Голгофа

Что такое Голгофа и где она находится?

Центром истории всего человечества стала Голгофа – лобное место поблизости Иерусалима где распяли Христа. По преданию, на том самом месте был погребен и первый в мире человек – Адам, но это не имеет подтверждений исторических. Да они и не нужны.

Голгофа имеет глубоких духовный смыл лишь потому, что на том месте принял смерть Иисус Христос – Богочеловек, умерший за каждого грешника. Что означает Голгофа для человека и особенно для христианина? Об этом далее.

История и местоположение

В Древнем Израиле была популярна казнь для особо опасных преступников – их распинали на деревянных крестах, и они страдали в течении нескольких дней, медленно умирая. Но место для такой казни должно быть на возвышении, чтобы потенциальные преступники видели, что их может настигнуть после нарушения закона.

Интересно о православии:

Кроме этого, место казни не может находиться в черте города, ведь это оскверняет его, а для евреев важно была чистота. Поэтому, Голгофа – это было лобное место неподалеку от Иерусалима времен Иисуса Христа. С тех пор город существенно увеличился в размерах и лобное место сегодня находится где-то в западной его части. Археологические раскопки ведутся уже давно. Они не дадут ответов о сакральном значении Жертвы Христа, но они могут понять исторический контекст и понять культуру того времени.

После 135 г. н. э. Иерусалим был полностью перестроен, поэтому документы тех времен не могут ответить на вопросы археологов. Тем не менее, известно, что на месте Гроба Господня возвели языческий храм Афродиты. А вот Голгофа возвышалась над каменоломней, которую засыпали со временем. Поскольку сам выступ был около 5 высотой, он остался на месте, там, где его продолжительно нашли епископ Макарий и царица Елена.

Для сведения! Альтернативным местоположением лобного места стала скала на севере Иерусалима, которая напоминала череп по своей форме.

Значение в православии

Что означает Голгофа в духовном смысле для людей?

На самом деле, местоположение лобного места менее важно, чем его сакральный смысл. Это то место, где Господь Христос был распят. Перед этим Его избивали, но Он все вытерпел и висел там на кресте, чтобы каждый человек в мире мог иметь спасение от греха и вечную жизнь!

О значении креста для христиан:

Грех каждого Иисус вознес на крест. Благодаря этому холму, месту смерти, каждый верующий во Христа имеет вечную жизнь. Таким образом, место казни и позора стало символом радости и величия нашего Царя!

molitva-info.ru

Голгофа – гора в Израиле – описание и фото

Голгофа – это гора в Израиле. В переводе с греческого – это «лобное место», если с арамейского – то Голгофа означает – череп, голова. Голгофа расположена на окраине Иерусалима, известна она тем, что на ней был распят Иисус.

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса»

Очень может быть, что Голгофа было ранее названо не только почитаемое место, где на кресте был распят Иисус Христос, а вся скала, расположенная в предместье Иерусалима.

Изначально Голгофа – место распятия Господа, была частью холма Гареб. Из Гареба она только чуть-чуть выступала своей вершиной, чем-то напоминающей свод человеческого черепа. Такая схожесть с черепом и дала ей название Голгофа, ведь с арамейского Голгофа – это «череп». Другой версией названия горы происходит от «Гол-Гофа», что означает «Гора Наказания». Полагают, что именно здесь на этом месте происходили публичные казни. Позже в христианстве появились и закрепились еще два названия, обозначающие «череп» – «Кальвария» – латинское название и «Великий Кранион» – греческое.

В евангельские времена Голгофой в Израиле называли очень большую территорию Израиля за Иерусалимом. На западе горы были разбиты красивейшие сады, посаженные на месте бывшей каменоломни. Один из таких садов в свое время принадлежал Иосифу Арифамейскому. К горе Гареб также примыкала и небольшая смотровая площадка, называемая смотровой. Именно здесь, на смотровой площадке народ собирался смотреть на казни преступников. В горе на одной из ее сторон была вырыта рукотворная пещера, которая служила временным пристанищем, темницей для тех узников, которых осуждали на казнь. В этой же темнице в горе Голгофа содержался перед казнью и Иисус Христос. Эта темница в последствии получила название – «Темница Христова».

Под горой, находилась глубокая яма, лощина, куда после казни, по обычаю сбрасывались тела мертвых преступников, а также кресты, на которых они были распяты. В эту же лощину был сброшен и Крест Христов, а затем там и засыпан. И только через многие века Крест был вновь обретен царицей Еленой, во время раскопок. По преданию крест был не плохо сохранен и сохранились даже гвозди, с помощью которых был распят Христос.

С древних времен на склонах горы Израиля Голгофа, совершались захоронения людей, и одно из таких захоронений, которое находится у подножия горы на западном склоне, до сего дня почитается как Гробница Христа. В 19 веке недалеко от Гробницы Христа был обнаружен склеп, который получил название Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.

В период византийского строительства храмов, на этом святом месте захоронения Христа гора была скрыта, а скала обнажена, ее оборудовали лестницей, на вершине украсили золотым Крестом. По этой лестнице подниматься нужно было 28 ступеней, обязательно сняв обувь.

В 1009 году скала могла быть полностью разрушена, ведь халиф аль-Хаким отдал приказ разрушить ее до основания. Он отдал приказ разрушить Храм, Святую Гробницу и снести с лица земли саму гору Голгофа Израиля. Однако планы не сбылись, так как рвения у них не хватило. Проходили годы и века и архитектура Голгофы становилась все более сложной, она украшалась священными алтарями, разнообразными насыщенными декоративными элементами и деталями.

Сегодня Голгофа в Израиле – это возвышение, высота которого составляет 5 метров над уровнем пола, а вершина горы Голгофа в современном варианте имеет размер 11,45/9 25 метров. Голгофа окружена и освещена только лампадами и свечами, на ней размещены два престола, которые разделены пилястрами.

Первый престол на Голгофе – католический. Он был сделан и устроен впервые еще в эпоху крестоносцев. Католическая Голгофа – установлена там, где по преданиям Христос был пригвожден к Кресту. Что соответствует и названию алтаря – алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол пригвождения к Кресту. Алтарь католической церкви представляет собой серебряный ковчег очень тонкой ручной работы, на котором изображены сцены Страстей Христовых. Он был создан великим мастером Доменико Портеджани в 1588 году в флорентийском монастыре св. Марко.

Храму Воскресения алтарь был подарен великим тосканским герцогом – Фердинандом де Медичи. Во время реставрации стен Католической Голгофы в 1937 году, они были украшены мозаикой, которая изображала пригвождение Христа, а также стоящих чуть далее трех Марий и Исаака, приносящего жертву. Авторы этих мозаичных картин – Барлуцци, Трифольо и Даркарьи. Бронзовые изысканные канделябры, созданные Полити, считаются произведениями высочайшего церковного искусства. От алтаря вправо, находится небольшое окошко, которое когда-то было входом на гору Голгофа Израиля и выходило на капеллу франков.

Слева находится престол, который принадлежит греческой Православной Церкви. Он был воздвигнут в 11 веке Константином Мономахом на месте распятия Христа. Престол установили там, где было отверстие, в котором стоял Крест Христов. В последствии это место было оправлено серебряной оправой. Вокруг этого места справа и слева видны черные круги, которые обозначают места, где были установлены кресты для разбойников, распятых вместе с Христом.

В ряду всех 14 остановок Христа на гору Голгофа – это остановка 12 – Смерть на Кресте. За престолом православной церкви видно Распятие, которое полностью совпадает с размерами исторического креста. Слева от Распятия – изображен Иоанн богослов, а справа – Пресвятая Богородица. Изображения очень красиво украшены окладами тонкой работы. По обе стороны от престола православной церкви за стеклом видно участок природной горы с большой трещиной. По преданию, эта щель образовалась в результате землетрясения, которое случилось в тот момент, когда наступила смерть Христа. Греческие священники – патриарх и архиереи у престола служат службы без митр, это знак глубочайшего преклонения перед Великим Уничижением Христовым.

На горе Голгофа установлена ризница, в которой хранятся уникальные, самые ценные предметы, принадлежащие Греческой церкви. Увидеть эти сокровища можно только по специальным приглашениям.

www.pro-israel.ru

ГОЛГОФА (греч. Γολγοθᾶ) — место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42).

Греческий термин «Голгофа». В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τόπος κρανίου; лат. Calvariae locum — место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блаженный Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников (Hieron. In Matth. 27 // PL. 26. Col. 209).

В НЗ говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41). Эта гробница принадлежала праведнику Иосифу Аримафейскому (Мф 27. 59-60). Возможно, Голгофой первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на котором был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Современная английская исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошел топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи святых равноапостольных Константина и Елены указывает место Голгофы церковная традиция.

Современное местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Голгофы в центре Старого города является результатом перепланировки Иерусалима в римскую эпоху: вскоре после распятия Спасителя Голгофа оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44 годы). После разрушения Иерусалима императором Титом в 70 году, а затем Адрианом в 135 году новый римский город Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, таким образом место Голгофы оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.

Археологические раскопки 2-й половины ХХ века и другие исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Голгофы (Kenyon. 1974; Lux. 1972; Corbo. 1981-1982). Раскопки 60-80-х годов вблизи Голгофы установили, что до конца I века по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII века до Р. Х. склон холма Гарив, к которому принадлежит Голгофа, служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I веке до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень которого примерно совпадает с уровнем пола современной базилики (около 10 м ниже первоначальной линии склона горы, около 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в западной скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Восточная и южная стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика — место, идентифицируемое ныне как Голгофа.

При строительстве римского города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на которой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Голгофой гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма (Euseb. Vita Const. III 26). Блаженный Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при императоре Адриане была возведена статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58. 3 // PL. 22. Col. 581).

Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи императора Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи императора Константина (Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Голгофе небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Голгофы в строительной подсыпке найдена монета императора Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка женской статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.

Голгофа была вновь откопана и стала объектом почитания при императоре Константине I Великом. Под контролем святителя Макария, епископа Иерусалимского, в 325 году Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на южной стороне над общей поверхностью выступила скала Голгофы. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов (Corbo. Vol. 2. Fig. 41).

В результате общая топография этого участка при императоре Константине Великом существенно изменилась: Голгофа стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с южной и восточной сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (конец IV века) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум. потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» (Eger. Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что западная стена южного нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Голгофы. Строители окружили свободно стоявшую Голгофу округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии которой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи императора Адриана, которая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (начало VI века), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный византийским императором Феодосием II около 427 года (Theoph. Chron. P. 86).

Изменение формы скалы Голгофы с IV по XX века. было связано с ее почитанием и символическим оформлением: от нее откалывали камни разного размера и забирали их в качестве реликвий (в церкви Богородицы на горе Гаризим, V-VI века, найден кусок камня с надписью: «От Скалы Святого Кальвария»). Вершина скалы служила для укрепления на ней распятий — здесь имеется, например, углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Ранее XI века паломники о нем не упоминают, указывая в то же время, как Паломник из Пьяченцы (около 570 года), на лунку у подножия (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В лунке, видимо, крепился золотой крест, стоявший до разграбления города персами в 614 году, а затем замененный серебряным (пропал при разрушении храма Гроба Господня аль-Хакимом). Усилиями паломников лунка расширилась: приводимый русским игуменом Даниилом (начало XII века) ее размер около 38-46×19-27 см, в настоящее время 50 см в диаметре и 40 см в глубину. Отверстий от крестов распятых вместе с Христом разбойников на скале не обнаружено, и при современном состоянии вершины для них нет места (пилигримы искали их уже в ранневизантийскую эпоху, но ни одного упоминания об их существовании нет).

Подъем к вершине Голгофы осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI веке Феодосием (около 530 года) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в конце ХХ века, в северной части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игумен Даниил отметил, что при императоре Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Голгофы был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI века сохранилась на северной и западной сторонах скалы Голгофы в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты которой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.

До персидского завоевания 614 года скала Голгофы находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой святителем Модестом (местоблюститель в 614-628 годах, патриарх Иерусалимский в 630-634 годах). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (около 670 года) как 4-угольная, с восточной стороны она соединялась с Мартириумом (Adamn. De locis sanctis. V 1).

Археологические раскопки, проведенные с восточной стороны, показали, что при этом подлинная скала была накрыта архитектурным «футляром». Церковь эпохи святителя Модеста была круглой или многогранной; количество входов не установлено. Сохранились 4 пилястры (возможно, ранее VII века), стоящие почти вплотную к скале, и помещение, возникшее к востоку от скалы. Над Голгофой был тогда же построен сводчатый 4-столпный киворий. Храм по площади был невелик (между пилястрами 3,5-4,5 м), но значителен по высоте (4 м над верхом скалы). Аркульф упоминает помещавшиеся здесь большой бронзовый хорос и огромный серебряный крест, который стоял на 9-10 м выше мощения двора, и впечатление высоты усиливалось небольшим основанием (Ibid. V 1).

После работ XI века и перестройки эпохи крестоносцев Голгофа приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени: были значительно развиты ее восточной и западной части. Вход в храм был через внешний лестничный марш и «капеллу франков» (современная часовня Cовлечения одежд); позднее добавили 2 марша лестниц с запада, позволявшие легко организовать движение паломников. Для того чтобы соединить Голгофу с Гробом Господним в одну церковь и включить в общий ансамбль, построили 2-этажную капеллу в восточной половине южного крыла трансепта с 4 травеями и крестовыми сводами. Это архитектурное оформление часовни Голгофы сохранилось, но от мозаик уцелел лишь один фрагмент на своде (композиция «Вознесение Господне») и посвятительная надпись 1149 года на фасаде. Теперь паломник, попав в храм Гроба Господня, мог, двигаясь от капеллы к капелле, достичь Голгофы и оставить здесь как свидетельство завершения паломничества тот крест, который нес с собой во время путешествия. Теодорих (1172) утверждает, что видел на Голгофе множество крестов, принесенных паломниками, стражи Голгофы сжигали их в пасхальный вечер.

Современный вид Голгофа приобрела в результате общего ремонта храма Гроба Господня после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, ведущей в католическую часовню Совлечения одежд (10-я остановка католического Крестного пути), наверх поднимаются 2 лестницы: правая, сразу от дверей храма, и левая, со стороны кафоликона (сооружена в 1810 году). Храм Голгофы разделен массивными колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В главном православном приделе над местом, где был водружен Честной Крест, сооружен беломраморный престол с пилястрами из розового мрамора. Отверстие, где был установлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застекленных проемах видны серая каменная поверхность Голгофы и трещина, прошедшая через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27. 51). За престолом — высокое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Исследования 1988 года, когда с вершины скалы была снята мраморная облицовка 1810 года, показали, что Голгофа — узкий выступ скалы, поднятый в высоту над окружающей поверхностью на несколько метров (12,75 м с востока, 8,97 м с севера, 5 м с запада), причем его верхушка заостренная. Скала состоит из известняка светлых оттенков с красными прожилками (с прослойками «царского камня»), средневековые паломники описывают их как следы крови Христовой, стекавшей со скалы на череп Адама. Значительная часть Голгофы стоит над выработанным карьером и почти пуста изнутри.

Правый францисканский придел, 11-я остановка католического Крестного пути, был отреставрирован в 1937 году по проекту итальянского архитектора А. Барлуцци. На стенах придела выполнены мозаики «Пригвождение ко Кресту» и «Жертвоприношение Авраама». Серебряный алтарь с композицией «Пригвождение ко Кресту» (мастер Д. Портиджани) был подарен в 1588 году тосканским герцогом Фердинандо Медичи. Слева от него, под аркой, отделяющей католическая часть Голгофы от православной, находится небольшой францисканский престол Богородицы Скорбящей (Stabat Mater). За престолом помещено скульптурное изображение Богородицы, пронзенной мечом (согласно предсказанию правадника Симеона Богоприимца: «. и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2. 35)). Скульптура является пожертвованием португ. кор. Марии I Браганцы (1778).

Часовня Главы Адамовой

Находится на нижнем уровне храма, под православным престолом Голгофы. Согласно древней христианской традиции, Распятие Спасителя совершилось на месте погребения Адама. Это предание, которое прослеживается с конца IV века, было известно уже Оригену (около 185-254 годов) (Orig. Comm. In Matth. 27. 3 // GCS. Bd. 38. Tl. 2. S. 265. 3) и встречается у других отцов Церкви. Так, Епифаний Кипрский (около 315-403 годов) писал о том, что Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца (Epiph. Adv. haer. 26. 5), об этом же упоминал блаженный Иероним (Hieron. Ep. 46 (44) // PL. 22. Col. 484 sq.). Тогда же в иконографии появился сюжет «Воскрешение Адама» (Bagatti. 1977). Через стеклянное окно в глубине часовни видно расселину, по которой струя крови Христа достигла черепа Адама.

Археологически установлено, что небольшое углубление в скале Голгофы, почитаемое как «могила Адама», в эпоху императора Адриана было закрыто опорной стеной и не могло служить объектом поклонения во II — начале IV веков. Строители эпохи императора Константина Великого разобрали стену на 70 см ниже современного пола пещеры, но архитектурно ее не оформляли (закладка пещеры выходила в нее необработанной стороной). В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы упоминается с VII века. Пещера была вырублена искусственно; мнение Корбо о том, что она являлась частью храма Венеры, археологически не подтвердилось: вход в пещеру прорублен через опорную кладку эпохи императора Константина, внутри она не оштукатурена и не имеет граффити раннехрист. эпохи.

Оформление пещеры как святого места усилиями святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, возможно, происходило после 614 года; ранневизантийский серебряный экран был похищен в 614 году, что позволило патриарху Модесту разобрать обводную кладку императора Константина при строительстве «храма Голгофы» и расширить «пещеру Адама». Она приобрела размеры 2 м (высота) × 1,5 м (ширина) — минимум, достаточный для отправления церковной службы, поэтому даже тела усопших при отпевании оставляли снаружи, не внося в пещеру. При крестоносцах часовню Адама расширили с востока и устроили здесь усыпальницу латинских королей Иерусалимских. Этот некрополь был разобран при реставрации Н. Комненоса после пожара 1808 года (гробница короля Балдуина V хранится в Музее Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме). В 2004 году в часовне устроен престол во имя святого Иоанна Предтечи.

В ранневизантийский период постепенно дополнялись и разрабатывались элементы «сакральной топографии» участка Голгофы. Идея о погребении Адама на Голгофе имела для христиан глубокий смысл: благодаря ей с комплексом Гроба Господня ассоциировались многие мотивы ВЗ, в т. ч. жертвоприношение праведника Авраама. В VI веке сбоку, у подножия Голгофы, был сложен из камней «алтарь Авраама», который описывают Феодосий (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7), Паломник из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19) и Аркульф (Adamn. De locis sanctis. V 1).

Иконография Голгофы.

Иконография Голгофы обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к IV-V векам. Мозаика V века в церкви Санта-Пуденциана показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Голгофы в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени: на византийских монетах (например, императора Феодосия II и Евдокии, 420) — от 1 до 4 ступеней (DACL. Сol. 3096), на паломнических ампулах и флягах — обычно 2-3 ступени (например, на флягах из Монцы и Боббио, V век, музей Studium Biblicum Franciscanum — см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Голгофы, к вершине которой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).

В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (например, Хлудовская Псалтирь, IX век — ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 — РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), которая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Голгофа могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Голгофы с адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях XVIII-XX веков).

В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042-1056 годы). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквами, число которых может быть более 100. На русских изображениях чаще других встречаются М.Л.Р.Б., означающие «место лобное рай бысть».

В европейской живописи начиная с позднего средневековья распространяется изображение Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.

Исторические источники:

Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. (CCSL; T. 175).

Дополнительная литература:

[Шик К.] Мнение Шика о Голгофе // СИППО. 1893. [Т. 4]. Авг. С. 392-401;

Айналов Д.В. Голгофа и Крест на мозаике IV века // Там же. 1894. [Т. 5]. Февр. С. 80-104; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христианского искусства: Голгофская лестница и алтарь Авраама; Гроб Господень и Гефсиманский сад; Иерусалимский храм в мозаике S. Maria Maggiore в Риме // Там же. 1895. [Т. 6]. Июнь. С. 335-361; он же. Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. № 2. С. 53-115;

Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926;

Lux V. Vorläufiger Bericht über die Ausgrabung unter der Erlöserkirche im Muristan in der Altstadt von Jerusalem in den Jahren 1970 and 1971 // ZDPV. 1972. Bd. 88. S. 185-201;

Coüasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. L., 1974;

Kenyon K. Digging up Jerusalem. L., 1974;

Hamrick E.W. The 3d Wall of Agrippa I // BiblArch. 1977. Vol. 40. P. 18-23.

Иллюстрации:

Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». Прославление Креста. 2-я половина XII века (ГТГ). Архив ПЭ.

w.histrf.ru

[Греч. Γολγοθᾶ], место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42). Греч. термин «Г.» передает арам. , к-рый восходит к евр. — череп, голова (4 Цар 9. 35; Суд 9. 53). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τόπος κρανίου; лат. Calvariae locum — место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блж. Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников ( Hieron . In Matth. 27 // PL. 26. Col. 209).

Совр. местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Г. в центре Ст. города является результатом перепланировки Иерусалима в рим. эпоху: вскоре после распятия Спасителя Г. оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44). После разрушения Иерусалима имп. Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый рим. г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, т. о. место Г. оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.

Археологические раскопки 2-й пол. ХХ в. и др. исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Г. ( Kenyon . 1974; Lux . 1972; Corbo . 1981-1982). Раскопки 60-80-х гг. вблизи Г. установили, что до кон. I в. по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII в. до Р. Х. склон холма Гарив, к к-рому принадлежит Г., служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень к-рого примерно совпадает с уровнем пола совр. базилики (ок. 10 м ниже первоначальной линии склона горы, ок. 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в зап. скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Вост. и юж. стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика — место, идентифицируемое ныне как Г.

Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина ( Corbo . Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.

Г. была вновь откопана и стала объектом почитания при имп. Константине I Великом. Под контролем свт. Макария, еп. Иерусалимского, в 325 г. Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на юж. стороне над общей поверхностью выступила скала Г. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов ( Corbo . Vol. 2. Fig. 41).

В результате общая топография этого участка при имп. Константине Великом существенно изменилась: Г. стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с юж. и вост. сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (кон. IV в.) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум. потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» ( Eger . Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что зап. стена юж. нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Г. Строители окружили свободно стоявшую Г. округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии к-рой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи имп. Адриана, к-рая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (нач. VI в.), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный визант. имп. Феодосием II ок. 427 г. ( Theoph . Chron. P. 86).

Изменение формы скалы Г. с IV по XX в. было связано с ее почитанием и символическим оформлением: от нее откалывали камни разного размера и забирали их в качестве реликвий (в ц. Богородицы на горе Гаризим, V-VI вв., найден кусок камня с надписью: «От Скалы Святого Кальвария»). Вершина скалы служила для укрепления на ней распятий — здесь имеется, напр., углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Ранее XI в. паломники о нем не упоминают, указывая в то же время, как Паломник из Пьяченцы (ок. 570), на лунку у подножия ( Anton . Placent . Itinerarium. 19). В лунке, видимо, крепился золотой крест, стоявший до разграбления города персами в 614 г., а затем замененный серебряным (пропал при разрушении храма Гроба Господня аль-Хакимом). Усилиями паломников лунка расширилась: приводимый рус. игум. Даниилом (нач. XII в.) ее размер ок. 38-46×19-27 см, в наст. время 50 см в диаметре и 40 см в глубину. Отверстий от крестов распятых вместе с Христом разбойников на скале не обнаружено, и при совр. состоянии вершины для них нет места (пилигримы искали их уже в ранневизант. эпоху, но ни одного упоминания об их существовании нет).

Подъем к вершине Г. осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI в. Феодосием (ок. 530) ( Theodos . De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы ( Anton . Placent . Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в кон. ХХ в., в сев. части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игум. Даниил отметил, что при имп. Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Г. был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI в. сохранилась на сев. и зап. сторонах скалы Г. в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты к-рой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.

До персид. завоевания 614 г. скала Г. находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой свт. Модестом (местоблюститель в 614-628, патриарх Иерусалимский в 630-634). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (ок. 670) как 4-угольная, с вост. стороны она соединялась с Мартириумом ( Adamn . De locis sanctis. V 1).

www.pravenc.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.