Церковь Святого Иоанна Предтечи в Староконюшенной

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Старой Конюшенной слободе.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что в Старой Конюшенной слободе

Иоаннопредтеченская церковь известна деревянной во времена правления Ивана Грозного. В 1653 г. на месте прежнего храма была построена каменная пятиглавая церковь с шатровой колокольней и трапезной. Здесь устроили приделы мучеников Авксентия, Евгения, Евстратия, Мардария, Ореста.

В 1814 г. выстроили широкую трапезную с приделом в честь иконы «Всех Скорбящих Радости», который был освящен 18 января 1814 года. Колокола Предтеченского храма славились великолепным и прекрасным звуком, были слышны во всей округе.

В 1931 г. Ивановскую церковь закрыли, спустя два года храм был снесен. В 1933-1938 гг. по проекту арх. Ф.М. Терновского в Староконюшенном пер., 19 построен дом для руководящих работников ЦК ВКП.

Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной церковь (уничтожена).

Деревянную церковь в Конюшенной слободе выстроили к концу 1546 г. В 1653 г. на месте прежнего возвели каменный пятиглавый храм. В нем находился резной трехъярусный иконостас, в нижнем ряду которого размещалось восемь икон XVII века, и среди них храмовый образ Иоанна Предтечи с житием.

Иконостас был обновлен и вызолочен в 1861 г. Храм разобрали в 1933 г., а на его месте выстроили большой жилой дом (Староконюшенный переулок, дом № 19).

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

sobory.ru

Церковь Святого Иоанна Предтечи в Староконюшенной


Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.

Адрес на 1917 год: Москва, Староконюшенный пер., 19.

Храм был основан в середине XVI в. Во времена Ивана Грозного он был деревянным.

В 1653 году вместо него возвели каменный пятиглавый храм с большой трапезной и шатровой колокольней, с приделом Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, как и в прежней церкви.

Широкую трапезную пристроили в 1814 г. Со вторым приделом Всех Скорбящих Радости, который освятили 18 января 1814 г.

Колокола этой церкви славились своим звуком — по воспоминаниям Анастасии Цветаевой, здесь ей пришлось услышать колокольный звон К. Сараджева: «Незабываемо! Ни с чем не сравнимо! Колоколенка в Староконюшенном переулке, как и церковь, была низкая, с широкими аркадами. На фоне синевы выделялся летучий силуэт человека без шапки, в длинной рубахе, держащего в руках веревочные вожжи ушедших в небо гигантских коней. Это была музыка сфер! Вселенская, теперь бы сказали — космическая.

— Это грандиозно! — сказал взволнованно рядом стоящий человек, как я узнала впоследствии — композитор Мясковский».

В 1930 г. Моссовет определил церковь к сносу. В 1931 г. церковь закрыли.

Зимой 1932/33 гг. церковь снесли. На месте храма управлением делами ЦК ВКП (б) в 1933—38 гг. был построен дом по проекту архитектора Ф.М. Терновского, по архивным документам — «для руководящих работников». В нем в 1964–1970 гг. жили Хрущев, Микоян, Шолохов.

Источник иллюстрации:
Ссылка: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, № 9

www.losev-library.ru

Церковь Святого Иоанна Предтечи в Староконюшенной

1 Когда _так_ молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал.
2 И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли _себе_ жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда для Израиля в этом деле;
3 заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим _от_ _себя_ всех жен и _детей,_ рожденных ими, — и да будет по закону!
4 Встань, потому что это твое дело, и мы с тобою: ободрись и действуй!
5 И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так. И они дали клятву.
6 И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
7 И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем _бывшим_ в плену, чтоб они собрались в Иерусалим;
8 а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев.
9 И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это _было_ в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей.
10 И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
11 Итак покайтесь _в_ _сем_ пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных.
12 И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем.
13 Однако же народ многочислен и время _теперь_ дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух, потому что мы много в этом деле погрешили.
14 Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится
от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело.
15 Тогда Ионафан, сын Асаила, и Яхзеия, сын Фиквы, стали над этим делом, и Мешуллам и Шавфай левит были помощниками им.
16 И сделали так вышедшие из плена. И отделены _на_ _это_ Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они _названы_ поименно. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела;
17 и окончили _исследование_ о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца.
18 И нашлись из сыновей священнических, которые взяли жен иноплеменных, — из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его: Маасея, Елиезер, Иарив и Гедалия;
19 и они дали руки свои _во_ _уверение,_ что отпустят жен своих, и _что_ _они_ повинны _принести_ в жертву овна за свою вину;
20 и из сыновей Иммера: Хананий и Зевадия;
21 и из сыновей Харима: Маасея, Елия, Шемаия, Иехиил и Уззия;
22 и из сыновей Пашхура: Елиоенай, Маасея, Исмаил, Нафанаил, Иозавад и Эласа;
23 и из левитов: Иозавад, Шимей и Келаия, он же Клита, Пафахия, Иуда и Елиезер;
24 и из певцов: Елияшив; и из привратников: Шаллум, Телем и Урий;
25 а из Израильтян, — из сыновей Пароша: Рамаия, Иззия, Малхия, Миямин, Елеазар, Малхия и Венаия;
26 и из сыновей Елама: Матфания, Захария, Иехиел, Авдий, Иремоф и Елия;
27 и из сыновей Заффу: Елиоенай, Елияшив, Матфания, Иремоф, Завад и Азиса;
28 и из сыновей Бевая: Иоханан, Ханания, Забвай и Афлай;
29 и из сыновей Вания: Мешуллам, Маллух, Адая, Иашув, Шеал и Иерамоф;
30 и из сыновей Пахаф-Моава: Адна, Хелал, Венаия, Маасея, Матфания, Веселеил, Биннуй и Манассия;
31 и из сыновей Харима: Елиезер, Ишшия, Малхия, Шемаия, Симеон,
32 Вениамин, Маллух, Шемария;
33 и из сыновей Хашума: Мафнай, Мафафа, Завад, Елифелет, Иеремай, Манассия и Шимей;
34 и из сыновей Вания: Маадай, Амрам и Уел,
35 Бенаия, Бидья, Келуги,
36 Ванея, Меремоф, Елиашив,
37 Матфания, Мафнай, Иаасай,
38 Ваний, Биннуй, Шимей,
39 Шелемия, Нафан, Адаия,
40 Махнадбай, Шашай, Шарай,
41 Азариел, Шелемиягу, Шемария,
42 Шаллум, Амария и Иосиф;
43 и из сыновей Нево: Иеиел, Матфифия, Завад, Зевина, Иаддай, Иоель и Бенаия.
44 Все сии взяли _за_ _себя_ жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей.
== Книга Неемии ==

Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год. Более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах России к апостольской эпохе. Достоверные сведения о существовании христианских общин в Киеве относятся к половине IX века.

Автокефальная церковная организация с центром в Москве с урегулированным каноническим статусом возникла в 1589 году, когда Московский митрополит был признан в достоинстве патриарха как самостоятельный предстоятель Московской Церкви, то есть Церкви в северо-восточной части исторической Руси (см.Википедия).

На сайтах содержится информацию о православных храмах, соборах, часовнях, церквях России, рассказывют о наиболее выдающихся православных храмах России и монастырях России, об их увлекательной истории, архитектуре, их основателях — преподобных старцах, самых почитаемых на Руси святых. Храмы структурированы по географическому расположению.

t.familytree.ru

Церковь святого Иоанна Обезглавленного на Вышеграде

Часовня Девы Марии скрывает небольшую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в стене. От некогда красивого храма осталась лишь малая часть, интерьер сохранился в общих чертах.

Сегодня на месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в стене (Kostel Stětí sv. Jana Křtitele v hradbách), что стоит в Праге на Вышеграде, мы видим только остатки стен, зарешеченное окно да бронзовую памятную табличку. У старинного храма нет ни крыши, ни колокольни, ни фасада.

Небольшую готическую часовню построили на Вышеграде в 1352 году. Она была частично замурована в крепостную стену и служила долгое время приходской церковью. Карл IV заботился о храме, при нём здание улучшали и расширяли. Умер король, и храм вскоре опустел.

В XVI веке в церкви случился пожар. Часть здания сгорела (была утрачена и скиния храма); больше костёл не ремонтировали. Остатки строения пражане использовали в мирских целях.

Вышеград в XVII веке становился постепенно неприступной твердыней. При Габсбургах крепость обносили высоким защитным валом. Укрепления должны были сдержать любые атаки врагов на чешскую столицу. При строительстве барочной крепостной стены старая церковь стала уязвимым местом в укреплении. По воле военачальников её хотели снести, но всё же не разрушили.

Сейчас руины законсервированы, церковь объявлена национальным памятником. От некогда красивого храма осталась лишь малая часть. Интерьер храма сохранился в общих чертах.

Церковь почти не видна за массивной стеной Вышеграда. Вход в разрушенный храм скрыт за барочной часовней Девы Марии (Kaple Panny Marie Šancovské), 1748 года постройки. Чтобы осмотреть то, что осталось от бывшей церкви Иоанна, нужно войти в маленький дворик.

Как добраться

Ехать метро линии С до станции Vyšehrad.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

pragagid.ru

Собор святого Иоанна Предтечи

7/20 января наша Церковь празднует собор святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Это древнейший праздник нашей Церкви, посвященный святому Иоанну. Он имеет Божественное происхождение. Бог просветил отцов Церкви, вразумив их назначить этот праздник после дня святого Богоявления, чтобы почтить святого Иоанна, крестившего Христа. Пророк Иоанн – «величайший святой» нашей Церкви (конечно же, вне сравнения только Пресвятая Богородица, которая выше всех святых.) Он – «больший из рожденных женщинами» (Мф. 11:11). Он являет собой воплощение человеколюбия и любви Христа, друга грешников, проповедника покаяния, пустынную горлицу. В каком бы уединении мы не находились в городах и других поселениях, нам следует помнить, что святой пророк Иоанн всегда сопровождает нас, становясь для нас замечательным спутником.

Поэтому писатель Александр Пападьямандис, находясь в шумных богатых Афинах, часто вспоминал монастырь святого Иоанна Предтечи на остове Скиатос (или Скиафос – Прим. ред.), называющийся «Безлунным» («Aselinos»), поскольку он располагается в месте, плохо освещаемом как солнцем, так и луной. Пападьямандис посвятил этой обители одноименное стихотворение: «В своей пустыне, святой мой Иоанн, где некогда звучал твой голос, вспомни и пожалей нас, гибнущих в пустыне, полной множества людей». Какие прекрасные слова! Это означает, что в Церкви мы не одиноки. Формально, быть может, и да. Но экзистенциально – нет. Рядом с нами пребывает вочеловечившийся Христос, Святая Троица, Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, святые, мученики, Ангелы и Архангелы, души праведников и все, любящие нас, в каком бы краю они не находились. А значит – мы совсем не одиноки. Как только мы помолимся и призовем их, мы окажемся «в светлости святых» – среди святых, вместе со святыми.

В тот же день, 7/20 января, вспоминается и перенесение честной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь. Это было совершено в X веке, в годы правления императоров Константина Багрянородного и его сына Романа II.

Святой Иоанн был похоронен в Севастии, городе, находящемся близ Антиохии Сирийской и Киликии в Малой Азии. Евангелист Лука отправился туда и забрал честную десницу Иоанна Предтечи. Святой Лука очень любил его и посвятил ему наибольший отрывок в своем Евангелии, ибо святой Иоанн есть начало евангельской истории.

Взяв мощи, Лука отправился к себе на родину в Антиохию Сирийскую. Здесь родился Иоанн Златоуст и многие другие святые. И здесь мощи святого Иоанна Предтечи совершали великие чудеса. Многие души они привели ко Христу, отвратили от греха, даровав им покаяние и благодать. Они творили различные чудеса: изгоняли демонов, исцеляли больных и расслабленных, давали людям душевное и телесное здравие.

Как сообщает синаксарь за 7/20 января, в горах Антиохии жил огромный змей. Местные простодушные язычники ему поклонялись, принимая его за божество. Каждый год змею приносили человеческую жертву, которую выбирали, бросая жребий. И однажды эта участь постигла дочь некоего христианина. Ее должны были бросить змею и обречь на гибель. Христианин был убит горем. Не зная, как поступить, он обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и святому Иоанну Предтече. И накануне страшного богоненавистного действа он пошел поклониться мощам святого. Припадая со слезами к честной деснице, он откусил от нее большой палец и забрал с собой. Никто не остановил его.

На следующий день, незаметно держа в руке большой палец десницы святого Иоанна Крестителя, этот человек повел свою дочь к тому месту, куда за ней должен был приползти змей. Множество людей собралось здесь в ожидании этого ужасающего и жестокого зрелища. И когда змей выполз из своего убежища и устремился к жертве, отец бросился и встал перед ней. Когда же змей открыл свою пасть, чтобы проглотить несчастную девушку, отец бросил туда палец великого Иоанна Предтечи. И что же случилось? В ту же секунду змей разорвался и исчез.

Все окружающие, в особенности отец с дочерью, были поражены и растроганы. Они возрадовались, прославили и возблагодарили Бога и Его великого Предтечу Иоанна. Многие язычники были обращены в христианство. Все они вместе с удостоившимся великой милости отцом собрали камни и воздвигли церковь святого Иоанна Предтечи.

Свидетелями чудес стали и византийские императоры, в частности, Константин и Роман Багрянородные. Они желали, чтобы десница святого Иоанна находилась в Константинополе. Всевидящий Иоанн Предтеча, узнал их намерения и возрадовался. И когда в храме, где хранилась десница, совершалось освящение воды, святой Иоанн вразумил диакона Антиохийской церкви Иова забрать десницу. И в момент, когда прихожане сосредоточенно молились, диакон взял честную десницу и доставил в Константинополь. Это была, своего рода, кража во благо. Это случилось по вразумлению святого Иоанна.

Чудесным образом десница была принесена в Константинополь 7 января (по старому стилю), в день празднования Собора Иоанна Предтечи, день его памяти. Диакон сохранил содеянное в тайне, чтобы избежать преследования. Ведь это была, поистине великая реликвия. «Руку твою прикоснувшуюся пречистому верху Владычню», – поется в стихире Девятого часа. С этим песнопением на устах скончался и Александр Пападьямандис.

Императоры узнали об этом и поспешили встретить великого Крестителя. Они со слезами пали ниц. Плакал и народ. Это показывало их огромную радость и благодарность при встрече со святым Иоанном, величайшим из пророков. Императоры взяли святыню и отнесли в дворцовую церковь. Они благодарили святого Иоанна, узнавшего их намерение, услышавшего их молитвы и пришедшего к ним. И каждый год 7 января все императоры бессмертного Константинополя праздновали перенесение мощей святого Иоанна. Этот праздник занесен в минеи, поэтому чтим его и мы. Многая лета всем, празднующим это великое событие.

Архимандрит Ананиас Кустенис, “Зимний Синаксарь”, т.1, стр. 134-140.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

www.pemptousia.ru

Деревянная церковь Иоанна Предтечи в Ширково

Фото и описание

Церковь Иоанна Предтечи в поселке Ширково была возведена в 1694-1697 гг. на средства прихожан. О строительстве церкви существует два предания. По одному преданию – храм построили в честь победы Александра Невского над литовцами на том самом месте, где был остановлен враг. По другому – проходили торговые люди из Новгорода и несли с собой у них были две иконы Иоанна Предтечи. Когда после остановки в этих местах они решили продолжить свой путь, то не сумели поднять иконы. Пришлось им оставить их здесь, где потом братьями Ширковыми была построена церковь.

Храм Иоанна Предтечи – деревянный. Для его возведения использовались бревна толщиной около 70 см. Церковь имеет высоту порядка 45 метров. Размер ее в осях – 11,5х11,5 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Эта церковь является непревзойденным образцом, вершиной деревянного зодчества. В ней воплощены наилучшие традиции русских мастеров-плотников.

Композиция храма очень живописна. Низ здания с мощными выносами консолей галереи создает впечатление сильной конструктивной напряженности. Устремленность ввысь последующих ярусов подчеркивается горизонтальными членениями галереи. Первые два этажа храма выполнены из толстых бревен, а верхние – из более тонких. Основной объем здания опоясывается галереей, которая опирается на мощные, с трехметровым выносом, консоли. С запада галереи вынесены на 5 метров. Здесь кроме консолей галерея поддерживается массивными столбами, которые одновременно являются опорами для крыльца.

Интерьер храма решен в традициях древнерусского зодчества: стены вытесаны из толстых бревен со скругленными углами, потолок глухой, набранный из плах, пол из массивных плах. До нашего времени хорошо сохранились балки для установки икон иконостаса. Живопись здесь традиционная с мягким, изящным орнаментом из повторяющихся крупных волют.

Основной четверик храма стоит на высоком подклете и покрыт на восемь скатов. Над ним располагается второй, меньший по размеру четверик, тоже с восьмискатной кровлей, которая несет третий маленький четверик, увенчанный большой главой на круглой шее.

За весь период своего существования Иоаннопредтеченская церковь не раз ремонтировалась и дополнялась. В 1830-1840 гг. с западной стороны к церкви пристроили колокольню. В конце 19 в. пластичность деревянных венцов скрыли под тесовой обшивкой, а переливы осинового лемеха на куполе храма были заменены на металлическое покрытие.

В 1913 г. рядом с деревянным храмом построили каменную церковь. Деревянную церковь было решено сохранить как памятник старинного зодчества. 3 апреля 1913 г. священнослужителем Ильей Ильинским, диаконом Михаилом Голубевым и 22 уполномоченными прихода ширковского храма было подано прошение в Императорскую Археологическую комиссию о ремонте храма и принятии его в свое ведение как археологический памятник. Но Первая Мировая война и революция отодвинули решение об охране памятника на неопределенный срок.

В 1941 г. во время оккупации Пеновского района в подвале этой церкви держали советских военнопленных и гражданское население, многие из которых умерли от издевательств и голода. К 1960-м гг. деревянная церковь Иоанна Предтечи оказалась в аварийном состоянии. Нижние венцы сруба прогнили, обветшали и прогнили углы четвериков из-за постоянных протечек кровли, главка церкви была почти полностью утрачена. Расположенное вокруг церкви кладбище закрыли.

30 августа 1960 г. этот памятник деревянного зодчества был взят под охрану государства. В 1960 г. здание было тщательно обследовано А.В. Ополовниковым, доктором архитектуры. После этого под его руководством был разработан проект восстановления храма. В 1974-1977 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

В настоящее время церковь является действующей.

Описание дополнено:

Волкова Валерия 28.11.2013
Не является действующей. Внутрь никого не пускают и службы теперь там не проводятся.

www.votpusk.ru

ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Святыни храма Рождества Иоанна Предтечи

Хочется поведать всем нижегородцам и гостям города, которые во множестве посещают знаменательное для России место – нижегородскую площадь Народного Единства, о тех святынях, к которым они смогут прикоснуться, переступив порог храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. В трапезной части установлены четыре больших киота с образами святых, снабжённых частицами мощей этих святых.

Икона святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, с частицей мощей

Здесь икона с мощами Святителя и Чудотворца Николая, который для нашего народа всегда был наиболее почитаемым святым, к нему всегда обращались страждующие, путешествующие, терпящие бедствие и все любящие Николу Угодника, а народная любовь к нему безгранична.

Икона святой Великомученицы Екатерины, с частицей мощей

Напротив этой иконы на левой стороне трапезной установлена икона великомученицы Екатерины. Частицу мощей этой святой – одну из редчайших святынь христианского мира подарила храму настоятельница Елизаветинского монастыря города Минска игумения Евфросиния. К святой великомученице Екатерине всегда обращаются юные девы с молитвой о хороших женихах, ей молятся женщины при трудных родах. К ней обращаются все верующие с просьбой о просветлении разума, ей молятся во время стихии, когда разразится гром или ударит град.

Икона преподобного Сергия, игумена Радонежского, с частицей мощей

Икона преподобного Серафима Саровского чедотворца, с частицей мощей

Рядом смотрят друг на друга иконы двух святых — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Любовь к этим святым проявляют христиане, живущие в разных странах. Иконы и даже храмы, освящённые во имя великих светильников Русской Православной Церкви можно встретить и в Америке, и на Святой Земле. Эти великие старцы были избранниками Божией Матери, которая не раз сама являлась им в их земной жизни.

Преподобный Сергий приходил пешком в Нижний Новгород, чтобы призвать к смирению великого князя и объединить вокруг Москвы все Русские земли, а преподобный Серафим совершил свой иноческий подвиг на этой земле, он сияет яркой звездой в сонме нижегородских святых. Случаям чудесной помощи, совершаемой по молитвам этих святых нет числа. В храме Иоанна Предтечи можно с верой и упованием приложиться к частицам их святых мощей, заказать молебен, ведь в храме совершается регулярное богослужение.

Икона Новомученики Нижегородские,сщмч.Иоанн (Лазарев) и мч. Анисия (Масланова)

Новой святыней храма стала икона Новомучеников Нижегородских — священномученика Иоанна Лазарева (1876 — 1937) и мученицы Анисии Маслановой (1878 — 1937). Перед этой иконой в храме совершаются молебны. Ужасает то, с какой ненавистью обрушилась на Православие богоборческая власть и, помрачённая этим безумием, в братоубийственной бойне миллионами истребляла собственный народ, тех самых ближних, которых Господь заповедовал любить. Мы можем приложиться к мощам древних святых, а обрести мощи многих новомучеников мы не можем потому, что они погребены в неизвестных братских могилах. Так случилось и с мощами святых Иоанна Лазарева и Анисии Маслановой. Но Господь прославил этих новомучеников как общероссийских святых.

Казанская икона Божией Матери, подаренная храму Святейшим Патриархом Алексием II

Икона св.Иоанна Предтечи, подаренная храму Святейшим Патриархом Алексием II

Достоянием храма Иоанна Предтечи стали две иконы, подаренные Святейшим Патриархом Алексием II. Это образ Казанской Божией Матери, покровительницы Нижегородского ополчения и икона Иоанна Предтечи, небесного покровителя храма.

Храмовая икона Иоанна Предтечи с частицей его мощей. Фото с сайта Нижегородской епархии

Есть в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи ещё одна святыня, о которой следует рассказать особо. Протоиерей Сергий Шалатонов, ставший настоятелем прихода в 2008 году, в первый же год своего служения на этом месте решил благоукрасить храм праздничной аналойной иконой, подобной и соразмерной иконе Казанской Божией Матери, подаренной храму Святейшим Патриархом. На работу по созданию образа, иконография которого была утверждена правящим архиереем архиепископом Георгием, настоятель благословил иконописца Алексея Анциферова, который вместе с артелью художников расписывал храм. Чтобы этот образ стал поистине чтимым, появилось огромное желание снабдить его частицей мощей величайшего святого — Крестителя Господня. Но такие мощи – редчайшая святыня, которую, вероятно, невозможно было обрести в Нижегородской епархии. Отец Сергий помнил, как он в паломнической поездке в Рязанский Иоанно-Богословский мужской монастырь с нежданной и великой радостью приложился к мощам самого Иоанна Предтечи. Эту святыню привёз в обитель архимандрит Авель, который прежде был настоятелем русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон. Отец Сергий вновь отправился в рязанскую обитель в надежде обрести для храма частицу мощей его небесного покровителя. Но наместник монастыря ответил, что не вправе решать такой важный вопрос, ведь настоятелем монастыря является правящий архиерей епархии архиепископ Павел. Тогда к рязанскому владыке обратился с письмом архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В ожидании ответа прошло несколько месяцев. И вот, наконец-то, пришло сообщение, что архиепископ Павел положительно отнёсся к просьбе нижегородцев и приглашает их в Рязань для обретения святыни.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий встречает икону с мощами Иоанна Предтечи возле Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Фото с сайта Нижегородской епархии.

В праздник Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта 2009 года возле Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи состоялась торжественная встреча иконы великого святого с частицей его мощей. Икону встречал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который вместе с собором нижегородского священства отслужил праздничную литургию. Нижегородцы, вероятно, ещё не осознали, какая святыня удостоила наш город своим постоянным пребыванием, иначе бы в храм Иоанна Предтечи нескончаемым потоком шли паломники, чтобы поклониться Крестителю Христову, как это происходило в дни пребывания в городе его честной десницы.

Сегодня в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи на площади Народного Единства на отпустах священник возглашает имена Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святого священномученика Иоанна и новомученицы Анисии. Небесные покровители нашего Отечества, молите Бога о нас!

Икона Собор преподобных Старцев Оптинских, 14 мощевиков

В храме Рождества Иоанна Предтечи находится икона Собор преподобных старцев Оптинских с их святыми мощами:

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938), день памяти 8 января (ст.ст. 26 декабря)
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824 — 1894), день памяти 7 февраля (ст.ст. 25 января)
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913), день памяти 14 апреля (ст.ст. 1 апреля)
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928), день памяти 12 мая (ст.ст. 29 апреля)
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911), день памяти 22 мая (ст.ст. 9 мая)
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782 — 1862), день памяти 29 июня (ст.ст. 16 июня)
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931), день памяти 8 июля (ст.ст. 25 июня)
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), день памяти 12 августа (ст.ст. 30 июля)
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795 — 1865), день памяти 20 августа (ст.ст. 7 августа)
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788 — 1860), день памяти 20 сентября (ст.ст. 7 сентября)
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805 — 1873), день памяти 1 октября (ст.ст. 18 сентября)
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894), день памяти 4 октября (ст.ст. 22 сентября)
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 — 1891), день памяти 23 октября (ст.ст. 10 октября)
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768 — 1841), день памяти 24 октября (ст.ст. 11 октября)

День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших отмечается 24 октября, по ст.ст. 11 октября.

Икона блаженной Матроны Московской

С 16 октября 2014 в храме появилась икона блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба. Икона привезена из Покровского женского монастыря г. Москвы. Пожертвована в наш храм прихожанами.

Два ковчега с мощами святых:

Священномученик Игнатий Богоносец (107 год), день памяти 2 января (ст.ст. 20 декабря)
Мученик Панкратий Римский (304 год), день памяти 25 мая (ст.ст. 12 мая)
Мученица Христина Тирская (III век), день памяти 6 августа (ст.ст. 24 июля)
Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дарья (Тимолина), Дарья (Сиушинская) и Мария (1919 год), день памяти 18 августа (ст.ст. 5 августа)
Святитель Иннокентий Иркутсткий (1731 год), день памяти 9 декабря (ст.ст. 26 ноября)
Святитель Спиридон Тримифунтский (ок.348 год), день памяти 25 декабря (ст.ст. 12 декабря)
Праведный Лазарь Четверодневный (I век), день памяти Лазарева суббота 6 седмица Великого Поста

Мученики Виленские Литовские (Иоанн, Антоний, Евстафий) (1347 год), день памяти 27 апреля (ст.ст. 14 апреля)
Святой апостол Иаков Зеведеев (44 год), день памяти 13 мая (ст.ст. 30 апреля)
Мученик младенец Христиан среди 1218 с Милетием Стратилатом (ок. 218 год), день памяти 6 июня (ст.ст. 25 мая)
Мученик Иннокентий Афинянин Македонский (III век), день памяти 19 июля (ст.ст. 6 июля)
Великомученик и целитель Пантелеймон (305 год), день памяти 9 августа (ст.ст. 27 июля)
Священномученик Викентий Валенсийский Августопольский (Сарагосский) дьякон (304 год), день памяти 24 ноября (ст.ст. 11 ноября)
Преподобный Иоанн Дамаскин (776 год), день памяти 17 декабря (ст.ст. 4 декабря)

Чтимые иконы:

Великомученик Георгий Победоносец (ок. 303), день памяти 6 мая (ст.ст. 23 апреля)
Апостол первомученик и архидиакон Стефан (34 год), день памяти 9 января (ст.ст. 27 декабря)
Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», день памяти 18 мая (ст.ст. 5 мая)
Преподобный Дионисий Радонежский (1633 год), день памяти 25 мая (ст.ст. 12 мая)
Святой мученик Шалва Ахалцихский (1227 год), день памяти 30 июня (ст.ст. 17 июня)
Святитель Дионисий Суздальский (1385 год), день памяти 9 июля (ст.ст. 26 июня)
Святой мученик архидьякон Лаврентий Римский (258 год), день памяти 23 августа (ст.ст. 10 августа)
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета (I век), день памяти 18 сентября (ст.ст. 5 сентября)
Священномученик Лаврентий епископ Балахнинский (1918 год), день памяти 6 ноября (ст.ст. 24 октября)
Мученики Маркиан чтец и Мартирий иподиакон Константинопольские (ок. 355), день памяти 7 ноября (ст.ст. 25 октября)
Святой благоверный князь Александр Невский (1221 — 1263 год), день памяти 6 декабря (ст.ст. 23 ноября)

При подготовке статьи были использованы материалы из книги Евгения Гребнева «Храм проповедника покаяния».

predtecha-ioann.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть