Церковь Троицы в Сыромятниках

Москва. Церковь Троицы Живоначальной, что в Сыромятниках.

Церковь Троицы в Сыромятниках

В стародавние времена в Москве кожевники жили в двух слободах. Одна, которая называлась Большая Кожевенная, находилась в Замоскворечье на берегу Москвы-реки. Вторая слобода, называемая Сыромятнической, располагалась на противоположном берегу ближе к реке Яузе. В ней жили кожевники-шорники. Кормились они тем, что обслуживали дворцовые конюшни. Слобода была совсем небольшой. К 40-му году XVII века в ней насчитывалось всего 42 двора.

В Сыромятнической слободе стоял деревянный храм, возведённый в 1600 году. В 1682 году на его месте построили каменную церковь Троицы в Сыромятниках. Кожевники, перед тем как приступить к выполнению заказа, шли в неё помолиться. Там они приобретали церковные свечи, а придя домой, зажигали их и капали раскалённым воском на куски кожи. После этого изготавливали из них конскую сбрую и другую утварь.

В 1806 и 1832 годах церковь обновили. У неё переделали верхние части колокольни и главного здания. Изменили формы оконных проёмов, построили трапезную с приделами Святого Николая чудотворца и Святого Сергия преподобного. В середине XIX века храм пытались несколько раз ограбить московские воры. Среди них ходили слухи о богатых золотых дарах в церковном подвале.

15 октября 1932 года Моссовет вынес следующее постановление: «Принимая во внимание тот факт, что церковь так называемой Троицы (в Сыромятниках) располагается на территории, отведённой под строительство нового центрального вокзала, принимается решение церковь закрыть, а само здание снести».

Снесли храм, верно служивший людям 250 лет, в июле 1933 года, а здание нового центрального вокзала так и осталось проектом. На месте церкви разбили нелепый по своему внешнему виду скверик.

Главная церковь освящена как Троицкая в 1600 году, но храм, видимо, существовал и раньше. Колокольня и основной объём построены несколько позже, но тоже в XVII веке. Обновления были в 1786, 1806, 1832 годах, причем верхи церкви и колокольни сделаны новые, окна растёсаны, были выстроены трапезная и приделы. Снесена в 1930-е гг., по косвенным данным — в 1933 г. (дата поступления в Третьяковскую галерею её икон). На этом месте сейчас пусто.

В Сыромятниках церковь находилась на углу Верхней Сыромятнической улицы и Сыромятнического переулка. Оба они располагались недалеко от нынешних Садового кольца и Курского вокзала. Здание церкви, самое заметное во всей окружающей местности, было построено в 1786 г. на месте старого, возведенного в 1680 г., храма. Колокольня же осталась прежней (XVII в.). В XIX в. церковь перестраивалась: так, в 1806 и 1832 гг. у церкви и колокольни были сделаны новые верхи и выстроена новая трапезная с двумя приделами – преподобного Сергия и св. Николая Чудотворца.

По переписи 1745 г. в приходе церкви Троицы в Сыромятниках, стоявшей между современными Верхней и Нижней Сыромятническими улицами, значатся дворы придворной знати, военных, чиновников, купцов и тяглецов других слобод. Число дворов увеличилось до двухсот, и возле главной улицы появились переулки. В 1812 г. все деревянные дома в Сыромятниках сгорели, но на их месте вновь были построены главным образом деревянные же дома. На деньги шорников в их слободе была выстроена приходская Троицкая церковь, или церковь Живоначальной Троицы, что в Сыромятниках. Первый храм был построен в 1600 г. В начале XX в. при храме были богадельня и церковно-приходское училище для лиц обоего пола, попечителем которого был купец, почетный гражданин С.Ф. Бубнов, живший неподалеку в собственном доме. По названию церкви современные 3-й и 4-й Сыромятнические переулки назывались Малым и Большим Троицкими, а Сыромятнический проезд – Троицким переулком.

В XX в. церковь постигает участь многих ее московских «сестер». Вот выдержка из оперативной сводки (легенды) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей № 24 от 24 апреля 1922 г.: «Около церкви Троицы в Сыромятниках (около фабрики «Марс») во время изъятия также наблюдались небольшие группы старух, женщин и ребятишек. Из церкви Троицы в Сыромятниках серебра 9 пудов 14 фунтов 35 золотников, 1 розочка с 10 камнями, драгоценных камней 25 шт., жемчуга 1 фунт 24 золотника». Позже Троицкая была снесена; вот постановление Президиума Моссовета от 15 октября 1932 г.: «Принимая во внимание, что церковь так называемой троицы (в Сыромятниках) находится на территории, забронированной для постройки нового центрального вокзала, церковь закрыть, а здание ее снести». Летом 1933 г. она перестала существовать. Никакого вокзала на ее месте не построили, и теперь тут чахлый скверик.

Существовавшая ранее церковь Живоначальной Троицы, что в Сыромятниках была построена в 1600 г. В 1620 г. значится, как храм деревянный, теплый, в 1649 г. упоминается придел Мученика Агапия. В 1681 г. церковь названа по этому приделу.

Нынешняя церковь каменная, с колокольнею выстроена не позже 1680 г., когда освящен придел Николая Чудотворца. Переделки были в 1786, 1806 и 1832 гг., были изменены верхи главной церкви и колокольни, выстроена трапезная. Придел преп. Сергия пристроен в 1832 г.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

sobory.ru

Верхняя Сыромятническая улица

Верхняя Сыромятническая улица хранит память о располагавшейся здесь слободе кожевников. Ремесло кожевника считается одним из древнейших, и в Москве было несколько слобод кожевников. Овчинники располагались на правом берегу Москвы- реки в Замоскворечье, а вот на правом берегу Яузы сыромятники, от которых и пошло название данной местности.

Сыромятники выполняют первичную обработку шкур пушных зверей. Шкуры предварительно размачивают в воде, а после мнут и обрабатывают специальным ножом на колоде. Затем шкуры распрямляли и посыпали мукой – овсяной или ржаной, и клали в специальный квасильный чан – одну на другую, поливая сверху специальным рассолом. Такое квашение продолжалось 4-6 дней, при этом шкуры каждый день вынимали, мяли, и прибавляли в чан свежей муки. Затем размягченные шкуры полоскали в чистой холодной воде и опять мяли. Правда, даже выделанные таким образом шкуры все равно еще могли оставаться жирными на ощупь. Тогда «изнаночная» сторона шкуры натирали мелом и оставляли на стуки, после чего шкуру выколачивали и проветривали.

Что же касается московских сыромятников, то они в своей слободе выстроили Троицкую церковь, она располагалась на углу Верхней Сыромятнической улицы и 1-го Сыромятнического переулка .И что примечательно, кожевенники в Замоскворечье так же у себя в слободе построили церковь во имя святой Троицы.

Здание церкви в Сыромятниках было построено в 1786 году. В XIX веке храм перестраивался — построили новую трапезную с двумя приделами – преподобного Сергия и святого Николая Чудотворца. Как и многие московские церкви, Троицкая церковь в Сыромятниках была снесена после прихода советской власти в 1933 году. При том, предполагалось, что на месте церкви будут строить новый центральный вокзал. Никакой вокзал не был построен и теперь тут обычный московский скверик. Район: Центральный, Басманный, Таганский. Близлежащие метро: Курская, Чкаловская.

places.moscow

Здесь стояла Церковь Троицы Живоначальной, что в Сыромятниках (Москва)

Архитектурный стиль: барокко.

В стародавние времена в Москве кожевники жили в двух слободах. Одна, которая называлась Большая Кожевенная, находилась в Замоскворечье на берегу Москвы-реки. Вторая слобода, называемая Сыромятнической, располагалась на противоположном берегу ближе к реке Яузе. В ней жили кожевники-шорники. Кормились они тем, что обслуживали дворцовые конюшни. Слобода была совсем небольшой. К 1640 г. в ней насчитывалось всего 42 двора.

В Сыромятнической слободе стоял деревянный храм, возведённый в 1600 г и освящённый как Троицкий. В 1620 г. значится, как храм деревянный, тёплый, в 1649 г. упоминается придел Мученика Агапия. В 1682 г. на его месте построили каменную церковь Троицы в Сыромятниках с колокольней. Кожевники, перед тем как приступить к выполнению заказа, шли в неё помолиться. Там они приобретали церковные свечи, а придя домой, зажигали их и капали раскалённым воском на куски кожи. После этого изготавливали из них конскую сбрую и другую утварь.

По переписи 1745 г. в приходе церкви Троицы в Сыромятниках, стоявшей между современными Верхней и Нижней Сыромятническими ул., значатся дворы придворной знати, военных, чиновников, купцов и тяглецов других слобод. Число дворов увеличилось до двухсот, и возле главной улицы появились переулки.

В 1786 на месте старого храма построили новый, но сохранили колокольню. В 1806 и 1832 гг. церковь обновляли. У неё переделали верхние части колокольни и главного здания. Изменили формы оконных проёмов, построили трапезную с приделами Святого Николая чудотворца и Святого Сергия преподобного. В середине XIX в. храм пытались несколько раз ограбить московские воры. Среди них ходили слухи о богатых золотых дарах в церковном подвале.

В начале XX в. при храме были богадельня и церковно-приходское училище для лиц обоего пола, попечителем которого был купец, почётный гражданин С. Ф. Бубнов, живший неподалеку в собственном доме. По названию церкви современные 3-й и 4-й Сыромятнические пер. назывались Малым и Большим Троицкими, а Сыромятнический пр. — Троицким пер.

В XX в. церковь постигает участь многих её московских «сестёр». Вот выдержка из оперативной сводки (легенды) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей № 24 от 24 апреля 1922 г.: «Около церкви Троицы в Сыромятниках (около фабрики «Марс») во время изъятия также наблюдались небольшие группы старух, женщин и ребятишек. Из церкви Троицы в Сыромятниках серебра 9 пудов 14 фунтов 35 золотников, 1 розочка с 10 камнями, драгоценных камней 25 шт., жемчуга 1 фунт 24 золотника».

15 октября 1932 г. Моссовет вынес следующее постановление: «Принимая во внимание тот факт, что церковь так называемой Троицы (в Сыромятниках) располагается на территории, отведённой под строительство нового центрального вокзала, принимается решение церковь закрыть, а само здание снести».

Снесли храм, верно служивший людям 250 лет, в июле 1933 г., а здание нового центрального вокзала так и осталось проектом. На месте церкви разбили нелепый по своему внешнему виду скверик. Иконы храма переданы в Третьяковскую галерею.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

wikimapia.org

Путешествие из густого леса в чахлый скверик, или О преходящем пейзаже вокруг церкви Троицы в Сыромятниках

Путешествие из густого леса в чахлый скверик, или О преходящем пейзаже вокруг церкви Троицы в Сыромятниках

В XV в. в этих местах шумел густой лес, в котором обитало множество разного зверья. Лес принадлежал находившемуся за Яузой Андроньеву монастырю, потом великому князю. Спасо-Андроньев, или Андронников, мужской монастырь был основан около 1360 г. иждивением св. митрополита Алексия. Место, на котором он был основан, замечательно по историческим воспоминаниям: здесь лежал путь из Москвы в Орду к великим ханам. В монастыре было семь церквей и четыре придела. Между погребенными здесь замечательны два иконописца XV в. священники Андрей Рублев и Симеон Черный, о которых упоминается в Четьях-Минеях, в житиях свв. Сергия и Никона Радонежских. Андрей Рублев настолько был искусен в иконописании, что в течение 150 лет его иконы служили образцами для других художников. Он и Черный расписали соборную церковь Андроньева монастыря и в нем закончили свою жизнь иноками около 1430 г. Монастырь расположен у реки Яузы на высокой горе и представляет грандиозную и величественную картину по расположению своих зданий.

Св. Андрей Рублев

Церковь Троицы (1600) в Сыромятниках

В XVI–XVII вв. лес был постепенно вырублен, и на его месте поселена Конюшенная слобода сыромятников (шорников), изготовлявшая для дворцовых нужд хомуты, шлеи, седла и т. п. В 1638 г. в слободе было 38 дворов, в 1653 г. – 53. Они располагались по единственной тогда улице слободы, шедшей прямой линией от Воронцова поля (ныне улица Обуха) до реки Яузы. В 1626 г. на Яузе у плотины выше Андроньева монастыря (то есть в Сыромятниках) мастером Павлином Лукьяновым была построена вторая «пороховая мельница». С XVIII в., когда царский двор переехал в Петербург, тяглецы были освобождены от своих обязанностей царских шорников, и слобода заселилась «разных чинов людьми». Москва в те времена была центром ремесленного производства: ведь, как правило, сам город в те дни начинался с того, что вокруг крепости, под защитой ее стен, начинал селиться ремесленный, а также торговый народ. Ремесленники были одной из самых главных составных частей городского населения, а что касается кожевенников, то их ремесло вообще было одним из старейших – кожа еще до приручения животных, до развития скотоводства была важнейшим продуктом, насущно необходимым для повседневной жизни человека. В Москве кожевенники расселялись в нескольких местах: так, в Замоскворечье, на правом берегу Москвы-реки, поселились в основном овчинники, а на правом берегу реки Яузы – сыромятники (шорники), давшие название этой местности. Они выстроили в своей слободе приходскую Троицкую церковь (любопытно, что кожевенники в Замоскворечье тоже построили церковь во имя Св. Троицы).

В Сыромятниках церковь находилась на углу Верхней Сыромятнической улицы и Сыромятнического переулка. Оба они располагались недалеко от нынешних Садового кольца и Курского вокзала. Здание церкви, самое заметное во всей окружающей местности, было построено в 1786 г. на месте старого, возведенного в 1680 г., храма. Колокольня же осталась прежней (XVII в.). В XIX в. церковь перестраивалась: так, в 1806 и 1832 гг. у церкви и колокольни были сделаны новые верхи и выстроена новая трапезная с двумя приделами – преподобного Сергия и св. Николая Чудотворца.

До нашего времени чудом уцелело чрезвычайно интересное строение, оказавшееся задвинутым во двор дома по Земляному Валу, № 39, строившегося с 1939 по 1953 г. по проекту И.Н. Кастель и Т.Г. Заикина. Если пройти во двор, то совершенно неожиданно можно увидеть очаровательное старинное здание, в состав которого входит одностолпная палата со сводами, сложенными из большемерного орленого кирпича. Палата в 1680-х гг. принадлежала боярину П.И. Матюшкину, племяннику царицы Евдокии, жены Алексея Михайловича. В XVIII в. правнук боярина продал родовые палаты. Долгое время они переходили из рук в руки и с 1764 г. стали принадлежать княгине Н.П. Волконской. Ее сиятельство владела ими до 1810 г. Возможно, дом был перестроен во второй половине XVIII в., но ампирный вид он приобрел в послепожарное время; в 1813–1817 гг. к дому приставили модный тогда портик с шестью ионическими колоннами. В 1820-х гг. домом владел купец П.В. Лукутин, в семье которого бывал Н.И. Пирогов. Позади жилого дома усадьба имела большой сад, который частично сохранился и в XIX в. назывался в народе Потешным, то есть увеселительным. В советское время он стал садом имени Е.Ф. Кухмистерова, участника октябрьского переворота 1917 г., председателя профсоюза железнодорожников Московского узла. Сейчас уже никаких «потех» в саду не осталось, тут скучное и унылое место рядом с железнодорожными линиями.

Рядом с этой усадьбой, но уже ближе к Курскому вокзалу, к площади выходит другое ампирное здание (Земляной Вал, № 35). Его центр выделен небольшим изящным четырехколонным портиком, опирающимся на цокольный этаж. Сначала это был одноэтажный каменный дом, построенный в 1818 г. на месте сгоревшего деревянного, а к 1822 г. его надстроили вторым, также каменным этажом. Дом этот является памятником архитектуры, но заслуживает внимания и как памятник исторический – на нем помещена мемориальная доска, отмечающая место рождения знаменитого врача С.П. Боткина (5 сентября 1832 г.). Но здесь могло бы быть еще несколько мемориальных досок: в начале XIX в. дом принадлежал Петру Кононовичу Боткину, основателю известной русской купеческой династии, славной многими деятелями коммерции, литературы, искусства, науки. Семейство Боткиных, как писал В.В. Стасов, «необыкновенно замечательно по количеству интеллигентных индивидуумов, в нем народившихся, образовавших почти исключительно самих себя и потом игравших очень значительную роль в истории русского развития». Глава семьи, происходивший из посадских людей города Торопца, переехал в Москву в 1800 г. Он первым понял выгоды чайной торговли с Китаем через Кяхту и вскоре разбогател, став в 1828 г. купцом первой гильдии, а потом и потомственным почетным гражданином. Семья Боткиных была большой даже и по московским меркам: от двух браков у Петра Кононовича было 25 детей, из которых выжило девять сыновей и пять дочерей. По воспоминаниям друга боткинской семьи доктора Н.А. Белоголового, «. все многочисленные члены этой семьи поражали своей редкой сплоченностью; их соединяла между собою самая искренняя дружба и самое тесное единодушие. на фамильных обедах этой семьи. нередко за стол садилось более 30 человек, все свои чада и домочадцы, и нельзя было не увлечься той заразительной и добродушной веселостью, какая царила на этих обедах; шуткам и остротам не было конца; братья трунили и подсмеивались друг над другом, но все это делалось в таких симпатичных и благодушных формах, что ничье самолюбие не уязвлялось. » Многие из потомков Боткина приобрели широкую известность в России. Старший сын Василий стал одним из членов кружка интеллектуалов-философов и литераторов, автором широко известной книги «Письма об Испании» и многих статей по истории литературы и музыки. Дмитрий – собирателем большой коллекции западноевропейской живописи. Михаил – художником и также собирателем, но коллекции русского искусства. Петр посвятил свою жизнь семейной фирме. Сергей стал знаменитым медиком. Вскоре после рождения Сергея Боткины переехали с Земляного Вала в Петроверигский переулок, где они купили прекрасный особняк, бывший в их владении почти до взятия власти большевиками.

Отойдем от шума и суеты Садового кольца и углубимся в переулки. Сыромятники – удивительное место. Уйдя с оживленных улиц, путник неожиданно оказывается в другом городе. Не в центре большого, одного из самых крупных урбанистических образований в мире, а в тихом, провинциальном, удаленном от суеты и шума столицы городке. Перед его взором мелькают переулки, заросшие деревьями, сквозь трещины асфальта мостовых пробивается зеленая трава, изредка пройдет по тихому переулку прохожий – а ведь рядом гудит тысячами автомобилей Садовое кольцо и неумолчно шумит людская круговерть у Курского вокзала. Вот в таком тихом месте оказываемся и мы, повернув в Мельницкий переулок (в этих местах находилась слобода мельников). Ранее называвшийся Кривоярославским, переулок связан с памятью знаменитого хирурга, педагога и общественного деятеля Н.И. Пирогова. На доме № 12 находится поставленная еще до большевистского переворота мемориальная доска, решительно утверждающая: «Здесь родился Николай Иванович Пирогов 13 ноября 1810 г.». Судя по этому тексту, он родился именно в том здании, на котором и помещена доска. Но это не так: оно уже третье по счету на этом месте со времени памятного события. Тут, в глубине участка, приобретенного отцом Н.И. Пирогова, казначеем Московского провиантского депо Иваном Ивановичем Пироговым, около 1807 г. стояло небольшое деревянное строение, в котором родился будущий медик. В пожар 1812 г. дом сгорел, и на прежнем месте отец построил новый, на каменном фундаменте, но тоже деревянный дом. По просьбе и указаниям отца Пирогова, который интересовался живописью, новый дом разукрасил некий доморощенный художник: на потолках он изобразил пестрых птиц, порхающих среди зарослей, разрисовал все печи аллегорическими изображениями времен года в виде женских фигур, в садовых беседках поместил фантастические фрески. Конечно, именно этот дом помнил Пирогов, живший в нем до 15 лет, когда его отец разорился и семья переехала в Конюшковский переулок на Пресне. Дом детства Пирогова также не дошел до наших дней – его заменили строения, появившиеся по красной линии переулка.

По переписи 1745 г. в приходе церкви Троицы в Сыромятниках, стоявшей между современными Верхней и Нижней Сыромятническими улицами, значатся дворы придворной знати, военных, чиновников, купцов и тяглецов других слобод. Число дворов увеличилось до двухсот, и возле главной улицы появились переулки. В 1812 г. все деревянные дома в Сыромятниках сгорели, но на их месте вновь были построены главным образом деревянные же дома. Как уже говорилось, на деньги шорников в их слободе была выстроена приходская Троицкая церковь, или церковь Живоначальной Троицы, что в Сыромятниках. Первый храм был построен в 1600 г. В начале XX в. при храме были богадельня и церковно-приходское училище для лиц обоего пола, попечителем которого был купец, почетный гражданин С.Ф. Бубнов, живший неподалеку в собственном доме. По названию церкви современные 3-й и 4-й Сыромятнические переулки назывались Малым и Большим Троицкими, а Сыромятнический проезд – Троицким переулком.

Место церкви Троицы в Сыромятниках – поликлиника и сквер

В XX в. церковь постигает участь многих ее московских «сестер». Вот выдержка из оперативной сводки (легенды) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей № 24 от 24 апреля 1922 г.: «Около церкви Троицы в Сыромятниках (около фабрики «Марс») во время изъятия также наблюдались небольшие группы старух, женщин и ребятишек. Из церкви Троицы в Сыромятниках серебра 9 пудов 14 фунтов 35 золотников, 1 розочка с 10 камнями, драгоценных камней 25 шт., жемчуга 1 фунт 24 золотника». Позже Троицкая была снесена; вот постановление Президиума Моссовета от 15 октября 1932 г.: «Принимая во внимание, что церковь так называемой троицы (в Сыромятниках) находится на территории, забронированной для постройки нового центрального вокзала, церковь закрыть, а здание ее снести». Летом 1933 г. она перестала существовать. Никакого вокзала на ее месте не построили, и теперь тут чахлый скверик.

history.wikireading.ru

Прогулки по Яузе. Часть 1. От Курского вокзала к набережной Яузы. Сыромятники.

ЛенаЧ 31.10.13 19:47:21
Прогулки по Яузе. Часть 1. От Курского вокзала к набережной Яузы. Сыромятники.

Время отдыха: август-октябрь 2013

Прогулки по Яузе. Часть 1. От Курского вокзала к набережной Яузы. Сыромятники.

Друзья, хочу опять поделится интересными фактами из истории и моими предположениями.
Очень интересно изучать какую-нибудь территорию в совокупности. Окунуться в воспоминания потомков, тех кто здесь когда то жил. Тогда можно попробовать взглянуть на эту местность сквозь призму времени глазами местных жителей .
А ещё появляются какие то закономерности, которые наталкивают на разные предположения.

Ещё в августе я совершила марш бросок по берегам Яузы. В основном речь пойдёт о части от Лефортово до Земляного вала.(Про громадный Лефортовский парк думаю тоже сделаю отдельный отчёт . Его тоже похоже надо разбивать на части.)
Побывала и на правом и на левом берегу. Сколько же там всего интересного. Конечно зашла Спасо-Андроников монастырь. прошла по улицам бывшей Рогожской слободы, выходившим на Яузу. Добралась до бывшего роддома им.К.Цеткин(Богадельня им. Д.А.Морозова). Заглянула в парки и усадьбы, которые здесь находились когда то, Усачёвых-Найдёновых,Разумовских,Демидовых, Строгановых . Именно около Строгановской усадьбы я нашла старый кирпич с клеймом и потом убегала от бомжиков, которые видимо на него тоже претендовали )) Отчёт получился длинным. И к фотографиям, сделанным в августе прибавились ещё октябрьские. Потому , что усадьба Разумовского была на реконструкции . И только пару недель назад сняли леса. Несколько раз пришлось заглянуть в усадьбу Усачёвых-Найдёновых, чтобы проверить кой какие мои предположения.

Основная цель нашей прогулки будет усадьба Усачёвых-Найденовых. Но о ней подробно я расскажу во второй части. Но всё таки это будет один рассказ , разделённый на две части. Потому, что пришлось более детально рассмотреть этот район.
А пока о нескольких маленьких усадьбах по пути .

Сыромятники

Н.А. Найденов. «Москва. Соборы, монастыри и церкви» 1881 год
Второе фото,это перекрёсток перед цветным туннелем. Справа когда то находилась церковь Троицы в Сыромятниках.
Слева, остались два дома старой застройки. Возможно один из них принадлежал купцу Капустину.

Усадьба Боткиных

Итак, если двигаться от Курского вокзала по Земляному валу к набережной, почти сразу можно увидеть громадный торговый центр Атриум, который практически поглотил своей громадиной маленькую усадьбу чаеторговца Петра Кононовича Боткина. Как ни странно, про него информации гораздо больше, чем о его соседях и коллегах ,известных купцах Усачёвых.

С ужасом думаю , что лет через 20 , путеводитель по Москве может состоять из фотографий «таких нужных городу офисно-торговых центров без парковок, построенных на месте старых особняков», как говорили в передаче Уральские пельмени.

В 1791 году Конон Боткин и его сыновья Дмитрий и Петр переселились в Москву.
Молодой Петр Кононович Боткин угадал «чайную перспективу» в Москве и, записавшись в московское купечество, в 1801 году основал фирму, которая занималась оптовой чайной торговлей.

Сначала это был одноэтажный каменный дом, построенный в 1818 г. на месте сгоревшего деревянного, а к 1822 г. его надстроили вторым, также каменным этажом.
Помимо того, что дом этот является памятником архитектуры, он заслуживает внимания и как памятник исторический — на нем помещена мемориальная доска, отмечающая место рождения знаменитого врача С. П. Боткина 5 сентября 1832 г.
В 1832 году вскоре после рождения сына Сергея, который был его одиннадцатым ребенком, Петр Кононович купил новую большую усадьбу в Петроверигском переулке, 4.
Про эту усадьбу рассказывала Юля Пирожкова.

Если выйти из станции метро Чкаловская, то во дворе дома 39 будет видна усадьба Матюшкиных — Лукутиных.

Усадьба Матюшкиных — Лукутиных. Земляной вал № 39

http://www.retromap.ru/mapster.php#left=081852&right=051952&zoom=17&lat=55.75411. »
Усадьба имела позади жилого дома большой сад, который частично сохранился и в прошлом веке назывался в народе Потешным, то есть увеселительным. В советское время он стал садом имени Е. Ф. Кухмистерова, участника октябрьского переворота 1917 г., председателя профсоюза железнодорожников Московского узла; сейчас уже никаких «потех» в саду не осталось, тут скучное и унылое место рядом с железнодорожными линиями.

А теперь предлагаю пройти по , свернуть на Мельницкий пер. и заглянуть во дворы.

Усадьба Долгоруких — Р.Б.Шен.

Если двигаться дальше по Верхней Сыромятнической улице, которая затем переходит в 3-ий Сыромятнический пер, можно увидеть громадный офисный центр , который практически задавил усадьбу Долгоруких — Р.Б.Шен. Участок 623 Шен Ром. Богд.

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. Сыромятники.
Пышные одежды особняка скрывают классическое строение конца XVIII века, которое принадлежало московскому купцу П. X. Колесникову (оно не исследовано и может скрывать еще более ранние части).
В 1879 году особняк перешел к некоему дворянину Ф. Ф. Биркелю, который пристраивает к нему слева трехэтажную башню по проекту архитектора М. К. Геппенера.
Полностью изменил свою внешность этот особняк при следующем владельце, купце второй гильдии Романе Богдановиче Шене, разбогатевшем на торговле шерстяной пряжей и известному в Москве своей благотворительной деятельностью. Он превратил его в 1894 году в здание, похожее более на средних размеров дворец где-нибудь в западноевропейском городе (архитекторы Б. В. Фрейденберг и В. И. Чагин).
Здесь в 1774-76 годах жил и работал иконограф П. П. Бекетов.

Место,где раньше был дом купца и промышленника Капустина А.М.

Раньше на месте Бизнес-центр Дельта Плаза , находился дом 1 (участок 624), по Ярославскому пер. который в 1901 году принадлежал купцу и промышленнику Арсению Михайловичу Капустину..

Ему так же принадлежали дом 9 и участки 612, 614,на противоположной стороне Сыромятнической улицы.
По соседству находилась красивая Церковь Живоначальной Троицы в Сыромятниках.

http://books.teleplus.ru/read.php?PageNr=28& > http://www.hram-leonovo.ru/hram/history/kapustin.php
Последними владельцами села Леоново с 1870 до 1917 г. были Капустины: Арсений Михайлович и Ольга Александровна (дети: Александр, Людмила, Варвара, Владимир, Николай и Ольга).
В 1860-е годы Леоново, вернее, ситценабивную фабрику и при ней усадебный дом купил купец и промышленник Арсений Михайлович Капустин.
В это время ему было около пятидесяти лет, он происходил из мещан города Твери, упорным трудом выбился в купцы, жену взял из семьи Найденовых, крупнейших московских промышленников и общественных деятелей. Капустин был культурным человеком, хотя все его знания приобретены путем самообразования, любил музыку. Он вел дневник, в который записывал не только события дня, но и собственные мысли и афоризмы. Вот некоторые из них: «Молчание: Говори только то, что может быть полезно другим и самому себе. Избегай пустословия. Спокойствие: Не позволяй себе смущаться безделицами и случаями обыкновенными и неизбежными. Чистота: Не терпи ни малейшей нечистоты на теле и в доме. Бережливость: Не делай иных расходов как только для блага ближнего и для собственного».
Из детей Капустина настоящих промышленников не вышло. Они получили хорошее образование, служили в разных фирмах, но без интереса, лишь по необходимости, зато интересовались литературой и искусством, по-любительски музицировали.
Он много путешествовал за границей, был знатоком живописи, литературы, сам был одарен литературным талантом.
В.А.Капустин был очень привязан к Леонову. Он написал и издал в 1908 году брошюру «Леоново. Подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского», собрав для нее большой исторический материал.

Мельницкий переулок

Нумерация домов отличается от дореволюционной. Потому, что раньше она начиналась от Земляного Вала.

Доходный дом купца И. М. Лебедева. Мельницкий переулок вл. 12, стр. 1
Руины доходного дома купца И. М. Лебедева.
Построен в 1883-88 годах.
Архитекторы Я. Т. Махонин и П. Романов

Дом Н. И. Пирогова.

На этом месте раньше находился дом 10(№12), в котором родился Николай Иванович Пирогов 13 ноября 1810 г .
Вот в таком тихом месте оказываемся и мы, повернув в Мельницкий переулок (в этих местах находилась слобода мельников). Ранее называвшийся Кривоярославским, переулок связан с памятью знаменитого хирурга, педагога и общественного деятеля Н. И. Пирогова. На доме N 12 находится поставленная еще до большевистского переворота мемориальная доска, решительно утверждающая: «Здесь родился Николай Иванович Пирогов 13 ноября 1810 г.«. Судя по этому тексту, он родился именно в том здании, на котором и помещена доска. Но это не так, оно уже третье по счету на этом месте со времени памятного события.

фото *http://lib.rus.ec/i/26/336126/img8e08.jpg
Тут в глубине участка, приобретенного отцом Н. И. Пирогова, казначеем Московского провиантского депо Иваном Ивановичем Пироговым, около 1807 г., стояло небольшое деревянное строение, в котором родился будущий медик. В пожар 1812 г. дом сгорел, и на прежнем месте отец построил новый, на каменном фундаменте, но тоже деревянный дом.
По просьбе и указаниям отца Пирогова, который интересовался живописью, новый дом разукрасил некий доморощенный художник: на потолках он изобразил пестрых птиц, порхающих среди зарослей, все печи разрисовал аллегорическими изображениями времен года в виде женских фигур, в садовых беседках поместил фантастические фрески. Конечно, именно этот дом помнил Пирогов, живший в нем до 15 лет, когда его отец разорился и семья переехала в Конюшковский переулок на Пресне.
Дом детства Пирогова также не дошел до наших дней — его заменили строения, появившиеся по красной линии переулка во второй половине XIX в., на одном из которых и укрепили мемориальную доску.

Из книги В.Порудоминского «Пирогов»
МОСКВА. СЫРОМЯТНИКИ 1810—1824
В детских играх великих людей стараются угадать ростки будущего. Иногда и впрямь игра оказывается пророческой. Сильное впечатление извне находит в душе ребенка благодатную почву.
Пирогова-ребенка поразил Мухин. Медицинское светило, профессора Ефрема Осиповича Мухина [см.портрет] пригласили к больному брату Николая.
Ждали. Николай волновался со всеми — суетился, то на крыльцо бежал, то в гостиную. И вот… Качнувшись, остановилась у крыльца карета четвернею, ливрейный лакей открыл дверцы, и в дом вступил некто большой, торжественный, значительный. Николай не то чтобы увидел, скорее почувствовал его. А запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не верить такому нельзя.
Брат выздоровел. В семье только и разговоров, что о Ефреме Осиповиче. Словно чудодей посетил.
А Николай стал играть. В лекаря. В Мухина.
Едва темнело, раздавался стук в дверь: «знаменитый врач» важно вступал в комнату. Игра не надоедала. Менялись «больные»: их изображали братья, сестры, матушка, служанка Прасковья, няня Катерина Михайловна, даже кошка, одетая «дамою». Но «лекарь» всегда был один и тот же: Николай Пирогов.
http://pro100-mica.livejournal.com/62269.html

А. СОРОКА.Н.И. Пирогов с няней Екатериной Михайловной
Няня Катерина Михайловна брала Николая за руку, вела гулять. Они выходили из дому. Дом пахнул рубленым деревом, свежей краской. На улице пахло мокрым углем. Черные страшные печи с мольбой протягивали руки к небу. Тут, там, со всех сторон веселыми упрямыми дятлами стучали топоры. В приходе церкви святой Троицы, что в Сыромятниках, сгорело при французах сорок четыре дома из пятидесяти.
Няня вела его к Земляному валу. Здесь пахло золой и вскопанной землею. Частным владельцам предписано было по обеим сторонам улицы сажать на пожарище сады. Отсюда, с Земляного вала, кольцо вокруг центра начинало превращаться в Садовое.

www.otzyv.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть