Тибетцы

«Тибетцы» — обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы — из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».

russian7.ru

Жители Тибетского нагорья сумели освоить жизнь на высоте благодаря девяти генам.

Тем, кто живет высоко в горах, приходится сталкиваться с серьёзными трудностями, незнакомыми жителям долин: во-первых, чем выше мы поднимаемся, тем меньше становится кислорода в воздухе, во-вторых, с высотой усиливается доза ультрафиолетового облучения, которое вызывает мутации в ДНК, наконец, в-третьих, пищевые ресурсы в горах сильно зависят от сезона.

Животные и растения решают эти проблемы по-разному. Но в горах живут не только животные и растения: например, на Тибетском нагорье живут около 5 млн людей – до самых высот они не доходят, но среднюю отметку в 1200 м они обжили уже очень давно. Очевидно, у тибетцев есть какие-то биологические приспособления, позволяющие им справляться и с уровнем кислорода, который на 40% ниже, чем на уровне моря, и с другими сложностями высокогорной жизни.

Если обычный человек придет в горы, то у него вскоре заметно увеличится количество эритроцитов в крови: пытаясь получить больше кислорода, организм начнет синтезировать больше гемоглобина и создавать больше красных кровяных клеток, который возят этот гемоглобин от лёгких к тканям и обратно. Однако сердцу становится трудно перекачивать кровь с повышенным содержанием гемоглобина, и, кроме того, у нее повышается свертываемость – иными словами, возрастает риск тромбов.

В случае людей с Тибетского нагорья эволюция пошла по другому пути: проблема недостатка кислорода решается не количественно, не накачкой крови эритроцитами, а качественно, за счет более эффективного использования того кислорода, который есть. Один из генов, благодаря которым стало возможно такое «качественное» решение – это ген EPAS1. Он есть и у других людей, но у тибетцев его последовательность уникальна, и есть данные, что они получили его от денисовского человека.

EPAS1 кодирует один из множества транскрипционных факторов – так называют белки, влияющие на активность других генов; белок EPAS1 действует как раз на те гены, которые «заведуют» усвоением кислорода. Еще один ген, который позволяет справляться с высокогорной гипоксией и удерживать гемоглобин на относительно низком уровне – ELGN1; он дополнительно активирует бескислородные способы получения энергии и от него же зависит рост кровеносных сосудов.

Но одними только ELGN1 и EPAS1 дело не ограничивается. В статье в Proceedings of the National Academy of Sciences исследователи из Квинслендского университета и Медицинского университета Вэньчжоу публикуют результаты сравнительного анализа геномов более чем десяти тысяч человек, тибетцев и не-тибетцев. В итоге удалось найти еще целых семь генов, которые помогают тибетцам жить в высокогорных районах: MTHFR, RAP1A, NEK7, ADH7, FGF10, HLA-DQB1, и HCAR2. (На всякий случай уточним, что эти гены есть у всех людей, просто те их варианты, которые есть у жителей Тибетского нагорья, позволили им приспособиться к не самым обычным условиям жизни.)

Ген ADH7 влияет на массу тела. Благодаря ему тибетцы весят больше (точнее, у них больше индекс массы тела), что для них важно, поскольку с едой в горах случаются перебои, и дополнительные внутренние запасы тут приходятся очень кстати. «Тибетский» вариант гена MTHFR стимулирует синтез витамина фолата, который важен для беременных и вообще для женской репродуктивной системы. Фолат разрушается ультрафиолетом, а поскольку в горах человек получает УФ-излучения больше, чем внизу, то жителям гор понадобилось как-то компенсировать его хроническую недостачу.

Ген HLA-DQB1 кодирует один из иммунных белков – он, вероятно, помогает справиться со специфическими болезнями, вероятность которых повышается из-за местных условий. Что до остальных четырех генов, то насчет них авторы работы пока сказать ничего не могут, однако, скорее всего, и они каким-то образом помогли местным жителям приспособиться к жизни в горах.

Исследователи также попытались оценить, когда именно разошлись линии народности хань, крупнейшего из этносов в современном Китае, и жителей Тибетского нагорья. Изменения в геномах вполне позволяют это сделать: сравнивая, насколько отличаются друг от друга ДНК представителей разных этнических групп, можно определить, до какого момента они были едины.

Для ханьцев и тибетцев такие вычисления ранее проводили, правда, по ним получалось, что те и другие разошлись по своим эволюционным тропинкам на 2000 лет раньше, чем обычно считается. Но, как пишет портал Science, сейчас геномные и археологические оценки удалось привести к согласию: более тщательное сравнение ДНК показало, что хань и жители Тибетского нагорья разделились около 4700 лет назад, что вполне соответствует археологическому промежутку между 3600 и 5200 годами.

Правда, некоторые специалисты, которые раньше искали «гены высокогорности», уже успели удивиться тому, что их оказалось целых семь и что их до сих пор в таком контексте никто не изучал. Так что, вероятно, эту семерку в ближайшем будущем будут активно исследовать, и не только геномно-статистическими методами, но и экспериментальными – и, возможно, следующие результаты заставят по-новому оценить эволюционную историю тибетцев.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

Читайте также:

Высокогорный ген от денисовского человека

Анализ ДНК доказывает: генетическая особенность, которая помогает организму приспособиться к недостатку кислорода, унаследована тибетцами от древнего денисовского человека.

m.nkj.ru

Тибетцы обладают уникальными и богатыми культурными и духовными традициями, своим собственным языком и изысканным искусством.

Тибетское государство возникло в 127 до н.э. и существовало более 2000 лет. До китайского вторжения 1949 года Тибет был полностью независимой страной и обладал всеми атрибутами независимого государства, соответствующими международному законодательству.

Тибет расположен в самом сердце Азии, между Китаем и Индией, и его общая площадь составляет более двух с половиной миллионов квадратных километров. Эту область населяет тибетский народ, чья культура и уклад жизни в корне отличаются от культуры и уклада народов соседних стран.

На момент китайского вторжения население Тибета составляло шесть миллионов человек. Это были тибетцы, отдельный народ с древней историей, богатой культурой и уникальной духовной традицией. Тибетский народ очень сильно отличается от китайцев и от народов других соседних стран.

Правительство Тибета располагалось в столице Тибета Лхасе. Оно состояло из главы государства (Далай-ламы), кабинета министров (Кашага), национального собрания (Цогду) и сложного административного аппарата, призванного контролировать обширную территорию Тибета. Юридическая система основывалась на законах, разработанных Сонценом Гампо (VII век), Чангчубом Гьялценом (XIV век), Пятым Далай-ламой (XVII век), Тринадцатым Далай-ламой (XX век) и ее исполнительными органами были магистраты, назначавшиеся правительством.

Правительство Тибета взимало налоги, выпускало собственную валюту, поддерживало почтовую систему страны, руководило тибетской армией и выполняло все функции правительства.

Межнациональные связи Тибета фокусировались на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные связи с Непалом, Сиккимом, Монголией, Китаем, Британской Индией, Россией и Японией.

Тибет проводил свою собственную независимую зарубежную политику, и лучшим примером этого может служить нейтралитет Тибета во время Второй мировой войны. Когда Япония заблокировала стратегически важную Бирманскую дорогу, Тибет остался верен своему нейтралитету несмотря на сильное давление со стороны Великобритании, Соединенных Штатов и Китая, требовавших позволить провоз вооружения через Тибет в Китай, и союзники с уважением отнеслись к такой позиции.

Сегодня Тибету грозит опасность полного уничтожения от рук китайских коммунистов. Тибетская культура и национальное самосознание систематично и целенаправленно уничтожаются. Более 1.2 миллиона тибетцев умерло в Тибете с 1949 года в результате китайского вторжения и оккупации. Было уничтожено более 6000 тибетских религиозных и культурных центров. Его Святейшество Далай-лама, духовный и светский лидер шести миллионов тибетцев, в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и искать убежища в Индии. Около 80.000 тибетских беженцев последовали за ним и нашли убежище в Индии, Непале и Бутане.

tibet.spb.ru

Все этнические группы Тибета принадлежат к монголоидным народностям, вероятно произошедшим от кочевых племён, мигрировавших с севера и осевших в речных долинах Тибета. В Тибете (Тибетском автономном районе) проживают более десяти различных этнических групп и народностей, включая тибетцев, монголов, ну, дулунов (друнгов), моинба, лоба, хуэй, наси, дэн, кхампа и шерпов.

Тибетцы — доминирующая группа, говорящая на тибетском языке, относящемся к тибето-бирманской языковой группе, сино-тибетской языковой семьи, и имеющим три диалекта: Weizang, Kang и Amdo. Большинство из тибетцев исповедует буддизм. Территории, где проживают тибетцы в компактных общинах, расположены в основном в горных районах, усеянных заснеженными вершинами. Также тибетские общины распространены в китайских провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Около четверти всех тибетцев являются кочевниками, основным занятием которых является животноводство. Просторные луга и хорошая водоснабжённость региона позволяет разводить овец, коз, яков и пиен (pien — помесь яка с коровой). В холодных регионах выращивают ячмень, в умеренных — пшеницу, гречиху, горох и бобы, в более тёплых регионах — рис, картофель, репу и яблоки. На юге, в речных долинах, где климат намного теплее, произрастает рис и хлопок. Тибетцы, ведущие оседлый образ жизни, строят каменные дома, а кочевники устанавливают временные стойбища. Тибетский дом имеет плоскую крышу и множество окон, он прост по своему строению и цвету. Дома обычно строят на возвышении, обращёнными лицом к югу.

Все тибетцы, как мужчины, так и женщины, любят носить украшения.
Мужчины обычно скручивают на макушке головы пучок из косы или стригут волосы. Женщины заплетают две косы, вплетая в них цветные ленты и обкручивая косы вокруг головы. Иногда плетут много мелких косичек, украшая их бисером или драгоценными камнями.
Тибетская одежда состоит из халата и рубашки. Халат, который носят мужчины, широкий, и как правило, завязывается под правой рукой. Женский, немного уже и может быть как с рукавами, так и без них. Халаты часто подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки, как и халат, завязываются на правую сторону. Мужчины обычно надевают белые рубашки с высокими воротниками, а женщины предпочитают рубашки различных цветов с отложными воротниками. В северном Тибете в условиях холодного климата местные пастухи носят меховые пальто, а ночью кутаются в тёплые стёганые одеяла. На юге Тибета, где климат более тёплый и влажный, одежду шьют из сотканной вручную шерстяной ткани. Мужская одежда окаймляется цветной тканью. Женщины носят платья тёмных цветов, надетые поверх блузок, а также яркие полосатые сотканные из шерсти передники, говорящие о замужестве. Как мужчины, так и женщины носят фетровые или меховые шапки. Основной формой брака у тибетцев является моногамия, хотя встречается и полигамия: полигиния (многожёнство) — среди буддистов и полиандрия (многомужество) — среди исповедующих религию Бон (Бонпо).

Монголы

В Тибетском автономном районе монголы живут на территории Али (округ Нгари) и Чамдо, вблизи провинции Юньнань. Жизнь монгола не возможно представить без лошади. Чтобы доказать своё мужество, мужчины должны обладать навыками хорошей верховой езды, а также стрельбы из лука и борьбы. Живущие в скотоводческих районах Тибета монголы одеваются в меховые халаты, обычно отороченные атласной тканью. Монгольский традиционный костюм как правило красного, жёлтого или тёмно-синего цвета. Обувью для мужчин и женщин служат высокие бурки с причудливым традиционным орнаментом. Зимой монголы носят конические шапки, а летом — тюрбаны. Женщины носят головной убор, украшенный нитями из бисера и драгоценных камней, волосы при этом разбирают на пробор. Монголы славятся своей традиционной музыкой и танцами, отражающими кочевую жизнь народа. Форма брака — моногамия. Вероисповедание — тибетский буддизм, анимизм —(почитание духов, поклонение силам природы).

Ну

Представители народности НУ говорят на языке нусу, тибето-бирманской группы, сино-тибетской языковой семьи. Ну проживают в округе Чамдо и в Вэйси-Лисуском автономном уезде, Дечен-Тибетского автономного округа, а также в Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань. Основным традиционным занятием этого народа считается охота, сбор лекарственных трав, рыболовство, ремёсла и земледелие. На орошаемых полях они выращивают главным образом гречиху, просо, кукурузу, пшеницу, а также овёс, рис, коноплю, бобовые, овощи, ямс и таро. Живут ну в деревянных рубленых домах или же в бамбуковых каркасных хижинах. Как мужчины, так и женщины одеваются в национальную льняную или хлопковую одежду, хотя сейчас преобладает современный стиль. Женщины, украшенные нитями из бисера, коралла, серебряных монет и драгоценных камней одеваются в туники и длинные юбки, а девушки одевают поверх юбки передник. Мужчины носят халаты или туники на пуговицах и штаны. Головным убором служит тюрбан. Ну исповедуют анимизм (почитание духов, поклонение силам природы) и тибетский буддизм. Тела усопших кремируются или хоронятся в лесу. Форма брака — моногамия, но встречается и полигиния.

Дулуны (Друнг)

Дерунг, язык общения Дулунов, относится к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Дулуны проживают в основном в округе Чамдо, Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань и занимаются земледелием, выращивая зерновые и овощи, охотой, рыболовством, бортничеством (сбор дикого мёда), скотоводством и собирательством лекарственных трав. Среди них есть также хорошие ремесленники и торговцы. Мужчины и женщины стригут волосы до плеч, оставляя длинную чёлку. Женщины носят платья из полосатой ткани, а мужчины — длинную полосатую тунику с короткими рукавами, часто поверх обычных маек или рубашек. Ранее среди женщин был распространён обычай татуировки лица. Девочке, достигшей 12-13 лет, татуировали лицо. Считалось, что девушка не выйдет замуж, если её лицо не будут украшать татуированные узоры.
Сейчас же молодые женщины отказываются от этого обычая. Большинство дулунов исповедуют анимизм, хотя встречаются и христиане. Форма брака — моногамия и полигиния.

Монба (Мэньнба, Монпа)

Монба проживают в южной части Тибета. Большинство из них живут в уездах Медог и Кана, а также в округе Ньингчи. Язык монба, имеющий множество диалектов, относится к тибето-бирманской языковой семье. Монба тесно связаны с тибетцами родственными связями, благодаря смешанным бракам, которые заключались на протяжении многих лет. Как мужчины, так и женщины носят косы и предпочитают одеваться в традиционную для них одежду чёрного цвета. В последние годы заметно присутствие ярких цветов и современного стиля одежды. Женщины также носят белые фартуки и украшают себя браслетами, кольцами и серьгами. Представители этой народности живут в двухэтажных каменных домах с ярко раскрашенными дверными и оконными рамами. Многие монба следуют тибетскому календарю, исповедуют тибетский буддизм и отмечают те же праздники, что и тибетцы, есть и приверженцы анимизма. Шестой Далай Лама Цангьян Гьяцо был представителем народности моинба.
Основным занятием монба является земледелие (гречиха, ячмень, рис, пшеница, овощи) и скотоводство (яки, буйволы, овцы, лошади). Они прекрасные ремесленники и художники (резьба по дереву, бамбукоплетение, ткачество, тханка). Деревянная посуда, изготавливаемая ими, пользуется популярностью у тибетцев и народа лоба. Монба хорошие певцы и танцоры, их танцы отличаются простотой и динамичностью.

Лоба (Лхоба, Лопа)

Лоба проживают в юго-восточном районе Лоюй. Их язык относится к тибето-бирманской ветви, сино-тибетской языковой семьи. Лоба — приверженцы тибетского буддизма и анимизма. Особо почитаются духи гор, а также леса. С древности лоба занимались охотой. Этим искусством представители этой малочисленной народности владеют в совершенстве. Мальчики начинали охотиться с очень раннего возраста, отправляясь на охоту вместе с отцом. По достижении сыном зрелого возраста, ему было необходимо самому добыть крупного зверя. Это было своего рода испытание на зрелость (с этого момента мальчик становился мужчиной). С середины ХХ в. их основной деятельностью становится земледелие. Свою одежду они шьют из овечьей шерсти, которая немного похожа на одежду тибетцев. Мужчины носят чёрные до колена куртки без рукавов и головные уборы, сделанные из шкуры волка или медведя. Женщины надевают кофты с узкими рукавами и юбки. И мужчины и женщины носят украшения (бусы, браслеты, серьги, ожерелья). Тяжёлые украшения женщин, сделанные из серебряных монет, ракушек и латуни, говорят о их богатстве. Как у мужчин, так и у женщин волосы принято заплетать в косы. Форма брака — моногамия, строго патриархальные небольшие семьи. Тибетоязычное население горного княжества Мустанг, расположенного в Непале, также идентифицирует себя как лоба (лопа) и под этим названием официально признано в качестве национального меньшинства, однако их ошибочно считают тибетцами.

Представители народности хуэй (китайцы, исповедующие ислам) проживают в основном в Лхасе, Шигадзе и в округе Чамдо. Их основной деятельностью является торговля и ремесла. Традиционная одежда хуэй подобна китайской, основным отличием являются головные уборы: белые шапочки у мужчин и платки у женщин. Мечети, которые строят хуэй, сочетают китайский и исламский архитектурные стили.

Проживающая в основном в округе Чамдо эта народность исповедует тибетское верование «донгба», уходящее корнями к древней религии бон (бонпо), и анимизм с «женским лицом , в котором нет места ничему мужскому». Донгба проповедует гармонию между человеком и материальной природой (прослеживается чёткая связь с шактизмом, тантризмом, бонпо), имеющей женское начало. Вероятно, по этой причине женщина главенствует у наси. Среди этого народа, в большей степени у моса (ветвь наси), распространён матриархат. Формой брака является полиандрия (многомужество). Наси говорят на языке, относящемся к тибето-бирманской языковой группе и пользуются ныне вымирающим пиктографическим письмом «дунба«. Основным видом деятельности наси является земледелие. Наси живут в срубных домах. Они славятся своей невероятной страстью к музыке. Женщины носят свободные платья с широкими рукавами и брюки. Платья подпоясывают богато украшенными поясами. Головным убором для женщины служит хлопковый тюрбан, который часто дополняют большие серебряные серьги. Мужской костюм подобен традиционному китайскому: рубаха и брюки. Однако в настоящее время традиционная одежда отходит на второй план, уступая место современной одежде.

Народность дэн проживает в уезде Дзаю округа Ньингчи и разговаривает на собственном языке, относящемся к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Основным занятием дэн является земледелие, охота и сбор трав. Женщины дэн любят украшать себя серебром, а мужчины всегда носят на поясе нож.

Кхампа (Кхам)

Представители народности кхампа, проживающие в восточном Тибете (округ Ньингчи, Чамдо, Шаньнань) и в провинции Сычуань, занимаются скотоводством и земледелием. Известные своей суровостью и мастерством наездников мужчины кхам обычно носят лисьи шапки и халаты, отделанные шкурой снежных барсов, однако и здесь современная одежда постепенно вытесняет традиционную. Как женщины, так и мужчины имеют очень длинные волосы, часто заплетённые или собранные в пучок. Они обматывают их красными или чёрными нитями и украшают бирюзой. Форма брака — моногамия, полигиния.

Шерпы проживают в основном в уезде Динггье, местечке Лисинь и в Цетанге. Они известны как отличные альпинисты. Традиционным занятием шерпов является земледелие и скотоводство. Мужчины обычно работают в качестве проводников и носильщиков в горных экспедициях. Женщины носят тунику, штаны и поверх юбку. Мужчины — короткие штаны и белый пояс с охотничьим ножом. Шерпы исповедуют тибетский буддизм.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

www.bharatiya.ru

Как живут люди в Тибете

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы расскажем вам об удивительной горной заснеженной стране на Тибетском плато. В соседях у неё — Бирма, Бутан, Непал и Индия. Ну и, конечно же, с ней соседствуют территории Китая, автономным районом которого и является Тибет с прошлого столетия.

Сам Тибет делится на 13 провинций. Самый крупный город – это Лхаса, он же является и столицей. Давайте же рассмотрим подробнее, как живут люди в Тибете и пополним свои знания об этой удивительной стране.

Древний Тибет

В древности Тибет был довольно воинственным и сильным государством и постоянно вёл с соседями войны за территории. К VII веку его площадь стала максимальной за всю историю существования.

С приходом сюда буддизма воинственности у населения поубавилось, и завоевательные войны постепенно прекратились.

В течение трёх столетий, с середины XVIII века и до середины прошлого века, размер территории (больше одного миллиона кв.км) и количество жителей страны (около полутора миллионов) оставались практически неизменными.

Немного политики

К этому времени Тибет стал теократическим государством, которое возглавлял тогда ещё молодой Далай-лама XIV. Все внутренние вопросы были под контролем высшего духовенства, а количество монахов составляло примерно 10% всего населения. В стране было более 2500 монастырей.

Большинство населения было безграмотно и зависело от монахов и материально, и духовно. Люди не имели ни малейшего представления о том, что происходит во внешнем мире, так как изолированность от него Тибета была весьма высока.

В этих условиях лидер тибетского государства подписал соглашение с Мао Цзэдуном. В нём определялось, какую политику будет проводить Китай в Тибете.

Семнадцать пунктов документа описывали преобразования, которые должны были там произойти, и пути развития демократии в стране. Но на деле монастыри начали лишаться своих земель, а духовенство – терять власть.

Это спровоцировало восстание, которое было подавлено китайской армией. А Далай-лама вместе с поддерживающими его соратниками вынужден был покинуть страну.

Сейчас тибетское правительство в изгнании проживает в Индии, в городе Дхарамсала.

Жизнь обычного тибетца

За год средний горожанин зарабатывает примерно 1500$, в то время как сельский житель — всего 400$. Селяне составляют четыре пятых населения.

Несмотря на разительную бедность, в пещерах они, конечно, не живут, но дома очень и очень разные по качеству. Все более или менее качественные жилища появились в результате развития программы помощи скотоводам.

Тёплые, надёжные дома в горах – проблема номер один. В последние годы значительная часть тибетцев переселилась именно в такие жилища.

Кочевое скотоводство постепенно заменяется устройством животноводческих ферм. Во многих поселениях развиваются народные промыслы:

  • изготовление шерстяных ковров, сырьём для которых служит шерсть яков;
  • производство расписной резной мебели с ярко выраженным национальным колоритом.

Появляются на Тибете постепенно и «новые тибетцы» — предприниматели.

Образование

В прежние времена было популярно получение образования при монастырях. Практически в каждой семье кто-то был монахом.

XX век принёс в жизнь тибетцев светское образование. На момент вмешательства китайцев в жизнь коренного населения Тибета тут было около ста школ.

В настоящее время примерно половина тибетцев знакомы с грамотой. В начальных классах преподавание ведётся на тибетском языке, затем в обучении постепенно переходят на китайский.

Подрастает новая тибетская элита взамен утраченной. Многие молодые люди учатся в лхасских университетах. Среди абитуриентов очень популярен факультет тибетского языка и литературы.

Как туда попасть, знают и россияне — несколько петербуржцев являются его студентами.

Буддизм в повседневной жизни

Тибетцы – религиозные люди. Большое влияние на их жизнь оказывает древняя религия бон, причудливо сочетающаяся с укоренившимся в более позднее время буддизмом махаянского толка.

Соответственно, все обычаи, традиции, значимые праздники и события в жизни, так или иначе, связаны с буддийским учением и бон.

Институт Мен-ци-кханг, который занимается вопросами астрологии и тибетской медицины, был создан для сохранения культуры Тибета, публикует специальный альманах.

В нём отмечаются благоприятные и неблагоприятные дни по тибетскому календарю, публикуется другая информация астрологического характера.

Все важные решения принимаются тибетцами на основе всевозможных предсказаний:

  • астрологических расчётов,
  • гаданий,
  • прорицаний медиумов,
  • сверки с соответствующими днями альманаха,
  • бросания игральных костей,
  • действий с чётками,
  • предзнаменований,
  • результатов геомантии.

В соответствии с ними выбирается дата свадьбы, поездки, начала строительства, посева ячменя, его уборки и многого другого.

Когда-то в Тибете была распространена полигамия. Причина полигамии проста: плодородные участки земли, да и вообще собственные наделы в Тибете — роскошь. Поэтому тибетцы, стремясь сохранить и без того небольшой участок земли при дележе наследства, женили сыновей на одной и той же женщине. Так земля оставалась в семейном владении.

Сейчас эта традиция активно уходит в прошлое, и тибетцы создают моногамные союзы.

Раньше лама и астролог определяли, подходят ли друг другу жених и невеста. Церемония бракосочетания проходила обычно в доме жениха, в храм идти было не нужно.

Тибетская свадьба

Сейчас молодые люди, познакомившись, спрашивают разрешения пожениться у своих родителей. Церемония по-прежнему проходит в доме жениха.

А родственники невесты после официального заключения брака вывешивают на крыше дома молитвенные флаги, чтобы оградить пару от зла и благословить их на счастливую совместную жизнь.

Молитвенные флаги

Традиция вывешивания молитвенных флажков, символизирующих удачу и другие блага, существует повсеместно, и не только по поводу свадьбы.

Их протягивают от одной горной вершины к другой, украшают ими крыши домов, храмы, монастыри. Располагаемые над телом больного, они, по местным представлениям, помогают ему выздороветь.

Последний путь

Если в семье всё же случается смерть, родственники умершего делают монахам пожертвования в надежде на то, что он обретёт более хорошую реинкарнацию.

Когда смерть забирает важное духовное лицо, его тело может быть захоронено в ступе. Но, по традиции, усопшего могут просто оставить в горах хищным птицам.

Такая практика носит название небесного погребения, и обычай этот очень распространен в горах.

Дело в том, что твердые скальные породы не позволяют произвести привычное нам погребение в землю, для кремации же нужны дрова, на которые у небогатых горцев зачастую нет средств.

В некоторых районах практикуется и водное погребение, когда тело усопшего пускают вниз по течению реки. Все похоронные практики описаны в Бардо Тодол – Тибетской книге мёртвых.

Другие обычаи

Среди других самобытных особенностей Тибета есть интересная традиция белого шарфа — хадак. Он символизирует чистоту и обычно даётся при встрече, подносится к алтарю, вручается на свадьбах, похоронах и по другим случаям.

Характерной приметой этих мест является наличие молитвенных барабанов со свитками молитв внутри. Его вращение заменяет устное прочтение верующим всех тех мантр, которые в нём заключены.

Барабаны могут приводиться в движение ручкой или потоком воды, в последнем случае их вращение становится непрерывным. Таким же образом активируются мантры и на молитвенных флагах, только при помощи ветра, а не воды.

Что здесь едят

Пища большинства местных жителей неприхотлива. Хлеб тут не выпекают. Вместо этого поджаривают ячменные зёрна и делают из них муку.

Такое блюдо называется цампа. Её добавляют также и в напитки для сытности.

Из мясного в ходу баранина, свинина и мясо яков. Молочные продукты включают самодельный сыр и сквашенное молоко, сливочное масло.

Яйца и рыба тоже присутствуют на столе у тибетцев, а их фаворит среди овощей – редька.

Заключение

Друзья, сегодня вы узнали о том, какой народ населяет Тибет. На этом мы прощаемся с вами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Также будем благодарны, если вы поддержите блог, порекомендовав статью в социальных сетях)

o-buddizme.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.