Гастелло

26 июня 1941 года

В один из первых дней войны, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск.

Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования.

207-й дальнебомбардировочный

На самом деле, история каждого экипажа 207-го дальнебомбардировочного полка 3-его дальнебомбардировочного авиационного корпуса была по-своему героической.

Уже 24 июня оставшиеся лётчики и самолёты полка были объединены в две эскадрильи. Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный лётчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Советско-финская война.

Новые версии

По очередным версиям, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Николай Гастелло

Николай Гастелло родился 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1907 года в Москве.

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова, русская, была белошвейкой.

Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), во время Великой Отечественной войны командовал батальоном, погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.

Всего в семье было трое детей.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (позже — 3-я Гражданская улица).

В 1915-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»).

Отец и мать Николая Гастелло

В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в свое училище, где проучился до 1921 года.

С 1923 года Николай Гастелло начал работать учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского — там работал и его отец. Параллельно Николай Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33).

В 1928 году вступил в ВКП(б).

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая.

В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в поселке Хлебниково.

Николай Гастелло в молодости

В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учебу в 11-ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск, в которой проучился с мая 1932 года по декабрь 1933-го.

В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.

В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка.

Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне-июле 1940 года.

Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Николаю Гастелло присвоено звание капитана.

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф (Ил-4).

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях как командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.

24 июня 1941 года огнем крупнокалиберного пулемета со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф Николай Гастелло сбил многоцелевой самолет «Люфтваффе» типа «Юнкерс-88».

«Огненный таран» Николая Гастелло

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

(«Правда» 10 июля 1941 года)

Статья в «Правде» получила широкий резонанс.

Члены экипажа Гастелло — А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый — долгое время оставались в тени подвига своего командира. Но в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в средства массовой информации.

Минобороны РФ рассекретило доказательства «огненного» подвига Гастелло

В то же время стоит отметить, что героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было и он считался «пропавшим без вести».

Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.

Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.

Личная жизнь Николая Гастелло:

Жена — Анна Петровна Гастелло.

Сын — Виктор Николаевич Гастелло, летчик военно-транспортной авиации, полковник в отставке. Автор воспоминаний об отце.

Николай Гастелло и жена Анна (в центре)

Жена и сын Николая Гастелло

Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты — дело обычное. И все-таки что-то фатальное было в бесконечной веренице взлетающих самолетов.

. Было утро третьего дня войны, и я завтракал, поглядывая в окно. Неожиданно темный силуэт странного самолета на малой высоте появился из-за леса. Самолет на большой скорости скользил к аэродрому. Он казался очень необычным, и я невольно вскрикнул:

— Мама, посмотри, какой самолет.

— Наш, заходит на посадку.

Но невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом.

В тот последний вечер 25 июня отец после полетов сказал:

— Аня, собирайся, завтра утром эвакуация, очередь нашей эскадрильи.

Виктор Николаевич Гастелло — сын Николая Гастелло

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу – в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Маслов – забытый герой, Гастелло – в плену?

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

За что наградили экипаж Маслова

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Герои все. А подвиг — Гастелло

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.

Каталог памятников

Салон «Гастелло» изготавливает надгробия, ограды и другие изделия. У нас вы можете заказать все необходимое для обустройства мемориального комплекса. В каталоге представлены памятники, фото и цены на изделия.

Наши специалисты подберут оптимальный вариант дизайна под требования заказчика, возможна также разработка эксклюзивного проекта по индивидуальному заказу.

Памятники из гранита и мрамора

При выборе материала для надгробия нужно учитывать характеристики натурального камня. Гранит и мрамор значительно отличаются друг от друга не только внешне, но и качественно.

Мраморные изваяния нужно регулярно чистить от загрязнений. В случае необходимости на них наносится защитный состав. Мрамор прекрасно сочетается с красным и черным гранитом – эти материалы могут быть задействованы в единой ритуальной композиции.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.