Протопоп Аввакум — кратко

Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.

Личность протопопа Аввакума неразрывно связана с реформой патриарха Никона, ознаменовавшей церковный раскол. Он стал ярым противником «справы» церковных книг, изменений в церковных обрядах, догматике. Его образ использовал в своей картине художник С. Милорадович, по мотивам жития протопопа Аввакума, которое было написано им самим, снято несколько документальных и художественных фильмов. Кем же бы этот человек?

Аввакум Петров родился в 1620 году в нижегородчине в селе Григорово. Когда отроку было 15 лет его отец умер. Мать горячо любила Аввакума, уделяли много времени его христианскому воспитанию и своим благочестивым примером утвердила его в православии. В семнадцать лет, прислушавшись к её наставлениям, Аввакум женился на сироте и бесприданнице Настасье Марковне. Этот союз был счастливым, но юноша на тот момент даже не подозревал, что жена станет не только спутницей, но и помощницей в деле всей его жизни.

В двадцать два года Аввакум стал дьяконом, а через пару лет священником. Молодой и правдолюбивый, он быстро навек на себя гнев односельчан. Аввакум занимал строгую нравственную позицию, осуждал пьянство, воровство, супружескую неверность, заступался за слабых и больных. За свои убеждения ему неоднократно доставалось: его били, а один раз и вовсе попытались утопить в Волге.

В 1663 году Аввакуму наконец разрешили вернуться в Москву. Царь призывал его отречься от своих убеждений, но скиталец оставался непреклонен. В реформе Аввакум видел опасность попадания церкви в руки государства.

В конце концов в 1667 году снова сослали вместе с его сподвижниками в Сибирь и заточили в тюрьме. Там он пишет свой труд «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».

В 1682 году Аввакума и его союзников заживо сожгли. Но его голос уже был услышан, его поддержали многие в русской церкви, эту часть русского общества церковь назвала раскольниками, государство объявило их вне закона.

Житие протопопа Аввакума – это пример того, как надо отстаивать правду, как научиться стоять на своем, не боясь быть отвергнутым обществом.

Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, через два года в попы, а ещё через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажёг три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после ещё раз избил протопопа в церкви.

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьёй из дому.

Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошёл в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил своё место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Пришёл указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шёл по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в тёплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать вёрст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришёл повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замёрзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребёнок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся ещё больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребёнка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни. Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников. А ещё им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился. Ведь ещё в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришёл приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсечённая рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был ещё не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за неё деньги.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришёл здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

Ещё Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие протопопа Аввакума. Картинка к рассказу

Жил в деревне богатый крестьянин. После смерти жены он остался с тремя дочками. Две старшие были некрасивыми, вдобавок ещё и ленивыми девушками. Им бы только наряды мерить и перед зеркалом красоваться.

Сказка повествует о молодом парне, которого считали совсем не умным человеком. Однако ему всегда помогал его верный конь. Как только Ванюша произносил заветные слова, сразу же перед ним являлась Сивка-Бурка.

В книге рассказывается о полете 2 людей на луну. Луис Пейтон был закоренелым преступником, который в любых случаях сбегал от полиции. О способах и уловках Пейтон никому не рассказывал

Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой

Главный герой рассказа «Весенние перевертыши» В.Ф. Тендрякова по имени Дюшка Тягунов жил в поселке Куделино. Мальчику тринадцать лет, живет с матерью, которая работает врачом и часто выходит в ночные смены

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

Аввакум Петров (1620 или 1621— 1682), протопоп, глава старообрядчества, идеолог раскола в Русской православной церкви.

Родился в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье сельского священника. После женитьбы Аввакума на односельчанке Настасье Марковне он был рукоположён в дьяконы (1641 г.), а в 1644 г. стал священником в селе Лопатицы.

Стремление жёстко обличать проступки прихожан привело к его первому столкновению с паствой. В 1646 г. Аввакума избили и выгнали из села вместе с женой и сыном. Он уехал в Москву, где его поддержал земляк Иван Неронов.

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

Труды Аввакума свидетельствуют о широте его богословских интересов и смелости в вопросах богословия. Он решался даже подробно истолковывать тексты Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» вошли разъяснения отдельных псалмов, глав из Книги притчей Соломоновых, Книги премудрости Соломоновой, Книги пророка Исайи, Евангелия от Матфея. Во время пу-стозерской ссылки Аввакум написал и самое известное своё сочинение — автобиографию.

В тексте «Жития» лучше всего проявились достоинства Аввакума-писателя: сочный, образный и неподражаемый язык, чувство юмора и ироничность, тонкая наблюдательность и цепкая память на подробности. Опасаясь новых старообрядческих восстаний и видя в Аввакуме возможного вождя, московское правительство приговорило его за великие на царский дом хулы к смерти.

14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —-были сожжены в деревянном срубе.

Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

Согласно краткому содержанию «Жития протопопа Аввакума», написанному им самим, к нему тогда явился ангел в обличии человека и угостил тарелкой супа. Затем протопоп вместе с семьёй был сослан в Сибирь. Там он работал в церкви.

Краткое содержание

В «Житие протопопа Аввакума, согласно краткому содержанию и анализу по главам и частям, сказано, что Солнечное затмение – это главный признак Божьего гнева. В России это явление наблюдали в 1654 году. По мнению Аввакума, Господь злился на патриарха Никона, который искажал христианскую веру собственными догматами.

Снова народ наблюдал Солнечное затмение через 14 лет, когда протопопа вместе с его последователями бросили в темницу.

Согласно «житию», родился Аввакум в селе Григорове в нижегородских пределах в семье священника. Отец – Пётр — часто нарушал церковные правила и прикладывался к выпивке, а мать -Мария — была человеком праведным и глубоко верующим.

Вскоре родители Аввакума умерли, а он женился на бедной крестьянке Анастасии, которая каждый день молила Бога, чтобы он даровал ей возможность выйти замуж именно за него.

В 21 год Аввакума рукоположили в сан дьякона, а ещё через время – в попы. В 29 лет он стал протопопом. У Аввакума было множество последователей и учеников. Где бы он не находился, он всегда занимался проповедью.

Вскоре протопопу вместе с семьёй пришлось искать убежище в Москве, так как на него разозлился человек, занимавший в городе высокий чин, из-за того, что он вступился за девушку-сироту, которую хотели отобрать у матери. Но вскоре им пришлось вернуться обратно. Дом его на тот момент был разграблен и практически разрешен.

Многое пришлось пережить Аввакуму. Его чуть не убили за отказ благословлять сына воеводы Шереметева из-за того, что парень сбривал бороду. Другой начальник разозлился на Аввакума и хотел напасть на него ночью, но ему стало очень плохо. Пришлось просить прощения у протопопа. Аввакум сжалился над ним и исцелил.

Когда патриархом стал Никон, это взволновало Аввакума и его последователей. Ведь он вводил свои правила, например, креститься тремя пальцами и сократить количество земных поклонов во время молитвословий.

Тогда Аввакум вместе со своим последователем Даниилом написал письмо царю. Узнав об этом, Никон приказал лишить сана Даниила и сослать его в Астрахань. Аввакума же кинули в земляную темницу и не давали еду на протяжении 3 дней.

Согласно краткому содержанию «Жития протопопа Аввакума», написанному им самим, к нему тогда явился ангел в обличии человека и угостил тарелкой супа. Затем протопоп вместе с семьёй был сослан в Сибирь. Там он работал в церкви.

За то, что Аввакум проклял работавшего там дьякона Струну, чинившего беспредел (за деньги соглашался прикрывать грех кровосмешения), его с семьёй отправили в Даурию под началом жестокого воеводы Пашкова. Во время путешествия он пытался соблазнить двух женщин.

Аввакум был против, за что его бросили в темницу. Долгое время протопоп работал на Пашкова. А тот, в свою очередь, даже не разрешал ему видеться с семьёй.

Затем начался голод. Люди Пашкова умирали. Из еды была только трава и корни растений. Семье протопопа помогала жена Пашкова. Она кормила их. За это женщина просила каждый день благословлять его сына. Когда ребёнок заболел, жена Пашкова отнесла его к колдуну, и дитя разболелось ещё больше. Тогда Аввакум разозлился на неё, но после она раскаялась, и протопоп вылечил ребёнка.

Затем Аввакуму было велено отправляться на Русь. По дороге он проповедовал слово Божье и рассказывал людям о патриархе Никоне и производимой им ереси. В Кремле Аввакуму предложили высокий чин, если он объединиться с Никоном. Но он отказался.

За это его сослали в Мезень, а затем, когда он вернулся в Москву с сыновьями, избили, остригли и прокляли, по приказу Никона.

После этого Аввакум стал служить при Чудове монастыре. Его там не любили. Когда попы угрожали избиением, всегда стыдил их словом Божьим.

За то, что протопоп отказался присоединиться к Никону, по просьбе царя, его сослали в Пустозерье, где бросили в темницу. За это время многих его последователей в Москве казнили, некоторым отрезали языки, но они чудесным образом вырастали вновь.

Просидел в темнице 15 лет. Там он и написал «Житие протопопа Аввакума», краткое содержание которого составлено по главам его книги (прочитать можно, скачав в Сети).

Умер 14 апреля в 1682 году. Был сожжён на срубе дерева вместе с другими последователями.

Ревнитель древнего благочестия

8 сентября 1664 года знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум (1620–1682) был сослан царем в Пустоозёрский монастырь. Личность Аввакума известна в первую очередь благодаря его противостоянию церковным реформам патриарха Никона (1650–1660-е годы), приведшим к расколу Русской православной церкви.

Суровый поп

Ревнитель древнего благочестия

Погиб, но не сдался

Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово — 1 (14) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.

Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово — 1 (14) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.

Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Родился Аввакум в нижегородских пределах, в селе Григорове. Отец – священник Петр, мать – Мария, научившая сына страху Божию. Пресвятая Богородица дала жену «помощницу ко спасению» – сиротинушку Анастасию.

Также читают:

Главным героем произведения является извозчик по имени Иона Потапов. На улице очень холодная погода, с неба сыпятся хлопья снега. Однако, извозчику нет до этого дела. Иона сгорбленно сидит и думает о своем

Данное произведение имеет жанр фантастики, в нем речь идет о изобретателях, которые решили создать чудотворную, по их мнению, пищу, которая должна преобразовать все живое на свете.

В столовой на плите хозяйка готовила праздничное блюдо. Из корзинки, стоящей на табуретке, доставала по одному усатому раку, бросала в кастрюлю с кипящей водой и через несколько минут выкладывала на тарелку.

Свое произведение автор написал в виде повести. Писатель описал бытовую жизнь человека в форме поезда «Желтая стрела». В финале поезд должен добраться до обрыва. А обрыв автор связал с апокалипсисом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Житие протопопа Аввакума – это произведение, где сам Аввакум описал автобиографию. Он рассказ о своей жизни, делах, так что многие литературоведы и историки не раз изучали его работу.

Родился Аввакум в Новгороде. Его отец был священником. Был женат на дочери кузнеца. Когда ему был 21 год, он стал диаконом в церкви, в 23 года – священником, в 28 лет – протопопом.

Когда Аввакум писал Житие, ему было 50 лет. Кроме обличений и наставлений, в Житие протопопа Аввакума есть истории о его путешествиях. Он был на Байкале, на Большой Тунгуске, в Даурской земле. Его путешествия были связаны со ссылкой в Сибирь.

Дальше он несколько лет прослужил в Москве и снова был сослан в Пустозерье. Именно там он и написал свою знаменитую работу.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Его постигла страшная участь. Он 15 лет прожил в жутких условиях в земляной тюрьме. И если сырая земля не смогла погубить его, то погубили люди. Он был сожжен в срубе дерева в 1681 году.

Житие протопопа Аввакума показывает нам еще одну историю о верующем человеке, который стал мучеником за свои идеалы и стремления. Сегодня его жизнью восхищаются многие.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12700

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

Также на богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного».

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища». На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости» гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

— «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

— «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Его стремление жёстко обличать разные поступки прихожан привело к его скорому столкновению с паствой. В 1646 году Аввакума избивают и выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, где он был поддержан земляком Иваном Нероновым.

Был рождён в семье священника в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После его женитьбы на жительнице того же села Настасье Марковне он был скоро рукоположён в дьяконы, а через три года стал священником в Лопатинцах.

Его стремление жёстко обличать разные поступки прихожан привело к его скорому столкновению с паствой. В 1646 году Аввакума избивают и выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, где он был поддержан земляком Иваном Нероновым.

После десятилетней ссылки, в 1664 году по ходатайству московских друзей Аввакум возвращается в Москву. Царь Алексей Михайлович, рассорившийся к тому времени с Никоном принимает его со всей милостью и даже даёт указ поселить его в Кремле, около Новодевичьего монастыря. Аввакум обращается с челобитной к правителю, требуя исправления содеянной ереси. Сам же протопоп демонстративно отказывался посещать церкви в которых служили по новым обрядам.

Все написанные им книги свидетельствуют о смелости и его широких богословских интересах. Он даже решается подробно истолковать тексты самого Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» входят разъяснения некоторых псалмов и др.

Четырнадцатого апреля 1682 года Аввакум с ближайшими друзьями были сожжены в деревянном срубе.

[su_spoiler title=»Источники» style=»fancy»]http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/zhitie-protopopa-avvakuma
http://briefly.ru/avvakum/zhitie_protopopa_avvakuma/
http://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-kratko
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-avvakuma-petrova
http://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/zhitie-avvakuma-kratkoe.html
http://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-glavnyi-starovier-vsieia-rusi-1
http://wap.vsekratko.ru/index/avvakum/15.html
http://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-kniga
http://www.kritika24.ru/page.php?id=12700
http://ria.ru/20130211/922328695.html
http://student-hist.ru/personi/protopop-avvakum-kratko/
[/su_spoiler]
София
Оцените автора
Добавить комментарий