Библиотека Ивана Грозного

Тайна библиотеки Ивана Грозного

Согласно легенде, библиотека Ивана Грозного изначально принадлежала византийским императорам и ее собирали на протяжении нескольких столетий. Есть даже имя последнего держателя книг — им был Константин XI. Если верить этому рассказу, когда не стало Константинополя, все книги оказались перевезены в столицу Италии. Из Рима библиотеку отправили в Москву, она стала приданым византийской царевны Софьи Палеолог, которая стала невестой Ивана III.

Итак, в 1472 году Софья Палеолог прибыла в Москву и стала свидетелем ее состояния после пожара. Тогда, юная императрица решила уберечь от риска библиотеку и распорядилась разместить ее в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле. Для создания надежного тайника ценнейшей библиотеки был привлечен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Опасения Софьи не были беспочвенными, ведь через год после ее приезда снова случился пожар, книги уцелели. В то время Москва горела очень часто, в истории зафиксировано как минимум 10 таких возгораний.

Как библиотека стала собственностью Ивана Грозного — неизвестно. Есть даже такие версии, по которым царь сам вел активные действия по приобретению ценных книг Византии. Возможно, библиотека постоянно пополнялась, от этого становилась еще богаче. Есть мнение, что в ее состав также вошли книги из библиотеки Ярослава Мудрого.

Исчезла библиотека в 1571 году, в этот момент царь как раз отправился в Александровскую слободу, значит у кого-то был удобный момент для хищения. По некоторым данным, царь казнил тех, кто строил тайник для книг, дабы тайна его создания и местонахождения умерла вместе с ними. Так что, кто и как нашел библиотеку — загадка. В XV веке, как известно, состоялась перестройка Кремля, возможно она также оставила некий след в этой истории.

По мнению многих исследователей, библиотека представляет огромную ценность. Среди книг могли быть спрятаны разные богатства и сокровища, иначе, зачем так тщательно прятать библиотеку? Тем не менее, ее следы не найдены по сей день.

Еще один человек принявший участие в истории с Либерией — Максим Грек, его сын Ивана III Василий III привлек для перевода книг. В «Сказаниях о Максиме Греке» есть соответствующее подтверждение, хотя многие историки считают описи библиотеки подделкой, впрочем, в них сказано:

«. отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны. »

В пользу реальности библиотеки есть слова протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта. Он был приглашен Грозным ля перевода книг в 1570 году, Франц Ниенштедт в «Ливонской хронике» привел такие слова Иоганна о Либерии: «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».

В архиве Ватикана имеются документы, которые говорят о задании разыскать царское собрание древних книг в 1601 году. Дано это поручение было канцлер ВКЛ Льву Сапеге и иезуиту Пётру Аркудию. Есть также данные о том, что в поисках принимал участие митрополит Газский Паисий Лигарид и хорватский ученый Юрий Крижанич. Последнего за эти поиски даже отправили в Тобольск.

Что же касается нас, официально российская власть принялась за поиски книг в 1724 году, поручение дал Сенат, предпосылкой стали показания пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова, который рассказал следующее:

«Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк чепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко».

www.glavtema.ru

Библиотека Ивана Грозного

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».

При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.

Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».

При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.

Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

culture.ru

Куда пропала библиотека Ивана Грозного

Несколько столетий энтузиасты и авантюристы безуспешно ищут библиотеку Ивана Грозного – загадочную «либерèю» (от лат. liber — «книга»). Серьёзные учёные убеждают — поиски лишены смысла. Но энтузиасты не желают расставаться со своим мифом.

Оставить след в истории можно двумя способами: сотворить нечто гениальное или натворить что-нибудь безумное. Но если человеку не довелось родиться гением, а лавры Герострата не прельщают — есть и третий путь: стать частью исторического мифа. Как это происходит? Cначала возникает легенда. Затем она обрастает подробностями и «свидетельствами» тех, кто желает получить свои «15 минут славы». Со временем на рассказы этих «свидетелей» начинают ссылаться потомки — и вот вам готовый исторический миф, в котором реальные люди занимают почётное место. Посмотрим, как создавался миф о «либерèе» и кто, благодаря ему, «наследил» в истории.

Итак, легенда: уникальную библиотеку, которую столетиями собирали византийские императоры, привезла в Москву принцесса Софья Палеолог в приданое своему мужу – великому князю Ивану III. Чтобы уберечь бесценные свитки от пожаров, итальянский архитектор Аристотель Фиораванти сконструировал для библиотеки специальный тайник. Последним владельцем библиотеки был Иван Грозный, после его смерти «либерèя» исчезла.

Теперь перейдём к «свидетелям». «Ливонская летопись» конца XVI века рассказывает историю пастора Иоганна Веттермана, попавшего в плен к русским во время Ливонской войны. Прослышав об учености и праведной жизни пастора, Иван Грозный пригласил его в Москву и повелел дьякам показать пленнику свою библиотеку. Увидев множество бесценных книг, пастор воскликнул, что «отдал бы все свое имущество, даже всех своих детей, чтобы только эти книги… принесли много пользы христианству».

Должно быть, пылкость святого отца немало позабавила дьяков: ведь у пленника не было ни детей, ни имущества. Ему предложили перевести на русский язык часть рукописей. Окинув взглядом хранилище, пастор смекнул, что работа предстоит большая, возможно – на всю оставшуюся жизнь. Вмиг позабыл о «пользе христианству» и поспешил тактично отказаться.

Ливонская летопись

Рассказ занятный, но совершенно неправдоподобный. Право же, были у Ивана Грозного дела поважнее, чем хвастаться перед «смердом» своей библиотекой. Конечно же, пастор нафантазировал, но фантазия увековечила его имя на страницах «Ливонской летописи», сделав частью мифа о «либерèе». Мы ещё услышим о Веттермане.

В XIX веке историк Иван Забелин, изучая архивы времен Петра I, обнаружил донесения пономаря Конона Осипова. Он пересказывал историю, услышанную от друга — дьяка Василия Макарьева. Исполняя некое поручение царевны Софьи, дьяк исследовал подземелья Кремля и наткнулся на потайную комнату, заставленную сундуками. Макарьев почему-то решил, что именно в них хранятся драгоценные рукописи библиотеки Ивана Грозного. Выбравшись на свет божий, он доложил обо всем Софье, но царевна приказала об увиденном забыть.

Многие годы дьяк хранил тайну, поведал её лишь Осипову. Ушлый пономарь решил попытать счастья и отыскать заветную комнату. Но указанный Макарьевым ход оказался засыпан землей, добраться до тайника в одиночку немыслимо. Пришлось обращаться к властям.

Подземный ход

В 1724 году Пётр I распорядился расчистить подземный ход и отыскать библиотеку. Копали долго, но безуспешно. Однако пономарь не унывал. Десять лет он продолжал засыпать высокие инстанции прошениями о новых раскопках в Кремле и, наконец, добился своего: землекопы предприняли ещё одну попытку достичь тайной комнаты. Тщетно.

Шло время. В 1822 году профессор Дерптского университета Христофор фон Дабелов написал статью «О юридическом факультете в Дерпте». Среди прочего, он цитирует документ, названный им «Указатель неизвестного лица». Это был ни много ни мало список рукописей, хранившихся в библиотеке Ивана Грозного. Сей документ, по словам профессора, ему прислали из архива города Пернов. Статья заинтересовала коллегу Дабелова — профессора Вальтера Клоссиуса.

Быть может, список составил наш старый знакомый — пастор Веттерман (к тому времени «ливонский пленник» уже стал частью мифа о «либерèе»)? Клоссиус встретился с Дабеловым, но тот заявил, что располагает лишь копией документа, а оригинал он отослал обратно в Пернов. Как же мог опытный архивист расстаться с таким сокровищем? Проклиная оплошность коллеги, Клоссиус поспешил в архив Пернова. Но список как в воду канул, он не значился ни в одной описи.

Тем не менее, в 1834 году, уже после смерти Дабелова, Клоссиус опубликовал статью «Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича», в которой подробно рассказал о находке профессора и огласил список рукописей из «Указателя» — труды Тита Ливия, Тацита, Полибия, Светония, Цицерона, Вергилия, Аристофана, Пиндара и т.д. Миф обрастал всё новыми «подробностями».

С начала ХХ столетия и до последних дней жизни (1949 год) «либерею» разыскивал археолог Игнатий Стеллецкий. Он утверждал, будто в 1914 году в Пернове нашел-таки заветный «Указатель». Но успел лишь переписать его, поскольку вскоре документ… пропал.

Учёные подняли Стеллецкого на смех. Тем не менее, он методично и настойчиво разыскивал царскую библиотеку в Вологде, Александровской слободе и, конечно, в московском Кремле. В1933 г. Стеллецкий подает докладную записку самому Сталину и добивается разрешения на раскопки. Копали долго, результат предсказуем — ноль.

Раскопки проводились и в наши дни, в «лихие 90-е». Немалые средства «осваивали» аж четыре года. Результат… ну, вы поняли.

А теперь вернёмся в реальность и задумаемся: а была ли библиотека? Сложно представить, что в 1453 г. убегающие от турок защитники Константинополя успели погрузить на корабль и вывезти сотни книг. Но, предположим, чудо произошло, библиотеку спасли и привезли в Москву. Она могла погибнуть в огне пожаров, её могли растащить польские оккупанты в Смутное время. Да мало ли что.

И так ли ценны были книги «либерèи»? Академик Дмитрий Лихачев говорил: «Д аже если библиотеку Ивана Грозного обнаружат, находка не будет представлять большой научной ценности. Значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своём родном языке».

Есть и ещё одна любопытная версия: «либерèя» Ивана Грозного… уже найдена! Не вся, конечно, лишь небольшая часть. Вот что писала газета «Труд» 22 ноября 1944 г.: «В шкафах Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина хранится много тысяч древних рукописей и рукописных книг. Среди других… пять книг большого формата в старинных кожаных переплетах из личного собрания Ивана Грозного».

Может журналисты ошиблись? Но почти через полстолетия заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки») Виктор Дерягин подтверждал: «У нас хранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые относятся еще к VI веку н.э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог».

cyrillitsa.ru

Тайна библиотеки Ивана Грозного так и не раскрыта

Византийскую библиотеку ищут почти три века

О библиотеке Ивана Грозного ходят легенды. Говорят, что её до сих пор не нашли. Что в ней было такого необычного и почему за 500 лет она так и не найдена?

Заклятие царя

Выйдя замуж за великого князя Московского Ивана III, бабушка Грозного Софья Палеолог, племянница византийского императора Константина XI, привезла в столицу Руси 30 (по другим данным — 70) возов с книгами. Это было её приданое. Но деревянный город часто сгорал в пожарах, поэтому книги берегли в сундуках в подземных хранилищах. Софья спасла от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византии, сотни фолиантов на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках, часть которых была в собрании ещё античной Александрийской библиотеки. Пережив в Москве очередной пожар, она убедила мужа радикально перестроить Кремль, заменив дерево кирпичом и белым камнем (именно с тех пор Москву стали называть Белокаменной). По инициативе Софьи в Россию выписали из Болоньи знаменитого архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти, который будто бы построил под Кремлём подземный тайник для привезённых из Византии книжных сокровищ.

По некоторым предположениям, сам Грозный долго искал умело спрятанные бабкой фолианты, а когда нашёл, пополнял собрание другими, закупаемыми в разных странах. Есть версия, что царь объединил византийскую библиотеку с не менее легендарным собранием Ярослава Мудрого, долгие века хранившимся в подземельях Софийского собора в Киеве. Оно могло содержать до тысячи уникальных томов. Говорят, завоевав Казань, царь Иван IV присовокупил рукописи средневековых арабских исследователей из собрания казанского хана. По слухам, либерея (так называли библиотеку от лат. liber — «книга») содержала также колдовские наставления и фолианты по магии.

Возможно, не без применения оккультных знаний Иван Васильевич наложил на библиотеку заклятие — кто к ней приблизится, лишится зрения. Не факт, что заклятие исправно срабатывало: видели же библиотеку и царевна Софья, и её брат Пётр I, как известно, не ослепшие.

Другим повезло меньше. Искавший библиотеку в 1930-х годах сотрудник кремлёвской охраны Аполос Иванов прошёл подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю и обнаружил прикованные цепями к стене истлевшие скелеты, а также железные двери, разделявшие отсеки подземелья. Найти клад Грозного ему не позволили сотрудники НКВД, закрывшие выход из-под земли к Москве-реке кирпичной кладкой. А вот зрение энтузиаст-кладоискатель всё же потерял, хотя и годы спустя.

Кстати, перед празднованием 850-летия Москвы 87-летний Аполос Иванов добился встречи с Юрием Лужковым и, как видно, сумел убедить мэра, что точно знает, где спрятаны сокровища Грозного. Был создан совет по содействию в поисках библиотеки, мэрия предоставила немалые средства, коммерсант Герман Стерлигов возглавил поисковый штаб. Однако спустя два года безрезультатные работы были свёрнуты.

Карта копателей

Само существование либереи вызывает споры историков. Сторонники обычно опираются на «Сказания о Максиме Греке», содержащие обширную опись «единиц хранения», на свидетельство пастора Иоганна Виттермана из Дерпта (ныне эстонский город Тарту), переводившего часть книг с латыни по заказу Ивана Грозного, и на список профессора Дерптского университета Христофора Христиана фон Дабелова, будто бы найденный им в начале XIX века, впрочем, почему-то сохранившийся только в копии. Эти и другие оговорки дают повод скептикам сомневаться в самом факте существования библиотеки, что, однако, не остужает пыла кладоискателей.

Сегодня они рассматривают более 60 вариантов подземного местонахождения либереи. Самые популярные: под Кремлём, в береговых холмах села Коломенского и соседнего с ним Дьякова, в подземных тайниках села Тайнинского на юге современных Мытищ, в Александ­ровой слободе, двадцать лет бывшей «опричной столицей» страны, и в Вологде, которой лишь чумной мор помешал стать главным городом Руси.

В первой половине ХХ века много усилий на поиск библиотеки потратил известный археолог Игнатий Стеллецкий. Проверив четыре названных варианта, он остановился на Коломенском, где буквально перекопал весь пол в шатровой церкви Вознесения. Работы были остановлены усилиями реставратора Петра Барановского, считавшего мифы о либерее абсурдными и вредными. Поиски близ пятиглавой Предтечен­ской церкви в Дьякове пришлось свернуть по настоянию местных жителей: раскопки привели на территорию церковного кладбища. Хотя найденная под землёй известняковая кладка убедила археолога, что он уже в шаге от успеха. Стеллецкий подробно описал все детали поисков, но рукопись таинственным образом исчезла — говорят, и тут не обошлось без НКВД.

В конце 1970-х гг. на следы либереи возле той же Дьяковской церкви случайно вышел инженер-реставратор Владимир Поршнев. В ходе реставрационных работ в храме его рабочие наткнулись на наклонный подземный ход, который вёл к середине прибрежного холма. Реставраторы добрались до сводчатого помещения. Но, обнаружив попытки неизвестных кладоискателей сбить замок с решётки, Поршнев с коллегами сочли благоразумным засыпать лаз песком и забетонировать вход — до лучших времён.

Они пока так и не наступили. Церковь перешла в ведение патриархии, которая вряд ли позволит разбирать белокаменную кладку в алтарной части. А либерея Палеологов по-прежнему скрывается от наших глаз, возможно, не заслуживших права её лицезреть.

www.aif.ru

Библиотека Ивана Грозного

Вот уже более пятисот лет историкам и кладоискателям не дает покоя мечта найти легендарную «Либерию», библиотеку русского царя Ивана Грозного. Но библиотека по-прежнему оберегает свою тайну.

Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность

По преданиям, основанием этой Библиотеки послужили древние греческие и латинские рукописные книги, привезенные женой Московского князя Ивана III Софьей Палеолог в качестве приданого. Младший брат последнего византийского императора Фома Палеолог со своей семьей был вынужден перебраться в Рим из захваченного турками Константинополя в 1460 году. Вполне возможно, что ним была спасена и вывезена в Италию из столицы Византии наиболее ценная часть императорской библиотеки, включавшей в себя фолианты на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках, некоторые из которых были из собрания античной Александрийской библиотеки. Ну и тем более вероятно, что эти ценности после смерти отца стали основным достоянием Софьи Палеолог и ее приданым.

Москва в XV веке

Москва в те времена была городом деревянным, и регулярные пожары практически уничтожали все наземные постройки. Предполагается, что став свидетельницей одного из таких пожаров, Софья убедила мужа в необходимости перестройки Кремля, заменив дерево на кирпич и белый камень. В Москву был приглашен знаменитый в те часы итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. Именно под его руководством итальянскими мастерами в XV веке был построен Московский Кремль для Ивана III с целой сетью разветвленных подземных ходов.

Известные мастера фортификационного дела, итальянцы создали сложную систему водооттоков, подземных колодцев, лазов за пределы Кремля, ими были устроены подземные хранилища для хранения продовольствия и камеры-сокровищницы, глубина помещений достигала восемнадцати метров. Существование подземной сети сооружений ныне подтверждено археологами.

Возможно что тогда же было построено и подземное хранилище для книжных сокровищ, привезенных Софьей Палеолог.

Иван Грозный и византийская библиотека

Первым, подтверждающим факт существования византийской библиотеки, является «Сказание о преподобном Максиме Философе, иноке со святой горы Афон». В этом источнике говорится о том, что по просьбе царя Василия III (сына Софьи и Ивана III) из Костантинополя был выписан ученый афонский монах Максим по прозвищу Грек, которому были предъявлены книжные сокровища и поставлена задача перевести их на церковно-славянский с неизвестных на Руси языков, чем он и занимался долгие годы. А дабы не мог никому рассказать о виденном, его более никогда из Руси не отпустили.

Раритеты библиотеки

По преданиям, сам Иван Грозный тоже потратил немало времени на спрятанные его бабкой ценные книжные раритеты. Предполагается что среди них были “Энеида” Вергилия, “Комедии” Аристофана, “История” Тита Ливия, сочинения Цицерона, труды Аристотеля, Платона, неизвестные поэмы Гомера и древнейшие Евангелия, способные изменить отношение ко всей истории христианства. Позже царская библиотека постоянно пополнялась Иваном Грозным, который покупал привезенные из самых разных стран книги.

Есть гипотеза, что царь смог заполучить легендарное книжное собрание Ярослава Мудрого, хранившееся несколько веков в подземельях Софийского собора в Киеве. По предположениям, оно могло содержать до тысячи уникальных томов. Также Иван IV после завоевания Казани пополнил теперь уже свою библиотеку средневековыми арабскими рукописями из собрания казанского хана.

По слухам, либерия содержала также и фолианты по магии и колдовским наставлениям. Задолго до правления Ивана IV на Руси и в Московии существовали печатные типографии, например, известно что Андреем Боголюбским таковая была основана в 1159 году близ г. Владимира. Свидетельством этого является записка в Министерство просвещения известного поэта XIX в. Гавриила Державина, к которой он приложил в качестве доказательства справку Синода от 1773 г.

Софья Палеолог, великая княгиня Московская, бабушка Ивана Грозного

В качестве печатных изданий известны своеобразные энциклопедии «Азбуковники толковых словарей», «Сказания о толковании неудобопонимаемых речей» и др. В 1551 году Иваном Грозным при полной поддержке Церкви был введен запрет на продажу книг, которые не соответствовали христианскому мировоззрению. Это стало первой на Руси цензурой и позволило изъять или уничтожить многие фолианты, сосредоточившие в себе исторические и культурные ценности народов, населяющих Русь. Книги изымались у опальных бояр, купцов и даже монастырей. Тем более без зазрения совести книги отбирали у завоеванных и присоединённых народов Поволжья, Приуралья, Сибири. В те времена книги сами по себе являлись ценностью, потому что, как правило, были богато убраны кожей, золотом-серебром и драгоценными камнями.

Есть еще свидетельства в пользу существования библиотеки Ивана Грозного. Рижский пастор Ниенштадт в опубликованной «Ливонской хронике» упоминает некого пастора Виттермана, который попал в плен к русским во время войны за Ливонию в период правления Ивана Грозного. В 1556 году пастор якобы был доставлен в Москву и там совершенно покорил своей ученостью царя, за что последний предложил ему сделать опись легендарной либереи. По воспоминаниям ливонского пастора, его провели по подземному ходу в сводчатую палату под Кремлем, в которой в огромных сундуках хранились старинные фолианты. Виттерман был поражен количеством книг на латинском, греческом и еврейском языках. Справедливо предположив, что на такую работу может уйти вся его жизнь, он отказался, и царь , на удивление, отпустил его восвояси.

Есть еще одно свидетельство, считающееся весьма сомнительным в научных кругах. В 1822 году профессором Дерптского университета Христианом Дабеловым было опубликовано сообщение о найденной им в архиве города Пярну описи латинских и греческих книг некоего русского великого князя, предположительно Ивана Грозного. В рукописном каталоге значилось около восьмисот наименований. Но, поскольку указанный каталог не удалось вторично найти в архиве, да и количество указанных профессором книг было уж слишком нереальным, это заявление Дабелова воспринимается с крайнем недоверием.

По следам легендарной Либерии

После смерти Ивана Грозного следы легендарной Либерии теряются. Есть версия , что поскольку библиотека содержала много так называемого «чернокнижия», имела так и не переведенные фолианты неизвестного содержания, царь принял решение по сокрытию всего собрания . Но не сохранилось никаких свидетельств, где именно она могла быть спрятана.

Все прошедшие годы различные как ученые исследователи так и авантюристы-кладоискатели не оставляют мечту найти знаменитую библиотеку. В качестве возможного местонахождения либерии рассматриваются самые различные места: в подземельях Кремля, в береговых холмах села Коломенское и соседнего с ним Дьякова, в подземных тайниках села Тайнинского , это сейчас южные Мытищи, в Александровой слободе, двадцать лет бывшей «опричной столицей» страны, и даже в Вологде. В 1724 году некий дьяк Василий Макарьев перед смертью поведал пономарю церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конону Осипову о существовании подземного хода от Тайницкой башни до реки Неглинной.

По словам покойного в 1682 г. он по приказу царевны Софьи Алексеевны спускался в кремлевское подземелье, прошел через несколько ходов и обнаружил за железными дверями «тайные великие палаты», которые до самых сводов были полны кованными сундуками с замками, но что было в тех сундуках он не ведает. Петр I, будучи великим собирателем всяких редкостей для основанной им Кунсткамеры, повелел найти Осипову этот тайный ход. Однако поиски ничего не дали и пономарь был наказан за растрату казенных денег. Эдуардом Тремером, немецким филологом, в конце XIX века также проводились раскопки в Кремле. Им были найдены остатки дворца Василия III, но ни подземных ходов, ни тем более тайных палат он не обнаружил.

Поиски, предпринятые князем Щербатовым

В 1894 году князь Щербатов , тогда директор Исторического музея, решил возобновить поиски легендарной библиотеки. Под его началом была обнаружена прекрасно сохранившаяся сводчатая большая и высокая подземная палата под Троицкой башней Кремля. Хоть сама палата была пуста, но из нее каскадом открывались проходы в еще один тайник, потом был третий и четвертый, но Либерии в них так и не оказалось.

Исследуя подземелье под Арсенальной башней Кремля он нашел подземный ход, который уходил вниз и разветвлялся в двух направлениях. Но, к сожалению, оба хода были перекрыты фундаментами построенных много позже строений. На этом исследования пришлось остановить, так как деньги, отпущенные на поиски, закончились. С того времени и до сегодняшнего дня учеными ведутся споры как о существовании библиотеки вообще так и возможной ее судьбе.

Скептики утверждают, что она могла сгореть в неоднократных великих московских пожарах, могла быть расхищенной во время польской оккупации Москвы в 1610–1612 гг., да в конце концов просто раствориться в позднейших книжных собраниях.

Исследования Игнатия Стеллецкого

Однако все это не остужает пыл оптимистов. Одним из самых ярых сторонников существования Библиотеки в подземельях Москвы был археолог И. Я. Стеллецкий, который заинтересовался этим вопросом еще в начале XX века. Но начавшаяся Первая мировая , а затем революция и гражданская война, на долгие годы отбросила его от цели.

В период строительства московского метро он тесно сотрудничал с проходчиками и исследовал все найденные ими в процессе работы пустоты и ходы. Профессор Стеллецкий неоднократно обращался в Моссовет, Наркомпрос, ЦИК, Совнарком с просьбой разрешить раскопки на территории Кремля . Наконец в 1933 году он подал докладную записку Сталину и получил его согласие.

Приоритетными в исследованиях были башни Угловая Арсенальная, Троицкая и Успенский собор. Раскопки начались 1 декабря 1933 года. Первые дни работы вселяли оптимизм находками нескольких замурованных проходов в Угловой Арсенальной башне. Но ничего сенсационного проведенная расчистка не принесла, только подземный коридор, что вел в Александровский сад .

Дальнейшие работы уверили Стреллецкого что он идет по указанному Макарьевым тайному ходу, но никаких замурованных палат за железными дверями не находилось. Был проделан грандиозный труд : раскопано и очищено от мусора, песка, глины большое количество подземных ходов, объемных помещений, вскрыто энное количество замурованных проходов , но никакого существенного результата не получено.

Игнатий Яковлевич Стеллецкий, археолог, занимавшийся поиском библиотеки Ивана Грозного

В конце концов, раскопки были остановлены начавшейся Великой Отечественной Войной, а по ее окончании состояние здоровья И.Я. Стреллецкого не позволило ему продолжать поиски.

Уже в послевоенное время группами энтузиастов , среди которых были представители различных специальностей — инженеры, геологи, археологи, писатели, краеведы, проводились исследования по поиску следов загадочной Либерии. Применялись различные виды геологической техники, пускались в ход археологические, биолокационные и другие экстрасенсорные методы поиска. Работы проводились в Московском Кремле, с. Коломенском, г. Александрове .Наиболее детальные исследования были проведены в г. Александрове Владимирской области при участии таких известных ученых бывшего СССР как А. Малахов, Б. Науменко, Н. Сочеванов, А. Плужников и др.

Почему именно в г. Александрове? Здесь с 1564 г. по 1581 г. находилась опричная столица царя Ивана Грозного которая имела бумагоделательные производства, печатную слободку, где издавались религиозные и другие книги.Здесь же находились иностранные посольства, принимались послы. Именно в Слободе царь со своим окружением готовил реформы, при нем находились книги, архивы. Есть свидетельства, что Иван IV лично отобрал и увез с собой в Александрову Слободу книги, летописи, “включая и коробья Новгородские”. Именно в Слободе в 1581 году Иван Грозный извлек из хранилища и вручил английскому купцу Д.Горсею Остроженскую Библию, которая сейчас находится в Лондонском музее.

Свидетель того времени Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой Слободе находится много добра, захваченного московским царем в городах Твери, Казани, Новгороде, Пскове. В опричной столице затерялись следы Новгородских летописей, после разгрома великого Новгорода, в Слободе было возведены две церкви с подземельями, куда были спрятаны привезённые ценности…

С 1650 г. на месте Александровского кремля существует Успенский женский монастырь, монахини которого присматривали за обширными подземельями вплоть до его закрытия в 1919 г. По свидетельству многих местных жителей города, они видели воочию богатые подземные хранилища с книгами. Плановые археологические раскопки проводились в 1951 и в 1960-70-х годах, последние в 1981 г. Учеными были найдены фундаменты дворцов периода правления Ивана IV, подземный ход и другие интересные находки, но из-за недостатка времени проникнуть в подземелья не удалось, а проведение дальнейших работ было прекращено началом перестройки и развалом СССР.

Современные попытки поиска Либерии

Новый виток интереса к библиотеке возник благодаря личной встрече тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова с 87-летним Аполосом Ивановым, который был в 1930-х годах сотрудником кремлевской охраны и тоже негласно занимался поисками библиотеки. Вероятно, ему удалось убедить мэра в правильности каких-то своих догадок, так как в 1999 году был создан совет по содействию в поисках библиотеки, поисковый штаб возглавил коммерсант Герман Стерлигов, мэрия предоставила немалые средства. Но два года безрезультатных работ заставили прекратить поиски и в этот раз.

nosecret.com.ua

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть