Крест как символ

Энциклопедия символов. Кресты: самые распространенные формы

Кресты: самые распространенные формы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Кресты: самые распространенные формы

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Кто изобрел крест? Никто – ибо он существует в природе. Это древний универсальный символ и прежде всего – символ связи микро– и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Формы креста разнообразны. Они отличаются и числом перекладин, и числом концов креста, и пропорциями.

Греческий крест

Крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Используется в средневековой геральдике.

Крест-молот

Крест-молот – разновидность греческого креста. Один из главных геральдических крестов, назван так от французского potenee – «опора», поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности.

Латинский крест

Другое название латинского креста – длинный крест. Его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины. Это наиболее распространенный христианский символ в западном мире. Считается, что именно с такого креста был снят Христос, отсюда другие его названия: крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания. Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. У египтян поднимающийся из сердца крест символизировал доброту.

Крест святого Петра

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

Перевернутый латинский крест, то есть крест святого Петра, с заостренными концами – эмблема ордена тамплиеров.

Андреевский крест (косой крест)

Андреевский крест (косой крест)

Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Косой крест также символизирует совершенство, число 10. В геральдике этот крест называется салтир.

Святой Андрей – покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне.

Тау-крест (крест святого Антония)

Крест святого Антония

Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У скандинавов – молот Тора. В христианских церквях – крест святого Антония (основателя христианского монашества, IV век). С начала XIII века – эмблема Франциска Ассизского. В геральдике это Всемогущий Крест. Известен также как «крест виселицы» из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности.

Анкх (египетский крест)

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь. Анкх также олицетворяет «жизнь, которая придет», «время, которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти. Возможно, он символизирует Древо Жизни, а также солнце, поднимающееся над горизонтом.

Мальтийский крест

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название.

В филателии мальтийский крест – первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест. Используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Русский крест

Русский крест (крест святого Лазаря)

Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

www.imbf.org

Крест – главный символ христианства

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В древние времена, когда некто уходил в далекие страны, например с торговым караваном, он оставлял дома особый знак, для того, чтобы домашние cмогли узнать его посыльного. Для этого брали дощечку и разламывали на две половинки. Одна оставалась дома, а другую путешественник брал с собой с тем чтобы, когда потребуются деньги дополнительные или товары получить из дома, он смог бы отправить посыльного с этой дощечкой.

Домашние, совместив неровные края слома и, убедившись, что это действительно родная половинка их дощечки (все зазубринки совпадают), могли доверить посыльному деньги или передать вещи, товары для доставки в дальнюю страну, не сомневаясь, что посыльный пришел от их родного человека. Дощечка эта называлась «символ».

Содержание страницы

Полезные материалы

Символы присутствуют во всех сферах нашей жизни, например, герб и флаг государства. Мы видим определенное изображение и понимаем, какая страна представлена им. Белое подвенечное платье и фата – символ чистоты невесты (и смешно, когда фату надевают, выходя третий раз замуж). То есть, за определенными знаками – символами присутствуют понимаемые всеми смыслы. Так, в понимании каждого Крест символизирует христианство, потому что связан с Христом и Его крестной смертью. Это для всех. Для самих же христиан Крест имеет особое – неземное значение, являясь символом будущего Воскресения.

Крест поклонный
XVIII в.
Пермская деревянная скульптура 1985: XVII в.
Власова О. М. 2003: XVIII в.
Пермская деревянная скульптура 2013: Последняя четверть XVIII в.
170.5 × 112 × 8 см
Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия
Инв. ДС-5
Из церкви Святой Троицы села Вильгорт Чердынского края.

История почитания в православии

Православная Церковь учит своих чад почитанию Креста, потому что на Кресте совершилась великая Тайна нашего искупления: «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет.2:24). Господь Сам избрал его оружием Своей победы над смертью и спасительным знаком для нас:

Не только о смерти, но и о способе казни знал Господь:

Обо всем этом Он предупреждал своих учеников:

Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав, литье, серебрение, эмаль.
22.1 × 14.1 × 0.4 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Даже ученики не сразу постигли совершившееся, дар Духа Святого, полученный ими в Пятидесятницу, просветил их, «наставив на всякую истину» (Ин.16:13). Апостольская проповедь облетела весь мир. Верующие принимали Воскресение и преклонялись перед страшной и необъятной Жертвой принесенной на Кресте Богом за нас.

Проповедь об умершем на Кресте Боге потрясала сердца одних, а другие считали эти слова абсурдом, не вписывающимся в их «логичную» картину мира. Апостол Павел говорил: «

Неверующим говорить о Кресте невозможно, объяснить человеческой премудростью Тайну Креста – напрасный труд, говорят отцы Церкви. Язычники смеются над Крестом, иудеи не приняли Христа, умалившего Себя до крестной смерти. Святитель Феофан Затворник (†1894г.) показывает, как притягивает к себе своих слово о Кресте, выбирая из среды погибающих, на простом примере:

Апостольское слово о Кресте стало магнитом, призвавшим верных на крестный путь следования за Христом:

Начало почитания Креста, как символа Жизни, положили первые христианские общины. По свидетельству раннехристианского писателя Тертуллиана (†220г.) почитание Креста началось с I века, с самого начала существования Церкви. Уже первые христиане в знак почтения носили с собой образ Креста, некоторые даже изображали Крест на лбу, что заставило их первыми пострадать во время гонений.

И все же в начале почитание Креста было по большей мере сокровенным, скрытым от языческого окружения. В римских катакомбах II и III веков были найдены первые потаенные рисунки креста в виде греческой буквы Т «тау» или в виде буквы Х. Иногда на рисунках первые буквы имени Иисуса Христа совмещались (I и X), что составляло особое аллегоричное изображение Креста, бывало, что это изображение дополнительно украшали растительным орнаментом, что как бы притеняло, укрывало Крест и, при этом, было символом процветшего Креста, принесшего благой Плод.

Символичное изображение Креста первые христиане помещали на стенах своих домов, на сводах гробниц, ткали пояса со знаком Креста, чтобы носить на себе. Мы знаем, что первые века были отмечены гонениями христиан, поэтому демонстрировать знак Креста на себе означало быть исповедником. Случаи исповеднического ношения Креста на себе отмечены в мученических актах, это были такие исповедники, как мученик Прокопий(†303), пострадавший при Диоклетиане, открыто носивший крест на шее, или воин мученик Орест (†304).

В полной мере почитание Креста среди христиан открылось после принятия миланского эдикта 313 года. Освобождение христиан от жестоких преследований и новое отношение к Христовой вере в государстве связано с именами святого равноапостольного императора Константина(†337) и его благочестивой матери царицы Елены(†330), которая много потрудилась, чтобы отыскать Животворящий Крест Господний на месте казни Христа в Иерусалиме и обрела его в 326г. За эти труды и ее веру царицу Елену святая Церковь называет, также как и ее сына, равноапостольной.

Открывшаяся свобода вероисповедания Христа повсеместно распространила обычай крестного знамения:

Иоанн Златоустый (†407), архиепископ Константинопольский добавляет:

С середины тридцатых годов IV века в Иерусалиме устанавливается традиция празднования дня Воздвижения Креста Господня. Днем поднятия Святого Креста царицей Еленой считается 14 сентября 326 года. К этому дню было приурочено также освящение двух храмов на месте обретения Креста и на месте Воскресения Христова, и этот общий праздник назывался тогда днем Обновления, и праздновался торжественно.

Ермий Созомен (†450) автор «Церковной истории» писал:

В день этого праздника чествования Святого Креста пришла в Иерусалим когда-то египетская девушка Мария и здесь была призвана Господом к покаянию, изменившему всю ее жизнь, и давшему миру святую Марию Египетскую.

Хотя первое время это торжество носило больше местный характер, и все же, приходя на праздник в Иерусалим, паломники разносили традицию празднования Воздвижения Креста и в свои страны. Особенно почиталось Воздвижение Креста в восточных церквях, на западе празднование Кресту начинается со времени возвращения Честного древа Креста Господня из персидского плена в VII веке.

Самое древо Креста Христова почитается христианами как животворящая святыня, потому что на него изливалась Кровь Спасителя. Частицы древа Креста Господня расходятся по церквям в разных частях мира, вкладываются в драгоценные оклады и почитаются верующими как самые драгоценные святыни.

К этому времени повсеместно в церквях совершалась уже особая служба в честь Креста Господня. Церковные историки указывают на древность сохранившихся и используемых до сих пор за богослужением песнопений Воздвижению Креста. Например, тексты тропарей «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи» относят к VI или даже V в.в.

Почитание Креста выражено в церковных богослужениях, в торжественных Праздниках, посвященных Кресту:
27 сентября (нов. ст.) — Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, один из двунадесятых великих Праздников Церкви и единственный из них, посвященный событию уже после Евангельской истории.

Крест чествуют и в третью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, когда на середину всех храмов выносится Крест для поклонения верующих.

Всем известен и любим праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), в народе его называют Медовый Спас.

7 мая (20 мая нов.ст.) — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351год).

Кроме этого, каждая среда и пятница в недельном вседневном круге богослужений посвящены Кресту Господню.

Крестами украшены храмы и церкви.

Как говорит святитель Григорий Богослов(†389) :

На Вселенских Соборах были утверждены святые правила почитания Креста Господня как и святых икон. Шестой Вселенский Собор (680г.) в правиле 73 провозгласил:

К этому правилу в книге «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) (†1722г.) приводится история из Кормчей:

Крест нательный
Центр изготовления: Старица
XIV–XVI вв.
Медный сплав, литье.
4.2 × 2.5 × 0.4 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

По словам святого Максима Исповедника (†662г

Знание человека о таинственном знаке креста простирается в самые древние времена, он был рядом с человеком всегда. Например, крест в круге известен многим древним культурам, как изображение символизирующее свет или огонь (при помощи сложенных крестом палок добывали огонь).

Крест понимали и как единство времени и пространства – перекрестие вертикали и горизонтали, т.е. соединение всего – как центр жизни. Древний египетский символ – ключ жизни (анх) очень похож на крест. Этот древний символизм креста, как центра или ключа жизни, воплотился полностью в Новом Завете через распятие на Кресте и Воскресение Христово.

Все обнимает Крест, простираясь во все концы, – самую недостижимую небесную высоту и самую глубину страдания, во все пространство мироздания и на все времена, запечатлевается на всем Творении Божием.

Крест был орудием спасения по учению Григория Паламы(†1359г.) еще до Голгофы. Еще в Ветхой истории повсюду присутствуют прообразы Креста: в крестообразном сложении дров на плечах Исаака, восходящего на гору, чтобы стать жертвой (Быт.22), в символичном перекрещивании рук при благословении Иаковом сыновей Иосифа (Быт. 48). Моисей начертал его на водах Чермного моря своим жезлом, чтоб перевести народ, сначала разделив, а потом соединив воду (Исх.14). Прообраз Креста Христова и дерево, усладившее горькие воды Мерры (Исх.15), и вознесенный на древе змей (Чис.21) и многие другие образы Ветхого Завета.

Распятие на Кресте устрашало иудеев и неверующих. Они видели в нем только страшное орудие жестокой и позорной казни, не применявшейся у иудеев. Они помнили, что в Законе было сказано «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23).

Но не все из них захотели услышать апостола: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»(Гал.3:13). Потому что «не всякий висящий на древе проклят пред Богом, но тот, кто согрешил грехом, достойным смерти», — говорит всем блаженный Иероним(†420г.).

Закон предписывал наказывать грех, но ведь Бог безгрешен. И святой Иоанн Златоуст(†407г.) подтверждает:

Безгрешный, умерев за грешных, освобождает их от смерти. В духовной слепоте люди забыли и пророчество великого вождя Моисея: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28, 66).

Да и сейчас неверующие не могут понять, как это христиане носят на себе орудие казни. Как-то на предложение перекреститься, входя в храм, один «захожанин» ответил мне: «Я на себе крест ставить не собираюсь». Кого же так страшит Крест? Кирилл, Иерусалимский святитель(†386), объясняет:

Велика сила Креста, верующий опытно убеждается в ней и учится подкреплять свою жизнь всегда крестным знамением, ношением и почитанием Креста Господня.

Главный символизм Креста для каждого христианина должен заключаться в подвиге следования за Христом и несении своего креста. Без смирения перед Ним в своих немощах, без усвоения Его жертвенной любви, без умаления себя ради Христа и ближнего, без подражания Ему в кротости и любви к людям, без распятия своих страстей, без отречения от гордого самонадеяния, без терпения в скорбях и болезнях, без исполнения Его воли – невозможно быть Его учеником. Но как легок крест с Ним:

Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:

  • Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
  • Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
  • Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
  • «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
  • Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
  • Крест-накупольник с полумесяцем.

Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от

Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества.
Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:

  • обе поперечины одинаковые — «латинский»,
  • вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».

О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).

Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.

Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:

Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.

Особенности изображения Распятия

Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.

Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.

Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.

Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).

Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).

Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».

В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.

Виды крестов

Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.

Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.

Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.

Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.

Крест наперсный
XIV в.
Шифер, резьба
Частное собрание

Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:

Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.

Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.

Крест наперсный панагийный. Крест корсунский
XIII в. (оправа — XVI в.)
Яшма, оправа — серебро, скань
7.7 × 5 см
Центральный музей древнерусской культуры
и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП-3626

Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.

Распятие Христово с предстоящими и апостолами
Икона с врезанным крестом
XIX в.
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.
31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.

Церковь не перестает славить Крест за богослужением:

Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.

Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.

pravoslavie.wiki

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.