Троянская война

Троянская война

Троянская война, согласно древнегреческой мифологии война между союзом ахейских государств (Микены, Тиринф, Фивы и др.) во главе с царём Микен Агамемноном и небольшим Троянским царством в северо-западной части Малой Азии, на берегах Геллеспонта и Эгейского моря. По археологическим данным Т. в. обычно относят к 1260 до н. э. Предания о Т. в. нашли отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поводом к Т. в. послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая. Объединившись с др. греч. царями, Менелай и его брат Агамемнон с большим флотом (1200 кораблей) приплыли к берегам Троады. Троянцы, уступавшие пр-ку в численности, вынуждены были после непродолжит. боя отступить и укрыться за стенами Трои. Войско Агамемнона расположилось перед городом на берегу моря лагерем, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и др. областями М. Азии, к-рые в течение войны оказывали ему помощь, в результате чего война продолжалась ок. 10 лет. Боевые действия состояли в основном из поединков знатных воинов, мелких стычек и крупных боёв под стенами города во время вылазок осаждённых. Грекам посредством военной хитрости удалось войти в город (см. ниже Троянский конь). Многие жители Трои были убиты, часть их взята в плен и обращена в рабство, сам город разрушен до основания.

В итоге войны сложилась легенда про Троянского коня.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, по древнегреч. мифологии огромный деревянный, полый внутри конь на катках, сооружённый греками на десятом году осады Трои (13 в. до н. э.) во время Троянской войны. Внутри коня спрятались лучшие греч. воины во главе с Одиссеем (царём Итаки). Коня подвезли к стенам Трои, после чего греки сожгли свой лагерь, отплыли от берега Троады и скрытно стали на якорь по другую сторону о. Тенедос. Троянцы, поверив словам греч. перебежчика Синона, будто обладание этим конём принесёт им победу, втащили его в город (конь не проходил в ворота, поэтому был сделан пролом в стене), поместили в акрополь и предались пиршествам. Ночью Синон выпустил из чрева коня греч. воинов, к-рые подали сигнал своему флоту вернуться, перебили стражу у ворот и впустили своё войско. Так с помощью хитрости грекам удалось овладеть Троей. Выражение «Т. к.» до наст, времени является нарицательным для обозначения обманных действий.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 7.

Литература:

Сергеев В. С. История Древней Греции. Изд. 2-е. М., 1948;

Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен. Ч. 1. Спб.. 1872.

Далее читайте:

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1975 г.

hrono.ru

Троянская война

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII—XII вв. до н. э., и начинали с неё новую — «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле-мён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия — Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий — киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона — так назван в поэме этот малоазийский город.
Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это — поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.
Троянский царевич совершил тяжкое преступление — нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могу-щественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.
Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву бо-гине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокро-вища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблён-ный супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.
Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они по-строили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности го-рода и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.
Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть бы-
ло не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят ама-зонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята».
После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.
Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.
Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вер-нувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исклю-

чением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.
После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера — «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.
Как уже сказано, древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Даже такой критически мыслящий и ничего не принимающий на веру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои — исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сцены с участием богов, что и делает Фукидид, то рассказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдельные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.
Европейская историческая наука Нового времени иначе отнеслась к греческим мифам. Она видела в них лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Историки XVIII— XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы — мифические, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был учёным-профессионалом, и для него Ахилл, Агамемнон, Одиссей и прекрасная Елена были живыми людьми, а драму, разыгравшуюся под стенами Трои, он переживал как события собственной жизни. Шлиман долгие годы мечтал найти легендарный город.
Став очень богатым человеком, в 1871 г. он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-за-падной части Малой Азии, определив его как мес-
тоположение древней Трои. При этом Шлиман ориентировался на описания города Приама, данные в поэме. Его ждала удача: холм скрывал развалины, причём не одного, а целых девяти городских поселений, сменявших друг друга на протяжении по меньшей мере двадцати веков — двух-трёх тысячелетий.
Описанную в поэме Трою Шлиман признал в поселении, расположенном во втором слое снизу. Здесь он нашёл, по его мнению, Скейские ворота, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражений, дворец Приама и даже сокровища — «клад Приама»: великолепные золотые и серебряные украшения.
Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в «злато-обильных» Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились — для Шлимана в этом не было никакого сомнения — останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшениями; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Среди многочисленных и богатых погребальных приношений было обнаружено великолепное оружие, достойное могучих героев.
Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях. Мифы не лгут, в них есть правда о далёком прошлом. Успех Шлимана воодушевил многих археоло-гов. Англичанин Артур Эванс отправился на остров Крит искать резиденцию мифического царя Миноса и нашёл там прекрасный дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл «песчаный» Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Вновь восторжествовала правильность географических указаний поэмы. Но странное дело: количество открытий увеличивалось, а ситуация с Троянской войной и самой Троей становилась всё непонятнее. Уже Шлиман во время раскопок начал испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский холм и в Микены пришли археологи-профессионалы, они установили, что город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны. Могилы же в Микенах хранили останки людей, живших на несколько столетий раньше героев поэмы. После первых восторгов и возбуждения пришла очередь нового, ещё большего потрясения. Оказалось, что Шлиман открыл новый мир, неизвестную ранее цивилизацию, о которой ничего не знали даже древние греки. Этот мир был совершенно не похож на то, о чём рассказывали мифы и героический эпос.
Отказавшись от безусловного доверия к мифологической основе, некоторые историки тем не менее продолжают считать, что из неё всё-таки можно извлечь зёрна истины. Ведь автору поэмы действи-тельно было известно местоположение важнейших политических центров Ахейской Греции II тыс. до н. э. Многие из описанных в поэме бытовых и военных реалий в деталях совпадают с археологиче-
скими находками. Например, найденный Шлиманом в Микенах «кубок Нестора»; «шлем из клыков вепря», принадлежавший, как говорится в «Илиаде», критскому герою Мериону; башнеподобный щит, прикрывавший всё тело героя; наконец, боевые колесницы, которых не знала классическая Греция. Значит, в устной традиции народа сохранилась память о давно прошедших временах и со-бытиях, и поэмы зафиксировали её. Очевидно, достигшие процветания на рубеже XIII—XII вв. до н. э. государства греков-ахейцев стремились объединёнными силами совершать большие военные экспедиции в район Малой Азии. Одной из них и была осада Трои. Прочно закрепить своё влияние в районе Троады ахейцы не смогли, даже разрушив Трою. Их собственный мир оказался под угрозой нашествия варваров, и приходилось думать уже о безопасности, а не о завоеваниях.
Но скептики утверждают, что эти примеры ничего не доказывают. Реалии микенской культуры, являвшейся частью культуры Ахейской Греции, присутствуют в поэмах как отголоски далёкой и совершенно незнакомой поэту эпохи. Он не представляет, как действовали боевые колесницы, глав-ная ударная сила в сражениях времён Микенской Греции. Для автора это просто транспортное сред-ство: герой подъезжает на колеснице к месту схватки, а затем сражается пешим. Описание царских дворцов в поэме «Одиссея» показывает, что автор ничего не знает ни о водопроводе, ни о фресках, украшавших стены микенских дворцов, ни о письменности, исчезнувшей с гибелью ахейской куль-туры. Создание эпических поэм отделено от реальных событий четырьмя-пятью столетиями. До этого времени сказания о Троянской войне передавались певцами-аэдами из поколения в поколение изустно. Каждый сказитель и каждое новое поколение вносили в них своё понимание событий и поступков героев. Таким образом, накапливались ошибки, появлялись новые сюжетные детали, значительно искажающие первоначальный смысл. Одно событие, вбирая в себя другие и обрастая поэтическими «подробностями», постепенно могло превратиться в грандиозный поход греков-ахейцев против Трои, которого могло не быть никогда. Более того, археологические находки, сделанные на холме Гиссарлык, не доказывают, что найденное поселение является именно Троей.
Правда, вообще отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте «Труиса» и «Вилуса»), но, судя по всему, как два разных, распо-ложенных по соседству города, а не один под двойным названием, как в поэме. Хетты знали также страну Аххиява, могущественное государство, с которым они соперничали за господство над этими городами. Учёные считают, что Аххиява — это страна ахейцев, однако пока не ясно, где она нахо-
дилась. Может быть, это западная часть Малой Азии, или ближайшие к ней острова, или вся Балканская Греция. Между Хеттской державой и Аххиявой был конфликт из-за города Илион, но его уладили мирным путём. Ни о каком крупномасштабном военном столкновении между ахейцами и Троей хеттские документы не рассказывают.
Какой же вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое по-вествование о походе против Трои? Какая-то связь
между ними прослеживается, но очень неясная, поскольку точных совпадений нет. Видимо, в устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино события разных времён: неудавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район Троады (это прослеживается через трагические судьбы героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион и Троя в результате нашествия так называемых «народов моря», которое потрясло весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.

murzim.ru

Троянская война: Миф и реальность

В Тёмные века (XI—IX вв. до н. э.), наступившие после разрушения исчезнувшей микенской цивилизации, по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм — «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. Города древней Греции на побережье Малой Азии спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850—750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини — Гера, Афина и Афродита — обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

Наконец, Одиссей придумал хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240—1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII—XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера — реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы — «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.

Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

Но самое главное — находки показали, что древняя цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь.

Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. Правда, цивилизация Хеттов знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

www.historie.ru

Троянская война

Троянская война является важной вехой в греческой мифологии. Парис, сын короля Трои, приглашается на обсуждение красоты трех богинь Олимпа. Взамен на его вердикт, ему обещана самая красивая женщина в мире. Поскольку Елена к тому времени была уже замужем за королем Спарты, Парис похищает ее в Трое.

Похищение Елены Прекрасной порождает десятилетнюю Троянскую войну между греками и троянцами. В конце концов, она разрешается не сражением, а уловкой Одиссея: спрятанные в деревянной лошади («Троянский конь») греческие воины попадают в вражеский город и ночью открывают ворота товарищам. Таким образом, Троя была взята и уничтожена.

Троянская война является центральным событием греческой мифологии.

Божественный спор и похищение Елены Прекрасной

Поводом для Троянской войны было похищение Елены Прекрасной сыном короля Трои Парисом.

На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все греческие боги и богини, кроме Эриды, богини раздора. В отместку она приходит незваной и развязывает спор: в середине праздника в центр божественного общества она бросает золотое яблоко, на котором написано «Самой красивой» (отсюда происходит «Яблоко раздора»). Возникает ожесточенный спор о том, кто самая красивая среди богинь на Олимпе — Гера, жена Зевса, Афина, богиня мудрости или Афродита, богиня любви.

Зевс хочет закончить спор. Поэтому он дает право на суждение Парису, сыну троянского царя Приама, кому должно принадлежать яблоко (это решение — так называемое «Суд Париса»). Парис награждает яблоком богиню Афродиту, поскольку он считает её самой красивой женщиной в мире. Однако, Парис влюбляется в Елену, которая уже замужем за Менелаем, королем Спарты, и хочет выкупить титул красавицы у Афродиты. Это не удаётся ему и поэтому Парис похищает Елену Прекрасную (Троянскую).

Менелай требует возвращения жены, но спартанцы отказываются возвращать Елену. Тогда могущественный брат Менелая Агамемнон, который был царем Микен, объединяет греческую армию и возглавляет высшее командование. На греческой стороне было много храбрых героев, из которых наиболее важную роль сыграли Одиссей, царь Итаки и Ахиллес, сын Пелея и Фетиды.

На троянской стороне выступали, прежде всего, Гектор, сын царя Приама, и Эней, сын Афродиты. Греческие боги также принимают стороны: Гера и Афина поддерживают греков, Афродита и Аполлон помогают троянцам.

Гнев Ахиллеса

Троя осаждается десять лет, но греки не могут захватить город. На десятом году в греческой армии происходит раскол: Ахиллес был лишен Агамемноном его возлюбленной рабыни Брисеиды. Из гнева Ахиллес уходит. Но когда его лучший друг Патрокл был убит Гектором, Ахиллес хочет отомстить, и возвращается в борьбу с Троей. Он был неуязвим, погрузившисьв младенчестве в воды Стикса — только пятка, за которую его удерживала мать, оставалась уязвимой (отсюда уязвимая точка или слабая точка человека называется «ахиллесовой пятой»).

Ахиллес победил и убил Гектора и потащил его вокруг гробницы Патрокла. Царь Приам выпрашивает тело своего сына у Ахиллесса, и похоронная процессия уходит. Сам Ахиллес был убит Парисом, чья стрела управлялась Аполлоном и попала в ахиллесову пяту.

Троянский конь

Окончание войны и завоевание Трои, произошло благодаря уловке Одиссея: по его совету греки строят деревянного коня («Троянский конь»), в чьем животе прячутся самые смелые герои. Конь был оставлен у ворот города Трои, греческие корабли отступили.

Троянцы верят, что греки отказались от осады и оставили коня в качестве подарка троянцам. Несмотря на предупреждения Лаокоона об опасности, они затаскивают коня в город, чтобы посвятить его богине Афине. Ночью греческие бойцы тайно выходят из деревянного коня, призывают корабли огненными факелами и открывают ворота греческим воинам. Таким образом, Троя была окончательно завоевана и уничтожена.

Побег Энея из Трои

Троянский царь Приам, его семья и его воины были убиты или захвачены. Но Эней убегает из горящего города, спасая не только своего отца Анхиза, которого он выносит на своих плечах, но и его сына Аскания. После долгих скитаний он прибывает в Италию, где его потомки основали Рим. Таким образом, Троя связана с мифами, окружающими основание Рима.

Мифологические источники

Гомер, в 8 веке до нашей эры В «Илиаде» описывает только решающую заключительную фазу десятилетней войны, начиная с эпизода «гнев Ахиллеса» вплоть до смерти и захоронения Гектора. Предыстория и сама Троянская война (божественный спор и похищение Елены) довольно ярко вплетены в повествование. Точно так же конец войны, завоевание и разрушение Трои также косвенно описаны в «Одиссее».

В хронологическом порядке можно прочитать легенды о троянской войне у Густава Шваба.
является Эпос Вергилия «Эней» является основополагающим мифом о Риме и потомках Энея.

Историчность троянской войны

Два эпоса «Илиада» и «Одиссея» были написаны задолго до Гомера и передавались устно из поколения в поколение, пока Гомер не изложил их в письменной форме. Миф отражает традиционную поэзию и легенду, исторически недоказанное прошлое. Вопрос об историчности Троянской войны остается спорным. Хотя события войны не подтверждены археологическими выводами, многие ученые считают, что миф основан на реальных событиях в период микенской колонизации в Малой Азии (в XIII веке до нашей эры).

history-doc.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.