Олимпийские игры в древней Греции

Олимпийские игры в древней Греции
Предисловие
Современные Олимпийские игры – интересное и будоражащее событие, в которой спортсмены со всех стран мира сражаются за право называться лучшими. Медаль с Олимпийских игр считается великим достижением в спорте.

Эта статья посвящена древним Олимпийским играм, которые также собирали лучших атлетов со всей Греции. Состязания устраивались в Олимпии раз в 1417 дней, и их влияние было настолько большим, что воюющие стороны прекращали конфликты и даже могли обсудить перемирие.

К Играм допускались все граждане Древней Греции, кроме рабов и варваров. Участники проходили подготовку в течение года до начала игр, а перед самим выступлением клялись соблюдать все правила. Олимпийские игры высоко ценили моральные качества атлетов, нечестность и трусость наказывались судьями.

В статье рассказывается обо всех видах состязаний. Именно тогда, с 776 года до нашей эры, большинство видов спорта получили статус официальных и начали развиваться – бокс, борьба, бег, пятиборье. С течением времени игры преобразовались. Теперь, помимо соревнований на физическую выносливость, греки стали проводить творческие поединки, соревнуясь в поэзии и игре на музыкальных инструментах. Кстати, на Олимпийских играх спортсмены выступали без одежды. Этот факт может смутить современное общество, но в то время нагота и гомосексуализм не считались постыдными.

Знаменитый ученый Пифагор также оставил след своего участия в Олимпийских играх. Но понять, занимал ли он победные места в каком-либо виде состязаний сложно – все данные запутаны и нет точной информации. Зато его ученик—Милон Кротонский— без сомнений был развитым спортсменом. Он объяснял свои заслуги принадлежностью к пифагорейской школе.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны.

Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр <Македонский> пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане.

В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Клятва атлетов

Перед тем как выйти на Олимпийскую арену, атлеты древности присягали в том, что будут строго соблюдать все правила состязаний. Клятва произносилась перед статуей Зевса. Ее изваяли специально для устрашения атлетов. В каждой руке Зевс держал молнию. На постаменте статуи были надписи:

«Не деньгами, но быстротой ног и силой приобретается Олимпийская победа», «Наука всем грекам, что деньги никому не дают победу на Олимпийских играх».

Эти надписи были сделаны после того, как один фессалиец подкупил троих противников. Судьи узнали об этом и взяли с него большой штраф.
Древние эллины сурово наказывали за трусость. Рассказывают, что один атлет, испугавшись трудного поединка, убежал из Олимпии. Его имя было предано проклятию.
Напутствуя атлетов, судьи говорили:

«Если вы достойно подготовились к Олимпийским играм, если над вами не тяготеет низкий поступок и нерадение – тогда отправляйтесь с весёлым сердцем. Если же нет – то уходите».

Ступня Геракла

На стадионе Олимпии не было ни футбольного поля, ни трибун. Зрители располагались прямо на земле по склону холма Кронис. Перед ними вытянутым четырехугольником лежала арена с прямой, как стрела, беговой дорожкой длиной в одну стадию, что составляло примерно 192 метра.

Откуда появилась эта мера длины? По преданию, беговую дорожку в Олимпии отмерял легендарный герой Греции – могучий Геракл. Он прошёл по арене расстояние, равное длине своей ступни, повторённой шестьсот раз.

В других городах Греции тоже были стадионы, и беговые дорожки на них отмерялись тем же способом. Замеры всегда делал верховный жрец. Понятно, что в разных городах дорожки были разные. А самая длинная – в Олимпии. Ведь ступня у Геракла была гораздо больше, чем у обыкновенных людей…

Четвероногие победители

Древние эллины очень любили гонки на колесницах и скачки на неосёдланных лошадях. Кто же в этих состязаниях получал венок победителя? Кого прославляли певцы и поэты? Колесничего? Всадника?
Как бы не так! Зрители даже не знали имен этих славных людей. Почести доставались владельцу упряжки или хозяину лошади, а затем и четвероногому победителю.

Однажды произошёл такой случай. Лошадь Аура в самом начале скачки сбросила наездника, но, подгоняемая звуками труб, продолжала скакать и пришла к финишу первой. Победу присудили ее владельцу, богатому коринфцу, а лошади поставили памятник с надписью, прославляющей быстроту ее ног.

Вежливость

Это было очень давно – две тысячи лет тому назад, а может быть, еще раньше. На Олимпийские игры издалека пришел старик. Он тщетно искал свободного местечка. Каждый клочок земли на склонах холма был занят.

Одни встречали появление старика шутливыми замечаниями, другие сердито кричали, чтоб он не загораживал арену, а некоторые смущённо отворачивались, словно не замечая его.
Но вот старик подошел к спартанцам, и все они почтительно встали, уступая ему место. И старик сказал:

«Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы».

Источник: krugosvet.ru, journal-shkolniku.ru

Виды спорта

Бег

С 1 по 13-ые Олимпийские игры в Древней Греции был только один вид состязаний: бег на 192 метра, то есть с одного конца стадиона до другого. Дистанция в 192 метра считалась одной олимпийской стадией. Затем ввели соревнования по бегу на двойную олимпийскую стадию. Одним из величайших бегунов античности, чье имя сохранила история, был Леонид Родосский. Во II веке до нашей эры он принял участие в 4 Олимпиадах и пришел к финишу первым 12 раз.

Бег на двойную стадию, то есть на 384 метра, был введен в 724 году до нашей эры и проходил так. Атлеты должны были добежать до противоположного конца стадиона, обогнуть столб и вернуться на стартовую линию.
В 720 году до нашей эры был введен так называемый долгий бег. Длина дистанции составляла 7 стадий, 1344 метра. Иногда ее еще увеличивали, доводя до 24 стадий (4608 метров).

Еще одна беговая дисциплина – бег гоплитов. В других видах спорта (кроме этого и скачек), и бега в том числе, атлеты соревновались полностью обнаженными.

В беге гоплитов спортсмен должен был как можно быстрее преодолеть 384 метра в шлеме, поножах и со щитом в руке. Позднее оставили только щит. Этот вид был добавлен в 520 году до нашей эры на 65-ых Олимпийских играх Древней Греции. Обычно бег гоплитов был финальной частью всей Олимпиады.

Единоборства

Начиная с 688 года до нашей эры (23-и античные Олимпийские игры) в программу Олимпиад ввели кулачный бой. Чаще всего победу одерживали те бойцы, которые сумели победить противника, не получив ни одного удара. По правилам нельзя было ставить подножки сопернику, бить его ногами, кусать, выцарапывать ему глаза. На кисти бойцы надевали защитные кожаные ремешки. Спортсмены выходили из боя с выбитыми зубами, разбитыми носами, многочисленными ушибами и переломами. Смерть от полученных травм была достаточно редкой, хотя и такое случалось. Впрочем, мертвого атлета все равно могли назначить победителем.

Лекари считали, что кулачный бой – прекрасное средство против хронических головных болей.

На 72-ой Олимпиаде в Древней Греции, которая проводилась в 492 году до нашей эры, Клеомед Астипалейский убил в кулачном бою Икка из Эпидавра. За бойца лишили титула победителя. Одним из первых боксеров, чье имя помнит история спорта, был Тисандр из Наксоса, который побеждал всех противников в течение 4 Олимпиад.

Панкратион

Второй вид единоборств, введен был 648 году до нашей эры для мужчин и в 200 году до нашей эры для юношей, — панкратион. В этом виде рукопашного боя разрешались удары не только руками, но и ногами, а также всевозможные захваты. Название «панкратион» состоит из двух слов: «пан» и «кратос», что означает «со всей силы». Нельзя было кусать соперника, зато можно было душить. Участвуя в третьем бою панкратиона Арихион из Фигалеи был задушен противником и умер.

Судьи все равно признали его победителем, потому что соперник согласился на поражение, ибо боль от сломанного Арихионом пальца на ноге была невыносимой. На бездыханное тело надели лавровый венок в честь победы. Сострат из Сикиона прославился тем, что в бою удерживал руки противника и ломал фаланги пальцев. На 212 Олимпиаде некого Артемидора из Тралла, который должен был сражаться вместе с юношами, оскорбил более старший участник. Парень не смог этого вынести и вышел бороться в панкратионе против обидчика. Он не только отомстил, но и стал самым сильным бойцом среди мужчин.

В 708 году до нашей эры среди состязаний появилась борьба. В ней были разрешены только толчки, но запрещались любые удары. Боролись как в на земляной, так и на песчаной поверхности. Милон из Кротона стал победителем среди юношей на одной из Олимпиад. Любопытно, что борцу было всего 14, а некоторым другим соперникам в его возрастной категории – по 18-19 лет. Парень был настолько силен, что мог порвать веревку, обвязанную вокруг головы, доводя себя до состояния, когда вздувались вены.

Пентатлон

Пентатлон – это первое пятиборье в программа Олимпийских игр в Древней Греции. Атлеты соревновались в борьбе, беге на стадию, прыжках в длину, метании диска и метании копья. Этот вид соревнований был добавлен в 708 до нашей эры.

Все дисциплины пентатлона проводились в один день. Атлеты разбивались на пару и состязались между собой. Если кто-то побеждал соперника в 3 из 5 дисциплин, считался победителем. Победители соревновались между собой, пока не определялся окончательный победитель.

Аристотель считал, что пентатлон – лучший вид спорта для гармоничного развития тела.

Во время соревнований по прыжкам в длину атлеты держали гантели в руках, чтобы дальше прыгать.
Некоторые античные авторы пишут, что атлеты прыгали на 12-15 метров. Не исключено, что длина нескольких прыжков суммировалась или же прыжок состоял из нескольких стадий (вроде современного тройного прыжка).

Олимпийцы тренировались здесь в палестре, упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья.
Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость.
Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке. Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.

Именно пятиборцы служили образцом идеального тела, когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции, победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр.

Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе. Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны.

Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска. Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.

Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.

Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.

Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.

Конные бега

Конные бега – это единственный вид спорта, где победителем могли объявить женщину. Нет, они сами ни верхом, ни в колеснице не ездили. Просто чемпионом признавали владельца лошади и колесницы, а не того, кто ими управлял.

Первая женщина-чемпион Олимпийских игр – родная сестра царя Спарты Киниска.

Квадриг

В 680 году до нашей эры в программу Олимпийских игр Древней Греции были введены гонки под названием «квадриг», в 648 году до н.э. добавили скачки на лошадях, в 408 году до н.э. – гонки колесниц, запряженных двумя лошадьми. Среди атлетов были две возрастные категории: юноши и мужчины. Среди коней тоже две: лошади и жеребцы.

Квадрига заключалась в преодолении 12 кругов по ипподрому. Очень часто колесницы переворачивались, а возницы оставались калеками. Принять участие в гонках могли далеко не все, а только царственные особы и очень богатые горожане. На 68-ой Олимпиаде, которые проходили в 508 году до н.э., в самом начале дистанции скачек одна из лошадей скинула седока. Тем не менее, она пробежала всю дистанцию, повернула, где положено и пересекла финишную черту первой. Победу присудили владельцу лошади, а жокея с позором отправили залечивать раны.

Творческие состязания

В 396 году до нашей эры были введены особые дисциплины: состязания трубачей и герольдов. Греки и римляне были уверены, что для гармонии человек должен быть развит не только физически, но духовно. Эллины получали огромное эстетическое наслаждение от музыки. Во время Олимпийских игр поэты читали свои стихи, художники устраивали выставки своих картин. В финале игр скульпторов просили изготовить статуи победителей, а поэтов – сложить хвалебные песни.

Герейский игры

Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь Геры, жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу.

Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.
В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь.

Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.

Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.

Обнаженная олимпиада

В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды: бег, метание диска, борьба и все остальное.

Но почему участники стали выступать нагими? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку. Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.

Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе. Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».

Гимнасии придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.

Гомосексуальность не только не была постыдной в Древней Греции, она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.

Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры, даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью. Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.

Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион, потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.

Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших, чтобы знать, к чему стремиться.

Источник: ozmablog.ru, interesnik.net

Интересные факты

Очень интересно об Олимпийских играх пишет Михаил Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре»

  • Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.
  • Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
  • Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.
  • Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»
  • Греки любили свои спортивные состязания без памяти. На Олимпийские игры народ сходился толпами. Справлялись они в самом разгаре лета; давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» Имена победителей в соревнованиях были у всех на устах. Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.
  • Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона; прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.
  • Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог.
    Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.
  • Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней; приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.
  • Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.
  • Атлет Главк был крестьянский сын. Отец, увидав, как он голыми руками вбивает в соху сошник, привел его в Олимпию. Начался кулачный бой. Главка стали бить, а он стоял и терпел, опасаясь не в меру зашибить противника. Отец из публики крикнул ему: «Бей, как по плугу!». Главк развернулся и ударил, и победа осталась за ним.
  • У атлета Демократа заболели ноги, а отказаться от состязаний он не хотел. Он пришел в Олимпию, встал среди поля и предложил столкнуть или стащить его с места. Никто не смог. Демократу присудили победу.
  • На скачках кобыла наездника Фидола сбросила седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен победителем — за то, что у него такая хорошая лошадь.
  • Атлет Аполлоний опоздал в Олимпию, потому что выступал за деньги за морем, но признаться в этом он постеснялся и сказал, что его задержали встречные ветры. Он вступил в состязания, вышел победителем, получил венок, но тут обман его раскрылся, венок с него сняли и возложили на его соперника. Аполлоний тут же набросился на соперника с кулаками, тот бросился бежать с венком на голове; кому присудить победу, так и осталось нерешенным.
  • Обман в Олимпии наказывался сурово: возле стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы, собранные с нарушителей. Один атлет хотел воспользоваться тем, что его соперник Эгмий был отроду немой, и подкупил судью, чтобы тот подсудил в его пользу, думая, что Эгмий не сможет пожаловаться. Но Эгмий, увидев это, пришел в такое негодование, что вскрикнул и впервые в жизни заговорил.
  • А вообще олимпийские судьи судили честно. Перед состязанием они должны были проверять лошадей, допускаемых к скачкам, и давали при этом две клятвы: во-первых, судить по совести и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки нанимали, что бывают и такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь.

Мудрец победитель олимпийских игр

«Пифагоровы штаны На все стороны равны.»

Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?

Родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна.

Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию «музыки сфер». Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца.

Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья («Ионийский учитель»).

Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.

Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе. Другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявшего приемы борьбы и кулачного боя. – Прим. ред.), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Верить ли Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?

В датах также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 году до н. э. А в его биографиях самый ранний год рождения – 586. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!

Авторами этой путаницы стали доблестные христианские монахи-«историки», благодаря которым до нас в оригинале не дошел ни один древнегреческий текст. Только изложения на латыни с пометками «клевета и богохульство». Память о языческих Олимпийских играх вытравлялась очень старательно.

Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы. И называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и семью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.

С воспитанниками пифагорейской школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибли большинство пифагорейцев. Это два.

Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом. Что подтверждают примеры Платона, Архимеда и все того же Плутарха. Это три.

И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая:

«Он не умеет ни читать, ни плавать».

Источник: sovsport.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.