Сатиры Древней Греции

Вакхическое шествие: кентавр Хирон, менады, сатиры. На повозке (справа) возлежит пьяный полубог Силен. Римский саркофаг, Национальный археологический музей, Неаполь. <Фото: (Creative Commons license): virtusincertus>

Полубог Силен, вакханки, кентавры

Полубог Силен — воспитатель бога Диониса. — Опьянение полубога Силена. — Вакханки (менады) и Вакханалии. — Сатиры — спутники Диониса. — Фавны римской мифологии. — Облик кентавра. — Нравы кентавров. — Мудрый кентавр Хирон. — Геракл и кентавры. — Битва кентавров с лапифами.

Полубог Силен — воспитатель бога Диониса

Полубог Силен, олицетворяющий собой бурдюк (мех для вина), является, естественно, по мифам древней Греции, воспитателем Диониса (Вакха) — бога вина.

В искусстве полубог Силен имеет два совершенно различных типа.

На античных барельефах и гравированных камнях полубогу Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы бога Диониса (Вакха) и изящные, легкие формы спутников Диониса — сатиров и менад. Состояние вечного опьянения, в котором пребывает полубог Силен, требует вечной поддержки. В вакхических праздниках полубог Силен принимает участие сидя верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока. Подле Силена всегда идут сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону.

Но полубогу Силену, как воспитателю и приемному отцу бога Диониса (Вакха), подобает в некоторых случаях являться в более приличном и достойном виде. Тогда на памятниках античного искусства появляется второй тип Силена: огромный живот полубога исчезает, опьянение пропадает и ему придают стройные, даже благородные формы.

Таким является полубог Силен на прекрасной бронзовой статуе, открытой в Помпеях или Геркулануме. Эта статуя изображает Силена, забавляющего маленького Диониса игрой на кимвалах (медные тарелки).

В Лувре находится статуя Силена, известная под названием «Фавн и дитя». Полубог Силен там изображен в виде старого сатира. Выражение лица полубога благородное, он как бы любуется ребенком Дионисом (Вакхом), которого держит на руках.

Опьянение полубога Силена

Полубог Силен почти всегда в состоянии опьянения, но иногда это — вдохновенное опьянение прорицателя, могущего открыть людям тайну бытия и тайну начала вселенной.

Философ Платон считает полубога Силена эмблемой мудрости, скрытой под отталкивающей наружностью. Римский поэт Вергилий говорит о Силене следующее: «Пастухи и нимфы нашли спящим пьяного Силена, они связали его венками и, разбудив Силена, стали требовать от него вдохновенных песен. Силен запел, и тотчас же вокруг него фавны и все животные принялись вертеться в такт его ритмичных стихов, далее самые старые сильные дубы — и те закивали в такт своими верхушками. Парнас с меньшей радостью прислушивался к звукам лиры Аполлона, а смертные испытывали меньшее наслаждение, слушая мелодичную игру Орфея, потому что Силен пел о том, как в бесконечной пустоте необъятного пространства собирались все начала, все причины сотворения воздуха, земли и воды, и как из этих первых элементов образовались все существа, как, вначале только мягкая глина, шар земной мало-помалу округлился и, став твердым, принудил моря войти в берега.

Силен воспевал землю, пораженную первыми лучами солнца, облака, поднимающиеся в пространстве для того, чтобы с высоты небес вернуться на землю в виде дождя, леса с их колеблющимися вершинами и немногочисленных еще животных, блуждающих по неизвестным горам».

Полубог Силен на всех праздниках является комическим элементом, как бы существующим затем только, чтобы увеселять менад видом своей дородности и опьянения. Комическая фигура Силена встречается очень часто в декоративном искусстве как украшение фонтанов, канделябров и кубков.

Тип Силена встречается также часто в мифологических картинах новейших художников. Рубенс очень любит изображать Силена толстым, с огромным животом, в сопровождении сатиров и нимф, окруженным веселыми улыбающимися амурами.

Вакханки (менады) и Вакханалии

Первые женщины, принимавшие участие в мистериях бога Диониса (Вакха) назывались вакханки, или менады. В переводе с древнегреческого языка последнее слово значит «неистовые, одержимые»; этот же корень — в древнегреческом слове мания. Вакханки-менады были нимфы, воспитавшие молодого Диониса.

сати́р — греч. Σάτυροι ————

В Древней Греции один из духов лесов и гор, отождествляемый в римской мифологии с богом Фавном. Сатиры составляли свиту Бахуса (Диониса) и от него приобрели свои козлиные черты: волосатые ноги и копыта, хвосты (особенно в античном искусстве), бородатые лица и рога (В этом отношении они напоминают Пана). Их брови увиты Плющом — растением, священным для Бахуса. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за Нимфами. В системе средневековой и ренессансной аллегории сатиры олицетворяли зло, более конкретно — распутство, в ранних примерах на них может быть ярлык «Luxuna» [лат. — распутство] или «Libido» [лат. — похоть]. Рога и расщепленное копыто Сатаны произошли от сатиров. Вместе с менадами, спутницами Бахуса, они участвуют в оргиастических ритуалах — вакханалиях. Рассказывали, что римский бог Фавн, желая овладеть своей дочерью, опоил ее, но достичь задуманного ему удалось только тогда, когда он принял облик змеи. Потому кувшин и змея считаются атрибутами сатира. Сатиры играют на флейтах и могут держать тирс — символ плодородия, перенятый ими у Бахуса. Будучи сами духами плодородия, они могут держать рог изобиоия или корзины с дарами природы. Или же они (в обществе нимф) собирают плоды с деревьев.

Мужские духи профанической природы, спутники и последователи богов природы Сильвана, Фавна, Пана, Диониса(Вакха). Символизируют неукрощенную природу, распущенность и похоть. У них человеческие головы с рогами и козлиными бородами, человеческие руки, а от талии и ниже тела козлиные. Они могут носить ивовые венки Диониса и держать в руках его жезл-тирс. Другие их атрибуты: кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином, рог изобилия и змея. Их женскими соответствиями на вакханалиях были менады.

полуживотные природные демоны с рогами козла и ногами козы, с хвостом и приплюснутым носом, действуют как размноженные изображения бога пастухов Пана и одновременно как античные варианты народных сказаний о диких людях. Подобно йети из центральноазиатях сказаний, они враждебны к людям, но одержимы в высшей степени жаждой сексуальных наслаждений. Движимые сладострастием, они преследовали нимф и наяд (духи деревьев), которые в позднеантичную эпоху часто изображались в игривом виде, притворно убегающими от сатиров. Сатиры включались в свиту бога юна Диониса (Бахуса). На празднествах в честь Диониса за драматическими постановками следовали грубовато-шутовские действа сатиров (отсюда «сатира»).

Подобные сатирам природные существа из греческих мифов — силены — изображались с лошадиными копытами, лошадиным хвостом и острыми ушами. Силеном звали большей частью мертвецки пьяного учителя и воспитателя Диониса.

Художники нередко изображали Силена толстым старым человеком, едущим на осле («пьяный Силен»).

Лесной человек-козел — символ мужской похоти и жизни, посвященной чувственным удовольствиям. В античной мифологии сатиры сопровождают богов природы, таких, как римский Сильванус, греческий Дионис (римский Бахус) и Пан (Фавн). Они развлекаются с нимфами и наядами, постоянно пьяны, играют на свирелях и выплескивают свою необузданную энергию в экстатических танцах. Атрибутами сатиров являются: венки из плюща, гроздья винограда, фрукты, рог изобилия и змеи — напоминание о легенде, согласно которой Фавн превратился в змею, чтобы изнасиловать собственную дочь. Средневековые христиане очень сурово относились к сатирам, связывая их не с Золотым веком, а со злом.

Сатиры стали любимыми персонажами эротического искусства и обычно изображались в виде получеловека с козлиной бородой, волосатыми ногами и копытами, а иногда и лошадиным хвостом.

В греческой мифологии демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад [1] . Они забияки, любят вино.

С течением времени их изображали в более антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лошадиный хвост. Часто отождествляются с силенами. Известен миф о сатире или силене Марсии, состязавшемся с Аполлоном. Хор сатиров — непременный участник т. н. сатировских драм (напр., «Киклоп» Еврипида, «Следопыты» Софокла). Павсаний [2] сообщает о диком племени, обитавшем на островах Сатиридах и имевшем лошадиные хвосты.

www.symbolarium.ru

Сатиры Древней Греции

Содержание

Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое «Сатиры» в других словарях:

Сатиры — (Satyri, Σάτυροι). Лесные божества, по внешнему виду похожие на козлов, но с человеческими чертами. У них козлиные ноги и хвост, они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры спутники Диониса; они любят пить вина, спать и… … Энциклопедия мифологии

САТИРЫ — (греч. Satyros). 1) мифические отвратительные существа, жившие в лесах и похищавшие нимф и вообще падкие до женщин и вина, по сказ. греков. 2) род куриных птиц сем. фазановых. 3) довольно крупная дневная бабочка. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сатиры — Сатиры. Римская мраморная копия с греческого оригинала 220 210 до н.э.: Спящий сатир (т.н. Фавн Барберини). Музей античного прикладного искусства. Мюнхен. САТИРЫ, в греческой мифологии демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на … Иллюстрированный энциклопедический словарь

САТИРЫ — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами. В переносном смысле похотливый,… … Большой Энциклопедический словарь

Сатиры — в мифах древних греков демоны плодородия, входящие вместе с силенами в свиту бога Диониса. Они покрыты шерстью, бородаты, с копытами, лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; они задиристы,… … Исторический словарь

САТИРЫ — бархатницы, глазки (Satyr >Биологический энциклопедический словарь

Сатиры — (saturoi) в греческой мифологии лесные и горные духи,олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается взвериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общеепроисхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сатиры — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатир … Википедия

САТИРЫ — В ранней греческой мифологии сатиры – это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

САТИРЫ — В ранней греческой мифологии сатиры – это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э … Список древнегреческих имен

antiquites.academic.ru

Сатиры Древней Греции

Кроме менад свиту бога Вакха (Диониса) составляла в античной мифологии еще многочисленная толпа сатиров и фавнов, соединявших в себе человеческие и животные формы. Сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

По мифологии, между сатирами и фавнами существует большое различие. Сатир занимает более высокую ступень в иерархии этих божеств, он более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, он смеется и дразнит фавнов, которых считает гораздо ниже себя. Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов – сатириками.

Вся эта толпа, сопровождающая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают им веселые мелодии на флейтах. Создание этого типа принадлежит исключительно скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о них, и у них нет другой миссии, как только забавлять молодого бога.

Сатиры, по преданиям, сопутствовали Вакху в его походе на Индию, но судя по тому, что древние писатели рассказывали о их поведении и наружном виде, они не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров, – говорит поэт Нонн, – пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, они бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, они становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнивают огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди них оказалось полководцев, изучивших у Марса военное искусство и умеющих командовать. Многие из них покрыты страшными львиными шкурами; другие вооружены большими палицами; на лбу у них возвышаются рога; редкие волосы едва покрывают их остроконечные головы и длинные уши; хвост, напоминающий лошадиный, развевается у них на спине и обвивает их бедра».

Древнее искусство изображало сатиров в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней художники продолжают изображать старых, безобразных сатиров. Гесиод называет их ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за прекрасными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в их обычаях и нравах много интересных сюжетов для своих композиций. Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречается повсюду на всех почти памятниках искусства. Это была бронзовая статуя, пользовавшаяся в древности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая». Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитая статуя этого скульптора послужила оригиналом для всех последующих статуй. «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» – все они считаются повторением знаменитой статуи Праксителя.

Нимфы и сатир. Картина В. Бугро, 1873

Искусство смешало сатиров с фавнами; эти последние полубоги – римского происхождения. Настоящий фавн является в произведениях древних писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки; он – изобретатель пастушьей дудки, потому что и фавн, как и все примитивные боги Италии, был покровителем пастухов.

Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха; особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников. Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.

Подобные сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и проч. В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Журдена. Изображение вакханок встречается в древнем искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится в вилле Боргезе.

rushist.com

Сатиры Древней Греции

Сатир из скульптурной группы «Приглашение к танцу».

Сатир из скульптурной группы «Приглашение к танцу».
Римская мраморная копия.
С греческого оригинала начала II в. до н. э.
Флоренция.
Галерея Уффици.

Спящий сатир (так называемый «Фавн Барберини»).

Спящий сатир (так называемый «Фавн Барберини»).
Римская мраморная копия.
С греческого оригинала 220—210 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Отдыхающий сатир.

Отдыхающий сатир.
Римская мраморная копия.
С греческого оригинала скульптора Праксителя (около 340—330 до н. э.).
Рим.
Капитолийские музеи.

Сатир.

Сатир.
Бронза.
Середина IV в. до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Сатир и менада.

Сатир и менада.
Фрагмент росписи краснофигурной пелики «мастера Клеофона».
Около 430 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Сатир в гостях у крестьянина.

Сатир в гостях у крестьянина.
Картина Я. Йорданса.
Около 1620.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Сатир Орохар с лирой и канфаром.

Сатир Орохар с лирой и канфаром.
Фрагмент росписи краснофигурной амфоры «берлинского художника».
Около 490 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.

Пьющий сатир. Деталь росписи «Дионисийские мистерии» на вилле Мистерий. Середина 1 века до н.э.

Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьян. 1620 г.

Смотреть что такое «Сатиры» в других словарях:

САТИРЫ — (греч. Satyros). 1) мифические отвратительные существа, жившие в лесах и похищавшие нимф и вообще падкие до женщин и вина, по сказ. греков. 2) род куриных птиц сем. фазановых. 3) довольно крупная дневная бабочка. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сатиры — Сатиры. Римская мраморная копия с греческого оригинала 220 210 до н.э.: Спящий сатир (т.н. Фавн Барберини). Музей античного прикладного искусства. Мюнхен. САТИРЫ, в греческой мифологии демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на … Иллюстрированный энциклопедический словарь

САТИРЫ — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами. В переносном смысле похотливый,… … Большой Энциклопедический словарь

Сатиры — в мифах древних греков демоны плодородия, входящие вместе с силенами в свиту бога Диониса. Они покрыты шерстью, бородаты, с копытами, лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; они задиристы,… … Исторический словарь

САТИРЫ — бархатницы, глазки (Satyr >Биологический энциклопедический словарь

Сатиры — (saturoi) в греческой мифологии лесные и горные духи,олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается взвериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общеепроисхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сатиры — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатир … Википедия

Сатиры — (греч. satyroi) в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и… … Античный мир. Словарь-справочник.

САТИРЫ — В ранней греческой мифологии сатиры – это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

САТИРЫ — В ранней греческой мифологии сатиры – это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э … Список древнегреческих имен

dic.academic.ru

Сатиры в Древней Греции

Сатиры — лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский теоним. Происходит от корня *tur «владыка» и приставки «Са-». Встречается в минойской надписи первой половины XVII века до н.э.

Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну. которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса .

Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила. По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

Сатиры , — в мифологии древней Греции. духи леса, демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы, вместе с Силенами входившие в свиту Диониса. в культе которого они играли решающую роль.

Они миксантропичны, т.е. соединяют в себе черты человека и животного. Изображались бородатыми, покрытыми шерстью, длинноволосыми, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами, но они имели человеческие торс и голову .

Существует миф о сатире Марсии, который, нашел флейту, брошенную богиней Афиной. и вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Но их соперничество не привело ни к чему хорошему. Состязание закончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Источники: www.citytlt.ru, promifologiyu.ru, 900igr.net, newmif.ru

Это интересно

Громовержец Перун

За буйный нрав и крепкий дух громовержец Перун был избран княжьими дружинами небесным предводителем. Он – властелин .

Тристан и Изольда. Часть2

Охотники и все очевидцы, увидев выделанную Тристаном шкуру, были очень восхищены и рассказали о столь необычном событии .

Александр Македонский

Александр Македонский — один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Победы македонской армии под командованием Александра .

Златогорка

Никого не было сильнее Даждьбога Перуновича. Он был в этом уверен и гордился своей мощью. Но, каково же .

Древний Фетхие

Фетхие отличается от многих других курортов безупречной экологической чистотой и ухоженностью. Это место можно рекомендовать людям меланхоличным, .

Основные понятия теории управления

Понятие управления имеет два основных значения: определенный вид деятельности человека и процесс, в котором эта деятельность .

Виды статей в Интернет

Большинство из тех, кто занят продвижением товаров или услуг в Интернете сталкиваются с одной и той же .

objective-news.ru

Сатиры и фавны

Сатиры и фавны — гуманоидные существа с чертами козлов: рога, копыта, шерсть, иногда уши и хвост. Какие именно детали козлиные, какие — человеческие, зависит от воли автора, иногда их могут изображать даже с человеческими ногами, хотя «козлоногие» — их характерный эпитет. Иногда вместо козлиных частей могут быть лошадиные.

Обитают как правило в лесах и на полянах, покровительствуют им, дополняют пасторальную картинку, играют на флейтах, обычно похотливы, бегают за нимфами. Могут быть чисто-мужской расой, дополняясь нимфами, хотя в позднем античном искусстве появляются и женщины-сатириды. Близкий типаж — лесные эльфы (возможно даже форма ушей родственная), однако сатиры всё же более «дикарского» вида, тогда как эльфы склонны к вещам и жилищам более продвинутых людей, пусть и с лесным колоритом.

Почему же два разных слова? Всё просто: сатиры — греческое слово, фавны — латинское. Ещё есть аналогичные малоазийские селены. Греки были склонны отождествлять персонажей своей и чужой мифологии. Также у греков был Пан, бог, как правило в единственном числе (отсюда произошло выражение «панический страх», ведь такие существа склонны влиять на эмоции, в том числе и таким образом [1] ). Некоторые авторы могут изображать сатиров и фавнов чем-то отличающимися разными существами. Бог Пан может представляться и не чем-то таким конкретным и гуманоидным, но трансцендентальным, нематериальным, связанным с жизнью, природой, чувственностью в разных проявлениях.

Вообще, несмотря на то, что в массовом сознании козлоногие человечки больше всего ассоциируются с греческой мифологией, образ достаточно универсален. Русский леший может быть в виде козла, арабские джинны бывают с рогами и копытами, и даже у эльфов и гномов могут быть копыта. У ирландцев аналогичное сатирам существо зовётся, извините, пука. Видимо, образ козлоподобного человека что-то будил в подсознании и/или отражал этап развития человечества, когда было важно пастушество. Образ чёрта с рогами, вероятно, также возник из противления старой мифологии.

Можно приводить примеры как «античных» фавнов и сатиров, так и аналогичных существ из других мифологий (тем более, что изредка авторы обыгрывают родство), кроме выраженных «чертей с рогами».

wikitropes.ru

Рене МЕНАР

Глава 37
Полубог Силен, вакханки, кентавры

Полубог Силен — воспитатель бога Диониса. — Опьянение полубога Силена. — Вакханки (менады) и Вакханалии. — Сатиры — спутники Диониса. — Фавны римской мифологии. — Облик кентавра. — Нравы кентавров. — Мудрый кентавр Хирон. — Геракл и кентавры. — Битва кентавров с лапифами.

Менада в неистовой пляске. Вместо головной повязки у менады — змея. В одной руке менада держит пантеру, в другой — тирс, вакхический жезл. Аттический килик, около 490 г. до Р.Х.

Вакханки-менады фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших праздники в честь Вакха — так называемые Вакханалии.

Античное искусство не делало никакого различия между вакханками и менадами, но древнегреческий драматург Еврипид указывает на то, что по мифологии существовала разница. Вакханки — греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон, а менады — азиатские женщины. Менады пришли из Азии в Грецию вместе с богом Дионисом после его похода на Индию.

Как вакханки, так и менады являются обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходится без них. Вакханки-менады были почти безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса.

В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились вакханки-менады до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас, живший в 450 году до Р.X., изваял тип такой неистовой вакханки, послуживший потом прототипом для других статуй. Скопас изобразил свою вакханку в состоянии полного опьянения. Вакханка Скопаса несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. О статуе вакханки Скопаса сохранилось много восторженных отзывов античных писателей.

Сатиры — спутники Диониса

Кроме вакханок-менад, свиту бог Диониса (Вакха) составляла еще многочисленная толпа особых божеств греческой мифологии — сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.

Бог Дионис едет на колеснице, предшествуемой сатиром, несущим кратер (на спине) и канфар — особые разновидности древнегреческой керамики.

Мифологические сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

По античной мифологии, между сатирами и панами существует большое различие. Сатир занимает более высшую ступень в иерархии этих божеств. Сатир более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, сатир смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже себя.

Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов — сатириками.

Вся эта толпа, сопровождающая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают им веселые мелодии на флейтах.

Создание мифологического типа сатиров принадлежит исключительно античной скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о сатирах. У сатиров нет другой миссии, как только забавлять молодого бога Диониса.

Согласно мифам древней Греции, сатиры сопутствовали Вакху в его походе на Индию. Правда, судя по тому, что античные писатели рассказывали об их поведении и наружном виде, сатиры не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров, — говорит древнегреческий поэт Нонн Панополитанский, — пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, сатиры бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, сатиры становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнивают огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди сатиров оказалось полководцев, изучивших у Ареса военное искусство и умеющих командовать. Многие из сатиров покрыты страшными львиными шкурами; другие вооружены большими палицами; на лбу у них возвышаются рога; редкие волосы едва покрывают остроконечные головы и длинные уши сатиров; хвост, напоминающий лошадиный, развевается у сатиров на спине и обвивает их бедра».

Сатиры-виноделы. Длинноухие и курносые сатиры греческих мифов собирают и давят виноград. Изображение на древнегреческой вазе.

Примитивное искусство изображало мифологических сатиров в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней искусство продолжает изображать старых, безобразных сатиров.

Древнегреческий поэт Гесиод называет сатиров ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за прекрасными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в обычаях и нравах античных сатиров много интересных сюжетов для своих композиций.

Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречается повсюду на всех почти памятниках искусства. Сатир Праксителя был бронзовой статуей, пользовавшейся в античности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая».

Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитый сатир Праксителя послужил оригиналом для всех последующих статуй. По крайней мере, «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» — все они считаются повторением статуи сатира работы Праксителя.

Фавны римской мифологии

Искусство смешало сатиров с фавнами. Полубоги фавны — римского происхождения, и само это слово — латинское. Полубог Фавн является в произведениях римских писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки. Фавн — изобретатель пастушьей дудки, потому что и Фавн, как и все примитивные боги древней Италии, был покровителем пастухов.

Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха. Особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников.

Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.

Подобные мифологические сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и прочее.

В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Журдена.

Изображение вакханок встречается в античном искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится на вилле Боргезе.

zaumnik.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.