Повседневная жизнь в Древней Руси

Средневековье и эпоха феодализма

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:

У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).

Роль церкви в жизни крестьян

Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.

Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.

Еда средневековых крестьян

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Орудия труда

Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.

Морские походы и торговые плавания русских по Черному морю. Боевой корабль новгородцев. Большая средневековая галера. Совершенствование корабельных орудий. Многочисленный флот турок. Попытки русского народа отвоевать морские рубежи на северо-западе.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.05.2011
Размер файла 36,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По широкой полноводной реке (византийцы называли ее Борисфен, а русские Днепр), преодолевая бурные пороги, спускались они к морю. Там, у устья реки, снаряжали русские моряки свои суда — лОдьи, которые вмещали десятки воинов, много товаров, запасы пищи и воды.

И тогда обрушился на византийцев справедливый гнев мирного, но сильного народа.

Многочисленные морские походы и торговые плавания русских по этому морю привели к тому, что народы Европы и Азии все чаще стали называть его Русским морем.

Византийцы даже не осмелились выступить, против войска Олега и согласились уплатить большую дань. Легенда гласит, что в знак победы и примирения — по обычаю тех времен — Олег прибил свой щит к воротам Константинополя (русские называли этот город Царьградом).

Эта победа воспета А. С. Пушкиным в стихотворении «Олегов щит»:

Тогда во славу Руси ратной,

Строптиву греку в стыд и страх,

Ты пригвоздил свой щит булатный

На цареградских воротах.

Боевой корабль новгородцев

Новгородцы строили свои суда с палубами и помещениями для команды, воинов и грузов. Русским мореходам того времени уже были известы приемы управления парусами при противном ветре.

Корабли средних веков

В средние века строили корабли с одним ярусом тяжелых весел, такие корабли назывались галерами. На больших галерах каждое весло приводилось в движение усилиями 5-6 человек.

На палубах устанавливались метательные машины. Пращи, луки, самострелы, метательные дротики служили для завязывания боя, а абордажная схватка завершала его.

Большая средневековая галера

Палубы настланы только в носовой и кормовой части. Вдоль корабля устроен помост для надсмотрщика.

Парусно-гребной корабль — галеас

Галеасы были тяжелыми, неповоротливыми, тихоходными судами, плохо выдерживавшими непогоду в открытом море. Приходилось ставить по восемь — девять гребцов на одно весло.

Постепенно вооруженные нефы превратились в боевые корабли с надстройками на носу и корме в несколько этажей.

Корабль средних веков — неф

После завоевания арабами, а затем турками (в XIII и XIV веках) всех территории на сухопутном пути в Индию арабские и турецкие купцы сосредоточили в своих руках всю торговлю с этой страной. Это побуждало европейцев искать морской путь в Индию.

Пользуясь преимуществами огнестрельного оружия, европейцы насаждали cвое господство во вновь открытых странах Африки и Америки, грабили и уничтожали местное население, превращали туземцев в рабов.

Так началось завоевание западноевропейскими государствами колоний и закабаление колониальных народов.

Артиллеристы всячески совершенствовали корабельные орудия, чтобы лучше использовать их в морском бою. А корабли старались строить так, чтобы можно было разместить побольше пушек и чтобы их огонь наносил противнику наибольший ущерб.

В начале XVI столетия кораблестроители начали прорезать в бортах кораблей отверстия — порты — для пушечных стволов и настилать сплошные ровные палубы для пушек.

Начали строить большие корабли с двумя — тремя линиями портов и с таким же количеством пушечных палуб. Это имело огромное значение для развития крупных, сильно вооруженных парусных кораблей.

Раньше пушки разного калибра располагались в кормовых и носовых надстройках и на верхней палубе без всякой системы. Теперь же пушки выстроились стройными линиями по бортам корабля в два или три яруса.

Для стрелков были оставлены высокие надстройки и башенки на корме и на носу корабля. Артиллерия этих кораблей стала играть большую роль в морских боях. Число пушек резко увеличилось, и огонь линейно расположенной артиллери

Возвращение к морям

С начала XVII столетия страх охватил турок на берегах Черного моря.

Возле устья Днепра, недалеко от Очакова, и устья Дона, около Азова, установили, турки сильные морские дозоры. Вахтенные на кораблях наблюдали за устьями обеих рек, не появились ли на них казацкие корабли — «чайки» из Днепра и струги из Дона.

В следующем году под командой своего прославленного гетмана Сагайдачного запорожцы с боем прорвались мимо Очакова сквозь строй турецкого флота и при этом потопили 15 галер и около сотни мелких судов.

Так осуществлялось победное возвращение русских и украинских мореходов к берегам Черного моря, на его привольные просторы.

В конце XVII и в начале XVIII века Россия в победных боях вернула себе морские рубежи на Балтике и начала решительную борьбу за берега Черного и Каспийского морей. При этом русский народ собственными силами создавал необходимый для победы флот.

плавание русский море корабль

Июльские дни 1714 года. По югу Финляндии, с востока на запад, движутся победоносные русские войска. Город за городом сдается победителям, и шведы явственно ощущают нависшую угрозу — выход русских на побережье Ботнического залива.

Именно для этой цели вдоль северного побережья Финского залива, меж шхер и островков, следовал на запад, к Або, русский галерный шхерный флот. В большинстве своем это были небольшие парусно — гребные 36-весельные суда — скампавеи.

Перед русскими моряками стояла задача — прорваться в Ботнический залив.

Шведы уверенно стояли у Ганге, выжидая неизбежного, как им казалось, отступления русских. Но 23 июля лазутчики неожиданно донесли: «Русские моряки настилают помост в наиболее узком месте полуострова и собираются перетащить свои галеры волоком по суше».

Впоследствии выяснилось, что Петр и не думал всерьез переволакивать свои корабли. Это была военная хитрость, рассчитанная на то, что шведский адмирал попадётся на удочку, разделит свои силы и этим облегчит русским галерам выполнить их боевую задачу.

Так оно и вышло. Ватранг решил, что его план провалился, и, чтобы спасти положение, отделил часть эскадры и отправил ее в засаду к тому месту побережья, где предполагался конец волока.

Петр только этого и ждал. Он воспользовался наступившей 26 июля штилевой погодой и решился на смелый прорыв морем, мимо Ганге.

Шведские корабли оказались настолько удаленными, что огонь их орудий не был опасен для прорывавшихся под берегом галер. Русские моряки смело прошли на веслах между берегом и противником, потеряв всего одну галеру, севшую на мель.

Теперь оставался только один противник — шведская эскадра, находившаяся в засаде. Запертые у берегов шведские корабли заняли выгодную позицию в узком проливе между двумя островками.

Построившись в боевой порядок, русские корабли пошли в бой. Две атаки были отбиты, но третья закончилась абордажной схваткой и решила исход битвы: шведы понесли огромные потери и спустили флаги на всех кораблях.

На весь мир прогремела слава Гангутской победы. После нее Петр I говорил: «Всякий потентат (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

К этому времени в русском флоте были уже и крупные парусные корабли для боя в открытом море. Галеры составляли шхерный флот, а большие парусные корабли — корабельный флот, который вскоре стал побеждать шведов и в открытом море.

Петр I придавал большое значение этой победе и называл ее «добрый почин Российского флота». В ее память была выбита особая медаль.

А через год, 27 июля 1720 года, русский галерный флот одержал при Гренгаме еще одну славную победу над сильной шведской эскадрой.

2 мая 1703 года шведская эскадра в составе девяти кораблей приблизилась с моря к устью Невы. Вечерело. В сумерках терялись очертания берегов. Недалеко от устья расположена крепость Ниеншанц, когда-то захваченная шведами у новгородцев.

Но кто же находился в крепости, кто ежедневно утром и вечером успокаивал Нумерса двумя условными выстрелами?

В память победы при Ниеншанце была выбита медаль с надписью «Небываемое бывает».

Хронологическая последовательность развития судов

Зависимость крестьян от феодалов

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Прекарий

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Жилище крестьянина

Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.

Одежда крестьян

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Распространение Ислама

Однако позже, в IX веке арабы ввели налог, которые должны были платить все, кто не исповедовал Ислам. В результате люди были вынуждены принимать новую религию, так как отдавать десятую часть своего заработка захватчикам имели возможность далеко не все.

Именно Ислам объединил в X веке все арабские страны в единое теократическое государство Арабский халифат. После падения Арабского халифата, мусульманство уже закрепилось во многих странах и продолжало быть государственной религией.

В период средневековья Ислам вышел далеко за пределы Аравийского полуострова. Новая религия нашла активную поддержку в Малой Азии, на Балканах, в Индии и многих государствах центральной Африки.

Быт в мусульманских странах в эпоху Средневековья

Регламентировалась также еда, которую подавали на стол в семьях верующих. Мусульманам было строго запрещено употреблять в пищу свинину и пить алкоголь. Достаточно странным является то, что Исламом запрещалось рисовать людей и зверей.

Так в средневековой мусульманской живописи абсолютно отсутствуют изображения животных и человека. Их заменяют потрясающие орнаменты, которые часто рисовались на тканях и были главным эстетическим наполнением мечетей.

При мусульманских храмах создавались начальные школы. Учителями часто было духовенство. В школах преподавали арифметику, грамматику, а также изучали религиозные догматы Ислама.

В Исламских семьях женщины существенно ограничивались в правах и свободах. Однако в эпоху средневековья это было обычной практикой даже в христианской Европе.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.