Иосифляне и нестяжатели

Определение

Многие моменты духовных вопросов тех лет остаются актуальными и на сегодняшний день. В XV-XVI веках церковь всегда принимала участие в судьбе страны, и многие происходящие события не обходились без вмешательства духовной организации.

Таблица

Иосифляне и нестяжатели, сравнительная таблица монахов представлена ниже.

Идеология движений

Идеологическое кредо иос ифлян и «заволжских старцев» значительно отличалось.

«Заволжские старцы», в том числе Максим Грек и Вассиан, не признавали огосударствление Церкви, сводя роль монашества к:

  • беспрестанной борьбе за душу человека;
  • молитвам за паству и клир.

На рубеже XV-XVI веков иосифляне с трудом находили согласие с Иваном III, в те годы более склонным прислушиваться к старцу Нилу и вынашивавшим планы по возвращению государству монастырских землевладений.

Кроме того, в то время Иосиф считал, что власть духовная выше светской власти, и церкви необходимо «поклонятися паче», нежели государю.

Напротив, согласно учению иосифлян, правители не просто избраны Небом, они сами являются почти сакральными личностями.

Поэтому их идеи пришлись по нраву русским князьям и царям до такой степени, что они отказались от гигантских земельных угодий церкви, получив взамен недосягаемость для контроля общественных институтов, то есть стали абсолютными монархами.

Иосифляне же восприняли книгопечатание как очередную «латынянскую» ересь, утверждая, что простым людям «чести Апостол и Евангелие» — грех.

Духовные лидеры объединений

Мировоззрения Нила Сорского и Иосифа Волоцкого существенно различались. Но фактов личной вражды между ними в истории не сохранилось.

Старец Нил скончался в 1508 году, имеются косвенные сведения о его канонизации, хотя соответствующих документов не сохранилось. Иосиф Волоцкий умер через семь лет после кончины своего оппонента, причислен к лику святых в 1579 году.

Иосиф Волоцкий

Спустя несколько лет он основал новый, Иосифо-Волоколамский монастырь, который, благодаря покровительству князя Волоцкого, вскоре превратился в одну из богатейших обителей Руси.

Настоятель монастыря пользовался славой рачительного хозяина, используя любую возможность увеличить достояние обители и прирастить ее владения.

Монахи жили в соответствии со строгим уставом, сам архимандрит был аскетом, но, не желая упускать возможность пострига знати и богатых купцов, разделил иноков на три «узаконения»:

Состоятельная и людная обитель славилась на всю Россию, а ее настоятель был в чести у Московского великого князя, пользовался почтением среди духовенства, а его сочинения по различным проблемам жизни Церкви снискали ему славу авторитетного богослова.

По принятию этого решения, когда многие участники Собора уже разъехались по своим епархиям и обителям, внезапно потребовал слова инок весьма отдаленного от Москвы Белозерского монастыря Нил Сорский.

Большинство, которое составляли приверженцы Иосифа, спешно послало гонцов за ним и, вернувшись, тот вступил в яростную полемику. Именно тогда и состоялась первая схватка двух ветвей русской церкви и первое столкновение их духовных вождей.

Нил Сорский

Духовный лидер нестяжателей, позже названых «заволжскими старцами», появился на свет в Москве в 1433 году и в миру звался Николай Майков. Послужив в одном из приказов, он постригся в монахи в Кирилло-Белозерской обители.

Отец Нил, считавший книги «величайшим наслаждением», очень много читал.

В отличие от Иосифа Волоцкого, тоже весьма начитанного, он:

  • не просто запоминал, а анализировал тексты;
  • размышлял над ними;
  • делал свои, порой весьма парадоксальные заключения.

В поиске новых знаний Нил, получив благословение настоятеля, оставил обитель и отправился на Афон, снискавший себе славу поистине святого места.

В написанном для своих последователей «Уставе о жительстве скитском» Нил размышлял о подлинном призвании инока — уйти из «злосмрадного» внешнего мира и во имя постижения Промысла Божия совершенствовать свои внутренние нравственные устои.

Краткий обзор

Нестяжатели и иосифляне — название противоположных течений в жизни Русской Православной Церкви, зародившихся в эпоху, предшествующую правлению Ивана Грозного.

Отвечая на вопрос, кто такие представители иосифлян и нестяжателей, нельзя забывать, что сами они так себя изначально не называли, а градус разногласий по многим темам был искусственно поднят по мере развёртывания полемики.

Начавшись с конкретных вопросов о судьбе имущества монастыря и допустимых методах противодействия «ереси жидовствующих» в Новгороде, полемика продемонстрировала наличие в Церкви двух непохожих типов мышления.

Возьмите на заметку! Различные мировоззрения, которых придерживались нестяжатели и иосифляне, распространялись на многие другие социальные и этические вопросы, волновавшие русских людей того времени.

Википедия — о нестяжательстве

Борьба нестяжателей и иосифлян в 16 веке отражена в нескольких статьях открытой энциклопедии на сайте Википедия. Её авторы называют нестяжательство монашеским движением в РПЦ, которое существовало в конце 15 — начале 16 века.

Союз с этим иностранцем подорвал позиции Вассиана, которому сначала покровительствовал великий князь Василий.

Дискуссия, впрочем, не закончилась, и через некоторое время появилась «вторая волна нестяжателей», которые проповедовали до второй половины 16 века.

Представители «второй волны»:

  1. Старец Артемий из Порфирьевой пустыни, впоследствии игумен Троице-Сергиевой лавры.
  2. Епископ Рязанский Кассиан.
  3. Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Феодорит Кольский.
  4. Епископ Суздальский Афанасий.

Это интересно! Нашествие Батыя — 1237 год: страшное событие на Руси

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.