Король Артур и рыцари круглого стола

КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

Бронзовая фигура короля Артура в латах, начало XVI в. Из «Книги знаний» общества Гролье (1911)

Есть могила для Маржа, есть могила для Гвитир, могила для Гугауна Алого Меча, о могиле же Артура и помыслить грешно.

Энглины могилы («Стихи на могилах воинов»)

Король Артур — подлинный король-воин, национальный герой Британии, фигура, в которой с легкостью узнается как реальный исторический персонаж, так и мифический герой. Для многих он луч света в смутные времена британской истории. Только при упоминании имени короля Артура в воображении возникают картины рыцарских поединков, образы прекрасных дам, таинственных волшебников и вероломства в замках предателей. Но что же скрыто за этими, на первый взгляд, романтическими историями эпохи Средневековья? Конечно же, Артур — литературный персонаж. Существует цикл преданий, относящихся к рыцарским романам об Артуре, например в кельтской литературе. Но каков же реальный герой? Есть ли основания полагать, что истории о великом британском короле, который вел соотечественников в жесточайшие сражения против саксов, — реальные исторические события? Вкратце содержание мифа об Артуре таково. Артур, первенец короля Утера Пендрагона, родился в Британии в тяжелые и смутные времена. Мудрый волшебник Мерлин посоветовал спрятать младенца, чтобы никто не знал о его настоящем происхождении. После смерти Утера Пендрагона Британия осталась без короля, и тогда Мерлин при помощи магии создал меч и воткнул его в камень. На оружии золотом было написано: «Тот, кто сможет вытащить меч из камня, будет правопреемником короля Британии». Многие пытались это сделать, но лишь Артур сумел вытащить меч, и Мерлин его короновал. Когда в битве с королем Пеллинором Артур сломал свой меч, Мерлин отвел его к озеру, из вод которого показалась волшебная рука со знаменитым Экскалибуром. С этим мечом (который дала ему Владычица озера) Артур был непобедим в битвах.

Женившись на Гвиневре, отец которой (в некоторых вариантах предания) подарил ему круглый стол, Артур собрал величайших рыцарей своего времени и обосновался в замке Камелота. Рыцари Круглого стола, как их стали называть, защищали жителей Британии от драконов, великанов и черных рыцарей, а также занимались поиском сокровищ, в частности чаши, из которой пил Христос во время Тайной вечери, известной истории как священный Грааль. Артур участвовал во множестве кровопролитных сражений против саксов. Под его предводительством бритты одержали величайшую победу на горе Бадон, после которой наконец было остановлено наступление саксов. Однако дома Артура ждало неприятное известие. Славный рыцарь Ланселот влюбился в его жену Гвиневру. Вскоре об этой интрижке стало известно, и Гвиневру приговорили к смерти, а Ланселота изгнали. Однако Ланселот вернулся, чтобы спасти королеву, и увез ее в свой замок во Францию. Артур с верными воинами бросился на поиски Ланселота. А тем временем Мордред (сын Артура от его сводной сестры Морганы — ведьмы, с которой у него была связь в юности, когда он не знал, кто она на самом деле) попытался захватить власть в Британии. Когда Артур вернулся, отец и сын сошлись в битве при Камлане. Артур убил Мордреда, но и сам был смертельно ранен. Его положили в ладью и пустили вниз по реке. Ладья пристала к острову Авалон, гае его раны залечили три удивительные королевы в черных одеждах. Вскоре после того как разнеслась весть о смерти Артура. Ланселот и Гвиневра умерли от горя. Однако тело Артура так и не удалось найти. Говорят, что он дремлет где-то под холмом, дожидаясь своего часа, когда снова нужно будет собирать своих рыцарей для спасения Британии.

О короле Артуре и рыцарях Круглого стола сообщает ряд источников, причем их временной спектр достаточно широк. Первое известное упоминание содержится в «Истории бриттов», написанной окало 825 г. валлийским монахом Неннием. В этом труде Артур представлен как великий полководец: Ненний называет 12 битв, в которых кораль одержал победу над саксами. Важнейшей из них была победа на горе Бадон. К сожалению, географические названия мест, где проходили битвы, описанные Неннием, давным-давно не существуют, поэтому сегодня точно определить их местонахождения не удается. В «Анналах Камбрии» («Валлийских анналах») говорится о том, что Артур и его сын Мордред были убиты в битве при Камлане в 537 г. Место проведения этой битвы до сих пор не известно, но существует две версии. Предполагалось, что сражение произошло в деревне Куин-Кэмэл в Сомерсете (неподалеку от Саут-Кэдбери, который некоторые исследователи считают легендарным Камелотом), или несколько севернее, возле римского форта Бирдосвальд (в Каслстедс на валу Адриана).

Основные сведения об Артуре исследователи черпают из «Истории королей Британии», написанной валлийским священником Гальфридом Монмутским около 1136 г. Здесь впервые упоминаются благородные воины, которых позже будут ассоциировать с королем Артуром и его рыцарями, описывается соперничество с Мордредом, есть и меч Экскалибур, и волшебник, советник короля, Мерлин, а также рассказ о последнем пути Артура на остров Авалон. Однако сэр Ланселот, священный Грааль и круглый стол в «Истории» не упоминаются. Современники Гальфрида Монмутского подвергли критике его работы (он также опубликовал две книги о пророчествах Мерлина), сочтя их не более чем плодом бурной фантазии. Надо сказать, что и большинство современных ученых придерживаются того же мнения. Как это происходило относительно трудов древнегреческого историка Геродота, постепенно появлялись археологические находки, согласующиеся с некоторыми утверждениями Гальфрида. В качестве примера можно назвать британского короля Тенвантиуса. До недавнего времени единственным источником сведений о нем была «История» Гальфрида. Однако в результате археологических раскопок среди артефактов железного века были обнаружены монеты с надписью «Таскиовантус». По-видимому, это и есть упомянутый Гальфридом Тенвантиус. А значит, произведения Гальфрида требуют переосмысления. Возможно, и другие эпизоды биографии Артура, о которых творится в «Истории королей Британии», когда-нибудь найдут документальное подтверждение.

С появлением книги сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», опубликованной в 1485 г., история о короле Артуре и рыцарях Круглого стола приобрела гот вид, в каком она дошла до наших дней. В своей работе Мэлори, который был родом из Варвикшира, опирался на более ранние книги французских авторов — поэта Местра Васа и Кретьена де Труа, которые в свою очередь использовали фрагменты кельтской мифологии, а также труд Гальфрида Монмутского. К недостаткам этих литературных источников следует отнести то, что они были написаны не менее чем через три столетия после смерти Артура, приблизительно в 500 г. Как же восстановить эту лакуну во времени и выявить реальную основу этой истории? Интересны беглые упоминания об Артуре, относящиеся к VI в., в ранней кельтской литературе, особенно в валлийских поэмах. Древнейшей из них, по-видимому, является «Гододдин» (594), авторство которой приписывают валлийскому поэту Анейрину: «Он кормил черных воронов на бастионе, хотя и не был Артуром». В «Черной книге Кармартена» содержатся «Могильные стансы», в которых есть такие строки: «Есть могила для Марха, есть могила для Гвитир, могила для Гугауна Алого Меча, о могиле же Артура и помыслить грешно». Эти слова означают, что места захоронения героев из предания известны, могилу же самого короля невозможно найти потому, что Артур все еще жив.

В «Сокровищах Аннуина» из «Книги Талиесина» Артур вместе с войском отправляется в валлийский потусторонний мир Аннун на поиски магического котла, «подогреваемого дыханием девяти дев». Это был не просто волшебный предмет — речь идет о реликвии, символе религиозных верований кельтов. Он же упоминается в мифе о верховном боге Ирландии Дагде, у которого хранился котел, способный возвращать мертвым жизнь. Поиски Артура в потустороннем мире обернулись трагедией: из путешествия вернулись только семеро воинов. Очевидна параллель между поисками Артура в кельтской мифологической литературе и поисками священного Грааля, однако мифический Артур явно отличается от образа воина, остановившего саксов в 517 г.

Возможно, археологические данные направят исследователей на верный путь и позволят по крупицам восстановить образ реального короля Артура. В литературе с именем короля Артура чаще всего связывают западную часть Англии: Тинтагель — поместье, в котором он родился; Камелот, где собирались рыцари Круглого стола, и предполагаемое место захоронения в Гластонбери. Могилы короля Артура и королевы Гвиневры, которые якобы были обнаружены в 1190 г. монахами аббатства Гластонбери, сегодня считаются удачной мистификацией. Монахи придумали этот обман для того, чтобы повысить доходы недавно пострадавшего от пожара аббатства. Однако некоторые исследователи считают, что Гластонбери действительно имел отношение к королю Артуру. Территория вокруг Гластонбери-Тора (сегодня курган расположен за пределами города) вполне может быть островом Авалоном, куда был отправлен Артур, после того как получил смертельные раны в битве при Камлане. Всего в 12 милях от Гластонбери расположен датируемый железным веком замок Кэдбери, который в темные века снова приобрел важное стратегическое значение, и именно с ним все чаще связывают Камелот в наше время. В VI в. крепость превратили в обширную цитадель с огромными защитными бастионами. Здесь обнаружен ряд предметов, в том числе кувшины для вина, которые импортировались из стран Средиземноморья, что свидетельствует о том, что в темные века это место было резиденцией важного и влиятельного вельможи. Могли замок быть местом сосредоточения власти Артура?

По другой версии, Камелотом называют замок Тинтагель, который принято считать местом рождения Артура. Расположен он в графстве Корнуолл, где с именем короля Артура связано очень много географических названий. Сооружение возведено в Средние века, однако проведенные в Тинтагеле археологические раскопки показали, что замок был важным опорным пунктом и торговым центром и ранее: здесь найдено очень много кувшинов для вина и масла из Малой Азии, Северной Африки и побережья Эгейского моря. В 1998 г. был обнаружен небольшой кусок плиты, на которой было написано на латыни: «Артоньон отец потомка Колла это построил». Артоньон — латинский вариант кельтского имени Артну, или Артур. Но тот ли это Артур, о котором говорится в легенде? К сожалению, этого никто не знает. Как и в случае с замком Кэдбери, мы снова имеем дело с важной крепостью и торговым центром, который, несомненно, был резиденцией могущественного британского правителя, жившего в VI в., когда зарождалась легенда об Артуре. Итак, некоторые факты, послужившие основой для предания, выяснить удалось, однако это и все имеющиеся на сегодня сведения.

Сейчас ведутся активные дискуссии относительно того, кем мог быть Артур, если бы был реальным историческим персонажем. Согласно одной из версий, он был правителем римской колонии в Британии по имени Амброзий Аврелий. Он воевал против саксов, однако не в VI в., а в конце V в., спустя пару десятилетий после того как римские легионы покинули Британию. Другие ученые, опираясь на материалы исследователя Джеффри Эша, считают Артура военачальником Риотамусом (около V в.), который в одном из источников обозначен как «король бриттов». Он сражался на стороне римлян, принимал участие в военной кампании в Галлии (Франция), направленной против короля вестготов Эрика. Однако примерно в 470 г. на территории Бургундии его следы теряются. Имя Риотамус, по-видимому, является латинизированным названием «высочайшего правителя» или «верховного короля», а значит, является титулом, а не именем собственным и не связано с Артуром. Поразительной деталью, которая свидетельствует в пользу теории о Риотамусе-Артуре, является тот факт, что этого британского короля предал некий Арвандус, написавший письмо готтам. Вскоре он был казнен за измену. В одной средневековой хронике имя Арвандус звучит как Морвандус и напоминает латинизированный вариант имени вероломного сына Артура Мордреда. К сожалению, кроме скупых сведений о его деятельности в Галлии, о Риотамусе ничего не известно, поэтому нельзя точно установить, отсюда ли происходит легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Судя по археологическим и текстологическим свидетельствам, наиболее вероятным является предположение о том, что образ Артура собирательный. В основе легенды лежит один или несколько реальных персонажей — правителей, которые защищали Британию от грабительских набегов саксов. Легенда вместила в себе элементы кельтской мифологии и сюжеты средневековых романов, что и составило образ короля Артура, которого мы знаем сегодня. Таким образом, в основе предания об Артуре лежат реальные исторические события. А просуществовала легенда об Артуре так долго только потому, что этот образ затрагивал глубины сознания людей и отвечал их внутренним потребностям не только в герое, но и в короле, который бы воплощал дух британских земель.

history.wikireading.ru

Король Артур и рыцари Круглого стола

Скачать книгу

О книге «Король Артур и рыцари Круглого стола»

Волшебную историю о короле Артуре и рыцарях Круглого стола знает, вероятно, каждый человек любого возраста, хотя бы в общих чертах. Питер Акройд отражает свой взгляд на эту в романе «Король Артур и рыцари Круглого стола». Он погружает читателя в мир рыцарей и удивляет динамичным сюжетом и лёгким литературным языком. А стилизация под средневековую литературу добавляет известной легенде ощущение сказки и чудесную атмосферу. Автор детально опишет время, когда рыцарские поединки были вполне обычной вещью, а волшебством никого нельзя было удивить.

Книга рассказывает о судьбах рыцарей, что не может не заинтересовать. Законы чести стояли у них на самом первом месте. Они совершают подвиги в духе тех времен и приключения их невероятны. Артур – благородный король, который обрел бесконечную жизнь благодаря легенде, ему было под силу объединить все земли Британии и великого чародея Мерлина. Выдающийся маг позволил себе полюбить фрейлину. Но эта искренняя любовь и погубила его. Чародей оказался замурован в скале, причем с помощью тех заклинаний, которым он сам же и обучил прекрасную девушку.

После ссоры с королевой первый рыцарь Ланселот вынужден покинуть родные края. Его ждут запретная любовь, неуёмная гордыня и неоднозначные поступки. На каждом шагу встречается предательство и дружба. Вместе с отважными рыцарями читателю предстоит захватывающее путешествие в поисках святого Грааля. И это приключение уже никогда не покинет его сердце.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Король Артур и рыцари Круглого стола» Питер Акройд бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

История о великом короле Артуре, о его преданных рыцарей Круглого стола, о их благородстве, история о Мерлине – все это в совокупности является моим любимым

Имя автора часто находится на слуху с положительными отзывами, поэтому ожидала гораздо большего.

История о короле Артуре и рыцарях Круглого стола фигурирует в таком количестве художественных и документальных произведений, что не знать о ней хотя бы в общих чертах, наверное, просто невозможно

avidreaders.ru

Король Артур и рыцари Круглого стола

Инсценировка: Нина Гарская
Муз.оформление: Дарима Шагдарон

Мерлин, Пелинор – Юрий Авшаров
Унтер, Пендрагон, Посол, Гай – Алексей Овечкин
Кэй, Мадор, Мордред – Евгений Весник
Глашатай – Евгений Графкин
Король Артур – Анатолий Гузенко
Эктор, Архиепископ – Родион Александров
Борс, Отшельник, Садовник – Роман Ткачук
Фея Нинева – Нина Гарская
Моргана, Паж, 1-я леди – Тамара Мурина
Гвиневера – Нина Архипова
Гавейн – Михаил Державин
Луций, Агравейн – Владимир Ушаков
Ланселот – Юрий Васильев
2-я леди – Вера Харыбина

Благородство, честь, бесстрашие и отвага, преданность, дружба, любовь прекрасной дамы. Все эти понятия неразрывно связаны с рыцарством. Как они появились? Кто были эти люди? Любой ли человек мог стать рыцарем?

Рыцарство начало складываться во Франции в VIII веке, и в это время слово рыцарь – это воин, который несет конную службу своему сеньору. Уже позже, к XI веку рыцарство стало особым слоем средневекового общества, а в эпоху классического Средневековья рыцарство превратилось в особое военно-аристократическое сословие. Рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.

Рыцарь был должен приобрести «феод» — участок земли, чтобы быть свободным от работы и иметь возможность посвятить себя рыцарству, боевого коня, дорогое тяжелое вооружение: меч, щит, латы.

Рыцарь получал особое рыцарское воспитание. Мальчиков до 7 лет воспитывали в семье, после — до 14 лет они проживали при дворе сеньора в качестве пажей, потом юноши становились оруженосцами и были ими до 21 года. Основными дисциплинами обучения были религия, придворный этикет, также мальчиков обучали «семи рыцарским добродетелям» — верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.

Обряд посвящения в рыцари был очень торжественным и красивым. Согласно европейскому обычаю, рыцарь, который посвящал в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч — символ рыцарского достоинства — и щит с изображением герба и девиза. Посвященный же давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром — демонстрацией воинской выучки и храбрости.

Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену (сеньору) и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали жадность и скупость, не прощалось предательство.

С развитием рыцарского движения стали появляться монашеско-рыцарские организации — рыцарские ордена. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена — гроссмейстеру, или великому магистру.

У каждого рыцаря обязательно должен был быть свой герб. Само слово «герб» восходит к немецкому Erb — наследство, т. е. то, что передается от отца к сыну и внуку. И знаки и девиз герба говорят о том, чему служит род. Появление гербов тесно связано с уникальным явлением истории Европы – Крестовыми походами. В ходе Крестовых походов огромное количество рыцарей из разных стран Европы оказалось объединено в общих армиях. Рыцари говорили на самых разных языках, традиции костюма и вооружения были в общих чертах сходными для большинства участников походов. Узнавать друг друга в этих условиях оказалось почти невозможно. Кроме этого, рыцарь совершал подвиги ради славы своего имени и стремился, чтобы его имя было известно и памятно. Именно поэтому рыцари так дорожили своим щитом, на котором обязательно был помещен родовой герб и мечом, на рукоятку которого также наносились родовые знаки.

mp3tales.info

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ищите женщину (180)
  • Кулинария (141)
  • Здоровье и здоровый образ жизни (137)
  • Львов и окрестности (123)
  • Фильмы и актеры (100)
  • Модная штучка (100)
  • Похудение (90)
  • Психология (83)
  • Handmade творчество (82)
  • Фотография (76)
  • Детям и о детях (74)
  • Музыка (73)
  • Дача (71)
  • Польша (71)
  • Английский — самостоятельно (53)
  • Франция (48)
  • Япония (46)
  • Китай (45)
  • История (42)
  • Полезные советы (37)
  • История искусств: полезные видеоуроки и сайты (35)
  • Английская культура (34)
  • Украинские художники (34)
  • Język polski (31)
  • Вышивка крестиком (30)
  • А что-бы почитать? (27)
  • Занимательная биология (26)
  • Парки мира (26)
  • Рождество Христово (23)
  • Художники Львова (23)
  • Цветы в живописи (23)
  • Интерьеры (22)
  • Мифология (21)
  • Танцульки (20)
  • По Украине, про Украину (19)
  • О писателях (18)
  • Русалки в литературе и фольклоре (17)
  • Современное искусство (16)
  • Наивные художники (16)
  • Живописные образы литературных героев (14)
  • Венеция в живописи (14)
  • Художники рисуют Львов (13)
  • Дети в живописи (12)
  • Женская живопись (12)
  • Домашние питомцы на картинах художников (12)
  • Немецкие художники (10)
  • Чехия (8)
  • Американские художники (8)
  • Куклы (8)
  • Игра в сравнения (7)
  • Тема живописи в художественной литературе (7)
  • Север (6)
  • Нумизматика (4)
  • Мои фотографии (3)
  • Старинные открытки (3)
  • Растения-талисманы (3)
  • Флора. Живопись (2)
  • Аудиокниги (1)
  • Бытовая живопись (1)
  • Пейзажи (0)

Метки

Музыка

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Легенда о короле Артуре и рыцарях круглого стола

Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 16:06 + в цитатник

Артур и рыцари круглого стола

Первое упоминание об Артуре

В мифологии старой Англии нет эпохи прекраснее, чем времена правления короля Артура и его доблестных рыцарей, когда посреди мрачного средневековья наступил расцвет благородства и самоотверженной преданности короне и своему государству.

«История бриттов» — первая латинская хроника, законченная в 800 г. н.э. валлийцем по имени Ненний, впервые упоминает имя Артур как центровой персонаж народных преданий Уэльса. Первая развернутая повесть о жизни Артура появляется в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского, объединяющей «Историю бриттов» с элементами валлийского фольклора.

Основными прототипами Артура считаются три исторические личности – это Римский военачальник Луций Арторий Каст, точные даты жизни которого неизвестны, Римлянин Амвросий Аврелиан, успешно разгромивший саксов в битве у Бадона, и Карл Великий с его 12 Паладинами. Опираясь на факт, что основные враги Камелота, саксы, жили в 450-х гг., а первые косвенные упоминания об Артуре появляются в трудах валлийского клирика Гильдаса в 560-х гг., можно сделать вывод, что Артур жил предположительно в 500-х годах н.э. Образ же британского короля Артура собран из нескольких биографий и подвигов и, дополненный цепью взаимосвязанных сюжетных линий, стал прочным каркасом культурного мифа об Артуре и рыцарях Круглого стола.

Артур и рыцари Круглого стола

Итак, стержнем бессмертной истории Артура и рыцарей Круглого стола являются несколько героев, повлиявших на расцвет и падение чудесного британского королевства. Король Артур был единственным сыном Верховного короля Британии Утера Пендрагона, который воспылал страстью к его матери Игрейне, жене герцога Горлуа Корнуэльского. По одной из версий легенды, Горлуа должен был убить Утера, дабы захватить его власть, но случилось все наоборот. Благодаря предвидевшему развитие событий на 200 лет вперед волшебнику Мерлину, возник поединок, в котором Утер смертельно ранил соперника, подчинил себе его армию и женился на Игрейне. Уже через год королева от второго брака родила Артура, которому суждено было стать великим правителем Англии.

Мудрый Мерлин был в курсе придворных интриг и хорошо знал о персонах, мечтавших узурпировать власть и лишить наследника законного престола. Чтобы этого не произошло еще в детстве, он забрал мальчика себе на воспитание, позже передав его своему верному другу, славному рыцарю Эктору. В то же время одна из старших сестер Артура – фея Моргана — воспитывалась у Леди Озера, обучалась магии и колдовству, которыми могла обладать только Верховная жрица Авалона. Через 20 лет Моргана сыграла роковую роль не только в судьбе собственного брата, но и в истории всего королевства, однако, об этом позже.

После смерти Утера, Мерлин открыл 16-летнему наследнику тайну его происхождения и обучил секретам военного искусства, которые должны были помочь Артуру завоевать страну. Мерлин вместе с епископом Кентерберрийским на очередном собрании в Лондоне представили волшебный меч, предназначенный для нового короля Англии. Достойный короны должен был вытащить меч из камня, и никому из рыцарей не удалось этого сделать, кроме Артура. После народного провозглашения Артура королем Британии, страсти при дворе на недолгое время утихли.

В одном из поединков с сэром Пелинором Артур сломал меч из камня, и Мерлин пообещал королю новый меч Эскалибур, который специально для него выковали эльфы Авалона. Меч Эскалибур обладал магией сражать без промаха, но на него налагалось одно условие: обнажать лезвие только во имя доброго дела и, когда придет срок, Артур должен вернуть меч Авалону.

Став полноправным королем Британии, Артур начал задумываться о наследнике для своего трона. Однажды его познакомили с Джиневрой – дочерью спасенного им когда-то короля Лодегранса. Джиневра была и остается в современной обработке литературы «Прекрасной Дамой», образцом непорочной женственности и целомудрия, так что Артур полюбил ее с первого взгляда. Молодые поженились и зажили счастливо в Камелоте. Правда, детей у супружеской четы так и не родилось, ибо, по преданиям, одна злая волшебница, желая передать трон своему сыну, наложила на Джиневру проклятие бесплодия.

При своем дворе в Камелоте Артур собрал самых храбрых и преданных рыцарей королевства — Ланселота, Гавейна, Галахада, Персиваля и многих других. Разные источники указывают, что общее число рыцарей доходило до 100 человек. Отдельно отмечается, что именно Джиневра подала Артуру идею изготовить для заседаний рыцарей Круглый стол, чтобы никто не чувствовал себя ни первым, ни последним, и все были равны между собой и перед королем.

Волшебник Мерлин часто посещал Камелот с целью проведать Артура и заодно настроить рыцарей на благие дела, чтобы те не совершали зла, избегали предательства, лжи и бесчестья. Рыцари Круглого стола прославились тем, что даровали милосердие низшим сословиям и всегда оказывали покровительство дамам. Они побеждали драконов, колдунов и прочих исчадий ада, спасая королей и принцесс, освобождая свои земли от зла и порабощения. Главной же целью их паломничества был поиск Чаши Грааля, из которой сам Иисус пил во время Тайной вечери и куда затем была налита его кровь. Многие годы рыцарям никак не удавалось найти святую Чашу. В конце концов, ее нашел внебрачный сын Ланселота и леди Элейны – рыцарь Галахад.

Измена Джиневры и начало смуты в Британии

Исторически отмечено, что именно супружеская неверность Джиневры положила начало смуты в Британии. Королева долго не могла забеременеть и подарить Артуру наследника, отчего супруги постоянно ссорились, и никто из них даже не подозревал о проклятии. При этом, еще до своего замужества, Джиневра успела полюбить одного из рыцарей и лучшего друга Артура – Ланселота, встретив его в Камелоте за несколько дней до знакомства с королем.

Ланселот был воспитан Девой Озера, откуда и получил прозвище «Озерный». Практически весь смысл персонажа Ланселота в легендах артуровского цикла составляет его безмерная любовь к Джиневре и, вместе с тем, грех прелюбодеяния, который не давал ему и шанса найти святую Чашу Грааля.

О возлюбленной Ланселота разные легенды отзываются по-разному: например, рыцари Круглого стола, зная о греховной связи Ланселота с королевой, недолюбливали Джиневру и однажды даже хотели ее казнить. Джиневра, чувствуя себя виноватой перед супругом, но, будучи не в силах отказаться от любви к Ланселоту, то и дело гневалась на своего верного рыцаря и прогоняла его со двора. Как-то раз она устроила пир для рыцарей, во время которого один из них убил другого отравленным яблоком, и все подозрения пали на королеву. Рыцари уже собирались полностью разоблачить предательницу короны, однако прискакал Ланселот и спас ее, с легкой руки порубив половину своих друзей.

Многие придворные дамы, питавшие явный интерес к Ланселоту, недоумевали над тем, что он был неженатым и решил всю свою жизнь посвятить несчастной любви. Как-то раз, в поисках Грааля, Ланселоту выпала честь побывать в гостях у короля Пелеса из Корбеника — родственника Иосифа Аримафейского и хранителя Грааля. Король предложил Ланселоту жениться на его прекрасной дочери Элейне, однако тот нашел тактичные слова отказаться от подобной чести. Придворная дама Брузена, зная, кем занято сердце рыцаря, навела на Элейну чары, благодаря которым она стала похожа на Джиневру. Ланселот провел с принцессой ночь, а наутро, когда узнал об обмане, было уже поздно. Так у Ланселота появился внебрачный и единственный сын Галахад – будущий рыцарь Камелота.

По одному из вариантов легенды, Джиневра узнала о сопернице и отвергла Ланселота. 14 лет он прожил с Элейной в замке Блиант на острове, а когда Галахад подрос, вернулся в Камелот, и их связь с королевой возобновилась.

Впрочем, у самого Артура тоже был внебрачный сын Мордред, зачатый его сводной сестре фее Моргане во время таинственного обряда, когда волшебники Мерлин и Дева Озера приложили руку к тому, чтобы брат и сестра не узнали друг друга и вступили в связь. Мордред, в отличие от Галахада, был воспитан злыми волшебницами и вырос коварным человеком, мечтающим о кровопролитии отца и захвате власти.

Падение Камелота и гибель Артура

Король очень любил своего друга Ланселота, а также свою жену Джиневру, и, подозревая об их любви, не предпринимал никаких мер, чтобы разоблачить обманщиков. Артур предпочитал не видеть того, чего не хотел, считая спокойствие в государстве важнее личных взаимоотношений. Это было на руку его врагам – и, в частности, его сыну Мордеру (по некоторым источникам Мордред был племянником Артура, а поскольку других родственников у короля не было, так или иначе корона должна была перейти к нему).

Желая уязвить короля болью измены Джиневры, Мордред вместе с 12-тью рыцарями Круглого стола ворвался в покои королевы, где Ланселот извинялся перед своей дамой сердца за то, что случайно разоблачил ее, и просил совета, как ему вести себя дальше. Разозлившись, что его прервали таким подлым образом, Ланселот поубивал почти всех своих товарищей, оседлал лошадей и вместе с Джиневрой ускакал из Камелота. Артур, понуждаемый общественным мнением, помчался за беглецами через Ла-Манш, оставив своим наместником Мордреда.

Джиневру Артур больше не увидел – в дороге королева осознала все свои грехи и попросила Ланселота отвезти ее в монастырь, где она приняла монашеский обет и посвятила оставшуюся жизнь очищению своей души и службе Богу.

Тем временем, в отсутствие Артура Мордред попытался захватить власть и подчинить себе народ. Понимая, что ключевые фигуры, на которых столько лет шел расчет, не могли в решающий момент обеспечить Англии спокойствие, ко двору прибыли Мерлин и Дева Озера, а также другие волшебники, в том числе приемная мать самого Мордреда (по многим вариантам она была родной сестрой Девы Озера, ступившей на путь черной магии). Волшебники вступили в борьбу и были смертельно ранены, так что никто уже не мог защитить Камелот, кроме самого Артура.

Довольно быстро осознав тщетность поисков Ланселота с Дженеврой, Артур поскакал обратно в Камелот, где его уже поджидали враги. На побережье он попал в засаду саксонской армии Мордреда (к тому времени тот успел обзавестись единомышленниками среди враждебных Артуру саксов). Король пал от руки собственного сына, успев также смертельно ранить Мордреда. Говорят, что в итоговой схватке Ланселот примчался на помощь Артуру со своей немногочисленной армией, однако и он потерпел поражение в этом бою.

Умирающего Артура фея Моргана вместе с другим волшебницами увезла в лодке на Авалон, где Артур бросил меч Эскалибур в озеро, тем самым исполнив свой долг перед эльфами. По некоторым преданиям, красивая история самого благородного короля средневековой Англии вовсе не завершилась на этом, и в настоящее время Артур лишь дремлет в Авалоне, готовый воскреснуть и спасти Британию в случае реальной угрозы.

Автор: Анна Жила

Eleanor Fortescue Brickdale — Sir Lancelot, 1911

Дж. Б. Шоу — Свадебная процессия Артура и Джиневры

Э. Ф. Сандис — Колдунья. Королева Авалона, 1862

Э. Берн-Джонс — Мечта Ланселота о чаше святого Грааля, 1896

Д. Россетти — Святой Грааль, 1857

А. Хайес — Сэр Галахад, 1870

А. Хакер — Парсифаль с чашей Грааля, 1894

И. Н. Патон — Ангел переправляет сэра Галахада через озеро Дерн, 1888

И. Н. Патон — Сэр Галахад

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

www.liveinternet.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть