Заратустра

15 афоризмов из книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 — 1900) — выдающийся немецкий мыслитель. Он создал собственную философскую систему, в которой поставил под сомнение устоявшиеся в европейском обществе нормы морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Его главным произведением стала книга «Так говорил Заратустра», посвященная концепции «сверхчеловека». Этот труд оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и философии последних полутора столетий.

Мы отобрали из него 15 цитат:

Человек — самый жестокий зверь.

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Некоторым не удается жизнь, ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя — но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой — потому что он хотел бы потерять себя.

Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

Вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Надо научиться не замечать себя, чтобы многое видеть.

Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.

Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны!

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

eksmo.ru

Заратустра (VIII–VII вв. до н.э.)

Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

При шестом царе после Ферндуна — Густаспе — в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода «Заратустра». Имя Заратустра (Заратушт, Зардушт, Зороастр) означает «обладающий старым верблюдом». Это было простое крестьянское имя, типичное для древнего Ирана. Наиболее вероятным временным периодом Его жизни считают VIII–VII вв. до н.э., а о точных датах жизни нет и речи. Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать Его носила имя Дайдай («Божественная рыба»). Предсказанное во сне рождение мальчика виделось Его матери как благословение для всего мира, для тех, кто следует законам Бога. Она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках. Его рождению радовалась природа, а сам ребенок, по преданию, появился на свет с радостным смехом, приветствуя мир. Он смеялся, оставляя грудь матери, и от Его смеха дворец наполнялся светом. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих «мантр» (заклинаний), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в пятьнадцать лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя «мантран» — сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Он обладал поэтическим даром.

Время, когда жил Заратустра, являлось временем упадка нравственности. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов. По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках Истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Это событие упомянуто им в одной из «Гат» (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении «Задспрам» (20-21). Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества и пошел на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка «сома». Этот напиток изготавливался из листьев кустарника «эфедра», и оказывал на человека возбуждающее действие: «возбужденные, мы поднимаемся на ветрах, как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела» («Риг-Веда»). Заратустра вошел в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра «не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения». Это были Божества во главе с Ахура-Маздой. Заратустра провозгласил Его единственным несотворенным Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз еще чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал Его слова, призывавшие Пророка на служение.

Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, или парсизмом; человеком, открывшим людям завет Бога: «хумата, хухта, хваршта» — «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела». Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.

Проповедническая деятельность, проведенная Заратустрой среди соплеменников, оказалась бесплодной. Мидийцы (западный Иран) отказались принять новую религию и сохранили старую. Община изгнала Его, и лет десять Пророк провел в скитаниях. Будучи в оппозиции духовенству, Он прошел через тяжелые испытания. Разные жрецы и правители отказывали Ему в крове, видимо, не принимая нравственного и монотеистичного учения нового Пророка.

И тогда Заратустра понес Свое учение в Перейду (восточный Иран). Там Он нашел единомышленников, и Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьешаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены — царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. Проповеди Заратустры были записаны золотом на двенадцати тысячах бычьих кож. Главную священную книгу, Авесту, поместили в царскую сокровищницу. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил ее многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил ее Митр-Азу — незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть Его учеников переселилась в Мидию (западный Иран) и обратила в свою веру племя «магов». Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь. Понятие огня было очень широко, это и всеоживляющая мировая сила, и добро, и путь восхождения к свету, и пламя домашнего очага, и молния. Жертвоприношения состояли исключительно из растений, сожжение животных считалось оскорблением огня. Огню позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма, как правило, находился двухметровый четырехступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнем отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из шестнадцати различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоев общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Древнеперсидская религия задавалась многими вопросами: о времени и пространстве; о происхождении мира и условиях его существования; о судьбе и нравственности человека. Огромное внимание уделялось нравственной и физической чистоте. Нравственные добродетели реализовывались в практических действиях: земледельческом труде, благотворительности, рождении потомства. Учение Заратустры воспитывало уважение к плодородной земле, огню и воде, требовало оберегать их чистоту. Он запретил кровавые жертвоприношения и проповедовал доброе отношение к животным. Учение уравнивало все сословия перед лицом Космоса. Происхождение и состояние не имело значения, свободой воли и нравственным выбором обладали одинаково все.

Заратустра был первым Пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира. Это было учение о мировых силах добра и зла и их борьбе. По содержанию оно пересекается с библейскими текстами, с учением Платона об идеальных первообразах вещей, с неоплатонизмом.

Заратустра пришел в мир, когда в Иране господствовал маздеизм, арийская религия, проповедующая существование множества божественных сил. Это был политеизм, или многобожие, прославляющий Богов в форме элементов природы: Агни — Огонь, Ваю — Ветер, Варуна — Океан и т.д. Принципиально новым в Его учении было то, что образ Ахура Мазды, Мудрого Господа, Бога Света, был возведен в высший ранг за счет умаления остальных богов. В противовес Богу Света действует Ахриман — принцип зла. Так древний политеизм превратился в дуалистический монотеизм — учение о едином Боге, противостоящем мировому злу. Роль человека стала также чрезвычайно высока, роль его личного выбора могла предрешить исход мировой битвы, судьбу мира. Значит, человек стал ответственным за миропорядок. Несомненно, добро восторжествует, в конце концов, но каждый человек должен сам сделать свой выбор и бороться, чтобы ускорить эту победу. Нас судят после смерти по нашим деяниям. Нужно быть хорошими в мыслях и действиях, так как добрые пойдут в рай, а злые будут наказаны.

Итак, добро восходит к верховному творцу Ахура Мазде, Владыке Мудрому, источнику блага и света. Духи добра, или добрые стихии природы, называются асурами (ахурами). Высшие божества, или святые, зороастрийского пантеона скорее являются аспектами Бога Всемогущего, аллегориями Его благих качеств. Это Благая мысль (Воху Мана), Лучшая истина (Аша Вахишта), Власть желанная (Хшатра Вайрья), Святое благочестие (Спента Армайти), Здоровье (Хаурватат), Бессмертие (Амертат). Именно поэтому зороастризм считают монотеистической религией с ярко выраженной нравственной доктриной.

Даже устройство Вселенной непосредственно связано с нравственными основами. Четырехьярусная модель космоса представляет собой аспекты блага. Орбита звезд есть благие мысли, орбита Луны есть благие слова, орбита Солнца соответствует благим делам. Высшей является светоносная сфера, это обитель Ахура Мазды и Его окружения, а царство тьмы соответственно в преисподней.

Дух зла Ангхро Манью — противоположность Ахура Мазде, живет во мраке. Он создал все, что мешает человеку наслаждаться миром и покоем — суровую зиму, удушливую жару, нечистых животных, он положил начало аду, он — виновник зла, отец лжи. Духи зла в зороастризме называются дэвами, и их не надо путать с дэвами индуизма. Здесь дэвы — это злые силы, дурные наклонности человека. Дух зла Ангро Манью был окружен главными злыми духами: ложью (злым словом), духом грабежа (злым делом) и злой мыслью.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание Он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, «духовном» виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик. Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Во главе их стоит Ангра-Манью (Архиман). Демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять Их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось места для пороков и слабостей.

Кроме ярко выраженного дуализма учения — двойственности, противоположности мировых сил, — в зороастризме присутствует и троичность. Добро олицетворяет небесная троица: Вездесущий Ахура Мазда, дух огня Арту Вахишта и дух скота Воху Манна, или три нравственных принципа: благое слово, благое дело, благая мысль. Вездесущий был носителем благого слова, дух огня — благого дела, дух скота нес благую мысль. Триада главных нравственных заповедей руководила всей жизнью человека, если он хотел усовершенствоваться. Душа человека имеет свое начало в Ахура Мазде, то есть в бесконечном Божественном свете и мудрости.

Хронология мировой истории также троична, она делится на три эры. Первый мировой период есть царство Ахура Мазды, царство добра и правды, то есть золотой век. В первую эпоху существует исходный духовный мир предсуществования идей и вещей, прообразы добра и зла. Это Менок — мир невидимый, в котором обитают прообразы всего, что будет создано на земле. Во вторую эпоху происходит сотворение мира. Ахура Мазда создает небо, звезды, землю, первобыка и первочеловека. Одновременно начинает действовать и мировое зло, персонифицированное в образе Ангро Манью. Он создает планеты и кометы, не подчиняющиеся движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первого быка. Мир приходит в движение от столкновения добра и зла, рождается человеческий род и все животные. Это эпоха противостояния добра и зла. Все сущее вовлечено в битву лжи против истины. Третий период описан в зороастризме как разрешение конфликта, как грядущая эпоха окончательной победы добра после Судного дня. Вселенная будет очищена огнем, который испепелит злые силы, а праведники пройдут сквозь него невредимыми. Люди-злодеи уйдут в окончательное небытие, праведники войдут в жизнь вечную. Прощенные грешники восстанут и облекутся в новую плоть. Весь мир очистится потоком расплавленного металла, и все, что уцелеет, обретет жизнь вечную.

Борьба между воинством добра и зла составляет содержание мировой истории. Человек, находясь одновременно в присутствии света и тьмы, обладает свободной волей и должен выбирать себя. Во вселенской борьбе двух начал едва ли не ключевая роль отведена человеку. Праведные поступки укрепляют Истину. Истина (Аша) является одним из основных понятий зороастризма. Напротив, дурные поступки человека усиливают стан зла.

Пожалуй, самым удивительным является то, что именно человек творит качество мировой истории. Основным героем является первочеловек, и от его нравственности зависит многое. Во время золотого века первочеловек добродетелен. Он занимается земледелием и скотоводством; выращивает растения, животных и птиц. Природа отвечает ему полным взаимопониманием. Когда человеку не хватает земли, он взмахивает бичом, и она раздвигается, создавая для него новые плодородные угодья. Но вот нарастает гордыня. Человек, имеющий все по своему желанию, перестает прислушиваться к советам и пожеланиям Бога, начинает употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание его изгоняют из райской земли и лишают бессмертия. Одновременно нарастают космические силы зла, до сих пор не проявлявшие себя, дремавшие в нижних пластах земли. Человек становится на сторону лжи, активизируя силы зла. Идет второй период мировой истории, противостояние. Однако, согласно пророчествам Заратустры, все благополучно заканчивается. Учение наполнено верой Бога в человека, удивительной актуальностью характеристик добра и зла, и методикой очищения от зла, которую можно применить к самому себе, проверить на практике.

История Авесты сложна. Ее содержание восходит к устным сюжетам второго тысячелетия до нашей эры, религиозным гимнам и песнопениям. По существу, они являются ровесниками древнеиндийских Вед. Первые письменные тексты были зафиксированы не ранее III века н.э. Была написана двадцать одна книга, но большая часть текстов не сохранилась. Кроме того, они многократно редактировались в разные времена.

В состав Авесты входят следующие части:
1. Ви даэва датем – Закон, данный против дэвов. Это жреческий кодекс установлений и предписаний, направленных на то, чтобы оградить человека от злых сил.
2. Висперед, что в переводе означает «Все владыки». Это свод литургических молитвенных песнопений.
3. Ясна, или Поклонение, Почитание. Это свод молитв, читавшихся на богослужениях и при отправлении различных ритуалов. Семнадцать глав Ясны называются Гатами, то есть песнями, гимнами. Их авторство приписано Заратустре. Гаты написаны от первого лица и представляют собой назидательные проповеди, прославления Ахура Мазды и бессмертных святых. В языковом отношении диалект Гат очень близок к древнеиндийскому языку «Ригведы», самой ранней из священных книг брахманизма. Судя по языковым особенностям именно Гаты являются древнейшей частью Авесты, они и наиболее почитаемы зороастрийцами. Мало того, именно Гаты дошли до нас в своем первозданном виде, хотя гатский диалект вышел из употребления уже в те времена, когда авестийский язык был разговорным. Соответсвенно Гаты превратились в устойчивые священные формулы, а их буквальное содержание давно утрачено.
4. Яшт – Почитание, Восхваление. Это хвалебные гимны, посвященные отдельным божествам.
5. Малая Авеста представляет собой сборник молитв и гимнов, предназначенных для ежедневного обихода мирян, краткий молитвослов.

Однако сложность древних текстов кажущаяся. Мораль Авесты проста и понятна: это чистота помыслов; взаимопомощь людей в нужде; борьба с завистью, корыстью, тщеславием и гневом; умеренность в желаниях. Это космическая сила человека, способного преодолеть мировое зло.

Согласно «Авесте» высшая цель нашей жизни — достичь совершенного счастья (радости). Средство достижения этой цель — знать волю Бога и поступать сообразно ей. Пусть радость, получаемая от жизни, заполнит сердце до краев. Целомудрие — одно из главных добродетельных качеств. Супружество — одно из самых незыблемых договоров, а дети — дар. Женщины — поддерживающие силы супружества и человечества. Целомудренная женщина — благороднейшее творение Ахуры Мазды.

«Женщина — это чудо творения. Непревзойденная и несравненная по образу и красоте, она пребывает в семи царствах. Она расцветший цветок в саду жизни, распространяющий вокруг аромат».

«Женщина — учительница учтивости для мужчины. Она помогает мужчине духовно расти. Она — поддерживающая сила жизни мужчины».

«Душа, которая убоялась бороться против зла, не смогла выполнить своей духовной миссии и напрасно растратила свою жизнь во время пребывания в этом мире.»

www.omkara.ru

Заратустра

Заратустра — Заратуштра Спитама Zaraθuštra … Википедия

Заратустра — (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

ЗАРАТУСТРА — основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

заратустра — сущ., кол во синонимов: 1 • заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Заратустра — (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Религиозные термины

ЗАРАТУСТРА — (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Теософский словарь

ЗАРАТУСТРА — ((Заратуштра) (X в. до н. э.) – пророк и реформатор др. иранской религии (зороастризма); тж в знач. нариц.; см. тж ЗАРДЕШТ) Слушайте! / Проповедует, / мечась и стеня, / сегодняшнего дня крикогубый Заратустра! (рфм.: люстра) М914 15 (393); И вновь … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Заратустра — Заратуштра (греч. Zoroaster или Zoroastres), древнеперс. жрец и пророк (1 я треть 1 го тыс. до н. э.). З. был сыном жреца. Он стал реформатором политеистич. религии древних персов, превратившейся в религию дуалистич. монотеизма. Это… … Словарь античности

Заратустра — Зарат устра, ы, муж. и Зарат уштра, ы, муж … Русский орфографический словарь

Заратустра — Зороа/стр, Зарату/стра и Зарату/штра (1 м) (пророк) … Орфографический словарь русского языка

dic.academic.ru

Кем был и что проповедовал пророк Заратуштра

Зороастр (также известный как Заратуштра) был важной религиозной фигурой в древней Персии (сегодняшний Иран и прилегающие территории). Его учение стало основой религиозного движения зороастризм. Эта религия доминировала в Персии до 7 века н.э, когда ислам завоевал господство в регионе после падения Сасанидской империи, последней доисламской персидской династии.

Зороастр — под таким именем пророк известен на Западе. Это один из вариантов оригинального, найденного в персидских манускриптах имени Заратуштра.

Время жизни Зороастра

Источники, из которых мы можем узнать о времени, в котором жил Зороастр, очень противоречивы. Авеста, священное писание Зороастризма, не содержит отсылок на какие-либо известные исторические события, которые могли бы быть сопоставимы с мировой хронологией. Тем не менее, в Авесте указаны некоторые моменты, которые могли бы иметь временное обозначение, например генеалогическая последовательность, однако их точность сомнительна.

Помимо Авесты есть и другие персидские источники, которые могли бы содержать упоминание о времени жизни пророка, например, книги и записи на среднеперсидском языке времен Сасанидов. Вся сложность заключается в том, что, согласно зороастрийской теории мироздания, время остановится через 12 000 лет. Эти тексты использовали летоисчисление, основанное на зороастрийском космическом календаре, составленном из четырех периодов, каждый в 3000 лет. И опять же, хронология в этих текстах ненадежна, чтобы соотносить ее с событиями в мировой истории. В 36-й главе книги Бундахишн на языке Пехлеви (среднеперсидский язык) есть список всех персидских правителей, где указано, что Александр Македонский правил Персидской державой спустя 258 лет после времени жизни Заратуштры. Александр захватил персидские земли в 331г. до н.э., и если принять эту династическую хронологию как правильную, то получается, что Зороастр жил около 589 г. до н.э.

Время жизни Заратуштры обсуждалось многими классическими авторами. Геродот не упоминал Зороастра вовсе. Плутарх высказывался в пользу того, что пророк жил за 5000 лет до Троянской войны. В античном мире люди верили, что Троянская война произошла в 1184г. до н.э., согласно Эратосфену, поэтому, исходя из точки зрения Плутарха, Заратуштра жил в 6184г. до н.э.

В 3 веке н.э. Диоген Лаэртский, основываясь на высказывании Ксанфа из Лидии (современник Геродота), посчитал, что Зороастр жил за 6000 лет до военной кампании Ксеркса против греков, которая датируется 480 годом до н.э. Поэтому, согласно Диогену, Зороастр жил в 6480 г. до н.э.

Современные ученые полагают, что Зороастр жил где-то между 1500 и 600 г. до н.э. Этот период ограничен 600 г. до н.э., основываясь на том факте, что Авеста не упоминает никого из правителей династии Ахеменидов, которая была главной правящей силой в 550 г. до н.э. Считается, что Авеста была составлена в восточной части Персидской империи, поэтому вполне логично было бы упоминание ахеменидских правителей, если бы ее составляли после 550 г. до н.э. Другая граница временного периода — 1500г. до н.э. основывается на лингвистических доказательствах, обнаруженных в Авесте. Это священное писание составлено из нескольких текстов, и один из них, Ясна, признан самым древним из текстов Авесты. Язык этого текста — раннеавестийский (иногда его называют Гат), и он сопоставим с языком индийских текстов известных как Ригведа (оба языка принадлежат индоевропейской языковой семье). Поэтому, существует мнение, что Ригведа и Авеста появились примерно в одно и то же время, в районе 1500 г. до н.э.

Так как период жизни Заратуштры сильно варьируется, то большинство ученых сошлись на том, что пророк жил около 1000 г. до н.э (плюс минус столетие).

Где жил Зороастр?

Споров о месте, где жил Заратуштра, значительно меньше, чем о времени. В Гатах, зороастрийских священных гимнах, нет упоминания о местности, где жил Заратуштра. Однако подсказка есть в Авесте: география, описываемая в некоторых отрывках, определенно относит нас в Восточную Персию. Более того, лингвисты установили, что два Авестийских диалекта также принадлежат Восточной части Ирана. Некоторые исследователи предполагают, что Зороастр на самом деле проживал в Центральной Азии, в таких областях как Хорезм, Согдиана или в степях Казахстана, но доказательств в пользу Восточной Персии гораздо больше.

В Гатах есть некоторые сведения о прошлом Заратуштры. Он был жрецом из знатной семьи Спитама, его отца звали Порушаспа а мать Дугдова. В возрасте тридцати лет Заратустра получил божественное ниспослание, ряд видений, исходящих от Бога. Он пытался проповедовать увиденное им откровение, но безуспешно. Заратуштра, напротив, даже нажил себе врагов. Во-первых Карпаны, группа жрецов, которые совершали религиозные обряды и ритуалы, большинство из которых были связаны с убийством животных. Зороастр считал это неприемлемым. В до-зороастрийской традиции были распространены обряды, связанные с поклонением предкам, животным, земле, солнцу, — все эти элементы представляли собой единую систему мироустройства, которая имела много общего с индийской ведической религией.

Еще одними противниками Заратустры стали некие кави, которых не так просто идентифицировать. В зороастрийских текстах они появляются как пособники карпанов, но кто они такие непонятно. Известно лишь то, что представители обеих групп были из высших сословий и в те времена обладали значительной властью в общественных кругах. Заратуштра попал под сильное давление со стороны своих недоброжелателей, которые поставили его жизнь под угрозу, из-за чего ему впоследствии пришлось покинуть родину.

Во время своего скитания по северным землям Персидской державы Зороастр обратил в свою веру местного правителя, которого звали Виштаспа. Это событие связано с легендой: считается, что Заратуштра чудесным образом исцелил лошадь Виштаспа. Тот в знак благодарности позволил ему свободно проповедовать свое учение и пообещал поддержку двора. Новая вера привлекла много последователей и стала быстро распространяться по близлежащим территориям. Заратуштра проповедовал десятилетия, но в возрасте 77 лет был убит во время молитвы жрецом из секты неприятелей.

Основы вероучения

Идея религиозного учения Заратуштры строилась вокруг представления о грандиозной битве между Ахура Маздой, мудрого и благого творца, и Ангра Майней, главным врагом Ахура Мазды. Люди на Земле могут повлиять на исход битвы, приняв чью-либо сторону. Ведя добродетельную и благочестивую жизнь человек поддерживает Ахура Мазду и вносит свой вклад в победу добра над злом. Заратуштра призывал своих последователей поклоняться Ахура Мазде, мудрому и благому Господу, указывая на то, что старые персидские божества недостойны поклонения и несут в себе дух разрушения.

Ахура Мазда считался верховным богом, творцом вселенной, но его власть была не безгранична. Согласно учению Заратуштры, конфликт между Ахура Маздой и Ангра Майней случился за тысячу лет до его рождения, когда их силы были равны. Но на данный момент баланс сил складывается в пользу Ахура Мазды. Зороастр верил, что в итоге в финальной битве Ахура Мазда одолеет своего врага, уничтожит все зло и восстановит порядок мироздания, объединив небо и землю.

Важной частью учения Заратуштры считается «свободная воля». Это означает, что пророк уделял особое внимание моральной ответственности каждого человека. Каждое решение, которое принимает человек — это поддержка одной из сторон в битве, выбор между добром и злом. Именно поэтому так важно, чтобы люди имели четкое представление о том, что такое добро и что такое зло. Способность различать эти понятия — это то, что отличает нас от животных, которые лишены нравственности и осознанной воли. Именно свобода выбора позволяет человеку стать частью этой великой битвы между добром и злом, и встать на чью-либо сторону.

Моральный кодекс, созданный Заратуштрой, призывает человека говорить правду, быть милосердным и любить собратьев, не чревоугодничать, быть честным в общении с окружающими, сдерживать данные обещания. Согласно Авесте, человек обязан врагов обращать в друзей, нечестивых в праведных, а несведущих в познавших. Сложно точно определить, какие из учений принадлежали самому Заратуштре, а какие были написаны его последователями. Главное, что эти религиозные концепты были вдохновлены оригинальным учением пророка.

Мифы и легенды

Жизнь Заратуштры, как и всех важных религиозных деятелей древности, обрастала множеством мифов и легенд. В некоторых из них рассказывается история о его чудесном зачатии. Считается, что ангел вселился в растение. Затем это растение попало в напиток и, таким образом, вселилось в жреца во время религиозной церемонии. В то же время, небесная благодать в виде луча света вселилась в душу девушки, которая была королевских кровей. Жрец и дева затем поженились, и Зороастр стал олицетворением пленного ангела в жреце и плененного луча света в невинной деве.

Чтобы постичь всю мудрость мира, Заратуштра отдалился от общества и скитался по пустыни. Могущественный демон искушал его, но он не поддался этому искушению. Ахура Мазда посетил Зороастра после того, как он устоял перед очередным соблазном, и в виде награды передал ему священные зороастрийские писания, а затем попросил донести это послание людям в виде проповеди. Считается, что Заратуштра, прожив долгую жизнь, покинул этот мир в виде яркой вспышки света.

Наследие

Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Восклицая, что каждый человек — это «солдат» в великой битве, и что каждый человек свободен в выборе стороны, Зороастр придал человеческой жизни высший смысл и значение, чем какая либо из прежде существовавших религий. После Заратуштры, каждый выбор, совершаемый в обычной жизни, имеет космическую важность, этот выбор всегда олицетворяет либо добро, либо зло, даже в самых простых деяниях.

Его нравственные концепции служили опорой для персидских правителей династии Ахеменидов в VI в. до н.э., а затем и для Парфянских правителей (247 до н.э. — 224 н.э.), которые также приняли эту веру. Империя Сасанидов (224-651 г.г. н.э) признала зороастризм государственной религией, тем самым объединив политических и религиозных лидеров и предоставив значительную часть власти зороастрийским жрецам.

С расширением ислама в персидском государстве в результате падения Сасанидской Империи к последователям зороастризма относились толерантно, но постепенно они стали подвергаться гонениям. Большинство обратились в ислам и их численность резко сократилась. Сегодня в Иране насчитывается около 90 000 последователей зороастризма, и около 60 000 в Индии. Учение Заратуштры оказало сильное влияние на главные монотеистические религии, которые возникали после. Особенно это касается христианства и ислама, но отдельные концепции зороастризма используются и в некоторых религиозных практиках современного мира.

Кристиан Виолатти, археолог из Университета Лестера, Англия. Один из редакторов Ancient History Encyclopedia
Ancient History Encyclopedia

psifactor.info

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.