Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине, в Денежном переулке

Покровская церковь упоминается впервые в 1673 г. Храм располагался в Левшинском переулке, название которого пошло от урочища Левшина, а оно получило название от стрелецкого полковника Афанасия Левшина. В 1712 г. на месте прежнего храма он возвел каменную одноглавую церковь с колокольней. В 1748 г. построили трапезную с приделами преподобного Сергия (1722 г.) и Димитрия Ростовского (1758 г.).

К сожалению, Богородицкая церковь не сохранилась до наших дней. В 1930 г. храм был закрыт, а спустя некоторое время разрушен. В 30-40-е гг. прошлого века на месте снесенной церкви строится комплекс кооперативных жилых домов. Дома в Левшинском Большом переулке, 9 — памятники архитектуры регионального значения.

Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине церковь (уничтожена).

Первое упоминание о храме относится 1673 г., как о приходском в стрелецкой слободе. Местность Лёвшино получила название от фамилии полковника Афанасия Ивановича Лёвшина, командовавшего стрельцами. Он и построил новый Покровский храм в 1712 г. Тогда же была возведена колокольня и написаны иконы для иконостаса. С 1722 г. известен в трапезной придел преподобного Сергия Радонежского. Второй придел во имя святителя Димитрия Ростовского, также находившийся в трапезной, упоминается с 1758 г. Лишь фотографии конца XIX века дают представление о внешнем облике храма, несколько архаичном для времени его постройки. Протоиерей Михаил Васильевич Соловьев († 1861), отец историка С.М. Соловьева и дед философа В.С. Соловьева, последний год своей жизни служил в Покровском храме в Лёвшине. Известный государственный деятель Петр Александрович Валуев (1815–1890) дебютировал в литературе с повестью «У Покрова в Лёвшине». Широко известно упоминание Даниилом Андреевым в его книге «Роза мира» об откровении, полученном им в этом храме на ранней обедне в Пасху 1928 г. В храме в 1914–1929 гг. служил новомученик протоиерей Стефан Волконович († 1936).

Церковь закрыли в 1930 г., и вскоре ее стали разбирать. Ныне на месте церковного здания, что находилось около пересечения Большого и Малого Лёвшинских переулков, стоит пятиэтажный жилой дом.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

sobory.ru

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине

Из Википедии — свободной энциклопедии

Православная церковь
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Лёвшине

Фотография 1882 года.
55°44′33″ с. ш. 37°35′21″ в. д. H G Я O L
Страна Русское Царство
Российская империя
СССР
Москва Большой Лёвшинский переулок, 9
Конфессия Православие
Епархия Московская
Первое упоминание не позже третьей четверти XVII века
Состояние снесена

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Лёвшине — утраченный православный храм, находившийся в Москве, в Большом Лёвшинском переулке, на месте нынешнего здания Кооперативного жилого дома архитекторов и строителей, объекта культурного наследия регионального значения. В обиходе упоминалась как Покровская церковь и Богородицкая церковь.

В документах церковь упоминается с 1673 года, она была устроена и её посещали стрельцы, относящиеся к полку Афанасия Ивановича Лёвшина. Каменная церковь с колокольней построена в 1712 году, трапезная — в 1748г. Ещё позже в ней появились приделы преподобного Сергия Радонежского и святого Димитрия Ростовского, первый известен с 1722 года, а второй был устроен в 1758 году, через год после прославления его в лике святых Православной Российской Церковью. Внутри в главном иконостасе оставались образа работы царских иконописцев времени построения каменного храма [1] .

В 1930 году церковь была закрыта и впоследствии разрушена. На её месте в 1935 году появился Кооперативный жилой дом архитекторов и строителей, к которому позднее были добавлены корпуса.

Энциклопедичный YouTube

Содержание

Историческая справка

Первое упоминание о храме относится к 1673 году: «181/1673 года сентября в (1) день, по указу патриарха Питирима (церковь) обложена вновь данью. 195/1687 года сентября 29 за антиминс атласный, в цену церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что за Пречистенскими воротами, в стрелецкой слободе, попу Сергию взято 20 алтын. 205/1697 года декабря 8 выдан антиминс в новопостроенную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что за Пречистенскими воротами, в стрелецкой слободе, взял поп Василий Григорьев» И только в 1734 году Покровская церковь именуется «что в Лёвшине» [2]

Местность, на которой стояла Покровская церковь, постепенно стала именоваться Лёвшино, по фамилии полковника Афанасия Ивановича Лёвшина [3] , командовавшего стрельцами и построившего Покровскую церковь.

Афанасий Иванович Лёвшин (из немецкой земли от Суволы Левши уп.1365)р.1620 г., служил в стольниках, был головою московских стрельцов. Не раз посылался в Устюг и Холмогоры против разбойников и Стеньки Разина. Воевал Смоленск и другие города, захваченные поляками и литовцами. На своё иждивение собрал тысячный полк, выстроил стрелецкую слободу, приказ, и церковь Покрова за Пречистенскими воротами. Служил под Чигириным, в Белгороде и Воронеже. Известен как составитель переписных книг города Белёва (1678). Воевал против турок. Скончался 1 мая 1687 года. Тело его перевезено в с. Темерянь и предано земле в церкви им основанной, но недостроенной (а достраивать московскую каменную Покровскую церковь пришлось другому Лёвшину). [4] В дополнение к сказанному привожу запись: «30 августа 1674 года в субботу день был пасмурен и шёл дождь и был ветер велик. А на государеве дворе на карауле стоял голова Афанасий Лёвшин с приказом».

Ранее эта территория Земляного города именовалась Могильцы по древнему храму Успения Пресвятой Богородицы, что в Могильцах. Издревле здесь (в районе нынешних Большого Власьевского, Пречистенского, Мёртвого и Могильцевских переулков) располагался большой погост. И изначально Покровская церковь, так же, как и Успенская, были привязаны к топониму «Могильцы» или «Могильницы» [5] .

Широкая трапезная была пристроена к церкви в 1748 году. С 1722 года известен придел преподобного Сергия Радонежского и, позднее, в 1758 году – придел святителя Димитрия Ростовского, который располагался в трапезной части храма. С запада стояла колокольня, на массивном четверике которой возвышался восьмиугольный ярус звона. [6] На церковной земле в XVIII веке располагалось здание богадельни [7] .

В церкви Покрова Богородицы в Лёвшине в XVIII веке находились дворы: Ильи Богдановича сына Лёвшина, вдовы Агафьи Алексеевны дочери Лёвшиной, Алексея Денисовича сына Лёвшина, Степана Алексеевича Бестужева-Рюмина, фельдмаршала П.Б.Шереметева, поэта В.В.Капниста, дворы Судного приказа и Московской Большой Таможни и Лёвшинские бани. В переписи упомянута церковная кладбищенская земля [8] .

В приходе Покровской церкви в 1716-1723 годах жили московские иконописцы: Савватий Иванов и Борис Павлов, они имели дворы в приходе церкви Покрова Богородицы, «что на Могильцах» под No 703 и 619 [9] .

В XIX веке в приходе церкви находился двор княгини Кропоткиной, в доме которой жил герой 1812 года, родной брат Дениса Давыдова Евграф Васильевич Давыдов. Дворы Сабуровых, Сухотиных, Львовых, Воейковых, Давыдовых и героя 1812 года генерал-майора барона Корфа Фёдора Карловича [10] . Протоиерей Михаил Васильевич Соловьёв (ꝉ1861), отец историка С.М.Соловьёва, дед философа В.С.Соловьёва, последний год своей жизни служил в Покровском храме. Известный государственный деятель, министр внутренних дел граф Пётр Александрович Валуев (1815 — 1890) дебютировал в литературе с повестью «У Покрова в Лёвшине», где вокруг Покровского храма развиваются события истории, которая кончается венчанием в том же Покровском храме.

Вот как описал внешний вид церкви С.М.Голицын: «. ходили всей семьёй в церковь Покрова, что в Лёвшине. мы предпочли более дальнюю, белую с большим синим куполом церковь XVIII века Покрова в Лёвшине, на углу Большого и Малого Лёвшинских переулков» [11] .

В конце XIX века, напротив церкви, в доме No6 по Б. Лёвшинскому переулку (усадьба XVIII века Анны Николаевны Загоскиной) жил Николай Васильевич Давыдов (1848 – 1920). Там были по пятницам литературно – театральные вечера, где часто бывали В.О. Ключевский, актёр А.Л. Ленский, философ Л.М. Лопатин, актриса Г.Н. Федотова, актёр А.П. Южин, профессор – медик А.Б. Фохт, М.А. Садовская, А.А. Яблочкова, профессор А.А. Мануйлов [12] .

После революции 1917 года при церкви было создано благотворительное общество «Братство», помогавшее нуждающимся, большую часть которых составляли инвалиды Первой мировой войны. В 1924 году поблизости от церкви поселились Михаил Булгаков с Любовью Белозёрской, здесь венчалась младшая сестра писателя, Елена [13] .

В храме служил с 1914 по 1929 год протоиерей Стефан Волконович, пострадавший за веру в 1936-м. Ктитором храма в те же годы был отец священномученика Василия Надеждина (ꝉ1930) Фёдор Алексеевич Надеждин (ꝉ1935) [14] .

В 1929 году церковь закрыли, а 7 февраля 1930 года выдано разрешение на снос. ВЦИК РСФСР 15 марта того же года его подтвердил. Пятиэтажный дом, выстроенный на месте церкви по проекту М.Б. Шнейдера и А.Я. Лангмана, датируется серединой 1930-х годов [6] .

Интересные факты

Сохранились сведения о плащанице XV века, хранившейся в ризнице Покровской церкви. По кайме, вышитой вокруг плащаницы, написано на древнем церковно-грузинском языке: «Христе Боже Распятия, Гроба и Воскресния Твоею Благодатию помилуй и спаси от всякого лукавого душу благословенного патрона царя Баграта и супругу его царицу Елену и детей их. Аминь».

В Грузинской истории известен имеритинский царь Бограт III († 1508), супруга которого была Елена, дочь Рачинского Эристава. Вот мнение действительного члена Императорского Московского Археологического общества Сизова: «по характеру изображений, греческим надписям и деталям орнаментировки, плащаница относится к XV веку». Но, как эта древность попала в Покровский храм, археологам так узнать и не удалось. В 1900-х плащаница была передана в Исторический музей [15] . Однако нельзя исключить и того факта, что Афанасий Иванович Лёвшин воевавший в своё время на поляков, ходил в поход с грузинским царевичем. В этом факте, весьма возможно, и кроется ответ на вопрос откуда в простом московском храме была такая древность.

В этом храме известный русский духовидец XX в. Даниил Андреев получил одно из своих путеводительных откровений:

«Второе событие этого порядка я пережил весной 1928 г. в церкви Покрова в Лёвшине, впервые оставшись после Пасхальной заутрени на раннюю обедню: эта служба, начинающаяся около двух часов ночи, знаменуется, как известно, чтением — единственный раз в году — первой главы Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово». Евангелие возглашается всеми участвующими в службе священниками и дьяконами с разных концов церкви, поочередно, стих за стихом, на разных языках, живых и мертвых. Эта ранняя обедня — одна из вершин православного — и вообще христианского — и вообще мирового богослужения. Если предшествующую ей заутреню можно сравнить с восходом солнца, то эта обедня — настоящий духовный полдень, полнота света и всемирной радости. Внутреннее событие, о котором я говорю, было и по содержанию своему, и по тону совсем иным, чем первое: гораздо более широкое, связанное как бы с панорамой всего человечества и с переживанием всемирной истории как единого мистического потока, оно сквозь торжественные движения и звуки совершавшейся передо мной службы дало мне ощутить тот небесный мир, в котором вся наша планета предстает великим Храмом, где непрерывно совершается в невообразимом великолепии вечное богослужение просветленного человечества». [16]

wiki2.org

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти _доставляет_ плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год. Более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах России к апостольской эпохе. Достоверные сведения о существовании христианских общин в Киеве относятся к половине IX века.

Автокефальная церковная организация с центром в Москве с урегулированным каноническим статусом возникла в 1589 году, когда Московский митрополит был признан в достоинстве патриарха как самостоятельный предстоятель Московской Церкви, то есть Церкви в северо-восточной части исторической Руси (см.Википедия).

На сайтах содержится информацию о православных храмах, соборах, часовнях, церквях России, рассказывют о наиболее выдающихся православных храмах России и монастырях России, об их увлекательной истории, архитектуре, их основателях — преподобных старцах, самых почитаемых на Руси святых. Храмы структурированы по географическому расположению.

www.familytree.ru

История храма

Cело неоднократно упоминалось въ лѣтописяхъ въ связи съ историческими событіями, въ частности, съ походомъ на Москву Лжедмитрія въ 1605 году. Лѣтописецъ, рассказывая о приближеніи къ столицѣ Лжедмитрія пишетъ, что “онъ послалъ впередъ гонцовъ съ грамотою, въ которой говорилъ, что народъ присягалъ Борису Годунову беззаконно, но что онъ проститъ всѣхъ, кто поспѣшитъ признать его истиннымъ царемъ”.

Гонцы Самозванца, Плещеевъ и Пушкинъ, остановились въ Красномъ селѣ, гдѣ жили богатые московскіе купцы и ремесленники. Эти последніе приняли гонцовъ съ радостью и повели ихъ въ Москву. Царь Ѳеодоръ, узнавъ объ этомъ, выслалъ дѣйствовать противъ нихъ стрѣльцовъ, но они не захотѣли дѣйствовать противъ безоружной толпы и ушли обратно. Дѣло Самозванца было выиграно и 20-го іюня 1605-го года онъ въѣхалъ въ Москву.

Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы въ дворцовомъ Красномъ селѣ извѣстна по источникамъ съ первой половины XVII столѣтія. Въ 1628 году настоятелемъ Покровской церкви числился священникъ Ѳеофилактъ. Строительство перваго каменнаго храма въ Красномъ селѣ относится ко времени Святѣйшаго Патріарха Адріана, когда въ самомъ концѣ XVII-го вѣка выдали храмозданную грамоту на возведеніе каменной Покровской церкви съ колокольней и съ придѣломъ въ небольшой трапезной части во имя Святителя Николая Чудотворца. Окончаніе строительства и освященіе новой церкви источники относятъ къ 1701 году, уже ко времени патріаршаго мѣстоблюстителя Митрополита Рязанскаго Стефана (Яворскаго).

Въ царствованіе Императрицы Анны Іоанновны Покровскій храмъ, простоявъ чуть болѣе 30 лѣтъ, пришелъ въ ветхость и въ 1734 году изъ Синодальнаго Казеннаго правленія дали указъ о построеніи новой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы съ прибавленіемъ въ трапезѣ новаго придѣльнаго храма Усекновенія честной главы Іоанна Предтечи. Работы начались по благословенію архіепископа Московскаго и Владимірскаго Іосифа (Волчанскаго) въ апрелѣ 1745 года. Была разобрана трапезная часть храма съ Никольскимъ придѣломъ, а также колокольня. Въ строительствѣ новой церкви приняли участіе прихожане-красносельцы, именитые московскіе купцы — Иконниковы, Перфиловы, Хреновы. Въ іюлѣ 1745 года въ трапезѣ съ левой стороны былъ подготовленъ и освященъ придѣлъ святаго Пророка и Крестителя Господня Іоанна Предтечи.

Въ 1748 году по благословенію архіепископа Сарскаго и Подонскаго Платона (Малиновскаго) въ трапезѣ освятили правый придѣльный храмъ во имя Святителя Николая. Въ 1749-1751 гг. послѣ разборки стараго каменнаго Покровскаго храма возвели новое зданіе настоящей церкви и колокольни. Такимъ образомъ, все строительство шло съ 1734 по 1751 годы. 25 августа 1751 года прошло торжественное освященіе главнаго престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископомъ Воронежскимъ Львомъ (Юрловымъ). Однимъ изъ главныхъ дѣятелей по возведенію новаго каменнаго храма въ Красномъ селѣ и его строителемъ былъ настоятель Покровской церкви с 1727 по 1762 гг. священникъ Аѳанасій Андреевъ Красносельскій. Для служенія заупокойныхъ литургій въ придѣлахъ Покровскаго храма богатые прихожане въ теченіе XVIII столѣтія нанимали особыхъ викарныхъ священниковъ. Въ 1778 году по благословенію’ архіепископа Московскаго и Калужскаго Платона (Левшина) деревянную кровлю на церкви и трапезной замѣнили желѣзной.

Въ началѣ XIX вѣка Покровская церковь въ Красномъ селѣ состояла въ Срѣтенскомъ сорокѣ Москвы въ Трехсвятительскомъ благочиніи. Въ 1804 г. при ней устроили женскую богадѣльню. Церкви принадлежала каменная палатка съ лавкой для торговли.

Во время пожара 1812 года огонь пощадилъ Покровскую церковь. Она значится в «Спискѣ оставшимся, не сгорѣлымъ соборамъ, монастырямъ и церквямъ». Поэтому въ ремонтныхъ работахъ нужды не было, но послѣ ухода войскъ Наполеона изъ Москвы 11 октября 1812 года, церкви города были разграблены и такъ осквернены, что въ нихъ нельзя было совершать богослуженія. Въ январѣ 1813 года по благословенію епископа Дмитровскаго Августина (Виноградскаго) возобновленъ и освященъ Никольский придѣлъ. Къ 1815 году на средства прихода отремонтировали и освятили настоящій Покровский храмъ и придѣлъ Усѣкновенія главы Іоанна Предтечи.

К 1838 году Покровская церковь пришла въ вет­хость и на средства, пожертвованныя Почетными гражданами Евдокіей Григорьевной Малютиной и Гаврилой Никитичемъ Урусовымъ, «возобновлена во всѣхъ частяхъ кромѣ стѣнъ и благолѣпно украшена». Настоящій храмъ по ветхости перестроили: передѣлали сводъ, главу, по-новому обработали фасады. Историки архитектуры называютъ предположительныя имена архитекторовъ — авторовъ передѣлки Покровской церкви 1838 г. — Д. Жилярди и О.Бове, хотя документальныхъ доказательствъ нѣтъ. Тогда же былъ устроенъ ампирный пятіярусный иконостасъ главнаго Покровского храма. Къ концу лѣта возобновительныя работы въ Покровс­кой церкви были закончены и 18 сентября 1838 года состоялось ея освященіе.

Росписей стѣнъ старинныхъ нѣтъ и не было. Есть описаніе рѣзной статуи Спасителя: Онъ изображенъ сидящимъ въ терновомъ вѣнцѣ, въ страдательномъ видѣ. Скульптура издревле была помѣщена ъ нарочито устроенномъ мѣстѣ за иконо­стасомъ въ трапезѣ, на сѣверной сторонѣ, на подобіе темницы; предъ нею горѣла неугасимая лампада и каждую недѣлю совершался молебенъ съ акаѳистомъ. Мѣра Спаси­теля от помоста — около двухъ аршинъ».

В 1861 году въ непосредственной близости отъ Пок­ровской церкви должна была пройти линія строящейся Московско-Рязанской желѣзной дороги. Ея правленіе от­купило подъ дорогу сѣверную часть церковнаго погоста и земельный участокъ, принадлежащій просфорнѣ.

Въ 1864 г. на средства Потомственной Почет­ной гражданки Екатерины Ѳеодоровны Малютиной былъ построенъ на церковной землѣ «Домъ успокоенія для престарѣлыхъ и болѣзненныхъ священнослужителей съ ихъ семействами». Онъ представлял собой двухэтажный каменный корпусъ съ нежилымъ подваломъ и съ деревянной лѣстницей, ведущей на второй этажъ. Домъ призрѣнія управлялся настоятелемъ храма Покрова Пресвятой Богородицы въ Красномъ селѣ.

С 1832 года болѣе 50 лѣтъ Покровский приходъ возглавлялъ протоіерей Михаилъ Ѳеодоровичъ Ильинскій. При немъ въ 1871 году въ храмѣ устроили новое духовое отопленіе и, такимъ образомъ, весь храм сталъ теплымъ (зимнимъ). Въ 1885 г. обновили иконостасы въ придѣльныхъ церквахъ на средства ктитора потомственнаго почетнаго гражданина И. И. Соловьева. Съ 1863 года съ вѣдома Московскихъ Епархіальныхъ Властей разрѣшили продажу и обменъ части церковной земли подъ строительство Московско-Рязанской желѣзной дороги. Тогда же производится интенсивное строительство на территоріи церковной земли домовъ для причта и благотворительныхъ завѣденій. Съ 1886 года по распоряженію епархіальныхъ властей въ штатъ церкви прибавили второго священника. Крупныя ремонтно-возстановительныя работы по Покровскому храму провелъ въ 1890-е – 1904 гг. настоятель протоіерей Василій Михайловичъ Третьяковъ. Въ сентябрѣ 1897 года освятили возобновленныйи отреставрированный храмъ Покрова Пресвятой Богородицы. Въ 1902-1904 гг. на средства ктитора Г.Д. Обрѣзкова церковь капитально перестроили съ устройствомъ придѣловъ въ рядъ съ главнымъ Покровскимъ алтаремъ с сѣверной и южной сторонъ. Проектныя работы выполнилъ архитекторъ Свято-Троицкой Сергіевой Лавры А. А. Латковъ. Въ іюлѣ 1904 года состоялось торжественное освященіе вновь устроенныхъ придѣловъ митрополитомъ Московскимъ и Коломенскимъ Владиміромъ Богоявленскимъ) и ректоромъ Московской Духовной семинаріи Анастасіемъ (Грибановскимъ). Тогда же съ благословенія итрополита Владиміра при Покровскомъ храмѣ въ наемномъ домѣ открыли мѣстную церковно-приходскую школу. Съ 1901 года въ штатѣ Покровскаго причта появляется ставка третьего священника и, такимъ образомъ, къ началу XX столѣтія въ составѣ красносельскаго причта числились три священника, два діакона и три псаломщика.

Съ 1909 года по указу митрополита Московскаго и Коломенскаго Владиміра настоятелемъ Покровской церкви опредѣлили протоіерея Петра Ивановича Голубева. При церкви состояло приходское попечительство о бѣдныхъ и отдѣленіе Елизаветинского благотворительного общества. Храмъ Покрова Пресвятой Богородицы, что въ Красномъ селѣ, входилъ въ 3-й благочинническій округъ церквей Срѣтенскаго сорока Москвы. Въ 1915-1916 гг. Покровскую церковь неоднократно посѣщалъ и проводилъ богослуженія Митрополитъ Московскій и Коломенскій Макарій (Невскій). Въ церковномъ домѣ проводились собранія духовенства благочинія, на которыхъ присутствовалъ Владыка Митрополитъ.

Важнымъ событіемъ в экономической жизни Покровской церкви стало производство дѣла по компенсации отчужденной церковной земли для нуждъ Московско-Казанской желѣзной дороги, въ результатѣ которой была произведена постройка четырехэтажнаго каменнаго церковнаго дома (1914-1916 гг.) для обезпеченія квартирами причта храма.

Послѣ революціонныхъ событій и большевистскаго переворота 1917 года по декретамъ СНК были реквизированы церковные дома, упразднена церковно­приходская школа, переданы отъ церкви въ отдѣлъ городского соціальнаго страхованія женская богадѣльня и домъ призрѣнія священнослужителей. Въ январѣ 1925 г. мѣстные совѣтскія власти и руководство желѣзной дороги предприняли попытку закрыть Покровскую церковь съ передачей зданія подъ клубъ Юныхъ піонеровъ Вагоннаго отдѣленія Московско-Казанской желѣзной дороги. Вѣрующіе отстояли церковь, подавъ жалобу во ВЦИК.

Многочисленныя фотографіи экстерьеровъ и интерье­ровъ Покровской церкви, сдѣланныя въ 30-ые годы наше­го столѣтія, до начала ея сноса, являются прекраснымъ дополненіемъ къ вышеперечисленнымъ описаніямъ и даютъ возможность представить обликъ храма во всей полнотѣ.

Въ 1933 году часть помѣщеній упраздненной церк­ви арендовывало «Мособлроскино». Въ слѣдующемъ году церковь Покрова стали сносить. Успѣли разобрать алтарь, барабаны съ завершеніями, верхъ колокольни, но работы, къ счастью, были пріостановлены.

Позже, изъ-за плохого состоянія, фасадъ четверика перваго яруса церкви былъ за­крытъ листами шифера, а въ правомъ придѣльномъ алтарѣ устроенъ сквозной проходъ для пешеходовъ, такъ какъ церковь выступала за красную линію Нижней Красносель­ской улицы.

При дальнѣйшемъ использованіи зданія подъ арен­ду, были устроены три междуэтажные перекрытія; заст­роенъ юго-западный уголъ между трапезной и колоколь­ней, симметричный ризницѣ; сдѣлана кирпичная пристройка вдоль сѣвернаго фасада.

До 1996 г. въ зданіи храма размѣщалось центральное конструкторско-технологическое бюро игрушки.

Въ 1996 г. зданіе храма было возвращено Русской Православной Церкви.

Послѣ шестидесяти лѣтъ бездѣйствія первый молебенъ состоялся 22 мая 1996 г., первая Литургія была отслужена 7 января 1997 года. Началось возстановленіе храма: возстановили алтарь, колокольню и пять главокъ на четверикѣ, историческую художественную ограду. Возстановленіе алтаря стало возможнымъ благодаря измѣненію планировки красносельскаго путепровода.

Въ настоящее время продолжаются реставраціонно-возстановительныя работы по фасадамъ и внутреннему убранству храма. Такъ, въ послѣднее время въ главномъ иконостасѣ, благодаря посильной лептѣ нѣкоторыхъ прихожанъ, появилось нѣсколько замечательныхъ иконъ въ академическомъ стилѣ. Мы приглашаемъ нашихъ прихожанъ и друзей и впредь вносить посильный вкладъ въ возрожденіе храма Покрова Пресвятой Богородицы.

www.pokrovahram.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.