Жизнь в Древней Греции

Образование

В учебную программу входило изучение творчества Гомера. Ученики наизусть заучивали целые пассажи из «Одиссеи» и «Илиады». А вот девочек учили только читать и готовили к роли матери и домохозяйки.

Быт в Древней Греции

Мужчины большую часть дня проводили вне дома. А женщины, наоборот, были домоседками. На них держалось всё хозяйство. Однако самую тяжёлую работу выполняли рабы.

Ела мужская компания рыбные, мясные блюда, а также фрукты и овощи. В повседневной же жизни древние греки в основном питались ячменным хлебом и оливковым маслом.

Вино разбавляли водой и пили из глиняной посуды. Напиваться считалось дурным тоном. Но иногда случался перебор, так как человек не всегда может рассчитать свои силы. Имели место и пьяные драки. Об этом рассказывают изображения на гончарных изделиях.

Продолжительность жизни и медицина

Но тут не нужно забывать о высокой детской смертности. Ведь тогда не умели лечить те болезни, с которыми современная медицина справляется очень легко. Люди в то время верили, что болезни насылают боги. Поэтому много каялись и делали жертвоприношения.

Что же касается древнегреческих эскулапов, то они умели лечить раны, переломы, хорошо знали целебные свойства растений. А богом врачевания считался Асклепий (Эскулап у римлян). В его честь возводили храмы, а люди молились в них, прося у бога сил и здоровья.

Введение

Жизненные идеалы греков

Можно сказать, что в этих словах отражаются нравственные идеалы греков. Упоминание о детях и жене свидетельствует о том, что для грека жизнь состоит не только из войны и мира, участия в атлетических состязаниях, – большую ее часть занимает семья.

Как говорит Пиндар, первое, к чему следует стремиться, – это счастье, второе – безупречная репутация; человек, соединивший в себе оба эти качества, достоин высочайшей похвалы.

Истинность объяснения этого отрывка из Феогнида можно подтвердить, сравнивая его со стихотворением знаменитой Сапфо:

Анактория, очевидно, пребывала в Лидии. Можно заметить (в четвертой строке оригинала), что выражение также намеренно затемнено, однако означает следующее: то ли женщина страстно желает женщину, то ли мужчина – женщину, то ли мужчина – мальчика.

Афиней, который приводит это изречение старого Софокла, затем подкрепляет его мнением Эмпедокла, в соответствии с которым человечество когда-то не знало никакой богини, кроме богини любви, в честь которой устраивались празднества.

Всемогущая роль чувственности в жизни греков

На его предложение доказать ей свою любовь тут же на месте Гера возражает, что их могут увидеть другие боги, и предлагает перенестись в их опочивальню на Олимпе, где она исполнит все его желания.

Рек – и в объятия сильные Зевс заключает супругу.
Там опочили они, и одел почивающих облак
Пышный златой, из которого капала светлая влага.
Так беззаботно, любовью и сном побежденный Кронион
Спал на вершине Идейской в объятьях Геры супруги [2] .

«Эрмий, Кронионов сын, благодатный богов вестоносец.
Искренне мне отвечай, согласился бы ты под такою
Сетью лежать на постели одной с золотою Кипридой?»

«Если б могло то случиться, сетью тройной бы себя
я охотно опутать дозволил,
Пусть на меня бы, собравшись, богини и боги смотрели,
Только б лежать на постели одной с золотою Кипридой».
Так отвечал он; бессмертные подняли смех несказанный».

Афиней обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с замечанием Теофраста никто не называет счастливым доблестного Аристида, но называют счастливыми жителя Сибариса Сминдурида и Сарданапала [3] .

Как повествует Гераклид, у персидского царя был гарем из трехсот наложниц. «Днем они спали, а ночью могли быть разбужены огнями, пением и музыкой и проводили время с царем. Эти наложницы также сопровождали его на охоте».

О лидийцах Ксанф рассказывает, что у них в обычае было кастрировать не только юношей, но и девушек, чтобы использовать их в качестве евнухов во дворцах знати.

Город Массалия (то есть Марсель), в соответствии со свидетельством нескольких очевидцев, был одним из главных оплотов гомосексуализма, откуда и пошло выражение «Корабль в Марсель!».

Оратор Лисий рассказывает такую историю об Алкивиаде. Однажды тот путешествовал со своим другом Аксиохом по Геллеспонту.

В Спарте он вступил в связь с Тимеей, женой царя Агида, что сам, если верить Афинею, объяснял не похотью, но политическими соображениями. Тот же автор утверждает, что во всех походах его сопровождали две самые известные куртизанки того времени.

Немного о богах и инцесте

Впрочем, есть свидетельства того, что к инцесту в героические времена относились спокойно. Гомер устами Одиссея повествует:

В пышном дворце у Эола двенадцать детей родилися —

Шесть дочерей и шесть сыновей, цветущих здоровьем.

Вырастив их, сыновьям дочерей он в супружество отдал.

Возможно, эти строки говорят нам об отголосках древней традиции. Позднее, впрочем, подобный обычай стал осуждаться. Противореча Гомеру, Еврипид пишет, что Эол настаивает, чтобы одна из его дочерей, вступив в кровосмесительную связь, совершила самоубийство.

Единственный вид инцеста, который всегда осуждался в Древней Греции, — это так называемый вертикальный инцест, сексуальная связь с собственными родителями. Фиванский царь Эдип, по ошибке вступив в связь с собственной матерью, был вынужден ослепить себя.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.