Церковь Рождества Христова в Палашах

Церковь Рождества Христова в Палашах

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ПАЛАШАХ
(1673-1935 гг.)

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК УСТАНОВЛЕН 14 МАЯ 2000 ГОДА

На месте нынешнего Музея Революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками. Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши – род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в палачах.
Церковь сооружена в 1573 г. Иваном Грозным.
Церковь основана в начале XVI в. Вновь выстроена в 1573 г. В 1657 г. была еще деревянной. Каменная освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г.
В феврале 1925 г. незадолго до кончины, всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.
Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества.
Святыня храма – икона Богоматери «Взыскание погибших» – уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией матери «Взыскание Погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

www.rosprav.ru

Москва. Церковь Рождества Христова, что в Палашах.

На месте нынешнего Музея Революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками. Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши – род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в палачах.

Церковь основана в начале XVI в. Вновь выстроена в 1573 г. В 1657 г. была еще деревянной. Каменная освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г. В феврале 1925 г. незадолго до кончины всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.

Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества.

Святыня храма – икона Богоматери «Взыскание погибших» – уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах был разграблен, икона Божией матери «Взыскание Погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Памятный знак установлен 14 мая 2000 года

Рождества Христова в Палашах церковь (уничтожена).

Храм находился в хитросплетении переулков, недалеко от главной улицы Москвы – Тверской. До сих пор в том месте, где Малый Палашевский переулок упирается в Сытинский, и последний поворачивает и переходит в Большой Палашевский, имеется неустроенное место – небольшой пустой участок, сзади которого виднеется здание школы. Церковь с редким для средневековой Москвы посвящением в честь праздника Рождества Христова находилась в урочище Палаши. Это старомосковское название имеет несколько объяснений. Считается, что здесь жили мастера, выделавшие палаши – короткие прямые широкие сабли. Согласно второй гипотезе здесь жили палачи. Однако и первая и вторая гипотезы не имеют подтверждения и вызывают сильные сомнения.

Храм Рождества Христова появился в этом месте в XVI в. По одной версии, церковь соорудили в 1573 г. по указу царя Ивана IV Грозного. По другой, ее построили пахотные крестьяне государева дьяка М.Г. Мисюря-Мунехина. Храм был деревянным в течение почти всего XVII века. Каменная шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г. и пристроена с запада к еще деревянному храму. Само же здание храма выстроили в камне только в 1692 г. Это была типичная приходская церковь, главная часть которой была кубической, перекрытой сомкнутым сводом, завершенной пятиглавием с глухими барабанами. Между шатровой колокольней и собственно храмом построили трапезную с приделами: северным – Покрова Пресвятой Богородицы и южным – святителя Николая. Эти приделы устроили в трапезной в начале XVIII века. С XVIII века в храме находилась икона Божией Матери «Взыскание погибших». По преданию, записанному в XIX в., ее передал благочестивый прихожанин, чье имя осталось неизвестным. Это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии своих детей. Его усердная молитва была услышана. Владелец иконы, по особому указанию в сновидении, передал ее в Палашевский храм.

Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества Христова в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией Матери «Взыскание погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимую икону восстановили. В 1815 г. Покровский придел переосвятили в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В 1836 г. выстроили новую трапезную, и приделы перенесли в нее. Трапезная была широкая, вдвое просторнее предыдущей, что объяснялось выросшим количеством прихожан. Она включила в свой западный фасад древнюю колокольню. Кроме окон по боковым стенам трапезная для лучшего освящения имела в центре невысокий световой купол. Среди прихожан Христорождественской церкви было много известных москвичей. В окрестных переулках жили артисты, художники, писатели. В частности, несколько лет в соседнем доме жил известный художник и знаток древней Москвы А.М. Васнецов. В Трехпрудном переулке жила семья Цветаевых: Иван Владимирович с дочерьми Мариной и Анастасией.

В 1920-е гг. храм еще действовал. В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. В мае 1935 г. Моссовет постановил храм закрыть и передать спецлаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Но, по-видимому, академии это здание не подошло, и его начали разрушать. Сносили храм почти два года, до конца 1937 г. На его месте выстроено типовое четырехэтажное школьное здание.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

sobory.ru

Церковь Рождества Христова, что в Палашах

Рождества Христова, что в Палашах. Построена в 1573 году и отличается своей древностью и архитектурой. Приделы: Св. Николая чудотворца и Божией Матери «Взыскаяние погибших», чудотворная икона которой находится в храме. Храм близ Тверской улицы, в Палашевском переулке. Называется «в Палашах» потому, что здесь жили мастера, делавшие преимущественно палаши—древнее оружие вроде меча. Близко Бронная, поэтому название местности от палашей, а не от палачей, как уверяют некоторые изыскатели русской старины.

Св. Пимена, что в Старых Воротниках. Находится близ Садовой, в Пименовском переулке. Первоначально построена около 1620 года деревянной. В 1722 году церковь была уже каменная, во имя Св. Троицы; Св. Пимена же был придел, как и в настоящее время. В нынешнем виде теплая церковь построена в 1825 году, холодная в 1848 году. По объяснению г. Снегирева, помимо сторожей у городских ворот назывались еще воротниками особые мастера при пушечном деле. Поэтому, принимая во внимание, что вблизи этой местности проживали военные мастера в Бронной, в Палашах и в Пушкарях, более вероятно здесь название военных воротников (воротить, поворачивать), а не привратников, которые, конечно, находились при городских воротах и с других сторон Москвы и жили поблизости своих ворот.

Св. Пимена, что в Новых Воротниках. Понятно, что сюда (в Сущево) переведены мастера со Старых Воротников и построили свою церковь Св. Троицы с приделом Св. Пимена Великого. Церковь построена в 1658 году. По церкви улица называлась сперва Ново-Воротнической, потом просто Воротнической, а затем Пименовской.

ek-park.ru

Церковь Рождества Христова в Палашах

maria » 03 ноя 2012, 14:42

На месте нынешнего Музея Революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками. Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши – род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в палачах.

В 1657 г. церковь была еще деревянной. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. — в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г.

В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.

Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества.

Святыня храма – икона Богоматери «Взыскание погибших» – уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией матери «Взыскание Погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Земляной город.
Приходские церкви:
. 19 — Николы Явленного; 20 — Николы на Песках; 21 — Спас на Песках на Арбате; 22 — Иоанна Предтечи в Кречетниках; 23 — Симеона Столпника; 24 — Николы на Курьих ножках; 25 — Ржевской Богородицы, что на Поварской; 26 — Бориса и Глеба, что на Поварской; 27 — Рождества Христова, что в Кудрине; 28 — Федоровской Богородицы у Никитских ворот; 29 — Вознесения Господня на Никитской; 30 — Георгия, что на Всполье; 31 — Воскресения, что на Бронной; 32 — Иоанна Богослова, что на Бронной; 33 — Спиридона Чудотворца на Патриаршем пруду; 34 — Ермолая Чудотворца на Козьем болоте; 35 — Рождества Христова, что в Палачах;

retromap.ru

Материал из открытой православной энциклопедии «Древо»

Серебряков Сергий Николаевич (род. 1957), протоиерей.

Родился в рабочем поселке Сынтул Касимовского района Рязанской области 12 октября 1957 года.

В 1981 году рукоположен в сан диакона архиепископом Рязанским Симоном в Борисоглебском соборе города Рязани. Определен к Никольскому храму города Касимова. Через год рукоположен в сан иерея.

В 1992 году к празднику Пасхи был возведен в достоинство протоиерея.

В 2006 году переведён настоятелем Христорождественского храма рабочего поселка Лашма Касимовского района.

Контактная иформация:

Адрес: 391334 ул.Академика Уткина, д.21, рп. Лашма, Касимовского р-на Рязанской обл.

Настоятель: протоиерей Сергий Серебряков

Тел. настоятеля: 8-903-837-70-01

Платежные реквизиты:

в ПВТБ (ОАО) г.Рязань

ИНН 6204004685 КПП 620401001

Получатель: Местная религиозная организация православный Приход церкви Рождества Христова с.Лашма Касимовского района Рязанской области Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Назначение платежа: Пожертвования на уставную деятельность .

    23 Январь 2013

Православный календарь

:«Православный календарь»: «Икона дня»

Объявления

    10 Апрель 2012

Уважаемые посетители сайта!

Сайт на стадии пополнения.

Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

Часы приема Епархиального Управления

Часы приема Епархиального Управления

lashma.prihod.ru

Церковь Рождества Христова в Палашах

А в подклетях Рождественской церкви хранилась казна митрополита: по древнему поверью считалось, что колокольный звон защищает сокровища от грабителей, оттого и возвели храм для надежности подле Ивана Великого. В XVII веке храм по распоряжению патриарха Филарета перевели в соседнее новопостроенное здание с шатровым верхом, возведенное Баженом Огурцовым и получившее название «Филаретова звонница». Рождественская церковь не пережила Отечественную войну: страшный взрыв в октябре 1812 года полностью разрушил Филаретову звонницу. И после того как ее восстановил архитектор Жилярди, Рождественский храм не возобновили, а перевели туда церковь Николы Гостунского, которая тоже стояла около Ивана Великого с 1506 года, и обветшала настолько, что нарушала своим видом кремлевское благолепие. Император Александр I лично осмотрел кремлевские соборы и выразил Высочайшее соизволение перенести Никольский престол в бывший Рождественский храм, где он был освящен в 1818 году.

К революции в центральной Москве, кроме храма Христа Спасителя, существовали три главные приходские церкви освященные во имя Рождества.

Церковь Рождества Христова в Палашах
Приходская церковь Рождества в Палашах близ Тверской улицы появилась тоже в XVI веке. Рядом, в старинной, богатой Бронной слободе жили московские оружейники, делавшие разного рода броню, и ученые предположили, что название местности произошло от палашей, вида холодного оружия, которое изготовляли в этом районе. Тем не менее, другая версия, что здесь было поселение палачей, не отвергнута и сейчас, поскольку в старинных документах встречается написание «в Палачах». Возможно, это было искаженное, но более понятное, простое произношение «Палашей».

Различны и версии о появлении местной Рождественской церкви. Первая гласит, что в первой половине XVI века здесь было владение дьяка Михаила Мисюря, по всей вероятности, потомка местных оружейников. Его усадьба стояла на месте дворца Хераскова-Разумовского на Тверской, где раньше был Английский клуб, а теперь музей политической истории России. В 1547 году, в год венчания на престол Ивана Грозного, дьяк построил на своем дворе деревянную церковь во имя Рождества Христова, а в самом конце того столетия на ее месте вырос каменный храм. Другая версия, что церковь появилась в 1573 году, и выстроили ее крепостные: то ли ради спасения от жестокого барина, то ли вместе с ним во славу Божию, и будто бы сам царь помогал деньгами. Наконец, согласно третьей версии эту церковь повелел выстроить сам Иван Грозный в 1573 году в честь победы над крымским ханом. В 1682 году она была перестроена в камне: население слободы было богатым, и церковь оказалась добротной, внушительной. Дореволюционный историк писал о ней: «Отличается древностью и архитектурой».

Сохранилась красивая история, как в самом конце XVII века в приходе около церкви жил слепой мастер-оружейник. Участник Азовских походов Петра, он попал в плен, где ослеп, и когда вернулся домой, просил слободчан устроить ему мастерскую в подземелье около Рождественской церкви, чтобы проверять свои клинки на слух под звон колокола. И стал делать мастер уникальные клинки, которые выходили у него черного цвета. Но однажды «охрип» главный колокол Рождественского храма и не стал работать мастер, отказался от еды и питья, зачах и вскоре умер, унеся в могилу и секрет черного «незвонкого» клинка.

Храм сильно пострадал от французского нашествия, но был восстановлен уже в 1815 году. В тот же год появился придел во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Именно этим чудотворным образом, ныне обретшим пристанище в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, храм в Палашах был известен всей Москве. Икона с древности прославилась многими чудесами, имея силу прощать самых падших и спасать погибающих грешников, в последнюю минуту в раскаянии взмолившихся ей о помощи и спасении. В VI веке, в малоазийском городе Адане она спасла инока Феофила, которого несправедливо оговорили, обвинив в воровстве, и он, озлобившись за навет, содеял ужасное — обратился к врагу рода человеческого. Опомнившись, он раскаялся, затворился в храме и ночи напролет слезно молился перед образом Богоматери, прося о спасении. Тогда же, по преданию, он и называл Ее «Взыскание погибших». За глубокое раскаяние и искреннюю, сердечную молитву Феофил получил прощение. В нем Богоматерь явила Себя как Взыскательницу, отыскивающую, взыскивающую погибающие человеческие души — последнее прибежище отчаявшихся.

Икона Божией Матери Взыскание погибших
В старой Москве было две иконы «Взыскание Погибших»: одна находилась в домовой церкви Александровского сиротского института, вторая — в Рождественской церкви, что в Палашах. В храм на Тверской образ попал чудесным образом. Прежде икона как фамильная святыня находилась в доме одного московского дворянина, прихожанина Рождественской церкви, который сначала разорился, потом овдовел и остался с тремя юными дочерьми без средств к существованию. Им стали овладевать мысли о самоубийстве, но в последнюю минуту он силой повлек себя к иконе, помолился перед ней и получил утешение, а потом в дом вернулся достаток. Предание гласит, что после этого во сне ему было велено принести отнести икону в Рождественский храм, что он исполнил незамедлительно. Встречается мнение, что он сам принес икону в свой приходской храм, не смея владеть ею одному и считая себя недостойным иметь такую святыню дома. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)

В 1812 году захватчики разорили храм, а икону разрубили на части, но снова было чудо: от разбитой иконы совершались исцеления, а потом образ сумели восстановить — тогда и освятили для него придел в Рождественской церкви. В январе 1912 года перед этим образом прихожанка храма Марина Цветаева венчалась со своим избранником Сергеем Эфроном…

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Приход Рождественской церкви был замечательным. Кроме Цветаевых, ее прихожанами были и Гончаровы, из семьи которых вышли Натали Пушкина и художница Наталья Гончарова, названная в честь своей великой родственницы, и родители литературного критика Аполлона Григорьева, и знаменитый актер А.И.Сумбатов-Южин, живший недалеко от храма. И М. Херасков, и граф А.К.Разумовский, поочередно владевшие роскошной усадьбой на Тверской, что выросла на месте владения дьяка Мисюрки. И даже… Английский клуб, расположившийся в этой усадьбе с 1831 года. Дело в том, что обязательным полагалось освящение клубного помещения и официальных торжеств клуба, которое и совершали священники ближайшего к нему Рождественского храма. Собственной домовой церкви в усадьбе не было, и храм стал приходским даже для самих служителей клуба. За это в знак уважения клуб закрывался на всю Страстную седмицу.

Рождественскую церковь в Палашах закрыли в 1935 году и выстроили на ее месте здание школы.

Храм Рождества Христова в с. Кудрино
Другая церковь Рождества Христова близ старинного села Кудрина появилась позднее, чем Палашевская, — в 1640-х годах, и стояла на Поварской улице, 33, на месте Театра-студии киноактера. Ее прихожане тоже оказались причастны к ратному делу: она была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась как «церковь стрелецкая». Первый деревянный храм стоял ближе к Садовому кольцу, а новую каменную церковь в 1693 году поставили на Поварской. Потом появились приделы во имя икон Богоматери Казанской и Тихвинской. Однако при Наполеоне храм пострадал так, что был упразднен, и лишь по настоянию прихожан — уже не стрельцов, а именитых граждан и дворян, селившихся в этом аристократическом районе, его восстановили в 1815 году.

После революции храм еще некоторое время действовал. В июне 1918 года в нем отпевали знаменитого актера Мамонта Дальского, трагически погибшего в Москве. Личность Мамонта Дальского, человека «с выдающимся темпераментом и мятущейся душой», оставалась загадочной даже для его современников. Он стал одним из отрицательных персонажей в эпопее «Хождение по мукам». Алексей Толстой так описывает его: «Это был человек дикого темперамента. Красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый».

Настоящей фамилией его была Неелов. Долгое время он играл на сценах провинциальных театров, пока за роль Гамлета не получил приглашение в столичные труппы на выбор: в Малый театр или Александрийский. Он выбрал Петербург и прослужил на сцене Александрийского театра 10 лет, а в 1900 году стал гастролировать по России. Несколько грузный, он обладал даром художественной речи, умением подать свой персонаж, неожиданной интерпретацией роли, и потрясающим голосом. Дальский серьезно относился к актерскому ремеслу, считал, что для него губительна коммерция и мечтал создать образцовый театр, но осуществить свои планы не успел. Бурное время революции не оставило равнодушным и актера, он увлекся анархическим движением, но вскоре его настигла смерть. Мамонта Дальского отпевали дважды: сначала в Москве, где он погиб, сорвавшись с подножки трамвая, а потом в Александро-Невской Лавре, когда гроб с его телом перевезли для похорон в Петроград.

Храм в Кудрине был разрушен в 1931 году. На его месте в качестве традиционного символа советского строя развернулось образцово-показательное строительство Клуба для общества политкаторжан. Братья Веснины полностью воплотили в этом здании свою концепцию конструктивизма, оно наглядно демонстрировало архитектурный стиль революции. Однако пока строили клуб, общество политкаторжан оказалось в опале, и выстроенное здание отдали под кинотеатр, а потом в Театр-студию киноактера.

Чудесно уцелела лишь Рождественская церковь в Измайлове, где она благополучно стоит с 1676 года, выстроенная на месте деревянной. Измайлово, «Царское Село Москвы» было родовым владением бояр Романовых, а потом превратилось в царскую резиденцию, где любил охотиться и отдыхать царь Алексей Михайлович. Именно здесь он устроил хозяйство, где пробовали выращивать необычные для московского климата виноград, хлопок, грецкий орех, арбузы и дыни. Именно здесь, по рощам Измайлова, маршировали петровские потешные полки, а в амбаре подле Оленьего пруда (названного не от оленей, а искаженно от Льняного двора, который работники-псковичи называли по-своему Ольняным) юный Петр нашел знаменитый ботик, на котором плавал по Измайловским прудам. Когда он перенес столицу в Петербург, в Измайлове жили родственники царя Ивана Алексеевича, а при Елизавете Петровне жизнь в нем умолкла.

Храм Рождества Христова в Измайлове
Село Измайлово было известно с 1389 года — какая-то местная церковь там уже стояла. Считается, что его имя произошло от древнего рода бояр Измайловых, которым до Романовых принадлежало это село. Вотчиной бояр Романовых оно стало при Иване Грозном, возвысившим этот род женитьбой на Анастасии Романовой: во второй половине XVI века царь пожаловал Измайлово младшему брату царицы, воеводе Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Тогда и появилась деревянная Рождественская церковь. Царь Алексей Михайлович выстроил для своей резиденции величественный Покровский собор (считается, что его пять глав были самыми большими в старой Москве» а размеры сравнимы лишь с кремлевским Успенским собором и Смоленским собором Новодевичьего монастыря). А для жителей села в 1676 году устроили приходскую Рождественскую церковь. Но и она, выстроенная в царской резиденции на государевы средства, отличалась от обычных приходских церквей Москвы и демонстрировала дворцовую принадлежность. Церковь сразу обратила на себя внимание стилем костромской архитектуры, где была вотчина Романовых, и богатой каменной резьбой. Императрица Елизавета украсила ее колокольней.

Устроение и убранство Рождественской церкви в Измайлове символизировало и покровительство роду Романовых, и Божественное покровительство России, напоминая о главных вехах ее истории. Один из приделов освящен во имя Казанской иконы, которая оказала чудесную помощь в 1612 году, после чего Романовы были избраны на русский престол. В другом приделе во имя св. Николая Чудотворца хранится икона Божией Матери «Благодатное Небо»: этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим князем Василием I, чем, считают историки, был достигнут временный мир с Литвой. В главной Рождественской церкви находится Иверская икона, которая появилась в Москве при царе Алексее Михайловиче. На храмовых иконах изображены среди других св. Алексей Человек Божий — небесный покровитель Алексея Михайловича и св. Мария Египетская — в честь тезоименитства его первой жены Марии Милославской, матери царя Федора. Эти образы знаменуют, что в устроении каменной Рождественской церкви принимали личное участие царь Алексей Михайлович и его сын Федор. Все иконы исполнили мастера Оружейной палаты, в том числе и святыню Измайлова — список чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана для дворцового Покровского собора, но временно пребывала и в Рождественской церкви.

По преданию, эта икона первой из числа других икон Богоматери была написана святым евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Господня. Сама Пречистая Матерь Божия благословила написать этот образ для Иерусалимской общины, отчего явилось ее имя. В Иерусалиме икона пребывала пять веков, потом оказалась в Константинополе, а в 988 году была подарена св. князю Владимиру Великому после его крещения и перенесена в Корсунь. Так икона попала на Русь. Потом св. Владимир подарил ее новгородцам, когда они последовали его указу и приняли христианство. Икона избрала себе местом пребывания Софийский собор в Великом Новгороде. В 1571 году Иван Грозный перенес святыню в Москву, в Успенский собор. Оттуда икона исчезла после Наполеона, и ее заместили списком из другого кремлевского храма.

А список для Покровского собора в Измайлове мастера Оружейной палаты исполнили к освящению собора, во второй половине XVII века. От нее получали исцеления во время чумной эпидемии 1771 года, после чего московская икона стала почитаться чудотворной. Потом она чудесно остановила эпидемию холеры, которая напала на юг Москвы в 1866 году: икону пронесли с молебствием через Нагатино, Дьяково, Коломенское, Сабурово, и страшная болезнь отступила.

В 1932 году икона покинула Покровский собор, который закрыли и разорили безбожные власти. Новым ее пристанищем стала Рождественская церковь. Она и здесь явила свою благодатную силу. В середине 1930-х годов в этом храме служил протоиерей св. Николай Воробьев, погибший в годы репрессий и в июле 2001 года причисленный к лику Святых Новомучеников Российских. А 25 октября 1945 года в праздник Иерусалимской иконы в Рождественском храме был рукоположен во священника диакон Иоанн — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Недавно жизнь вернулась в Покровский собор, и в него снова вернулась чудотворная Иерусалимская икона. Во время ремонтных работ заметили, что ни одна пылинка не осела на Лики Богоматери и Богомладенца, они оставались чистыми, ясными, светлыми… По молитве перед Иерусалимской иконой оказывается помощь о детях, и в самых отчаянных, безнадежных положениях.

А Рождественский храм, принявший на время чудотворную святыню, не закрывался всю черную годину русской истории. Даже колокола его продолжали звонить по праздникам, поскольку Измайлово долго оставалось окраиной Москвы.

rusk.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть