Лютеранская церковь Святого Михаила в Москве

Лютеранская церковь Святого Михаила в Москве

Церковь святого Михаила по праву считалась старейшей лютеранской церковью на территории Российской империи. Как и в Петропавловском храме, основу Михайловского прихода составляли выходцы из Прибалтики и германские подданные. Прихожанами храма являлись также члены московской шведской колонии, датчане и финны, проживающие в городе. Достоянием Михайловской церкви было множество церковных памятников, являвшихся летописью евангелических общин Москвы, разнообразная утварь — серебряные чаши конца XVIII — начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, красивые металлические люстры, сундуки XVIII века и т.д. На стенах древней кирхи висели картины с изображением Лютера, пасторов Дитриха и Заверса. Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В храмовый комплекс входили трехэтажное здание мужского реального училища, лазарет и часовня.

История отпустила Михайловскому храму лишь десять лет жизни после революции. Несчастьем стало то, что рядом с кирхой обосновался Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). Несмотря на то, что еще в 1925 году община пошла на уступки этой организации, институт стал настаивать на полной ликвидации церкви. Цель была вполне прозаической — завладеть церковной территорией. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь как “находящуюся на территории ЦАГИ” и мешавшую “надлежащим образом организовать охрану, так как хождение в церковь сопряжено с прохождением по территории ЦАГИ, что создает угрозу диверсии и шпионажа”. Почти одновременно, 29 марта 1928 года помощник директора ЦАГИ Южный и заведующий секретной части Рупай отправили во ВЦИК СССР Смидовичу срочную секретную депешу, в которой просили вывести лютеранскую церковь с территории ЦАГИ.

Верующие пытались активно бороться. Они отправили во ВЦИК несколько писем с сотнями подписей, содержащих настоятельные просьбы не закрывать храм. Председатель Высшего Церковного Совета епископ Мейер писал во ВЦИК: “Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР”. Все было напрасно, Президиум ВЦИК решением от 7 мая 1928 года отдал храм в распоряжение ЦАГИ, который вскоре и смёл древний памятник с лица земли.

Перед закрытием храма часть его ценностей была передана в один из центральных музеев Москвы. В июле — августе 1928 года музейные работники приняли, как следует из описи, “6 паникадил XVII века, изразцовую печь XVII века, 6 подсвечников, 20 бра XIX века, 1 старинную кованую дверь, 3 креста, 1 знамя рода Брюсов” и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

Прихожане с остатками богослужебной утвари и оборудования алтаря перебрались в здание реформатской церкви, которое им было выделено на правах соаренды. Туда же были перенесены и портреты известных пасторов и членов церковного совета, а также церковные часы.

www.peterpaul.ru

Лютеранская церковь Святого Михаила в Москве

Лютеранская церковь Святого Михаила — Кирха Церковь Святого Архангела Михаила … Википедия

Лютеранская церковь Святой Троицы (Москва) — Кирха Церковь Святой Троицы Pyhän Kolminaisuuden Kirkko … Википедия

Церковь Святого Олафа (Таллин) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь святого Олафа. Христианский собор Церковь святого Олафа Oleviste kirik … Википедия

Церковь Симеона Столпника на Поварской — У этого термина существуют и другие значения, см. Симеоновская церковь. Православный храм Церковь Симеона Столпника на Поварской Церковь Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы)[1] … Википедия

Храм Архангела Михаила — Существует множество мест отправления религиозного культа, освященных в честь архангела Михаила: Содержание 1 Церкви 1.1 Православные 1.2 Другие … Википедия

Кафедральный собор Святых Петра и Павла (Москва) — Лютеранская церковь Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла … Википедия

Архангельский собор (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Архангельский собор. Православный собор Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле … Википедия

Парк Победы (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Парк Победы. Мемориальный парк Парк Победы … Википедия

Памятник Петру I (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Памятники Петру I … Википедия

Метрополь (гостиница, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь. Гостиница Метрополь … Википедия

dic.academic.ru

Лютеранская церковь Святого Михаила (Москва)

Лютеранская церковь

Фототипия 1883 г.
Страна Россия
Адрес Немецкая слобода, Горохово Поле, Вознесенская улица,
ныне Улица Радио, 17
Конфессия Лютеранство
Дата основания 1576 год
Дата постройки 1764 год
Дата упразднения 1928 год
Состояние Снесена

Координаты: 55°45′50″ с. ш. 37°40′35″ в. д.  /  55.76389° с. ш. 37.67639° в. д.  / 55.76389; 37.67639 (G) (O) (Я)

Церковь Святого Михаила (нем. Michael-Kirche , Михаэлькирхе, «старая церковь» (кирха) или «купеческая церковь» [1] ; в народе «Старая обедня» [2] ) — евангелическо-лютеранская церковь, снесенная в 1928 году, религиозный, духовный и культурный центр лютеран в Немецкой слободе. Бывшая территория церкви в настоящее время расположена в Москве по адресу улица Радио, 17.

Новокирочный переулок имеет своё название от этой кирхи, располагавшейся рядом.

Содержание

История [ править ]

В XVI веке [ править ]

История старейшей лютеранской церкви в России и её общины начинается во второй половине XVI века. Ливонская война (1558—1583) послужила одним из факторов, весьма увеличивших число протестантов в России. Огромное число пленных, захваченных уже в первый год после взятия Дерпта, было отправлено в Россию [3] . Пленные лифляндцы поселились на берегу реки Яуза на окраине Москвы, а в 1560—1565 годах создали лютеранскую общину, в которой проводили совместные молитвы.

Отдельного помещения изначально не было. Затем в 1575—1576 годах была возведена небольшая деревянная лютеранская церковь, без колокольни и колоколов, но уже в 1580 году по приказу Ивана Грозного церковь и дома иностранцев были разрушены, а их жители изгнаны на улицу. Это была месть царя лифляндцам [3] за переход короля Ливонии Магнуса на сторону противника России — Стефана Батория, короля польского, под предлогом спекуляцией иностранцами водкой.

Новая церковь была возведена в 1584 году, за городом.

В XVII веке [ править ]

В 1601 году с личного разрешения Бориса Годунова была возведена следующая церковь, там же, в немецко-лифляндском предместье Москвы. В 1611 году она сгорела во время пожара Москвы, который устроили поляки при отступлении из Москвы, в период польско-шведской интервенции. Также была разрушена и вся Немецкая слобода на Кукуе [3] .

В правление Михаила Фёдоровича, в 1620-е годы для старейшей лютеранской общины в Москве была вновь построена церковь и в знак благодарности освящена во имя св. Михаила Малеина [источник не указан 987 дней] , небесного покровителя царя.

В 1684 году вместо деревянной было решено построить каменную церковь, что и было сделано. Через два года новую постройку освятили.

В XVIII—XIX веках [ править ]

Многие из протестантских церквей имели своего покровителя из-за границы или выбирали его среди богатых прихожан. Лютеранская община св. Михаила была под патронажем городского совета Гамбурга [3] .

Церковь трижды горела в пожарах 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская передала общине в дар участок земли. 5 октября того же года, после окончания строительства церкви, состоялось её освящение.

Во время войны 1812 года сама церковь св. Михаила не пострадала, но здания школы и пастората сгорели.

Благотворительность [ править ]

Пасторы и представители общины являлись членами созданного в 1846 году в Москве, под покровительством Великой княгини Марии Павловны, Попечительства о бедных евангелического исповедания, а также Евангелического дамского общества для вспомоществования бедным сиротам евангелического исповедания (1868). На средства этих организаций были открыты богадельни и приют для сирот.

В XX веке [ править ]

В 1904 году община насчитывала 4500 прихожан (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов), были также датчане и выходцы из Прибалтики. В числе реликвий церкви были серебряные чаши конца XVIII — начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, изящные металлические люстры, сундуки XVIII века [4] . Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В церковный комплекс входили также здания трехэтажного мужского реального училища, лазарет и часовня. Церковный комплекс с садами и двориками занимали более 2 га земли.

26—29 мая 1915 года по Москве прокатилась волна антинемецких погромов, в ходе которых пострадали люди, немецкие предприятия, также был нанесен большой материальный ущерб протестантским церквям.

После октябрьской революции 1917 года [ править ]

В 1920-е годы рядом с церковью св. Михаила расположился Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). В 1925 году институт стал настаивать на полной ликвидации церкви для расширения занимаемой территории. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь.

Верующие пытались активно бороться. Они собрали сотни подписей в защиту церкви и отправили во ВЦИК несколько писем с просьбами не закрывать церковь. Епископ Александр Теофил Мейер писал во ВЦИК: «Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР» [5] . 7 мая 1928 года своим решением Президиум ВЦИК передал церковь в распоряжение ЦАГИ. Несмотря на протесты прихожан, церковь была снесена. При сносе земляные работы велись до глубины 8 метров и всё ценное найденное было передано по назначению, а что-то в музеи.

Часть церковных ценностей была передана в музей. Из описи имущества следует, что летом 1928 года музейные работники приняли:

  • 6 паникадил XVII века,
  • изразцовую печь XVII века,
  • 6 подсвечников,
  • 20 бра XIX века,
  • 1 старинную кованую дверь,
  • 3 креста,
  • 1 знамя рода Брюсов

и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

В 1928—1936 годах, после закрытия церкви, прихожане получили в пользование здание бывшей Реформатской церкви — Московскую церковь евангельских христиан, которым пользовались вместе с евангельскими христианами и баптистами. В условиях антирелигиозной политики к 1937 году не только в Москве, но и во всем СССР не осталось ни одного лютеранского пастора, старейшая российская лютеранская община распалась.

После распада СССР [ править ]

В 1998 году реликвия снесенной церкви — алтарная Библия, изданная в Германии в 1665 году — была возвращена наследнику — Кафедральному собору свв. Петра и Павла. В 1833 году Генрих Кристиан Бернгард подарил эту Библию церкви св. Михаила, где она пребывала вплоть до 1928 года. После закрытия церкви Библия была перевезена в здание Реформатской церкви, а после ликвидации общины св. Михаила, находилась в сарае, в церковном дворе. C 1970 года Библия хранилась в семье пробста Эриха Шахта, в 1993 году она была вывезена в Германию, а в 1998 году была возвращена. Библия является так называемой «толковой Библией», текст которой сопровождается достаточно обширными комментариями. В настоящее время эта Библия возлагается на престол в особо торжественных случаях.

Другой реликвией, дошедшей до наших дней, является алтарь церкви св. Михаила в стиле барокко 1764 года, состоящий из четырех витых колонн и статуй ангелов, обрамляющих две картины. На большой, верхней из двух, изображено Вознесение Господне, а на малой — Тайная вечеря. После закрытия церкви в 1928 году, алтарь был передан в филиал Музея архитектуры им. А.В. Щусева, размещавшийся в Донском монастыре. После возвращения монастыря Русской православной церкви было решено убрать неправославный алтарь, находившийся в главном монастырском соборе. У музея не было необходимого помещения для алтаря, а алтарь является единственным сохранившимся лютеранским алтарём в России и имеет особую ценность для лютеран, поэтому было дано согласие на возвращение его лютеранской церкви. В проекте полного восстановления лютеранского Кафедрального собора, после реставрации алтарь планируется установить в «мемориальной» капелле на галерее южного нефа.

Сохранился также церковный орган Вильгельма Зауэра (нем. Wilhelm Sauer ) 1898 года. После закрытия церкви его перенесли в 1-ый Московский крематорий, а в 1999 году также как и алтарь передали Кафедральному собору. Орган был полностью отремонтирован и установлен в 2005 году. Орган звучит на богослужениях каждое воскресенье и в праздники, а также на концертах органной музыки, которые проводятся в соборе.

В 2006 году в составе Евангелическо-Лютеранской Церкви аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ) был возрожден и прошел государственную регистрацию приход Св.Михаила. Является епископским приходом ЕЛЦ АИ. [источник не указан 2215 дней]

Персоналии [ править ]

  • Кондрад Буссов (1552/1553—1617) — тесть пастора Мартина Бера, очевидец, описавший Россию в период Смутного времени.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — приходской учитель в церкви св. Михаила, пастор Саксонской лютеранской общины, затем в 1670—1675 — пастор общины свв. Петра и Павла, основатель первой в Москве театральной школы, директор и режиссёр «комедийной хоромины» — придворного театра, просуществовавшего до 1676 года.
  • Иван Ягужинский — органист лютеранской церкви в Москве (ок. 1687; возможно, церкви Св. Михаила), отец Павла Ягужинского, сподвижника Петра I.
  • Вильгельм Рихтер (1767—1822) — сын пастора Михаила Рихтера (умер 2 февраля 1800 г., 79 лет), член общины Св. Михаила, врач-акушер, лейб-медик (1818), заслуженный профессор акушерства Московского университета (1819), автор известного труда «История медицины в России» [6] .
  • Фёдор Иванович Роде — член церковного совета. В 1891—92 управитель построек Комитета для благоустройства Введенского иноверческого кладбища. В 1898 построил Евангелическую богадельню на Ирининской улице (ныне — ул. Ф. Энгельса) в Москве [7] .
  • Макс Александрович Петерс — органист (упоминается в справочниках 1914 и 1917 года [8][9] )

Пасторы [ править ]

Годы Имя На немецком Годы жизни Комментарий
1600-е Мартин Бер Martinus Вär Неизвестны 9 мая 1606 года, с дозволения Лжедмитрия I, произнес в Кремле проповедь для служивших немцев [10] , что раньше было позволяемо только в Немецкой слободе.
Михаил фон Рихтер Michael von Richter 1720—1800 Отец В. М. Рихтера — профессора повивального искусства Московского университета, действительного статского советника, лейб-медика и историка медицины. Дед М. В. Рихтера — доктора медицины, заслуженного ординарного профессора Московского университета кафедры повивального искусства и тайного советника, перешедшего в православие.
1801—1813 Якоб Кронеберг Jacob Croneberg 1756—1813 Ректор церковной школы при церкви, с 1801 года — пастор. Умер 5 апреля 1813 года.
1822—1836 Адам Христиан Павел Кольрейф 1777—1836 Пастор и писатель [11] .
1840—1855 (?) Август Генрих Диттрих August Heinrich Dittrich 1797—1855 Старший пастор (пастор-примариус), с марта 1842 года заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории. В 1850 году награждён золотым наперсным крестом.
1867—1887 (?) Андрей Иванович Фехнер Andreas Wilhelm Fechner 1825—1887 Писатель, пастор, духовный заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории [12] , написавший «Хронику евангелических общин в Москве» — единственный в своем роде, фундаментальный труд, посвященной лютеранским общинам Москвы, основанный на широком историческом материале.
1897—1920 Арвид Кан Arved Kahn 1872—1920 Обер-пастор. Умер от сыпного тифа [3] .
1904—1907 Максимилиан Штендер Maximilian Stender 1876—1922
1909—1921 Александр Зигфрид Alexander Siegfried 1876—1957 В 1920 году избран асессором в Московской консистории. Эмигрировал в Германию [3] .
1925—1928 Эрнст Фридрих Йозеф Гольцмайер Ernst Friedrich Joseph Holzmayer 1867—1928
1928—1934 Александр Теофил Мейер Alexander Theophil Meyer 1865—1934 Епископ, доктор теологии, генеральный суперинтендент Московской евангелическо-лютеранской консистории, в 1911—1928 пастор в церкви свв. Петра и Павла, с 1928 — пастор в общине Св. Михаила, которая к тому времени лишилась своего здания и собиралась на богослужения в московской церкви евангельских христиан [3] .
1928—1934 Вольдемар Рюгер Woldemar Rüger 1891—1938 В начале 1935 года арестован по обвинению в получении денежных средств на «контрреволюционную агитацию», приговорён к 5 годам лишения свободы, умер в ссылке на Дальнем Востоке [3] .

Захороненные [ править ]

В церкви св. Михаила были захоронены знатнейшие особы лютеранского вероисповедания:

  • Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский (1602) — датский принц, жених царевны Ксении Борисовны Годуновой[2] ;
  • Яков Вилимович Брюс (1735) — граф, российский государственный деятель, военный, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I[2] .

www.wiki-wiki.ru

Лютеранская церковь, Москва, Россия

В пятнадцатом столетии было решено построить лютеранскую церковь в столице. Сегодня лютеранская церковь Святого Михаила располагается на улице Радио. Кстати, а вы знаете в какой стране находится гора Арарат?

Долгое время она стояла разрушенной, но в две тысячи шестом году ее отремонтировали. Данная церковь является самой старинной лютеранской церковью, которая когда-либо строилась на территории России. Сюда можно прийти не только для тех, кто придерживается религии лютеран, но и людям, которые предпочитают просто туристическую прогулку. Посмотрите фото церкви ниже, а фото достопримечательностей Канады вы найдете в отдельном материале.

Хотите тут побывать? Нажмите Ctrl+D и вы сюда еще обязательно вернетесь!

Консультанты портала Great-Travel рекомендуют каждому туристу:

Обратите внимание! Это кнопка помощи! Спросите совет друзей об этом месте, ведь среди них точно найдутся те, кому есть что сказать или кто там уже был! Узнайте мнение друзей — кликните на социальную сеть, в которой вы зарегистрированы:

Задавайте любые вопросы в комментариях — на них отвечают наши консультанты!

Найдите дешевые авиабилеты в любую точку мира!

Читайте нас в Twitter

Вступайте в наше сообщество

Интересный и полезный блок для Вас
Мы уверены, что кто-то из ваших друзей бывал в этих краях!
Узнайте их мнение об этом месте. Просто выберите социальную сеть:
Great-Travel — это современная энциклопедия путешествий. Мы собрали описания стран, городов, интересных мест со всей планеты. Наша миссия — создание интерактивной площадки по обмену опытом между туристами по всему миру. Наша команда рада приветствовать вас на нашем сайте и желает вам новых впечатлений!


Дмитрий Быстров
Главный редактор портала Great-Travel

Максим Сокуров
Турист со стажем, частный гид.
Более 80 стран за плечами. Объездил все континенты автостопом и за рулем.
Елена Ерошина
Турагент, частный гид.
15 лет работы в туриндустрии. Большая сеть личных контактов по всему миру среди частных гидов.

Консультанты с радостью бесплатно ответят на ваши вопросы по всем странам и городам мира. Как задать вопрос:

  1. Вбейте в поиске направление или место на планете
  2. На соответствующей станице задайте вопрос в блоке комментариев внизу

Для поиска введите название страны, города или места:

great-travel.ru

Протестанты

  • Протестантство представлено в Москве храмами и общинами лютеран, баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан.
  • Единственный сохранившийся исторический лютеранский храм ‒ Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла (1903-1905 годы).
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов занимает историческое здание 1860-х годов, где даже дубовые лавочки того периода.
  • Уникальный орган конца XIX века известного мастера Эрнста Рёвера, памятник истории и культуры, тоже сохранился в церкви.
  • Тушинская евангельская церковь ‒ крупнейший из шести храмов евангельских христиан.
  • Есть свои молитвенные дома у пятидесятников и адвентистов седьмого дня.

Протестантизм возник в Европе в XVI веке, отделившись от католицизма в ходе Реформации. Самая старая ветвь протестантизма в Москве – это лютеранство. Первые лютеране появились в России одновременно с появлением самой религии, еще в XVI веке. Это были ремесленники, врачи и купцы, приехавшие на службу при дворе московских царей из северо-западной части Европы. Есть в Москве и храмы и общины баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан. Особенно активный рост этих общин в Москве произошел после распада Советского Союза, в 1990-х годах.

Лютеранские храмы в Москве

Первая лютеранская церковь появилась в Москве в 1576 году. Примерно через 65 лет ее существования произошел раскол в общине (начавшийся со ссоры между женами военных и купцов), и в 1640-х годах лютеранский приход разделился на два лагеря. В результате офицеры построили себе отдельный храм на улице Покровке, и в Москве появились два лютеранских храма. Здания их неоднократно горели, их приходы меняли свое местоположение, но «работали» до 30-х годов XX века. Прихожанами храмов были главным образом немцы, в меньшей степени — шведы и финны. До наших дней дошел лишь один исторический лютеранский храм – это Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке (Старосадский переулок, 7/10, стр. 10).

Здание церкви свв. Петра и Павла было построено в 1903-1905 годах. Любопытно, что в основе здания лежит старый барский дом усадьбы Лопухиных. Церковь была изначально освящена в качестве лютеранского кафедрального собора. В 1937-м году она, как и многие храмы на территории Советского Союза, была закрыта и национализирована. Сначала в ней размещался публичный кинотеатр, потом — производственная студия «Диафильм». В 1990-е годы церковь возвращена верующим. Богослужения здесь проводятся каждое воскресенье на русском и немецком языках.

В 1912 году, на Введенском кладбище (Наличная ул., 1), которое изначально было предназначено для захоронения московских католиков и лютеран, возникла часовня (арх. В. Рудановский). Она предназначалась для отпевания усопших для конфессий, которые входили в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Введенское кладбище довольно долгое время называлось Немецким или Иноверческим. Как храм часовня была освящена в 1994 году в честь Святой Троицы и является сегодня евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (финской церковью).

Храмы баптистов

В 1884 году в России был создан Союз русских баптистов. В 1944 году они объединились с евангельскими христианами и образовали Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), которых называют христианами-баптистами. Активный рост общины ЕХБ произошел после распада Советского Союза и открытия границ в 1990-х годах. Согласно данным Российского союза евангельских христиан-баптистов, в Москве действует 28 баптистских общин, но далеко не у всех есть собственные здания.

Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов располагается сегодня в центре Москвы (Трехсвятительский переулок, д. 3, ст. м. Китай-город). Она занимает здание, которое в 1860-х годах было перестроено из жилого дома для реформаторской церкви. После социалистической революции 1917 года члены реформаторской общины покинули Россию, и здание перешло евангельским христианам. Но не недолго — в 1937-м году помещение церкви было национализировано и в нем устроено общежитие. В 1965 году христиано-баптистская община отселила жильцов общежития на собственные средства, купив им отдельные квартиры. В церкви сохранился уникальный орган конца XIX века известного в Германии мастера Эрнста Рёвера, имеющий сегодня статус памятника истории и культуры. Любопытно, что в зале сохранились в большом количестве даже подлинные дубовые лавочки 1867-го года.

Долгое время церковь в Трехсвятительском переулке была единственной баптистской церковью в Москве. Именно поэтому, когда в 1990-х годах община выкупила большой участок земли на юге Москвы под строительство еще одной церкви, ее назвали просто: Вторая церковь евангельских христиан-баптистов (Варшавское шоссе, д. 12а).

Третья крупная церковь христиан-баптистов, интересная в том числе своей архитектурой, находится на северной окраине Москвы, в районе Бибирево (ул. Лескова, 11). Она носит название «Голгофа». Приход возник в начале 1990-х годов прошлого столетия, но здание было достроено только к 2010-м году. В церкви проходят богослужения на русском, английском и таджикском языках.

Собственное здание есть у церкви в Зеленограде (Москва, Зеленоград, корпус 1144, в районе Филаретовской улицы), в районе ст.м. Войковская (церковь «Благая весть» на улице Клары Цеткин, 25Ж).

Евангельские христиане

Как было указано выше, евангельские христиане в 1944 году объединились с баптистами. Но в 1990-е годы в России стали появляться отдельные, самостоятельные объединения евангельских христиан, не входящие в одну общину с баптистами. Сегодня, по данным Союза церквей евангельских христиан, в Москве действует шесть церквей этого течения. Рядом со ст. м. Тушинская, на улице Василия Петушкова (д. 29) находится Тушинская евангельская церковь, пожалуй, самая крупная в Москве. В 2000 году община выкупила здание бывшего дома культуры фабрики. В качестве координационного органа в настоящее время действует Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ).

Храмы пятидесятников

Первые организации пятидесятников в России появились в 1907 году во входящей тогда в состав Российский империи Финляндии. Вскоре они возникли в С.-Петербурге, а затем распространились практически по всей России. Большая заслуга в этом принадлежала И. Воронаеву, который сумел создать из разрозненных общих единое пятидесятническое движение. В годы советской власти молитвенные дома пятидесятников закрывались в рамках общенациональной антирелигиозной кампании. И лишь после объединения в 1944 году евангельских христиан с баптистами, пятидесятники также получили право собираться на служение в молитвенных домах.

После крушения СССР сразу же состоялся первый российский съезд пятидесятников, в 1990-м году. Согласно данным Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), сегодня в Москве насчитывается пять общин. Несколько приходов проводят свои богослужения на северо-западе Москвы, в помещении церкви «Живой родник» на улице Фабрициуса, д. 31А. Здесь же расположен центральный офис Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Это здание бывшего детского сада было выкуплено общиной у города в 1995 году. Также свое здание имеет церковь «Роса» (ул. Краснобогатырская, д. 38, стр.2).

Храмы адвентистов седьмого дня

Как и баптисты, адвентисты седьмого дня появились в России в конце XIX века. Первая община адвентистов была образована из немцев, живших в Крыму, но поначалу была признана властями сектантской ересью. Проводить открыто богослужения адвентисты получили право только в 1906 году, когда это учение было официально признано одним из видов баптизма, к тому времени уже разрешенного в России.

Как и все религиозные общины страны, в советское время адвентисты подвергались гонениям. Возрождение их деятельности в Москве началось в 1990-е годы. Тогда были основаны сразу несколько общин адвентистов седьмого дня, которые собирались в арендованных залах кинотеатров и домов культуры. В 1998 году у адвентистов появился первый молитвенный дом на северо-востоке столицы (улица Красноярская, д.3), позднее был выстроен еще один молитвенный дом на Нагатинской улице (д. 9, корп. 3). Также молитвенные дома есть в подмосковных городах Климовск, Подольск и Лобня. Центральная община адвентистов пока остается без молитвенного дома, проводя свои собрания в помещении Трехсвятительском переулке (д.3), которое принадлежит баптистам.

ru.moscovery.com

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.