Фатализм в истории

Фатализм в истории

Содержание

Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса — фатализм (от лат. fatum — рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы общественного развития, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое. Не оказывались ли на фаталистических позициях мы, уповая на то, что стоит нам волевым решением «обобществить» средства производства, и дальше все пойдет «как по маслу»: на базисе такой «обобществленной» экономики сформируется социалистическое общественное сознание, а заложенные в социализме как системе объективные преимущества реализуются сами собой, автоматически? И это независимо от того, как мы будем действовать — интенсивно, целеустремленно или вразвалку; культурно или по-варварски; со знанием дела или дилетантски.

Фатализм в объяснении исторических событий и исторического процесса в целом — явление весьма распространенное. Наглядным примером тому взгляды Л. Н. Толстого, возникшие под влиянием соответствующих историографических источников и, в свою очередь, оказавшие большое воздействие на читателей. Подводя под свою концепцию методологическую базу, Толстой писал:

«Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее»[30].

Отметим, что в противовес фатализму религиозному, объясняющему все в истории волею богов, толстовский фатализм был нацелен на понимание истории как деятельности народных масс, неприметно и бессознательно ее творящих. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодием»[31]. Отсюда толстовский вывод о бесплодности деятельности выдающейся личности, способной только дать свое имя событиям, и некорректируемом ходе истории, поскольку она складывается из непроизвольных действий миллионов. В истории нет ни грана свободы: то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно, — свободой[32].

Назад Оглавление Вперед

eurasialand.ru

Исторический фатализм Льва Толстого

Из романа «Война и мир» (том III, глава 1)

Для нас, потомков, — не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие…

Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все — миллиарды причин — совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных…

Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.

Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.

Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.

Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.

«Сердце царево в руце божьей».

Царь — есть раб истории.

История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.

Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда-нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [3] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.

Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.

Когда созрело яблоко и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?

Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.

Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

www.ne-2.ru

ФАТАЛИЗМ — вера в судьбу, рок, предопределение; представление о мистико-божественной или естественно- детерминированной предопределенности событий в мире и в жизни каждого человека, о полной невозможности усилием человеческой воли, интеллекта что-то изменить в течении событий, в общественной жизни, в природе, в своей судьбе.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 434.

Логический фатализм (НФЭ, 2010)

ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ – философская доктрина, утверждающая, что из одних только законов (принципов) логики (см. Закон логический) следует, что все в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент логического фатализма с целью его опровержения был изобретен Аристотелем в знаменитой 9-й главе трактата «Об истолковании». Сам аргумент можно представить в следующем виде. Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, предопределенный) — представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах. В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества.

Фатализм (Кириленко)

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, определенный судьбой) — учение, согласно которому всё совершившееся в мире должно было совершиться обязательно. Фатализм рассматривает судьбу как основной объяснительный принцип происходящего. Для фатализма характерно признание неизбежности наступления определенного события и одновременно — непознаваемость его причин. Существуют различные формы фатализма. Мифологический фатализм предопределенность жизненного пути человека, всех событий в мире объясняет, ссылаясь на космическую необходимость, принципиально скрытую от человека. Предвидение будущего в рамках этой формы фатализма носит мистический характер.

Фатализм (Подопригора)

ФАТАЛИЗМ [лат. fatalis — предопределенный судьбой, роковой] — мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное. Фатализм исходит из признания неизбежного хода вещей и тем самым исключает становление новых возможностей. Фатализм можно рассматривать как рационализацию древней мифологической концепции судьбы: в фатализме на место фатума слепого и непроницаемого ставится фатум, поддающийся распознанию, — миропорядок, в котором человек получает возможность стать сознательным и преуспевающим его проводником.

Фатализм (у иудеев)

Талмуд принижает не только человеческое достоинство женщины, но и вообще личность человека. Поучения Талмуда проникнуты фатализмом. Талмудист Элеазар Каппоручил: „Знай, что все — по счету, соразмерно содеянному; не уверяй себя, что могила для тебя — убежище, ибо не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле отдашь отчет царю царей, святому».

Фатализм (Фролов)

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется.

Логический фатализм (Кузнецов, 2007)

ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ — философская доктрина, утверждающая, что из одних законов (принципов) логики следует, что всё в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент Л.ф. с целью его опровержения был изобретен Аристотелем в его знаменитой 9-й главе трактата «Об истолковании». Сам аргумент можно представить в следующем виде. Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения. Следовательно, необходимо, что завтра морское сражение произойдет.

ponjatija.ru

Фатализм в истории

ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой, fatum рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить… … Философская энциклопедия

фатализм — а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФАТАЛИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Фатализм — (лат.fatum – тағдыр, fatalis – жазмыштық) ; 1)табиғатта, қоғамда және әрбір адамның өмірінде оқиғалардың жоғары ерікпен, жазмышпен (рок), тағдырмен алдын ала анықталатындығы туралы философиялық концепция; 2)осы концепцияға сәйкес жүріс – тұрыс… … Философиялық терминдердің сөздігі

ФАТАЛИЗМ — муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля

фатализм — стоицизм Словарь русских синонимов. фатализм сущ., кол во синонимов: 3 • вера в неотвратимую судьбу (2) • … Словарь синонимов

Фатализм — Фатализм ♦ Fatalisme Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым … Философский словарь Спонвиля

ФАТАЛИЗМ — (от латинского fatalis роковой, fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п … Современная энциклопедия

ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п … Большой Энциклопедический словарь

ФАТАЛИЗМ — (лат. fatalis роковой, предопределенный судьбой) 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип. Уже в… … Новейший философский словарь

ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, муж. (от лат. fatalis роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

dic.academic.ru

Фаталисты и фатализм — это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тест. Вы попали в сложную жизненную ситуацию (со всеми бывает). По-вашему, это воля (перст) судьбы или же вы сами (или кто-то еще) виноваты в том, что произошло?

Вы будете выискивать знаки, которые подскажут куда нужно двигаться дальше, или будете принимать решение о выходе из сложной ситуации самостоятельно?

Проще говоря: вы фаталист или реалист?

Фаталист — кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Такая позиция характеризует личность – безынициативную и безамбициозную. И да, я именно такой человек. Уж, так вышло. Причем чем старше я становлюсь, тем больше нахожу этому подтверждений. Фатальный — это значит неотвратимый, неизбежный. А каков итог нашей жизни? Вот именно, «фатальный конец». Так почему в начале или посередине должно быть иначе?

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме (мировоззрении) страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни.

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:

    Религиозный. Фаталисты этого толка считают, что судьба всех живущих была определена божественной сущностью. Какой именно – зависит от религии и веры данного человека.

Они считают, что судьба ребенка уже предрешена до его рождения (и вся его жизнь, и каждый отдельный поворот, решение, которое он примет). Также у богов заранее есть ответ на вопрос, попадёт ли тот или иной человек в рай или ад.

Логический. Парадигма распространилась от философа древности Демокрита, который говорил, что в мире нет случайности и все имеет свою причинную связь. Учение называется детерминизмом, а его суть хорошо передает выражение «эффект бабочки» (бабочка махнула крыльями на одном конце земли, а на другой пришел тайфун вызванный этим взмахом).

Человек, который подвержен такому роду фатализма, считает, что сложившаяся сейчас ситуация уходит корнями в прошлое и вытекает именно из него. Все события взаимосвязаны и неслучайны. Мне нравится эта теория, а вам?

  • Бытовой пессимизм (аля злой рок). Как правило, проявляется, когда человек находится в стрессовом состоянии, переполненный агрессией или отчаянием. Тогда вокруг все становятся виноватыми: коллеги, пролетевшая мимо машина, сильный дождь, чёрная кошка. Если это не успокаивает человека, то он всё перекладывает на высшие силы, которые настроены против данного индивида («злой рок довлеет над ним»).
  • Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

    Примеры из истории и литературы

    Для того чтобы лучше понять, как ведут себя завзятые фаталисты, можно рассмотреть «королевский» пример. Густав III узнал о заговоре против него – его банально хотели убить. Поэтому он отправился на бал-маскарад с мишенью на груди, где в него и запустили стрелу, от которой он умер спустя некоторое время. Хотя по мне, это больше на мазохизм смахивает.

    Еще пример. Некий генерал Унгер верил в предсказания и часто ходил к гадалке. Ее же подговорили ему сказать, что он, дескать, проживёт столько же, сколько и барон – его друг. Поверив в судьбу, генерал выделил охрану и стал беречь барона больше, чем самого себя. Но это, скорее, к суевериям имеет отношение.

    В конце концов, можете изучить пятую часть «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Она так и называется – «Фаталист». Автор раскрывает свою точку зрения на эту идеологию жизни, отношение к ней и другие аспекты. Может быть, они совпадут с вашими или же вы после этого смените свою точку зрения? Кто знает.

    ktonanovenkogo.ru

    Фатализм — это… Есть ли судьба?

    Фатализм или неотвратимость судьбы

    Судьба играет человеком.
    Она изменчива всегда.
    То вознесет его высоко,
    То бросит в бездну без стыда.
    Н. С. Соколов

    Что такое фатализм

    Фатализм — вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в этом мире заранее предопределено таинственной силой, роком (С. И. Ожегов).

    На первый взгляд случайности противоречат причинности. Объяснение такого противоречия может быть двояким: или случайное явление не имеет причины, или случайных явлений вовсе не бывает. На самом деле любое, в том числе и случайное, явление причинно обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-XVIII веках господствовало представление, что случайностей в природе не бывает. Английский философ Т. Гоббс говорил: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, потому как еще не знаем причин, которые уже существуют. Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть».

    Вера в фатальность будущих событий, их неизбежность, тщетность попыток человека изменить, предначертанное ему Судьбой, была, довольно, распространена во все времена. И на то конечно же есть причины. Не станем отрицать существование некоторых жизненных предопределенностей, которые порой могут принимать и вовсе ярко выраженную форму фатальности, как, к примеру, в хрестоматийном случае с американскими близнецами Джимом Спрингером и Джимом Льюисом.

    Это явные знаки судьбы, не замечать которые невозможно. Но…

    Главное в фатализме

    Главное в фатализме — вера в то, что не только окружающие человека обстоятельства и различные случайности, которым он подвергается, но и самая воля человека подчиняются некой высшей силе, направляющей и внешние условия его жизни, и внутренние мотивы всего его поведения к известному неотвратимому результату.

    Формула фатализма

    Основная формула всякого фатализма может выражаться так: «что бы человек ни делал, с ним произойдет непременно то, что ему на роду написано», безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока (судьбы) или за предначертание божественного промысла, заслужил ли человек свою судьбу или, напротив, она не стоит ни в каком отношении к его поведению.

    Фатализм в истории

    Джим и Джим

    Братья родились 19 августа 1939 г. в штате Огайо. Но произошло так, что через месяц после рождения их разлучили и встретились они лишь спустя 39 лет. Тогда-то и выяснилось, что судьбы близнецов оказались такими же схожими, как и их лица. Первое интересное совпадение — незнакомые между собой приемные родители малышей (не сговариваясь, конечно) назвали их одинаково Джим. Каждый из Джимов был два раза женат, и у их жен были одинаковые имена (в первом браке — Линда, во втором — Бетси). У каждого Джима родилось по 2 сына, и назвали они их также одинаково (Джеймс и Аллен). Кроме этого, близнецы водили «шевроле» одной модели и цвета, на досуге любили вырезать по дереву и своим собакам дали одну и ту же кличку — Той…

    Судьбу разлученных с детских лет близнецов Джимов тщательно проанализировал американский психолог Томас Боучард из университета в Миннеаполисе (штат Миннесота). Он исключил любую возможность их контактов до официально устроенной встречи спустя 39 лет после рождения. Но, попробовав просчитать вероятность совпадений в их судьбах, Боучард невольно пришел к крамольному выводу о некоей предопределенности, движущей человека по жизни.

    Оскар и Джек

    Закон Притяжения гласит: притягивается то, что похоже. Когда вы скажете…

    В пользу такого мнения говорят и другие примеры. Еще одна пара близнецов, Оскар и Джек, родились в Тринидаде в 1933 г. Почти сразу их разлучили. Оскара забрала в Германию его бабушка-католичка, а Джека вырастил отец иудей. Мы специально заостряем внимание на этих деталях, чтобы показать — мальчики росли абсолютно в разной среде. Но когда (по просьбе Томаса Боучарда) близнецы прибыли для проведения исследований в Миннесоту, выяснилось, что прилетели они в, полностью одинакового, фасона рубашках с погончиками и накладными нагрудными карманами (у Джека рубашка была голубая, у Оскара — темно-голубая). Оба носили одинаковые очки и одинаково подбривали усики. И оба абсолютно одинаково до неприличия громко чихали.

    Возможно ли построить на этих фактах какую-то «теорию предопределенности судьбы»? Нет, конечно. Во-первых, такого рода сходство можно наблюдать далеко не у всех близнецов. Во-вторых, как верно подметили противники работы психолога Боучарда, всякого рода совпадения всегда можно найти, если хорошо поискать, даже у произвольно взятых двух людей из толпы.

    И все таки именно близнецы представляют особый интерес для исследований в области предопределенности судеб. А факты, собранные учеными, дают обильную пищу для размышлений. Так, к примеру, специалисты обнаружили, что однояйцевые близнецы (независимо от того, живет ли один из них в деревне, а другой в городе, один на севере, а другой на юге), обычно, дряхлеют и умирают практически в одно и то-же время с разницей в несколько месяцев.

    Судьба предопределена

    • Фермеры Джон и Билл Рейфф считаются самыми идентичными близнецами в мире. Во всяком случае, так утверждает Книга рекордов Гиннесса. Правда, одно отличие все таки есть. Билл — левша, потому даже их движения выглядят как, зеркальное отражение.

    Могут ли духи знать наши самые заветные мысли.

    • Еще один интересный пример (привел Павел Бортников из Москвы): «У моих знакомых кошка принесла трех котят. Одного они оставили себе, двух других раздали друзьям. По прошествии нескольких месяцев, друзья практически одновременно позвонили с печальным известием — их котята вывалились из окна и разбились. Мои знакомые усмотрели в этом «перст судьбы» и начали внимательно следить, чтобы окна в их квартире оставались закрытыми. Прошел еще месяц. И котенок все же умудрился проскользнуть в балконную дверь, которую приоткрыли буквально, на секунду… Может, и правда этим котятам на роду было написано разбиться?»

    Мистически настроенные люди всерьез верят в существовании «отмеченных роком людей и вещей». И жизнь не скупясь «подливает масло в огонь» этой точки зрения.

    Классический пример из этой серии — так называемое «проклятие фараонов». О нем уже много писалось, потому повторяться не будем, а только напомним, так как этот пример стал классическим. Но есть и не менее любопытные «роковые случайности».

    Драгоценный «глаз»

    Французский авантюрист Эдмонт Шале во время одного из своих путешествий обнаружил в заброшенном индийском храме фигуру каменного идола с огромным бриллиантом во лбу. Обрадованный мужчина выковырял «на память» драгоценный «глаз», хоть проводник, остерегаясь гнева древнего божества, слезно умолял его этого не делать.

    Авантюрист не внял предупреждению, и месть ослепшего идола не заставила себя долго ждать: Эдмонт Шале и его проводник погибли страшной смертью — они были растерзаны сворой бешеных собак…

    В исторических свидетельствах, как говорят, имеется упоминание о некоей грозной надписи, опоясывающей постамент каменного идола. Ее точное содержание никому не известно, но, как видно, напоминало таблички, что висят на трансформаторных будках: «Не влезай, убьет!»

    Камень переходил из рук в руки, нигде не задерживаясь надолго. Следующие его хозяева также погибли при мистических обстоятельствах. Весь его путь был отмечен цепочкой странных смертей и несчастий.

    Бриллиант Хоуп

    О проклятии, лежащем на бриллианте Хоупа — слагались легенды. Но, тем не менее, ни один из его владельцев не захотел добровольно расстаться с драгоценностью. И, наверное; зря…

    Вот далеко не весь список жертв, владевших камнем.
    Турецкий султан Абдулла Хамид — убит.
    Князь Иван Канитовицкий — убит.
    Некий Симон Монтаридес — погиб с женой и ребенком, упав в пропасть вместе с экипажем.

    Некий Жак Коле — …покончил жизнь самоубийством….

    Мисс Эвалин Маклин — найдена мертвой в собственном доме без малейших следов насилия. Ей было 20 лет.

    Теперь бриллиант хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. У него нет конкретного владельца. И это, вероятно, прервало, в конце концов, цепочку смертей. А возможно, время ослабило силу проклятия…

    Роковая красавица

    Люди даже наполовину не осознают всей власти мысленных установок, которые…

    Вот еще один пример, только в этом случае атмосфера роковых опасностей окружала не «глаз божества», а конкретного человека.

    Аврору Карловну Штернваль, известную петербургскую красавицу, злые языки величали за глаза «роковой женщиной». И не случайно. Первый ее жених умер при трагических обстоятельствах, буквально, за несколько дней до свадьбы. В этом факте, конечно, никто не усмотрел бы ничего необычного, если бы следом не потянулась цепочка похожих событий.

    Второй жертвой рока стал близкий приятель А.С. Пушкина полковник и камергер Александр Муханов. Полюбив еще юную Аврору, он предложил ей руку и сердце. Опять была назначена свадьба. И снова удар — накануне торжества А. Муханов умер.

    Спустя 2 года красавицу покорил почетный член Петербургской академии наук П. Демидов. Свадьба состоялась. Но не долгим было счастье. В скором времени Аврора овдовела.

    Шесть лет спустя Аврора Карловна сделала еще одну попытку устроить свою семейную жизнь — она вышла замуж за полковника конной артиллерии Андрея Николаевича Карамзина — сына известного историка. Однако злой рок, преследовавший эту очаровательную женщину, был беспощаден. Во время турецкой кампании полковник Карамзин был изрублен неприятельскими саблями…

    Покорившись судьбе, оставшиеся ей 48 лет Аврора Карловна так и прожила вдовой, хотя до самой смерти сохраняла красоту и обаяние и не испытывала недостатка в мужском внимании. 1902 год — она умерла. Однако и после смерти ее имя оставалось роковым.

    Поэт Г. Маслов, который заинтересовался этими роковыми совпадениями, решил написать поэму «Аврора», целиком посвященную Штернваль. «И на смерть роком обречен, поцеловавший эти губы», — написал он.

    И это не осталось безнаказанным: злой рок Авроры Карловны обратил на поэта свое внимание. Работая над поэмой, Маслов заболел и скончался на больничной койке, до последней минуты шлифуя отдельные строки воистину роковых для него стихов.

    Что же это все-таки — случайность или некая фатальная закономерность? Слушая такого рода истории, трудно отделаться от впечатления, что существуют в природе неведомые силы, делающие грозной материальной силой словесное или даже мысленное проклятие. Ведь, по легенде, смертельный рок преследовал обожателей Авроры только потому, что ее мать когда-то в минуту гнева прокляла всех мужчин, которые посмеют влюбиться в ее дочь…

    Проклятая машина

    А вот еще одна история. На этот раз злой рок поставил свою печать не на драгоценный камень и не на красивую женщину, а на простой автомобиль.

    На одной из улиц Львова неприкаянно стоит старенький «жигуленок». Нынешний хозяин этого автомобиля Игорь К. давно уже не садится за руль своей «копейки». И совсем не потому, что стесняется, обшарпанного вида машины. Нет. Попросту он откровенно боится всего, что с ней связано, и всячески старается от нее избавиться. Но все напрасно…

    Когда Игорь покупал машину с рук, друзья предупредили — автомобиль преследует злой рок, а если точней, не саму машину, а его хозяев. Первый владелец погиб при невыясненных обстоятельствах: угодил в кювет на пустой ровной дороге, будучи абсолютно трезвым. Работники милиции записали в протокол «дежурное» объяснение происшедшего: «Не справился с управлением».

    Если вы хотите иметь то, что никогда не имели – вам придется…

    Вдова, которая также имела права на вождение, начала временами выводить машину из гаража. Но однажды ей почудилось, будто некто, сидевший сзади, схватил ее за горло ледяными руками. Перепуганная женщина резко затормозила, обернулась, но никого в салоне не было.

    Решив, что после пережитого несчастья ее преследуют видения, женщина вновь тронулась в путь. И снова невидимые руки начали душить ее. Не выдержав такого кошмара, она оставила машину у обочины и добралась домой на такси. И, разумеется, поспешила продать «машину с привидением».

    Новый ее хозяин был очень доволен покупкой — приобрел «Жигули» почти даром! Но в скором времени он оказался в больнице и уверял всех, что «проклятая машина» сама по себе наехала на него, хотя он точно помнит, что ставил ее на ручной тормоз. Пролежав 2 месяца с переломанными ногами, он сразу же после выписки избавился от норовистых «Жигулей».

    Следующим машину купил некий пенсионер. Техники нескольких автостанций впоследствии вспоминали, как он обивал пороги с просьбой проверить рулевое управление. Все вроде бы было в порядке. Однако старик уверял, что автомобиль хочет убить его, постоянно сворачивая на встречную полосу в самые неожиданные моменты. Как-то раз ему удалось уцелеть буквально чудом только по тому, что ехал с черепашьей скоростью, и встречная машина успела увернуться от «жигуленка», пропахав на его боку глубокую царапину.

    О роковой «копейке» пошли по городу слухи. Машина меняла хозяев одного за другим, нигде подолгу не задерживаясь, пока не попала к Игорю К. Покупая ее, он не поверил в рассказы о дьявольщине. Однако вскоре…

    Зимним вечером в свете фар Игорю вдруг показалось, что какая-то фигура метнулась под колеса. И тут же автомобиль подпрыгнул, будто переезжая сбитого человека. В ужасе от происшедшего Игорь остановился и, выскочив на дорогу, остановил идущую следом машину: «Помогите, я сбил человека!»

    Шофер осмотрел дорогу, заглянул под «Жигули» и зло сказал: «Что, крыша поехала?» Действительно — ни трупа, ни следов столкновения не было…

    Голос его недавнего телефонного собеседника и голос из диктофона, был одним и тем же! Это был его собственный голос…

    А на другой день Игорь повесил на всех окрестных стол бах объявление: «Дешево продается машина».

    Нашелся еще один материалист, не поверивший слухам. Купил. Но уже спустя пару дней потребовал от Игоря забрать «жигуленок» обратно. «Машина с привидениями мне не нужна», объяснил он свой поступок. Дело в том, что его дети, решили исследовать покупку, забрались в салон и тут же выскочили от туда с испуганными криками: «Папа, там сидит какой-то старик!» Естественно, что загадочного старца папа не обнаружил но автомобиль от греха подальше решил вернуть.

    В те времена машину купить было сложно, потому нашлись еще покупатели. Но в итоге «Жигули», похоже, окончательно выбравшие Игоря себе в хозяева, все равно оказывались у ее дома. Теперь он даже не закрывает у них дверцы. Но все городские угонщики уже знают о «дьявольской машине» и не рискую к ней приближаться.

    Так что-же это?

    Некоторый вероятностный фатум, конечно, существует, если система (под названием человек) будет идеально соответствовать заложенным в нее от рождения характеристикам и безошибочно выбирать модель поведения в соответствии с ними.

    Если эти условия выдержаны, то в принципе можно довольно точно предсказать и путь развития этой системы.

    Возможно ли пойти против Фатума?

    Логично предположить, что мир обладает некоей инерцией, потому изменить его глобальное состояние нельзя. Но локально создать для одного отдельно взятого человека более приемлемые, более упорядоченные, а потому более предсказуемые, более управляемые и безопасные условия существования — вполне реально. Причем на глобальном состоянии мира это никак не отразится. Так мы создаем холод в морозильной камере, не нарушая при этом второго начала термодинамики.

    shtorm777.ru

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.