Физическое воспитание в древней Греции

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие рекомендуется использовать в комплексе с рабочей тетрадью «История физической культуры и спорта». Предназначено для студентов очного, заочного обучения и слушателей факультета повышения квалификации педагогических кадров. Тематика пособия, в котором представлены как учебный материал, так и вопросы для самоконтроля, соответствует ГОСу по предмету «История физической культуры и спорта». Подготовлено на кафедре «Теория физической культуры» УГТУ-УПИ.

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.

Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII — IV вв. до н. э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.

Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.

До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V — VI вв. до н. э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос — обнаженный). В гимнастических школах — палестрах (пале — борьба) — обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

С 16—18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.

С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.

В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.

В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.

Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные и принципиально важные черты ее развития в этом регионе мира.

Сложное и опасное акробатическое упражнение с быком.
Настенная роспись в Кносе (2-е тысячелетие до н.э.)

В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.

Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Например, Пифийские игры под покровительством бога Аполлона, проходившие до 582 г. до н. э., посвящались вначале исключительно его музам (позднее они включили в себя и атлетические состязания).

У Немейских и Истмийских игр, проводившихся под покровительством бога Посейдона, было две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру.

Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Трагедии Еврипида уже полны насмешек над атлетами. Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф) говорит о том, что молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией.

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции…………………………………………………………………. 4

Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6

Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции………………………………………………………………….10

Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания. 17

Список источников литературы………………………………………………. 24

В деятельности современного человека всегда возникает немало проблем, для преодоления которых нужны немалые физические усилия. Значит, формирование действенной национальной системы физического воспитания требует изучения и творческого осмысления богатого наследства мировой, в том числе культуры Древней Греции.

Большое значение надлежащего физического развития детей предопределялось целиком реальными жизненными нуждами. Сила и выносливость, стойкость и ловкость в народе высоко ценят. Поэтому эти черты родители и наставники стремились воспитать у детей. Кроме того, люди давно заметили, что физическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами формирование личности.

Эмпирическим путем древнегреческая педагогика пришла к выводу, что удачное продвижение физического развития ребенка оказывает содействие формированию таких важных черт, как настойчивость, отвага, решительность, честность, дисциплинированность, уверенность в своих возможностях, оптимизм, коллективизм, способность к преодолению трудности. Физически закаленный человек редко болеет, может стойко переносить холод и жару, погодное и жизненное ненастья, выдерживать продолжительную физическую нагрузку.

Поэтому в нашей работе мы рассмотрим систему физического воспитания Древней Греции, как педагогическую модель, в которой можно позаимствовать определенные организационные и теоретические элементы. Так как древнегреческая культура была одной из наиболее прогрессивных цивилизаций античности и заложила основы развития всех современных наук, искусства, политики и религии. Современная педагогика, равно как и спорт, во многом обязаны своим прототипам Древней Греции.

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души , и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. 1

Мужчины Древней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры того времени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства, литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями. Многочисленные греческие философы — Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивали значимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.

Исходя из этих воззрений, древние греки не отделяли систему физического воспитания от системы общей педагогики, умственного и духовного образования.

Физическая культура в древней Греции не был отделена от гражданского, религиозного, образовательного, социального, и морального начала.

Система физического воспитания была тесно связана с религиозными воззрениями древних греков. Проводившиеся спортивные состязания посвящались божествам древнегреческого пантеона, которые как полагалось, должны были даровать здоровье и силу их участникам.

Связь физической культуры с искусством заключалась в прославлении поэтами гимназий, спорта и победителей физических состязаний.

Об эффективности системы физического воспитания можно судить по дошедшим до нас античным произведениям искусства. Изображенные на них тела атлетов и сейчас удивляют своей красотой и пропорциональностью.

Педотрибы — учителя физической культуры не только разрабатывали программу обучения гимназистов, но и давали рекомендации взрослому населению, пользуясь большим авторитетом. К методике преподавания физического воспитания относились очень серьезно. Личные тренеры использовали индивидуальные упражнениями и режимы занятий для своих учеников и тех, кто это мог себе позволить.

До семи лет дети обеих статей воспитывались дома, в семьях. Потом мальчики вступали к школе, а девочки проводили все время в женской половине дома — гинекее. Здесь их учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, а главное — заниматься рукоделием. После брака в положении девушек практически ничего не изменялось: они переходили из одного гинекея в другой.

Таким образом по завершении курса военной подготовки и физического воспитания спартанцы становятся почти идеальными воинами с совершенной физической формой

СПОРТ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

В основе древнегреческого спорта лежит агон- соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Данные соревнования проходили на различных играх: Немейских , Истмийских и других. Однако, наиболее прославились а первую очередь Олимпийские игры.

В те времена многочисленные войны были частым и обыденным явлением в Древней Греции, поэтому физическое воспитание было тесно связано с военной подготовкой.

Физическое воспитание в Спарте.

Спарта— греческий полис, который располагался на полуострове Пелопоннес. Данный полис имел особый государственный строй, в котором прослеживаются пережитки родоплеменных отношений. Спартиаты ( главенствующее сословие в Спарте) не занимались ни сельским трудом, ни ремеслом, так как их содержали полу-рабы илоты. Поэтому спартанцы посвящали себя исключительно военной и физической подготовке с раннего детства.

Всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев , которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков).

Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание. Регулярные военные занятия продолжаются до 30-летнего возраста.

Таким образом по завершении курса военной подготовки и физического воспитания спартанцы становятся почти идеальными воинами с совершенной физической формой

Физическое воспитание в Афинах.

Афины–это греческий полис, расположенный в Аттике и игравший ведущую роль в истории Древней Греции. Данный полис считается родиной демократии. Также он преуспел в развитии ремесла и торговли , ввиду бедности местных почв. Отличились Афины и своей системой физического воспитания для граждан полиса.

В Афинах физической подготовкой занимались в специальных школах—палестрах, где мальчики в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет овладевали бегом, прыжками, борьбой, метаниями копья и диска, плаванием и гимнастическими упражнениями.

Палестры состояли из беговой дорожки, открытой площадки и бассейна. Данный школы были частные. Дети проживали в месте с родителями.

Юноши из наиболее знатных семей, достигшие шестнадцати лет, могли продолжить обучение в государственных школах—гимназиях, где большую часть времени посвящали физической подготовке. Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

Необходимость защищать собственную территорию и держать в подчинении зависимое население значительно повлияли на античную гимнастику. Она стала состоять из трех частей: игр, палестрики и орхестрики.

Игры для детей в возрасте от года то семи лет проводились под присмотром взрослых: это были занятия с обручем, мечом, с элементами бега, метание диска и копья и другие упражнения развивающие ловкость.

Палестрика состояла из целого комплекса упражнений и занятий. Он включал в себя: панкратион( соединение борьбы с кулачным боем),езда на колеснице, пентатлон( бег на один стадий, прыжки в длину с гантелями в руках, метание диска, борьба и метание копья), кулачный бой, плавание, стрельба из лука и верховая езда.

Орхестрика состояла из ритуальных танцев, которые были связаны с особыми обрядами посвящения. Также к ней относились акробатические упражнения, игры с мячом для развития ловкости и различные( в том числе и боевые танцы.

Олимпийские игры.

Олимпийские игры– величайшее древнегреческое спортивное событие, которое проходило в городе Олимпия на Пелопоннесе. Они проводились в период с 776 года до нашей эры по 394 год нашей эры( когда их отменили по указу императора Римской империи Феодосия I как языческий праздник). Основным элементом Олимпийских игр были спортивные состязания, хотя они имели и религиозное значение.

В общественной жизни Древней Греции VI — IV вв. до н.э. спортивные мероприятия такого рода как Олимпийские игры выполняли в значительной степени прогрессивную роль. Во время этих состязаний Олимпия превращалась в политико-экономический и культурный центр жизни Эллады и ближайших регионов. Игры способствовали объединению постоянно враждующих между собой полисов и помогали установлению мира в Элладе.

Таким образом, древнегреческая цивилизация преподнесла много нового в развитие спорта и физического воспитания. Опыт древних греков лег в основу многочисленных поздних работ , которые были посвящены физической подготовке. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что наследие Древней Греции в плане развития спорта бесценно.

После успешного прохождения курса в этих двух школах приходила пора физического воспитания. Мальчики зачислялись в палестру физической культуры. Основными упражнениями были: бег, метание диска и копья, плавание, борьба. Ученики принимали участие в политических и нравственных беседах с наиболее достойными гражданами полиса. В Древней Греции существовали специальные школы для детей из богатых семей – гимнасии. В них изучалась философия, литература, управление государством.

Афинскую демократию принято считать одной из наиболее развитых форм среди античных рабовладельческих государств. Интересно, что вся государственная деятельность была направлена на гражданина, его благо. Полноправным же гражданином мог считаться человек, достигший восемнадцатилетнего возраста и происходящий от свободных афинских граждан. Об этом свидетельствовала запись в демах — специальных списках молодых жителей Аттики.

Особой привилегией каждого гражданина считалось его право на свободу и независимость. Носить оружие в Афинах мог только свободный человек. Подобно Спарте, в Афинах наивысшим почетом для воина считалось умереть на поле боя, защищая свою родину. Требовательная жертвенная эпоха войн и кровопролитий окрасила многие шлемы афинских воинов багряным румянцем.

Олимпийские боги, которым поклонялись афиняне, покровительствовали этому очень развитому для своего времени полису. Многочисленные статуи и храмы ярко свидетельствуют не только о большой религиозности греков, но также и о высокоразвитом искусстве: скульптуре, живописи и т.д.

Греческое образование было построено таким образом, чтобы выработать у молодых граждан определенные нравственные принципы и навыки, которые обеспечат успех при участии в общественных делах. Греческая система воспитания была нацелена на создание личности, а не высококвалифицированных кадров. Гражданская деятельность очень многопланова, с чем непременно необходимо считаться каждому гражданину полиса в целях защиты своих интересов.

Театр, живопись, архитектура… Основными символами греческой культуры стали олимпийские боги: Аполлон – покровитель пластического искусства, красоты, гармонии, покоя, умеренности. И Дионис – бог-виночерпий, сторонник раскованности и свободы, изобилия и веселья. Греки считали, что только гармоничное сочетание двух этих символов обеспечивает процветание и долголетие каждой культуры.

С самого рождения и до седьмого года жизни дети росли в семье и воспитывались кормилицами. В этом возрасте воспитание основывалось на чтении малышам различных сказок, литературных произведений. Использовались различные логические игры и задания. Жизнь каждого грека имела музыкальное сопровождение. Стихи читались под аккомпанемент флейты. Малышей часто водили на государственные праздники и спортивные соревнования.

После успешного прохождения курса в этих двух школах приходила пора физического воспитания. Мальчики зачислялись в палестру физической культуры. Основными упражнениями были: бег, метание диска и копья, плавание, борьба. Ученики принимали участие в политических и нравственных беседах с наиболее достойными гражданами полиса. В Древней Греции существовали специальные школы для детей из богатых семей – гимнасии. В них изучалась философия, литература, управление государством.

После восемнадцатого дня рождения молодые афиняне зачислялись в эфебию для прохождения военно-физической подготовки в течение двух лет. Физическая культура в Афинах считалась не менее важной, чем нравственность и мораль. В VI – начале IV вв. до н.э. физическая культура в Афинах достигла своего апогея. Учитывая тот факт, что рабы к тому времени составляли уже две трети всего населения, воспитание греческой молодежи значительно отличалось от соседних государств.

Гимнасии оставались государственными образовательными учреждениями. В остальных случаях преподавание считалось частной деятельностью. Общее образование имело целью воспитать, в первую очередь, личные качества достойного гражданина, но и физическая подготовка не отодвигалась на последний план.

Учителя и философы пытались сообща довести потребность юношеского организма в физической нагрузке до идеала. Мальчики из очень богатых семей могли продолжить обучение в гимнасиях до 15-18 лет. Такие занятия отличались увеличенной нагрузкой, которая соответствовала уже нормальному мужскому потенциалу. Дополнительными занятиями были: приемы кулачного боя и плавание.

Дальнейшее обучение могли осуществлять только самые богатые и знатные родители. До 18-20 лет юноши обучались основам управлению государством, философии, стратегии и основам командования войсками, тактике, строевой подготовке, верховой езде, плаванию, гребле, стрельбе из лука, фехтованию и владению другими видами оружия.

Классическая эпоха развития Афин принесла много полезного и нового. Физическая культура несколько изменилась в конце этого светлого времени. Основное предпочтение было отдано разнообразным играм с мячом. Но превосходство внутренней красоты над внешней все-таки не было забыто и продолжало вдохновлять многих творческих людей на создание произведений, которые сохранились до нашего времени.

Усиленное внимание, направленное на создание и развитие особой полноценной образовательной системы в Афинах, стало предпосылкой, а позже и основой развития культуры, которая представила миру эталон прекрасного во всевозможных областях искусства: архитектуре, живописи, литературе, музыке, скульптуре, а также в спорте. Особым уважением и вниманием пользовались известные в те времена философы и ученые: Аристотель, Сократ, Платон, Евклид, Пифагор, Архимед.

Интересно, что греки попытались довести образовательную систему до совершенства, объединив нравственное и физическое воспитание в одной программе. Неразрывная связь физической культуры с развитием психологических и моральных качеств будущего гражданина полиса позволила воспитать нормальных полноценных людей.

В греческом обществе порицалось и осуждалось немощное и хилое тело, неграмотность и отсутствие музыкального слуха. Эллинский дух ярко воплощен в Олимпийских играх, которые стали проводиться в VIII-IV вв. до н.э.. По сути эти спортивные состязания являются торжеством физической культуры и интеллектуальных возможностей. Первоначально Олимпийские игры включали в себя не только спортивные соревнования, но также театральное действо и религиозные акты.

Афинское воспитание было основано на гармонии и единстве внутреннего мира и внешнего облика человека. Образовательная программа была нацелена на воспитание целостной, разносторонней личности. Физические упражнения помогали не только укрепить здоровье и повысить общий тонус человеческого организма. Военно-физическая подготовка помогала закалить также и боевой дух афинских юношей.

Олимпийские игры служили своего рода рычагом прогресса. Время проведения игр делало из Олимпии центр политической, экономической и культурной жизни Греции. Все разрозненные полисы сплачивались, прекращались все войны, приостанавливались осады. Агоны ярко демонстрировали физические и духовные возможности человека, красоту его тела.

Кроме спортсменов участие принимали также поэты и певцы, которые демонстрировали публике свое ремесло. Начиная с восемьдесят четвертых Олимпийских игр, в программу был включен конкурс искусств. Панэллинские игры были посвящены поэзии, музыке, пению, театру.

Пифийские игры проходили под покровительством бога Аполлона и прославляли его муз. Немейские и Истмийские игры, которым покровительствовал бог Посейдон, имели две официальные программы: атлетическую и музыкальную. Обязано это все той же идеализации человеческого развития, которое насквозь пронизывает всю жизнь греческого населения: гармоничное сочетание духовной и физической культуры.

Проводились все спортивные соревнования в Олимпии. Многие философы и ученые того времени откровенно сожалели, что награды удостаивались лишь спортсмены, которые проявили себя в физической культуре, а люди творческие (поэты, музыканты и другие) не получают наград и призов за свои достижения в искусстве.

Но нельзя сказать, что эллинская гармония и греческая атлетика были идеальны. До V в. до н.э. вся образовательная система Афин была подчинена гармонии духа и тела. Но правом на образование пользовались только граждане полиса, а в некоторых случаях, образование было доступно только богатым и знатным семьям.

До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику , или общее физическое развитие, и агонистику – специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т.п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.

В период с VIII по II в.до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца – в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.

Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т.е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э) в играх стали принимать участие и дети.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.

2 Содержание : Вступление……………………………………………….3; Характеристика древнегреческого общества.………..4-6; Начальный этап физического воспитания……………. 7; Второй этап физического воспитания…………………..8; Военная подготовка……………………. ……………….9; Заключение……………………………………………. 10;

1 Физическое воспитание в Афинах МПГУ Москва 2018 Институт физической культуры спорта и здоровья Подготовил студент 1 курса 101 группы: Анохин В.Д.

2 Содержание : Вступление……………………………………………….3; Характеристика древнегреческого общества.………..4-6; Начальный этап физического воспитания……………. 7; Второй этап физического воспитания…………………..8; Военная подготовка……………………. ……………….9; Заключение……………………………………………. 10;

5 Несмотря на это, в социуме присутствовало четкое разделение на классы. Условно общество можно поделить на три довольно внушительные группы: Аристократы(свободные люди); Ремесленники: Рабы.

10 Заключение Афинская система образования являлась передовой и готовила молодое поколение с активной жизненной позицией, способных справляться с различными жизненными ситуациями. Не малое внимание уделялось физическому воспитанию, юноши с раннего возраста занимались физическими упражнениями. Вершиной физического воспитания эллинов являлась военная подготовка.

· практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта (ИФКиС) – наука, которая, исследуя прошлое, помогает познать настоящее и в известной выявить тенденции будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История ФКиС является важным разделом науки о физической культуре.

Предмет её изучения — общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

· Показать с научной позиции становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

В основу периодизации ИФКиС положено учение о закономерностях развития общества:

1-й период — история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй);

2-й период — история физической культуры средних веков (феодальный строй);

3-й период — Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).

При изучении истории физической культуры используют следующие источники:

· археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;

· памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;

· архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;

· правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;

· практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.

80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Африканская.

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

года в Спрингфилд в штате Массачусетс, когда учитель физкультуры Джеймс Нейсмит пытался создать.

года в Спрингфилд в штате Массачусетс, когда учитель физкультуры Джеймс Нейсмит пытался создать.

тысяч лет назад. В Индию учение пришло из цивилизаций Лемурии и Атлантиды, имевших свои колонии в стране. Люди переходили в Гималаи и приносили свои знания.
Лемурийцы подарили будущим поколениям систему обучения Хатха-йоге и Тантра-йоге. В свою очередь Антаранга-йога пришла из Атлантиды. Лайа-йога, Мантра-йога, а также Кундалини-йога пришли в Индию с переселен.

Источники
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/689/28689/11902?p_page=2
http://studme.org/354669/prochie/razvitie_fizicheskoy_kultury_drevney_gretsii_osobennosti_spartanskoy_afinskoy_sistem_fizicheskogo_vosp
http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/282-fizicheskaya-kultura-drevnej-grecii.html
http://topref.ru/referat/66101.html
http://scienceforum.ru/2017/article/2017030494
http://topspinsport.ru/articles/fizicheskoe-vospitanie-i-sport-v-drevney-gretsii-afinskaya-sistema-fizicheskogo-vospitaniya-/
http://gigabaza.ru/doc/82923.html
http://www.myshared.ru/slide/1384451/
http://studopedia.ru/20_4459_sistemi-fizicheskogo-vospitaniya-v-drevney-gretsii-spartanskaya-i-afrikanskaya.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/305938-prezentacija-po-fizicheskoj-kulture-na-temu-r
http://author24.ru/lenta/1207031/
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector