Смерть Сергея Есенина

Сергей Есенин: тайна смерти гениального поэта

Содержание

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься – для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично. Так был или не был убит Есенин?

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься – для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

Версии убийства

Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Поэтесса Н. Сидорина пошла дальше, заявив, что в Есенина стреляли. Однако куда делась пуля, она не пишет.

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин­ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала – судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком – это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 м, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 м и рост поэта – 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи – борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае – трубу, а другой – тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго­образной формы» имеет глубину 0,4–0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью…»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии – сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны.

Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых – красноречивое тому подтверждение.

Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?

www.aif.ru

Смерть Есенина: самоубийство или инсценировка?

В 1970-е в прессе развернулась дискуссия о гибели Сергея Есенина. Утверждалось, что поэта убили сотрудники ОГПУ. Некоторые исследователи говорили о том, что он физически не мог повеситься из-за низкого роста (168 сантиметров, тогда как высота потолка в гостинице «Англетер» достигала почти 4 метров). Другие отмечали, что в ходе расследования исчез ряд важных документов.

Поэт прибыл в Ленинград 24 декабря 1925 года. Зачем — точно неизвестно. То ли договариваться об издании нового сборника стихотворений, то ли скрываться от столичной милиции; в это время его имя фигурировало в 13 уголовных делах. По другим данным, Есенин должен был поселиться в Ленинграде надолго — он намеревался издавать литературный журнал. Есенин стремился сохранить свою поездку в секрете, о ней знали только близкие друзья. Он собирался снять трехкомнатную квартиру, однако подходящего варианта не нашлось. В итоге поэт остановился в гостинице «Англетер» в центре города, на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы. Есенин занял 5-й номер. Здесь он написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Впрочем, по мнению некоторых экспертов, эти строки были написаны задолго до Ленинграда; они могли быть посвящены другу Алексею Ганину, который был расстрелян в марте по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов».

28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в его номере. Накануне он встречался с друзьями, никаких странностей в его поведении они не заметили. По официальной версии, поэт совершил самоубийство. В пользу этой версии говорил тот факт, что он был склонен к депрессиям и употреблению алкоголя. Непросто складывались отношения Есенина с женщинами. Это касается и Айседоры Дункан, и Зинаиды Райх, и Софьи Толстой.


Сергей Есенин и Айседора Дункан

С Зинаидой Райх он жил отдельно почти сразу после свадьбы. Есенин жаловался своему близкому другу Анатолию Мариенгофу: «Не могу я с Зинаидой жить… вот тебе слово, не могу. Понимать не хочет… Не уйдет, и все. Ни за что не уйдет. Вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу». Скажи ты ей, Толя (уж так прошу, как просить больше нельзя!), что у меня есть другая женщина». В 1925-м состоялась свадьба Есенина и Софьи Толстой. Одно из писем матери Толстой, Ольги Константиновны, рассказывает о том, как жили супруги. В нем идет речь о пьяных скандалах, пьяных приятелях, постоянно гостивших у молодых, и безденежье — Софья даже не могла купить себе новую обувь.


Номер гостиницы, где поэт совершил самоубийство

После смерти Есенина было проведено расследование, признаков самоубийства не обнаружили. В 1970-х слухи об инсценировке самоубийства распространилась после публикаций полковника Эдуарда Хлысталова. Он писал: «Я тогда работал старшим следователем на знаменитой Петровке, 38, и расследовал сложные преступления. На мое имя поступало много писем… Я заглянул в конверт, но письма в нем не оказалось. В конверте лежали две фотографии. На первой фотографии мертвый Есенин лежит на диване или кушетке, обитой дорогим бархатом или шелком. Видимо, его тело только что вынули из петли. Волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука неестественно в трупном окоченении повисла в воздухе. На ней ясно видны следы глубоких порезов. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. На другой фотографии поэт изображен в гробу… На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека. Что-то было не так».

Предполагали, что поэт не мог повеситься из-за низкого роста. В пользу версии об убийстве говорила «вдавленная» рана на лбу. Исследователи отмечали некорректное ведение расследования — некоторые протоколы так и не были составлены.

В 1989-м была создана Есенинская комиссия, по инициативе которой провели несколько экспертиз. Вердикт был однозначным — самоубийство. Что касается низкого роста, отмечалось, что в номере был дорожный сундук. В вертикальном положении его высота составляла полтора метра, и поэт мог на него встать. В 2005 году «Комсомольская правда» опубликовала интервью с экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергеем Никитиным. «Мы изучили массу материалов — копию акта осмотра места происшествия, копию акта вскрытия тела, подлинные фотонегативы, семь гипсовых посмертных масок лица С. Есенина. Чтобы исследовать самую качественную из них, изготовленную скульптором И. Золотаревским на следующий день после смерти поэта и на которой видна каждая морщиночка, я специально ездил в Санкт-Петербург в «Пушкинский дом». Вердикт — он повесился сам».

На данный момент единого мнения о смерти Есенина нет.

izbrannoe.com

Смерть Сергея Есенина — это убийство или самоубийство?

Представьте себе, что у вас есть друг.

Он трижды разведённый. Все браки по два-три года. Из двух первых браков он сбежал вскоре после рождения детей. Детей трое. С детьми не общается, старается избегать, как-то в присутствии сына пошутил, что сын вообще «не его».

Он рано начал пить. Пить не умеет — хмелеет от первого же стакана, и сразу же начинает ругаться, хамить и скандалить. Скандалит всегда некрасиво. Часто лезет в драку — в гостях, в театре, не важно. Когда дело происходит дома — бьёт жену, которая его содержит.

Он живёт без постоянной квартиры, где и как получается. Пьёт сразу же с утра. Каждый день. Друзья стараются его избегать, поскольку он при встрече сразу же ищет предлог пойти напиться. Всё его окружение делится на тех, кого он уже заебал, и тех, кому его ещё жалко — в первую очередь потому, что все знают его как на самом деле глубоко неуверенного в себе и очень хорошо чувствующего человека. Отсюда и алкоголь, и выходки.

А главное — он всё понимает. Ему от себя противно. Каждый день. И он ничего не может с этим сделать. Не понимает, что с ним. Говорит, что он как желтый скелет. Что жизнь идёт мимо. Что он так не может. У него не получается. Как будто ему кто-то мешает всё время. Разве он виноват? Чем он виноват? Он может только убегать — в собственную придуманную детскую утопию, где деревня, и коровы, и хорошо, но в какой-то момент она просто перестаёт работать. Потому что это враньё. Потому что он не там — там он тоже не может. А он здесь, где-то в кабаке, сидит без участия, без приязни, из какой-то необходимости. «Сыпь, гармоника, скука, скука. » И он напивается, как всегда, с первого стакана, и начинает кричать, бить тарелки, после чего возвращается в чужую квартиру, прячется ото всех и плачет.

Каждый день. Вы знаете, что такое каждый день?

В конце концов он устаёт. В один год пытается лечь под поезд, выброситься из окна, режет себя битой бутылкой и кухонным ножом. От белой горячки, провалов памяти и галлюцинаций попадает в психиатрическую лечебницу — его по связям и за большие деньги устраивает туда очередная жена, которую он не любит. Когда вы его навещаете, он рассказывает о том, кто там как и чем убился. Через месяц сбегает, не пройдя курса лечения.

А потом вдруг как будто возникает просвет. Просвет всегда в какой-то момент возникает. Кажется, что ну вот же — и жить снова можно будет, наверное. Наверное, можно будет — жить. Нужно только опять куда-то уехать. На этот раз уже совсем далеко, где его никто не знает.

И вот именно в этот просвет себя и убивают. Когда человек собирает все оставшиеся силы, всё, что может собрать, для какого-то рывка, для поиска выхода, и на короткий период голова начинает работать не как после десяти лет запоя, а по-настоящему и чисто, и именно в этом состоянии внезапного прояснения человек видит не часть, а всю глубину ямы, в которой сидит — и понимает, что ему больше нечего видеть, что от себя не уедешь, и что просвет закончится, а ты останешься в яме, полупомнить о чём-то ещё, и будет всё то же самое, каждый день, и ничего другого уже не будет.

Некоторые люди в такой момент выживают — когда они знают, что делать. Он просто не знал, что делать. Его хватило только на последний текст.

Пятьдесят лет спустя, когда большинства современников Есенина уже не было в живых, люди вдруг начали говорить, что убили его всё-таки чекисты. Или завистники. Или жиды.

thequestion.ru

«Убивать Сергея Есенина изначально никто не собирался: агенты ГПУ просто немного перестарались»

Ровно 85 лет назад, 28 декабря 1925 года, 30-летнего поэта нашли повешенным в ленинградском отеле «Англетер»

Споры о том, был это добровольный уход из жизни или спланированное убийство, не утихают по сей день

28 декабря 1925 года в дорогом номере ленинградской гостиницы «Англетер» (ныне «Интернационал») было найдено тело известного русского поэта Сергея Есенина. Многие годы с подачи властей, так и не проведших детального расследования обстоятельств смерти, считалось, что поэт покончил жизнь самоубийством. Сомневались в этом лишь близкие друзья Есенина, но из-за сложной политической ситуации в СССР и тринадцати уголовных дел, заведенных на скандального поэта, они не отважились публично оспаривать официальную версию.

Архивы НКВД, а затем и КГБ СССР по факту гибели Сергея Есенина и материалы всех «его» уголовных дел по сей день засекречены, однако и того, что доступно, хватило исследователям, чтобы доказать: поэт не покончил с собой — его убили агенты Главного политического управления НКВД. Этот вывод косвенно подтверждается и тем фактом, что 27 декабря 1990 года в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе состоялась панихида по Есенину, а как известно, церковь никогда не поминает самоубийц! Годом раньше по безвинно убиенному поэту отслужили литургию и в Москве

«Среди сверстников юного Сережу Есенина выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга»

Золотоволосый поэт-лирик, с полудетским наивным взглядом голубых глаз, воспевающий красоту русской природы, но в то же время неуравновешенный и даже скандальный — именно таким представляли Сергея Есенина почти все советские школьные учебники литературы. Однако в реальной жизни все было не так однозначно.

Отчаянно ненавидящий ложь и лицемерие, а к тому же действительно прямолинейный и взрывной, поэт нажил себе немало врагов — и тайных, и явных. Ему писали подметные письма, Есенина обворовывали и грабили, зверски избивали и даже неоднократно покушались на его жизнь. Но по-настоящему тяжело поэт, на деле очень незащищенный и ранимый, переживал лишь запрет на публикацию своих стихотворений и собственную бесприютность. У Есенина не было даже комнаты в коммуналке, и его вещи, документы, а главное — рукописи все время кочевали по случайным людям. Зачастую днем он просто не знал, где будет ночевать. И все это было в то время, когда стихотворения Есенина уже издавались в Англии и были там очень популярны.

Психологи говорят: все мы родом из детства. Сергей Есенин своим довольно непростым и противоречивым характером, видимо, обязан тоже своему детству. Будущий поэт родился 3 октября 1895 в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Маму Сережи в доме свекрови с самого начала невзлюбили. Когда мальчику было всего три года, атмосфера в семье стала невыносимой — и молодая женщина, не выдержав, уехала из села на заработки. Сына она оставила на попечении деда — своего отца. По его настоянию в пять лет Сережа начал читать, учась грамоте по церковным книгам, а в восемь — уже писал стихи.

По свидетельству школьных учителей Есенина, «занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Также был заядлым книголюбом, и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга». После пятилетней разлуки с сыном мать вернулась в семью. Но сына не баловала, держала его в строгости. Видимо, именно подсознательным желанием обрести не полученную в детстве материнскую теплоту и душевность в какой-то степени объясняются многочисленные романы и браки поэта.

Первым, еще юношеским увлечением Сергея Есенина стала замужняя Анна Сардановская, работавшая учительницей в его родном селе. Исследователи предполагают, что познакомились молодые люди в 1906 году. Но их роману не суждено было развиться: Анна скончалась во время родов. «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю», — писал Есенин. Скорее всего, эти строки именно о Сардановской.

Со второй Анной — Изрядновой — 17-летний поэт познакомился в начале 1913 года, придя на работу в московскую типографию «Товарищества И. Д. Сытина», где она была корректором. А в конце следующего года в гражданском браке с Изрядновой у Есенина рождается сын Юрий. Но еще через год поэт оставляет семью и уезжает в Петроград, полагая, что там у него больше шансов добиться литературного признания.

Помимо четырех браков, у поэта было много романов. Но никто так и не смог сделать его по-настоящему счастливым

Первое стихотворение Сергея Есенина (»Береза») было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. А вскоре Есенин стал печататься уже под собственным именем и даже получал гонорары — 15 копеек за строчку. Он стремительно ворвался в литературную элиту Петрограда: познакомился с Александром Блоком, Зинаидой Гиппиус и другими маститыми поэтами. Сергей Городецкий даже написал рекомендательное письмо редактору «Ежемесячного журнала»: «Приласкайте молодой талант — Сергея Есенина. В кармане у него рубль, а в душе — богатство». И вскоре вышла первая книга есенинских стихов — «Радуница», его произведения печатали и другие альманахи. Более того, весной 1914 года Сергея Есенина пригласили читать стихи самой императрице. Благодаря этой «придворной» истории поэт избежал призыва на войну. А в 1917 году, по признанию самого поэта, он «был всецело на стороне Октября, но большевистскую революцию принимал по-своему, с крестьянским уклоном».

Семейная жизнь Есенина по-прежнему не клеилась. Весной 1917 года он женился на еще неизвестной молоденькой секретарше Зинаиде Райх, впоследствии ставшей знаменитой актрисой. Через год они расстались, и поэт вновь перебрался в Москву. Там он встретил американскую танцовщицу Айседору Дункан, которой с восторгом рукоплескали все театры Европы. В Советскую Россию Дункан пригласил Луначарский, предложив ей организовать собственную балетную школу в Москве. 26-летний красавец-поэт покорил 44-летнюю босоногую богиню танца (Айседора танцевала босиком, что в те времена было для публики настоящей экзотикой), и вскоре они стали мужем и женой. Однако довольно быстро за женитьбой последовал развод. А в мае 1922 года — повторное бракосочетание с Айседорой. Исколесив всю Европу, супруги отправились в Америку. В США они пробыли четыре месяца. Тамошняя жизнь произвела на Есенина настолько сильное впечатление, что он начал писать о России стихотворную пьесу «Страна негодяев».

После возвращения из США Айседора и Сергей расстались, и в 1924 году танцовщица вернулась на родину. А у Есенина было еще множество романов с известными актрисами и поэтессами, которые, если верить исследователям, так и не принесли поэту душевного умиротворения. В июне 1925 года в его жизни появилась внучка Льва Толстого — Софья. Однако очередная попытка создать счастливую семью не увенчалась успехом. Вышедшая из аристократической семьи, Софья, по воспоминаниям друзей Есенина, была высокомерной, гордой, манерной и крайне властной женщиной. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью и озорством поэта. Тем не менее именно Софья неоднократно выручала мужа из разных передряг. Например, когда в 1925 году за ним в очередной раз охотились чекисты, она договорилась о помощи с известным психиатром профессором Ганнушкиным. Тот госпитализировал Есенина в платную психиатрическую клинику Московского университета. Причем предоставил ему отдельную палату, чтобы поэт мог заниматься творчеством. А когда чекисты примчались в больницу и потребовали выдачи Есенина, профессор выдал им справку, что больной Есенин предстать перед следствием не может. В тот раз поэта обвиняли в антисемитизме, для чего намеренно спровоцировали «легковоспламенимого» поэта на хулиганские действия. Однако неоднократно «высеченный» газетами «пьяница и хулиган» стал любимцем всех сотрудников клиники, поскольку в действительности оказался скромным, по-детски застенчивым, улыбчивым и доброжелательным человеком.

После выписки из «желтого дома» Есенин собирался уехать в Англию, о чем намеками сообщал в письме своему другу. Поэтому внезапное решение поэта после больницы ехать в Ленинград выглядит по меньшей мере странным. Тем более что в Ленинграде жила его бывшая жена Зинаида Райх, которая настойчиво требовала денег на содержание их общих двоих детей, грозясь Сергею судом и арестом его гонораров в Госиздате. К слову, после смерти Есенина, пока его последняя супруга Софья Толстая улаживала формальности с оформлением тела, Райх незаконно получила все вещи поэта, его рукописи и даже доверенность на получение денег, написанную не на ее имя

Писатель Виктор Кузнецов в своей книге «Тайна гибели Сергея Есенина» утверждает, что поэт стал жертвой политической игры Сталина и Троцкого

В наше время к вопросу о смерти Есенина одним из первых обратился Эдуард Хлысталов — московский следователь, позже ставший старшим следователем милицейского главка Москвы. Когда неизвестный прислал ему два посмертных фото Сергея Есенина, опытный криминалист сразу отметил целый ряд несоответствий версии о самоубийстве.

Когда поэта вынули из петли, его волосы были взлохмачены, верхняя губа — опухшая. На снимке четко видно, что правая рука, на которой был глубокий порез и вены, и мышцы, в неестественном трупном окоченении «держалась» за трубу отопления. На лбу трупа, чуть выше переносицы — след тяжелой, как сейчас бы сказали, не совместимой с жизнью травмы, которая могла быть нанесена только живому человеку. Кроме того, под правой бровью Есенина виднелось отверстие размером с копеечную монету от проникающего в мозг ранения. По всем правилам криминалистики в подобном случае должны были провести судмедэкспертизу, однако она не проводилась и потому происхождение ранения неясно. Тысячи людей, прощавшиеся в московском Доме печати с любимым поэтом, отчетливо видели на его лице следы от этих травм. В газетах же напечатали тщательно отретушированные фотографии.

Что же касается знаменитого предсмертного стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья », якобы написанного кровью, то английские исследователи установили, что никакой крови не было и в помине. Дело в том, что поэт был правшой. А, как уже упоминалось, вена была разрезана именно на правой руке Есенина. Следовательно, писать Есенин мог только левой рукой — менее сильной. Между тем строки прощального стиха поэт выводил уверенно. К тому же крови в номере практически не было.

С точки зрения современных криминалистов практически невозможно с такой травмой руки (перерезанной веной и мышцами) сделать из короткой веревки от чемодана петлю и привязать ее к трубе отопления на высоте как минимум трех метров. Дело в том, что потолки в номере гостиницы были под четыре метра высотой, а рост Есенин составлял 168 сантиметров, но ни тумбочки, ни стола, с которого поэт мог бы прицепить веревку за вертикальную(!) трубу, в номере не обнаружили. Следы удушения от веревки на шее мертвого поэта также отсутствовали, была лишь очень слабо выраженная борозда — такие обычно остаются, когда веревку накидывают сзади и душат жертву. Более того, уже после смерти с Есенина кто-то снял черные лакированные туфли. Мало того, что жизнь отняли, так и на туфли позарились!

Кому была выгодна смерть Сергея Есенина? Почему его открыто травили? На эти вопросы десятки исследователей отвечают примерно одинаково. Еще в 1923 году у поэта начался затяжной конфликт со Львом Троцким. Он пообещал Есенину материальную поддержку в создании литературного журнала, но денег так и не дал. А когда поэт иносказательно упомянул его в своей поэме «Страна негодяев», Троцкий озлобился. Дальше — больше. Как-то в хмельной компании Есенин сказал: «Не поеду в Москву, пока Россией правит Лейба Бронштейн. Он не должен править». Услышавший эти слова информатор Главного политического управления Глеб Алексеев передал их по назначению. А шумиха вокруг имени Есенина предоставляла Троцкому прекрасную возможность показать всей стране истинное лицо русского антисемита

Как известно, после 1923 года, окончательно разочаровавшись в идеях революции, Есенин стал контрреволюционером. Но навсегда уехать из страны он не мог: во-первых, должен был заботиться о двух младших сестрах, а во-вторых, был под пристальным наблюдением чекистов. К поэту приставили некоего Вольфа Эрлиха — ленинградского поэта, который был секретным агентом Главного политического управления, о чем стало известно лишь в середине 1980-х, во времена перестройки. Кстати, в своей книге «Право на песнь» Вольф Эрлих попросил у Есенина прощения, вскоре после чего был расстрелян как враг народа.

А самой последней сенсацией в деле Есенина стало недавнее расследование петербургского писателя Виктора Кузнецова. В своей книге «Тайна гибели Сергея Есенина» он утверждает, что поэт никогда не жил в гостинице «Англетер», а оказался там потому, что стал жертвой политической игры Сталина и Троцкого. Когда в декабре 1925 года Сталин победил, Троцкий увидел в этом происки антисемитов и попросил Бухарина разведать ситуацию. И вот тут «официальный антисемит» властей Сергей Есенин пришелся очень кстати. Правда, убивать его никто изначально не собирался: агенты ГПУ просто немного перестарались

fakty.ua

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.