Зарождение Киевской Руси

Из варяг в греки

Содержание

Памятник, изображающий ладью с воинами, стоит и в шведском городе Норчёпинге на восточном побережье страны. Воины — это первые русские князья Рюрик (Рёрик), Олег (Олаф) и Игорь (Ингвар).

Проблемы единства Киевской Руси

Наиболее влиятельные лидеры попробовали остановить братоубийство, предложив на встрече под Киевом в 1097 г. принцип перехода трона удельных князей по наследству. В отношении самого Киева, однако, согласия достичь не удалось.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лемешко Г.А.

В данной статье рассмотрены особенности древнерусской философии, проанализированы социально-политические учения первого её периода ( ХI Х III вв.): идеи митрополита Илариона, Даниила Заточника, Владимира Мономаха, Феодосия и Нестора.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

(старший преподаватель) Донецкий национальный технический университет (г. Донецк, Донецкая Народная Республика) E-mail: [email protected]

ФИЛОСОФИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности древнерусской философии, проанализированы социально-политические учения первого её периода ( XI — ХIII вв.): идеи митрополита Илариона, Даниила Заточника, Владимира Мономаха, Феодосия и Нестора.

Ключевые слова: теория казней божиих, отчина, теория общественного примирения, теория «просвещённого единодержавства», династическое княжение.

Древнерусская философия возникла в XI веке и прошла в своем развитии два этапа:

1) IX — XIII вв. — древнерусская философия Киевской Руси;

2)ХУ-ХУПвв. — средневековая русская философия Московского государства.

Однако на формирование древнерусской философии оказали влияние не столько византийская и античная философия, сколько собственная русская духовная культура.

лейской истории. В этом, утверждает он, и состоит величие удела русского народа.

только Черниговщина, из которой он, предположительно, родом, а вся Русь. Он много видел красивых мест и достопримечательностей, но всегда и везде говорил о красоте и величии своей земли.

висеть от «сильных» и будет угоден Богу, ибо высшим мерилом богоугодности человека является общеполезный труд, служение мирским интересам. Владимир Мономах был сторонником великокняжеской власти.

Таким образом, Владимир Мономах положил начало обсуждению этических вопросов в древнерусской литературе.

Таким образом, Даниил Заточник рассматривает мудрость (ум) не только как этическую, но и как политическую добродетель, утверждает её социальную значимость.

В древнерусской литературе социально-политические проблемы рассматривались и с точки зрения церковно — аскетической доктрины. Яркими представителями этого направления являлись Печерские подвижники Феодосий и Нестор.

Изучение этого великого наследия позволяет определить специфику, место и роль русской культуры в общемировой культуре. Оно даёт нам также возможность приобщиться к тому времени и к тем корням, когда начинал формироваться наш менталитет.

1. Лихачев Д. С. Великое наследие. — М.: Современник. 1979. — 367 с.

2. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI — ХГУвв). — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — 488 с.

3. Греков Б. Д. Киевская Русь. — М.: Госполитиздат, 1953. — 568 с.

4. Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси. — К.: «Высшая школа», 1981. -158 с.

5. Хождение игумена Даниила / Хрестоматия по древнерусской литературе. — М.: «Русский язык», 1991. — 303 с.

6. «Поучение» Владимира Мономаха / Хрестоматия по древнерусской литературе. — М.: «Русский язык», 1991. — 303 с.

7. Слово Даниила Заточника / Хрестоматия по древнерусской литературе. — М.: «Русский язык», 1991. — 303 с.

8. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. — М. : Изд-во МГУ, 1990. — 285 с

(Senior Lecturer) Donetsk national technical university ( Donetsk, Donetsk People s Republik) E-mail: [email protected],qmail. com

THE PHILOSOPHY OF KIEVAN RUS: THE BIRTH OF SOCIO-POLITICAL THOUGHT

Annotation. The features of Old Russian philosophy are considered in this article, the socio-political manoeuvres of her first period (XI — ХIII вв.): idei mitropolitaIlariona, Daniila Za-

tochnika, Vladimira Monomakha, Feodosiya I Nestora.

Key words: theory of executing of divine, otchina, theory of public reconciliation, theory of

«enlightened autocracy», dynastic reigning.

Сведения о зарождении государственной службы из источников, характеризующих положение князя и его приближённых в Киевский период русской истории. Организация крупной вотчины. Княжеские слуги высшего ранга. Низовые звенья администрации княжеской вотчины.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.12.2012
Размер файла 36,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Сведения о зарождении государственной службы из источников, характеризующих положение князя и его приближённых в Киевский период русской истории

Глава 2. Организация крупной вотчины как основа зарождения государственной службы

2.1 Общие сведения об организации княжеской вотчины

2.2 Княжеские слуги высшего ранга

2.3 Низовые звенья администрации княжеской вотчины: отроки, детские, мечники

Список использованной литературы

Цель работы состоит в отслеживании возникновения государственных должностей как системы в Киевском государстве.

Работа состоит из двух глав. В первой из них рассматривается положение князя и его приближённых — бояр. Вторая глава содержит изложение и анализ сведений из различных редакций «Русской Правды» по поводу управления княжеской вотчиной.

Текст Русской Правды (при необходимости) цитируется по хрестоматии по истории государства и права России. Написание древнерусских слов (по летописным и церковным источникам) сохранено.

Глава 1. Сведения о зарождении государственной службы из источников, характеризующих положение князя и его приближённых в Киевский период русской истории

Князь становился во главе войска, собранного от зависимых от него племен и народов. Это и называлось быть «нарядником земли».

Договор Игоря 945 года дает нам очень интересные детали, по которым мы можем несколько ближе всмотреться в тогдашние политические отношения.

Владимир постоянно совещается со своими боярами и старцами градскими, дети Ярослава созывают своих бояр для установления «Правды Русской». Подобных фактов много.

Глава 2. Организация крупной вотчины как основа зарождения государственной службы

2.1 Общие сведения об организации княжеской вотчины

государственный служба княжеский вотчина

Совещание сыновей Ярослава — Изяслава, Святослава, Всеволода и их мужей, на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал и для суждения об организации древнерусской вотчины.

Совещание происходило, по-видимому, после смерти Ярослава, т.е. после 1054 г., но когда именно, нам точно не известно, во всяком случае, не позднее 1073 г., когда Изяслав был изгнан из Киева.

А если у Ярослава были имения, то, несомненно, они были соответственным образом организованы, какие-то люди, несомненно зависимые от вотчинника, здесь работали, подчиняясь, конечно, определенному режиму.

Таким образом, мы как будто получаем некоторую ориентировку относительно времени, отображенного в «Правде» Ярославичей. Это не только время Ярославичей, но и время Ярослава, т. е. первая половина XI в.

Так как для нас, очевидно, что вотчинная организация слагалась в течение достаточно длительного времени, то мы нисколько не сомневаемся, что данные начала XI в. вполне могут характеризовать и структуру вотчины X в., во всяком случае, второй его половины.

Конечно, ручаться, что все это именно так и было в действительности, мы не можем, но материал, имеющийся в нашем распоряжении, не только не противоречит нашим предположениям, но скорее их подтверждает.

2.2 Княжеские слуги высшего ранга

Все эти люди (огнищанин, подъездной, тиун, старший конюх) являются представителями высшей администрации в княжеской вотчине, они пользуются личными привилегиями — их жизнь охраняется самой высокой вирой — 80 гривен.

2.3 Низовые звенья администрации княжеской вотчины: отроки, детские, мечники

В состав понятия «княжий муж» Русская Правда включает людей, выполняющих различные виды административно-хозяйственной деятельности. По своему положению они стоят ниже высшего управленческого звена княжеской вотчины.

Отрок помогает и мостнику — руководителю строительства мостов и мостовых. Для того чтобы понять, какое место занимали отрок и мостник в хозяйственной жизни Руси, необходимо обратиться к статьям Русской Правды о мостниках.

Ст. 1 КП и ПП 40-гривенной вирой охраняют жизнь еще одного представителя младшей дружины, вооруженного мечом, — мечника. В ст. 33 КП он поставлен рядом с огнищанином и сыном тиуна — «а за мечника- 12 гривен».

В Русской Правде встречается еще один представитель младшей дружины — гридин. Он назван лишь в первых статьях КП и ПП. Гри-дин перечислен среди свободных людей, вира за жизнь которых определена в 40 гривен.

На основании изложенного, систему государственной службы в Киевской Руси можно охарактеризовать в следующем виде.

Норманнская теория зарождения Киевской Руси

Однако ряд российских историков, в частности, М. Ломоносов и С. Соловьев опровергали эту теорию, а позже она была признана очень сомнительной и широкими кругами ученых.

Большинство современных историков считает варягов не приглашенными правителями, а завоевателями. Есть также теория, что они были славянами с южного балтийского берега, а вовсе не скандинавами.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, каковы объективные предпосылки образования древнерусского государства, внешние и внутренние, как на этот процесс повлияли варяги. Был кратко рассмотрен начальный этап этого важного процесса.

Норманнская теория зарождения Киевской Руси

Однако ряд российских историков, в частности, М. Ломоносов и С. Соловьев опровергали эту теорию, а позже она была признана очень сомнительной и широкими кругами ученых.

Большинство современных историков считает варягов не приглашенными правителями, а завоевателями. Есть также теория, что они были славянами с южного балтийского берега, а вовсе не скандинавами.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, каковы объективные предпосылки образования древнерусского государства, внешние и внутренние, как на этот процесс повлияли варяги. Был кратко рассмотрен начальный этап этого важного процесса.

Текст научной работы на тему «Понимание термина «Устав» и зарождение этого вида документа в Киевской Руси»

ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «УСТАВ» И ЗАРОЖДЕНИЕ ЭТОГО ВИДА ДОКУМЕНТА В КИЕВСКОЙ РУСИ

Ключевые слова: термин «устав», монастырский устав, княжеский устав, церковно-княжеский устав, термин «уставная грамота».

Определение устава Наименование справочной литературы

(Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXXV. СПб.: Типография Акционерного Общества Брокгаузъ-Еф-ронъ, 1902. С. 432.)

(Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. Т. 44. М.: Большая Советская энциклопедия, 1956. С. 392.)

(Энциклопедический словарь правовых знаний (советское право) / Гл. ред. В.М. Чхиквадзе. М., Советская энциклопедия, 1965. С. 487, 489.)

«Правовой акт, определяющий структуру, функции и права социалистического предприятия.»

(Краткий словарь видов и разновидностей документов. Главархив, ВНИИДАД. М., 1974. С. 42.)

«Свод правил, устанавливающих порядок исполнения или применения чего-либо; свод правил, положений, определяющих построение и деятельность какой-либо организации, права и обязанности ее членов; правила поведения, нормы жизни в каком-либо обществе.»

(Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998. С. 1478.)

«Законодательный акт, определяющий статус краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в качестве субъектов федерации.»

(Популярный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 1382.)

(Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. С. 1015.)

«Свод правил, положений, которые определяют организационные принципы и порядок деятельности какой-либо организации, учреждения и т. п.»

(Комплексный словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук А.Н. Тихонова. М.: Русский язык, 2001. С. 1155.)

«Свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.»

(Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / Гл. ред. А.М. Прохоров. В Кн. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. С. 1645.)

«Установившийся порядок жизни, поведения, а также положение, принцип, служащие руководством в чем-либо, правило.»

(Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2001. Т. 2: П-Я. С. 873.)

«Название документа, определяющего структуру и порядок деятельности партии, общественной организации, юридического лица.»

(Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. докт. юрид. наук, проф. О.Е. Кутафин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 498.)

«Церковная книга, в которой определяется состав, порядок и чин церковных богослужений на каждый день года, указываются праздники, посты, излагаются некоторые правила для жизни монашествующих.»

(Полный церковно-славянский словарь / Сост. протоиерей Г. Дьяченко. М., Отчий дом, 2004. С. 763.)

«Комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций, либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной, деятельности.»

(Толковый словарь юридических терминов. А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. М.: Эксмо. 2007. С. 394.)

Какими функциями обладали первые уставы, можно понять, обратившись к истории зарождения этого вида документа на Руси.

Уставы появляются в Древнерусском государстве в начале XI в. В этот период можно наблюдать три разновидности этого документа. Первую представляют монастырские уставы.

Вторая разновидность устава, действующая в Киевской Руси, представляет собой княжеский устав.

Таким образом, благодаря Краткой Правде мы узнаем, что наряду с монастырским уставом, обладающим функцией регулятора монастырской жизни, на Руси возникает светский устав, определяющий наказания за проступки.

Устав Владимира Мономаха представляет собой документ, регулирующий порядок получения долговых процентов и допускающий взимание только 100% сверх суммы долга. Таким образом, устав является правовым документом, ограничивающим произвол ростовщиков.

Сложности, возникающие при изучении древнерусских уставов, объясняются существованием большого числа редакций одного доку-

мента, иногда сильно различающихся между собой. Например, устав князя Владимира сохранился в 6 редакциях. Первоначальный текст устава относится к XI — XII вв., но он до нас не дошел8.

В уставе князя Ярослава провозглашается независимость церковного суда от светского при разрешении дел о нарушении нравственности. Текст документа не поделен на части и начинается со слов: «Се язъ Князь Великш Ярославъ. »12.

Надо отметить, что наряду с уставом появляется другой документ -уставная грамота14.

Содержание уставных грамот первого рода одинаково: они определяют корм наместника, судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника, торговые пошлины, состав лиц наместничьего управления и т. д.

Грамота Святослава Ольговича касается некоторых сторон финансового положения епископии, т. е. содержит установления князя Святослава о ее материальном обеспечении.

Уставная грамота владимиро-волынского князя Мстислава Романовича 1289 г. характеризирует повинности, ложившиеся на плечи феодально-зависимого населения Руси.

Автор работы «Уставные грамоты XIV-XVI вв., определяющие порядок местного правительственного управления» Н. Загоскин, рассмотрев наиболее известные уставные грамоты этого периода18 сделал вывод

1 Памятники русского права / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952. С. 74.

4 Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М.: Наука, 1976. С. 83.

XV-XVI вв., по истории русской общественной мысли, по древнерусской литературе. Говоря о возникновении Устава Ярославичей, необходимо отметить, что ученый связывает документ со временем княжения Ярослава Мудрого (1036-1052 гг.).

6 Ученые относят составление протографа Пространной Правды к XIII в., поэтому в этом памятнике отражено уже развитое древнерусское право.

7 Памятники русского права. / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952. С. 113.

9 Памятники русского права / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952.

10 Памятники русского права / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952. С. 238.

11 Памятники русского права / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952.

кументы, уже обобщившие взаимоотношения светской и церковной властей, существующие в течение длительного времени и на различных территориях.

15 Энциклопедический словарь. / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXXV. СПб.: Типография Акционерного Общества Брокгаузъ-Ефронъ, 1902.

16 Шмидт С.О., Князьков С.Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв. Учеб. пособие. М., 1985. С. 34.

17 Памятники русского права / Под ред. проф. С.В. Юшкова. Вып. 2. М., 1953.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.