Лао-Цзы

Лао-Цзы
Предисловие
Нет сомнений, что Лао-Цзы является центральной фигурой в китайской культуре. Имя Ли приписывалось ему, который возглавил династию Тан, основанную в 618 году Lǐ Юана (李淵), чтобы считать его своим предком. Хотя есть тексты, которые пытаются оспорить эти отношения, нет никаких неоспоримых доказательств этого.

Точная дата смерти Лао-Цзы неизвестна. Об этом есть много легенд. Один из них рассказывает о своем путешествии на запад, во время которого его остановил охранник по имени Иньси. Согласно легенде, он запретил старому господину проходить мимо, пока не запишет свое учение. Вот как появился Даодзин. После того, как это было написано, Лао-Цзы мог двигаться дальше на запад, и все слух за ним пропал.

Одна легенда гласит, что Лао-Цзы (в некоторых версиях после его смерти), пересек Гималаи, отправился в Индию, где стал учителем Гаутамы Будды (или даже его отца). Однако буддисты не поддерживают эту точку зрения, и в своих исторических документах они не имеют никаких доказательств или даже косвенных свидетельств, указывающих на Лао-Цзы как буддийского учителя.

С развитием так называемого религиозного даосизма, во времена династии Хань, Лао-Цзы стал восприниматься как божество. С тех пор его изображают бессмертным (сиань), достигшим сверхчеловеческих способностей с помощью соответствующих упражнений. Преобразование даосской философской доктрины Лаоци в религию противоречит убеждениям Лао-Цзы и Чжуан Цзи.

Легенда о Лао-Цзы

Содержание

Лао-Цзы

Родился он в деревне под названием «Искаженная доброта» уезда «Горечь» губернии «Жестокость». Пробыв в чреве матери более 80 лет, он вышел оттуда глубоким старцем, но с каждым годом молодел. Имя его можно перевести как «Старый ребенок», хотя некоторые исследователи переводят его как «Вечный учитель».

Пробыв всю жизнь хранителем книг и набравшись от них мудрости, в старости сел он на черно-красного быка и отправился в сторону далеких Западных гор, чтобы навсегда покинуть Китай и найти благословенную страну, где нет горестей и страданий.

По просьбе стражника, стоящего на границе, он начертал пять тысяч иероглифов, позже составивших книгу «Сказание о дао», вместившую в себя всю мудрость мира.

Покинув Китай, он перебрался в Индию и стал Буддой.

Факты из жизни мудреца

Лао – родился в начале 7 века до н.э. в , служил архивариусом в чуском книгохранилище. Уже будучи старым человеком общался с Конфуцием и оказал большое влияние на становление его мировоззрения.

Вскоре после этой судьбоносной встречи Лао Цзы собрался покинуть навечно Китай, но на границе был остановлен странствующим монахом, который попросил надиктовать ему основные постулаты даосизма и возможные морально-этические законы существования людей в обществе. По преданию, Лао надиктовал ему более пяти тысяч слов, это с тало знаменитой книгой «Книга о дао и дэ». После чего продолжил свой путь в Индию.

По некоторым преданиям его считают отцом основателя первой мировой религии буддизм – Гаутамы Сидхартхи.

Как зародился даосизм?

Лао-Цзы

Почему люди не могут жить в мире и согласии? Почему сильный всегда обижает слабого? Почему страшные войны уносят тысячи жизней и оставляют сирот и вдов?

Почему мы постоянно недовольны своим уделом? Зачем завидуем? Почему жадничаем, словно собираемся жить вечно и сможем потратить все богатства мира? Почем изменяем своим убеждениям и добившись желаемого вновь начинаем желать чего-то несбыточного?

Китайский мудрец дает нам ответ на все эти вопросы. Мы слишком подчиняемся чужому мнению, и в то же время хотим подчинить людей своей воле. Мы живем своими желаниями, подчиняемся телу, а не душе. Мы не можем изменить свои взгляды и убеждения и, главное, мы не хотим их менять, если они идут вразрез с нашими желаниями.

Мы не думаем о том, что миром правит ДАО – великий и незыблемый путь к постижению истины. ДАО – и основа, и миропорядок, именно он правит миром и всеми вещами, материальными и духовными, в этом мире.

Поэтому если человек идет правильным путем, путем ДАО, он отказывается от своих плотских неправедных желаний, отказывается от денег и драгоценных вещей, переосмысливает свои убеждения и превращается в наивного ребенка, который постигает новые законы бытия. В этом случае он следует путем гармонии с природой и вселенной, путем ДАО.

Считается, что начать путь постижения даосизма нужно с прочтения книги Лао Цзы. Она сложна к понимаю и постижению истин, в ней заложенных, но нужно читать ее раз за разом и тогда научитесь читать между строк и понимать внутренний смысл написанного. Интуитивно вы будете постигать ранее непостижимое, и ваш разум изменится и сможет расширить горизонты познания.

Один даос любил повторять: «Если я два- три дня не читаю «Дао», то мой язык становится каменным и не может проповедовать учение».

Основные догмы даосизма

Лао-Цзы

«Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя», — Лао хотел сказать, что и небо, и земля вечны и незыблемы, они нужны каждому человеку и дают радость каждому. Если небо будет всегда над головой, а земля – под ногами, то более ничего не нужно искать и ничего не нужно добиваться, кроме самосовершенствования.

«По- настоящему мудрый человек никогда не выпячивает своих знаний, он ставит себя ниже других, но оказывается впереди всех», — это изречение мудреца настолько ясно, что не требует никакого толкования, оно очень сходно с высказыванием Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Чем больше знаний имеет человек, тем больше он понимает, что только прикоснулся к истине познания, а познать все невозможно и только глупец будет похваляться своими знаниями.

Лао Цзы считал именно воду основой жизни, он говорил, что нет ничего нежнее, мягче и слабее воды, но она в один миг может стать жестокой и разрушительной стихией и может разрушить крепкий камень.

Этим он хотел сказать, что с помощью нежности и слабости можно победить крепкое и сильное. Любой человек приходит в мир нежным и слабым, а уходит из него крепким и жестким. Все понимают это, но никто не действует соответственно, поскольку старается быть жестоким с жестокими , а нежным только с нежными.

Еще мудрец хотел этим сказать, что именно разум и знания – самое сильное оружие, хотя его можно назвать «нежным». Агрессия вызывает ответную агрессию, а толерантность и терпимость помогут достичь взаимопонимания без жестокости.

«Кто знает людей, тот умен, кто познал себя, тот мудр» и опять мы возвращаемся к философии античности. Древнегреческий философ Фалес Милетский сказал: «Что труднее всего? Познать самого себя». И действительно человеку трудно заглянуть именно в свою душу и познать истоки своих поступков. А если сумеешь понять глубинные истоки своих поступков, то сможешь узнать и других людей, поскольку люди одинаковы во многом.

«Если не позволять себе смотреть на то, что вызывает желание, то сердце не затрепещет».

Этим китайский мудрец хотел сказать, что люди постоянно стремятся к излишним вещам: хотят денег, драгоценностей, шелков и роскоши, но если не знать об их существовании и никогда не видеть подобных вещей, то их и не будешь желать. А если стремиться только к славе, почестям и богатству, вместо того чтобы вести праведную жизнь, полную размышлений и познания мира, то с годами придется грустить об упущенных возможностях.

«Кто не хлопочет о жизни, мудрее чем тот, кто понимает жизнь», —на первый взгляд это высказывание несколько туманно, но именно эта мысль проходит через всю мировую философию. Человек должен жить каждым днем и ценить каждую минуту своего существования. Человеку необходимо победить страх смерти и идти по жизни не боясь встретить ее лицом к лицу. Этот страх делает нас слабыми и мешает идти к намеченной цели.

Только избавившись от этого страха можно жить полной жизнью, дышать полной грудью и наслаждаться каждым мгновением.

ДАО- вечный и незыблемый Абсолют, к которому стремится все живое, даже вечное Небо подчиняется законам ДАО, и смысл жизни любого человека – это слиться с ним в вечной гармонии и постись божественный экстаз единения космических душ.

Источник:
mychinaexpert.ru

Семья Лаози

Лао-Цзы

Лаози, как говорят, был женат и имел сына, Цзуна, который позже стал легендарным лидером в штате Вэй.

Конец жизни Лаози.

Существует легенда, что Лаози отправился на запад к холмам Ханга. Там, на перевале Сяньгу, на краю Китайского государства, его узнал охранник Иньси, который не хотел пропускать его, пока не записал свои учения для потомков. В то время Лаози, обычно против письменного слова, написал книгу Даодзин, также известную как Лаози вуцзянь вэнь (老子五千文), или Книгу из 5000 знаков Лаози (количество знаков, из которых она состоит) всего за две-три недели.

После написания книги Лаози поехал на запад, верхом на быке (поэтому его часто изображают на этом животном), и никто больше никогда о нем не слышал. Он предположительно жил до старости, умер около 500 лет до н.э., что означает, что он выжил более 100 лет.

Точное время и место его смерти остаются неизвестными. Одним из самых популярных сообщений является то, что Лаози отправился в Индию, где лично обучал Сиддхартха Гаутаму, которого он встретил медитирующим под деревом бодхи. В результате этого учения Гаутама был просветлен и стал Буддой.

Другие источники сообщают, что Старый Учитель вообще не покидал Китай, и что его могила находится в стране, в его родной деревне, которая сейчас называется Луйи. Говорят, что он и его мать были похоронены там. Это место в настоящее время является большой туристической достопримечательностью.

Культ также окружен священной горой, с которой, согласно легенде, после смерти Лаози был возведен на Небеса.

С созданием религиозного даосизма Лаози стал восприниматься как космическое и божественное существо, а также ассоциироваться с личностью мифологического желтого императора [Хуанди]. Ему приписывают авторство многих классических книг, говорят, что он открыл для себя тайну бессмертия и живет по сей день.

Лаози (также: Лао Цзы или Лао Цзы; китайцы: 老子; Пиньиньинь: Lǎozǐ) — почетное звание, буквально означающее «Старый мастер». Лаосский язык означает «почетный» или «старый», а ци (цзы) — «хозяин». Слово zi использовалось в древнем Китае в качестве социального префикса для обозначения мастера.

В популярных биографиях Лаози был назван Ер при рождении и его звали Ли (создавая Li Er, по-китайски. 李耳).

Иногда Лаози также называют Ли Дэном. Это имя было дано ему посмертно. Во времена правления династии Танг Лаози был признан предком правящей семьи, основанной в 618 году по инициативе Lǐ Yuān (李淵).

Лаоцзи получил титул Тайшань Сюаньюань Хуанди, или «Самый таинственный и оригинальный император».

Романизация Лаосской империи

Лао-Цзы

Имя Лаози было романтизировано во многих отношениях, что иногда приводит к недоразумениям. Наиболее распространенной формой является нынешняя — Laozi или Lǎozǐ, написанная на основе системы Hanyu Pinyin (принята в Китае в 1958 году и на Тайване в 2009 году).

На Западе наиболее распространенной формой имени Старого Мастера была лао-ца-версия. Эта форма принята на основе ранее существовавшей системы транслитерации Уэйда-Жайлза.

В 19 веке это название было романтизировано как Лао-Цзе. Существуют и другие варианты, такие как Лао-Цзы или Лао-Цзы.

Афоризмы Лао-Цзы

Лао-Цзы

  • Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
  • Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
  • Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
  • Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.
  • Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
  • Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?
  • Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
  • Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
  • Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.
  • Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.
  • Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
  • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  • Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
  • Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.
  • Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
  • Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот — нравственный муж.
  • Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
  • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
  • Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
  • Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
  • Нет греха тяжелее страстей.
  • Под небом все лишь временно бывает.
  • Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.
  • Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
  • Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
  • Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
  • Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
  • Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
  • Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню.
  • Голос истины противен слуху.
  • Довольствующийся самим собой — богач.
  • Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
  • Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
  • Закон достойных — творить добро и не ссориться.
  • Знающий меру доволен своим положением.
  • Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
  • Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью, и тот, кто сознает, что основа жизни его — дух, знает, что он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства.
  • Когда нет врагов, то не бывает войны.
  • Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
  • Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
  • Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
  • Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
  • Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
  • Мудрец избегает всякой крайности.
  • Не ссорящийся не осуждается.
  • Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.
  • Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
  • Потеря есть начало размножения, множество начало потери.
  • Превосходный воин никогда не разгневается.
  • Только что распустившееся растение нежно и слабо. 3асохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
  • Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
  • Человек легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни.

Выдержки из Дао

Лао-Цзы

  1. Суть Пути (Дао) не определена, есть названия, но природа слов остается неуловимой. Источник создания не называется, хотя все вещи имеют общую матрицу, и у них есть имя. (Аналогичный мотив в гностических текстах — моя заметка)
  2. Истинное служение мудреца заключается в том, чтобы молча трудиться («Я кроток и смирен сердцем», говорит Иисус, «Моя вина»), ибо не праведность, а исполнение — это учение Того, Кто служит всем одинаково. (Христос пришел служить людям — моя записка)
  3. мудрец выбирает последнее место, поэтому он стоит перед всеми. Он теряет себя и спасается от этого. Разве он не найдет свою цель, куда бы он ни пошел?
  4. Не хорошо брать то, что ты хочешь. Лучше держать себя в руках. Действуйте энергично и изобретательно, но не надолго. Ты не будешь хозяином своего дома, если соберешь слишком много. Богатство, сила и достоинство доверяются судам судьбы. Когда успех и слава приходят к вам, прячьтесь в тени. Таков закон Пути (Дао).
  5. Ты страдаешь ради себя. Если бы вы были лишены «I», то недуги существования не нашли бы предмет.
  6. Если у вас есть вечное, то вы праведны, и праведность есть достоинство царственное, и царственность священна. И даже если ты умрешь, ты всегда будешь там. («И даже если он умрет, он будет жить» — моя записка)
  7. Увидеть, что вокруг тебя ясно, но помни, что скрывает неизвестную тьму.
  8. Есть много тех, кто хотел бы восстановить весь мир так, как они его себе представляют. Однако я вижу, что им это никогда не удается, потому что этот мир — священный сосуд, не предназначенный для того, чтобы его изменял человек.
  9. Рациональный человек избегает экстремальных тенденций, радикальных суждений, неисчислимых идей.
  10. Пусть не пытаются контролировать мир оружием, эта тактика хуже поражения, ибо там, где пройдут войска, вырастет максимум дикая роза, а на пути великого шествия останутся годы тьмы и голода.
  11. Когда человек имеет истинно благие намерения, он сдерживает и не хочет их преодолевать.
  12. Человек, который знает других, мудр, а Учитель, который знает самого себя, просвещен. (Знайте себя — постоянный мотив для учения воскресшего Иисуса в гностических текстах и «Царство Божье в вас»). — Моя сноска)
  13. Кто побеждает врагов и преодолевает все преграды, тот силен, а кто побеждает самого себя, тот сильнее себя. (Разве не распятие для мира, уход, несмотря на отказ от товаров и мира, ношение собственного креста — это победа над самим собой? — Моя сноска)
  14. Как только вы поймете неисправную форму, вы сможете ходить, где вы хотите, тихо, мирно, без труда и постоянного страха.
  15. Истинное совершенство — это огромное страстное увлечение, не нужно действовать в одиночку. (Иисус сказал: «Будьте теми, кто проходит мимо, несмотря на Меня.»)
  16. Когда исчезает знание Пути (Дао) (когда исчезает знание Христа Духа Христова — примечание мое), тогда благородство и праведность остаются, когда они исчезают, тогда мораль остается, когда она разворачивается, тогда возобладает доброта — появление веры, пустой обряд, который является причиной каждой анархии. (Как согласуется с учением Иисуса, отрицательно оценивающего ритуализм, пустой ритуализм: «Не будьте лицемерами….»). — Моя сноска)
  17. Интуиция, говорят они, исполняется в Учении (или Догме), но гораздо лучше отправной точкой является невежество: когда спелый человек достигает плода, а не цветов, он выносит плоть и отвергает скорлупу. Отклонение одного забирает другого.
  18. Слушая послание Пути (Евангелия Моего), самый совершенный человек будет усердно изучать его неисчерпаемый курс. Среднестатистический человек легко поймет смысл, встанет и сядет. (Сравните притчу о семенах, которые падают в разных местах — моя заметка)
  19. Когда первобытный человек услышит весть (когда услышит Евангелие, заметку Мою), он будет смеяться или ненавидеть. Вот почему они говорят: «На прямой дороге тот, кто время от времени ходит и смотрит сам за собой, спотыкается. (Иисус — краеугольный камень, на который они натыкаются. Сравните также жену рейса, которая оглядывается назад. — Моя сноска)
  20. Великий Путь рождает Единого. И раз — два. От них исходит Третий и все остальное. (Бог Отец рождает Сына, Дух Святой рождается от Отца и Сына, и тогда рождается все остальное бытие — примечание Мое). Пульсирующее дыхание между светом и тенью создает неустойчивый баланс — жизнь для всего мира. (И Христос уже терпит различия и разделение и несет тень на своих плечах — крест, обнимающий и дающий свет и солнце миру — моя записка).
  21. Пока миром правит Путь (Христос, Евангелие Мое), конные экипажи делают поля более плодородными, как только следы Пути исчезнут, лошадей войны забивают в парках.
  22. Нет большего греха, чем чувство ненависти. Трудно впасть в большее горе, чем ваше собственное недовольство. Нет более страшной судьбы, чем неконтролируемая похоть. Когда вы будете довольны, вы не пропустите ничего. (Не наоборот, как принято считать.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.