Великая китайская стена

Великая Китайская стена

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды. И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая. Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых — жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Немного истории

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР. Возводить ее в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Что посмотреть

Великая стена — конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй — самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина. Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться — это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Бадалин — самый популярный и наиболее уцелевший участок Великой стены. Здесь побывали королева Елизавета, президенты США Никсон и Рейган, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер.

Сыматай — один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин — хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Практическая информация

Самые популярные участки стены расположены в относительной близости от Пекина. Вот как до них можно добраться.

Мутяньюй. Прямо в аэропорту сесть в метро и доехать до станции «Дунчжимэнь». Оттуда по выходным в 7:00 и 8:30 к стене отправляется автобус № 867. В дороге он проводит 2-2,5 часа и выезжает обратно в Пекин в 14:00 и 16:00.

Бадалин. Автобус № 877 на Бадалин отходит от столичного автовокзала Дэшэнмэнь с 6:00. Также сюда можно доехать на туристическом автобусе Beijing Tourist Hub, курсирующем с южной оконечности площади Тяньаньмэнь. Билет стоит 100 CNY, дети ростом до 120 см едут бесплатно.

Сыматай. На пекинском вокзале Дунчжимэнь сесть на автобус № 980 до города Миюнь, а затем взять такси до стены (180 CNY туда-обратно). Общее время в пути — 2 часа.

Цзиньшаньлин. На метро доехать до вокзала Дунчжимэнь. Оттуда к стене в 8:00 уходит туристический автобус. Из Цзиньшаньлина он отправляется в 15:00. Билет 50 CNY, время в пути 2 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

tonkosti.ru

Великая Китайская стена —
— самые интересные факты и самые нелепые мифы

Самое длинное построенное людьми сооружение – это Великая Китайская стена. В древние времена она охраняла Китай от набегов кочевников, а сейчас является главной туристической достопримечательностью страны, которую смотрят 50 миллионов туристов в год. В этой статье мы поговорим о длине стены, ее истории, назначении и многом другом.

Китайская стена как туристическая достопримечательность

Самые интересные участки Великой Китайской стены находятся на севере от Пекина. Поездка к стене – самая популярная экскурсия в столице Китая. В первую очередь нужно определиться, как вы хотите ехать к стене – сами или в составе экскурсионной группы? У каждого варианта есть преимущества и недостатки. Читайте нашу статью “Китайская стена – экскурсия или самостоятельно”, где мы рассказали об этом подробно.

Если вы решили ехать самостоятельно, то лучше всего для вас подойдет участок Бадалин (на фото справа), так как до него можно быстро и комфортно доехать на электричке. Читайте нашу статью “Поездка в Бадалин к Великой Китайской стене”.

Если вы выбрали экскурсию, то выбор участков стены у вас шире. Мы рекомендуем участок Мутяньюй как самый интересный в окрестностях Пекина. Поездка на Великую Китайскую стену в случае экскурсии совмещается с посещением гробниц императоров Мин или Подземного дворца. С полным списком вариантов можно ознакомиться в нашей статье “Экскурсии в Пекине”.

Только побывав на самой стене, можно ощутить все величие этого грандиозного сооружения, попытаться себе представить, сколько людей и сколько времени ее строили. Понять китайцев, считающих Великую Китайскую стену своей национальной гордостью. Читайте нашу статью “На самой Китайской стене” и смотрите галереи фото.

Длина Великой Китайской стены и другие цифры

Какова длина Великой Китайской стены? Ответ на этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться. Многим людям представляется, что стену строили как единое целое в какой-то один момент времени, но это серьезное заблуждение. В течение 2700 лет стена строилась постепенно. Некоторые участки добавлялись, некоторые оказались заброшенными.

Цифра длины Великой Китайской стены очень сильно зависит от методологии подсчета. Существует официальная цифра, которую получили китайские ученые после пяти лет исследований. Эта цифра – 21 196 километров, отчет об исследовании был опубликован в 2012 году.

Как вы понимаете, китайцы посчитали все участки, какие только нашли. Сюда включили даже полностью исчезнувшие части сооружения. Участки стены, построенные в Монголии при императорах династии Цин, также попали в этот расчет, хотя никто и никогда их к Великой Китайской стене не причислял. Ясно, что китайские ученые действовали по принципу “чем длиннее, тем лучше”

Мировое сообщество не спешит признавать эту новую ошеломляющую цифру. Многие ученые считают, что китайские специалисты явно перестарались. Официально в мире признана другая цифра – 8 850 километров, но ее получили не посредством исследований, а в качестве исторического наследства со времен династии Мин.

Археологические раскопки еще ведутся, и ученые находят новые участки. Совсем недавно обнаружили такой участок длиной 290 километров. Эта часть стены начинается на горе Ху Шан в провинции Ляонин и заканчивается на перевале Цзяюй в провинции Ганьсу.

Этот недавно найденный участок был построен из грунта, а не из камня или кирпича, и от стены сейчас тут почти ничего не осталось. Даже последние остатки строений здесь исчезнут через несколько десятилетий. Главный враг Великой Китайской стены – это опустынивание на северо-западе Китая. В этих районах проходит серьёзная деградация почв.

Климат меняется, начинают дуть сильные ветры и случаются песчаные бури. Считается, что треть Великой Китайской стены уже утеряна безвозвратно. Особенно большая потеря – это участки стены в провинции Ганьсу, ведь именно здесь проходил знаменитый “Шелковый путь”.

Многие участки Великой Китайской стены сейчас выглядят так, что опознать в них фортификационное сооружение уже невозможно. Их опознают по косвенным признакам – камням с надписями, кусочкам керамики, находкам металлического оружия.

По данным отчета организации The China Great Wall Academy за 2002 год, только 30% стены находится в удовлетворительном состоянии.

Новые находки археологов и исчезновение следов стены из-за опустынивания еще больше осложняют задачу определения настоящей длины сооружения.

Ширина стены – от 6 до 9 метров, на участках около Пекина обычно 7 метров. Высота от 5 до 8 метров. К слову, такая небольшая высота разочаровывает многих туристов. Люди ожидают увидеть что-то исполинское, а тут всего лишь высота двух этажей современного жилого дома.

Китайская стена на карте Китая

Великая Китайская стена перестраивалась множество раз. Подробно мы поговорим об этом позже в разделе об истории этого сооружения.

На картинке справа вы видите карту Китая с контурами стены времен эпохи династии Мин – классический вариант Великой Китайской стены.

Остальные участки заброшены, и мы не стали их рисовать. Вдобавок, если их все отобразить на этой карте, то она будет заполнена полосками.

Задача этой карты – дать читателю адекватное представление о расположение Великой Китайской стены на карте Китая, а не отображать абсолютно все ее участки.

Видно ли Великую Китайскую стену из космоса

Это второй по популярности вопрос об этом сооружении. По этому поводу проводились десятки исследований и расчетов, были опрошены многие космонавты. Истина уже найдена и доказана, но споры до сих пор не утихают.

Великую Китайскую стену НЕ ВИДНО из космоса невооруженным глазом. Этот факт уже многократно доказан. Согласно расчетам, остроты человеческого зрения для этого недостаточно. Чтобы увидеть подобный объект из космоса, нужно обладать в 7 раз более острым зрением, чем есть у человека.

Точку в этом вопросе поставил первый китайский космонавт – Ян Ливэй (фото слева), который полетел в космос в 2003 году. После полета журналисты спросили у него: увидел ли он с орбиты Великую Китайскую стену? Космонавт ответил коротко и ясно: “Нет”.

Ширина сооружения – 7 метров. Многие улицы в городах имеют большую ширину, но из космоса можно разглядеть только очень широкие улицы мегаполисов. Вдобавок, Великая Китайская стена не отличается от окружающего ландшафта по цвету. Неудивительно, что Ян Ливэй ее не увидел.

В свое время об этом много спрашивали Нила Армстронга (фото слева) – первого человека на Луне. У него интересовались, видно ли Великую Китайскую стену с поверхности Луны? Армстронг заявляет, что оттуда вообще не видно каких-либо рукотворных объектов. Это подтверждает и Базз Олдрин (фото слева) – его партнер по первой высадке на Луну.

Американский астронавт Джеффри Алан Хофман (фото слева) провел много времени за созерцанием земной поверхности из космоса, но Великую Китайскую стену так и не обнаружил. Первый космический турист Деннис Энтони Тито тоже смотрел, но ничего не увидел.

А вот астронавт Уильям Пог стену увидел, но только при помощи бинокля. После полета Уильям Пог заявил, что после этого пытался ее разглядеть невооруженным взглядом, но ничего не вышло. Этот список космонавтов и астронавтов еще длинный, думаем, продолжать нет смысла.

Однако, есть астронавты, которые утверждают, что разглядели все-таки Великую Китайскую стену. Среди них: астронавт, а ныне сенатор Джейк Гарн, астронавт Юджин Сернан, и участник экспедиции на МКС Эд Лю.

К сожалению, этот миф до сих пор живет в массовой культуре, и особенно он силен в интернете. Каждый второй сайт, рассказывающий о Великой Китайской стене, утверждает, что ее видно из космоса. Надеемся, что мы внесли свой вклад в дело просвещения, и убедили читателей, что это просто заблуждение.

10 интересных фактов

1. Великую Китайскую стену не видно из космоса, но можно увидеть из самолета. Большинство маршрутов полета из России в Китай проходят над ней. Смотрите в иллюминатор внимательно, и вы ее увидите.

2. Удивительно, но изображения Великой Китайской стены нет ни на одной монете или банкноте китайского юаня.

3. Великая Китайская стена признана символом Китая №1. В “жестокой схватке” она победила большую панду, утку по-пекински и знаменитых китайцев – Мао Цзэдуна и Конфуция.

4. Китайцы называют ее “Стена 10 000 ли”. Один ли равен приблизительно 0,5 километра.

5. Если вы вытащите кирпич из Великой Китайской стены, то совершите административное правонарушение. Штраф 5000 китайских юаней.

6. В Китае существует подпольный рынок по продаже кирпичей. Средняя цена – 50 юаней, и можно еще поторговаться. Мы не рекомендуем покупать такие кирпичи, так как вы не сможете вывезти эту покупку из Китая. Лучше выберите себе другие подарки и сувениры. Вдобавок, кто гарантирует, что этот кирпич настоящий? Подсунуть подделку – это популярный ‘развод’ туристов в Китае.

7. Вы увидите стену еще до прилета в Китай, она изображена на китайских визах.

8. Название “Great Wall” – абсолютный рекордсмен по использованию в качестве имен товарных брендов в Китае. Так называются автомобили, несколько видов чая, одежда, обувь и неисчислимое количество торговых марок продуктов питания. Также так называется знаменитый бренд китайского вина, а вот бренда китайских сигарет с таким названием не существует.

9. На Великой Китайской стене ежегодно проходят три благотворительных марафонских забега. Принять участия может любой человек.

10. Китайскую стену много раз пытались использовать в рекламных целях. Тут снимали рекламу ADIDAS, несколько музыкантов делали клипы, включая Джастина Бибера, но все эти клипы и рекламные ролики остались незамеченными широкой публикой.

История строительства

История Великой Китайской стены содержит еще больше мифов, которые “в поте лица” опровергают китайские археологи. Первое ложное представление — что стену строили как единый проект. Конечно, это не так. Такое масштабное строительство за короткий промежуток времени ни одна древняя империя бы не выдержала.

К примеру, пирамида Хеопса – это один строительный проект. Собрали рабочих, несколько десятков лет строили, построили, положили внутрь фараона и разошлись. С Великой Китайской стеной все было по-другому.

Еще в 7 веке до нашей эры китайцы разработали простую, но эффективную технологию строительства. Вначале сооружалась опалубка из дерева, а потом внутрь засыпали грунт. Конечно, качество такого сооружения было невысоким, но скорость строительства была огромной для того времени. Так китайцы смогли строить первые длинные стены.

Особенно активно строительство защитных сооружений велось в “период воюющих царств», когда семь государств в Китае непрерывно воевали друг с другом. Сейчас сохранилось очень мало остатков тех стен, так как их быстро размывало дождем.

В конце 3-го века Цинь Шихуанди завоевал весь Китай и стал первым его императором. Он приказал сносить стены между бывшими государствами, а стены на севере объединить в одно единое защитное сооружение для обороны от варваров “сунну” (мы их называем ”гунны”).

Цинь Шихуанди также начал несколько других масштабных строительных проектов. До наших дней сохранилась его Терракотовая армия, его гробница в Сиане и Великий канал. Также он начал строить новый грандиозный императорский дворец, но этот дворец до нашего времени не сохранился.

Напомним, что Цинь Шихуанди правил недолго – с 221 по 210 года до нашей эры, и закончить возведение Великой Китайской стены он не успел. Строительство продолжили при следующей династии Хань.

После династии Хань Китай снова оказался раздробленным. Про стену то забывали, то начинали восстанавливать вновь. В этот период начинают появляться участки из камня и кирпича, но центр сооружения все еще заполняют грунтом.

Строители всегда использовали те материалы, которые можно было найти неподалеку. Расходы на само строительство Китай еще мог выдержать, но транспортировка камня или кирпича на большие расстояния была непосильной даже для Китая.

Там, где рядом были горы, стену строили из камней. Там, где были залежи хорошей глины, ее строили из кирпича. Там, где не было ничего, строили по старой технологии – из грунта в деревянной опалубке.

В начале 13-го века Чингисхан объединил племена кочевников под своей властью и сразу выдвинул свою армию на завоевание Китая. Естественно, Великая Китайская стена его не остановила. Монголы быстро захватили одну из застав – Байдэнчэн в провинции Шаньси на западе от современного Пекина, открыли ворота, и вся их армия прошла на территорию Китая.

После завоевания монголы правили Китаем более 100 лет, эти правители вошли в историю как династия Юань. Великая стена была им просто не нужна. Деньги на ремонт не выделялись, гарнизоны и часовые были сняты. Китайская стена разрушалась.

В конце 14 века монгольская династия Юань была свергнута китайцами в результате освободительного движения и большого восстания. Воцарилась новая династия Мин. Императоры Мин много раз сражались с монголами, но не смогли ликвидировать монгольскую угрозу полностью. Они вернулись к тактике сдерживания и срочно начали восстанавливать Великую Китайскую стену.

Все мощные и красивые участки стены вокруг Пекина, которые любят смотреть туристы, были возведены в эпоху Мин. Именно при императорах Мин стена стала каменной или кирпичной на большинстве участков, для обороны начинают использовать пушки. Именно в этот период она достигает своей максимальной длины 8850 километров.

Впрочем, Великая Китайская стена не спасла династию Мин. В середине 17 века вспыхнуло новое восстание, на этот раз уже против императоров Мин. Повстанцы взяли Пекин, а последний император династии Мин повесился на своем шарфе в парке около Запретного города.

В этот момент с севера к Китаю подошла армия маньчжуров. Они также не испытали проблем с преодолением Великой Китайской стены. Им отрыл ворота генерал У Саньгуй, который надеялся с помощью маньчжуров подавить восстание. В результате маньчжуры заняли Пекин и основали свою династию Цин, которая правила Китаем вплоть до 20 века.

Императоры династии Цин успешно сражались и общались с монголами. Они ликвидировали угрозу набегов кочевников и продвинули границы Китая далеко на север. Великая Китайская стена опять стала ненужной. Она постепенно разрушалась и сохранилась до наших дней в плачевном состоянии.

В последний раз стена использовалась в военных целях в 1933 году. Тут состоялось крупное сражение между армиями Японии и Китая во время Второй сино-японской войны.

В конце 20-го века власти КНР активно начали реставрацию сооружения и развитие туризма. Во время экскурсий на стену туристы сейчас видят результат работы современных ученых-реставраторов.

Кто строил Великую Китайскую стену

О жестокостях во время возведения Китайской стены ходит много легенд. Стену называют самой большой братской могилой в мире. Говорят, что люди гибли на строительстве тысячами, и из костей этих несчастных людей делали раствор для укладки камней и кирпичей.

Самая популярная из таких легенд – это история женщины Мень Жиан Му. По легенде, ее муж умер на строительстве стены, и его тело замуровали внутри. Она плакала так сильно, что стена обрушилась от ее плача. Она смогла забрать тело и похоронить мужа.

Это красивая легенда, но никаких доказательств ее не найдено. Китайские археологи провели на остатках Великой Китайской стены уже сотни раскопок, и никаких тел строителей внутри не нашли. Все анализы раствора показывают, что он сделан из рисовой муки, а никаких следов костей не найдено.

Людей на строительстве погибло действительно много. Условия для рабочих были сложными. Люди ночевали под открытым небом и недоедали. Часть рабочих действительно были рабами или заключенными.

Это сейчас мы живем в гуманном обществе, где осужденные содержатся в тюрьмах за государственный счет. В древние времена заключенных всегда использовали с выгодой для страны.

Рабов в Китае было очень мало. Каторжников было больше, но все равно не хватало. Приходилось брать наемных рабочих чаще всего из разорившихся крестьян.

Назначение и функции Великой Китайской стены

Как мы уже увидели из истории, от больших армий Великая стена не спасала. Ее основная военная функция – это защита от мелких групп кочевников, которые всегда были для Китая основной “головной болью”.

Стена не спасала от налетчиков полностью. Небольшие группы кочевников легко ее преодолевали. Проблемы у них возникали на обратном пути, когда нужно было переправлять награбленное. То есть, стена не защищала как военное сооружение, а была препятствием, которое задерживало налетчиков.

Главной задачей часовых было не сражаться с врагами, а предупредить об их появлении. Для этого на сторожевых башнях зажигали костры. Ночью было видно пламя, а днем дым. Костры зажигали один за одним “по цепочке”, так информация о появлении противника передавалась в ближайший гарнизон.

У стены было гораздо больше мирных функций. Первая – это пограничный контроль. К примеру, “Шелковый путь” пересекал Великую Китайскую стену три раза. Три раза с торговцев собирали пошлину, три раза проводили таможенный контроль, три раза обыскивали на предмет контрабанды. Также на стене занимались миграционным контролем.

Даже в наше время некоторые страны строят стены для контроля миграции населения. К примеру, барьер длиной 550 километров разделяет США и Мексику. Американцы построили его именно для предотвращения нелегальной миграции мексиканцев в Соединенные Штаты. Идею американцы подчеркнули у древних китайцев.

Стена выполняла транспортную функцию. Это была хорошая длинная дорога, по которой передвигались люди. Даже в самую плохую погоду по ней легко было ходить, ее не “развозило” от дождей.

И, конечно, в некоторые моменты стена служила неисчерпаемым источником строительных материалов для местных жителей. Как только гарнизоны и дозорных снимали с какого-либо участка, его быстро растаскивали для строительства домов.

Такая участь постигла многие древние памятники. В Египте пирамида Хефрена потеряла всю свою облицовку, кроме самой макушки, эта обшивка пошла на строительство домов и мечетей в Каире. Римский Колизей горожане долгое время использовали в аналогичных целях. Примеров еще много.

Теория о том, что Великую Китайскую стену построили русские от китайцев

Эта тема давно уже “муссируется” в интернете. Мы очень любим подобные истории и каждый год 1-го апреля публикуем подобную статью. Читайте наши последние работы: “Египетские пирамиды – копии кораблей инопланетян” или “Пирамида – идеальная форма космического корабля”.

Эта теория “высосана” из того факта, что бойницы на некоторых участках направлены в сторону Китая. Далее авторы развили ее уже при помощи своей фантазии.

Бойницы действительно направлены в обе стороны, это факт. Вы можете сами в этом убедиться, если посетите участок Мутяньюй. И это совершенно нормально.

Как мы уже говорили, кочевники относительно легко преодолевали стену на пути в Китай. У гарнизонов почти не было шансов настичь их в этот момент.

На пути обратно кочевники были вынуждены переправлять не только себя и лошадей, но и награбленное имущество. Не стоит думать, что кочевники отнимали у крестьян только деньги и драгоценности. Для кочевников многие предметы представляли ценность – любые металлические предметы, керамика и даже мешки зерна были для степняков очень ценными.

У защитников Великой Китайской стены был шанс успеть дать бой только в момент переправы кочевников обратно. Неудивительно, что бойницы делали на обе стороны стены.

Как мы уже писали, каменные части стены были построены при династии Мин. В этот момент освоение Сибири русскими экспедициями только начиналось. Никаких стен наши маленькие отряды казаков построить не могли.

Строительство и обслуживание Великой стены хорошо документировано с китайской стороны. Сохранились сотни документов государственной отчетности, планы строительства, сметы и подобные бумаги. В том, что нынешнюю версию Китайской стены строили китайцы, сомнений нет.

Говоря проще, мы призываем относиться к таким теориям с юмором. Послушали, посмеялись, забыли.

Удачных вам поездок в “поднебесную”, и читайте наши статьи о Китае (ссылки ниже).

jj-tours.ru

Великая Китайская стена: история и интересные факты символа Китая

Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества. Предпосылки к созданию сложились еще задолго до многовекового строительства. Так множество северных княжеств и царств Китая строили стены для обороны от набегов кочевников. После объединения этих маленьких царств и княжеств в III веке до н.э. под династией Цинь императором был избран Цинь Шихуанди. Именно он объединенными усилиями всего Китая начал долгое строительство Великой Китайской стены, призванной защитить Китай от набегов вражеских отрядов.

Великая Китайская стена в фактах и цифрах

Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.

Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.

Вид со спутника на стену

История грандиозного сооружения Китая

Начало строительства Великой Китайской стены относят к 221 году до н.э. По легендам на строительство была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же были задействованы и большое количество крестьян, ведь убыль строителей нужно было постоянно компенсировать новыми людскими ресурсами, благо с этим в Китае проблем не возникало. Есть даже ряд людей, считающих, что Великая Китайская стена построена русскими, но оставим это как еще одну красивую догадку.

Основную часть стены возвели как раз при Цине. Фронт работы велся по объединению уже построенных укреплений в единую конструкцию и расширение стены на запад. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Невосстановленный участок стены

Интерес вызывает географическое положение стены. Она как бы разделяет Китай на две части – север кочевников и юг земледельцев. Дальнейшие проводимые исследования подтверждают этот факт.

По совместительству самое длинное укрепление является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни.

На основе большой смертности стену за века окружили множество легенд. Согласно одной из них императору Цинь Шихуанди предсказали, что строительство стены завершится либо после смерти человека с именем Вано, либо 10 тысяч других людей. Император, разумеется, приказал найти Вано, убить его и закопать в стене.

За время существования стены ее пытались множество раз восстанавливать. Этим занимались династии Хань и Суй. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572-1620). Многие вплоть до XX века думали, что именно он, а не Цинь Шихуанди, возвел это грандиозное сооружение.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.

Стена на фотографии 1907 года

Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая. Многие участки были снова отреставрированы и показываются туристам, один из участков даже проходит рядом с Пекином, что привлекает миллионы любителей китайской культуры.

1chudo.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.