Немейские игры

Немейские игры

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ — в Др. Греции общегреческие спортивные и музыкальные состязания; проходили в Немейской долине в Арголиде (Юж. Греция), при храме Зевса, 1 раз в 2 года … Большой Энциклопедический словарь

Немейские игры — (др. греч. Νεμέων Αγώνων) состязания в Древней Греции, проходившие в Немейской долине на Пелопоннесе при храме Зевса и посвящённые богу Зевсу, как Олимпийские игры. Они входили в панэллинские игры и проводились за год или через год после… … Википедия

Немейские Игры — в Древней Греции общегреческие спортивные и музыкальные состязания; проходили в Немейской долине в Арголиде (Южная Греция), при храме Зевса, 1 раз в 2 года. * * * НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ, в Др. Греции общегреческие спортивные и музыкальные… … Энциклопедический словарь

Немейские игры — Nemėjos ža >Sporto terminų žodynas

Немейские игры — учрежд. в 6 в. до н. э. (вероятнее всего, в 573) общегреч. игры в честь Зевса; проводились в Немейской долине во 2 й и 4 й год Олимпиады. Состязания атлетич. и конные. Добавл. позднее мусич. соревнования имели меньшее значение … Словарь античности

Немейские игры — в Древней Греции состязания в Немейской долине в Арголиде (Пелопоннес) при храме Зевса. По преданию, основаны Адрастом, возглавившим поход семерых против Фив, или Гераклом. В историческое время Н. и. известны с 573 до н. э. Происходили 1… … Большая советская энциклопедия

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ — (ta Nemea) общегреч. состязания в Немейской долине в Арголиде (Пелопоннес), при храме Зевса. По преданию, основаны Адрастом, возглавившим поход семерых против Фив, или Гераклом. В ист. время Н. и. известны с 573 до н. э. Происходили через каждые… … Советская историческая энциклопедия

Немейские игры — общегреческие соревнования, проходившие каждый второй год в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса. В их программу входили гимнастические, конные и музыкальные соревнования; просуществовали до конца VI в. н.э. (И.А. Лисовый, К.А.… … Античный мир. Словарь-справочник.

Немейские игры — общегреч. состязания в Немей ской долине в Арголиде (Пелопоннес), при храме Зевса. По преданию, основаны Адрастом, возгл. поход семерых против Фив, или Гераклом. В ист. время Н. и. известны с 573 до н.э. Происходили через каждые два года … Древний мир. Энциклопедический словарь

Игры древнегреческие — общенар. празднества, приуроченные к святилищам определенных богов. Имея первонач. культовый характер (религ. церемония сопровождала открытие игр и в классич. эпоху), И. др. гр. со вр. приобрели значение, выходящее за рамки одной обл. Они… … Античный мир. Словарь-справочник.

dic.academic.ru

Немейские игры — история и возрождение

Для кого-то сегодняшний день – долгожданный момент открытия Олимпийских игр, для меня же он – день завершения повествования об играх Древней Греции, объединенных общим наименованием — Панэллинские празднества.

Как я уже говорила, в этот цикл входили Олимпийские, Истмийские, Пифийские и Немейские игры.

Их объединял религиозный характер празднества, сопровождавшийся спортивными состязаниями, в которых каждый участник, сумевший одержать победу во всех этих четырех мероприятиях, получал особый почетный статус «периодоника».

Отличает же Немейские игры от трех других тот факт, что о них сохранилось очень мало информации.

По отдельным высказываниям античных писателей, можно констатировать, что статус общегреческого празднества Немейские игры получили только в 573 г. до н.э. и были также, как и Олимпийские игры, посвящены Зевсу.

Немейские игры. Их учреждение

Учреждение Немейских игр также основано на легенде (и не одной).

Согласно первой версии, игры в Немейской долине на Пелопоннесе были учреждены в честь сына царя Немеи Ликурга — Офельта, задушенного змеей. Произошло это во время похода «семерых против Фив». Нянька ребенка, желая показать этим семерым источник, усадила его в траву, где его и задушила змея. Углядев в этом для себя зловещее предзнаменование, семеро вождей Аргоса, сражавшихся против Фив, назвали Офельта Архемором («начинающим смерть») и учредили в его честь Немейские игры.*

*Михайлин В. Тропа звериных слов. 318 с.

Вторая версия учреждения Немейских игр связана с первым подвигом Геракла, в ходе которого он убил льва чудовищных размеров, жившего неподалеку от города Немеи и который опустошал все близлежащие места. В честь своей победы над львом, Геракл и учредил вышеназванные игры. *

*Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Программа Немейских игр

Программа Немейских игр состояла из:

  • Бега на стадии (примерно 178 м).
  • Бега на 355 м — двойной стадий (диавл).
  • Конский (рысистый) бег — бег на расстояние два диавла (710 метров)
  • Бег на длинную дистанцию, равнявшуюся 7, 10, 20 и 24 стадиям.
  • Бег с комплектом вооружения на расстояние два стадия — гоплитодром.
  • Кулачный бой – аналог современного бокса, с тем только отличием, что борцы вместо перчаток использовали кожаные ремни.
  • Борьба (пале) – вид борьбы с использованием подножек, подсечек и др. приемов.
  • Панкратий — т.н. смесь борьбы и кулачного боя. Причем здесь допускались болевые приемы и нанесение увечий. Так, Сострат из Сикиона получил прозвище «Акрохерсит», что значит «края рук» за то, что во время борьбы он ломал сопернику пальцы и держал их до тех пор, пока тот не признавал свое поражение.
  • Пятиборье (пентатлон) — состязание, как видно из названия, состоявшее из пяти видов спорта: бег на стадии, борьба, метание копья и диска и прыжки в длину с места.

В программу Немейских игр входили также и конные соревнования, которые включали в себя:

  • скачки на колесницах, запряженных парой или четверкой лошадей на расстояние 5,6 км и 8, 4 км соответственно
  • скачки верхом на расстояние 4 километров

    Позже, уже в эпоху эллинизма, в программу Немейских игр добавляют музыкальные состязания кифаредов — исполнение песен под лиру. А вот обучение гранд смета древним грекам было не ведомо и, следовательно, в программу Немейских игр сметное дело не входило. Может быть, умей они просчитывать стоимость работ по возведению объектов, дальнейших событий и не произошло бы.

    Ротация мест проведения Немейских игр

    На рубеже V и IV вв. до н.э. борьба Аргоса, упорно боровшегося со Спартой за влияние на полуострове Пелопоннес, достигла и Немейской долины. С этого времени организация Немейских игр была перенесена в Аргос и ушла под его полную власть.

    Но в 338 г. до н.э, с установлением в Греции господства Македонии, произошло возвращение игр в Немейскую долину. По мнению исследователей, это связано с решением Коринфского конгресса, намеревающегося подчеркнуть общегреческий характер вновь образованной политической структуры, проводить заседания органов управления Греческим союзом именно во время Панэллинских игр. Правда в 270 г. до н.э. проведение игр снова перемещается в Аргос и это уже было окончательное перемещение, т.к. в конце III в. до н.э. Немея подверглась сознательному разрушению со стороны Аргоса, который таким образом устранил конкурента в борьбе за право на проведение этих игр.

    Возрождение Немейских игр

    Больше в источниках сведений о проведении Немейских игр никаких нет. Вероятно, после введения в Римской империи христианства, как единственно-официальной религии, игры, из-за их языческого характера, запретили. Но руины стадиона сохранились до наших дней и в конце 20 столетия, Немейские игры попытались возродить, проведя в 1996 году первые возрожденные состязания среди любителей.

    В 2000 г., в преддверии Олимпиады в Афинах, в Немейских играх уже принимало участие порядка 7 тысяч человек. Люди, одетые в хитоны и на босую ногу, участвовали в забеге от Клеона до стадиона в Немеях.

    Как утверждают организаторы «Общества по возрождению Немейских игр», их цель – пробуждение интереса к культурно-историческому наследию Древней Греции, а не создание альтернативы играм Олимпийским.*

    * Ахиев С.Н. Немейские игры: История и современность

    С 22 – по 24 июня 2012 года проводились уже пятые Немейские игры.

    rithelp.ru

    Немейские Игры 2016

    С 10 по 12 июня в Древней Немее в 6-й раз пройдёт Немеада-2016, возрождающая древние Немейские игры.

    Под девизом «Беги в историю» это уникальное событие, проходящее раз в 4 года, соберет более 1500 бегунов и волонтёров из Греции и 25 зарубежных стран. Участники будут иметь возможность ощутить дух прошлого на той же земле, где 2300 лет назад соревновались древние греки. В программу состязаний войдут бег на один стадий (90 метров) и забег на 7,5 км «По следам Геракла».

    Состязания, проходившие в Древней Греции в Немейской долине на Пелопоннесе, входили в панэллинские игры и проводились за год или через год после Олимпийских игр. Первые исторические упоминания о Немейских играх относятся к 573 г. до н. э., а последние — к концу IV века.

    Игры были возрождены по инициативе Общества по возрождению Немейских игр в 1996 году, и с тех пор проводятся раз в 4 года.

    6-я Немеада пройдёт под эгидой Министерства культуры и спорта, Министерства экономики, развития и туризма, Греческой комиссии по делам ЮНЕСКО, Национальной организации туризма, периферии Пелопоннеса, Международного центра олимпийского перемирия, Греческого отделения ИКОМОС, Греческой федерации панкратиона и Всемирной федерации панкратиона.

    Информация:

    10 — 12 июня 2016 г.
    Место проведения: Древняя Немея | Коринфия | Пелопоннес
    Начало: Церемония открытия: 10 июня в 18.30 (Храм Зевса, Древняя Немея)
    Бег на один стадий: 11 июня в 8.00 (стадион Древней Немеи)
    Забег «По следам Геракла»: 11 июня в 16.30 (Храм Геракла, древние Клеонаи)
    Культурные мероприятия: 12 июня в 10.00 (стадион Древней Немеи)

    www.grekomania.ru

    НЕМЕ́ЙСКИЕ И́ГРЫ

  • В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 353-354

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НЕМЕ́ЙСКИЕ И́ГРЫ, в Древ­ней Гре­ции од­ни из важ­ней­ших об­ще­эл­лин­ских со­стя­за­ний (на­ря­ду с Олим­пий­ски­ми иг­ра­ми , Пи­фий­ски­ми иг­ра­ми и Ист­мий­ски­ми иг­ра­ми ). Н. и. про­во­ди­лись в Не­мей­ской до­ли­не, рас­по­ло­жен­ной ме­ж­ду г. Кле­о­ны и г. Фли­унт (Ар­го­ли­да, Пе­ло­пон­нес), в ро­ще Зев­са Не­мей­ско­го, где на­хо­дил­ся по­свя­щён­ный ему храм. Здесь Ге­ракл со­вер­шил свой пер­вый по­двиг, одо­лев не­мей­ско­го льва, что, по мне­нию не­ко­то­рых ан­тич­ных ав­то­ров, ста­ло при­чи­ной уч­ре­ж­де­ния Н. и. По бо­лее рас­про­стра­нён­ной в ан­тич­но­сти вер­сии, Н. и. бы­ли уч­ре­ж­де­ны се­мью во­ж­дя­ми по­хо­да про­тив Фив в па­мять мла­ден­ца Офель­та (или Ар­хе­мо­ра), сы­на ме­ст­но­го ца­ря, по­гиб­ше­го от уку­са змеи. Ор­га­ни­за­то­ром Н. и. сна­ча­ла (с 573 до н. э.) был г. Кле­о­ны, за­тем (ок. 460 до н. э.) – г. Ар­гос. Н. и. про­хо­ди­ли 1 раз в 2 го­да (ле­том ка­ж­до­го 2-го и 4-го го­да Олим­пий­ско­го цик­ла). В про­грам­му Н. и. бы­ли вклю­че­ны со­стя­за­ния ат­ле­ти­че­ские (бег, борь­ба, ку­лач­ный бой, пан­кра­ти­он, пен­тат­лон), кон­ные и му­зы­каль­ные. Вы­де­ля­лись не две, как на Олим­пий­ских и Пи­фий­ских иг­рах, а три воз­рас­тные ка­те­го­рии (маль­чи­ки, юно­ши, взрос­лые). По­бе­ди­те­ли по­лу­ча­ли в ка­че­ст­ве на­гра­ды мас­лич­ный ве­нок, позд­нее – ве­нок из сель­де­рея.

    bigenc.ru

    С. Н. Ахиев НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

      Мария Вакулина 1 лет назад Просмотров:

    1 С. Н. Ахиев НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Мир Древней Греции, ее история, культура, быт, религиозные верования, социальная организация и экономическая деятельность изучались крайне неравномерно. Античная традиция содержит много информации об истории отдельных полисов, исторических и культурных центров древней Эллады. Однако относится это в первую очередь к крупным городам, принимавшим активное участие в событиях политической истории. Кто не слышал о могучем флоте Афин едва ли не самого красивого города Древней Греции, о суровой дисциплине, мужестве и лаконизме спартанцев, о загадочных оракулах пифии, звучавших в стенах дельфийского храма Аполлона общегреческого религиозного центра. Но существовало множество других местечек, названия которых мало что говорят нашим современникам, хотя они являлись весьма значимыми для древних греков. Одним из таких мест является Немея небольшой поселок на Пелопоннесском полуострове, известный ныне благодаря разве что только своим виноградникам и прекрасным вином. Практически любое современное справочное издание словарь или энциклопедия упоминает, что в Древней Греции проводились четыре общегреческих религиозных празднества, Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры 1, сопровождавшихся спортивными состязаниями. Но если программы состязаний, организация мероприятий, даже 1 В Элладе существовали и другие массовые религиозные действа, имевшие, как правило, локальный характер, но при этом сопровождавшиеся состязаниями атлетов из разных полисов, например Панафинеи, Герейи, Фтии и др. Значение и характер празднеств довольно подробно разбираются Ю.В. Шаниным (см.: Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма / Под общ. ред. В.И. Кузищина. СПб., С. 13). Однако только Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры составляли единый цикл, в котором участник, сумевший победить на всех четырех праздниках, получал особый почетный статус «периодоника». 25

    2 имена многих победителей первых трех праздников известны достаточно хорошо, то о Немейских играх информации почти не сохранилось (по крайней мере, в письменной античной традиции, дающей самую полную информацию об исторических событиях в древнем мире). Лишь отдельные высказывания античных писателей позволяют современным исследователям предполагать, что устройство Немейских игр было практически идентичным другим, более известным нам панэллинским праздникам. По мнению исследователей, в большей степени это относится к организации Олимпийских игр, поскольку они так же, как и Немейские игры, были посвящены тому же божеству, Зевсу 2. Всем известна роль П. Кубертена в возрождении (или, точнее, в основании новых) Олимпийских игр, ставших самым главным спортивным праздником современности. Но мало кто знает о движении за возрождение игр Немейских, которые немногим уступали по значимости Олимпийским играм. В 1996 г. на древнем стадионе Немеи уже были проведены первые состязания среди любителей, а в 2000 г., в преддверии Афинской олимпиады, более 7 тыс. человек, одетых в хитоны, без обуви, участвовали в забеге на один стадий, а также в пробеге от древнего храма Геракла в Клеонах до Немейского стадиона. Учредители «Общества по возрождению Немейских игр» не ставят цели воссоздать панэллинский цикл игр или организовать альтернативу Олимпиаде. Их цель пробуждение интереса к культурноисторическому наследию древней Эллады. Гимнастические упражнения и спортивные состязания были частью образа жизни древнего эллина. Физическому воспитанию детей греки уделяли самое пристальное внимание, поскольку оно являлось составной частью воспитания гражданина. «Калокагатия» так греки именовали идею всесторонне развитой личности, граждан, крепких телом, здоровых душой, развитых умственно. Калокагатия не просто философская идея, это руководство в жизни многих греков. Достаточно вспомнить, что обладателями высших наград, полученных за выступления в Панэллинских играх в разное время, являлись мыслители Пифагор и Платон, поэты-трагики Софокл и Еврипид и многие другие греки, прославившиеся в веках отнюдь не своими спортивными достижениями. Победа в состязаниях ассоциировалась у древних греков и с нравственным совершенством, и с благоволением богов. Вот почему в Древней Греции игры являлись не столько спортивными соревнованиями, сколько элементом религиозных ритуалов. Только сознавая этот феномен эллинской культуры и менталитета можно максимально полно и достоверно реконструировать историю Древней Греции. Данное обстоятельство является одной из важнейших причин прояв- 2 См.: Nemea: A guide to the Site and Museum / Ed. by S.G. Miller. Berkeley, P. 3. Истмийские игры посвящались Посейдону, Пифийские Аполлону. 26

    3 ления неугасающего интереса к Панэллинским играм, в ходе которых многочисленные зрители из разных полисов Эллады могли воочию увидеть воплощение в реальность «пайдейи» системы воспитания идеального (всесторонне развитого) гражданина 3. Четырехлетний Панэллинский цикл состоял из шести празднеств, поскольку Немейские и Истмийские игры проводились раз в два года, в то время как Олимпийские и Пифийские раз в четыре года. Немейские игры из всех перечисленных были самыми поздними, так как приобрели статус общегреческого празднества в 573 г. до н.э. (Олимпийские в 776 г., Пифийские в 586 г., Истмийские в 580 г.) 4. Естественно, что все эти игры имеют более длинную историю, поскольку на локальном уровне проводились уже в глубокой древности, восходящей ко времени образования эллинами собственных государств на Балканском полуострове. Участниками состязаний в то время, по представлениям древних греков, часто являлись боги и герои 5. Имели легендарную версию основания и Немейские игры, согласно которой они были учреждены во время похода «семерых против Фив» в честь Офельта сына немейского царя Ликурга. Из другого мифа известно, что Геракл, после победы над Немейским львом (первый подвиг), видоизменил их и посвятил Зевсу 6. Единый характер всех Панэллинских игр подтверждается единообразными формами почестей, полагавшихся победителям в этих состязаниях. Так, одним из законов, принятых в Афинах около 430 г. до н.э., постановлялось, что победитель в каких-либо играх (упомянуты только празднества в Олимпии, в Дельфах, Коринфе и Немее) получал пищу за государственный счет до конца своей жизни (IG. I. 131). Павсаний, описывая статуи, ус- 3 Подробнее об идеалах воспитания см.: Йегер. В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. М., См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P. 2. Даты начала игр в различных изданиях имеют расхождение в несколько лет из-за противоречивости сведений источников. 5 Так, Павсаний оставил описание одного из преданий, в котором упоминается Аполлон, «который победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою» во время Олимпийских игр (Павсаний. Описание Эллады. V / Пер. С.П. Кондратьева. М., Т. 1 2). 6 См.: Аполлодор. Мифологическая библиотека. III. 6.4 / Пер. В.Г. Боруховича. М., Несколько иную версию основания приводит Павсаний, приписывая заслугу учреждения игр лично Адрасту, царю Аргоса (Павсаний. Х. 25.7). Подробно миф о Геракле излагает и комментирует Р.Грейвс (см.: Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., С ). Миф о борьбе Геракла с немейским львом подтверждается находками в Немее бронзовой головы льва и рельефа, изображающего Геракла в львиной шкуре (см.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P. 25). 27

    4 тановленные в честь победителей соревнований, нередко подчеркивал, что победы достигались на всех общегреческих играх 7. История Немейских состязаний известна менее других, входящих в четырехлетний цикл Панэллинских празднеств. Но благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в Немее, накоплен материал, достаточный для восстановления многих подробностей, связанных с организацией и проведением этих игр. Впервые интерес к немейским развалинам проявили члены лондонского «Общества дилетантов», организовавшие раскопки в 1766 г. около храма Зевса Немейского. Впрочем, интересных находок сделано не было и интерес угас. Ситуация изменилась после того, как в 1883 г. французские инженеры осуществили дренаж долины. Уже в следующем году начались исследования раннехристианских памятников на территории древних немейских святилищ (часовни и базилики), продолжавшиеся вплоть до 1912 года. С 1924 г. руководство раскопками осуществляли американские исследователи Берт Хилл и Карл Блеген, за три года сумевшие исследовать значительную часть храма Зевса, Алтарь, бани, жилое помещение (ойкос I), часть Ксенона. Кроме того, были очерчены контуры стадиона 8. Новые открытия последовали после работы археологической экспедиции Чарльза Уильямса в годах 9. Но наибольший вклад в изучение древней Немеи внесли раскопки специалистов Калифорнийского университета, осуществлявшиеся под руководством С. Миллера в годах 10. Немейские игры проходили на второй и четвертый годы Олимпиады в июле августе и продолжались в течение нескольких дней. Время проведения празднеств требует уточнения. Так, Павсаний упоминает о зимних (VI. 16.4) и осенних (II. 15.3) Немейских играх. В.В. Латышев не без основания полагает, что общегреческие Немейские игры проводились именно в 7 Например: «У Хилона, ахейца из Патры, было две победы в Олимпии одна в Дельфах, четыре на Истмийских играх и три на Немейских» (Павсаний. VI. 4.6). Хилон, погибший во время войны, не только удостоился статуи от благодарных сограждан, но и был похоронен за государственный счет. 8 Результаты раскопок тут же публиковались (см.: Blegen С.W. The American Excavation at Nemea, Season of 1924 // Art and Archaeology P ; Idem. The December Excavation at Nemea // Ibid P ; Idem. The Excavation at Nemea, 1926 // American Journal of Archaeology P ). 9 См., например: Hill B.H. The Temple of Zeus at Nemea / Revised by Ch.K. Williams. Princeton, Наибольший интерес в исследовательской среде вызвали обнаруженные надписи (см.: Bradeen D.W. Inscription from Nemea // Hesperia Vol. 35, 4. P ; Geagan D.J. Inscription from Nemea // Ibid Vol P ). 10 См.: Miller S.G. Excavation at Nemea // Hesperia Vol. 44, 2. P ; Idem. Excavation at Nemea 1983 // Ibid Vol P ; Idem. Excavation at Nemea, // Ibid Vol. 57, 1. P

    5 летние месяцы. Само же празднество в честь Зевса Немейского, как правило, было ежегодным а те годы, когда не проводились общегреческие состязания, носило локальный характер, когда чествовали не только Зевса Немейского, но и Геру и других богов 11. Одна из найденных надписей свидетельствует о том, что игры, воспринимавшиеся греками как один из великих общегреческих праздников, посещались большим количеством зрителей, приезжавших в Немею 12. В ходе археологических раскопок в Немейской долине была обнаружена довольно широкая дорога с остатками постаментов вдоль нее, на которых, вероятно, были установлены статуи победителей игр 13. Дорога проходила через всю долину, в центре которой на высоте около 330 м над уровнем моря располагалось святилище Зевса. Камень для строительства храма Зевса, равно как и других сооружений древнего стадиона, священной могилы Офельта (Архемора) и др., добывался в самой долине на восточном холме, разделявшем Немею и Клеоны. Программа Немейских игр первоначально включала только атлетические и конные состязания: Бег на стадий. Длина беговой дорожки немейского стадиона по данным археологических раскопок была около 178 м, ширина колебалась в пределах м 14. На этом же стадионе проводились празднования в честь Геры (Павсаний. II. 24.2). Бег на двойной стадий (диавл).осуществлялся по индивидуальным беговым дорожкам до конца стадиона и обратно к стартовой линии. В Немее равнялся примерно 355 м. Конский (рысистый) бег. Бег на расстояние два диавла (около 710 м) 15. Павсаний сообщает, что данные состязания позднее повсеместно были отменены. Вновь введены указом императора Адриана только на Немейских играх (Павсаний. VI. 16.4). Бег на длинную дистанцию (долих). Расстояние могло равняться 7, 10, 20, 24 стадиям. Упоминаний о существовании данного вида состязаний в Немее нет, и исследователи исходят из аналогии Олимпийских игр. 11 См.: Латышев В.В. Очерк греческих древностей: В 2 т. СПб., Т. 2. С См.: Geagan D.J. Op. cit. P Nemea: A guide to the Site and Museum. P. 9. Вдоль нее же, по мнению С. Миллера, во время праздников размещались многочисленные посетители празднества. 14 См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P Раскопанный в 80-х г. ХХ столетия Немейский стадион датируется концом IV в. до н.э. Примечательно, что при строительстве нового стадиона были использованы материалы, сохранившиеся от прежнего стадиона, в частности каменный блок со стартовой линией (см.: Romano D.G. An Early Stadium at Nemea // Hesperia Vol. 46, 1. P ). 15 С. Миллер полагает, что этот вид состязаний проводился только на Немейских и Истмийских играх (см.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P. 4. Note 5). 29

    6 Гоплитодром. Бег с комплектом вооружения. Дистанция два стадия. Кулачный бой. Исследователи часто сравнивают этот вид состязания с современным боксом, отмечая, что бой не делился на раунды и вместо перчаток атлеты использовали кожаные ремни, обматывая ими кисть и оставляя пальцы открытыми. Очевидно, жестких правил ведения боя, единых для всех общегреческих игр, не существовало. Бойцы с согласия судей могли внести изменения в правила, как это произошло во время боя Дамоксена из Сиракуз и Кревга из Эпидамна на Немейских играх 16. Панкратий. Сочетание борьбы и кулачного боя. Допускались болевые приемы и намеренное нанесение увечий. Так, многократный победитель в панкратии на Немейских играх (равно как и на других играх Олимпийских, Истмийских, Пифийских) Сострат из Сикиона получил прозвище «Акрохерсит» (акрай хейрон «края рук») за то, что во время состязания ломал сопернику пальцы и не отпускал их до тех пор, пока тот не признавал свое поражение 17. Борьба (пале). Силовая борьба без использования подножек, подсечек и других приемов. Пятиборье (пентатлон). Состязание в беге на стадий, борьбе, метании копья и диска, в прыжках в длину с места. В письменных источниках этот вид соревнований упоминается в связи с Немейскими играми только у Пиндара (Pind. Nemea. 7). При раскопках в храме Зевса найдены подношения от победителей, среди которых были найдены метательное копье и диск 18, использовавшиеся только в пятиборье. Помимо атлетических состязаний, на Немейских играх проводились конные соревнования: скачки на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей на расстояние 8,4 и 5,6 км соответственно; скачки верхом на коне на расстояние 4,2 км. Конные состязания на Немейских играх имели особенность, отмеченную в античной традиции. На самом повороте ипподрома высилась скала красного цвета, вероятно, обладавшая большой отражательной способно- 16 Бойцы договорились, что будут наносить удары по очереди, уворачиваться или блокировать удары было нельзя. Так, по словам Павсания, «Дамоксен приказал Кревге поднять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под ребра» (Павсаний. VIII ). Удары можно было наносить любой частью кисти, что также отличается от современного бокса. 17 См.: Павсаний. VI Об особом почете этого вида состязаний говорит Пиндар (Pind. Nemea. 2.15; 5.1 9). 18 См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P

    7 стью («блестящая, как огонь»), что сильно пугало лошадей, заставляя их скакать быстрее 19. Позже всего, уже в эллинистический период (не позднее 206 г. до н.э 20.), на Немейских играх появляются музыкальные состязания кифаредов. Заключались они в исполнении песен под аккомпанемент лиры. В Немее существовали соревнования глашатаев и трубачей, до того, как они появились на панэллинских играх. Наградой победителями служил венок из дикого сельдерея в память об Офельте (Павсаний. VIII. 48.2). Немея никогда не являлась полисом или городом. Она всегда оставалась скорее общегреческим религиозным центром, празднования в котором сопровождались спортивными состязаниями. Центр изначально контролировался и управлялся Клеонами, небольшим полисом, располагавшимся в нескольких километрах восточнее святилища. Игры активно проводились с начала VI в. до н.э. Сохранились несколько посвятительных надписей этого периода, сделанных еще архаическим письмом и стилем (слева направо и справа налево) 21. Однако в 23 км южнее Клеон располагался довольно большой полис Аргос, упорно боровшийся с самым могучим государством Пелопоннеса Спартой за влияние на полуострове. Сфера влияния Аргоса постепенно расширялась, охватывала такие древние центры, как Микены и Тиринф, а на рубеже V и IV вв. до н.э. она распространилась и на Немейскую долину, равно как и на Клеоны. С этого времени организация и руководство празднествами перешло к Аргосу. Более того, само празднование, несмотря на посвящение Зевсу Немейскому, было перенесено в Аргос, а спортивные состязания стали проводиться на местном стадионе 22. Археологические раскопки показывают, что некоторые здания в Немейской долине были разрушены или повреждены намеренно. Произошло это, скорее всего, в результате военных столкновений гг. до н.э. 23 Раскопки показали, что с конца V в. вплоть до 30-х гг. IVв. до н.э. святилище Зевса в Немее не 19 См.: Павсаний. ХVI Нечто подобное наблюдалось и на Олимпийском ипподроме. Здесь располагался жертвенник Тараксипп («Ужас коней»), возле которого во время состязаний происходило наибольшее количество столкновений колесниц из-за смятения лошадей (Там же. ХVI ). 20 Известно, что в этом году Филопемен, стратег Ахейского союза, посетил Немейские игры и присутствовал на состязаниях певцов (см.: Плутарх. Филопемен. 11; Павсаний. VIII. 50.3). 21 См.: Bradeen D.W. Op. cit. P См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P. 20. В.В. Латышев перенос Немейских игр в Аргос датирует 460 г. до н.э. (см.: Латышев В.В. Указ. соч. С. 124). До настоящего времени археологические изыскания на стадионе Аргоса не проводились, хотя контуры древнего спортивного сооружения установлены довольно точно. 23 См.: Miller S.G. Kleonai, the Nemean Games, and the Lamian War // Hesperia Vol. Suppl. 20. P

    8 использовалось, постепенно приходило в упадок и разрушалось. Однако письменные источники доказывают, что Немейские игры в это время не прекращались 24. Данное обстоятельство подтверждает факт переноса празднования из Немейской долины в Аргос. Интересные выводы напрашиваются из анализа нумизматического материала, найденного в Немее. В коллекции музея, насчитывающей более 4 тыс. монет, наиболее полно представлены такие крупные торговые центры, как Аргос, Коринф, Сикион. Значительно меньше найдено монет, выпущенных в близлежащих к Немее городах Клеонах и Флиунте. Доминирование аргосской монеты подтверждает выводы исследователей о подчинении Клеон Аргосу, что выражалось в числе прочих последствий в прекращении чеканки собственной монеты 25. Нумизматическая коллекция Немейского музея содержит некоторое количество монет, выпущенных в более отдаленных полисах, таких как Эгина, Афины, Мегара, отдельных городах Беотии, Фокиды, Халкиды и других центрах. Возвращение игр в Немейскую долину произошло в одно время с установлением македонской гегемонии в Греции после битвы при Херонее в 338 г. до н.э. Как полагают исследователи, это связано с решением Коринфского конгресса проводить заседания органов управления Греческим союзом именно во время Панэллинских игр, что должно было подчеркнуть общегреческий характер вновь образованной политической структуры. На перенос игр в Немейскую долину, очевидно, были выделены большие средства, которые израсходовали на восстановительные работы. Во время раскопок было найдено много македонских монет Филиппа II и Александра Великого, датируемых последней третью IV в. до н.э. 26 Фактически заново были построены храм Зевса, Ксенон 27, стадион. В ходе археологических раскопок были найдены терракотовые трубы, датируемые концом IV в. до н.э., по которым на стадион доставлялась питьеваявода. Тогда же были воздвигнуты бани, одни из первых в Древней Греции. Материал для строительства брался не только из окрестных каменоломен, но и из развалин древних сооружений. 24 См.: Павсаний. VI. 2.9; VI. 3.7; VI ; VI См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P Ibid. P. 23, 43, Ксенон гостиница для приезжих. Название здания с характерной для гостиниц того времени планировкой точно не известно. Л. Крейнэк предложила назвать здание «Ксеноном». К. Блеген, руководивший раскопками в 20-х гг. прошлого столетия, именовал здание «Гимнасием» (см.: Tomlinson R.A. Rec. in: Excavation et Nemea. I. Topographical and Architectural Studies: The Sacred Square, the Xenon and the Bath / Ed. by S.G. Miller // The Journal of Hellenic Studies Vol P. 223). 32

    9 Однако приблизительно в 270 г. до н.э. проведение игр вновь перемещается в Аргос. О причинах такого переноса можно только догадываться, но сам факт не вызывает сомнений. В 235 г. до н.э. предводитель Ахейского союза Арат, враждовавший с Аргосом, демонстративно провел игры в Клеонах «сославшись на древние обычаи» (Плутарх. Арат. 28). С. Миллер полагает, что Арат вообще перенес проведение игр в Немейскую долину 28. Вряд ли можно вести речь о восстановлении распоряжения играми жителями Клеон на какой-либо долгий срок, поскольку в те же дни одновременно были проведены «параллельные» Немейские игры в Аргосе 29, а вскоре Арат примирился с этим полисом. В результате раскопок были обнаружены следы сознательного разрушения, которым подверглись водопроводы, здания и сооружения в Немее в конце III в. до н.э. Исследователи полагает, что скорее всего вина за погром лежит на Аргосе, который таким образом стремился устранить конкурента в борьбе за право на проведение Немейских игр. Факт возвращения игр под покровительство Аргоса подтверждается событиями, которые произошли через несколько лет. Плутарх, описывая войну Спарты и Ахейского союза, рассказывает о событии, немыслимом ранее для греков. В 224 г. до н.э. спартанский царь Клеомен во время празднования Немейских игр в Аргосе ворвался в город, воспользовавшись тем, что граждане находились на стадионе (Плутарх. Агис и Клеомен. 38). Нарушение священного перемирия, наступавшего на время проведения празднеств, говорит об изменении значения игр в Древней Греции. Проведение Немейских игр в середине II в. до н.э. было окончательно перенесено в Аргос, и лишь случайные путники посещали Немейскую долину. Именно этим обстоятельством исследователи объясняют практически полное отсутствие римских монет в Немее 30. Павсаний упоминает, что Немейские игры в его время (конец II в.) еще проводились (II. 24.2). Но это не могло происходить в Немейской долине, поскольку в другом фрагменте Павсаний сообщил, что храм Зевса находится в запущенном состоянии и постепенно разрушается (Павсаний. II. 15.2). Дальнейших упоминаний о судьбе Немейских игр в источниках нет. Вероятно, их постигла судьба Олимпийских и других общегреческих празднеств, запрещенных после введения в Римской империи христианства в качестве официальной религии из-за их языческого характера. В V в. на 28 См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P Проведение «двойных» Немейских игр сопровождалось невиданными ранее нарушениями. Так, Плутарх рассказывает, что впервые в истории игр была нарушена дарованная участникам состязаний неприкосновенность, поскольку всех возвращавшихся из Аргоса атлетов задерживали по приказу Арата и продавали в рабство (см.:плутарх. Арат. 28). 30 См.: Nemea: A guide to the Site and Museum. P

    docplayer.ru

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.