Раскол русской православной церкви

Раскол русской православной церкви

С 13 по 15 сентября в связи с празднованиями, посвященными 2000-летию Рождества Христова, Одессу по приглашению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир.

Высокий гость присутствовал на панихиде по усопшим архипастырям, похороненным на кладбище в Одесском Свято-Успенском патриаршем мужском монастыре, а также совершил освящение памятного знака «Иисус Христос, идущий на Голгофу», установленного на патриаршем подворье.

Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины провел пресс-конференцию, которая прошла в актовом зале одного из старейших духовных учебных заведений — Одесской духовной семинарии.

В кратком вступительном слове Владыка Владимир сообщил о цели своего визита в Одесско-Измаильскую епархию. Он, в частности, отметил: «цель прибытия в Одессу — это нашими молитвами, проповедями и делами помочь всем верующим прикоснуться всей душей к этому великому юбилею, который является неповторимым событием в истории нашего спасения. Сегодня мы в Одессе начинаем праздновать юбилей — 2000-летие Рождества Христова. Мы прибыли сюда по приглашению Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела».

Отвечая на вопросы журналистов о положении Церкви в стране, Блаженнейший митрополит Владимир подчеркнул: «Надо сказать, что беда разделения и раскола коснулась не только нашей Церкви и нашей страны. Такие проблемы в Болгарии, Румынии, Сербии. Так что не надо думать, что такие события происходят только в Украине. Расколы были с самых первых времен христианства. Церковь с ними боролась и принимала решения по этим вопросам на Вселенских и иных Соборах.

Что касается единой Поместной Церкви в Украине, то мы считаем, что это идея — неплохая. Рано или поздно мы верим, что православие на Украине будет единым, но нечего себя обманывать и тешить: это будет сделать не так просто и не так скоро.

Мы не против того, чтобы была единая Православная Церковь. Но нужно, чтобы это была Церковь законная каноническая, которая будет признана всеми Православными Церквами. Сегодня есть такое желание, но нет механизма этого. Политики предлагают что-то вроде общего собора: всех собрать, шапки белые с руководителей снять, да и объединить всех. Это поверхностное решение вопроса. Так могут рассуждать люди, которые не знают ни канонов Церкви, ни ее природы, ни ее возможностей.

Да, раскол на Украине — это большая рана на теле Церкви. Но мы верим, что там, где человек не может, Бог сможет. Мы желаем единства православия».

Принявший участие в беседе с журналистами Высокопреосвященнейший Агафангел заявил, что «…церковь не знает термина «объединения» для раскольников и еретиков. У нас есть термин «присоединение». Украинская Православная Церковь в лице ее Предстоятеля давно готова к тому, что те, кто учинили грех раскола, должны принести покаяние, для того, чтобы быть принятыми в нашу церковь. Двери нашей церкви всегда раскрыты и мы ждем тех чад, которые заблудились.

Конечно, виновником этих бед стал лжепатриарх Филарет, который не только лишен всех степеней священства, но и предан анафеме 135-ю епископами Русской Православной Церкви, членом которой он состоял. И, что касается этого вопроса — создания Украинской Православной Церкви — то она есть эта церковь. Это наша Украинская Православная Церковь. Но по вине некоторых политиков, руховцев были созданы никем не признанные так называемые церкви «украинская православная церковь Киевского патриархата». А раз они никем не признаны, то и решать с ними надо легко: так как их не признает и большинство православного народа Украины их надо упразднить. И тогда останется только одна Поместная каноническая Церковь, которая ведет начала от Христа через апостолов, которая совершает свою нелегкую миссию, имея огромный авторитет среди православных поместных церквей. Эта церковь в настоящее время насчитывает более 8400 приходов, 120 монастырей, 5 духовных семинарий, Киевскую духовную академию, десятки духовных училищ.

Кто должен даровать автономию или автокефалию? Вы уже знаете, что Русская Православная Церковь предоставила автокефалию Американской православной церкви, а Японской — автономию. Однако Константинопольский патриархат, который претендует на территорию Украины, Эстонии и Сербии до сих пор не признал эти Церкви. Так что это вопрос сложный, деликатный, и он требует времени».

Отвечая на вопрос о вмешательстве Константинопольского патриарха в дела Украинской Церкви, митрополит Владимир подчеркнул: «Наше отношение было высказано уже 27 июля, когда в Киево-Печерской лавре состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, где было принято обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, который идет в диптихе первым по праву чести так, как некогда было принято в связи с процветанием Византии. Мы просили Вселенского патриарха не вмешиваться в проблемы Украины, потому что это — внутреннее дело самих православных украинцев. Он тогда обиделся на это письмо, но, кажется, у него еще не отпало желание вмешиваться в решение судьбы Церкви в Украине. Это было бы крайне нежелательно, так как есть пример Эстонии, где вмешательство Вселенского Патриарха вызвало раскол церкви. Он поставил на часть приходов своего митрополита без разрешения на это Патриарха Алексия, в каноническом управлении которого есть вся территория Эстонии».

В ходе пресс-конференции была затронута и проблема, связанная с принятой недавно на Архиерейском Соборе социальной доктриной развития Церкви. Журналистов интересовало: насколько она будет способствовать развитию отношений между всеми ветвями власти и Церковью.

Предстоятель УПЦ митрополит Владимир заявил, что «…такой документ должен был появиться уже давно. Но не так просто это было сделать: несколько лет над ним работала специальная комиссия с привлечением специалистов — церковных деятелей, выдающихся богословов, политиков, юристов. Доктрина должна сработать, так как в ней содержатся ответы на многие вопросы. Некоторые критикуют этот документ, считая, что таким образом Церковь отдает себя под начало государственной власти. Такой опасности мы не видим. По мере внедрения доктрины в жизнь, это внесет много положительного».

На брифинге прозвучала реплика о том, что в последнее время на экранах телевизоров и в прессе все чаще можно видеть разного рода зарубежных проповедников. Прессу интересовало: почему наша Церковь уступила эту нишу сектантам и инославным?

Владыка Владимир подчеркнул, что наша Церковь не бездействовала и не бездействует. «Но есть здесь проблемы. Например, западные проповедники — большие специалисты в области социального служения. Мы же этого были лишены все годы советской власти, когда священник мог только совершать требы, да и то, не выходя из стен храма. Поэтому нам сейчас нужны кадры, особенно в области проповедничества и катехизации. Мы их готовим. Священникам трудно заниматься приходскими школами, так как это совпадает с субботними и воскресными службами. Этим должны заниматься люди, которые заканчивают курсы.

Другая причина в том, что наше государство в этой сфере весьма демократично. Нельзя ставить в один ряд нашу Церковь, которая насчитывает 2000 лет и новых «проповедников христианства», занимающихся еще и всякого рода «исцелениями» и так далее.

Многие люди, приезжающие в Украину, как они говорят просвещать и спасать людей, забывают, что наша страна знает евангелие уже более 1000 лет. Поэтому тут спасать нечего.

И удивительно — у них находятся огромные деньги, арендуются стадионы, театры, залы, где проводятся всякие действа, которые не назовешь иначе, как бесовщиной. Но если они зарегистрированы, то их закон также охраняет, как и другие конфессии».

Митрополит Владимир развеял некую иллюзию, возникшую в последнее время среди части населения о том, что в последнее время улучшились отношения между властью и Церковью и, тем самым, вопрос о давлении на Церковь в связи с навязываемой автокефалией снят с повестки дня. Он подчеркнул, что, к сожалению, об этом пока говорить рано. «Давление на власти со стороны раскольников так называемого «Киевского патриархата» возрастает. Вы знаете, что они вытворяли накануне дня независимости нашей страны напротив дворца «Украина» и затем на следующий день, когда глава нашего государства прибыл на освящение восстановленного Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Я думаю, Господь это управил не случайно, чтобы наши государственные мужи поняли кое-что. Они даже констатировали после этого, что теперь видят что к чему. Дай Бог, чтобы это видение продолжалось.

Мы действуем в рамках Закона Божия, в рамках государственных и человеческих законов. Мы скорбели, когда филаретовцам были отданы святыни в Киеве. Мы скорбели. Но мы же не демонстрировали силу, хотя могли бы со всей Украины привести сюда людей. Мы не хотим трагедии, противостояния. Теперь мы видим, что наша позиция не возымела действия на раскольников. Свидетельством тому оскорбительные для православных людей действия раскольников, их хула на Президента страны, который присутствовал при освящении Свято-Успенского собора. Так что никакого вывода раскольники для себя не сделали».

Подводя итоги пресс-конференции, митрополит Владимир поблагодарил журналистов и пожелал им успешной творческой деятельности.

На следующий день в Одесском оперном театре состоялось торжественное собрание, посвященное 2000-летию Рождества Христова. На него были приглашены руководители области и города, представители дипломатического корпуса, видные деятели науки и культуры, священнослужители и прихожане Одесской епархии.

Выступивший с докладом о значении этого Юбилея в жизни человечества митрополит Агафангел подчеркнул, что во всей нашей истории нет события, которое могло бы быть равным этому чуду, когда, по словам св. Иринея «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».

С приветственными словами от общественности Одесщины выступили 1-й зам. главы облгосадминистрации Николай Тындюк, 1-й зам мэра города Леонид Сушкин, ректор ОГУ Валентин Смынтына, ректор ОГМУ Валерий Запорожан.

Блаженнейший митрополит Владимир за большие заслуги перед Церковью наградил высокими наградами митрополита Агафангела — юбилейным орденом «Рождество — 2000» 1-й степени. Такой же награды был удостоен и президент Одесской юридической академии Сергей Кивалов. Орден св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени был вручен начальнику порта Южный Владимиру Иванову. Еще один одесский предприниматель Людмила Беляева получила из рук Предстоятеля УПЦ орден св. великомученицы Варвары.

В завершении мероприятия был дан праздничный концерт, в котором приняли участие хоры Одесской духовной семинарии, Одесского Свято-Ильинского мужского монастыря и митрополичий хор Свято-Успенского кафедрального собора.

www.pravoslavie.ru

«Раскол в Русской Православной Церкви». 7-й класс

Цели урока:

  • воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому;
  • развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями;
  • познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона;

Основные понятия: старообрядчество, раскол

Даты урока: 1654 г., 1668-1676 гг.

Личности в истории: Никон, Аввакум

Оборудование урока: карта, картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point.

План урока: (слайд № 2)

  1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви.
    а) предпосылки и причины реформ;
    б) суть преобразований;
  2. Патриарх Никон;
  3. Протопоп Аввакум
  4. Старообрядчество

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС : Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? (слайд № 3)

Ход урока :

1. Повторение.

  1. опрос по датам в виде игры «Учитель-ученик»
  2. опрос по понятиям
  3. составить логическую цепочку : дата — имя — событие ( у доски 1 ученик )
  4. фронтальный опрос:
    1. Каково было положение украинского народа в составе Речи Посполитой?
    2. Что означает понятие «тройной гнет»? (крепостной, религиозный национальный)
    3. Кто возглавил борьбу украинцев за выход из – под власти Речи Посполитой?
    4. Чем закончилась война Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой?
    5. На каких условиях Левобережная Украина вошла в состав России?
    6. Каковы итоги русско-польской войны (1654-1667 гг.) и русско-шведской войны (1656-1658 гг.)?

2. Изучение новой темы. (слайд № 4, 5, 6)

Русская Православная Церковь играла огромную роль в жизни страны. Вспомните : что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви и почему он не выполнил обещание?

Какую позицию занимала православная церковь во время польской интервенция? ( именно она призвала народ к защите православной веры и восстановлению царства (патриарх Гермоген)

В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России? (отец Михаила патриарх Филарет)

В 1640-х годах в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов.

Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам. Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе. Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев.

В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь .Но реформы касались только обрядовой стороны.

Задание классу : найдите в учебнике на стр. 70 нововведения Никона.

(ученики читают, а учитель записывает на доске: (слайд № 7)

До реформы после реформы
Двумя перстами

тремя перстами

В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых обвинили в расколе и отлучили от церкви.

Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на личностях главных участников этих событий.

(чтение докладов: Никон , Аввакум )

Многие люди отвергли реформы Никона . Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Великий русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова» . ( стр. 73 в учебнике).

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.

3. Закрепление.

Тест (слайд № 8-9), проверка теста (слайд № 10-11)

Вернемся к проблемному вопросу: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

(весь народ, применение силы, много жертв)

4. Обобщение урока.

5. Итог урока.

Выставление оценок .

Домашнее задание: п. 11, стр. 76 читать документ , ответить на вопросы к нему.

Творческое задание : Каково ваше отношение к участникам раскола? (слад № 12)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА

Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.

Церковные реформы

В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф.М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства.

Первые попытки реформ были предприняты тогда же в 1640-е годы. Но к концу 40-х кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. Аввакум считал, что Россия – Третий Рим не нуждается во внешних заимствованиях. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно еще и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины.

Изменения затронули обрядовую сторону богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов нужно было класть четыре; креститься не двумя, а тремя перстами (тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви); совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д. С 1654 года стали изыматься иконы, написанные на «фряжский», то есть иностранный манер.

Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введен новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.

Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.

Раскол

Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.

Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.

Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.

Лидеры раскола

Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».

Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.

Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.

Идеология раскола

Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденная собором 1666-1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню». Местами, куда бежали раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.

Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.

Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.

Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.

Практика самосожжений

Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист – а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века таким образом погибли более 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.

Раздел старообрядчества

В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.

Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

w.histrf.ru

Раскол в Русской церкви и деятельность патриарха Никона

Раскол в Русской церкви и деятельность патриарха Никона

В середине XVII в. в Русской церкви произошел раскол. Во многом он был связан с деятельностью патриарха Никона. Еще будучи священником и настоятелем Новоспасского монастыря в Москве, Никон прославился строгостью жизни, образованностью, смелостью в заступничестве за обиженных. В 1652 г., но инициативе царя Алексея Михайловичи (1645-1676 гг.), находившегося под его заметным влиянием, Никон был избран патриархом. Царь доверял ему важные государственные дела. Например, отправляясь на войну с Польшей (1654 г.), он назначил патриарха правителем.

Получив власть и титул «великого государя», Никон заставил знатных бояр докладывать через привратника о своем приходе, ожидать приема, кланяться и испрашивать благословения. Он активно вмешивался в управление государством и стремился поднять авторитет церкви. При нем церковь получила большое количество земель и крестьян, был восстановлен патриарший суд над духовенством. Но важнейшим из первых деяний Никона было постановление об исправлении церковных книг и икон по греческим образцам, которые по его приказу были привезены из Равенны – православной греческой епархии в Италии.

В. Е. Маковский. Иоанн III топчет ханскую басму. 1869 г.

Выше уже отмечалось, что русские священные книги и богослужебная литература изобиловали ошибками. На это указывали православные иерархи, приезжавшие в Москву. Поэтому назрела необходимость навести порядок в литературе и привести в соответствие с канонами православия обряды, которые на Руси также уже отличались от греческих. Например, в русском богослужении распространилась практика крещения двумя пальцами, в отличие от троеперстного крещения, принятого на православном Востоке.

Никон при полной поддержке царя рьяно принялся за дело исправления книг и внесения единообразия в обряды. Против этого выступил протопоп Аввакум – товарищ Никона по Кружку ревнителей древнего благочестия, действовавшему в Москве еще при молодом Алексее Михайловиче. Аввакум утверждал, что равеннские книги, которые были взяты Никоном за образец, испорчены латинской ересью, и сверять надо по старым русским образцам. Соборы 1654 и 1657 гг. поддержали реформы Никона и отлучили Аввакума и его сторонников от церкви. Аввакум, не пожелавший смириться, был сослан в Тобольск, а его сторонники начали убегать в глухие места. Посылаемые против них войска часто заставали сторонников Аввакума (они стали называться старообрядцами, так как выступали за верность старорусскому обряду) сжигающимися заживо. Так в русском православии произошел раскол, идейный вождь которого, Аввакум, не перестававший проповедовать свое учение, был в 1682 г. сожжен по приговору суда.

Одновременно с исправлением книг и попытками повысить уровень образованности русского духовенства Никон решительно боролся против проникновения в Россию произведений западной культуры. Даже из частных домов он выкидывал и уничтожал органы, западное платье, картины европейских мастеров. Написанные по западным правилам иконы он приказывал повреждать и носить по городу для поругания. Такая резкость вызвала недовольство знати и простого народа. На Никона царю поступали жалобы.

В 1658 г. между царем и патриархом произошел разрыв. Царь перестал приглашать Никона на торжественные пиры и бывать на его службах. 10 июля 1658 г. Никон самовольно оставил патриарший престол и удалился в Воскресенский монастырь, повелев управлять церковным и делами митрополиту Крутицкому Питириму. Противостояние между царем и патриархом продолжалось несколько лет. Никон не хотел уступить, он обвинял царя в отступлении от православия и даже послал ему проклятие.

Прп. Иосиф Волоцкий в молении на фоне монастыря

В 1666 г. в Москву прибыли патриархи Иерусалимский Нектарий и Александрийский Паисий. В союзе с российским духовенством они осудили Никона за самовольное оставление престола и лишили его священного сана. При преемниках Никона государственные подати с духовенства стали собирать поповские старосты, и злоупотребления светских чиновников, связанные с этим, прекратились. Был ликвидирован Монастырский приказ. Суд над священнослужителями вернулся в руки епископов и патриарха. Однако монастырям пришлось в обязательном порядке взять на содержание благотворительные заведения для старых служилых людей, сирот и вдов.

history.wikireading.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.