Личность Льва Толстого

Личность Толстого

Лев Николаевич Толстой был русским писателем и великим русским философом. На свет он появился в 1828 году в Ясной Поляне. Его родители были богатыми тульскими аристократами. Образование свое писатель получил в Казанском университете (не закончил). В возрасте двадцати трех лет он отправляется на войну с Дагестаном и Чеченской Республикой, и здесь же начинает трудиться над трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность». В армии Толстой занимал должность артиллерийского офицера, и лично принимал участие во многих боях. В период Крымской войны Лев Николаевич уезжает в Севастополь, а после нее отправляется в Петербург. В это же время журнал под названием «Современник» опубликовывает его первые произведения, и в авторе общество признает выдающегося и весьма талантливого писателя. В 1857 году он отправляется путешествовать по странам Европы, однако быстро разочаровывается в них, и возвращается в Россию.

После написания повести «Казаки», работа над которой продолжалась десять лет, Лев Николаевич Толстой решает сделать перерыв в своей литературной деятельности и становится обычным землевладельцем. Вместе с этим он ведет просветительские работы в деревне. В Ясной поляне он открывает школу для ребят из крестьянских семей и изобретает личную педагогическую систему.

В 1863 году Лев Николаевич начинает работу над величайшим произведением русской литературы – «Войной и миром». Спустя три года книга завершена, и он создает роман «Анна Каренина» (с 1873 по 1877 год). По мнению историков, которые уже долгое время изучают личность Толстого, его мировоззрение, называемое также «толстовством», сформировалось как раз в эти годы. Философско-религиозные труды писателя, к которым можно отнести «Соединение и перевод четырех Евангелий» и «Исследование догматического богословия», основной упор делают на нравственное несовершенство общества и непротивление злу насилием.

Во времена пребывания Толстого в Ясной Поляне в деревню прибывали почитатели творчества писателя не только из нашей страны, но и со всего мира. Для многих он стал духовным наставником. К последним произведениям великого автора относятся «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «После бала» и «Отец Сергий». В 1901 году Льва Николаевича официально отлучают от церкви за его творчество, что вызвало огромный резонанс в обществе. В 1910 году он тайно уезжает из Ясной Поляны, и садиться на поезд. Однако здесь ему становится дурно, и свои последние семь дней жизни гениальный писатель проводит в доме начальника Астапово Рязано-Уральской станции.

bobych.ru

Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя

Разделы: Литература

Тип урока: защита проекта.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

1. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе XIX и XX веков – Льве Николаевиче Толстом. Этот урок – заключительный этап вашего самостоятельного изучения жизни Толстого. Вы работали над проектом: изучали биографический материал. Скажите, на что вы больше обращали внимания: на события, на характер, на мысли и убеждения писателя? (Учащиеся отмечают, что больше обращали внимания на взгляды, взаимоотношения писателя с его окружением, на развитие его характера.) Значит, как лучше назвать наш урок (и проект тоже): “Жизнь писателя Л. Н. Толстого” или “Личность писателя Л. Н. Толстого”? (Учащиеся выбирают второй вариант с добавлением “Л. Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя”.) На начальном этапе проекта я познакомила вас с мнением писателя М. Горького, хорошо знавшего Толстого: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого…”. Из этих слов вытекает вопрос, который мы с вами взяли за общую проблему проекта. (Слайд 2) Сформулируйте этот вопрос. (Учащиеся говорят: “В чём гениальность, сложность и противоречивость личности Толстого?) Значит, какова цель нашего урока? (Найти ответ на этот непростой вопрос.) В начале проекта я сообщила вам 5 интересных фактов из жизни Л. Н. Толстого. Вы решили провести исследование. Помните, мы высказали гипотезу: “Если мы изучим литературу о Л. Н. Толстом, его дневники, статьи, узнаем, в чём гениальность и сложность его личности, соотнесём его жизненные ценности со своими ценностями, наконец, лучше поймём его героев”. Посмотрим, сможем ли мы сегодня убедиться в верности гипотезы. На каждом столе – лист оценки выступлений по 5-балльной системе. (Слайд 3) По критериям внутренней оценки (объём выполненной работы, качество работы и оперативность) вы уже оценили себя. По критериям внешней оценки оцените группу в целом после каждого выступления. Лист оценки перед вами, ещё раз посмотрите критерии (интересный материал; соответствие плану выступления: вопрос, развёрнутый ответ, вывод; умение общаться со слушателями: свободное владение материалом, чёткая речь, достойный ответ на вопрос оппонентов; время выступления – 5 минут). Не забывайте задавать вопросы друг другу. (Слайд 4) Начинаем защиту проекта. Форма защиты – ваши выступления с презентацией. Продукт проекта – альбом-презентация. По вашим слайдам единый дизайн сделала…, редактировала… .

2. Выступление первой группы.

(Слайд 5) Наше исследование началось с такого факта: Л.Н.Толстой всего 2 года проучился в Казанском университете, не закончил его, однако стал образованнейшим человеком своего времени, полное академическое собрание сочинений которого составляет 90 томов. Как, не имея высшего университетского образования, он стал великим гением? (Слайд 6) Софья Андреевна Толстая, жена писателя, однажды сказала: “Всему, чему он в жизни выучился, он выучился сам, своим усиленным трудом”. Ещё в университете Л. Толстой понял, что его не удовлетворяют университетские знания. Он решает далее учиться самостоятельно, начинает вести дневник, в котором составляет для себя правила. (Слайд 7) Их больше 40, мы приведём несколько из них: 1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2. Что исполняешь, исполняй хорошо. 3. Никогда не справляйся в книге, если что-то забыл, а старайся сам припомнить. 4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5. Читай и думай всегда громко. 6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают. (Слайд 8) Он составляет программу развития, которую намерен осуществить за 2 года: 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Получить некоторые познания в естественных науках. 10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. Самое удивительное то, что большую часть этой программы Толстой выполнил. Дневник помогал ему воспитывать себя, на его страницах он спорил сам с собой, строго судил свой образ жизни и обличал себя в многочисленных “грехах”. (Слайд 9) Вот что читаем в дневнике за 1854 год: “Я дурен собой, неловок, нечистоплотен, совсем необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен… Я умен, но ум мой ещё никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…”. (Слайд 10) Задачей самовоспитания он считал “избавление от трёх главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени”. Конечно, Толстой преувеличивал свои недостатки, но самокритика помогала ему совершенствоваться. Дневник был его строгим учителем, надёжным другом. Нужно ещё отметить, что писатель знал английский, французский и немецкий языки в совершенстве, легко читал на польском, чешском и на итальянском языках. Он хотел читать интересующую его литературу в подлиннике. (Слайд 11) Толстой усиленно читает западноевропейскую литературу: Шарля Монтескьё, Жана–Жака Руссо – французских писателей, мыслителей, философов. (Слайд 12) В дневнике за 1884 год читаем: “ Надо составить себе круг чтения: Эпиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех нужно”. Эпиктет – римский философ, Марк Аврелий – римский император, написавший философские сочинения, Лао-Цзы – древнекитайский писатель, Будда – основатель буддизма. Значит, Толстой интересовался философией и религиозной литературой, был очень начитанным человеком. Писатель постоянно расширял свой кругозор. (Слайд 13) Он задумал совершить в 1857 году свое первое заграничное путешествие: едет в Западную Европу, посещает Францию, там побывал в Лувре, национальной библиотеке, Французской академии, прослушал ряд лекций в Сорбонне. (Слайд 14) Также заезжает в Германию, там знакомится с немецким писателем Ауэрбахом. Кроме того, он встретился также с немецким педагогом Дистервегом. В 1860 году он вторично едет за границу. Толстой называет эту поездку “путешествием по школам Европы”. Он посетил огромное количество учебных заведений, чтобы узнать, как на Западе поставлено преподавательское дело. У себя в Ясной Поляне он открыл экспериментальную школу. Самым важным в образовании, по его мнению, является соблюдение условий свободы, воспитание и учение на основе религиозно–нравственного учения. Он сам стал учителем для крестьянских детей. Итак, Л.Н.Толстой стал великим человеком своего времени благодаря своей силе воли, требовательности к себе, благодаря своему стремлению к самоусовершенствованию. (Слайд 15)

Вопрос оппонентов: В чём суть нравственного самоусовершенствования?

3. Выступление второй группы.

(Слайд 16) Л. Толстой прожил долгую жизнь – 82 года. Для сравнения мы просмотрели годы жизни других великих писателей. (Слайд 17) Например, Ф. Тютчев прожил 69 лет, М. Е. Салтыков-Щедрин – 63 года, М. Горький – 68 лет, Н. А. Некрасов – 56 лет, А.А. Фет – 72 года, Ф.М. Достоевский – 59 лет. Нам стало интересно, в чем же секрет долголетия Толстого. Л.Н. Толстой всю жизнь занимался спортом, правильно питался. С годами писатель все более явно чувствовал, что возможности духовного выражения связаны с физическими силами, здоровьем. Толстой считал первостепенным условием продуктивности труда строго размеренный образ жизни. Он создал распорядок дня, которому следовал всю жизнь. Весь день он делил на четыре части, называя их “мои четыре упряжки”. (Слайд 18) Мы показываем схематично это так: на занятия спортом уходит 15% времени, на физический труд – 10%, на умственный труд – 13%, на общение с людьми – 29%, а на сон остаётся 33%. Изучив его дневники, мы составили кодекс здоровья Толстого. (Слайд 19) Это спорт, физический труд, единство с природой, правильное питание, отказ от вредных привычек. (Слайд 20) Свой день писатель начинал с занятия спортом. Он каждое утро усердно занимался гимнастикой, записав позднее в дневнике, что гимнастика “необходима для развития всех способностей”. (Слайд 21) Для себя Толстой составил список из двадцати обязательных физических упражнений и отметил следующие правила их выполнения:

  1. Останавливайся, как только почувствуешь легкую усталость;
  2. Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернется к своему нормальному состоянию;
  3. Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше.

Позднее привычку к гимнастике он стремился выработать у своих детей. Л. Н. Толстой любил купаться и хорошо плавал. (Слайд 22) Он был отличным наездником, занимался джигитовкой. Любил лошадей, знал в них толк. Толстой любил ездить на велосипеде, играть в шахматы. (Слайд 23) Важная часть его дня – физический труд. Хотя Толстой был дворянского происхождения, он любил делать крестьянскую работу. Сам пахал поле и об этом писал в своем дневнике от 20 июня 1889 года: “Встал в шесть и пошел пахать. Очень приятно”. (Слайд 24) Занимаясь самоусовершенствованием, Толстой освободился от вредной привычки: перестал курить. Отказался он и от употребления вина. (Слайд 25) После напряженной литературной работы писатель в любую погоду, даже в тридцатиградусный мороз, отправлялся на прогулку, продолжавшуюся не менее трех часов, не раз ходил он пешком из Ясной Поляны в Тулу, а это 14 километров. Толстой любил ходить по Ясной Поляне. Он укрывался в самой чаще Ясной Поляны и принимал воздушные ванны. (Слайд 26) Толстой всю жизнь правильно питался, он был убежденным вегетарианцем, но не строгим. Исключил из своего рациона мясо и рыбу, но ел масло, пил молоко, кефир, очень любил яйца. Относясь спокойно к смерти и в старости готовя себя к ней, Толстой не переставал радоваться каждому новому дню труда. Наша группа пришла к выводу: думаем, что одним из секретов долголетия Л. Толстого является то, что писатель вел здоровый образ жизни. Для нас, молодых, это хороший пример для подражания. Нужно заниматься спортом, физическим трудом и следить за своим питанием.

Вопрос оппонентов: Можно ли Л. Толстого назвать гармонически развитой личностью? Почему?

4. Выступление третьей группы.

(Слайд 27) Мы узнали такой факт из жизни Толстого: в свои 82 года ночью он ушел из родного дома, которым он очень дорожил, от своей семьи, которую он очень любил. Почему же? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поставили перед собой цель: изучить взаимоотношения между отцом и детьми, мужем и женой. Поэтому у нас определилась такая тема: “Толстой и его семья”. (Слайд 28) Женился Лев Николаевич осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Первые семейные радости создали у Толстого ощущение обретенного мира и большого счастья. Он любит свою жену и с радостью отдаётся этому чувству. “Счастье семейное поглощает меня всего, – пишет он в дневнике от 5.01.1863года, – такого не было и не будет ни у кого, и я осознал его”. Приятель Толстого И.П. Борисов в 1862 году заметил: “Она – прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна – в ней должно быть и много характера, т.е. воля ее у нее в команде. Он в нее влюблен…”. (Слайд 29) В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных, – в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело черновики своего мужа. (Слайд 30) У супругов была большая семья – 13 детей. Некоторые из них умерли в младенчестве. Варвара не дожила до года, Петр и Николай прожили всего один год, Алексей – 5 лет. Дольше всех прожила любимая дочь Толстого – Александра, умерла в 1979 году в Америке. Дочь Мария умерла в 1906 году. Старшая дочь Татьяна была хранительницей усадьбы в Ясной Поляне. Сын Михаил написал мемуары “Мои родители”. Стали писателями Лев и Илья, композитором – Сергей, были ещё сыновья Андрей и Иван. (Слайд 31) Л.Н. Толстой был сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. (Слайд 32) Дочь Александра уважала и любила своего отца: “…мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шел дальше. Эти основные черты его – смирение и скромность, недовольство собой – и побуждали его всегда подыматься выше и выше”. Толстой особенно любил своих дочерей: “Чувствую грех своей исключительной привязанности к дочерям” (дневник от 24. 08. 1910.). (Слайд 33) На рубеже 1880–х годов Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Его мучает собственное благополучие в то время, когда вокруг царят бедность, ложь, несправедливость. (Слайд 34) Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не принимают его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь. Он пришёл к отрицанию собственности, отказался от владения недвижимым имуществом, имениями, землёй, от литературного гонорара, но при этом, не желая причинять зло близким, передал семье права на них и доходы с сочинений, написанных до 1881 года. В первом завещании от 1909 года он написал о том, чтобы все его литературные произведения, которые написаны и напечатаны с 1 января 1881года, не составляли бы ничьей частной собственности, а были бы всеобщим достоянием. Это решение не удовлетворило жену и детей. Начались ссоры, разногласия, упрёки. Медленно, постепенно нарастала духовная и семейная драма. Вот что Толстой пишет в дневнике: “Сыновья, очень тяжело…” (29. 07. 1910.); “С сыновьями так же чуждо” (30.07.1910); “Всё тяжелее и тяжелее с Софьей Андреевной. Не любовь, а требование любви, близкое к ненависти и переходящее в ненависть” (28. 08. 1910.). Софья Андреевна и сыновья требовали уничтожения завещания. Тогда Толстой пишет в 1910 году второе завещание. Он написал о том, что все свои литературные произведения, когда-либо написанные, завещает дочери Александре Львовне. Он договорился с дочерью, что после его смерти она передаст все его сочинения государству, они не будут ничьей частной собственностью. Дочь полностью поддержала его. О существовании этого завещания жена вскоре догадалась и начала разыскивать с болезненной настойчивостью. (Слайд 35) После мучительных раздумий Толстой решил ночью тайком покинуть Ясную Поляну: “ Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех” (24. 09. 1910.). Итак, наша группа пришла к выводу: одной из причин ухода Толстого из дома явились семейные раздоры и споры относительно завещания. Писатель горячо желал мира в семье, но последние дневниковые записи говорят о том, что ему стало жить невыносимо.

Вопрос оппонентов: Л. Толстой лишил свою семью возможности получать в дальнейшем доход от издания его сочинений. Как вы относитесь к этому его решению?

5. Выступление четвёртой группы.

(Слайд 36) Перед нами стоял проблемный вопрос: почему Л.Н. Толстой, дворянин, граф, имевший большое имение в Ясной Поляне и обширные угодья, на фотографиях одет очень просто, как крестьянин: в холщовой рубашке, иногда босой. Каковы же были взаимоотношения Л. Н. Толстого с дворянским классом? Чем же привлекала его крестьянская жизнь? Тема нашего выступления: “Толстой и дворянство. Толстой и народ”. Л.Н.Толстой родился и воспитывался в дворянской семье. (Слайд 37) В нем пересекалось продолжение двух знатных дворянских родов: со стороны отца – графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого; со стороны матери – князей Волконских, которые вели свой род ещё «от Рюрика». (Слайд 38) После раздела имущества Толстому досталось родовое имение Ясная Поляна и около 1 600 гектаров земли с 330 душами. Казалось бы, ему обеспечено спокойное безбедное существование. Но вскоре он начал тяготиться своим состоянием. Ему стыдно было жить в роскоши, когда вокруг народ бедствовал, голодал и страдал. Лев Николаевич считал, что нужно сделать свою жизнь проще и переделать себя. В дневнике (1847) Толстой сделал следующий простой вывод: “… как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше самому работать”. (Слайд 39) Он начинает сам убирать свою комнату, колоть дрова, шить сапоги, возить воду и пахать землю. (Слайд 40) Свой кабинет он устроил очень просто и скромно. Духовный перелом отразился в его статьях, повестях, пьесах, которых объединяет одна надрывная нота: “…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”. (Слайд 41) Толстой демонстративно рвет со своим классом. В “Исповеди” Толстой пишет: “Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…”. Высшие классы общества, пишет Толстой, очень озабочены тем, чтобы как-то накормить народ. Для этого они непрерывно заседают, собирают комитеты, покупают хлеб и распределяют его среди населения. Между тем есть очень простое средство для того, чтобы накормить народ: “Средство одно: не объедать его”. (Слайд 42) Часто приходили к Толстому местные крестьяне поговорить о своих нуждах. Железная дорога или шахта не платит рабочему за увечье, земский начальник вынес несправедливый приговор, соседний помещик не отдает крестьянам в аренду землю, которая им нужна, — со всем этим люди шли к Толстому. В 1891 году Россию настиг голод. Толстой не мог не откликнуться на несчастье: он организовывал столовые, чтобы кормить голодающих, писал статьи об ужасах голода. Близость к народу обогащает, наполняет содержанием его духовную жизнь. (Слайд 43) Помогая народу, Толстой открывает в Ясной Поляне школу, в которой преподавал иногда и сам. Он даже писал поучительные сказки и рассказы для детей. (Слайд 44) (Слайд 45) Под конец жизни Толстой задумал уйти от всех жить к знакомому крестьянину и остаток жизни провести в крестьянской избе. Он считал, что простой народ живёт по-божьи, потому что он трудится, умеет терпеть, смиряться и быть милостивым. Простой народ знает смысл жизни. Итак, Толстой порвал со своим классом – дворянством, потому что не видел в роскошной, сытой жизни смысла, истины. Он не мыслил себе личного счастья, когда вокруг царили бедность, нищета, несправедливость. Его идеалом была жизнь в крестьянском мире по законам любви и добра.

Вопрос оппонентов: Как вы сегодня оцениваете решение Толстого уйти от роскоши и богатства?

6. Выступление пятой группы.

(Слайд 46) Мы увидели фотографию могилы Л. Толстого в Ясной Поляне и задумались над вопросом: почему на могиле нет креста? Так определилась тема нашего выступления: Л. Н. Толстой и Бог, Л. Н. Толстой и религия, Л. Н. Толстой и церковь. (Слайд 47) Во время работы над проектом мы изучили дневники Толстого, его статьи “В чем моя вера?”, “Царство Божие внутри вас”, “Исповедь”, Википедию. Прежде всего нужно сказать, что Л. Н. Толстой, как и большинство представителей образованного общества своего времени, принадлежал по рождению и крещению к православной церкви. В юности и молодости был равнодушен к религиозным вопросам, но позже начал задумываться о том, что такое Бог. (Слайд 48) Вот отрывок из его дневника за 1860 год: “Что такое бог, представляемый себе так ясно, что можно просить его, сообщаться с ним? Ежели я и представляю себе такого, то он теряет для меня всякое величие. Бог, которого можно просить и которому можно служить, есть выражение слабости ума. Тем-то он бог, что все его существо я не могу представить себе”. Он начал вслушиваться в тексты молитв, в речи религиозных служителей, наблюдал за богослужением, изучал Библию и Евангелие. Толстой утверждал, что в Евангелии его больше всего “трогало и умиляло” то учение Христа, “в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло”. (Слайд 49) Толстой выделил в Евангелии Нагорную проповедь как сущность закона Христа. Это был закон о непротивлении злу насилием, избавляющий человечество от его собственного зла: делай добро в ответ на зло, и зло искоренится. Но он заметил: “… то, что представлялось мне важнейшим в учении Христа, не признается Церковью самым важным”. Толстой писал, что оттолкнули его от церкви и одобрение ею гонений, казней, войн, и неприятие ею других религий. (Слайд 50) Л. Толстой вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь (это широко известный монастырь русской православной церкви), читал богословские трактаты. Вместе с тем он присматривался к раскольникам, беседовал с сектантами. И вот что он пишет в своей “Исповеди”: “Слушал разговор безграмотного мужика странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открылось мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я всё больше и больше понимал истину. Но стоило мне сойтись с учёными верующими или взять их книги, как какое-то сомнение в себе, недовольство возникали во мне, и я чувствовал, что я, чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти”. Поворотным в сторону от учения Православной Церкви временем для Л. Н. Толстого стала вторая половина 1879 года. (Слайд 51) В 1880-е он встал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Он считал, что Православная Церковь обманывает и обирает народ. Л. Н. Толстой в официальной религии отвергает догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признает церковную иерархию, духовенство, загробную жизнь и искупление душ, отрицает божественное происхождение Иисуса Христа, посты, таинства, принимает из четырёх Евангелий лишь заповеди Спасителя, считает, что “христианин должен молиться за врагов, а не против них”. У него было своё понимание христианства и Евангелия, а церковь, по его мнению, искажала учение Христа. (Слайд 52) В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви: “ Известный миру писатель, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной… Посему Церковь не считает его своим членом, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…”. (Слайд 53) Вы видите фрагмент стенной росписи из церкви с. Тазова Курской губернии “Лев Толстой в аду”.(Слайд 54) В “Ответе Синоду” Лев Толстой подтвердил свой разрыв с церковью: “То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему”. Всю свою жизнь Л. Н. Толстой искал свое понимание Бога, задумывался о том, есть ли он, сомневался в нём. Об этом говорят отрывки из дневников. (Слайд 55) 1906 год. “Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом”. 1909 год. “Бог – любовь, это так. Он для меня всё, и объяснение и цель моей жизни”. Так почему же на могиле Толстого нет креста? Ответ на этот вопрос найдём в дневнике 1909 года: “Повторяю при этом случае и то, что похоронить меня прошу также без так называемого богослужения, а зарыть тело в землю, чтобы оно не воняло”. Толстой всё время пытался дойти до какой-то чистой истины. И в Русской Православной Церкви того времени он для себя эту чистую истину не нашёл. Его жизнь – это история не борьбы с Церковью и не окончательного выбора. Это история сложных внутренних поисков искреннего, творческого человека.

Вопрос оппонентов: Так можно ли считать Льва Толстого верующим человеком?

7. Подведение итогов.

Спасибо всем группам за большую работу. Подведём итоги. (Слайд 56) Вы видите, что этот слайд пустой. Попрошу редактора после нашего урока заполнить его. Из ваших выступлений мы видим непростые отношения Л. Н. Толстого с Богом, с семьёй, с дворянством, даже с самим собой. Писатель много сомневался, в нём жило много противоречий. Почему же? (Учащиеся отмечают, что он всегда искал истину.) Да, Лев Толстой свято верил, что нравственное самоусовершенствование приведёт всех к “царству божьему” – свободе, братству, счастью. К сожалению, в реальной жизни он видел фальшь, лицемерие и паразитизм господствующих классов. И в этой дисгармонии между его религиозно-философским учением и жизнью по неправильным законам выразилась большая духовная трагедия писателя. А в чём же гениальность писателя? (Ребята говорят о его широких познаниях, глубоком уме, умении жить в гармонии.) Неуспокоенность жизнью, постоянный поиск истины, требовательность к себе и стремление к познанию мира позволяют назвать этого человека гениальной личностью, великой даже в своих противоречиях. (После урока редактор оформляет слайд 56 “Подведём итоги”).

Итак, мы убедились, что Л. Н. Толстой – гениальная, сложная, противоречивая личность.

У писателя сложились непростые отношения с дворянством, с семьёй, с богом, с самим собой. В своих взглядах и убеждениях он часто сомневался.

Личность Л. Толстого характеризуют требовательность к себе, стремление к познанию мира, неуспокоенность жизнью и постоянный поиск истины.

(Слайд 57) Хотелось бы завершить наш разговор словами Льва Толстого, которые бы выразили суть его личности. Прочитайте их.

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

“Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

Что вы выберете и почему?

– Скажите, убедились ли вы в правильности гипотезы? Ответили ли на главный вопрос проекта?

– Что было самым трудным в подготовке проекта?

– Несомненно, Лев Николаевич Толстой – великая личность, у которой можно многому учиться. Чему вы хотите учиться?

9. Домашнее задание.

Прочитать “Севастопольские рассказы”.

Список использованной литературы и каталог ресурсов Интернета.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть