Среднее царство (Древний Египет)

Описание книги

Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, оно может быть использовано в качестве учебного пособия и как путеводитель в поездках по Египту.

Книга «Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство» автора Андрей Пунин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.80 из 10.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

Земледелие в Среднем царстве

Ирригационное земледелие меднокаменного века основывалось на коллективном труде, а при неурожаях земледельцам требовалась помощь центральной власти. Потому полная частная собственность на землю была чужда древнеегипетской культуре.

К тому же при высокой плотности населения и ограниченности земельных ресурсов бесконтрольное и паразитическое пользование ими отдельных лиц приводило бы к острейшим социальным конфликтам.

Военная повинность в Среднем царстве Египта

Городские полки подразделялись на «молодёжь» и «ударное» войско ветеранов. «Молодёжь» состояла из временно призванных на военную службу «красавцев» и профессиональных воинов, «бойцов». Последние могли затем попасть в «ударное» войско.

Дружина царя, созданная в противовес городским полкам, подчинялась непосредственно государю и его ближайшим сановникам. Её главной силой была гвардия — отряды «спутников правителя».

Полигамия в Среднем Египте

На папирусе времён Нового царства сохранилось послание овдовевшего мужа к скончавшейся три года назад жене: «Я взял тебя в жёны ещё юношей. Я был с тобой вместе. Позднее я получил все титулы, но я тебя не оставил. я тебя не покинул, а, наоборот, говорил:

Известный египтолог П. Монтэ прокомментировал данное послание так: «Этот образцовый муж, неутешный вдовец, даёт ясно понять, что другой на его месте действовал бы совсем иначе: став высоким сановником, отверг бы жену скромного происхождения».

Второй переходный период
(1760-1550 гг. до н. э.)

Господство гиксосов
(1650-1550 гг. до н. э.)

Именно к гиксосам относятся XV и XVI династии. Они правили всем Нижним Египтом. В это же время им противостояли египетские властители, обосновавшиеся в Фивах на территории Верхнего Египта. Египтологи относят их к XVII династии.

Захватчики потерпели поражение, но полностью победить их и изгнать из Египта удалось только фараону Яхмосу I. Он являлся основателем великой и могущественной XVIII династии. Но время её правления египтологи относят уже к Новому царству.

Эпоха пирамид

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамида имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженном стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм Солнца – храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Что мы узнали?

Подводя итог разговору об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяют 4 основные черты – монументальность, ритмику, геометричность и строгую симметрию. Это была величайшая культура древности.

XII династия

Сам Аменемхет говорит об этом:

Я умножил пшеницу и любил бога ячменя.

Нил был благосклонен ко мне.

Не было при мне ни голодного, ни жаждущего.

Жили в мире, благодаря моим делам.

Всё, что я приказывал, было хорошо.

(Перевод заимствован из книги Б. А. Тураева «История древнего Востока». I, 225.)

Внимай тому, что я говорю тебе,

Чтобы ты мог быть царём над землёй,

Чтоб ты мог быть правителем стран,

Чтоб ты мог умножать добро.

Будь чёрствым в отношении ко всем подчинённым.

Люди остерегаются тех, кто держит их в страхе;

Не приближайся к ним один,

Не заполняй своего сердца братьями,

Не знай друзей,

И да не будет у тебя доверенных лиц

В этом нет никакого смысла.

Когда ты спишь, принимай сам предосторожности,

Ибо не находится людей в злой день.

Я давал нищему, Я кормил сироту,

Я был доступен для простолюдина,

Как и для человека с положением.

Но евшие мой хлеб восстали на меня,

Те, которым я подавал руку, поднялись против меня.

Он вполне доказал, что может руководить великими предприятиями, перешедшими к нему по наследству.

Вычисления ученых показывают, что можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма, в продолжение стадией низкого стояния Нила, начиная с первого апреля.

Последнее фигурировало также и в целом ряде Себекхотепов следующей династии.

В течение почти полустолетия благодетельное правление Аменемхета III поддерживало мир и благосостояние во всём цветущем царстве. Народ пел о нём:

Он покрывает обе страны зеленью больше, чем великий Нил.

Он одаряет Обе Страны силой.

Онжизнь, освежающая ноздри;

Сокровища, которые он даёт, пища для тех, которые следуют за ним.

Он питает тех, которые идут его путями.

Царь пища, и его уста изобилие.

О моей красоте будут помнить в этом доме,

Моё имя вершина обелиска, и моё имя озеро.

Потерпевший кораблекрушение в южных водах по дороге в Пунт, прототип Синдбада-морехода, вернулся со сказкой о чудесных приключениях на острове царицы змей, где он спасся и откуда, наделённый сокровищами и подарками, был отослан невредимым в родную страну.

Дважды велик царь своего города над миллионами воинов: другие же правители над людьми не более, как простой народ

Дважды велик царь своего города: он плотина, сдерживающая поток во время разлива.

Дважды велик царь своего города: он прохладная сень, где всякий может почивать, пока не рассветёт совсем.

Дважды велик царь своего города: он твердыня со стенами из крепкого кесемского камня.

Дважды велик царь своего города: он убежище, недоступное грабителям.

Дважды велик царь своего города: он приют, скрывающий охваченного ужасом от его врага.

Дважды велик царь своего города: он тень, свежая водяная растительность в жатвенную пору.

Дважды велик царь своего города: он тёплый и сухой угол в зимнюю пору.

Дважды велик царь своего города: он скала, сдерживающая порыв ветра во время бури.

Дважды велик царь своего города: он Сехмет 41 для врагов, переступающих через его границу.

Драматические представления о жизни и смерти Осириса в Абидосе, без сомнения, сопровождались множеством диалогов и речитативов, которые должны были, наконец, принять постоянную форму и быть записанными. К сожалению, древнейшая драма погибла.

Элефантина – остров на реке Нил, возле Асуана, где открыты остатки древнего города (II-I тыс. до н.э.) – крепость, храмы, надписи и др.

Источник: История Древнего Египта /Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4.

Эпоха пирамид

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамида имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженном стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм Солнца – храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.