«Лаокоон и его сыновья»

«Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон (Одесса) — Памятник Лаокоон и его сыновья … Википедия

Лаокоон — (греч. Laokoon) в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей этот сюжет был чрезвычайно популярен в… … Античный мир. Словарь-справочник.

ЛАОКООН — В послегомеровском эпосе – жрец Аполлона в Трое, пытавшийся остановить своих сограждан, которые открывали ворота города Троянскому коню. Лаокоон был вместе со своими двумя сыновьями задушен змеями, подосланными то ли Аполлоном, то ли Афиной. (И… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ЛАОКООН — В послегомеровском эпосе – жрец Аполлона в Трое, пытавшийся остановить своих сограждан, которые открывали ворота города Троянскому коню. Лаокоон был вместе со своими двумя сыновьями задушен змеями, подосланными то ли Аполлоном, то ли Афиной. (И… … Список древнегреческих имен

Лаокоонт — «Лаокоон и его сыновья». Музей Пия Климента. Ватикан Лаокоонт или Лаокоон (др. греч … Википедия

Figura serpentinata — «Дискобол», копия в бронзе, II в. н. э … Википедия

Змей (мифология) — Змей (в мифологии) змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… … Википедия

Сансовино, Якопо — Портрет Якопо Сансовино работы Тинторетто Якопо Сансовино (итал. Jacopo Sansovino; … Википедия

Агесандр — с Родоса (др. греч. Άγήσανδρος; II I вв. до н. э.) известный по единственному упоминанию у Плиния древнегреческий скульптор, сын Антенодора, отец скульпторов Афинодора и Полидора. О времени жизни Агесандра и его сыновей… … Википедия

dic.academic.ru

Лаокоон и его сыновья

Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор
Лаокоон и его сыновья. 50 год до н. э.
мрамор
музей Пия-Климента, Ватикан
(инв. MV_1059_0_0 )
Изображения на Викискладе

«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора; является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.

Содержание

История находки

Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землёй на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангалло подтвердил достоверность работы со словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Микеланджело определил, что скульптура сделана из двух кусков мрамора, хотя Плиний утверждал, что из единой глыбы [1] .

Дальнейшая судьба и влияние на культуру

Уже в марте 1506 года скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере, приказав соорудить для неё специальную нишу (архитектор Джулиано да Сангалло). Усложнённая композиция стала предметом восхищения художников эпохи маньеризма и породила моду на сложно закрученные в вихреобразном движении изображения человеческого тела (figura serpentinata).

В июле 1798 года ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Толентинского договора (1797) между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру поместили в Музее Наполеона (Лувр). 9 ноября 1800 года её открыли для всеобщего обозрения. Только в 1816 году, после падения Наполеона, скульптуру вернули в Ватикан англичане [1] [2] .

«Лаокоон» послужил предметом для эстетического трактата Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

Известно по крайней мере несколько копий статуи. В том числе итальянская копия в городе Родос — родине или школе авторов, в зале Лаокоона Замка Великих магистров. В Москве в ГМИИ им. Пушкина на Волхонке. В Эрмитаже (Санкт-Петербург). В верхнем парке дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум на территории города Ломоносова (Санкт-Петербург). И др.

Копия скульптурной группы появилась в XIX веке в Одессе. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и ныне установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Помимо этого имеется копия в Галерее Уффици во Флоренции.

О копии скульптурной группы в Санкт-Петербурге Михаил Веллер написал рассказ «Лаокоон».

wiki.sc

Лаокоон, и его сыновья. Скульптура. Описание. История

Скульптура Лаокоон

Лаокоон — в греческой мифологии — жрец Аполлона в Трое. «Лаокоон и его сыновья» — мраморная римская копия с легендарной скульптурной группы, созданной мастерами с о. Родос Агесандром, Афинодором и Полидором в I веке до н. э.

Была обнаружена в Риме в 1506 г. Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте где был Золотой дом Нерона. Помещена в Ватикан, где и находится по сей день в музее Пио-Клементино.

Согласно греческой мифологии, Лаокоон, во время Троянской войны, убеждал городских жителей, уничтожить деревянного троянского коня, которого отступая ахейцы оставили у ворот («Бойтесь данайцев, дары приносящих!»).

Тем временем из моря выползли две огромные змеи, которых послали боги, покровительствовавшие грекам, и задушили жреца и его сыновей. Троянцами это было воспринято как наказание для Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести его в город, на свою погибель.

История находки

1506 год — известная античная мраморная группа была найдена итальянцем Фелисом де Фредисом в своем винограднике на Эсквилине (Рим). В скором времени папа Юлий II приобрел эту группу, уступив де Фредису пожизненно доходы с заставы Порта-Сан-Джованни (ежегодно до 600 золотых дукатов (около 3 тыс. золотых рублей). В ватиканском «дворе статуй», или Бельведере, для Лаокоона архитектор Джулиано да Сангалло спроектировал особую нишу.

1798 год — ватиканского «Лаокоона» перевезли во французскую столицу по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном Бонапартом и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру поместили в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 году открыли для посетителей музея. 1816 год — после свержения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

Копии. Реставрация

Немного поздней Браманте сделал с Лаокоона первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Потом Микеланджело, тщательно изучив Лаокоона, сообщил, что группа изготовлена не из одной глыбы мрамора, как утверждает Плиний. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1616 г.), потребовал от Льва Х группу себе в подарок, папа для удовлетворения короля Франции заказал Баччо Бандинелли копию статуи. Эта копия на сегодняшний день находится в музее Уффици (Флоренция). Бандинелли же стал и первым реставратором Лаокоона, который был найден без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Однако свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии.

Когда в скором времени папа захотел реставрировать сам оригинал, Микеланджело порекомендовал ему для этого своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Для правой, поднятой руки Лаокоона было, как видно, предложено несколько проектов. Но приставленные к оригиналу реставрированные части, принадлежат скульптору XVIII столетия Агостино Корнаккини (1725—1727 гг.)

1803 год — Лаокоон помещен в один из 4-х кабинетов, пристроенных к углам Бельведерского двора. Кроме знаменитой группы, сохранились еще в различных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже.

«Лаокоон и его сыновья» — описание

Реставрация должна быть признана удачной. Овербек и за ним большинство археологов-классиков отдают предпочтение видеть Лаокоона и младшего сына закинувшими правые руки за голову, первого — от боли, второго — в предсмертной агонии. Лаокоон уже обречен на погибель, он полностью находясь под влиянием жуткой боли от укуса змеи, поражающего его, подобно молнии. Напрягаясь всем телом, Лаокоон борется со змеей. Левой рукой он душит змею. Все реставраторы и вообще художники абсолютно справедливо требовали того же и от правой руки, беря за основу простейший закон параллельности движений и инстинктивности действий рук и ног. Правая рука младшего сына тоже не была закинута, а искала точку опоры, потому как его тело потеряло опору и приподнято кольцами змеи.

Все, что говорится о красивой пирамидальности группы, при упомянутой реставрации — неправильно, потому как голова Лаокоона не на равном расстоянии от голов сыновей. Лаокоон представлен нагим, опирающимся, возможно, на жертвенник, на который свалилась его одежда.

По обе стороны от него — два его сына, разного возраста, тоже почти совсем нагие. Их фигуры обвивают две громадные змеи. Одна впилась жрецу в левое бедро. Вторая укусила в правую часть груди младшего сына, который стоит вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, привязавшим его правую ногу к правой ноге отца. Лаокоон корчась от боли кидается в противоположную укусу сторону, пытаясь вместе с этим инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт.

Младший сын хоть и укушен змеей, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти, а, напротив, там читается ужас. Правой рукой он инстинктивно ищет опору в воздухе, а левой сжимает змеиную голову, и, как видно, издает вопль. Старший сын находится пока в лучшем положении. Что и ему не уйти, на это скульпторы намекают узлом, который образовала змея вокруг его левой ноги. Левой рукой он пытается освободиться от этого узла, а правой, тоже опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату.

Художественная оценка. Лаокоон в культуре

Относительно художественной оценки скульптурной группы, то она вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была на протяжении веков. отличное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов — все это показывает на то, что авторы Лаокоона — выдающиеся скульпторы.

Группа задумывалась с расчетом на одну точку зрения и через это приближается к рельефной композиции. Древние мастера бессознательно или умышленно придали сыновьям Лаокоона пропорции не детей, а взрослых людей, но значительно меньших размеров, чем основная фигура. Потому фигура отца в первую очередь обращает на себя внимание.

На сюжет Лаокоона писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, весьма своеобразно интерпретировал его в картине под тем же названием, при этом голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хоть ракурсы тел другие.

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине XVIII века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильную боль, смогли подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а только стонущим. Чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в этой работе. Но сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и ранее изображало гибель героев, однако то была гибель в борьбе. Тут же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он пытался предостеречь троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о человеческой беспомощности. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет более веры в разумность миропорядка.

shtorm777.ru

«Лаокоон и его сыновья»

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью. По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину. Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота. Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем. Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него. Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины. Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель. Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии. В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды». Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания. Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно». Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература. Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра». Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

drevniebogi.ru

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья».

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья» увидел свет еще в 200 году до н.э. в Пергаме — древнем античном городе, находящемся в западной части Малой Азии. Это было бронзовое изваяние, не сохранившееся до наших времен. Однако, благодаря работе талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра (автор знаменитой скульптуры «Венера Милосская») и его сыновей Афинодора и Полидора во второй половине І века до н. э. появилась его беломраморная копия. По свидетельству Плиния, именно этот «Лаокоон» украшал впоследствии дворец римского императора Тита.

Второе рождение скульптура получила в 1506 году: уникальная находка была найдена под землей, в винограднике, на месте Золотого дома римского императора Нерона. С тех пор древнее изваяние заняло достойное место во дворце Бельведер в Ватикане, где для него была спроектирована особая ниша. Отреставрированная учеником Микеланджело — Монторсоли скульптура постоянно притягивала к себе восхищенные взгляды художников и других знатоков культуры и простояла здесь почти 300 лет.

Вынужденно сменить Ватиканский музей Пия-Климента на французский Лувр пришлось «Лаокоону» в конце ХVІІІ века по условиям Толентинского договора между папой римским и императором Наполеоном. А в начале XIX века, после падения Наполеона, благодаря англичанам, состоялось возвращение скульптурной композиции обратно в Ватикан. На сегодняшний день именно этой скульптуре отдается особое предпочтение ввиду ее максимальной приближенности к оригиналу.

В Одессе находится точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией, на Ланжероновской 4.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее — градоначальника) на Французском бульваре. Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником. Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя. Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной — покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря: упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей. Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро. Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона — о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме. Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт. Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г. Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно: по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои. Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

fotokto.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.