Казнь в древней греции

Древнегреческие монархи были разными людьми. Одни оставили о себе добрую память, другие правили как тираны в сегодняшнем смысле слова. Таким был мифически жестокий правитель Спарты Набис. Для пыток и казней он использовал конструкцию, которую назвал именем своей жены Апеги. «Апега» была большой полой скульптурой женщины с лицом любимой супруги тирана. Изнутри ее стенки были утыканы длинными острыми шипами. Даже малейшее движение причиняло запертому в ней человеку невыносимую боль.

Автор: Maks Ноя 23, 2017

Исторически смертная казнь произошла от кровной мести в первобытном обществе. Древние греки учились казням и пыткам у своих богов. Из мифов они могли многое узнать о божественной справедливости, но гораздо меньше о милосердии. Навсегда запомнившийся урок олимпийского правосудия в одном из мифов преподал людям главный греческий бог Зевс.

Суровые боги

Недовольный жертвоприношениями громовержец Зевс отнял у людей огонь. Однако его двоюродный брат титан Прометей похитил огонь и вернул людям. Разгневанный Зевс обошелся с ним сурово. Он не мог убить похитителя, потому что тот был бессмертен, и придумал для титана бесконечную пытку. По его повелению бог-кузнец Гефест приковал Прометея к скале. Туда прилетал орел, разрывал когтями тело титана и выклевывал его печень. Как известно из мифов, Прометея освободил Геракл.

Вечную пытку голодом и жаждой, названную танталовыми муками, тоже придумал Зевс. Так он наказал своего сына — царя Тантала — за гордыню и неуважение к богам.

Покровитель искусств и муз Аполлон предал страшной казни прекрасного флейтиста сатира Марсия за то, что тот осмелился вызвать его на музыкальный поединок. Играя на кифаре, он победил соперника с флейтой. Но победы ему было мало. Златокудрый и среброликий бог солнечного света повесил музыканта на сосне и содрал с него кожу.

Сестра Аполлона Артемида, девственная, всегда юная богиня женского целомудрия, безжалостно наказала за нескромность трагического героя другого мифа Актеона. Оказавшись в лесу на охоте, он случайно увидел, как богиня купалась со своими нимфами в реке. Заметив, что за ней подглядывают, она превратила Актеона в оленя и натравила на несчастного его же охотничьих собак, которые загрызли хозяина.

6000 неподкупных судей

Колыбель европейской цивилизации Древняя Греция не была единым государством. Она состояла из множества больших и малых полисов на Балканах, берегах и островах Средиземного и Черного морей. Наибольшее историческое и культурное наследие оставили Афины. Там же сложилась судебная система, которую перенимали и другие древнегреческие государства. Мифы — мифами, а правосудие на волю богов греки не оставляли.

Дикастерий был разделен на 10 примерно равных по численности палат. В каждой занимались расследованием определенных преступлений. Приговоры простым большинством голосов выносили по крайней мере 500 древних присяжных заседателей. По особо важным делам проводились более многочисленные совместные заседания. Суд проходил публично на городской площади под открытым небом.

Драконовские законы

Древняя Грейся оставила нам выражение «драконовские законы». Его всем понятный смысл не имеет отношения к сказочному чудовищу. Название жестоким законам дал составитель первого афинского письменного кодекса законодатель Дракон (или Драконт). На эту работу у него ушел год, а действовал кодекс несколько столетий.

Иногда самосуд со смертельным исходом приравнивался к законному приговору. Мужчина, заставший любовника со своей женой, дочерью, матерью или сестрой, имел право убить его на месте.

По законам Дракона казнь применялась даже к животным и неодушевленным предметам, из-за которых погиб или пострадал человек. Чаще всего за такие преступления осуждали собак и свиней. Их просто убивали. Например, статую знаменитого олимпийского чемпиона Феагена, которая, рухнув, задавила человека, сбросили со скалы в море.

Смерть на выбор

Рабов в Афинах казнили более жестоко. Их топили в реках, забивали камнями, распинали. Александр Македонский поступил, как с рабами, с защитниками финикийского города Тир. Захватив его после семимесячной осады, он приказал пригвоздить к крестам на морском берегу две тысячи военнопленных.

Ее звали «Апега»

Несколько веков в Древней Греции как две формы правления соперничали республика и монархия. Они довольно часто чередовались в одних и тех же городах-государствах. Тогда появились дошедшие до нас слова «тиран» и «тирания». В них не было, как сейчас, сугубо отрицательного содержания. Они обозначали прежде всего единоличное правление.

Древнегреческие монархи были разными людьми. Одни оставили о себе добрую память, другие правили как тираны в сегодняшнем смысле слова. Таким был мифически жестокий правитель Спарты Набис. Для пыток и казней он использовал конструкцию, которую назвал именем своей жены Апеги. «Апега» была большой полой скульптурой женщины с лицом любимой супруги тирана. Изнутри ее стенки были утыканы длинными острыми шипами. Даже малейшее движение причиняло запертому в ней человеку невыносимую боль.

Такая пытка ожидала приглашенных к Набису богатых спартанцев, если они отказывались давать ему деньги. Когда он с сожалением произносил: «Раз мне тебя уговорить не удается, то побеседуй с «Апегой», — собеседника хватали палачи. Израненный шипами человек и в скульптуре слышал предложения тирана-вымогателя поделиться своими богатствами. Пытка завершалась или согласием, или медленной смертью человека.

Шейх доктор Усама Хосан, ведущий исламский богослов и исследователь ислама в «Киллиам фаундейшн» в Лондоне, считает, что такая форма казни происходит от самого буквального, фундаменталистского прочтения текста Корана.

Для устрашения

По информации базирующейся в Великобритании организации «Сирийский центр по правам человека», трупы, выставленные на всеобщее обозрение, демонстрировались в течение двух дней, и ответственность за это, как считают, несет группировка «Исламское государство Ирака и Леванта (ISIS)» — одна из основных джихадистских групп, действующих против правительственных войск в Сирии.

В марте в той же Ракке несколько человек, как полагают, сначала были убиты, а затем привязаны к крестам и выставлены на всеобщее обозрение.

В базе данных международной правозащитной организации Amnesty International числится случай распятия человека в Йемене (в 2012 году). Там группа исламистов сочла 28-летнего местного жителя виновным в прикреплении электронных чипов к автомобилям, что позволяло американским беспилотникам отслеживать местонахождение их хозяев и наносить по ним удары.

Этого человека тоже сначала показательно казнили, а затем привязали к кресту.

Автор фото, Reuters

Джихадистская группировка ISIS запретила в Ракке музыку и сигареты и велела закрывать все магазины в часы намаза.

Шейх доктор Усама Хосан, ведущий исламский богослов и исследователь ислама в «Киллиам фаундейшн» в Лондоне, считает, что такая форма казни происходит от самого буквального, фундаменталистского прочтения текста Корана.

Аят (стих) 33 в пятой суре Корана гласит: «Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, а в последней для них — великое наказание…»

Но, по словам Хасана, это место нельзя вырывать из контекста и рассматривать изолированно. Он зачитывает следующий аят: «кроме тех, которые обратились [покаялись] прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — прощающий, милосердный!»

В Коране за словами, звучащими порой довольно жестоко и немилосердно, всегда следует напоминание о возможности покаяния и «о том, что Аллах в конечном счете всепрощающ и милостив», указывает ученый.

«Эти группировки всегда жестоки и немилосердны, вот почему, по нашему убеждению, они поступают совсем не по-мусульмански и очень далеки от духа ислама», – подчеркивает он.

Для Хасана распятие на кресте — это то, чего не должно быть в современном мире. Случившееся в Ракке можно объяснить так: это было предупреждение всем, кто подвергает сомнению власть группировки ISIS, полагает он.

Впрочем, в ту эпоху, как снова и снова подчёркивает автор книги «Криминальная история античности», существовали совершенно другие, чем сегодня, представления о суровости наказания и милосердии. Так, согласно законам Драконта, которые отменил Солон, даже за мелкую кражу полагалась смертная казнь. Понятно, почему имя этого поборника честности вошло и в современный язык (правда, в искаженном виде): слишком жестокие законы или меры мы называем «драконовыми».

Свод законов, составленный Солоном, регламентировал практически все стороны жизни. Одним из самых любопытных его законов был, например, тот, что разрешал любому свободному жителю Аттики привлечь к суду не только своего обидчика, но и того, кто нанёс урон другому, даже совершенно постороннему человеку. Таким образом, Солон призывал граждан к взаимопомощи – и, разумеется, воспитывал уважение к закону.

Впрочем, в ту эпоху, как снова и снова подчёркивает автор книги «Криминальная история античности», существовали совершенно другие, чем сегодня, представления о суровости наказания и милосердии. Так, согласно законам Драконта, которые отменил Солон, даже за мелкую кражу полагалась смертная казнь. Понятно, почему имя этого поборника честности вошло и в современный язык (правда, в искаженном виде): слишком жестокие законы или меры мы называем «драконовыми».

Ну, а что считалось оскорблением во времена древних греков? Чувствительное наказание ожидало каждого, кто назовёт другого убийцей или станет утверждать, что тот бросил щит на поле боя. Закон преследовал каждого, кто осмелится бездоказательно обвинить другого в том, что тот ударил свою мать или своего отца, и тех, кто на рыночной площади (то есть публично) пренебрежительно отзовётся о любой профессии любого жителя Афин.

Однако, как рассказывает в своей книге Йенс-Уве Краузе, по делам об убийствам в древних Афинах нередко выносились и оправдательные приговоры. Не наказывали, среди прочего, тех, кто убивал любовника своей жены, застигнутого в её постели.

Так как семья считалась фундаментальной основой античных Афин, то супружеская измена считалась тяжким преступлением, а к отомстившему за неё относились весьма снисходительно. Причём, виновным считался любовник. Его можно было даже убить безнаказанно. А неверную жену «всего лишь» изгоняли из дома и впредь ей не разрешено было принимать участие в религиозных церемониях.

Хотя закон здесь был по отношению к мужчинам куда более суровым, но им и разрешено было намного больше: в отличие от женщин, он совершенно свободно могли содержать любовниц (обычно рабынь), посещать многочисленные публичные дома и приятно проводить время в обществе гетер. Только вот домой их не рекомендовалось приводить: это считалось дурным тоном.

Судебные заседания обязательно заканчивались до захода солнца. Что касается наказаний, то среди них фигурировали опять-таки денежные штрафы, конфискация имущества, лишение гражданских прав, изгнание, а также многочисленные (в соответствии с характером преступления и гражданским статусом преступника) варианты смертной казни.

Автор фото, Sue Adair

Ножные колодки

Автор фото, Steve Daniels

Эти деревянные колодки сохранились в городе Вудсток — не до конца понятно, зачем в них пять дырок

Такие уличные кандалы — это конструкция, в которую заковывались ноги провинившихся (обычно, скитальцев или пьяниц), в то время как все проходящие мимо могли швырять в них гнилыми овощами.

В некоторых местах рядом с кандалами даже имелось специальное объявление, которое предписывало кидать в осужденных только «мягкие предметы» — чтобы их не забили камнями (или картофелинами) до смерти.

Дэвид Бретертон живет в городке Тейм в графстве Оксфордшир. Именно там группа активистов (к которой принадлежит Дэвид) решила вернуть кандалы на улицы города — в качестве туристического аттракциона. И, по мнению Дэвида, пребывание в кандалах не всегда заканчивалось побоями.

«Если человек, оказавшийся в колодках, пользовался симпатией жителей — его могли засыпать цветами. А с тех, кого любили меньше, могли снять ботинки и носки и щекотать им пятки», — говорит он.

В основном колодки делали из дерева, поэтому они были подвержены гниению. Но в некоторых городах их изготавливали и из металла.

Железные колодки в деревне Уэст Дерби было установлены в 1902 году в честь коронации короля Эдварда VII — сегодня такую дань монархии встретишь не часто.

Автор фото, Sue Adair

Металлические колодки в Уэст Дерби, установленные взамен сгнивших деревянных

Больше секретарь не сказал ни слова.

1. Гаррота

3. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе[ru]. 1470-е годы.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

4. Русский вариант четвертования — разрыв деревьями.
Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали «на волю». Деревья разгибались — разрывая казнимого.

5. Поднятие на пики или копья.
Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

7. Утопление.
Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

Редкий подвид вышеназванного — утопление в спиртном.
Например, при Иване Грозном, нарушавших госмонополию, заставляли варить целую бочку пива, а для улучшения вкуса топилили в нём самого пивовара-нарушителя. Или же заставляли выпить за раз ведро (или сколько влезет) водки. Впрочем, иногда приговоренный сам желал проститься с миром, в том, что он любил больше всего. Так Джордж Плантагенет, первый герцог Кларенс за измену был утоплен в бочке со сладким вином — мальвазией.

8. Заливание в горло расплавленного металла или кипящего масла.

12. Дефенестрация
Тоже вид смертной казни, несанкционированный, происходивший стихийно, без зачитывания приговора, но в присутствии толпы. И, да, толпа этого ждала. Дословно — выбрасывание из окна (лат. fenestra). Жертв выбрасывали из оконных проемов — на мостовые, в рвы, в толпу или на поднятые остриями вверх копья и пики. Самый известный пример — вторая Пражская дефенестрация, во время которой, однако, никто не умер.

13. Самая неаппетитная казнь — по кусочкам.
Впервые подобная казнь была применена в Древнем Риме. Подопытным был некий юноша, предавший своего учителя Цицерона. Вдова Квинта (брата Цицерона), получив право на расправу с Филологом, заставляла его отрезать куски мяса от собственного тела, жарить и есть их!

«Суд Камбиса», Давид Герард, 1498.

Красный тюльпан — ещё один вариант. Казнённого опьяняли опиумом, а затем надрезали кожу возле шеи и сдирали, стаскивая её вниз, до самого пояса, чтобы она болталась вокруг бедер длинными красными лепестками. Если жертва не умирала сразу от кровопотери (а свежевали обычно умело, не задевая крупных сосудов), то через несколько часов, когда кончалось действие наркотика, её ждали болевой шок и поедание насекомыми.

15. Повешение за ребро.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный «Байда Вешнивецкий”.

16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке — царя ацтеков Куаутемока.

Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.

Больше секретарь не сказал ни слова.

17. Сицилийский Бык

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка ,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

19. Сваривание в жидкости

21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

22. Казнь слонами

23. Железная дева (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как «английская казнь» — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабёж, поджог. Защите интересов частной собственности государство уделяло особое внимание, поэтому наказаниями за эти виды преступлений являлись крупные штрафы, тюремное заключение (как мера пресечения) и смертная казнь.

Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабёж, поджог. Защите интересов частной собственности государство уделяло особое внимание, поэтому наказаниями за эти виды преступлений являлись крупные штрафы, тюремное заключение (как мера пресечения) и смертная казнь.

Судопроизводство включало две стадии:

1) предварительное рассмотрение;

2) судебное разбирательство с постановлением приговора по делу.

Экскременты человека привлекали мух и насекомых, которые начинали пожирать плоть и откладывать яйца в теле человека. Чтобы продлить пытку, человека поили этим коктейлем каждый день, смерть была невероятно медленной и болезненной.

Казнь проходила следующим образом: нагибали два дерева, привязывали казнимого к макушкам и отпускали. Деревья разгибались, разрывая пополам казнимого.

Обычно такая казнь применялась садистами. Существовало два варианта японский и китайский.

Японский вариант — человеку, приговоренному к казни, связывали руки и привязывали к стулу и каждый день перед ним ставили свежую еду и воду, которую потом уносили. Люди сходили с ума раньше, чем умирали от голода.

Китайский вариант — осужденного кормили, причем очень хорошо. Вот только давали ему исключительно вареное мясо. И больше ничего. Заключенные умирали в страшных муках от самоотравления на 28-30 день.

Историки Кембриджского университета пришли к выводу, что древнегреческий философ и мыслитель Сократ приговорен к смертной казни в 399 году до н.э. на законных основаниях, так как действительно был виновен в богохульстве и развращении юношества.

Историки Кембриджского университета пришли к выводу, что древнегреческий философ и мыслитель Сократ приговорен к смертной казни в 399 году до н.э. на законных основаниях, так как действительно был виновен в богохульстве и развращении юношества.

Существовавшую версию о том, что Сократ стал жертвой судебной ошибки, кембриджские историки считают недостоверной.

В 432 году до нашей эры народное собрание в Афинах одобрило псефизму (постановление) жреца Диопифа. В отличие от законов, обязательных для всех, псефизмы принимались в отношении отдельных лиц. В этот раз мишенью стал основоположник афинской философской школы Анаксагор, который также занимался математикой, астрономией, изучал вопросы становления космоса, объяснял солнечные и лунные затмения, считал, что Солнце и Луна — это не боги, а оторвавшиеся от Земли глыбы.

Месть жрецов

В 432 году до нашей эры народное собрание в Афинах одобрило псефизму (постановление) жреца Диопифа. В отличие от законов, обязательных для всех, псефизмы принимались в отношении отдельных лиц. В этот раз мишенью стал основоположник афинской философской школы Анаксагор, который также занимался математикой, астрономией, изучал вопросы становления космоса, объяснял солнечные и лунные затмения, считал, что Солнце и Луна — это не боги, а оторвавшиеся от Земли глыбы.

Анаксагор первым начал учить афинских граждан философии, популярность его была велика, включая влияние на главу государства Перикла. Не мудрено, что жрецы увидели в ученом конкурента, придумав законный путь к его устранению.

Согласно постановлению, люди, не верующие в богов и распространяющие учения о небесных явлениях, объявлялись государственными преступниками. Анаксагора приговорили к смертной казни, он бежал из Афин, его сочинение попало под запрет и впоследствии читалось лишь тайно.

«Это был первый в истории зафиксированный случай распространения нелегальной литературы. А псефизма Диопифа на долгий срок стала юридической базой для преследований философов», — говорит Олег Матвейчев.

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

В) Древняя Индия

Б) Древняя Греция

Г) Древний Египет

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Древний Рим — 3) скульптура «Капитолийская волчица».

Б) Древняя Греция — 2) бюст Перикла.

В) Древняя Индия — 1) бог Брахма и индийские касты.

Г) Древний Египет — 4) изображение бог Гор побеждает Сета.

[su_spoiler title=»Источники» style=»fancy»]http://zagadki-istorii.ru/kazni-drevnej-gretsii/
http://www.bbc.com/russian/society/2014/05/140512_crucifixion_syria_rome
http://m.dw.com/ru/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/a-2472884
http://www.bbc.com/russian/features-36698047
http://protocol.ua/ru/naskolko_gestok_chelovek_vidi_i_sposobi_smertnoy_kazni_proshlogo/
http://book-science.ru/humanities/legalhistory/ugolovnoe-pravo-i-process-v-drevnej-grecii.html?page=3
http://onedio.ru/news/10-maloizvestnyh-vidov-smertnoj-kazni-ot-kotoryh-volosy-vstanut-dybom-18226
http://pravo.ru/interpravo/news/view/12488/
http://iq.hse.ru/news/229202540.html
http://hist5-vpr.sdamgia.ru/problem?id=393
[/su_spoiler]
София
Оцените автора
Добавить комментарий