.) Договоренность о равноправии сторон в сотрудничестве Признание захвата Эфиопии Италией Обязательства Италии поддерживать Германию в вопросе обретения колоний Договоренность о помощи франкистской Испании Проведение общей политики относительно Англии и Франции Курс на сближение с Японией Заключение «Стального пакта» (22.05.1940 г.)
Политика умиротворения агрессоров Причины Англия рассматривала Германию как противовес Франции в Европе Нарушение Германией условий Версальского договора, выход Германии из Лиги Наций Общественное мнение в ряде западноевропейских стран было на стороне «униженной» Германии Результаты Признание аншлюса Австрии к Германии Подписание Мюнхенского соглашения
Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор.
Чехословакия после Мюнхенского соглашения
Условия Мюнхенского соглашения (1938 г.) Судетская область со всеми промышленными объектами переходила к Германии Участники соглашения выступали гарантами новых границ Чехословакии Расчленение Чехословакии: Германии-Чехия; Польше-часть Силезии; Венгрии-Закарпатье; Словакии-независимость Всего Чехословакия лишилась одной пятой своей территории и четверти населения
Попытка объединения против фашистской агрессии
Вывод События 1939 года показали, что ни великие державы, ни Лига наций не имели достаточно воли и силы, чтобы остановить агрессию и возраставшую угрозу войны. Историки спорят, объяснялось ли это надеждой направить натиск Германии на восток, или механизмы международных отношений вообще не могут препятствовать подобным конфликтам. Как бы то ни было, август 1939 г. оказался последним мирным месяцем.
Домашнее задание Параграф № 15 учебника Заполнить таблицу в тетради: « Захваты и конфликты в 30-е гг. в Европе и мире» Годы Место Инициаторы Цели Результат 1931 Маньчжурия Япония Захват новых территорий в Китае. Усиление влияния Японии в этом регионе. Плацдарм для новых захватов На территории Маньчжурии было создано марионе -точное государство Маньчжоу-Го Пример заполнения таблицы
Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vseobshchey_istorii_9_klass.docx | 22.06 КБ |
Урок всеобщей истории 9 класс «Международные отношения в 30-е годы».
Тип урока: урок изучения нового материала.
способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,
причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;
способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.
Оборудование урока: учебник, исторические документы.
1. Вводное слово учителя.
2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
3. Несостоятельность Лиги Наций.
4. Военно-политический блок «Берлин – Рим — Токио».
5. Мюнхенский сговор 1938 г.
6. Провал идеи коллективной безопасности.
В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?
Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая — меньше)
Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).
Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).
Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).
А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).
Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)
Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.
2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.
У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: — Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?
Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.
Германия — пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».
Т.о., к 1936 г .- путь к перевооружению был расчищен.
3. Несостоятельность Лиги Наций.
В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.
В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.
И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.
4. Военно-политический блок «Берлин – Рим — Токио».
Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.
Октябрь 1936 г . – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».
Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт ). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.
5. Мюнхенский сговор 1938 г.
Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.
29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.
6. Провал идеи коллективной безопасности .
В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.
Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.
У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.
23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.
Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.
В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.
Начало агрессии
Мировой кризис 1929—1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось.
Правда, это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем — соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.
В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.
Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов.
Даты и события:
Немецкие войска переходят через Рейн у Кёльна
Слева направо: Чемберлен, Дападье, Гитлер, Муссолини в Мюнхене 1938 г.
Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».
Страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939
План урока:
- Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
- Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
- Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова;
В качестве средства обучения применяется электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С (Таблица 1, Рисунок 1).
Таблица 1
Использование образовательных ресурсов для организации деятельности школьников
Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика | “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” | Иные образовательные ресурсы |
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось “Берлин-Рим-Токио”. Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты | Раскрывать значения понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. | Словарная справка |
Карта “Европа накануне Второй Мировой войны”
“Мюнхенское соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии” “Договор о ненападении между СССР и Германией”
Карикатура “Свадьба Гитлера и Сталина” 1939.
I Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
Учитель ставит перед ученикам проблему и начинает составлять на традиционной доске меловой рисунок: опорный конспект “Международные отношения” (Рисунок 2).
Проблемные вопросы:
- Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
- Какими были внешнеполитические планы Гитлера? Как они соотносились с нацистской идеологией?
- В чем совпадали и в чем не совпадали планы Германии, Италии и Японии?
Примечание: проблемные вопросы и опорный конспект составлены по учебнику Кредера А.А. Новейшая история зарубежных стран. В классе ученики пользуются учебником Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
II Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
Проблемные вопросы:
- В чем причина неудач СССР в борьбе за коллективную безопасность?
- Почему Мюнхенское соглашение – позорная страница англо-французской дипломатии?
- Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область (Рисунок 3)?
Марина Цветаева “Стихи к Чехии”
“Прокляты — кто заняли тот смиренный рай с зайцами и ланями, с перьями фазаньими. Трекляты – кто продали, ввек не прощены. ”
- В чем причина советско-германского сближения в 1939 году?
- Как вы оцениваете этическую сторону Пакта о ненападении и Секретного протокола 1939 года (Рисунок 4).
III Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.
Учитель предлагает познакомиться с анимированной картой “Европа накануне II мировой войны” и ответить на вопрос, сформулированный в начале урока:
Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
После того, как ученики выскажут свою точку зрения, звучат стихи Марины Цветаевой:
Марина Цветаева “Стихи к Чехии”
О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 15 учебника;
- Выучить содержание опорного конспекта-схемы;
- Подготовиться к самостоятельной работе (Приложение 1).
Оборудование:
- Проектор, компьютер, электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С, традиционная меловая доска.
Литература.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М., 2010.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М., 2011.
- Цветаева М.И. Стихотворения. Поэзия XX века. М., 2008.
- “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С.
- Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914–1997. 9 класс. М.. 2006.
4. Польша в 1930-е гг.
Познавательные УУД:
— умозаключения и делать выводы
3. Фашистская Италия в 1930-е гг.
4. Польша в 1930-е гг.
5. Франция в 1930-е гг.
6. Великобритания в 1930-е гг.
7. Чехословакия в 1930-е гг.
Приложение №2. Домашнее задание в формате ОГЭ.
1. Что явилось следствием политики умиротворения агрессора?
А. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Б. Бои на реке Халхин-Гол 1939 г.
В. Оккупация Чехословакии в 1939 г.
Г. Приход нацистов к власти в 1933 г.
2. Прочтите отрывок из допроса Гудериана после окончания Второй мировой и определите о каком событии идет речь.
«Если бы вы, французы, вмешались в 1936, мы бы проиграли все, и падение Гитлера было бы неизбежным»
А. Ремилитаризация Рейнской области
Б. Аншлюс Австрии
В. Итало-эфиопская война
Г. Японо-китайская война
3. Какое из перечисленных событий в истории международных отношений 1930-х гг. произошло позже остальных?
А. Марсельское убийство
Б. Выход Германии из Лиги Наций
В. Мюнхенский сговор
Г. Пакт Молотова-Риббентропа
4. Запишите термин, о котором идет речь:
В 1934-1935 гг. французским МИДом и советским НКИДом предпринимались попытки создать данную систему, что было отражено в проектах «Восточного пакт», «Балканской Антанты», советско-французском и советском-чешском договорах о союзе и взаимопомощи.
Ответ:_________________________
5. Существует точка, зрения, что пакт Молотова-Риббентропа 23.08.1939 года имел определенные положительные последствия для СССР. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.
2 часть урока – защита проектов
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Материалы открытого урока в 11 классе по теме: Международные отношения в 1920-1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне .
— Осветить расстановки сил в Европе в 1920-1930-е годы.
— Характеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930-е годы.
— Определить причину кризиса системы международных отношений.
— Подвести учащихся к пониманию причин изменения внешней политики СССР в 30-е гг.
Т ермины: «эра пацифизма», Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения»,геополитические интересы, Лига Наций, система коллективной безопасности, фашизм, 1938 г.-Мюнхенское соглашение, 1939 г. — Советско-германский договор о ненападении.
Метод :1 часть урока — фронтальный опрос
2 часть урока – защита проектов
3 часть урока – обобщение (слово учителя)
I. Организационный момент.
II.Повторение и обобщение темы : Международные отношения в 1920-е – 1930-е гг.
1.Беседа с учащимися по теме «Система международных отношений»
— Какими договорами определялись параметры этой системы?
(Договорами, подписанными после Первой Мировой войны. Неслучайно система международных отношений получила название Версальско -Вашингтонской.) .
— Как вы думаете, почему 1920-е годы получили название «эра пацифизма»?
(Серьезнейшие международные конфликты удалось разрешить мирным путем.)
—В чем была слабость Версальско-Вашингтонской системы?
(Она не удовлетворяла проигравших. Но она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италию и Японию). Советская Россия оказалась в принципе вне Версальской системы.)
— Какой крупнейший международный кризис 1920-х годов вы знаете?
(Рурский 1923 г., связанный с занятием Рурской области французскими и бельгийскими войсками.)
— Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?
(На это был нацелен тан Дауэса, предполагавший выдачу кредитов Германии для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)
— В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят план Юнга. Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство выплачивать репарации союзникам было снято с Германии. Как вы думаете, почему?
( В связи с мировой депрессией.)
Особый знак «эры пацифизма» — пакт Бриана-Келлога. В 1928 г. министр иностранных дел Франции А.Бриан обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт, в котором бы говорилось о неприемлемости война как средства решения конфликтов. США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации.
2. Беседа с учащимися по теме «Проблема Советской России»
— Как вы думаете, что мешало западным странам признать Советскую Россию?
(Советская Россия представляла собой иную социально-политическую систему. К тому же, большевики отказывались быть правопреемниками царского правительства. Следовательно, они не признавали и долги царской России.)
— Как вы думаете, какие страны в первую очередь признали Советскую Россию?
(Соседи — страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Турция, Персия, Афганистан, Монголия.)
— Как вы думаете, какая страна Западной Европы первой признала Советскую Россию? (Германия, как наименее уверенная в своих силах и наиболее ущемленная в результате реализации Версальско-Вашингтонской системы.)
Действительно, в 1922 г. в ходе международной Генуэзской конференции в Рапалло был подписан договор между Германией и Советской России о взаимном отказе от претензий друг к другу. В 1924 г. СССР признали уже Великобритания, Италия, Франция, Норвегия, Швеция, Австрия, Дания, Греция, Мексика, Китай, Япония. В 1933 г. СССР признали США.
3. Беседа с учащимися по теме «Кризис системы международных отношений»
1. Беседа по вопросам.
— Как вы думаете, что ускорило распад Версальско-Вашингтонской системы?
(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)
2. Слово учителя.
В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность. В том же году в результате плебисцита Саарская область была присоединена к Германии. В 1936 г. немецкие войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону. В 1935-1936 гг. фашистская Италия оккупировала Эфиопию. В 1936 г. в Испании вспыхнул мятеж генерала Франко, близкого по взглядам к идеям фашизма. Италия и Германия поддержали его.
Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». В итоге к 1939 г. в Испании установился режим личной власти генерала Франко.
— Альянс каких государств образовался к 1937 г.?
(Германии, Италии, Японии.)
В октябре 1936 г. был подписан протокол о сотрудничестве Италии и Германии. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» (направленный против Коминтерна). В 1937 г. к нему присоединилась Италия.
— В том же году началась агрессия ……………………………… (Японии против Китая.) В марте 1938 г. был проведен аншлюс (присоединение) Австрии к Германии: на территорию Австрии вошли немецкие войска.
4. Беседа с учащимися по теме «Внешняя политика СССР : смена ориентиров.»
— В чем суть изменений внешней политики СССР в 30-е гг.?
(1.В отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. 2.Стремление создать систему коллективной безопасности. 3.Антигитлеровская направленность политики. 4. Главный приоритет – стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии.)
—Что обозначает понятие «система коллективной безопасности в Европе ?»
(Союз с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. Предполагалось, что ее участники будут предоставлять помощь и защиту от агрессии каждому государству – члену этой системы, подвергшемуся нападению.)
—На что были направлены главные усилия руководства и дипломатии СССР ?
—В каком году СССР вступил в Лигу Наций?
—Какую тактику партийное руководство нашей страны проводило через Коминтерн?
—Когда и где была предпринята первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике?
(1936 г. в Испании)
— Что вы можете рассказать о дальневосточной политике СССР?
(1.1929г.- конфликт на КВЖД, 1931г .- Япония захватила Манчжурию, это заставило СССР восстановить дипломатические отношения с Китаем, 1938г. август — столкновения с японскими войсками на советско – манчжурской границе у озера Хасан, 1939г. сентябрь- сражения на реке Халхин – Гол. Япония получила отпор и поняла, что взять наскоком советские границы не удастся.)
5. Беседа с учащимися по теме «Попытки выхода из кризиса».
1. Беседа по вопросам.
— Как вы думаете, о чем свидетельствовали события 30-х годов на международной арене?
( Они свидетельствовали о крахе прежней системы коллективной безопасности. Лига Наций оказалась малоэффективным инструментом решения международных споров.)
— Япония и Германия вышли из Лиги Наций. Какая страна была принята в Лигу Наций в 1934 г.? (СССР.)
2. Слово учителя.
В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, Чехословакией и Францией. Тем не менее это не спасло Чехословакию от нацистской агрессии.
Гитлер претендовал на захват части Чехословакии, где проживали судетские немцы. Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки. 29 сентября 1938 г. глава английского правительства Чемберлен, премьер-министр Франции Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенские соглашения, согласно которым территория, занимаемая судетскими немцами должна была отойти Германии.
Таким образом, Англия и Франция решили проводить политику «умиротворения» агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозможно. 15 марта 1939 г. Гитлер оккупировал всю Чехословакию, он также занял Клайпедскую область в Литве и потребовал Гданьск у Польши. В это же время Италия оккупировала Албанию. В поисках нового миропорядка шли интенсивные переговоры между великими державами (между Англией. Францией и СССР, между Англией и Германией, между СССР и Германией).
— Как вы думаете, почему переговоры между Англией. Францией и СССР закончились неудачей? (Стороны не доверяли друг другу; союзники Англии и Франции, Польша и Румыния, больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину больше, чем западные демократии.)
В итоге 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский пакт о ненападении, который сопровождался секретным протоколом (пакт Молотова-Риббентропа), распределявшим сферы влияния держав в Восточной Европе.
-Приход Гитлера к власти в Германии.
-Система подавления сопротивления и инакомыслия в Германии.
-Мир накануне Второй мировой войны.
-Фашизм в современном мире.
V.Обобщение учебного материала.
VI.Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание: -повторить§§ 21,22-История Отечества,
[su_spoiler title=»Источники» style=»fancy»]http://znanija.com/task/27109275http://studme.org/301011/istoriya/mezhdunarodnye_otnosheniya_1930_gody
http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/mod/resource/view.php?id=10902
http://my-school18.ucoz.ru/publ/uchitelju/urok_istorii_v_9_klasse_tema_mezhdunarodnye_otnoshenija_v_1930_e_gody/2-1-0-32
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/01/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1930-kh-godov
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/10/21/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-30-e-gody-xx-veka
http://knowhistory.ru/history/xx-xxi/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1920-1930-e-gody
http://urok.1sept.ru/articles/636513
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/111-history/10259-Mezhdunarodnye_otnosheniya_v_1930-e_gg.html
http://gigabaza.ru/doc/79438.html
[/su_spoiler]