Шумеры

С головокружительной быстротой современная наука открывает все новые горизонты. Человечество перестает удивляться новому, легко ниспровергает то, что вчера вызывало восторг и трепет и предсказывает фантастическое будущее тому, что завтра отбросит как несостоятельное.

Однако наблюдательный взгляд просматривает в этом потоке свободной человеческой мысли повторяющиеся и узнаваемые черты далеких достижений и открытий, совершенных нашими далекими предшественниками. Древние цивилизации неожиданно, и порой практически одновременно генерировали целые серии идей, которые кардинально меняли образ мыслей и уровень жизни общества. Историки, археологи и лингвисты не устают поражать мир новыми открытиями из жизни древних, давно забытых народов, получают и оспаривают новые аргументы в пользу того, кому именно принадлежит первенство тех или иных открытий, кто поистине заслужил право называться «колыбелью цивилизации».

Достижения древней цивилизации

Споры в этой области длятся веками, и очевидным выводом из них является только одно – цивилизаций-первооткрывателей было несколько, и пока не представляется возможным твердо закрепить за какой-то одной из них самый первый номер. Но группу этих первых выдающихся цивилизаций мы знаем уже сегодня.

Загадочный народ, который называли «черноголовыми», создал высокую культуру, которую с полным правом называют колыбелью цивилизации человечества. Шумеры, имени которых европейцы не знали до середины девятнадцатого века, внесли гигантский вклад в сокровищницу знаний последующих поколений. До сих пор неизвестно, откуда они пришли, к какой этнической группе относятся, запутаны и неясны многие моменты их истории, хотя в последнем веке обнаружилось гигантское количество материальных свидетельств их культуры.

Хронология также чрезвычайно противоречива, поскольку на территории Месопотамии, где возникло и расцвело царство шумеров, сменяя друг друга, существовали различные города-государства, которые вели летописи в соответствии с принятой для них датировкой. Постоянная миграция народов, войны, периоды упадка, ренессанса, национального подъема и ассимиляции – все это причины, по которым свидетельства о шумерах датируют в гигантском временном диапазоне — от девятого до первого тысячелетия до н.э.

Несмотря на то, что такие древние цивилизации, как Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, спорят друг с другом за приоритеты в тех или иных достижениях, шумеров все-таки называют прародителями современных цивилизаций в силу величины их культурного вклада. Наивысшего расцвета это государство возникло в 4-3 тысячелетии до н. э. и оставило громадное культурное наследие своим преемникам.

Причины мощного культурно-технического взрыва до сих пор вызывают споры специалистов, но ряд авторитетных специалистов по шумерологии перечисляет, как минимум, 3-4 десятка предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Среди них технические устройства для облегчения физического труда (колесо, гончарный круг), достижения в области культуры и просвещения (письменность, школы, отраслевые альманахи и каталоги, первый сборник афоризмов и пословиц), политические преобразования (двухпалатный парламент, система налогов, социальные реформы), формирование системы единых денежных отношений (введение серебряного шекеля в виде «слитков на вес» в качестве денежных единиц).

У истоков медицины

Естественно, что разносторонние прогрессивные нововведения не могли не затронуть область здоровья людей и его охраны. Шумерская медицина начала формироваться и развиваться по традиционным для того исторического периода стадиям. Вначале неразрывно связанная с религиозными представлениями и жреческими ритуалами, на определенном этапе она перестает быть частью магии и прерогативой жреческого сословия. По имеющимся данным о состоянии медицины специалисты-историки делают диаметрально противоположные заключения об ее уровне – то рассматривают ее как зависимую и неразвитую часть культа, то превозносят ее чуть ли не до уровня современных медицинских достижений.

Вероятнее всего, истина, как это часто бывает, находится между этими противоположными точками зрения. Шумерская медицина прошла сложный путь становления, взлетов, ошибок, открытий и временного регресса. Однако, этот путь интересен и поучителен как отражение движения развивающейся человеческой мысли наших предков. Медицина древних цивилизаций всегда неразрывно связана с религиозными воззрениями общества. Шумеры опирались на представления о сосуществовании богов и людей. Боги обитали в некой разновидности рая, наслаждаясь всеми возможными радостями бытия, и создали людей для того, чтобы они служили им. Человеческая жизнь была «юдолью плача», да и посмертная участь не лучше. После смерти все люди попали в ад – пустынное пространство между землей и первозданным океаном, который был населен тенями умерших и демонов.

Боги вели себя как люди, были неблагодарны, коварны, непоследовательны, они управляли стихиями – землей, водой, воздухом и пр. Поэтому людям надо было постараться добиться их благосклонности, договориться с ними о материальных милостях – воде, урожае, здоровье. С этой целью создавались специальные жреческие ритуалы, предназначенные упросить, умилостивить богов с помощью специальных заклинаний и обращений.

Из жречества вырастала медицина, которая использовала более широкий арсенал средств защиты жизни и здоровья человека, обогащенный реальными способами избавления человека от болезни. Полусерьезно можно сказать, что наиболее архаичным элементом полумагического-полумедицинского характера было использование амулетов. Можно назвать их инструментами, предназначенными для получения защиты, охраны жизни и здоровья, обладающими огромным психотерапевтическим эффектом.

В 26-25 вв. до н.э. амулеты в Шумере использовались повсеместно, как впрочем, и в других государствах Месопотамии. Самые древние шумерские амулеты выполнены как скульптурные изображения животных. Символами плодородия, крепкого здоровья, мужской силы и плодовитости были лягушка, бык, овца, свинья, лошадь. Победу над врагом, здоровье и выносливость в сражениях приносили фигурки львов. Интересно, что позже, в ассирийской традиции, центральной защитительной фигурой становится собака. Считалось, что если по периметру дома закопать десять разноцветных фигурок собак – злые духи не нарушат границу надежно охраняемой территории. Быть может этимология нашего расхожего выражения «вот где собака зарыта» уходит корнями в Месопотамскую культуру.

Медицина Шумера была тесно связана с астрологией, которая зачастую была единственным критерием оценки прогноза болезни.

«Ашипу» и «асу»

По мнению большинства исследователей, первыми врачами Шумера были жрецы. Впоследствии из их среды возникли два направления, «специализации». Первых называли прорицателями, заклинателями или представителями научного направления («ашипу», по-шумерски). Вторых – целителями или практиками, «асу», что по-шумерски означало «ведающий водой». «Ашипу» знали и применяли не только заклинания, но и прогностические предсказания, при этом использовали и лекарственные препараты. «Асу» — врачи-практики, были знатоками лечебных трав и снадобий. В различные периоды жизни Шумера поочередно главенствующую роль занимали то одни то другие медики, при этом они дополняли арсенал своих знаний методами и приемами представителей другой группы, и не враждовали.

Врачи-заклинатели рассматривали симптомы болезни как знаки, которые определяли исход болезни и выбор магических приемов против нее. Они тщательно осматривали больного, в нескольких местах проверяли температуру тела, изучали состояние кровеносных сосудов. Измеряя пульс больного, заклинатель рассматривал его не как симптом заболевания, а как знак, означающий судьбу больного. По выявленным знакам заклинатель определял, как долго будет продолжаться болезнь, насколько она серьезна, выживет больной или умрет. Дополнительной информацией для заклинателя являлись обстоятельства болезни — время, день, число, время года и пр.

Как и чем конкретно лечили заклинали, можно сказать приблизительно. В письменной традиции сохранились таблички школы заклинателей серии, получившей название по начальным словам: «Если заклинатель, идя в дом больного…» Магические элементы лечения состояли из специальных заклинаний, соблюдении магии чисел (например, семь капель жидкости). Применялись определенные символические акты — завязывались узлы, лепились и уничтожались фигурки злых духов-виновников болезни. Строго соблюдалась определенная последовательность магических действий и приготовления лекарств, часто с применением помощи определенных лиц – ребенка, девственницы.

Отличительной чертой обоих медицинских направлений, как заклинательного, так и практического, является взаимопроникновение их методов и полное отсутствие антагонизма. Интересно то, что практическое направление медицины после периода наивысшего подъема начало деградировать, уступая первенство заклинателям. С определенной степенью уверенности об этом можно сказать на основе анализа состава и количества медицинских литературных источников в большом количестве сохранившихся в библиотеках более позднего периода Месопотамии. Возможно, что новые открытия скорректируют эту точку зрения, но вполне вероятно, что в ослабленном нашествиями, а потом и полностью ассимилированном Шумере, усилилось преобладание магических тенденций, привнесенных другими цивилизациями.

Не следует сбрасывать со счетов, что на медицину воздействовали не только социально-экономические факторы, но и факторы дворцовой моды. Похоже, что врачи-практики потеряли свое значение, а заклинатели, взяв на вооружение практические методы лечения, приблизились ко двору в качестве целителей-магов. В таком качестве специальность врача приобрела гораздо более высокий статус, целители наблюдали за здоровьем правителя, его семьи, слуг, выезжали ко двору дружественных царей, чтобы еще больше укрепить дружеские отношения и утвердить высокий престиж своего владыки. Видимо, дипломатия того времени предпочитала врачей-заклинателей и магов, что вовсе не означает полную утерю практических методов лечения.

Считается, что у шумеров не было бога-покровителя медицины. Богиню Гулу называли великой врачевательницей, но первоначально это была богиня смерти, которая играла активную роль в культе, но не была покровительницей врачей. Она ведала свойствами растений и считалась «госпожой ядов». Правда, известна шумерская табличка, сохранившая оттиск печати врача Ур-лугалединна, который был придворным медиком правителя. На печати изображено бородатое божество в длинных одеждах, в руке у которого по всей вероятности таблетки. Кто это, пока неизвестно.

Как работали врачи-практики в Шумере в период его расцвета? Большинство текстов, которые представляют это направление медицинской школы, составлено по единому образцу. Каждая табличка состоит из ряда последовательных записей. Как правило они начинаются стандартными формулировками двух типов – «Если человек болен (и у него такие-то симптомы)..» или «Если человек страдает от (такой-то и такой-то) боли в голове (или других частях тела)…»

Далее дается подробное перечисление симптомов, которое использует устойчивую терминологию или описание субъективных ощущений больного и объективных симптомов. Это описание сопровождается детальными инструкциями врачу как, из чего готовить лекарства, с какой последовательности давать их больному и какими дополнительными процедурами сопровождать. Каждая запись заканчивается своеобразным заключением: «Он поправится…», но иногда и предупреждением, что не стоит рассчитывать на благополучный исход болезни.

В различных текстах делает упор то на детальный диагноз заболевания, то на анализ причин его возникновения, в числе которых называются грехи или вредоносная магия. Несмотря на некоторые отклонения, структура записей различного периода отличается определенной последовательностью и использованием широкого набора медицинских терминов.

Практические врачи знали и применяли массаж, клизмы, припарки и компрессы, рекомендовали покой, отдых или специальную диету. Медицинские инструменты упоминаются редко, речь идет лишь о шпателях, металлических трубках, ланцетах. Тексты еще не проанализированы во всей полноте с точки зрения точной хронологии, очевидно, нас ждут весьма интересные открытия в этих своеобразных медицинских учебниках.

Однако сегодня можно с уверенностью заключить, что шумерская и последующая месопотамская медицина была медициной народной. Лекарства, которые использовались, приготовлялись главным образом из местных трав и некоторых животных продуктов – жиров, крови, молока, кости и небольшого количества минеральных веществ. Нет упоминания о привозных и экзотических материалах, так же как и не отдается явного предпочтения ни одному способу применения лекарств. Использовались травы, корни, стебли, плоды растений, как в свежем, так и сухом, растертом виде. Их размачивали или разваривали в жидкостях, смешивали с водой, пивом, уксусом, медом или твердым жиром.

Некоторые лекарства глотали, некоторые были приготовлены как свечи или вводились с помощью клизмы, третьи втирались в кожу в виде лосьонов и мазей. Очевидно, что шумерам прекрасно были известны растения с послабляющим эффектом, диуретики, противокашлевые. Тема лекарственных препаратов заслуживает отдельного рассмотрения, так как в настоящее время имеется много информации, свидетельствующей об искусстве траволечения в шумерский и последующие периоды. Исследователи установили, что народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Учитывая, что «медицина» и «зелень», т.е. травы, у шумеров обозначались одним словом, можно представить направленность их знаний.

В заключение следует сказать, что шумеры имели санитарно-гигиенические традиции. Страна характеризовалась наличием смертоносной фауны, было известно около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Сохранилось большое количество текстов специальных заговоров против укусов, а также рецепты лечебных трав.

Коллективный опыт свидетельствовал о том, что нельзя пить из нечистой посуды, переедать, необходимо соблюдать чистоту тела. Жрецы не имели права простирать к богам немытые руки, обязаны были быть чисто вымытыми и выбритыми. Скорее всего, врачи тоже брили головы.

Сохранились шумерские таблички с описанием способа приготовления мыла – варили древесную золу с растительными маслами. Многочисленны рецепты приготовления лекарств на основе пива. Шумеры знали его с незапамятных времен, найденные таблички свидетельствуют о том, что пивоварение было очень развитой отраслью. Ремесло это считалось весьма достойным, часто им занимались женщины, вкусы пива сильно различались в зависимости от приправ и трав – от сладкого и темного до светлого и горького. Мужчин-пивоваров даже освобождали от воинской обязанности, известно несколько десятков сортов пива, которое умели варить шумеры. У них была даже богиня- покровительница пивоварения, которую звали Нинкаси, что означает «Ты, которая так щедро напоила меня». Рецепты приготовления пива широко распространялись, но древние люди знали и опасность неумеренного употребления пива. Высеченная на камне надпись гласит: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…»

Умеренное потребление пива допускалось во всех слоях общества, как уже было отмечено выше, оно являлось компонентом многих лекарств. В частности, шумеры часто использовали его как средство против зубной боли. Следует также заметить, что Шумер знал вино, его целительные свойства, а также и наркотические препараты, которые использовал по специальному назначению, как правило, для лечения психических заболеваний. В древних культурах наркотические средства, с помощью которых достигали «рая» и входили в состояние транса, как правило, были привилегией жреческого сословия. Рецепты приготовления наркотиков хранились в тайне, благодаря чему древние народы были защищены от самоуничтожения.

В распоряжении ученых имеются несколько тысяч клинописных табличек, которые дают представление о многих сторонах жизни Шумера – начиная от списков богов, которым они поклонялись и до многочисленных хозяйственных документов – расписок, обязательств, указов и законодательных актов. Расшифровано и осмыслено еще далеко не все. Самостоятельный интерес представляет группа документов, связанных с шумерской фармакологией и фармакопеей. Она заслуживает отдельного рассмотрения в силу своей значительности и многообразия.

www.portal-slovo.ru

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» — «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.
Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.
Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.
Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.
Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.
В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

russian7.ru

10 малоизвестных фактов о шумерах – представителях первой цивилизации человечества

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. У женщин был свой собственный язык

Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык.

Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире.

2. Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги

Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.

Богатые люди облагались гораздо большим налогом — в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди.

3. Жизнь вращалась вокруг пива

Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

4. Использование опиума

Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя — они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.

5. Новая жена для правителя ежегодно

Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц — группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» — и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.

В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

6. Жрицы были врачами и стоматологами

Жрицы были не только гаремом правителя — они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний.

Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них.

7. Грамотность — это богатство

Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

8. Бедняки, живущие за пределами города

Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.

9. Армия завоевателей

И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто — проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов.

Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона — никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.

10. Ритуальные погребения

В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

kulturologia.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.