Колоссы Мемнона

Поющие Колоссы Мемнона в Луксоре

Колоссы Мемнона – это две огромные статуи высотой 18 метров и весом более 700 тонн каждая. Это первая достопримечательность, которую смотрят туристы на западном берегу Нила близ города Луксор (в древности город Фивы). Это местность называется “город мертвых”, во времена Нового царства в истории Египта здесь находились гробницы и поминальные храмы фараонов.

Уже после колоссов Мемнона туристы смотрят храм царицы Хатшепсут, долины Царей и Цариц и знаменитую гробницу Тутанхамона. Колоссы как бы встречают посетителей и дают понять, что экскурсия точно будет интересной.

Когда-то на этом месте стоял грандиозный поминальный храм фараона Аменхотепа III из XVIII династии. Предположительно, статуи изображают его самого, но лица слишком сильно повреждены для уверенного опознания.

Считается, что храм был рекордным по размерам – 35 гектаров, что примерно соответствует квадрату со сторонами в 600 метров. Аменхотеп III строил его как самый большой, запланировав площадь даже большую, чем у Карнакского храма.

Сейчас уже сложно определить истинность этих цифр. Храм был не очень удачно расположен, и после постройки его заливало водой при разливах Нила. Очень быстро храм перестал функционировать и пришел в запустение. Русло Нила в этом месте часто меняется, еще в 1840 году Колоссы Мемнона запечатлел знаменитый литограф Дэвид Робертс, и на его картине статуи окружены водой.

Фараоны следующей XIX династии вооружились принципом “не пропадать же добру” и организовали из храма Аменхотепа III большую каменоломню. Наибольший вклад в растаскивание храма сделал Рамсес II, а “прикончил” храм фараон Мернептах.

Но Колоссы не тронули. Не стоит думать, что последующие фараоны оставили статуи из-за глубокого уважения к предшественнику, причина в другом – Колоссы были сделаны из цельных глыб известняка, их нужно было распиливать на части.

Кто такой Мемнон?

Название “Колоссы Мемнона” греческое и к древним египтянам никакого отношения не имеет. Сами египтяне называли южную из статуй как “Царь Царей”, видимо Колоссы производили неизгладимое впечатление. Арабы, завоевавшие Египет в 7-м веке, назвали эти статуи “Шамми и Тамми”. Современные арабы зовут их “эль-Колоссат”.

Не секрет, что достопримечательности Египта стали объектом экскурсионного туризма еще в античные времена. Древние греки и римляне с удовольствием приезжали посмотреть на Великие пирамиды, храмы и другие памятники древнего Египта.

Колоссы стали знамениты в античном мире после землетрясения 27 года до н.э., когда северная статуя сильно пострадала – отвалилась вся верхняя часть. И после этого оставшаяся на месте нижняя часть стала издавать звуки. Так как звук был слышен на рассвете, то греки назвали статуи “Колоссы Мемнона”.

Мемнон – царь эфиопов, пришедший с войском на помощь в защиту Трои. В битве он убил греческого воителя Антилоха (главное не смеяться), но сам пал от руки Ахиллеса. Мемнон был сыном Эос (в римском пантеоне Аврора) – богини рассвета. По греческой легенде, утренняя роса – это слезы Эос по погибшему сыну. А звуки от Колоссов по утрам греки посчитали плачем богини Эос по погибшему сыну.

История Колоссов Мемнона

Колоссы Мемнона стояли у входа в заупокойный храм Аменхотепа III. Их постройка была настоящим инженерным чудом для своей эпохи. Они были высечены из цельных блоков известняка, что хорошо видно на фото ниже). Вес каждой статуи – около 720 тонн, а блок должен был весить около 1000 тонн.

Исследования структуры камня показали, что блоки были добыты или в Гизе, или в Эль-Габаль эль-Ахмар. Оба этих места находятся близ современного Каира – в 700 километрах от Луксора. Как древние египтяне смогли их транспортировать на такое расстояние? Большая загадка.

Есть две гипотезы об этом. Первая гласит, что египтяне построили вокруг блоков деревянные баржи. Потом они подождали прилива Нила, баржи оказались на плаву и доплыли до города Фивы (современный Луксор). Эта гипотеза вполне правдоподобная, для поднятия груза 1000 тонн требуется баржа водоизмещением 1000 тонн. Баржа с таким водоизмещением сейчас считается небольшой (см. фото), и египтянам вполне было по силам построить что-то подобное.

Вторая версия – что блоки были слишком тяжелы для транспортировки по реке, и их тянули по земле. Версия малоправдоподобная, хотя и очень популярная. Для примера вспомним большой мраморный камень в Запретном городе. Вес этого камня 250 тонн, и его действительно смогли транспортировать по земле на расстояние более 100 километров. Этот процесс был документирован, и мы точно знаем, что его тянули 10 000 мулов и 20 000 рабочих. А сколько тогда тягловых животных и людей должны были тянуть блок весом 1000 тонн? И еще нужно учитывать, что китайцы тянули свой 250-тонный блок по льду, что сильно упрощало задачу. В Египте приходилось бы тянуть блок по земле или песку, что гораздо сложнее. С учетом факторов выше, гипотеза о транспортировке по земле кажется абсурдной.

Блоки были доставлены на место, из них высечены фигуры фараона Аменхотепа III, Колоссы стояли на входе в храм. Потом храм был поврежден разливом реки Нил, а следующие фараоны растащили его на стройматериалы. Колоссы Мемнона остались стоять до 27 года до н.э., когда их повредило землетрясение.

После землетрясения Колоссы Мемнона начали издавать звуки и прославились на весь античный мир. Сюда приезжали даже императоры Рима. В 130 году здесь побывал император Адриан, а в 199 году император Септимий Север. Колоссы издавали звук не каждый день, и услышать их песню считалось хорошим знаком, а не услышать – плохим предзнаменованием.

Император Септимий Север звуков не услышал и решил сделать что-то хорошее для Колоссов. Он приказал отреставрировать северную статую. Верхнюю часть северного Колосса собрали заново из пяти ярусов блоков известняка (на фото выше), которые доставили уже из Эдфу. После этой реставрации Колоссы Мемнона замолчали навсегда.

Почему Колоссы Мемнона пели?

Ученые могут только догадываться о причинах возникновения звуков. И даже их точного описания нет, есть несколько записей путешественников. Древнегреческий историк Страбон посетил Колоссы в 20 году до н.э., он описывал звуки “как удары”. А греческий географ Павсаний писал: “звучит как струна лиры”, но он приезжал в Египет через почти 200 лет после Страбона. Эти факты намекают нам, что звук от Колоссов Мемнона мог меняться со временем.

О причине звуков есть две основные версии. Первая – статуи по ночам впитывали воду, а с первым лучами солнца влага испарялась, отсюда и звуки. Вторая – звук вызван трением ветра о поверхность статуи. Вторая версия совсем не правдоподобная, так как не объясняет, почему звуки были слышны только на рассвете.

Как добраться

99% туристов посещают достопримечательности Луксора в составе экскурсионных групп. Однако сюда можно приехать и самостоятельно. Из города Луксор через реку Нил курсируют паромы, пристань находится около Музея Мумификации. Цена билета – 1 египетский фунт. Как только попадете на западный берег, двигайтесь в направлении от реки Нил и попадете к Колоссам.

jj-tours.ru

Удивительные факты о колоссах Мемнона

Колоссы Мемнона – это сохранившиеся останки древнего храма Аменхотепа III. Он оказался бессилен против времени, но сейчас оставшиеся огромные статуи фараона, расположенные на равнине близ города Фивы (современный Луксор), привлекают множество туристов со всей планеты.

Информация о колоссах

Колоссы Мемнона находятся на противоположном берегу реки Нил, на равнине, находящейся между ним и Долиной Царей. Они представляют собой две огромные статуи высотой в 20 метров, изображающие восседающего на троне фараона Аменхотепа III. Фигуры весом более 700 тонн выполнены из блоков песчаника.

В древности колоссы Мемнона были стражами, охраняющими вход в храм Аменхотепа – одного из самых величественных и красивых религиозных строений того времени. К сожалению, время и природа не пощадили его – он находился слишком близко к реке, и его разрушение происходило гораздо стремительнее, чем разрушение храмов, которые были возведены далеко в пустыне. Сегодня от него остались только эти каменные колоссы, но и они оказались бессильны перед стихией – разрушения видны невооруженным глазом, а ежегодные разливы Нила, прекратившиеся лишь после постройки в середине XX столетия Асуанской плотины, наносили им все больший ущерб.

Исторические факты

Известно, что храм Аменхотепа III был возведен в период Нового царства, еще при жизни правителя. Этот храм по праву считался самым большим и самым красивым религиозным сооружением Древнего Египта – с ним не могли соперничать ни поминальные храмы Рамзеса II и Рамзеса III, ни даже Великий Храм Амона Ра в Карнаке.

Статуи фараона Аменхотепа были хорошо известны еще древним грекам. Античный историк Страбон поведал о землетрясении 27 года до нашей эры, в результате которого разрушилась северная статуя. Он же рассказал и об удивительных протяжных звуках, издаваемых этой статуей на рассвете. Греки считали, что так она приветствует богиню утренней зари Эос. Именно они дали статуям название «колоссы Мемнона», ведь имя Мемнон значит «Повелитель утренней зари».

На самом деле звуки, которые издавали «поющие» колоссы, можно объяснить с научной точки зрения. Дело в том, что воздух, нагретый лучами восходящего солнца, проходил через трещины в статуях. Он и издавал этот протяжный и мелодичный звук, который был настолько совершенен, что служил эталоном настройки музыкальных инструментов в античности.

В 199 году нашей эры северный колосс отреставрировали по приказу римского императора Септимия Севера. С тех пор он больше не издает звуков.

Культурное и историческое значение

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Колоссы Мемнона, расположенные в Луксоре, – безмолвные свидетели бесчисленного количества событий, происходящих в этой местности в течение тысячелетий. Время и стихия не раз пытались сломить их, но они выстояли. И сегодня эти мужественные статуи продолжают охранять покой Великого фараона Аменхотепа III.

egyptfan.ru

Поющие колоссы Мемнона в Египте (Луксор)

Древнеегипетские посмертные храмы фараонов обычно отличались своими внушительными размерами. Не исключением стал и храм фараона Аменхотепа III . Единственное, что сохранилось от этого строения до наших дней — две огромные 21-метровые статуи, которые получили название «поющие колоссы Мемнона».

История поющих колоссов Мемнона

Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.

Мемнон — полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.

Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону (греки) ведет сам знаменитый Ахилл.

Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.

Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.

Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей (богов ветра) для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.

Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек — «менну», которое было созвучно с именем героя.

Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.

1chudo.ru

Колоссы Мемнона в Египте

Сегодня у гигантских колоссов Мемнона почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают…

Запись относится к месту:
Египет

Эти гигантские статуи были созданы во время правления фараона Аменхотепа III и по сути изображали его самого, сидящего на входе в свой поминальный храм, охраняя покой своих же останков, и взирающего на восток…

Колоссами Мемнона статуи были названы в честь благородного царя Эфиопии, который откликнулся на призывы осаждённой Трои и совершил с войсками марш-бросок из Африки в Малую Азию, спеша на помощь к союзникам. В конце концов царь Мемнон пал от руки легендарного воина Ахиллеса. Хотя вполне возможно, что статуи были названы так не в честь царя, а просто из-за смысла его имени — «Мемнон» буквально переводится как «Правитель утренней зари»

«Охраняемый» колоссами храмовый комплекс Аменхотепа III был в своё время самым роскошным культовым центром, занимающим просто огромную площадь в 35 гектаров. Для сравнения, храм в Карнаке, считающийся самым большим по площади сохранившимся строением древнего мира, был меньше храма Аменхотепа III, как меньшими были и возведённые впоследствии храмы Рамессеум и Мединет-Абу , также являвшиеся грандиозными сооружениями своего времени

У ног фараона расположились его первая главная жена Тия и мать Мутемуйя, в обществе изображённого на боковых панелях бога Нила Хапи

Блоки кварцитного песчаника для создания колоссов были доставлены сюда из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, которая находилась в 670 километрах севернее, причём транспортировать блоки пришлось по земле, т.к. они оказались слишком тяжелы для отправки Нилом

Готовые статуи достигали 18 метров в высоту и весили более 700 тонн каждая

Гигантские изваяния «просидели» на этом месте уже почти 3 с половиной тысячелетия, поэтому неудивительно, что они настолько сильно пострадали от ежегодных наводнений во время разлива Нильских вод

Северному колоссу вдобавок «досталось» от сильного землетрясения 27 года до нашей эры — в результате статуя была расколота и на рассвете стала издавать свистящие звуки, за что вскоре была прозвана «поющей». Такие звуки были вызваны испарением влаги из отколовшихся частей пористого камня, поэтому когда в 199 году император Септимий Север приказал собрать осколки статуй, пытаясь таким образом ублажить оракула, — статуи «умолкли» навсегда…

lifeglobe.net

Колоссы Мемнона

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.

Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь храмового комплекса в Карнаке, крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая — своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора — древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.

tepler.ru

Молчание колоссов Мемнона

«И это все пройдет…» Древняя мудрость неумолима. Все, что стало, свершилось, осуществилось: культуры, цивилизации, расы, языки, — пройдет.

Все проходит, даже звездные миры. Картины ночного небесного свода, которые видим сегодня мы, совсем иные по сравнению с теми, которые изучали древние астрономы Вавилона и Фив.

Тезис о бренности мира нередко порождает у нынешнего человека простую философию: «после нас хоть потоп». Все пройдет и рассеется, как прах. Значит, все дозволено — «здесь и сейчас». Люди живут одним днем — призрачным, зыбким, ускользающим. Современное существование, оторванное от корней, существование без памяти, часто лишено не только прошлого, но и будущего. Есть только дурно понятое «настоящее». Может быть, в этом кроется одна из причин того, что люди так разобщены и одиноки, причина бесплодия нашего времени.

История знает других людей, которые нашли в себе смелость бросить вызов времени. Древние египтяне отрицали бренность — своим искусством, мастерством и доверием к Вечности. Они поднялись над тленом и, кажется, победили. Память Египта — в пирамидах и обелисках, колоннах и сфинксах. Гранит и базальт хранят живой опыт.

У меня дома над письменным столом висит небольшая фотография. На ней — знаменитые колоссы Мемнона в лучах заходящего солнца. Иногда по вечерам я задерживаю взгляд на этом снимке — и приходят дорогие воспоминания о встрече, которую невозможно забыть…

Современные египтологи считают, что огромные статуи колоссов находились у входа в вестибюль, перед пилоном погребального храма Аменхотепа III на Западном берегу Фив. Сегодня эти фигуры гигантов — единственное свидетельство существования некогда великого святилища одного из самых прославленных царей Короны Верхнего и Нижнего Египта.

Аменхотеп III

Годы царствования Аменхотепа ( гг. до н.э.) — это расцвет Нового Царства. За эти тридцать шесть лет Египет достигает вершины мощи и богатства.

Аменхотеп III правил мощной и благополучной страной. Это самый богатый фараон в истории Обеих земель. Никогда еще государственная казна не была так полна. Монарх повелевал миллионами людей, достойно неся тяжкое бремя своего долга. Царская власть была выражением закона — воли великого бога-создателя. В действительности власть принадлежала богу. Царь лишь исполнял волю неба, был вместилищем божественного ка.

Нам трудно до конца понять это. Часто мы судим о прошлом мерками сегодняшнего времени, невольно впадая в заблуждение. Очевидно, отталкиваясь от западного опыта жизни, мы способны лишь весьма несовершенно понять египетскую душу, которая проявлялась в людях, нравах, божествах, храмах, деяниях царей. Увы, Аменхотеп III — не исключение из этого правила. Никому из фараонов не доставалось от египтологов так много несправедливых суждений, как ему. Аменхотепа III называли изнеженным восточным деспотом, сибаритом, наслаждавшимся роскошной жизнью в великолепных дворцах. Якобы, единственной деятельностью, которой он занимался, была охота на львов и диких быков.

Великий царь заслуживает оправдания. Недавние исследования показали, что охота была не просто развлечением фараона, а ритуальным действом, символизирующим победу порядка над хаосом — предмет постоянных забот фараонов.

Аменхотеп III и его супруга Тейе

В действительности, Аменхотеп III был благочестивым, высоко духовным человеком, о чем дошло немало свидетельств. Время его владычества называют царством Света — живительного, радостного света настоящего мира, владевшего умами и сердцами всех людей великого государства.

Центром блистательной империи были Стовратные Фивы. В 1828 году Шампольон писал из этого города: «Здесь мне открылось великолепие Египта фараонов, все величайшее, что может вообразить себе человек… Ни один из древних, ни один современных народов не понимал, не постигал в такой мере грандиозного искусства архитектуры, как древние египтяне. Они видели далеко, как великаны, и воображение, что устремилось значительно далее наших портиков в Европе, остолбенело, и, бессильное, распростерлось перед ста сороками колоннами гипостильного зала в Карнаке».

Сейчас на географической карте мы не найдем Фив. На месте бывшей столицы Империи располагается небольшой городок Луксор. Не знаю почему, но он напоминает мне нашу Ялту. Может быть, это оттого, что здесь всегда царит атмосфера праздника и веселья. Ведь это центр притяжения всех туристов, интересующихся Древним Египтом. Все, что здесь есть, связано с историей фараонов: витрины магазинов, платья, сумки, скатерти, куча всяких пустяков — все покрыто иероглифами и стилизованными изображениями Тутмосов и Рамсесов.

Храм Амона-Ра в Карнаке

Луксор невелик, и его просто обойти пешком. Лучший для этого момент — раннее утро, когда еще не жарко. Солнце только-только начинает припекать, воздух наполняется особым ароматом лошадиного навоза, смешанным с запахом садов. От Нила тянет свежестью. Открываются первые кафе с душистым чаем, на набережной располагаются юные чистильщики обуви, ожидая первых клиентов. Город просыпается.

Или — конец дня. В воде Нила отражается вечерняя жизнь города: огни набережной, звуки музыки, смех детей, снующих тут и там и требующих свой «бакшиш», грохот колясок, удары кнута возницы, выкрикивающего: «Вояж! Вояж!», цокот копыт искусно запряженных лошадей, мачты ослепительно белых фелук… Как наверху, так и внизу — звезды: в жарком небе и в темной воде.

А в центре города — храм. Проходят времена, а вокруг него, как и прежде, бурлит и пенится жизнь. Таков Луксор.

Каким он был три тысячи лет назад? Очень трудно представить. История города знала много периодов разрушений. Чтобы увидеть Фивы древности, надо призвать на помощь воображение.

Представьте: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков, сияющие на солнце золотыми верхушками, силуэты колоссов на фоне башен огромных пилонов с развевающимися по ветру флагами, бесчисленные колоннады храмов, среди которых особенно выделяются гигантские колонны Карнака и Луксора, высоко поднимающие к синему небу свои раскрытые капители. И все это великолепие утопает в садах. Удивительно!

Время Аменхотепа III — это пора необыкновенного расцвета Фив. Фараона называли великим строителем Египта. И не случайно: главное творение периода царствования Аменхотепа III — это храм , знаменитый «луксорский храм», жилище властелина небес, царя богов.

Этот храм становится поистине центром величайшей в истории человечества Империи и резиденцией фараона — космического существа, «Око которого блистает ярче небесных звезд».

Архитектор Аменхотеп,
сын Хапу

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

После землетрясения 27 года н.э., в римскую эпоху речь идет уже только об одном звуке, который соответствует ноте «фа» принятого у нас музыкального строя.

В 199 году по приказу римского императора Септимия Севера, посетившего чудо света, статуя была отреставрирована, и пение прекратилось.

Наука объясняет, что звуки были вызваны движением воздуха, который благодаря нагреванию камня солнечными лучами проходил через узкие щели в статуе. Эта маловероятная причина или какая-либо другая — тайна существует.

А, может быть, они поют? Я хорошо понимаю одного из многочисленных путешественников XIX века, который уверял научное собрание в Лондоне, что он вновь слышал «фа» на рассвете. Однако, никаких доказательств истинности этого утверждения нет.

В прошлом году я был у великих колоссов на Западном берегу. Я не слышал, чтобы они пели. Может быть, оттого, что совсем рядом дорога, по которой проносятся люди в автомобилях. А может быть, громкого голоса муэдзина, собирающего всех на молитву, и шума придорожного ресторанчика, который по иронии судьбы называется «Анубис».

Колоссы величественно восседают на своих тронах. Как много они видели! Сраженья, расцвет и падение городов, поэтические творения, прославление Озириса, Тайная вечеря, железные дороги, святые и святотатцы, деньги и «прогресс»… Колесо Истории не знает покоя. Оно вращается, послушное неведомому нам такту и ритму. И царственные гиганты смотрят сквозь его спицы на картины свершившегося, а в звуке вращения слышат музыку того, что называется прошлым, из которого слагается настоящее и вырастает новое время и искусство — светлое и всеобъемлющее, святое в своей доступности и загадочное, как простая человеческая жизнь.

Вечереет. Еще один день подходит к концу. На западном берегу угасает солнце. Летняя ночь коротка и пролетит быстро. Скоро новое утро. На восточном берегу реки вновь родится молодое солнце. Великие цари на страже, они ждут. Может быть, завтра они запоют снова. Как прежде.

www.newacropol.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.