Герострат

В древнегреческом городе Эфесе находился величественный храм б огини Артемиды. Молодой человек по имени Герострат, не имевший никаких особенных талантов, был чрезвычайно честолюбив и хотел, во что бы то ни стало прославиться и оставить свое имя в истории. Не надеясь прославиться добрыми делами или подвигами, Герострат решил прославить себя, разрушив то, что создано другими, заключив, что дурная слава — это тоже слава. А дурное дело, как известно — не хитрое. И чем большую гадостей сделать людям, тем сильнее тебя будут помнить. И он решил сжечь храм, который являлся гордостью не только города, но был одним из чудес света того времени.

Суд, узнав истинную причину его поступка, справедливо присудил после казни вычеркнуть имя Герострата из истории, чтобы ни у кого впредь не возникало подобных мотивов.

История про Герострата дошла до нас благодаря древнегреческому историку Феопомпу, и, увы!, таким образом, Герострат добился своей цели – хоть и позором, но увековечил свое имя.

Другие интересные выражения из русской речи:

Газетная утка это заведомо неверная информация, опубликованная в газете. Проще говоря, вранье, вымысел, неправда. Цели газетных уток могут быть как вполне

Гадание на кофейной гуще возникло едва ли не одновременно с появлением кофе как напитка. Знаете ли вы, что родиной кофе является Эфиопия – страна на северо-востоке

Выражение « геенна огненная» и простое « геенна» означает место, где все время горит огонь и в этом огне корчатся души умерших грешников. Так сказать визуальное

Один из мифов о подвигах Геракла (великана из греческой мифологии, который под именем Геркулеса перекочевал к этрускам и римлянам) повествует о том, что во время

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги – полный текст поговорки.

Это выражение кажется чисто народным, но как оказалось, у него есть совершенно

Выражение же глухая тетеря обязано своим происхождением тому обстоятельству, что во время токования (привлечения внимания самки определенными звуками, схваток

Выражение ходить гоголем означает ходить «задрав нос», посматривать на всех свысока, демонстрируя собственное превосходство.

Выражение гомерических хохот означает очень громкий, неудержимый смех, и даже не смех, а именно хохот. Но почему такой смех называется гомерический?

Значение выражения гол как сокол кажется очевидным. Оно характеризует человека, не имеющего за душой ничего, показывает крайнюю степень бедности. Но вот

Голод не тетка – довольно забавное и не совсем понятное выражение. Даже совсем непонятное. Непонятно само противопоставление « голод – не тетка». Какая тетка?

О чень образное выражение Груши околачивать. Означает оно — бездельничать.

Версия происхождения выражения околачивать груши достаточно простая, даже

Выражение как с гуся вода применяется к людям, которым все сходит с рук, которых ничто не берет.

Горе луковое – ироничное выражение по отношению к плачущему человеку, когда причина его слез со стороны видится несущественно и незначительной, даже просто

«Это было при царе Горохе» говорят, имея ввиду «в стародавние времена», давным-давно. Но что это за царь Горох, почему именно горох, а не редис, например?

esperanto-plus.ru

Слава Герострата

Что с вас взять? Сын, дочь, зять. Смотрите на меня, Я почти Герострат. Со свечкой и босиком Вы выйдите впервые на проспект за углом. Хотя бы для того, чтобы взглянуть, Как пылает наш дом.

Кто людям помогает, Лишь тратит время зря. Хорошими делами Прославиться нельзя.

» — Старуха Шапокляк

Слава Герострата (Геростратова слава, лавры Герострата) — древнегреческий мем, один из древнейших мемов реала, возраст которого — чуть более 2300 лет.

[править] История мема

И тогда по всей Греции поскакали гонцы, кричавшие: «Вы должны забыть безумного Герострата, сжегшего храм Артемиды!» И если любого древнего грека разбудить посреди ночи и спросить «Кого ты должен забыть?, он бы ответил: «Безумного Герострата»

» — История в обработке Сатирикона

Молодой и амбициозный, но неопытный житель города Эфес Герострат очень мечтал прославиться. Но, в отличие от всяких там супергероев и прочих паладинов, он не хотел долго трудиться ради своей мечты, а хотел всего и сразу. Поэтому он не стал сеять разумное-доброе-вечное, переводить старушек через древнегреческие улицы и снимать котят с древнегреческих пальм, а пошёл по пути наименьшего сопротивления. Герострат уничтожил огнём третье чудо света, храм Артемиды в Эфесе, а именно поджёг деревянную статую Артемиды, пропитанную жиром из ожерелья бычих яиц, которые вешали на неё как на богиню плодородия. Разумеется, малолетнего дегенерата быстро поймали и прокатили на древнегреческом пативене. Под пытками Герострат сознался, что то, что он совершил, было сделано им исключительно ради лулзов славы. Дегенерата приговорили к высшей мере наказания и немедленно привели приговор в исполнение. А после, вероятно, чтобы обломать тому кайф в загробной жизни, судом было издано распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды». Историкам запрещено было упоминать имя Герострата в летописях, а по всей Греции раскатывали глашатаи, призывающие народ забыть имя сжёгшего храм. Таким образом, те, кто никогда не слышал о нём, смогли невозбранно узнать о новом герое эпохи.

Возможно, в отношении Геростратового подвига рано или поздно сработал бы эффект Стрейзанд, но законы социологии опередил древнегреческий историк Феопомп, наплевавший на всякие там указы и упомянувший имя юного героя при описании пожара в храме. Таким образом история дошла до наших дней, и у современных малолетних долбоебов появилась возможность узнать о своём предшественнике.

[править] Использование

В современном языке выражение «слава Герострата» имеет значение дурной славы, славы, полученной любой ценой, известности человека, прославившегося исключительно своими злодеяниями и т. д.

[править] Имя

Существуют версии, показывающие, что имя «Герострат» вьюноша обрел в результате очень тонкого и искусного троллинга со стороны судьи. Причём до неё независимо додумались Григорий Горин и Бормор. А по «Делу Герострата» Дмитрия Пословского, опубликованному в бумажном и совсем даже неживом журнале аж в 80-е, «Герострата» звали Каломей.

[править] Альтернативная версия

Неплохо бы также помнить, что храм Артемиды, как и любой другой храм в Древней Греции, был заведением очень богатым. Шутка ли, каждый купец перед ответственной сделкой считал своим долгом ублажить богов, принеся в жертву, например, немного золота, овцу или ещё что-нибудь ценное, а если сделка действительно удавалась на славу, то и отблагодарить богов за то, что похлопотали за него. В итоге в храмах скапливалось большое количество материальных ценностей, которые там хранились «до востребования». Ушлые жрецы очень быстро сообразили, что Артемида не будет против, если они дадут часть её богатств на время попользоваться какому-нибудь купцу, попавшему в затруднительное финансовое положение. Ну а чтобы Артемида не разгневалась, за такую щедрость полагалось не только вернуть всё одолженное, но и добавить немного сверху. Конечно же, исключительно из благодарности. Ничего не напоминает?

В результате такого вольного обращения с собственностью дочери Зевса некоторое количество полимеров было, как обычно, проёбано. А потом ещё, ещё и ещё. В итоге набралась некоторая критическая масса, которую без палева нельзя было утаить. А отвечать надо. Либо перед верховными жрецами, либо перед самой Артемидой. В итоге ВНЕЗАПНО появляется такой удобный парень как Герострат, который КАГБЕ из честолюбия решил зажечь в храме ночь. И вот уже тёплое лампадное пламя быстро и надёжно скрывает все следы. В итоге колонны храма растащили по всей территории и сейчас их можно встретить в неожиданных местах. Например, в какой-нибудь турецкой мечети. А на месте храма пасутся гуси.

Таким вот образом древние греки доказали всему миру, что удачный пожар — годная стратегия выхода из разносортных пиздецов, что было перепроверено множество раз за всю финансовую историю человечества, и всегда с неизменно превосходным результатом.

[править] Moar

Герострат, конечно, не стал последним геростратом в истории. Сабж имеет достаточно талантливых последователей:

  • 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке некий Марк Чепмен just for lulz выпустил из короткоствола 5 пуль в некоего Джона Леннона, четыре из которых достигли цели. В результате последний стал Героем, а нашего поциента пожизненно посадили в клетку, как жирафу.
  • 24 марта 2015 года немецкий летун авиакомпании Germanwings Андреас Любиц дождался момента, когда КВС покинет кабину, закрылся и отдал штурвал «от себя». И пока к нему ломились встревоженные граждане, чтобы узнать, не случилось ли чего плохого, он любовался приближающейся альпийской природой. В результате этого частью горного пейзажа кроме «героя» стали еще 149 человек. А разгадка одна: «Однажды я сделаю то, что изменит всю систему, и все будут знать мое имя и запомнят меня».
  • Дыхотун. Nuff sa >[править] См. также

lurkmore.to

слава герострата — сущ., кол во синонимов: 1 • слава (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Слава Герострата (Геростратова слава) — Книжн. Позорная слава. БТС, 201. /em> Герострат – уроженец г. Эфеса (Малая Азия), который из честолюбия, чтобы обессмертить свое имя, поджёг храм Артемиды Эфесской (356 г. до н. э.). БМС 1998, 529 … Большой словарь русских поговорок

СЛАВА — СЛАВА, славы, мн. нет, жен. 1. Почетная, широко распространенная известность, как свидетельство всеобщего и безусловного признания чьих нибудь высоких качеств, общественных заслуг, дарований и т.п. «Самое замечательное в соревновании состоит в… … Толковый словарь Ушакова

слава — Репутация, популярность, имя, реноме, бессмертие. Слава его тускнеет, померкла.. Ср. . См. репутация, хвала войти в славу, на славу, приобрести славу, стяжать славу. .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… … Словарь синонимов

СЛАВА — Девятая слава на году. Арх. Шутл. О широкой известности. АОС 10, 402. Слава Богу. Разг. Одобр. 1. Хорошо, благополучно. 2. В хорошем состоянии, хороший. 3. Восклицание, выражающее радость, успокоение, облегчение. ФСРЯ, 430; БТС, 86; Мокиенко 1986 … Большой словарь русских поговорок

слава — ы; ж. 1. Почётная известность как свидетельство всеобщего признания чьих л. заслуг, таланта, доблести и т.п. Завоевать, приобрести славу. Добиться славы. Стремиться к славе. Заслуженная с. Вечная с. Посмертная с. Литературная с. Трудовая с. С.… … Энциклопедический словарь

слава — ы; ж. см. тж. на славу, слава богу 1., слава богу 2. 1) а) Почётная известность как свидетельство всеобщего признания чьих л. заслуг, таланта, доблести и т.п. Завоевать, приобрести славу. Добиться славы … Словарь многих выражений

слава — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? славы, чему? славе, (вижу) что? славу, чем? славой, о чём? о славе 1. Славой называют всеобщее признание чьих либо заслуг, таланта, доблести и т. п. Земная, мировая, всемирная слава. |… … Толковый словарь Дмитриева

Лавры Герострата — см. Слава Герострата Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

(бесславная )слава — У Ахматовой, действительно, бесславная слава , похожая на моду. Если модниц и модников прогонит она прочь от себя, то эта слава смоется забвением, воистину осиянным . Говорю это потому, что люблю Ахматову, а поклонников её не люблю.… … Словарь оксюморонов русского языка

dic.academic.ru

ГЕРОСТРАТ — (греч.). Эфесский уроженец, сжегший в 365 г. до Р. Х., великолепный храм Дианы в Эфессе для того только, чтобы чем нибудь приобрести себе известность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРОСТРАТ грек … Словарь иностранных слов русского языка

герострат — см. честолюбец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. герострат сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов

ГЕРОСТРАТ — грек из г. Эфес (М. Азия), сжег в 356 до н. э., чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой … Большой Энциклопедический словарь

Герострат — (Herostratus, Ηρόστρατος). Разрушитель эфесского храма Артемиды с целью прославиться (356 г. до Р. X.). Действительно, история сохранила его имя. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина … Энциклопедия мифологии

Герострат — ГЕРОСТРАТ, древний грек из города Эфес (Малая Азия), сжег в 356 до нашей эры, чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Герострат — (др. греч. Ἡρόστρατος) молодой житель Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 года до н. э. для того чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера… … Википедия

герострат — I. (иноск.) безумный истребитель произведений искусств Ср. Вы так добродушно напали на Пушкина, что мы никаким образом не можем принять вас за ярого Герострата. Достоевский. Крит. ст. 3, 1. Ср. Только в исходе минувшего столетия некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Герострат — а; м. [греч. Herostratos] [с прописной буквы] ◊ Лавры, слава Герострата. Тот, кто добивается славы, известности любой ценой, не останавливается перед бессмысленным разрушением, уничтожением чего л. ● По имени грека из г. Эфеса, сжёгшего в 356 г.… … Энциклопедический словарь

Герострат — (греч. Herostratos) (IV в. до н.э.) грек из Эфеса (Малая Азия). Жажда славы толкнула его на поджог в 356 г. храма Артемиды, который считался одним из 7 чудес света. Имя Г. по решению жителей города было предано забвению, однако о нем упоминает … Античный мир. Словарь-справочник.

Герострат — а, м. 1) Грек, который в 356 г. до н. э. сжег храм Артемиды в г. Эфес (Малая Азия). 2) перен. Честолюбец, добивающийся славы любой ценой. • Этимология: Греческое Hērostratos. Энциклопедический комментарий: Храм Артемиды Эфесской считался одним из … Популярный словарь русского языка

ГЕРОСТРАТ — Житель Эфеса, в котором находился храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Чтобы прославиться, в 356 до н. э. Герострат сжег этот храм … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

dic.academic.ru

Зачем Герострат поджег храм Артемиды?

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, 21 июля, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её — не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм. Историю строительства и разрушения храма Артемиды вспоминает автор diletant.media Мария Молчанова.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Древний город Эфес

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Вид на руины храма Артемиды

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Реконструкция храма Артемиды

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

В ночь поджога храма Артемиды родился Александр Македонский

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

На сегодня удалось восстановить разве что одну 14-метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась — из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

m.diletant.media

Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе (356 до н.э.)

Храм был построен в еще в VI веке до н.э. в честь великой богини Артемиды. Учитывая, что строили его многократно и деревянные здания либо сгорали, либо ветшали, на постройку нового храма среди архитекторов был объявлен конкурс. Лучшим оказался проект знаменитого Херсифона. Строительство оказалось непростым: архитектор решил построить храм из мрамора рядом с болотом, чтобы мягкая почва служила амортизатором при землетрясениях. Сложность заключалась в доставке массивных колонн через болотистую местность. Храм строился настолько долго, что сменил 4 архитекторов: вначале умер Херсифон, потом и его сын Метаген скончался, а достраивали храм уже Пеонит и Деметрий. Возведение этого монументального сооружения было завершено лишь в 450 до н.э.

Молодой пастух, житель Эфеса сжёг храм Артемиды в своём родном городе для того, чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь (по другим данным, изгнание из города) и как высшая мера — приказ о его полном забвении. Вопреки заблуждению, Герострат разрушил не одно из 7 чудес света, а старое деревянное святилище, на месте которого был позже возведен известный храм, многократно превосходящий своего предшественника масштабами и богатством. Архитектор Хейрократ увеличил размеры храма и восстановил его за считанные годы. Именно этот второй храм и стал чудом света, хотя заслуживал этого звания, несомненно, его предшественник. В 263 его разграбили готы, а останки впоследствии потонули в том самом «спасительном» болоте.

Считается, что Герострат — не настоящее имя, а прозвище, данное ему горожанами. Своей цели прославиться он достиг, поскольку историк Феопомп нарушил запрет и упомянул его в своём сочинении. Такая слава с тех пор называется «слава Герострата». Требование «забыть Герострата» также стало крылатой фразой (например, в одноимённой пьесе Григория Горина).

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

www.obozrevatel.com

Интересные факты

Герострат (др.-греч. Ἡρόστρατος) — молодой житель Эфеса, который поджег храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 года до н. э. А сделал он это для того чтобы, как он сознался во время пытки, его имя передавалось из поколения в поколение и оставалось в памяти потомков. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении.

Но древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для нас и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый Храм Артемиды Эфесской, ставший впоследствии одним из « восьми чудес света». Храм это впоследствии все равно не спасло, в III веке он был разграблен готами, а в IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен.

Приказ «забыть Герострата» вызвал возможно первый известный в истории эффект Стрейзанд — феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению.

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

i-fakt.ru

ГЕРОСТРАТ (др.-греч. Ἡρόστρατоς)

Эфесец, который в 356 г. до н.э. сжег храм Артемиды Эфесской.

Сооружение храма было начато в середине VI в. до н.э. под руководством архитектора Херсифрона из Кносса и продолжалось несколько десятилетий, возможно даже 120 лет. Храм Артемиды не только превосходил своими размерами все возведенные прежде храмовые постройки, но и отличался удивительным изяществом и красотой. Однако простоял он недолго. Согласно преданию, гражданин Эфеса Герострат, страстно желая прославить свое имя, поджег храм.

Это случилось, как утверждает историк Тимей, а вслед за ним Цицерон и Плутарх, в ту самую ночь, когда родился Александр Македонский. Герострат во время допроса под пыткой объяснил свой поступок желанием увековечить свое имя. Его не только приговорили к казни, но и постановили наказать Геростата забвением. С общего согласия ионийских городов был издан декрет о запрещении кому бы то ни было упоминать его имя. Впредь в документах его следовало именовать «одним безумцем». Но запрет оказался бесполезен. Уже его современник историк Феопомп назвал имя поджигателя. Валерий Максим, ссылаясь на Феопомпа, включил рассказ о нем в свою книгу «Достопамятные деяния и изречения» (Val. Max., VIII, 14).

После пожара здание было сильно повреждено. Рухнула крыша, обгорели стены и колонны. Было принято решение на том же месте построить новое святилище Артемиды Эфесской. К началу III в. до н.э. строительство второго храма было закончено. Современники единодушно объявили его одним из семи чудес света. А поэт Антипатр Сидонский (II–I вв. до н.э.) даже назвал его лучшим из семи чудес света.

Имя поджигателя, как он о том и мечтал, сохранилось и стало нарицательным: существует крылатое выражение «Геростратова слава». Так говорят о людях, которые «прославились» разрушением того, что было создано другими. Сравнительно недавно появилось новое выражение в том же значении – «Геростратов синдром». Имя Герострата часто упоминается в художественной литературе, например, в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Ж.-П. Сартр назвал его именем один из своих рассказов («Герострат»), а отечественный драматург Г. Зорин свою пьесу («Забыть Герострата»).

w.histrf.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.