Майя

Интересные факты племени Майя

На протяжении веков они наращивали свою мощь. Они создали календарь, который был гораздо более точным, чем римский календарь того времени. Они были народом великих астрономов и математиков. Эпоха майя закончилась испанским завоеванием.

13 марта 1697 года испанцы завоевали последний независимый город-государство Майя — остров Таясал на озере Петен-Ица в Гватемале.

Географическое положение цивилизации Майя

Их называли греками Нового Света. Майя создали цивилизацию в Гватемале, Гондурасе и южной Мексике, которая оказала огромное влияние на развитие этой части континента.

Некоторые исследователи полагали, что культура майя была создана эмигрантами из Древнего Египта. По мнению других, эта власть росла с приходом новых иммигрантов из Азии. Не испытывает недостатка и тот, кто утверждает, что именно европейские иммигранты пересекли Атлантический океан и обосновались там.

Как все прошло на самом деле?

На Карибском побережье Гватемалы, за тысячи лет до Колумба, поселились кочевые племена. Скорее всего, это были скитальцы с более сухих возвышенностей и горных долин, которые уже умели готовить глиняные блюда, прясть и ткать, строить каменные дома. Они могли бы мирно изучать звезды и проектировать храмы. Они выработали сложную религиозную систему, поняли механизм времени.
Первые города-государства Майя были основаны примерно в 1 веке нашей эры.

Пиковый период расцвета культуры майя приходится на 4-8 века, в эпоху так называемого Старого царства. В дополнение к разработке календаря, люди сегодняшней Центральной Америки выпустили ученых, которые открыли тайну математического нуля и разработали числовую систему задолго до появления арабских символов в Европе.

Памятники, спрятанные от мира.

Самые величественные памятники майя на протяжении многих веков скрывались от человеческого глаза. Исследования в Египте, Греции и Азии начались только в первой половине 19 века. Также путешественники приезжали в Центральную Америку. Одним из них был американский археолог Джон Стивенс, который в 1839 году достиг Копана, великолепного памятника культуры и искусства майя. Тогда он написал: «Город руин лежал перед нами, как разбитая баржа посреди моря…. Никто не знает, откуда он взялся, кому принадлежит, что вызвало его разрушение.

Когда Стивенс прибыл на берег реки Копан, он увидел хорошо заметную высокую каменную стену, заросшую лианой. Колонны были разбросаны по джунглям, одни поднимались к небу, другие сбивались с ног или трескались. Поверхности были покрыты рисунками. Он и другие участники экспедиции увидели здания пирамидообразной формы, достигающие вершин деревьев. С фасадов наклонились головы ягуаров и ядовитых змей — образы богов, для которых были построены эти великолепные здания. Куда бы ни смотрели путешественники, они встречали чудеса, замороженные в пустынных памятниках бывшего города Копан.

Пирамиды и иероглифы

Главный комплекс зданий располагался на вершине холма, вырезанного террасами, площадью около 50 000 квадратных метров и возвышающегося на высоту 40 метров. Этот искусственный холм был увенчан массивной ступенчатой пирамидой. Однако самым большим достижением строителей Копана была так называемая иероглифическая лестница. Каждый камень, использованный для их постройки, имел глубокие рисунки на поверхности, и вся лестница содержала почти 2000 иероглифических знаков. Каждое здание было календарем, выкованным из камня.

Паленке — место встречи гостей из Космоса?

Один из секретов доисторической культуры Мексики — плита на пирамиде 10 000-летней давности в Паленке. По мнению некоторых ученых, на рисунке на этой пластине изображен межпланетный аппарат с ионным или фотонным питанием, управляемый человеком. Аналогичные гипотезы выдвигались американскими учеными, изучавшими странные скульптуры, украшающие Врата Солнца в Тиахуанако, в стране инков. Они пришли к выводу, что некоторые из этих скульптур изображают также космические аппараты.

Исследователи убеждены, что пирамида в Паленке была не храмом майя, как хотелось бы некоторым фантазистам, а просто саркофагом, гробницей. А рисунки, которые выгравированы на здании, являются просто абстрактными символами.

Великолепие старой империи начало угасать примерно в 9 веке. Каковы были причины этого? Землетрясения, эпидемии, страшные даты, предсказывающие конец света, внезапное изменение климата — это лишь некоторые из теорий.

И что ближе всего к истине? Что привело к краху великой цивилизации майя? Послушайте программу Элизы Боярской из цикла «Потерянные цивилизации».

Это была группа индейцев, говорящих на языках майя, живущих в юго-восточной Мексике (полуостров Юкатан и штат Чьяпас), Гватемале, Белизе и западной части Гондураса. Майя были создателями высокоразвитой цивилизации, происхождение которой восходит к доисторическому периоду (400 до н.э. — 250 н.э.). В 250-400 гг. н.э. было основано несколько городов (в том числе Тикал и Уаксактн), выполняющих сакральные и административные функции. Произошло от 400 до 700 местных политических кризисов и развитие от 700 до 900 региональных архитектурных и художественных стилей. Цивилизация майя, с другой стороны, достигла своего пика.

К концу этого периода в центральном регионе развивалась цивилизация и происходило опустынивание городов. В период с 900 по 1200 год северная часть Юкатана находилась под сильным влиянием культуры тольтеков в центральной Мексике. Чичн-Иц стал самым важным городом в северном регионе. Около 1200 года он потерял свое превосходство над Маяпном. 1200-1450 годы (до падения Маяпна) были периодом упадка и политических трений между конфликтующими аристократическими семьями, которые правили многочисленными, относительно небольшими государствами. Этот период закончился испанским завоеванием в XVI в. Основой экономики майя было сельское хозяйство, основанное на использовании тепловой и оросительной техники, охоте, рыболовстве и собирательстве. Наземная и морская торговля играет важную роль. Общество состояло из отдельных слоев и групп.

Высшее место в социальной иерархии занимала аристократия, откуда пришли правители, обычно совмещающие политические и религиозные функции, а также чиновники, администраторы городской государственной администрации, священники и старшие военные командиры. Наиболее многочисленный слой состоял из крестьян, часть которых, временно или постоянно, занималась ремеслами. Существуют также профессиональные торговцы и другие группы. Самыми низкими в иерархии были рабы. Их было относительно немного, они были завербованы в основном из числа военнопленных.

Хотя термин «империя» иногда используется для обозначения форм политической организации майя, на самом деле они представляют собой лишь более или менее постоянное объединение нескольких городов-государств. До испанского вторжения в Юкатан наднациональных политических структур не существовало. Основными архитектурными достижениями цивилизации майя стали монументальные пространственные ансамбли, состоящие из храмов на пирамидах высокой ступени, дворцов, террас, дворов и каменных бальных полей.

В области искусства — лепные украшения, настенная живопись, скульптуры и рельефы из камня, дерева и костей, многоцветная керамика и ювелиры. Майя разработали иероглиф и 20-метровую систему математической нотации, провели астрономические наблюдения и использовали системы подсчета точного времени. За испанским завоеванием последовал полный крах цивилизации майя.

Истоки культуры майя восходят ко второму тысячелетию до н.э., когда в начале доисторического периода (1800-1000 гг. до н.э.) в южной части Южной области были созданы первые деревни, населенные людьми, занятыми в керамическом производстве, сельском хозяйстве и сборе урожая. Следы такого раннего заселения в Южном районе были обнаружены, в частности, на этих объектах: Сан-Карлос, Пасо-де-ла-Амада, Эль-Кармен, Эль-Месак и Ла-Виктория.

Археологические материалы (в основном керамика) этих центров использовались исследователями для определения некоторых из самых древних фаз культуры, таких как Барра, Локона, Окос, Черла и Куадрос. Старейшей керамикой майя являются в основном простые миски и так называемые текоматные — округлые сферические тарелки, чаще всего без отдельного носика. Очень характерны для этого периода и человеческие фигуры из глины (особенно фигуры головы).

Средневековый доисторический период (1000-300 гг. до н.э.) был в Центральной Америке ареной для развития древнейшей мезоамериканской цивилизации, созданной в Мексиканском заливе жителями так называемых Ольмеков.

Ольмеки, происхождение которых восходит к раннему до-классическому периоду, славились своими огромными, монументальными каменными головами, на которых, скорее всего, изображались местные правители. В искусстве они создали очень характерный стиль, характеризующийся сочетанием животного — ягуара и человеческого — у маленького ребенка.

Следы этого стиля также дошли до земель майя, особенно на юге, где на таких объектах, как Падре-Педра, Пиджиджапан, Абадж Такалик и Сок, исследователи обнаружили памятники, покрытые барельефами в ольмецком стиле. Землю майя также населяли небольшие портативные ольмекские памятники, такие как нефритовые плитки, покрытые ритмичными образами, которые доходили до рук сформировавшейся в то время элиты и были в некотором роде носителем идеологии. Неудивительно, что майя во многом заимствовали у ольмеков, особенно в области верований и связанной с ними иконографии.

В одном из центров майя — Копане — в ходе археологических раскопок была обнаружена могила средневекового периода, содержащая керамику с ольмецкими влияниями, девять полированных топоров из камня и более 300 нефритовых орнаментов. Эта богато оборудованная гробница, которая могла принадлежать представителю ольмецкой культуры, является ярким свидетельством того, что ольмеки проникали в земли майя во время своего расцвета.

Наиболее важными центрами майя, развивавшимися в период среднего деклассицизма, были Каминалджую, расположенный в южной части, и Накбе, расположенный в центральной части, где в течение среднего деклассического периода постепенно заселялись люди, прибывшие в основном с юга. Многие впечатляющие открытия были сделаны в Накбе в ходе исследований, проведенных Ричардом Хансеном из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Археологические исследования показывают, что примерно после 750 года до н.э. Накбе превратился из небольшой деклассической деревни в небольшой городок с возвышающимися над ней храмами и пирамидами (одна из них была 18 метров высотой). Размер этого центра, а также следы монументальной архитектуры свидетельствуют о том, что община в Накбе была в основном иерархической.

Поздний доисторический период (300 до н.э. — 250 н.э.) был поворотным пунктом в истории Центральной Америки. В этот период появилось много важных элементов, которые вскоре должны были придать форму классической цивилизации майя. К этому периоду относятся первые памятники (например, стелы), покрытые письменностью и датами, написанными в так называемом Длинном календаре Рачуба; углубляется социальное расслоение и формируется сам институт власти, о чем свидетельствует наличие богато оборудованных гробниц.

На землях майя строится множество монументальных архитектурных центров, наиболее важными из которых являются Эль-Мирадор, Серрос, Тикал, Уаксактун и Ламанай в Центральном районе и Абадж Такалик, Изапа, Чалчуапа и Каминальджую в Южном районе.
что изобрели майя

Интересные факты племени Майя

Считалось, что на небе было четырех богов, и каждый из них сидел на стуле, чтобы наблюдать за окружающим миром. Затем один из богов, Желтый Господь, предложил создать человека, который наслаждался бы землей. Другие боги согласились. Желтый Господь взял кусок желтой глины и сделал из него человека. К сожалению, существо было слабым, оно растворялось в воде и не могло стоять вертикально. Тогда Красный Господь предложил создать человека из дерева, и другие боги согласились с этим.

Поэтому Красный Господь взял ветку дерева и вырезал в ней человеческие фигуры. Начались испытания — сначала проверяли, будет ли человек плавать, что он прошел без проблем. Испытание, в ходе которого проверялась способность вертикально вставать, мужчина также прошел испытание правильно, из дерева. К сожалению, когда боги подвергли его испытанию огнем, он сгорел дотла.

Четыре бога снова начали совещаться. Темный Лорд предложил создать человека из золота. Этот человек был прекрасен и свят на солнце — он угоден богам. Он выдержал испытание огнем и плаванием, после чего выглядел более достойно. К сожалению, новое существо не могло говорить, чувствовать, двигаться или поклоняться своим богам-творцам. Тем не менее, боги оставили на земле человека с золотом и начали думать о том, что пытаться создать идеального человека.

Четвертый из богов, Бесцветный Господь, решил создать человека из собственного тела. Он отрезал пальцы левой руки, и они упали на Землю. С тех пор четыре владыки едва видели на Земле людей, которые пытались выжить вдали от них. С небесных стульев, на которых сидели создатели, люди выглядели как занятые муравьи.

Человеческое создание тела Ясного Господа поклонялось своим богам и создавало для них дары. Они наполнили сердца четырех господствующих радостью. Однажды, однако, один человек из тела нашел человека из золота, когда-то созданного черным лордом. Он прикоснулся к нему, и он был холоден, как камень, и он не двигался и не говорил.

Но доброта народа, созданного четырьмя мастерами, была настолько велика, что разогрела сердце человека из золота — он обрел жизнь, мог говорить, двигаться, думать. Поэтому он начал славить богов за величие, доброту и помощь, которые они имели в себе и предлагали другим людям, созданным из плоти.

Четыре джентльмена слышали слова, которые пришли с Земли. Они проснулись и в трепете стояли над Землей. Они называли богатым человеком человека, сотворенного черным лордом из золота, а бедняка, сотворенного из тела Бесцветного Господа, — бедняком. С тех пор они говорят, что богатый человек должен заботиться о бедных. Если он не выполнит свой божественный долг, то будет приговорен к смертной казни. С этого дня богач не может войти через небесные врата, если его не привезет туда бедняга, о котором он заботился всю свою жизнь.

«Это история о том, как все было в подвешенном состоянии, тишине и покое; все спокойно, тихо и небо пусто. Это первая история, первое описание. Пока не было ни человека, ни животного, ни птиц, ни рыбы, ни крабов, ни деревьев, ни камней, ни пещер, ни оврагов, ни трав, ни лесов: существовало только одно небо. (…) Затем появилось слово; Тепеу и Гукуматц собрались в темноте, ночью и сказали друг другу Тепеу и Гукуматц. Они советовались, задавая друг другу вопросы и размышляя, соглашались и объединяли свои слова и мысли.

И когда они медитировали, было ясно, что когда наступает рассвет, должен появиться человек. Поэтому они повелели, чтобы деревья и виноградники создавались и росли, чтобы рождалась жизнь и создавался человек. Во тьме и среди ночи так решило Небесное Сердце, которое называется Хуракан.

Цивилизация майя развилась в Центральной Америке, и сегодня ее следы можно обнаружить в Гватемале, Белизе, юго-восточной части Мексики, западной части Гондураса и Сальвадоре. Майя были самой юго-восточной мезоамериканской цивилизацией. Заселенный ими район площадью около 324 000 км2 , где проживает население, говорящее более чем на двадцати языках майя. Географическое и культурное разнообразие территории, на которой развивалась цивилизация майя, привело к разделению исследователями цивилизации майя на три части: Север, Централь и Юг.

Северный район охватывает приблизительно низменности в северной части Юкатана, на юге достигая линии, протянувшейся вдоль реки Канделария и городов Бекан, Цибанче и Четумальский залив.
Центральный район представляет собой низменную зону, простирающуюся от восточной части Мексиканского штата Табаско и южной части штата Кампече через департамент Петен на севере Гватемалы до побережья Карибского моря в Белизе и западной части Гондураса.
Наконец, Южный район включает высокогорные районы и тихоокеанское побережье в южной части Гватемалы и прилегающие к ним обломки мусора в Мексике, Сальвадоре и Гондурасе.

Накбе

Накбе расположен в 13 км к юго-востоку от Эль-Мирадора, в Гватемале. Центр состоит из двух основных частей: восточной и западной групп, которые соединены дорогой. Если большинство зданий в Накбе были построены в середине до-классического периода (1000-300 гг. до н.э.), то в 300-200 гг. до н.э. здесь были построены крупнейшие архитектурные сооружения города. К ним относится пирамида высотой 32 м, расположенная в районе Восточной группы, и пирамида высотой более 10 м, расположенная в районе Западной группы. Фасады этих зданий были покрыты лепными масками с изображением богов, как и в Эль-Мирадоре.

Во время раскопок в Накбе, в Восточной группе, была обнаружена резная стела. На этом памятнике изображены две богато украшенные фигуры, стоящие друг напротив друга. Хотя стела не имеет иероглифических текстов, мы можем отнести ее к позднему преклассическому периоду (300-100 гг. до н.э.) и до сих пор является самым древним памятником такого рода, происходящим из Центральной области.

Эль-мирадор


В то время как Каминалхую, крупный политический и культурный центр, быстро развивается в Южном регионе, в джунглях Петена, в северной части современной Гватемалы, город Эль-Мирадор, который является крупнейшим известным центром доисторических времен, выходит на политическую арену истории.

Апогей развития Эль-Мирадора относится к первому веку до н.э. — второму веку нашей эры. В то время в городе было построено огромное количество храмов и пирамид, которые гордо господствовали над окружающими джунглями.

В западной части Эль-Мирадор Майя построен так называемый Тигровый комплекс, занимающий площадь около 58000 м2. Наиболее впечатляющим сооружением этого комплекса была так называемая Тигровая пирамида высотой 45 м, состоящая из большой архитектурной платформы, на которой стояло двенадцать террасных пирамид с входом, окруженных двумя меньшими пирамидами, обращенными друг к другу. Все здания комплекса «Тигр» были украшены большими лепнинными масками богов в непосредственной близости от лестницы. Площадь самой Тигровой пирамиды составляла около 18000 м2. Перед фасадом находился небольшой квадрат, окруженный зданиями со всех сторон. Примыкающие к комплексу «Тигр» комплексы «Трес Микос» и «Монос» также имеют схожие архитектурные решения.

В восточной части Эль-Мирадора находилась так называемая Дантинская пирамида, самое высокое здание города, высота которого достигала 70 метров.

Важную роль в астрономических наблюдениях сыграли два крупных архитектурных сооружения: пирамиды Данта и Тигра. Из них можно было наблюдать, среди прочего, восходящее и заходящее солнце.

Размеры и архитектура Эль-Мирадора доказывают, что этот центр, примерно на рубеже веков, был главным политическим и культурным центром в центральной части города, контролируя важнейшие торговые пути, пересекающие землю Петена. Общество Эль-Мирадор было в основном иерархическим. Лидер города, скорее всего, был правителем, у которого было большое количество высокопоставленных лиц, чтобы помочь. На окраине центра находились хижины крестьян, плечи которых отвечали за обработку земли и строительство больших храмов и пирамид в центре Эль-Мирадора.

Каминальюй


На окраине столицы Гватемалы находятся остатки одного из самых важных археологических памятников Нового Света — Каминалхую. Этот центр занимал вместе с прилегающими районами, населенными в древности крестьянами, площадь около 5 км2.

Большая часть из 200 земляных платформ храма, которые сохранились до наших дней в Каминалжую высотой от 1 до 20 метров, была построена в поздний доисторический период (300 до н.э. — 250 н.э.) в качестве места вечного отдыха городской элиты. Это ступенчатые сооружения, построенные из глины, щебня и земли, содержащие тела погибших. В пирамиде Е-III-3, высота которой 18 метров, были найдены одни из наиболее оборудованных могил Каминалджуюя. На ее вершине, увенчанной деревянным соломенным храмом, вел один ряд лестниц.

Внутри пирамиды была обнаружена могила, содержащая тела трех молодых людей, принесенных в жертву и сопровождаемых правителем, лежащим в центре, в положении знака. Это захоронение было богато украшено орнаментами, нефритовыми лезвиями, обсидиановыми инструментами, костями, фрагментами мозаичной маски из нефрита и, прежде всего, огромным количеством сосудов (всего, 157).

Поздний доклассический период Каминалжую известен несколькими резными резьбами по стилю. Один из них находится в очень хорошем состоянии и изображает неизвестного правителя в огромной маске бога Ицама-Его на голове.

Начало классического периода (250-600 гг. н.э.) открывает новую эру в истории Каминалджую. Затем город находится на орбите сильного влияния со стороны великого центрально-мексиканского центра Теотиуакан. Начало этого влияния относится к 5 веку. Весьма вероятно, что в этот период в Каминаджлюю (а также ранее в Тикал и Копан) пришла группа представителей теотиуаканской элиты, которая со временем ассимилировалась с местным населением. В городе много архитектурных памятников в типичном теотиуаканском стиле Талуд-таблеро, а также огромное количество судов, импортируемых из Теотиуакана или выполненных в их стиле.

Поселок в Каминалджую продолжается до постклассического периода, но центр заброшен до прихода испанцев в Новый Свет.

Ламанай

Ламанай, расположенный в западной части Белиза, на озере Новая река Лагуна, с 1974 года является объектом подробных археологических исследований, проводимых Давидом М. Пендергастом из Королевского музея Онтарио.

Около 718 жилых строений было обнаружено в районе Ламанай вдоль берега озера, на котором расположен город. Этот центр постоянно населялся с доисторического периода до колониального (период примерно с 500 г. до н.э. по 1675 г. н.э.).

Известно несколько зданий пирамидного типа позднего доклассического периода, которые позже были покрыты классическими сооружениями. Одним из наиболее важных зданий такого типа является N10-43, возведенный около 100 лет до нашей эры. Он был около 33 метров в высоту и является одним из крупнейших известных зданий майя, датируемых доисторическим периодом. На вершине здания велись 3 ряда лестниц, которые в нижней части были окружены лепнинными масками богов.

Известно несколько зданий ламанайского классического периода, в том числе храм N9-56, фасад которого украшен изображением божества, выполненным в лепнине, и храм N10-9, которые были перестроены в классический и постклассический периоды.

Одной из категорий источников, предоставляющих информацию об обществе майя, являются этноисторические данные, в том числе хроники, написанные в период после испанского завоевания. Напомним, однако, что эти источники отражают реалии общественно-политических систем, связанные с окончанием постклассического периода. Поэтому невозможно со 100% уверенностью отнести эти описания к классическому периоду. Однако чтение журнала майя позволяет нам лучше представить себе общество и роль правителя майя в классический период и сравнить его с гораздо более поздними передачами. Сначала мы сосредоточимся на этноисторических источниках, затем перейдем к эпиграфическим источникам.

Самое известное послание колониального периода, которое уделяет достаточно много внимания интересующим нас темам, — «Религия юкатанского косасаса» епископа Диего де Ланди. Из этой работы, как и из других колониальных передач, следует, что в Юкатане проживало несколько социальных групп майя:

  • Алмехеноб, которого Ланда называет «дворянством» или «лордами»;
  • Акиноб
  • священники;
  • ah chembal uinicob — обычное население
  • рабы пентакоба.

Ведущей и самой важной фигурой среди алмехенобов были уинические залы, что означает настоящий мужчина. Галачский уиник также назывался ахау каждые 16 вековые летописи переводились как «король, монарх, князь». Этот титул использовался майя в колониальный период также для описания короля Испании. Но самое главное, что этот тип термина встречается и в тексте классического периода для обозначения правителя.

Этноисторические исследования Ральфа Ройса показывают, что по крайней мере половина всех городов-государств Юкатана на момент завоевания была организована под властью уинских владык. В других странах существовала постклассическая (например, в Чичен-Ице) система правления советами (так называемая мультипалатная), в которую входили представители наиболее влиятельных семей, или свободная конфедерация смежных городов под управлением родственных семей.

Сами уинские залы, кажется, происходят в прямой линии от формы правителя классического периода. Согласно посланию Ланды, власть, которой сенаторы пользовались и унаследовали от своих преемников в лице своих сыновей, была достаточно широкой. Во главе государства они обладали высшим авторитетом как во внешней, так и во внутренней политике. Они правили городами, осуществляли судебную власть и делили свою землю между подданными, от которых получали подарки и еду. У них был совет, состоявший из руководителей наиболее важных семей, священников и городских советников (ах куч кабоб), чтобы помочь им.

Правитель также назначил так называемых «батабобов» — глав отдельных деревень и городов, входящих в его государство. От имени правителя они осуществляли судебную и исполнительную власть в подчиненных городах и командовали своими солдатами во время войны, оставаясь под главным командованием правителя. Самые важные батабобы, безусловно, были тесно связаны с мочевыми залами, и, похоже, что по прямой линии они происходят от так называемого кагалоба (или сахалоба), который упоминается в классических текстах в районе реки Усумасинта. Будучи высшей административной и исполнительной властью, залы униники были, вероятно, и величайшей религиозной властью, возглавлявшей священство.

Согласно этноисторическим источникам, ахинов (священники) состоял из, рядом с первосвященником (ахауканом), миланов — носителей, информирующих людей о воле богов, давлении и чаках, которые руководили ритуалами жертвоприношения людей. Другой социальной группой, упомянутой в хрониках, были так называемые простые люди (ах Чембал Уиникоб).

Он состоял в основном из крестьян-фермеров. В обязанности этого населения входило отдать дань уважения залу уиники, преподнести подарки местным лордам и дарить подарки богам (через священников). Наконец, самая низкая социальная группа — рабыня — пентакоб. Согласно хроникам, рабами могут быть военнопленные, сироты или дети самих рабов.

Вышеописанная социальная организация может относиться, как уже упоминалось выше, не более чем к постклассическому периоду и, скорее всего, к концу этого периода. Однако мы не можем связать это описание с классическим периодом, который отделяет колониальный период (когда были написаны испанские хроники) от более чем 500-летнего. Наиболее адекватным источником, дающим некоторое представление об организации общества и общественных отношениях в классический период, являются письменные надписи самого классического периода. К сожалению, тексты майя относятся не более чем к элитной прослойке, практически не имея данных о других социальных группах того периода.

В текстах майя классического периода есть так называемые глифы символов, которые являются ключом к фигуре правителя, давайте. Каждый такой глиф — это титул, означающий, что человек, использующий его для записи своего имени — это чёл ахау (святой правитель, господин), ахау (правитель, господин) или ахау (леди, сановник) того или иного королевства.

Согласно текстам, титул ахау использовался в классический период не только самим правителем, но и высокопоставленными чиновниками его двора. Поэтому, чтобы подчеркнуть свою позицию, правитель часто имел право как чёл ахау (святой правитель, хозяин). В классический период, например, в Тикале или Уаксактуне, правители также использовали название каломте (ранее читавшееся как чакте), которое может быть переведено как: «Король королей». Его значение хорошо иллюстрирует ситуация в Тикале.

В 411 году царь этого центра Нуунь Якс Айин присвоил своему сыну Сияджу Чану Кхауйилу титул ахау, назначив его наследником на престоле. Однако только после смерти отца Сиядж Чан К’айил официально вступил на трон Тикаля, получив титул Чакте, который состоялся в 426 году.

Наследование власти происходило по принципу первородства, т.е. власть перешла к старшему сыну. В исключительных случаях королевы могли сидеть на троне (на ахау) — на данный момент было подтверждено существование трех, двух в Паленке и одного в Наранджо.

Другие высокопоставленные чиновники, обладавшие титулом ахау, часто были тесно связаны с самим королем и во многих случаях управляли небольшими центрами города-государства своего правителя. Мы знаем, например, что в центре Тортугеро, подчиненном Паленке, правил человек по имени Апо Балам, который был членом королевской семьи и ахау Паленке. Известно также, что название ахау было использовано писателем (писатели майя имели высокий социальный статус), который был сыном правителя Наранджо.

В районе реки Усумасинта, в конце классического периода, в тексте появляется другое название — кахаль (или сахаль). Им пользовались также высокопоставленные лица, которые правили вторичными центрами больших королевств, такими как Якшилан и Пьедрас-Негра. Тексты показывают, что кахалоб (множественное число от кахалоба), хотя и имел немного более низкий престиж, чем ахалоб, служил губернаторами провинций, которые также имели определенные религиозные прерогативы, сходные с ахалобом.

Таким образом, кроме правителя существовал большой королевский двор, состоявший из ахауоба, а иногда и кахалоба, осуществлявшего власть от имени короля, часто выступавшего в качестве его политических посланников, участвовавшего в важнейших ритуалах, связанных, в частности, с назначением правителем нового наследника престола.

К сожалению, мы очень мало знаем о низших классах населения майя в классический период. Конечно, крестьяне были частью общества майя. Их повседневные обязанности включали сельскохозяйственные работы и строительство огромных архитектурных комплексов. Некоторые исследователи считают, что общество майя в классический период можно разделить только на две основные группы: элиту и так называемое обычное население. Другие считают, что средний класс все еще существует. Норман Хаммонд, один из исследователей майя, считает, что общество майя можно разделить на семь социальных классов в зависимости от его деятельности и экономической активности.

Что изобрели Майя

Мир майя не был единым целым в смысле государства. Отдельные правители разных стран
территории яростно сражались друг против друга: за контроль над торговыми путями, за землю,
а также рабов для работы и жертв.

В Паленке, одном из наиболее хорошо сохранившихся городов майя, историю правителей майя можно прочитать на резных панелях зданий. Мы узнаем, что в 7 веке Паленке правил король Пакал, возведенный на престол в возрасте 12 лет. На рельефе изображены физические деформации королевской семьи, что может указывать на то, что ее члены женились друг на друге. Портреты показывают, что правители расплющивали и удлиняли головы, чтобы они выглядели красивее. Они распилили зубы и положили в них куски нефрита. Во время церемонии правитель надевал кожу ягуара, а в доказательство своего воинского таланта надевал пояс с подвешенной коллекцией черепов.

Во время похорон Пакала скорбящие украсили его тело нефритом, положили его в саркофаг в глубине одного из храмов и покрыли богато украшенной каменной плитой. Наконец, священники убили 6 человек в коридоре, ведущем к склепу, чтобы сопровождать своего правителя в будущем.

Система записи номеров

Очень оригинальная система сбережений номеров была создана племенем индейцев майя. Они одними из первых изобрели ноль (около 500 г. н.э. — позже шумеров, но раньше индейцев). Ноль был отмечен рисунком, похожим на ракушку улитки или, как утверждают другие, на полуоткрытый глаз.
Номера были написаны в виде комбинации точек и линий. Соответствующим образом сгруппированные, они составляли (вместе с нулем) базовый набор «цифр» от 0 до 19.

Номера от 1 до 4 отмечены соответствующим количеством точек, номер 5 с горизонтальной линией, номер от 6 до 9 с соответствующим количеством точек над линией, 10 с двумя линиями (одна над другой), 11 до 14 с соответствующим количеством точек выше, 15 с тремя линиями и наконец 16 до 19 с соответствующим количеством точек выше линии. Поэтому этот базовый набор чисел был построен в виде добавки.

Новинка здесь не в том, чтобы расширить обозначение таким же образом, а в том, чтобы голос действительно больших чисел был услышан.
Система майя представляла собой 20-ти позиционирующую систему, хотя и не полностью. Было (что характерно для позиционных систем) деление на единицы соответствующих рядов.

Расчеты, приведенные в таблице выше, показывают отклонение от двадцать пятой системы в случае более высоких рядов. Согласно строгим правилам 20-дневной системы, единица измерения высшей туннельной системы должна быть 20 x uinal = 400, а не 18 x uinal = 360, что было связано с календарем майя, который имел 18 20-дневных месяцев и 5 дополнительных дней — всего 365 дней.
«Числа» от 0 до 19 были помещены в соответствующие порядки величины.

Запись велась не в горизонтальном направлении (как в большинстве стран), а в вертикальном направлении сверху вниз, с самыми высокими рядами сверху и самыми низкими внизу.
Например, 1974 год в записях майя (в качестве числа, потому что майя использовали другой календарь — у них было свое начало эры) был бы следующим:

  • 5 x 360 = 1800
  • 8 x 20 = 160
  • 14 x 1 = 14
  • —-= ———— 1974

Период так называемой Маяпонской лиги, когда город завоевал гегемонию (Гегемония — господство одной группы над другой, завоеванное угрозой или силой). Гегемония стала началом медленного процесса их падения. В конце первой половины 15 века страна была потрясена великой гражданской войной. До сих пор неизвестно, почему произошел такой кризис, который впоследствии бросил тень поражения на майя, сражающихся против испанских захватчиков. Все это превратилось в настоящий ад. Бои, смерть и отчаяние никогда больше не покидали цивилизацию.
Стихийные бедствия и эпидемические заболевания, вызывающие высокую смертность, такие как оспа, также способствовали ее снижению.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.