Олимпийский прыжок в Древней Греции

Олимпийский прыжок в Древней Греции

Год 394-й н. э. считается закатом олимпийских игр в Древней Греции. Эллины оставили после себя немало загадок, которые по сей день волнуют и удивляют современников. Одной из таких загадок является тайна древнегреческого прыжка в длину с гантелями. Каким образом древним эллинам удавалось «пролетать» расстояние в 16—16,5 м!

В 1972 г., будучи действующим спортсменом (прыгуном), я заинтересовался этим прыжком. Просмотрел литературу о прыжке у древних греков и решил попробовать разучить прыжок. Схема прыжка, как мне удалось ее восстановить, показана на рисунке.

В Олимпии прыжки были только частью пятиборья и как самостоятельные состязания не практиковались. Из всех видов прыжков греки занимались только прыжком в длину, по крайней мере на соревнованиях выступали только в этом виде.

Прыгали греки в яму с песком, называемую скаммой, которая достигала в длину 6 м. Если по отпечаткам ног, оставшихся на песке, устанавливали, что одна нога ступила впереди другой, прыжок не засчитывался, так как греки чрезвычайное значение придавали стилю. Длина прыжка отмечалась чертой на песке, а иногда веревкой. При прыжке пользовались каменными или металлическими гантелями различной формы. Вес их колебался от 1,5 до 4,5 кг.

Вот как описывает эти гантели Павсаний: «Эти гири имеют такой вид: посередине они представляют несколько удлиненный, не совсем правильный диск; он сделан так, что через него можно пропустить пальцы рук таким же образом, как через ручку щита».

По мнению древних греков, гантели облегчали прыжок, так как они точнее направляли размах рук, усиливали отталкивание, в связи с чем длина прыжка увеличивалась и прыгающий твердо становился на землю.

Прыгуны начинали разбег с деревянного или каменного возвышения, расположенного в 8—9 м от ямы с песком и для всех атлетов он был одинаков. После того как подавалась команда судьи к началу прыжка, атлет начинал разбег и делал 2—3 маховых движения руками, а затем выбрасывал их вперед, на мгновение опускал вниз (отводил за спину) и в момент фазы активного отталкивания стремительно выбрасывал вперед (см. рисунок). Выброшенные руки с гантелями в силу инерции гантелей тянули за собой прыгуна, позволяя показывать результаты порядка 6—7 м.

Прыжки всегда сопровождались музыкой. Возле прыгуна стоял флейтист в длинной одежде и играл на флейте. Ритм музыки должен был помогать соревнующимся, давая нужный темп их движениям.

Это был скорее гимнастический прыжок, чем легкоатлетический. Горизонтальная скорость в разбеге практически не имела значения, а разбег служил только для подготовки рук с гантелями для выброса их вперед в момент отталкивания. Таким образом, не горизонтальная скорость разбега определяла дальность прыжка, а скорость выбрасываемой массы гантелей, тянущей за собой прыгуна. При этом, чтобы не снизить скорость выброшенной массы гантелей, требовалось очень быстрое отталкивание.

Древние прыгуны достигали этого долгими тренировками в гимнасиях и палестрах. Систему подготовки к прыжкам передает Салон: «Другие же стараются вон там и прыгают, точно в беге, оставаясь при этом на том же месте, и, подскакивая вверх, ударяют ногами в воздухе».

Длину прыжка судья измерял ступнями от места начала разбега (возвышения) до следов ступней, оставленных в яме с песком. Поэтому результат порядка 16 м складывался из длины разбега и длины «чистого» прыжка.

При археологических раскопках древнего Альтиса и Олимпии в 1937—1941 гг. был обнаружен стадион, на котором проводились состязания в прыжках. Как и в древние времена, здесь можно увидеть стартовую линию для бегунов, которая была рассчитана на 20 спортсменов. Сам же стадион имел размеры 215X30 м. Дорожки отделялись одна от другой каменными столбиками. Расстояние между дорожками было около одного метра. Чуть сзади стартовой линии на фотографии античного стадиона видна скамма и возвышения. Их два. Одно для прыгуна, другое для флейтиста. Видны и желобки, заменяющие стартовые колодки, соответствующие длине скаммы — их 6. Длина же разбега, то есть расстояние от ямы с песком до возвышения, около 8—9 м. Учитывая, что расстояние между беговыми дорожками равно 1 метру, длина ямы с песком 6 м и длина разбега 8—9 м, получим результат фантастических полетов древних прыгунов в 16—16,5 м.

Чтобы пролететь такое расстояние в прыжке, необходимо развить горизонтальную скорость разбега в 12,46 м/с При оптимальном угле вылета в 45° Такие скорости и угол вылета не под силу даже выдающимся атлетам нашего времени, прыгающим на синтетических покрытиях в шиповках. Древние же атлеты соревновались на земляном покрытии босиком.

Более тысячи лет прыжок в длину с гантелями практиковался на стадионах античного мира. Техника его исполнения была совершенна. Были и свои рекордсмены. К семи метрам, во всяком случае, прыгали.

В 500 г. до н. э. на 70-й Олимпиаде Фаилл из Кротона прыгнул на 55 дельфийских стоп. Такой же результат был показан Эхионом — спартанским бегуном в 650 г. до н. э. Имя Фаилла из Кротона упоминают многие греческие писатели. Вот что пишет о нем Павсаний: «. он два раза был победителем в пятиборье, а третий раз одержал победу в беге. Я укажу, что ему есть статуя в Дельфах. Он, между прочим, сражался с мидянами на своем собственном корабле, куда посадил всех кротенцев, которые жили в Элладе». Упоминает об атлете и воине Фаилле в своей «Истории» и Геродот. А о его замечательном прыжке рассказывает Фиофраст: «Сей муж пролетел над скаммой от начала до конца и, опустившись на твердую, каменистую землю, сломал левую ногу».

В заключение отмечу, что в процессе реконструкции прыжка мне удавались прыжки за 6 м, а при отбрасывании гантелей вниз в песок в полетной фазе — прыжки за 7 м.

www.cnopm.ru

Олимпийский прыжок в Древней Греции

Ходьба и бег – жизненно необходимые, естественные способы передвижения (локомоции) человека.

В глубокой древности собирательство, рыбалка и охота – основные формы хозяйственной деятельности первобытного человека. Лазание, бег, прыжки и метания были жизненно необходимыми приемами добычи пищи. Преследование дичи группой и облавная охота могли быть возможными только после предварительной совместной подготовки. Первобытные люди имитировали действия охотников и поведение животных в играх и обрядовых танцах. Их по праву можно считать первыми упражнениями.

Исторически подготовка охотников трансформировалась в подготовку воинов. Для посвящения в воины проводились испытания, выявлялся сильнейший (победитель). Победители состязаний наделялись особым социальным статусом. С тех пор традиция выявлять сильнейших и стремление к особому социальному статусу, добытому в состязании, сохранилась до наших дней. Сегодня самым большим общественным мероприятием, привлекающим внимание наибольшего числа людей на планете Земля, являются Олимпийские игры.

Некоторые историки считают, что первые Древние Олимпийские игры (776 году до н.э.) включали один–единственный вид состязаний – бег на 1 стадий (от греч. stadion; 192,27 м) – «дромос». Забеги на эту дистанцию проводились на всех последующих Олимпийских играх. Таким образом, бег на короткие дистанции – самый древний вид олимпийских упражнений.

Все физические упражнения древние греки называли атлетикой и делили ее на «легкую» и «тяжелую». К легкой атлетике они относили бег, прыжки, метание, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения. В 724 г. до н.э. в олимпийские состязания был добавлен бег на два стадия (384,54 м) – «диаулос». Добегая до конца стадиона, атлеты касались рукой столбика, разворачивались и в обратном направлении продолжали бег до финиша. С 720 г. до н.э. бегуны начали состязаться в беге на 24 стадия (примерно 4,7 км) – «долихос».


Греческая ваза V века до н.э.с изображением бегунов

Позднее весьма популярным стал эстафетный бег («лампадериомас») по 40 человек в каждой команде. Участники бежали с факелом, зажженным в честь богов огня.

Также большой популярностью в Древней Греции пользовались многократные прыжки в длину. На древней глиняной вазе, изготовленной и расписанной греческими мастерами в V в. до н.э., изображены основные фазы прыжка в длину (см. рис. ниже).

Изображение на вазе и анимация прыжка

Ритм разбега задавал музыкант,играя на флейте. Эхион – первый победитель древних Игр – из трех прыжков преодолел расстояние в 52 ступни (приблизительно 16,66 м). Любопытно, что в руках атлет держал что–то вроде современных гантелей. Они были каменными или металлическими, от 1,5кг и более весом.

Снаряды для прыжков

Древние греки полагали, что гантели направляют тело прыгуна по нужной траектории и помогают ему приземлиться без ошибок. Летописи свидетельстувуют, что, если при приземлении одна нога атлета оказывалась дальше другой, прыжок не засчитывался.

Позднее в Олимпийские игры были включены метание диска и метание копья, а в 708 г. до н.э. впервые были проведены состязания по многоборью – «пентатлону»: бег на 1 стадий, метание диска, копья, прыжок в длину и борьба («панкратион»).

В наши дни разновидности бега, прыжков и метаний являются важнейшими средствами подготовки во многих видах спорта.

frosfo.ru

Олимпийские игры Древней Греции

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности, зародились как часть религиозного культа. Олимпийские игры проводились в священном месте Олимпия ( откуда и пошло название игр) с 776 до н.э. по 394 н.э. один раз в четыре года. Всего было проведено 293 Олимпиады. Играм придавалось настолько большое значение, что в преддверии Олимпиады прекращались войны и объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.

Проводились соревнования в Олимпии, северо-западной части Пелопоннеса. Там находилось святилище Зевса с его статуей, которая считается одним из семи чудес света. (Правда, ничего кроме упоминаний в литературе от этого храма не осталось). Святилище представляло собой огромный храм, достигавший в высоту 18 метров, а в длину 66 метров. Именно в нём и располагалась статуя, сделанная из слоновой кости. Её высота равнялась 12 метрам.

Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Организация Олимпийских Игр

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Принцип Олимпийских Игр

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр

Первое время ( с 1-ой по 13-ю олимпиады) в программе Олимпийских игр был только один вид спорта: стадиодром – бег на один стадий (192,27 м). Затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия. Бегуны бежали один стадий — там был установлен столб -, оббегали его и возвращались назад к старту.

— на 15 Олимпиаде (720 г. до н.э.) — дополнительно был включен долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев (1344 — 4608 м).

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью). Правилами борьбы запрещались удары, но толчки разрешались. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

Пентатлон включал в себя бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний был добавлен кулачный бой. Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным и гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным. Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление.

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами).

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. «Панкратион» произошло от греческих слов «пан» и «кратос», то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, задушив его голыми руками, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Во многом напоминает современные «бои без правил».

— на 65-й Олимпиаде ( 520 до н. э) добавился гоплитодром — бег в полном вооружении или бег гоплитов. Спортсмены бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом.
Позднее из вооружения оставили только щит. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

— на 84 Олимпиаде (444 до н.э.) помимо атлетических соревнований впервые был проведен конкурс искусств, ставший официальной частью программы.

— На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения.

* Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

* Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

* С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

* Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, растянулись на целый месяц.

Олимпионики

Победитель Олимпийских игр (олимпионик) получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э. во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

История Олимпийских Игр

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса Идейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали и другие сказания о возникновении Олимпийских Игр, приурочивавшие их то к той, то к другой мифической эпохе. Например, включение гонок на колесницах в программу Олимпийских Игр некоторые древние авторы связывают с мифом Пелопс, который одержал победу в гонке на колесницах над жестокосердным царем города Писы Эномаем. Однако, если учесть, что Пелопс затем убил своего помошника Миртила, сына Гермеса, чем вызвал гнев не только Гермеса, но и других олимпийских богов, то вряд ли гонки на колесницах вошли в состав Олимпийских Игр в честь Пелопса.

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э..

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны.

Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году.

Возрождение Олимпийских игр

В 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры провели в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена. Значительно расширился спектр видов спорта.

История Олимпийского огня

Олимпийский огонь — один из самых волнующих современных символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигать Олимпийский огонь начала зарождаться при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме. Огонь горел и на стадионе Игр в Лос-Анджелесе в 1932 году.

Однако эстафета Олимпийского огня впервые была проведена во время Летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин.

На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргедале.

Олимпийская эстафета неоднократно служила объектом нападения с целью привлечения внимания к различным проблемам, в том числе не связанным с олимпийским движением. Поэтому Международным олимпийским комитетом принято решение о прекращении международных этапов эстафеты олимпийского огня, и ограничении её лишь территорией страны, принимающей Олимпиаду.

Идею проведения эстафеты Олимпийского огня предложил Карл Дим (Летние Олимпийские игры в Берлине, 1936). Основой идеи послужил древнегреческий ритуал — лампадодромия — древнегреческое ритуальное состязание в беге с горящими факелами. Проводилось в ряде городов Древней Греции. Наибольшее число сведений об этом ритуале касаются Афин. Там факелоносцы образовывали несколько соперничавших команд, бегуны которых передавали факел друг другу.

www.mysterylife.ru

Прыжки с гирями и бег со щитом

О том, что родина Олимпиад — древняя Эллада, слышали все, но мало кто знает, как на самом деле проходили спортивные соревнования в греческой Олимпии. В первой части материала, посвященного истории Олимпийских игр, мы рассказали об их зарождении и правилах соревнований. Теперь остановимся на отдельных видах античной олимпийской программы.

Атлеты бежали в шлеме, поножах и со щитом

Первоначально в программе был только один вид состязаний — бег на один стадий, 192 метра. В Олимпии великолепно сохранился стадион (само это слово происходит от меры длины), где это происходило. Атлеты бежали обнаженными, впрочем, как и на всех соревнованиях. Одежда не должна была скрывать красоту человеческого тела, иначе эстетическая составляющая терялась. Бежали по двенадцать человек на выбывание, то есть победителю приходилось за день участвовать в нескольких забегах.

Материалы по теме

По совету Пифии

Чуть позже стали проводиться соревнования в диаулосе — двойном беге. На том же стадионе атлеты пробегали стадий, разворачивались вокруг столба и бежали назад. Таким образом дистанция увеличивалась вдвое. Третьим видом программы стал пентатлон — пятиборье. К четырем легкоатлетическим видам — бег, прыжки в длину, метание копья и диска, добавилась борьба. Этот вид спорта был самым любимым и зрелищным. Греки считали, что он наиболее гармонично развивает атлетов.

Многоборцы соревновались в парах, последовательно проходя все виды. Кто побеждал в трех — соответственно соревновался со следующим соперником, проигравший отправлялся на трибуны.

Если с бегом, метаниями и борьбой все более или менее понятно, то прыжки проходили совсем не так, как сейчас. Спортсмены прыгали с места, держа в руках специальные гири. Кстати, пара таких выставлена в музее в Олимпии: чем-то похожи на чугунный утюг, только каменные. Прыгун раскачивал гири вперед и назад, а потом бросал их и этим как бы усиливал толчок. Помогало или нет — мы не знаем, но традиции не нарушались. В наши дни делались попытки реконструировать эту прыжковую технику, но толком ничего не получилось.

Существенно позже к легкоатлетической программе добавился еще один, последний вид — бег гоплитов. Можно сказать, первый прикладной военизированный вид соревнований. Атлеты бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом, то есть в защитном вооружении воина-гоплита. Наступательное вооружение — копья и мечи — нельзя было использовать по правилам Олимпиад. Позднее прикладной характер стал символическим, а из доспехов оставили только большой круглый щит.

Не тыкать в глаза, не хватать за гениталии и не кусаться

Программа единоборств включала три вида: классическая борьба, кулачный бой и панкратион. Борьба была наименее кровожадным видом состязаний. Атлеты боролись на песке, стараясь положить соперника на лопатки. Видимо, была также отдельная борьба в партере. Этот вид был любим и почитаем, в том или ином виде им занимались практически все греки.

Другое дело — кулачный бой. Запрещалось бить соперника ногами, захватывать и ставить подножки, запрещались удары в пах и тычки пальцами в глаза. Все остальное было разрешено. Если соперники не выявляли победителя, то судьи указывали им бить друг друга по очереди без сопротивления. Кто первым падал, тот и проиграл. Понятно, почему поединки зачастую заканчивались гибелью или увечьями одного из бойцов.

Судя по всему, техника у боксеров была довольно приличная. Во всяком случае, защитой не пренебрегали. Высшим шиком считалось одолеть противника, не пропустив ни одного удара. В целом как и сейчас: бокс ведь в первую очередь — искусство защиты.

Панкратион был синтетическим видом, объединявшим приемы борьбы и кулачного боя. «Пан» значит общий, «кратос» — сила, что-то вроде «всей силой».

Как точно подметил Филострат, идеальный боец в панкратионе борется лучше, чем боксер, и боксирует лучше, чем борец. Судьи тщательно следили, чтобы противники не тыкали друг другу в глаза, не хватали за гениталии и не кусались. Нарушителя считали проигравшим и с позором изгоняли. А вот, скажем, ломать пальцы или бить соперника головой разрешалось.

Кстати, греки придумали это соревнование в честь Геракла — в ознаменование его победы над Немейским львом. Шкура заколдованной животины была неуязвима для любого оружия, посему герою пришлось вступить с ним в рукопашную схватку и задушить.

Конные бега и соревнования трубачей

Самым неоднозначным видом были конные бега, впервые разыгранные на 25-й Олимпиаде. Специально для них построили арену — ипподром (вообще-то правильнее — гипподром), который, к сожалению, не сохранился. Неоднозначность состоит в том, что победителем считался не возница квадриги, а ее хозяин, который мог вообще не присутствовать на соревнованиях. Таким образом олимпиониками становились даже женщины, не говоря уже о македонском царе Филиппе II (отце знаменитого Александра), римском императоре Нероне и прочих уважаемых персонах, которые могли позволить себе дорогостоящие конюшни. Понятно, что в демократическом полисном мире таких супербогатеев не было, но позднее все свелось к банальной ярмарке тщеславия, далекой от олимпийских принципов.

Помимо гонок на квадригах проводились соревнования на колесницах с парой лошадей и просто скачки верхом. Дистанция была одинаковой — 12 кругов ипподрома. К сожалению, точно измерить ее мы не имеем возможности, зато знаем, что этот вид соревнований сохранился дольше всех и был любимым развлечением византийской публики (как преемника греческой традиции) вплоть до самой гибели империи в XV веке.

Последним видом олимпийской программы были соревнования трубачей и герольдов. Это не совсем точный перевод, но европеизированный термин уже прижился. Речь о музыкантах и поэтах. Состязания появились довольно поздно, в IV веке до н.э., уже на закате классической Греции. Точного представления о программе у нас нет, но в целом соревнования музыкантов и поэтов логично вписываются в идеологию игр. Скорее всего, это была некая трансформация культурных мероприятий, в которые было внесено какое-то соревновательное начало. Возможно, как дань уважения богу Аполлону, покровителю муз. Здесь уместно вспомнить, что на Олимпиаде 1912 года по инициативе барона де Кубертена эту традицию возродили, но потом была мировая война, перерыв в играх и постепенно об этой красивой идее забыли. А жаль.

Олимпийские игры древности были не просто спортивным состязанием. Это был символ Эллады, объединяющее начало, основа цивилизации. Они позволяли вечно враждовавшим между собой эллинам чувствовать себя единым народом, гордиться своими традициями и своими атлетами. Спортивная составляющая была вторичной по отношению к религиозной, нравственной, этической идее. Победа любой ценой никогда не была в почете — наоборот, красивые жесты по отношению к соперникам ценились выше достижений. К сожалению, не все олимпийские заповеди эллинов сохранились до наших дней.

m.lenta.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.