Хетты

Куда ушли хетты

Хеттская империя держала под контролем не только всю Анатолию, но также часть Месопотамии и Сирии. Троя, какой мы ее знаем по «Илиаде», вероятно, находилась в вассальной зависимости у хеттских царей. Но в конце II тысячелетия до н. э. эта древняя империя в одночасье исчезла. Мария Молина изучает, что же случилось с хеттами.

Первые упоминания о хеттах относятся к началу II тысячелетия до н. э., последние — к XII веку до н. э. Откуда появились эти носители древнейшего известного нам индоевропейского языка среди народов Анатолии и Месопотамии? Вероятно, они пришли откуда-то с Балкан, и были это дикие племена, которые заняли Хаттусу — город хаттов, неиндоевропейского народа, происхождение которого остается пока загадкой для ученых. Хеттское царство в современных ему письменных источниках называется «страной города Хаттуса», хотя от самих хаттов нам остались лишь отдельные свидетельства в документах из клинописного архива хеттских царей. Видимо, от них же вместе с территорией хетты заимствовали институт царской власти, пантеон богов и, вероятно, технологии обработки металлов. Чужие боги отодвинули на задний план собственно индоевропейского бога дневного света — его изначальное присутствие в пантеоне хеттов восстанавливается по лингвистическим данным. «И все боги бежали передо мной», — такова традиционная формулировка, с помощью которой хеттский царь Мурсили II в своих анналах описывал военные победы (его правление датируют, отталкиваясь от общей хронологической канвы и предположительно случившегося в то время затмения, примерно 1321–1295 годами до н. э.). Словосочетание «бежали передо мной» в данном случае означает «мне помогали», а частота повторения этой формулировки демонстрирует убежденность хеттов в том, что без обращения к богам не только победы, но и никакой жизни толком не будет.

Тайна хетского языка

Вместе с элитой Хеттской империи исчезли и писцы, знавшие хеттский язык и умевшие писать на нем с помощью клинописи. Естественным образом возникает еще один вопрос: каким образом язык целой империи мог исчезнуть практически в одночасье?

Дело в том, что к концу II тысячелетия до н. э. на хеттском языке в Хеттском царстве уже не разговаривали. Более того, хеттский с самого начала был лишь одним из языков в многоязычном государстве. А к закату империи даже элита говорила на другом, родственном языке — лувийском.

Первой от индоевропейской ветви языков отделилась анатолийская (хетто-лувийская) группа. Хеттский и лувийский — два наиболее известных языка этой группы благодаря письменной традиции. Кроме них, в анатолийскую языковую семью входят также палайский, карийский, лидийский, ликийский, милийский и другие языки.

Клинописная традиция досталась хеттам в начале II тысячелетия до н. э. от шумеров через посредство одной из аккадских клинописных школ. Она была приспособлена — насколько возможно — под запись фонетики индоевропейского языка (хеттского и лувийского). Знаки могли также использоваться для отражения шумерских и аккадских слов в хеттских текстах.

Писать и читать клинописные таблицы было непросто. Не исключено, что хеттские цари были неграмотны и во всем полагались на писцов. В текстах поздних клинописных табличек мы встречаем лувийские грамматические формы, а также ошибки в хеттском, вызванные тем, что язык этот в новохеттский период уже не был родным ни тем, кто диктовал текст, ни тем, кто его записывал. При раскопках постхеттских царств находят надписи лувийскими иероглифами, но не клинописные таблицы.

Ранние формы иероглифики (протоиероглифики) появляются еще на купеческих печатях Каппадокии начала II тысячелетия до н. э. Можно считать, что с этого времени и начинается традиция анатолийского иероглифического письма, которое пережило клинопись, исчезнувшую вместе с Хеттским царством. Во времена империи каждый тип письма устойчиво ассоциировался со своим языком, и после ее падения клинописная традиция прервалась вместе с традицией государственного управления.

Еще во времена империи иероглифическими знаками писали на деревянных табличках (покрытые воском таблички процарапывали или же на непокрытых писали при помощи краски). Их использовали для хозяйственных, ученических и прочих повседневных текстов, а клинопись на глине — для текстов политической или религиозной значимости, которые полагалось хранить в царских архивах. До нас дошло сравнительно мало инвентарных списков, записанных на глине, — да и те в основном относились к храмовому хозяйству. Позднее иероглифы начинают использовать и для надписей на камне.

«После падения Хаттусы потеря национальной идентичности была быстрой, — пишет хеттолог Тревор Брайс в книге «Мир постхеттских царств» (The World of the Neo-Hittite Kingdoms). — С начала хеттской истории они были смесью различных этнических групп. Самоопределение хеттов было связано с тем, что они жили на территории, традиционно называемой землей Хатти, а политическое единство определялось линией хеттских царей, правивших из Хаттусы».

Падение царства

Довольно быстро, всего через столетие после появления в Хаттусе, хеттские цари фактически подчинили себе через договоры вассальной обязанности значительную часть Анатолии и Северной Сирии. В одном из походов был даже захвачен и разграблен Вавилон, хотя такие дальние территории хетты, конечно, не могли удержать под своим контролем. А еще четыре столетия спустя Хеттская империя перестала существовать — в тот момент, когда пала ее столица Хаттуса, положившая, таким образом, начало и конец хеттскому господству.

Долгое время предполагалось, что город был захвачен и разрушен внешними силами — народами моря (см. «Народы моря наступают»). Однако недавние раскопки под руководством Юргена Зеера (Jurgen Seeher) и Андреаса Шахнера (Andreas Schachner) показали: перед тем как город был окончательно разрушен, большинство его обитателей уже ушло, взяв с собой свои вещи.

Следовательно, захватчики были всего лишь мародерами, разграбившими оставленный город. Такой поворот событий приводит нас к двум фундаментальным вопросам: во-первых, из-за чего, а во-вторых, куда именно ушли хетты?

Точных ответов на эти вопросы пока нет. Раскопки последних десятилетий тем не менее позволяют сделать определенные предположения. Как считает один из ведущих исследователей хеттской истории, профессор Школы истории, философии, религии и классической филологии Квинслендского университета (Австралия) Тревор Брайс (Trevor Bryce), рядовые обитатели Хаттусы просто разошлись в разные стороны по многим областям, где доминировала хеттская культура.

Однако последний царь Суппилулиума II, тот самый, что оставил Хаттусу мародерам, мог иметь в голове вполне определенное направление — юго-запад Анатолии или север Сирии. Хеттское влияние в этих областях было наиболее сильным, и там же в первые четыре столетия железного века археологи находят следы царств, явно наследующих хеттам.

Постхеттские царства образовались на территориях, которые ранее были связаны договорами вассальной зависимости с Хаттусой, там в I тысячелетии еще использовалось название «страна города Хатти». Одно из них — Каркемиш в Северной Сирии. Его «великие цари» образовали династическую линию, которая, возможно, продолжает линию хеттских царей в раннем железном веке (1200–900 годы до н. э.), сразу после падения Хаттусы. Но даже если это был не Каркемиш, Тревор Брайс говорит, что мы по крайней мере можем ожидать чего-то подобного в одном из постхеттских царств.

Таким образом, можно предположить, что в сторону Северной Сирии и двинулась дворцовая элита хеттов вместе с наиболее драгоценными вещами из царских хранилищ. Тут стоит напомнить, что сама по себе идея переноса столицы в истории Хеттского царства возникает дважды. Первый раз — когда царь Муваталли II перенес столицу из Хаттусы в Тархунхассу. С одной разницей — в тот раз династическая линия не прервалась, и хеттские цари вернулись в сердце своей империи. К слову, археологам Тархунтассу пока найти не удалось, точно так же, как и последнее убежище Суппилулиумы II. Но во второй раз эта схема не сработала. В Хаттусу, как мы знаем, хеттские цари не вернулись.

Среди того, что они забрали с собой, предположительно, были самые важные для государственного управления тексты: актуальные договоры, свод законов и т. п. Из фрагментов того, что осталось, впрочем, составляется библиотека самых разнообразных документов, в том числе огромное количество религиозных текстов, более старые договоры, а также копии законов. Сумеют ли археологи когда-нибудь обнаружить хеттские библиотеки в Северной Сирии? Не исключено, что под одним из теллей (холмов) этой страны, куда сейчас невозможно попасть из-за военных действий, кроется тайна исчезновения хеттов и рассказ о том, почему им не удалось вернуться в Хаттусу.

www.vokrugsveta.ru

Империя цивилизации Хеттов

История человеческой цивилизации — это история войн. Вряд ли можно поспорить с этим утверждением. Конечно, древние не только воевали, но строили города и храмы, пахали землю и выращивали скот, создавали великолепные ремесленные изделия. Но и война была обычным, повседневным делом. Захват чужого добра, скота, рабов считался у многих народов не только одним из видов промысла, но и почётным занятием. С появлением первых цивилизаций всё большее число политических задач стало решаться военным путём. Это и увеличение подвластных территорий, и обеспечение безопасности торговых путей и границ государства, и, конечно же, обогащение.

Тенденция к созданию всё более крупных государственных образований стала проявляться уже на начальных этапах развития ранних цивилизаций. Но лишь во II тысячелетии до н. э. отдельные цивилизации попытались распространить постоянную власть за пределы своих естественных границ, что и явилось одним из признаков имперской государственной политики и идеологии. К их числу относилась хеттская цивилизация. Государство хеттов, ставшее одним из первых примеров структурированного классового общества, просуществовало практически шесть столетий и пало под мечами иноземцев. Затем в I тысячелетии до н. э. появляются такие военные империи, как Ассирийская и Персидская. Но во многом их успехи были основаны на достижениях хеттов. Среди этих достижений на первом месте стоит применение железного оружия, превосходящего по своим качествам известное тогда оружие из бронзы — сплава меди с другими металлами. Использование коней и боевых колесниц, создание профессиональной армии, способной вести постоянные завоевательные войны, стали ещё одним вкладом хеттов в копилку мировой цивилизации. И наконец, сама организация государства, не всегда удачная, также учитывалась последующими реформаторами. Можно сказать, хетты были первыми, кто провёл грандиозный эксперимент — основал государство, объединившее разные народы силой военной мощи.

Хеттская цивилизация сложилась в центре Малой Азии в первой половине II тысячелетия до н. э. В бурную эпоху, когда Восток был потрясён завоеванием Египта гиксосами, Вавилонии — касситами, когда казалось, что эти великие цивилизации рушатся, хетты благодаря военному превосходству объединили под своей властью Малоазийские, Сирийские и Верхнемесопотамские регионы, создав здесь военную цивилизацию.

Карта Хеттов. Хеттская держава

Анатолия — центральная часть Малой Азии, где возникла древняя цивилизация хеттов, отличалась по своим природным условиям от других центров ранних цивилизаций, таких, как долина реки Нила или Междуречье. Эта страна представляла собой горное плато, покрытое скудной степной растительностью, подходящее лишь для выпаса овец и коз. Для развития хозяйства с полями и пастбищами были пригодны только небольшие равнины в предгорьях. Они обильно снабжались водой бурных горных рек, которые, хотя и играли важную роль в хозяйственной жизни, не стали творцами цивилизации, как реки Египта и Междуречья. Они были неудобны для судоходства и искусственного орошения. Долины в предгорьях разделялись горными хребтами, и каждая из них являлась самодостаточной отдельной областью.

В этих долинах в VIII—IV тысячелетиях до н. э. возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался земледелием и скотоводством, строил прочные дома, делал нарядные расписные керамические изделия. Хозяйственная жизнь и прикладное искусство достигли здесь довольно высокого уровня. Об этом свидетельствуют раскопки таких поселений того времени, как Чатал-Хююк и Хаджилар, представлявших собой крупные и благоустроенные земледельческие центры. Но недостаток земли, пёстрый этнический состав и довольно высокая плотность населения приводили к конфликтам и межплеменным столкновениям. При раскопках многих поселений VI— IV тысячелетий до н. э. обнаружены следы разрушений и пожаров.

Природные условия древней Анатолии не давали возможностей для бурного развития цивилизации. Прогресс в земледелии, социальной сфере шёл медленно, в основном под влиянием соседних высокоразвитых культур. Но в III тысячелетии до н. э. жители Малой Азии неожиданно стали одним из самых передовых народов. Главное событие той эпохи — бурный подъём ремесленного производства, главным образом в металлургии и металлообработке, а также в ювелирном деле. Дело в том, что горные районы были не только богаты лесом, но хранили в своих недрах металлы: медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедр, лес и железо составляли природное богатство земли хеттов. И малоазийские мастера стали специализироваться на изготовлении оружия и доспехов — делали мечи, кинжалы, боевые топоры, шлемы. Вот II тысячелетии до н. э. хетты первыми изобрели способ обработки железа и стали монополистами в его производстве. Это приносило им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5—8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию изготовления железа, а племена хранили в тайне районы его месторождений.

Возникновение в Малой Азии городов-государств — ещё одно значимое явление в развитии цивилизации. Эти укреплённые пункты сделались центрами экономической, политической и культурной жизни местных народов. В некоторых городах-государствах появились колонии чужеземных торговцев, в основном из Междуречья и Северной Сирии. Колония, или, как её называли, порт, возглавлялась «домом города». Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинтересованы все, ибо железо пока оставалось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны ослов из Дамаска. Торговля сыграла важную роль в становлении хеттской цивилизации. В неё было вовлечено практически всё население Анатолии. Росли богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали превращать свои поселения в крепости.

Укреплению военной власти в городах-государствах способствовала и пестрота этнического состава Анатолии. Наряду с древнейшим населением — хаттами (или прото-хеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам современных народов Кавказа, здесь жили племена хурритов. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. были известны такие государства этих племён, как Пурусханда, Куссара, Хаттусас, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за политическую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город Пурус-ханда. Позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н. э. его правители — Питхана и Анитта, проводя завоевательную политику, покорили Пурусханду и создали мощное политическое объединение — Куссарское царство, переросшее позднее в державу хатти.

www.historie.ru

Кто такие Хетты?

Обнаруженные археологами в городах Малой Азии клинописные тексты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии — хатти говорили на языке, отличном от языка народа, создавшего военную Хеттскую державу. Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале II тысячелетия до н. э.

Новые племена принесли с собой многие элементы чуждой, кочевой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новый язык, точнее, несколько языков, которые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришедшие в район города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племенами хатти в Анатолии образовался новый народ — хетты. Впоследствии, когда Хеттская царство заняло почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.

Сами завоеватели очень быстро переняли все достижения народа хатти — обработку железа и метод земледелия, многие традиции и обычаи. Смешение пришлых племён с местными общинами в XVII в. до н. э. и стало основой для образования Хеттская цивилизация. Его историю условно делят на три периода: древний (1650—1500 гг. до н. э.), средний (1500—1400 гг. до н. э.), новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Начало развития цивилизации

Что же представляло собой цивилизация Хеттов в начале своей истории? Его уклад базировался на традициях родового строя пришлых племён. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял всех боеспособных граждан. Панкусом руководила тулия — совет, состоявший из родовой аристократии, членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю сначала не родной сын, а усыновлённый племянник — сын его сестры. Высокое положение занимала и царица. Если царь умирал, жена сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь женой царя и только после смерти вдовствующей царицы получала её статус.

В конце XVIII в. до н. э. династия Анитты — первого царствующего рода — уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э., стал великим завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник — племянник Хаттусили I (около 1650— 1620 гг. до н. э.) продолжил политику своего предшественника. Он перенёс столицу царства в главный город хаттов — Хаттусас, после чего государство стало называться Хеттским. Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов, вплоть до Сирии. Он разрушил и старую систему наследования. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Предлогом для этого стало равнодушное отношение племянника к болезни дяди. В результате ссоры против царя выступили многие члены его рода, даже собственные дети. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновлённый внук царя — Мурсили, вдвоём с которым они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, закончившимся в правление Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) покорением Вавилона.

Успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон заложили основы могущественной военной Хеттской державы. Уже в древне-хеттский период был создан Дом печати — царская сокровищница, куда поступали доходы от военных экспедиций, дань от покорённых соседей.

Пока остаётся неясным, как развивалась история хеттов в эпоху среднего периода, но через 100 лет, в новохеттский период, их держава сравнялась могуществом с Египтом, Вавилоном и Ассирией. В XIV в. до н. э. Хеттское царство находилось на вершине своего могущества. Знаменитый царь Суппилулиума I в это время провёл самые удачные военные кампании за всю историю хеттов, влияние которых в районе Восточного Средиземноморья распространилось вплоть до Египта. Суппилулиума I разгромил грозного восточного соседа — державу Митанни, которой были подвластны земли Северной Сирии и Северной Месопотамии. При его преемнике Мурсили II хетты вышли к берегам Эгейского моря.

После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с египтянами всё же подорвали их силы. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в XIII в. до н. э. к кризису древней цивилизации Хеттов. Непрерывные военные экспедиции сильно ослабили экономику страны, самые различные отрасли хозяйства. В XII в. до н. э. Хеттское государство погибло в период переселения народов моря — коалиции средиземноморских племён.

www.historie.ru

Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.

Царство Мира

Государство хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.

Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.

Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: «Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу».

Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.

Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века — хетты уже использовали железное оружие.

Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские — египтянам.

Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря «народами моря» антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.

Первая конституция

Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.

В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со «страной хеттов» договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.

Первая известная истории конституция была создана хеттами — указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия — совет старейшин — был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.

Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников.

По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.

Без календаря

Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность.

Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их «таблицах о мужественных деяниях» царей много пометок «на следующий год», но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.

Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.

Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.

Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была обнаружена Богазкее.

В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков.

Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих Грозный в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до нашей эры.

Интересно, что в хеттском языке практически перед каждым словом ставилось «nu». Если вы вдруг скажете «ну» в качестве слова-паразита, можно сослаться на свои хеттские корни.

Куда исчезли хетты?

Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге «Хетты. Народ тысячи богов» приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит упоминал хеттов в своем описании германских племен. Он писал: «По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско».

Эта версия пока остается только лишь версией.

russian7.ru

ХЕ́ТТЫ ( חִתִּים , хиттим ), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата. и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).

Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи — Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии. Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. — 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни — одну из великих держав того времени — в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. — 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.

Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства — название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге. Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. — 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.

Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7).

eleven.co.il

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.