Кассандра в древнегреческой мифологии

КАССАНДРА (др.-греч. Κασσάνδρα)

В древнегреческой мифологии прорицательница, дочь последнего троянского царя Приама и Гекубы, сестра Париса и Гектора.

Отличалась удивительной красотой. Ее полюбил бог Аполлон и наделил даром прорицания. Но получив этот дар, Кассандра отвергла его любовь, и обиженный Аполлон наказал ее тем, что лишил способности убеждать людей в правдивости своих прорицаний. Она изрекала предсказания, находясь в экстатическом состоянии, вследствие чего ее считали безумной.

Кассандра предвидела падение Трои, гибель родных и собственную смерть, но была не в силах предотвратить их. Противилась введению деревянного коня в город и предупреждала сограждан, что внутри коня прячутся вооруженные ахейские воины. В ночь захвата Трои Кассандра искала спасения у алтаря в храме Афины. Локриец Аякс, сын Оилея, оторвал девушку от статуи богини и овладел ею насильно. Разгневанная этим злодеянием Афина впоследствии наказала Аякса, а также других ахейцев. При разделе добычи Кассандра досталась микенскому царю Агамемнону, восхищенному ее красотой и достоинством, и стала его пленницей. Она родила от него двух сыновей-близнецов – Теледама и Пелопса. Кассандра предрекла ему гибель от руки его жены Клитемнестры, свою собственную смерть на празднестве в царском дворце и последующую месть за них Ореста, но Агамемнон не поверил ее предсказаниям.

В то время как Агамемнон был на войне, Клитемнестра стала изменять мужу с его двоюродным братом Эгисфом. Когда Агамемнон вместе с Кассандрой прибывает в Микены, Клитемнестра просит его пройти по пурпурному ковру, цвет которого символизирует богов. Сначала царь отказывается, но позже уступает уговорам супруги, встает на ковер и проходит по нему, тем самым совершая кощунство. Тогда Клитемнестра и Эгисф убивают Агамемнона. Затем от руки Клитемнестры гибнет Кассандра, а ее сыновей убивает Эгисф. Право считаться местом упокоения Кассандры оспаривали Микены и Амиклы. В античное время в Амиклах и Левктрах (Лакония) были возведены храмы в ее честь.

История Кассандры была очень популярна в античном искусстве и литературе. Сцена похищения троянской прорицательницы из храма Аяксом и сцена ее убийства изображены на ларце Кипсела, кратере вазописца Ликурга, фресках в Геркулануме и Помпеях, резных камнях и рельефах. Трагический образ Кассандры запечатлен в произведениях греческих и римских драматургов – в трагедии Эсхила «Агамемнон», в «Троянках» Еврипида, драме Луция Акция «Клитемнестра», в «Агамемноне» Сенеки.

Исторические источники:

Аполлодор. Мифологическая библиотека;

Дарет Фригийский. Повесть о разрушении Трои;

w.histrf.ru

Кассандра в древнегреческой мифологии

Кассандра — (Cassandra, Κασσάνδρα). Дочь троянского царя Приама и Гекубы. Она отличалась красотой и была любима богом Аполлоном, от которого получила дар прорицания. Но за то, что она не отвечала на его любовь, Аполлон наказал ее тем, что никто не верил ее… … Энциклопедия мифологии

КАССАНДРА — дочь Приама, получившая от Аполлона дар пророчества, но наказанная тем, что никто не верил её по большей части неблагоприятным предсказаниям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАССАНДРА самая красивая … Словарь иностранных слов русского языка

Кассандра — (Евпатория,Крым) Категория отеля: Адрес: Улица Санаторcкая 4 , 97416 Евпатория, Крым Описание: Апарт отель «Кассандра» с современным декором и бесплатным Wi Fi расположен в Евпатории … Каталог отелей

Кассандра — (Евпатория,Крым) Категория отеля: Адрес: Улица Санаторcкая 4 , 97416 Евпатория, Крым Описание: Апарт отель «Кассандра» с современным декором и бесплатным Wi Fi расположен в Евпатории … Каталог отелей

кассандра — прорицательница, предвещательница Словарь русских синонимов. кассандра сущ., кол во синонимов: 4 • амальтея (4) • … Словарь синонимов

КАССАНДРА — КАССАНДРА, в греческой мифологии дочь Приама, получившая от Аполлона пророческий дар. Трагические пророчества Кассандры были отвергнуты и осмеяны, но затем они воплотились в гибели ее семьи и разрушении Трои. Образ Кассандры широко отражен в… … Современная энциклопедия

КАССАНДРА — в греческой мифологии дочь царя Трои Приама, получившая от Аполлона пророческий дар. Аполлон, отвергнутый Кассандрой, сделал так, что ее прорицаниям перестали верить (так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей Париса от похищения… … Большой Энциклопедический словарь

Кассандра — (Kassandra) по Гомеру красивейшая из дочерей Приама; привзятии Трои досталась в добычу Агамемнону, который привёз её с собой вМикены, где она и была убита, с ним вместе, Клитемнестрою. У последующихпоэтов К. является наделённою даром прорицания,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кассандра — У этого термина существуют и другие значения, см. Кассандра (значения). Кассандра (др. греч. Κασσάνδρα), второе имя: Александра (др. греч. Ἀλεξάνδρα) персонаж древнегреческой мифологии, дочь Приама и Гекубы. Большинство авторов описывает её … Википедия

Кассандра — Аякс и Кассандра. Фрагмент росписи кратера художника Ликурга. 360 350 до н.э. Национальный музей. Неаполь. Аякс и Кассандра. Фрагмент росписи кратера художника Ликурга . 360 350 до н.э. Национальный музей. Неаполь. Кассандра в мифах древних… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

dic.academic.ru

Кассандра (Κασσάνδρα), в греческой мифологии красивейшая из дочерей Приама и Гекубы, прорицательница, сестра-близнец жреца Елена. Однажды Аполлон захотел разделить с ней ложе, но Кассандра отказала ему. Оскорбленный бог сделал так, что с той минуты никто больше не верил ее пророчествам (Эсхил, Агамемнон, 1202-1212). Вместе с братом Еленом она предсказала, что путешествие Париса в Спарту приведет к огромной беде, потом уговаривала его отказаться от похищения Елены Прекрасной. Однако ее никто не слушал, все смеялись над ней как над безумной.

Во время войны за нее сватались по Гомеру Офрионей из Кабеса и по Вергилию Кореб, сын Мигдона, помогавшие в борьбе Приаму, но они оба пали в битве. Аполлодор повествует, что Кассандра убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня, в котором скрывались ахейцы, но ей опять не поверили. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел пророчицей (Аполлодор, V 22).

При взятии Трои Кассандра досталась в добычу Агамемнону, который повез ее с собой в Микены, и за время долгого пути от Трои до Микен родила ему близнецов. По прибытии в Микены она была убита Клитемнестрой, увидевшей в ней соперницу (Гомер, Одиссея, XI 421-23; Эсхил, Агамемнон, 1256-1263; 1438-1447). Агамемнон также был убит Клитеместрой и ее любовником Эгисфом. Погибли и рожденные Кассандрой от Агамемнона близнецы. В Микенах показывали могилу прорицательницы. В Амиклах и Левктрах в Лаконии были храмы со статуей Кассандры, почитавшейся здесь под именем Александры (Павсаний, II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4); этим именем называется Кассандра и у некоторых позднейших поэтов.

Трагический образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в трагедии Еврипида «Троянки» и трагедии Эсхила «Агамемнон», в то время как в поэме «Александра» поэта третьего столетия до нашей эры Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную Кассандру, приставить к ней стража, и поручил ему записывать ее пророчества. Миф нашел отражение в античном изобразительном искусстве (фрески в Помпеях и Геркулануме, рельефы, резные камни); в вазописи особенно была распространена сцена отторжения Кассандры от алтаря Афины Аяксом, сыном Оилея.

godsbay.ru

Кассандра (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Кассандра — в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, домогавшегося любви красавицы Кассандры (в «Илиаде» Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону и он не вкусил её любви. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил.

Аполлон и Кассандра

Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец Елен были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества.

Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, своего родного брата и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не верил.

Alasdar Korosfoi Kriesch — Кассандра

Frederick Sandys — Елена и Кассандра

Кассандра и Гектор. Древнегреческая роспись, 5 век до н.э.

Эвелин де Морган. Кассандра

Claudia Cohen — Кассандра

В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) изнасиловал Кассандру. За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

Aime Mille. Кассандра прибегает к защите алтаря Афины

Кассандра и Аякс. Фреска из Помпеи

Аякс и Кассандра. Древнегреческая роспись

Аякс и Кассандра. Древнегреческая роспись. 5 век до н.э.

Аякс и Кассандра. Древнегреческая роспись. 4 век до н.э.

Solomon Joseph Solomon. Аякс и Кассандра

При дележе военной добычи Кассандра досталась Агамемнону, который сделал её своей наложницей. После возращения в Микены Агамемнон и Кассандра были убиты женой Агамемнона Клитеместрой, увидевшей в Кассандре соперницу.

top-antropos.com

Кассандра в древнегреческой мифологии

КАССА ́ НДРА ( Κασ­σάνδρα ), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь При­а­ма и Геку­бы. Уже в кик­ли­че­ских поэ­мах Кас­сандра высту­па­ла как про­ро­чи­ца, пред­ска­за­ни­ям кото­рой никто не верит. Даром про­виде­ния наде­лил Кас­сан­дру домо­гав­ший­ся её люб­ви Апол­лон, и, когда Кас­сандра отка­за­лась отве­тить ему вза­им­но­стью, Апол­лон в отмест­ку ей сде­лал так, что её вещие сло­ва не ста­ли при­ни­мать всерь­ёз (Ae­schyl. Agam. 1202— 1212). По более позд­не­му вари­ан­ту мифа, Кас­сандра вме­сте с бра­том-близ­не­цом Еле­ном полу­чи­ла про­ро­че­ский дар ещё в дет­стве от свя­щен­ных змей в хра­ме Апол­ло­на (на тро­ян­ской рав­нине). Кас­сандра пер­вой опо­зна­ла Пари­са, явив­ше­го­ся на состя­за­ния в Трою, и хоте­ла его убить, чтобы изба­вить роди­ну от бед­ст­вий, кото­рые Парис потом навлёк на Трою. Она уго­ва­ри­ва­ла Пари­са отка­зать­ся от бра­ко­со­че­та­ния с Еле­ной, а затем убеж­да­ла тро­ян­цев не верить сло­вам Сино­на и не вво­дить в Трою дере­вян­но­го коня (в кото­ром скры­ва­лась заса­да ахей­цев) (Apol­lod. epit. V 17), но её про­ри­ца­ни­ям опять не пове­ри­ли. В ночь паде­ния Трои Кас­сандра иска­ла убе­жи­ща у алта­ря Афи­ны, но была отторг­ну­та от него Аяк­сом, сыном Оилея, кото­рый насиль­но овла­дел Кас­сан­дрой (V 22). Как плен­ни­ца Кас­сандра доста­лась в добы­чу Ага­мем­но­ну и погиб­ла вме­сте с ним от руки Кли­те­ме­ст­ры, увидев­шей в ней сопер­ни­цу (Hom. Od. XI 421— 423; Ae­schyl. Agam. 1256— 1263; 1438— 1447). В исто­ри­че­скую эпо­ху в ряде мест Пело­пон­не­са (в Ами­к­лах, Мике­нах, Левк­тре) ука­зы­ва­ли моги­лу и храм Кас­сан­дры, отож­дествля­е­мой с мест­ным боже­ст­вом Алек­сан­дрой (Paus. II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).

Тра­ги­че­ский образ Кас­сан­дры, вещаю­щей в про­ро­че­ском экс­та­зе страш­ные виде­ния буду­ще­го, запе­чат­лён в « Ага­мем­ноне » Эсхи­ла (1035— 1330) и « Тро­ян­ках » Еври­пида (294— 461), в то вре­мя как в поэ­ме « Алек­сандра » поэта 3 в. до н. э. Ликофро­на отра­же­на срав­ни­тель­но позд­няя вер­сия мифа, соглас­но кото­рой При­ам велел запе­реть безум­ную Кас­сан­дру, при­ста­вить к ней стра­жа и пору­чил ему запи­сы­вать про­ро­че­ства Кас­сан­дры.

Лит.: Dav­reux J., La lé­gen­de de la pro­phé­tes­se Cas­sandre, P., 1942.

Миф нашёл отра­же­ние в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (фрес­ки в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, релье­фы, рез­ные кам­ни и др.); в вазо­пи­си осо­бен­но была рас­про­стра­не­на сце­на оттор­же­ния Кас­сан­дры от алта­ря Афи­ны Аяк­сом.

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия 16— 18 вв. ред­ко обра­ща­лась к обра­зу, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тра­гедии нач. 20 в.: « Кас­сандра » Г. Эйлен­бер­га, Леси Укра­ин­ки и П. Эрн­ста. Полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние пере­во­ды и пере­дел­ки сце­ны гибе­ли Кас­сан­дры из тра­гедии Эсхи­ла « Ага­мем­нон » , в т. ч. в рус­ской лите­ра­ту­ре 19 в. ( « Кас­сандра в чер­то­гах Ага­мем­но­на » Мерз­ля­ко­ва, « Кас­сандра » Май­ко­ва). В поэ­зии тра­ги­че­ский образ про­ро­чи­цы Кас­сан­дры созда­ли Ф. Шил­лер (бал­ла­да « Кас­сандра » ), Кюхель­бе­кер (поэ­ма « Кас­сандра » ).

ancientrome.ru

Трагический женский образ, дочь троянского царя Приама и Гекубы. Прорицательница и жрица Аполлона, который наградил её даром предсказания в надежде сделать Кассандру своей возлюбленной. Приняв дар, она однако осталась неприступной, чем весьма разочаровала бога. Аполлон внес в свой дар одно добавление: пусть Кассандра предвидит будущее, но никто ей не станет верить. Так остались тщетными её предостережение о Парисе, который принесет несчастье Трое, и о его поездке в Спарту, и, наконец, пророчество о гибели Трои от деревянного коня греков. После падения Трои Кассандру в качестве рабыни доставили в Микены, где она вскоре была убита.

Почиталась в храме вблизи Амикл, места ее захоронения, под именем Александры.

«Кассандровы речи» — выражение, означающее оставшиеся неуслышанными верные предостережения.

  • Греческий воин тащит Кассандру с Палладия. Роспись сосуда. Ок. 330 г. до н.э. (Лондон, Британский музей)
  • Аякс стаскивает Кассандру с Палладиума на глазах у Приама. Помпеи, дом Менандра
  • Кассандра. Эвелин де Морган
  • Меньший Аякс тащит Кассандру к Палладиону (статуе Афины). Аттическая краснофигурная гидрия работы художника Клеофрада. Ок. 480-475 гг. до н.э. (Национальный музей, Неаполь)

(K a s s a n d r a) — дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит. Даром провидения наделил девушку домогавшийся ее любви Аполлон, и, когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, бог в отместку ей сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. По более позднему варианту мифа, Кассандра вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар еще в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине).

Она первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые впоследствии навлек юный царевич. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня, но ее прорицаниям опять не поверили.

В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел ею. Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу. В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.

Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в «Агамемноне» Эсхила и «Троянках» Еврипида, в то время как в поэме «Александра» поэта III в. до н.э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную Кассандру, приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества дочери.

В греческой мифологии дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах К. выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит (см. рис.). Даром провидения наделил К. домогавшийся её любви Аполлон, и, когда К. отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что её вещие слова не стали принимать всерьёз (Aeschyl. Agam. 1202-12). По более позднему варианту мифа, К. вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар ещё в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине). К. первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлёк на Трою. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня (в котором скрывалась засада ахейцев) (Apollod. epit. V 17), но её прорицаниям опять не поверили. В ночь падения Трои К. искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел К. (V 22). Как пленница К. досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу (см. рис.) (Ноm. Od. XI 421-23; Aeschyl. Agam. 1256-63; 1438-47). В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм К., отождествляемой с местным божеством Александрой (Paus. II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).

Трагический образ К., вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запёчатлён в «Агамемноне» Эсхила (1035—1330) и «Троянках» Еврипида (294—461), в то время как в поэме «Александра» поэта 3 в. до н. э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную К., приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества К.

Лит.: Davreux J., La lйgende de la prophйtesse Caasandre, P., 1942.

Миф нашёл отражение в античном изобразительном искусстве (фрески в Помпеях и Геркулануме, рельефы, резные камни и др.); в вазописи особенно была распространена сцена отторжения К. от алтаря Афины Аяксом.

Европейская драматургия 16-18 вв. редко обращалась к образу, наиболее значительные трагедии нач. 20 в.: «К.» Г. Эйленберга, Леси Украинки и П. Эрнста. Получили распространение переводы и переделки сцены гибели К. из трагедии Эсхила «Агамемнон», в том числе в русской литературе 19 в. («К. в чертогах Агамемнона» А. Ф. Мерзлякова, «К.» А. Н. Майкова). В поэзии трагический образ пророчицы К. создали Ф. Шиллер (баллада «К.»), В. К. Кюхельбекер (поэма «К.»).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кассандра, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3814 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 627 Словарь)]

www.symbolarium.ru

КАССАНДРА, в древнегреческой мифологии прорицательница, предсказаниям которой никто не верил. Дочь последнего троянского царя Приама и царицы Гекубы; сестра Париса и Гектора.

Удивительная красота златокудрой и синеокой Кассандры, «подобной Афродите», воспламенила любовь бога Аполлона, но она согласилась стать его возлюбленной только при условии, что он наделит ее даром прорицания. Однако, получив этот дар, Кассандра отказалась исполнить свое обещание, за что Аполлон отомстил ей, лишив ее способности убеждать; есть версия, что он также обрек ее на безбрачие. Хотя Кассанда восстала против бога, ее постоянно терзало чувство вины перед ним. Она изрекала предсказания в экстатическом состоянии, поэтому ее считали безумной.

Трагедия Кассандры в том, что она предвидит падение Трои, смерть близких и свою собственную гибель, но бессильна предотвратить их. Она первая узнала Париса в безвестном пастухе, выигравшем спортивное состязание, и пыталась убить его как будущего виновника Троянской войны. Позже она уговаривала его отказаться от Елены. Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Первой возвестила троянцам о возвращении Приама с телом Гектора из вражеского лагеря. Предрекла Энею, единственному поверившему ей троянскому герою, что ему и его потомкам уготована великая судьба в Италии. Предупреждала соотечественников, что внутри Троянского коня спрятаны вооруженные воины. Во время взятия Трои пыталась найти убежище в храме Афины Паллады, однако Аякс, сын Оилея, силой оторвал ее от статуи богини и даже (по одной версии) надругался над ней. При разделе добычи стала рабыней микенского царя Агамемнона, который был тронут ее красотой и достоинством и сделал своей наложницей. Предсказала ему смерть от руки его жены Клитемнестры и свою собственную гибель.

Увезена Агамемноном в Грецию. Родила от него двух сыновей-близнецов – Теледама и Пелопса. Была убита Клитемнестрой вместе с Агамемноном и сыновьями на празднестве в царском дворце в Микенах. По одной версии, смертельно раненый Агамемнон пытался защитить ее, по другой – она сама бросилась к нему на помощь.

Право считаться местом упокоения Кассандры в античности оспаривали жители Микен и Амикл; в Левктре был возведен храм в ее честь. Это позволяет говорить о существовании на Пелопоннесе культа Кассандры.

История Кассандры была чрезвычайно популярной в античном искусстве и литературе. Живописцы предпочитать изображать сцену ее похищения из храма Аяксом и сцену убийства (ларец Кипсела, кратер вазописца Ликурга, фрески в Помпеях и Геркулануме, картина неизвестного художника, описанная в Образах Филострата). Безысходность и трагичность судьбы троянской пророчицы часто привлекала греческих и римских драматургов – Эсхила (Агамемнон), Еврипида (Троянки), Сенеку (Агамемнон). В эллинистическую эпоху она стала героиней ученой поэмы Александра Филострата.

В европейской культуре интерес к этому мифологическому персонажу возродился в конце 18 в. (баллада Кассандра Ф.Шиллера) и особенно затронул русскую литературу первой половины 19 в. (поэма Кассандра В.К.Кюхельбекера, драма Кассандра в чертогах Агамемнона А. Ф. Мерзлякова, драма Кассандра А.Н.Майкова). В 20 в., в эпоху мировых войн, образ Кассандры оказался еще более востребованным в связи с особой важностью темы тщетного пророчества и непризнанного пророка. К нему обращались Л.Украинка (Кассандра; 1902–1907), Д.Дринкуотер (Ночь Троянской войны; 1917), Ж.Жироду (Троянской войны не будет; 1935), Г.Гауптман (Смерть Агамемнона; 1944), А.Мак-Лей (Троянский конь; 1952), Р.Байра (Агамемнон должен умереть; 1955) и др.

www.krugosvet.ru

Дарпредвосхищения. В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКирилл Выжлецов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Дарпредвосхищения. В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества,» — Транскрипт:

2 В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла.

3 И. Билибин. Баба-Яга в ступе В. Васнецов. Ковер-самолет Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

4 В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.- Э. Лиотар в картине « Шоколадница » разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

5 Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» появление лазера.

6 Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

7 Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность. В. ван Гог. Звездная ночь В. ван Гог. Вороны над пшеничным полем.

8 Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. фуга жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Послушайте фугу И.- С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

9 Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

10 А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер ( ) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis откровение это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

11 А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники Смерть, Суд, Война, Мор яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

12 Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего. Офорт

13 П. Пикассо. «Герника»

14 Б. Кустодиев. Большевик

15 К. Юон. Новая планета г

16 Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна. На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету. У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты, как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

17 Чарльз Айвз. « Вопрос, оставшийся без ответа » (« Космический пейзаж ») Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

18 Аристарх Васильевич Лентулов ( ) ( ) А. Лентулов. Василий Блаженный

19 В своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира.

20 А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

23 Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева « Большевик ». Сравните картины « Большевик » и « Портрет Шаляпина ». Какой прием является типичным, характерным для стиля художника ? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выразительных средств ?

24 Б.Кустодиев. «Большевик» и «Портрет Шаляпина»

25 Подготовить сообщение — презентацию о других художественных произведениях, предсказывающих будущее

26 Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. Макет автомобиля, выполненный по чертежам Леонардо да Винчи

27 диссимметрией Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь : частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией ( не симметрия ). М. Эшер. Луна и солнце

28 В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие « антисимметрия », т. е. против ( противоположно ) симметрии. Если общепризнанное понятие « асимметрия » как для науки, так и для искусства означает « не совсем точная симметрия », то антисимметрия некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве это извечные противоположности : добро зло, жизнь смерть, лево право, верх низ и т. д. «Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

29 Мауриц Эшер ( ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы.

30 М. Эшер. День и ночь

32 «Рисующие руки» М. C. Эшер. Литография, 1948.

34 Это электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается с помощью перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Лев Сергеевич Термен, изобретатель терменвокса Подготовить сообщение о Л.Термене и его изобретениях

35 лучизм Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов ( ) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей. М. Ларионов. Петух (Лучистый этюд)

36 М. Ларионов. Лучистый пейзаж

37 Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне ( ) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Р. Делоне. С уважением к Блерио

39 Русский художник Павел Николаевич Филонов ( ) выполнил в 20- е гг. ХХ в. графическую композицию одну из « формул Вселенной ». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания. П. Филонов. Формула вселенной

40 П. Филонов. Формула весны

41 Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы ( карандаш, перо, тушь ; коллаж или аппликация ; компьютерная графика ), используя разные виды симметрии. Представьте какой — нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники — лучисты. Выполните композицию в любой технике. Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией. Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения ( по типу гравюр М. Эшера ).

www.myshared.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.