Свиток «Войны» и «конец света»

научная статья по теме Силы зла в кумранском свитке Войны сынов Света против сынов Тьмы (1QM) Биология

Цена:

Авторы работы:

ФИШЕЛЕВ МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Силы зла в кумранском свитке Войны сынов Света против сынов Тьмы (1QM)»

5. Информатика и ИКТ. (А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов) // М., — «Просвещение», 2009. — 336 с.

6. Ключ к удобному общению //Inflight Review. — 2009. сентябрь. — С.1

7. Пикок А. Богословие как наука: Модели бытия и становления в богословии и науке // М. «Биб-лейско-богословский институт св. апостола Андрея. — 2004. — 416 с.

8. Савич И.М. Поиск истины в вопросах происхождения // Истина и диалог. Труды международной конференции Санкт-Петербург. СПб. «Русская христианская гуманитарная академия». — 2008. -С.448-459.

9. Симонович С.В. Общая информатика // СПБ. «Питер». — 2008. — 428 с.

10. Терехов С.А. Нейросетевые информационные модели сложных инженерных систем. В книге «Нейроинформатика» // Новосибирск. «Наука. Сибирское предприятие РАН». — 1998. — 296 с.

11. BBC News :http://news.bbc.co.uk/2/hi/health/7886477. stm (дата обращения 12.02.2009).

12.LiveInternet.ru :http://www.liveinternet.ru/users/sqruel/post98329922/ (дата обращения 17 марта

13.Morris H.M., Parker G.E. What is creation science? // USA. «Master Books». — 1987. — 331 p. UDC 215

UTILIZATION OF INFORMATIC MODELS AS TOOLS FOR COGNITION

Igor M. Savich, doctor of biological sciences Concordia Foundation 13 B Narvsky pr., Saint-Petersburg, 190020, Russia

It is analyzing ofpossibility to use informative models with a various aspects of cognition of the world. It is shown priority of information as necessary criteria in the estimation of the two models for origin of life.

Keywords: information, informatics model, evolution theory, creation science, cognition, origin

СИЛЫ ЗЛА В КУМРАНСКОМ СВИТКЕ ВОЙНЫ СЫНОВ СВЕТА ПРОТИВ

Максим Михайлович Фишелев,

соискатель степени кандидата философских наук, младший научный сотрудник Санкт-Петербургский Государственный Университет Менделеевская линия, д. 5, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия

В настоящей статье исследуются образы темных ангелов и иных сил зла в документе из собрания рукописей Мертвого моря — Свитке Войны. Доказывается наличие упоминаний непосредственно об ангелах и иных сверхъестественных существах в тексте, проводятся параллели с другими произведениями эпохи.

Ключевые слова: Библеистика, Кумран, ангелология, демонология.

Среди рукописей, найденных в 1 кумранской пещере, были обнаружены девятнадцать колонок, которые называются свитком Войны Сынов Света против Сынов Тьмы или Свитком Войны, обозначаются «1QM» и датируются второй половиной I в до н.э., доказательством чего является характерный шрифт раннеиродианской эпохи [3, с. 515]. Более того, в 4 пещере были обнаружены фрагменты шести манускриптов, которые датируются периодом между 1 половиной I века до н.э. (4Q493) и первой половины I века н.э. (4Q494) [1, с.12, 45, 50-58]. Эти фрагменты в большей или меньшей степени соотносятся с частями одиннадцати колонок 1QM. По-видимому, текст 1QM существовал не в одной редакции.

Свиток описывает войну сынов Света против сынов Тьмы, злых ангелов, духов и людей, находящихся в Жребии Велиала. Существует мнение, согласно которому в свитке Войны, речь идет о настоящей, земной войне, но ее глубинная цель — теологическая и эсхатологическая, что подтверждается обилием эсхатологической лексики в тексте. Война, в которой примет участие и сам Бог, может рассматриваться в качестве последней святой войны [2, с. 84]. Если рассматривать свиток Войны как теологическое сочинение, то он представляет идеализированную картину ожидаемой войны. В ЩМ оговорены все необходимые правила ведения войны. Это непосредственно боевые действия и ожидаемая победа Сынов Света (]^М 1:1-17), священническая служба во время войны (ЩМ 2:1-6), план сорокалетней войны (^М 2:6-15), использование труб (^М 2:16-3:11), знамен (^М 3612-5:2), боевой строй и оружие (^М 5:3-14), указания пехоте и кавалерии (^М 5:15-6:16), возраст солдат (ЩМ 7:1-4), чистота лагеря (^М 7:4-7), роль священников и Левитов, сигналы труб (^М 7:8-9:16), проповеди и молитвы за битву (^М 9:17-12:15), благословления и проклятья в битве (^М 12:16-14:1), благодарственные молебны (10М 14:2-18).

При этом конфликт является эсхатологической войной. Небесный мир оказывается вовлеченным в войну, добрые и злые ангелы принимают непосредственное участие в боевых действиях. Автор предвидит государство будущего, которое возникнет на Земле с «долгоденствия всех сынов Света» (ЩМ 1:8). Несмотря на то, что сектанты, то есть жребий Бога, победят, нет никаких ссылок на конец света или последний суд. Некоторые исследователи, называют данные представления «исторической эсхатологией», что свойственно для Кумрана, и считают, что в соответствии с ней, настоящий мир кончается мессианской войной, вслед за которой наступает эпоха мира и процветания [7, с. 297].

В данном исследовании анализируются образы сил зла, выступающие в жребии Велиала. В тексте они названы сынами Тьмы (ЩМ 1:1, 7, 10, 16), армией Велиала (^М 1:1), которая включает и земных врагов Израиля, а именно «полчища Эдома, Моава и сынов Аммона, и войска Филистеи, и полчища киттиев Ашшура, и с ними бесчестящие завет» (ЩМ 1:2). Жребию Велиала (ЩМ 1:5), к которому отнесены силы зла противостоят сыны Света, которые обозначаются как сыны Левия, Иуды и Биньямина, как «ушедшие в пустыню» (^М 1:2) или как народ Божий или Божьего жребия. Эта бинарная структура свидетельствует о наличии противостояния между Богом и Велиалом, дуализма как земного, так и космического. В ЩМ 1 присутствует и эсхатологический элемент, проявляющийся в последней битве. У Тьмы есть свой срок, определенный Богом, который, помимо этого, определяет время для мира, благословления, долгоденствия и славы для сынов Света (^М 1:8-9). Битва закончится истреблением сынов Тьмы (10М 1:16).

ЩМ 1 не объясняет, почему одни названы сынами Света, а другие сынами Тьмы. В свитке Войны нет никаких свидетельств о наличии этического, духовного дуализма, в отличии от Учения о Двух Духах книги Устава Общины 3:13-4:26 [5, с. 85-86]. Автор интересуется главными героями эсхатологической войны. Для него эти две группы уже существуют, и он описывает их конец. Про сынов Тьмы говорится, что они «бесчестящие завета» (Г’

а ‘У’^па; маршией брит). Данная фраза, встречающаяся в Библии в книге пророка Даниила 11:32, в свитке Войны обозначает евреев отступников, евреев, не являющихся членами общины.

Дуализм ^М 1 является в значительной степени космическим, описывающим противостояние между Богом и Велиалом. При этом, основой как для ^М 1, так и для всего свитка Войны, является взаимная зависимость небесного мира и мира земного. Люди, которые обозначаются сынами Тьмы, также являются воинами войска Велиала (^У’^з ^’П; хайяль велиал; ^М 1:1). В великой битве, в которой падут киттии (ЩМ 1:9-10), примут участие и «ангельский сонм» (а’^х ПУ; а’дат элим) и община людей (а’^лх Г?лр; кеНилат анашим; ЩМ 1:10-11). Там прозвучит «воинственный клич ангелов (а’^х; элим) и людей в грозный день» (^М 1:11). Битва против киттиев будет состоять из семи жребиев. В трех жребиях у сынов Света будет приемущество перед силами Тьмы, а в трех других, наоборот. (^М 1:13-14). Но Бог лично вмешается в седьмом жребии и «низвергнет [Велиала и все]х подвластных ему ангелов» (ЩМ 1:14-15).

Использование образа Велиала (^У’^з) в свитке Войны, отличается от использования самого слова в Библии, в том, что здесь он без сомнения обозначает темного, злого ангела Велиа-ла, врага Бога и его народа. Отрывок ЩМ 13:1-14:1 — совокупность благословлений, прокля-

тий и молитв. В 10М 3:10-12 автор обращается к Богу: «И Ты создал Велиала губителем, ангелом ненависти, его Во тьм[е влас]ть его, и совет его — ради нечестия и греха, и все духи его жребия, ангелы зловредные, действуют по законам Тьмы». Велиал в данном тексте — это, определенно ангел, причем ангел ненависти (паша 1К?а; мал ‘ах мастема). Данный термин также встречается в СБ 16:5. Особенно важен тот факт, что, Бог сотворил Велиала, причем точно такая же мысль высказывается в Учении о Двух Духах Устава Общины о главном антагонисте Ангела Света среди сил зла — Ангеле Тьмы, которого обычно ассоциируют с Велиалом. В свитке Войны, так же как и в Уставе Общины, дуализм не является абсолютным, то есть, противника, полностью равного Богу, не существует. Это является характерной особенностью еврейской демонологии и мистики в целом. Более того, определено, что Бог сотворил Велиала, чтобы вызвать порок среди человечества (лп^7 ПЛ’ОТ ПЛХ1; ве ‘ата асита велиал лешахат), причем та же идея встречается и в Учении о Двух Духах (108 3:15-18). В Свитке Войны дается объяснение о причинах появления греха. Бог, сотворив Велиала, становится изначальной причиной появления греха, так же, как и в 108 3:13-4:26. Таким образом, автор любой ценой, сохраняет всемогущество Бога.

В другом гимне, содержащем благодарственный молебен, в котором Бог благословляется, так как Он проявил милость к народу Его, оставшемуся «во власти Велиала» (10М 14:9). В период, предшествующий последней битве и включающий ее, Велиал со своими ангелами разрушения, ввел сектантов в заблуждение и отвратил от завета, и в это время они под его господством творили зло (10М 14:10). Это, вероятно, является следствием представлений сектантов о евреях, не вступивших в общину, как о отступивших от Завета. Однако автор знает, что Бог превосходит Велиала и его сторонников (10М 14:10-11), и благодарен Ему, за охрану в неспокойное время.

В 10М 16:13-17:9, первосвященник заклинает войско, когда оно несет потери (ср. 10М 16:9). Несмотря на то, что текст 10М 17:4-6 несколько поврежден, основной смысл доступен: «Не [ведают (враги), что от Бога] Израилева — все сущее и происходящее и он [истребит Ве-лиа]ла навеки. Сегодня Его срок смирить и унизить князя власти нечестивой». Реконструкция имени Велиал — предположение, хотя «князь власти нечестивой» (ПУ^л л?^аа л^; сар мимше-лет ришаа) [Ср. 10М 1:6, 13; 3:9; 11:10; 14:7] ассоциируется с Велиалом в 10М 14:9, а те, над которыми простирается его власть, называются «нечестивыми племенами». Предводитель нечестивой власти побежден. В 10М 17:6 упоминается его ангельский противник, вы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com

Свиток войны (свитки Мертвого Моря)

Источник:
Содержание свитка

Отрывки содержат предписания относительно грядущей эсхатологической войны длительностью в 40 лет, которая закончится победой праведности, воплощенной в сынах света, над пороком, носителями которого являются сыны тьмы. В равной степени сочинение представляет собой мидраш к книге Даниэль (11:40 и далее), где детально описывается, как будет сокрушен последний великий враг народа Божьего (Дан. 11:45).

На первой стадии войны, которая продлится шесть лет, будут разбиты киттим (по-видимому, римляне) и изгнаны сначала из Сирии, а затем — из Египта, после чего будет восстановлена чистота храмовой службы в Иерусалиме. В оставшиеся 29 лет (так как каждый седьмой год военные действия будут приостанавливаться) будут разгромлены остальные враги Израиля: сначала потомки Сима, затем — потомки Хама, и наконец — потомки Яфета. Война мыслится по образцу древнего института священных войн. Священный характер войны подчеркивается девизами, начертанными на трубах и знаменах сынов света; в частности, на знамени, несомом во главе воинства, будет надпись «народ Божий» (3:13; ср. официальный титул Шимона Хасмонея «князь народа Божьего» — сар ам Эль, I Макк. 14:28).

Подобно Иехуде Маккавею, ободрявшему своих воинов перед сражением напоминанием о том, как Бог помогал их предкам в подобных обстоятельствах, уничтожив армию Санхерива (II Макк. 8:19), автор сочинения напоминает о победе Давида над Голиафом. Аналогично тому, как Иехуда Маккавей и его бойцы, возвращаясь с поля боя, пели хвалебные псалмы (I Макк. 14:24), автор сочинения предписывает первосвященнику, коhенам и левитам благословлять идущих в бой (10:1 и далее), а воинам после сражения петь благодарственный гимн (14:4 и далее). Как подобает на священной войне, священникам отводится особая роль: им предписывается специальное облачение во время сражения, в котором они сопровождают бойцов, чтобы укреплять их мужество; они должны подавать боевые сигналы своими трубами. Кохены, однако, не должны находиться в гуще боя, дабы не осквернить себя прикосновением к убитым (9:7–9). Ритуальная чистота должна соблюдаться строжайшим образом: как физический порок делает человека непригодным к храмовой службе, точно так же он делает его непригодным для участия в войне; в период военных действий воинам воспрещается вступать в половые сношения и т. п. (7:3–8). Хотя война мыслится по древнему образцу священной войны, подробные указания о способе ведения боевых действий, тактике, вооружении и т. п. отчасти отражают современную автору военную практику. Однако весь ход войны полностью подчинен схеме, заранее определенной Богом. Вместе с тем очевидно, что автор ознакомился с современными ему руководствами по военному делу. Военное построение, предписываемое им, напоминает римский triplex acies, а вооружение — оснащение римских легионеров эпохи Цезаря (из трудов Иосифа Флавия известно, что еврейские повстанцы при подготовке и вооружении бойцов принимали за образец римскую армию).

www.ejwiki.org

Сыны света против сынов тьмы

Сыны света против сынов тьмы

В 1954 г. газета Wall Street Journal опубликовала объявление о продаже библейского манускрипта, написанного более 2000 лет назад, в 200 г. до н. э. В то время мало кто обратил на него внимание, но впоследствии выяснилось, что это были свитки Мертвого моря – рукописные библейские тексты на папирусе, хранившиеся в глиняных кувшинах. Свитки, найденные в 1946 г. тремя пастухами-бедуинами в одной из пещер Кумрана, теперь считаются одной из самых значительных археологических находок, поскольку это самые древние копии того, что христиане называют Ветхим Заветом, а иудеи считают Священным Писанием. Эти рукописи пролили новый свет на исторические события перед наступлением новой эры, на Рождество Христа и на иудеохристианское богословие.

Один из первых найденных свитков называется «Война сынов света против сынов тьмы» (сокращенно – Свиток войны), он принадлежит Еврейскому университету в Иерусалиме. Содержащееся в нем пророчество рисует будущую войну между праведниками (людьми Бога) и злыми силами – враждебными народами. «Сыны света» здесь – племена Израиля, а «сыны тьмы», то есть силы зла, – другие народы, в их числе идумеи, амаликитяне, хеттеи и моавитяне. Война, очень детально описываемая, длится 40 лет и заканчивается победой сынов света.

Эта связь света с добром, а тьмы со злом – очень древняя, мы ассоциируем одно с другим автоматически и инстинктивно. Такие метафоры, как увидеть свет или свет в конце тоннеля, связаны с положительными образами. Мы говорим о светлом будущем, смотрим на дело со светлой надеждой, радуемся наступившему светлому дню. С другой стороны – мы называем темными веками историческую эпоху застоя и упадка, говорим о темной стороне личности применительно к дурным чертам характера. Выражения «темное прошлое», «темная тайна», «силы тьмы» вызывают у нас негативные ассоциации. В эпопее «Звездные войны» у Силы есть темная сторона; английский поэт Джон Мильтон в эпической поэме «Потерянный рай» описывает ад фразой «не свет, но зримая тьма» – из нее романист Уильям Стайрон взял название для своих мемуаров, повествующих о периоде тяжелой депрессии: «Самоубийственная гонка. Зримая тьма» (William Styron, Darkness Visible: A Memoir of Madness). Психоаналитик и философ Юлия Кристева писала о меланхолии и депрессии в своей книге «Черное солнце». Мой покойный друг, профессор Норман Эндлер – известный психолог и исследователь из Йоркского университета в Канаде, – в своей книге «Праздник тьмы» (Norman Endler, Holiday of Darkness) описал собственную депрессию и ее влияние на его жизнь и семью. Названия этих книг свидетельствуют о сложности и неоднозначности психологических состояний, о противоречивом соседстве добра и тьмы внутри нас.

В повседневной жизни метафоры, упоминающие белое, светлое и яркое, соотносятся с положительными предметами и состояниями, а метафоры на тему черного и темного – с отрицательными, страшными и безнравственными действиями и объектами. Неужели это просто фигуры речи? Или темные и черные стимулы в самом деле пробуждают в нас негативные эмоции, а белые и светлые – позитивные? Насколько сильны и насколько укоренены в инстинктах эти ассоциации между белым и хорошим или черным и дурным? Могут ли эти глубинные ассоциации повлиять на нашу жизнь, воздействуя на наше мнение и поступки? Возможно ли, что гости на празднике казались мне добрее, потому что были одеты в белое?

Ответ на эти вопросы ученые попытались найти с помощью эффекта Струпа (Stroop effect) – несовпадения между значением слова и цветом шрифта, которым это слово напечатано. В классических тестах Струпа испытуемые читают названия цветов, но буквы в этих названиях напечатаны другим цветом, не совпадающим со значением слова. Например, слово «зеленый» напечатано красной краской, а слово «желтый» – синим.

Испытуемых просят назвать цвет краски и засекают время. Если красной краской напечатано слово «стол», испытуемый без труда отвечает «красный». Однако если красной краской напечатано слово «зеленый», то ответить «красный» гораздо труднее, поскольку цвет краски (красный) не совпадает со значением слова («зеленый»). В этом случае значение слова («зеленый») смешивается с цветом слова (красный): мозг получает противоречивую информацию, и на ответ требуется больше времени. Эта путаница и есть эффект Струпа в действии.

Идея эффекта Струпа была адаптирована учеными применительно к метафорам. Вместо несовпадения цвета краски со словом они давали испытуемым слова с позитивными или негативными коннотациями, напечатанные светлым или темным цветом <72>. Позитивные слова (такие как щедрый, смелый, доверие, мягкий, герой, поцелуй, любовь, преданность, верный) и негативные (жестокий, преступление, обида, раковая опухоль, предательство, гадкий, лжец, яд, грубый, нечестный) демонстрировались участникам, которых затем просили указать, имеет слово позитивный или негативный смысл. Исследователи варьировали яркость шрифта, так что одни слова были светлыми и белыми, а другие темными и черными. Затем организаторы подсчитывали время, за которое участники определяли смысл слова как позитивный или негативный; чем скорее участник отвечал, тем легче считалась задача. Исследователи также обращали внимание на правильность ответов, особенно когда участника просили отвечать как можно скорее.

Если понятие «светлого» метафорически соотносится с позитивом, а «темного» – с негативом, то темное «позитивное» слово метафорически несообразно: темная краска противоречит его положительному значению. Когда мы видим «позитивное» слово, напечатанное темной краской, мы получаем взаимоисключающие фрагменты информации: темный цвет негативен, а значение слова позитивно. Если позитивность автоматически, на инстинктивном уровне, ассоциируется со светлым тоном, а негативность с темным, то при темном «позитивном» слове и при светлом «негативном» задание должно потребовать больше времени.

На деле так и вышло: участникам оказалось намного проще правильно определить светлое слово как «позитивное», а темное как «негативное», тогда как светлые «негативные» и темные «позитивные» потребовали больше времени. В этих же случаях – со светлыми «позитивными» и темными «негативными» словами – снизилась и точность ответов, особенно когда участников торопили с заданием. Эти результаты исследований показывают, что мы инстинктивно соотносим светлый тон с позитивом, белый с хорошими качествами, темный с плохими, а черный с вредом и злом.

Этот эффект поразительно устойчив. Группа голландских ученых <73>недавно исследовала те же ассоциации, но другим способом. Участников приглашали на эксперимент под предлогом проверки того, как они смогут перевести голландские слова на китайский язык (хотя участники не знали китайского). Участникам давали слова на их родном голландском: одни слова имели отрицательные коннотации, другие положительные. Под каждым словом были помещены два китайских иероглифа – черный и белый, из которых участникам предстояло выбрать тот, который, по их мнению, соответствовал по смыслу голландскому слову. В результате участники чаще выбирали белый иероглиф для слова с положительным смыслом и черный – для слова с отрицательным. Напоминаю: испытуемые не знали китайского языка, они действовали наугад.

Убедительные результаты этих экспериментов показывают, что наши выводы о положительных или отрицательных качествах людей и событий базируются на факторах, на первый взгляд незначительных. Человек в белой одежде будет воспринят более позитивно, чем человек в черной. Возможно, потому мне так понравилась та давняя вечеринка в шавуот, однако я боюсь даже думать, какой была в глазах присутствующих я сама – черный лебедь посреди целого моря белизны.

После того как я получила докторскую степень в Тель-Авивском университете, мы с мужем и нашей трехлетней дочерью переехали в Бостон: я занималась наукой в Гарвардском университете, муж проводил исследования в Массачусетском технологическом институте. В нашем родном Тель-Авиве мы жили в светлом доме с большими окнами и белыми стенами, а в первой бостонской квартире, которую мы сняли по приезде, окна были маленькими, а стены серыми. Первые месяцы жизни в Бостоне давались мне очень тяжело, все казалось неприятным, однако я не удивлялась и списывала все на изолированность: я ведь оказалась в новом, незнакомом месте, где почти никого не знала. Годом позже дом, в котором мы снимали квартиру, был превращен в кондоминиум, и мы переехали в другую квартиру – меньше прежней, зато более светлую и с большими окнами. И вдруг мне начал нравиться Бостон, я радовалась своему переезду в этот город. Я тогда приписала это тому, что прошло время и я привыкла здесь жить, приспособилась к обстановке и нашла друзей. Теперь же, оглядываясь назад, я думаю, что первые неблагоприятные впечатления могли возникнуть оттого, что мы жили в относительно темной квартире. Позже мы полюбили Бостон настолько, что через семь лет вернулись туда еще на год – и я стала преподавать психологию в Гарварде. На этот раз мы с самого начала позаботились о том, чтобы выбрать квартиру посветлее, и в результате Бостон мне казался красивым городом, я была в нем счастлива.

psy.wikireading.ru

Свиток войны

Война сынов Света против сынов Тьмы (Свиток войны, מגילת מלחמת בני אור בבני חושך) — рукопись 2 в. до н. э., один из найденных так называемых Свитков Мёртвого моря [1] .

Содержание

[править] Общая характеристика

Свиток принадлежал иудейской секте ессеев, имевших общину в Кумране в Иудейской пустыне, и представлял собой военный устав данной секты.

Ессеи считали себя святыми избранниками Израиля, «сыновьями света», которые в эсхатологические времена (Машиаха?) будут участвовать в истребительной войне с врагами еврейского народа — «сыновьями тьмы».

«Свиток войны» являлся руководством по военной организации и стратегии, включающим детальное описание военного имущества и сигналов [2] .

В «Свитке» предсказывается о войне, которую будут вести евреи против иноверцев, то есть будут вести религиозную войну:

Ибо это время стеснения для Израиля, предначертанное для войны против всех иноплеменников, и жребий Божий для вечного искупления, и уничтожения всякого нечестивого племени.

Автор или авторы «Свитка Войны» утверждают, что война с иноплеменниками обязанность:

До скончания всякого источника (нечистоты или неверия?) Бог Израилев призвал меч на всех иноплеменных, и чрез святых своего народа совершит подвиг.

Таким образом, «Свиток» являлся своего рода призывом к священной войне.

Точно неизвестно, когда был написан документ. Возможно он относится к времени Маккавейской войны, а возможно и к Еврейско-римской войне.

[править] История

«Свиток Войны» был найден в 1947 году в первой кумранской пещере. В конце того же года он был куплен для Иерусалимского еврейского университета проф. Э. Л. Сукеником; им же были изданы сначала несколько столбцов, а затем, в 1954 году, весь свиток целиком [3] .

cyclowiki.org

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть