Хазарский каганат

Географические сведения

Содержание

Хазарским назывались Чёрное море, иногда Азовское. В некоторых языках Ближнего Востока Хазарским называется Каспийское море.

История

Ранняя история

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке Ошибка цитирования Отсутствует закрывающий тег Известны образцы хазарской рунической письменности, связывающие хазар с восточными, также тюркоязычными, каганатами.

Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён, перечисленных Псевдо-Захарием в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана. [2]

Хазары считали своим родоначальником Тогарму, упоминаемого в Библии прародителя тюркских народов (Быт. 10:3; Иех. 27:14, 38:6; I Хр. 1:6). В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Шимона.

Экспансия в Закавказье и Причерноморье. VII век

Из-за внутренних смут в последующие десятилетия халифат на время утратил контроль над регионом. Хазары в это время взимали дань с Албании и совершили ряд набегов, из которых самый крупный состоялся в 684 году. [9]

Войны с арабами в VIII веке

В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708-м, 709-10-м и 713-14-м гг. арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.

В 732-33 гг. Масламе удалось выбить хазар со всех захваченных позиций и захватить Баб аль-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на север привело к неудаче.

По оценкам большинства современных историков, Хазария сыграла большую роль в европейской истории, особенно в истории восточноевропейских народов — она стала щитом, заслонившим их от арабского нашествия на север и защитившим европейскую цивилизацию.

Результатом арабо-хазарских войн стало перемещение центра державы с Северного Кавказа на нижнюю волгу, в новую столицу Итиль.

Отношения с Византией. VIII век

Но в 710 г. Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии, но был остановлен хазарами. [12] В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.

В 732 г. будущий император Константин V женился на дочери хазарского кагана Чичак (после крещения — Ирина), их сын Лев IV, правивший в 775-80 гг., носил прозвище Хазар.

Нападение русов и гибель хазарского государства

По мнению советского исследователя М. Артамонова (см. ниже) и ряда других ученых, только под покровительством хазар, защищавших от нападений кочевников славян, которые пришли в Приднепровье (конец 7 в. — начало 8 в.), они смогли заниматься там земледелием.

Шведская экспансия в зону влияния хазар

Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом («они были от рода свеонов»). [36]

Титул верховного правителя русов — «каган» — был напрямую заимствован у хазар, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Этот титул сохранялся киевскими князьями вплоть до Ярослава Мудрого.

Поход Хельги на Тамань

Очевидно, что Песах не просто отпустил отряд русов на Византию «под честное слово» (иначе они бы сбежали домой), а договорился с вождём русов о союзе против Византии. [40] [41] [42]

Подробный рассказ об этих событиях представлен в «Кембриджском анониме» («тексте Шехтера»):

Под походом русов в Персию Кембриджский аноним, очевидно, понимал попытку завоевания русами крупнейшего торгового центра Закавказья — города Бердаа, описанную под 943—944 гг. в мусульманских источниках.

Возникновение киевского государства

«въдаша Ольгови по щьлягу, якоже и козаром даяху». [43]

По отношению к полянам дата условна.

Русы (шведы) наладили торговый путь в Византию в обход хазарских владений — через Днепр. В этого момента стало расти значение Киева, Полоцка и Смоленска. Положение еврейской общины Киева, судя по «Киевскому письму», было в это время трудным. [44]

Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария. Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В 922 году эту страну посетил посол багдадского халифа Ибн Фадлан. [49]

Не имея выхода на запад помимо Византии, Хазария была отрезана от еврейских общин Европы и Северной Африки. Связь с евреями Испании была установлена только перед концом государства — в X веке. [50]

Разрушение Итиля

В 964 году князь Святослав переподчинил себе последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел.

Лишь после этого, в 968-69 гг., на Хазарию напали войска не связанных с Киевом русов в союзе с печенегами, [52] разорили Итиль и Самандар, а затем ушли в Византию и Испанию.

В 985 г. князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под 986 г. в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру.

Обращение хазар в иудаизм в свете исторической науки

Наиболее исследованной и в то же время наиболее дискуссионной в хазароведении является проблема обращения хазар в иудаизм.

Языческая религия ранних хазар

А. П. Новосельцев отмечает, что языческие обряды напоминают обряды древних скифов и свидетельствуют о синкретических чертах местного язычества, где наряду с тюркскими элементами существовали и древнеиранские. [56]

Каган считался воплощением покровительства этого бога. Он обладал кут’ом — особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. [57] Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога.

Появление монотеистических общин

Евреи в Хазарии

Миграции в Хазарию иудеев шли из двух источников: с Ближнего Востока и Византии. В пределах Дагестана иудейские общины оказались в VI века в результате Маздакитского восстания в Иране.

Примерно в 740 году один из хазарских военачальников — Булан перешёл в иудаизм и старался побудить к этому всю остальную знать. [13] . [59]

Каган продолжал оставаться священной фигурой, которому бек обязан был оказывать почтение и совершать при встрече с ним определённые ритуалы (входить босиком, очищаться огнём). Без кагана власть бека была не полностью легитимной.

Стоявшие у власти хазары-иудеи, таким образом, составляли значительное меньшинство в пестром этнорелигиозном мире Юго-Восточной Европы.

Обращение хазар в иудаизм не только ускорило процесс сближения хазар с мигрировавшими на Северный Кавказ евреями из Арминии, а также евреями Боспора, но и способствовало активной миграции евреев из других стран диаспоры. [13]

В научной литературе принятие иудаизма часто безосновательно связывают с упадком каганата (на самом деле кризис начался примерно на 100 лет позже), и эта тема нередко является предметом недобросовестных спекуляций.

Эти события, описанные в письме Иосефа, в целом соответствуют сведениям арабского историка 10 в. Масуди об официальном принятии иудаизма хазарами во время правления халифа Харуна ар-Рашида (786—809).

Автор 10 в. Фихрист ал-Надим утверждает, что хазары использовали еврейское письмо, однако большинство обнаруженных на территории Хазарии надписей принадлежит к разновидности тюркского рунического письма.

Еврейские общины в крупных хазарских городах

Политический строй.

Очевидно, после принятия иудаизма в начале 9 в. кагану удалось избавиться от прежних сакральных ограничений и в определенной степени избавиться от опеки царя.

Городами управляли тудуны (наместники). Судебную власть отправляли судьи для каждой отдельной религиозной группы населения (иудеев, язычников, мусульман и христиан).

История каганата

Возникновение страны, местоположение столицы

Экспансия на юг, войны с арабами

В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

Принятие иудаизма, падение государства

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:

  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Географические сведения

Хазарским назывались Чёрное море, иногда Азовское. В некоторых языках Ближнего Востока Хазарским называется Каспийское море.

История

Ранняя история

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке Ошибка цитирования Отсутствует закрывающий тег Известны образцы хазарской рунической письменности, связывающие хазар с восточными, также тюркоязычными, каганатами.

Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён, перечисленных Псевдо-Захарием в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана. [2]

Хазары считали своим родоначальником Тогарму, упоминаемого в Библии прародителя тюркских народов (Быт. 10:3; Иех. 27:14, 38:6; I Хр. 1:6). В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Шимона.

Экспансия в Закавказье и Причерноморье. VII век

Из-за внутренних смут в последующие десятилетия халифат на время утратил контроль над регионом. Хазары в это время взимали дань с Албании и совершили ряд набегов, из которых самый крупный состоялся в 684 году. [9]

Войны с арабами в VIII веке

В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708-м, 709-10-м и 713-14-м гг. арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.

В 732-33 гг. Масламе удалось выбить хазар со всех захваченных позиций и захватить Баб аль-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на север привело к неудаче.

По оценкам большинства современных историков, Хазария сыграла большую роль в европейской истории, особенно в истории восточноевропейских народов — она стала щитом, заслонившим их от арабского нашествия на север и защитившим европейскую цивилизацию.

Результатом арабо-хазарских войн стало перемещение центра державы с Северного Кавказа на нижнюю волгу, в новую столицу Итиль.

Отношения с Византией. VIII век

Но в 710 г. Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии, но был остановлен хазарами. [12] В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.

В 732 г. будущий император Константин V женился на дочери хазарского кагана Чичак (после крещения — Ирина), их сын Лев IV, правивший в 775-80 гг., носил прозвище Хазар.

Нападение русов и гибель хазарского государства

По мнению советского исследователя М. Артамонова (см. ниже) и ряда других ученых, только под покровительством хазар, защищавших от нападений кочевников славян, которые пришли в Приднепровье (конец 7 в. — начало 8 в.), они смогли заниматься там земледелием.

Шведская экспансия в зону влияния хазар

Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом («они были от рода свеонов»). [36]

Титул верховного правителя русов — «каган» — был напрямую заимствован у хазар, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Этот титул сохранялся киевскими князьями вплоть до Ярослава Мудрого.

Поход Хельги на Тамань

Очевидно, что Песах не просто отпустил отряд русов на Византию «под честное слово» (иначе они бы сбежали домой), а договорился с вождём русов о союзе против Византии. [40] [41] [42]

Подробный рассказ об этих событиях представлен в «Кембриджском анониме» («тексте Шехтера»):

Под походом русов в Персию Кембриджский аноним, очевидно, понимал попытку завоевания русами крупнейшего торгового центра Закавказья — города Бердаа, описанную под 943—944 гг. в мусульманских источниках.

Возникновение киевского государства

«въдаша Ольгови по щьлягу, якоже и козаром даяху». [43]

По отношению к полянам дата условна.

Русы (шведы) наладили торговый путь в Византию в обход хазарских владений — через Днепр. В этого момента стало расти значение Киева, Полоцка и Смоленска. Положение еврейской общины Киева, судя по «Киевскому письму», было в это время трудным. [44]

Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария. Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В 922 году эту страну посетил посол багдадского халифа Ибн Фадлан. [49]

Не имея выхода на запад помимо Византии, Хазария была отрезана от еврейских общин Европы и Северной Африки. Связь с евреями Испании была установлена только перед концом государства — в X веке. [50]

Разрушение Итиля

В 964 году князь Святослав переподчинил себе последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел.

Лишь после этого, в 968-69 гг., на Хазарию напали войска не связанных с Киевом русов в союзе с печенегами, [52] разорили Итиль и Самандар, а затем ушли в Византию и Испанию.

В 985 г. князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под 986 г. в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.