Геродот

Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов .

Геродот (ок. 484 до н.э./ок. 425 до н.э.) — древнегреческий писатель, известный, прежде всего, своими трудами, посвященными изучению истории многих государств, важных событий древнегреческой истории. Геродот соединял в своих работах описание событий и свои размышления по поводу изложенного. В его произведении «История» описаны греко-персидские войны и обычаи древних народов. Труды Геродота сегодня представляют большую ценность в культурно-историческом, художественном и других отношениях.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 63-64.

Геродот (Hemdotos) (ок. 484-120 гг. до н.э.). Историк, выходец из известного галикарнас- ского рода. Во времена политической нестабильности (60-е гг. V в. до н.э.) уехал или был изгнан на Самос, после чего много путешествовал, в конечном итоге поселился в афинской колонии Фурии (основана в 443 г. до н.э.), где и умер. Некоторое время, в том числе несколько лет на исходе жизни, провел в Афинах. Написал «Историю» (Historiai) — девять книг о греко-персидских войнах со множеством отступлений, посвященных различным темам. В этом труде описывается борьба между Грецией и Азией со времен Крёза (сер. VI в. до н.э.) до изгнания персов из Греции после разгрома при Платеях и Микале. Цицерон и ряд других авторов назвали Геродота «отцом истории».

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 304.

Геродот (около 484—425 до н. э.). Греческий историк, «отец истории». Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной «Истории» войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли «отцом лжи» (см. Аримаспы и Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 70.

[статья из словаря Свиды [2]]

Геродот, сын Ликса и Дрио, галикарнассец знатного происхождения, имел брата Феодора, переселился на Самос через Лигдамида, третьего от Артемисии тиранна Галикарнасса. Ибо Писинделид был сын Артемисии, а Лигдамид сын Писинделида. На Самосе Геродот научился ионийскому наречию и написал историю в девяти книгах, начав от перса Кира и царя лидийцев Кандавла. По возвращении в Галикарнасс и изгнании тиранна он увидел зависть к себе граждан и добровольно отправился в Фурий, там умер и погребен на площади. Некоторые утверждают, что Геродот умер в Пелле. Повествования его называются «Музами».

Примечания

[1] Пер. Ф.Г. Мищенко. Статья приводится по изданию: Мищенко Ф.Г. Геродот и место его в древнеэллинской образованности // Геродот. История / Пер. Ф.Г. Мищенко. Прим. О.А. Королевой. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008 [1885]. – С. 34.

[2] Свида, или Суда (Suda, Soada). Византийский словарь X в. Происхождение названия неясно – долгое время считалось, что оно происходит от имени автора. Содержит массу сведений по истории, филологии, искусству, естествознанию и т.п., представляя собой энциклопедическое обозрение культурного багажа Византии того времени. Особенная ценность «Свиды» с точки зрения антиковедения состоит в сохранении массы известий и преданий археологического и биографического характера, отсылающих к эллинистической и позднеантичной образованности.

Электронная версия словарной статьи подготовлена: Тесля А.А.

«Отец истории»

Геродот — древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и расспросных сведений дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

В 464 году Геродот отправился в путешествие первоначальной целью которого был сбор точных сведений о греко-персидских войнах. Результатом же явилось еще и обширное исследование о народах, о которых греки в то время еще мало что знали, предварявшее историю греко-персидских войн.

Удалось восстановить маршруты путешествий Геродота. Он поднялся вверх по Нилу до Элефантины (Ассуана), крайней границы Древнего Египта, проходившей вблизи от первого порога. На востоке он достиг Вавилона, отстоящего от Эгейского моря на две тысячи километров, возможно даже, что он добрался до Суз, однако это лишь предположение. На севере Геродот, возможно, посетил греческие колонии, основанные на Черноморском побережье, на территории современной Украины. На западе он побывал в Южной Италии, где принимал участие в основании греческой колонии. Также посетил нынешнюю Киренаику и нынешнюю Триполитанию.

Так как целью его путешествия были события, связанные с греко-персидскими войнами, он стремился посетить районы, где происходили боевые действия, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности.

Эту часть своей истории Геродот начинает с описания нравов и обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, исполняя религиозные обряды на вершинах гор. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; любят удовольствия. Персы проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для персов доказательством, что «несчастный согрешил против Солнца».

Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, главным образом по расспросам сведущих лиц из числа греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских и приазовских городах). Характеристику скифских рек Геродот начинает с Истра (Дуная), который «течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов». Он считает Истр величайшей из известных рек, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река — Борисфен (Днепр). Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. «Близ моря Борисфен — уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис [Южный Буг], впадающий в один и тот же [Днепровский] лиман».

В своих описаниях Геродот пересказывает много мифов о происхождении скифского народа; в которых большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага.

Геродот располагал сведениями о западных берегах Черного моря от устья Днестра до Босфора и большей части побережья Балканского полуострова.

Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку: он побывал в Кирене. Его описание этой части материка — смесь опросных сведений и личных впечатлений — первая характеристика рельефа и гидрографии Древнего Египта и территорий к западу от него.

В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над «договором», заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека.

Путешественник с удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Важным этапом в развитии исторической науки в V в. до н. э. явился труд Геродота Галикарнасского, получившего в античной традиции почетное прозвище «отца истории». Геродот родился около 484 года в городе Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Покинув родину, он долгое время жил в Афинах, где находился в близком общении с кружком ученых и писателей, собиравшихся вокруг Перикла. Геродот много путешествовал; он посетил страны Ближнего Востока, берега Чёрного моря, жил в Великой Греции. Его труд (позднее разделенный на 9 книг, по числу муз) имел своей основной целью дать изложение истории греко-персидских войн. Что касается первых четырёх книг, то они в основном посвящены истории Востока: 1-я и 3-я — Ассирии, Вавилону и Персии, 2-я — Египту, 4-я — Скифии. Эти книги являлись как бы введением к основной части труда и должны были осветить историю взаимоотношений между греками и «варварами» в период, предшествовавший греко-персидским войнам.

Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот постарался добросовестно передать то, что он видел и слышал во время своих странствий. Сочинение его содержит большое количество географических, этнографических и естественнонаучных сведений. В частности, 4-я книга является ценным источником наших знаний о скифах, населявших территорию нынешней Южной Украины. Объездив страны Востока и восточную половину Средиземного моря, Геродот довольно правильно представлял себе эти районы. В его труде уже наметилось ставшее позднее традиционным деление на три части света: Европу, Ливию (Африку) и Азию. Восточных языков Геродот не знал, поэтому для получения сведений ему приходилось прибегать к переводчикам, а документальные источники (например, хроники) остались ему недоступны.

Несмотря на то, что Геродот стремился доказать справедливость войны, которую греки (и прежде всего афиняне) вели против персов, великий историк был чужд односторонности. По его собственным словам, главную цель своего труда он видел в том, чтобы «от времени не изгладились в нашей памяти деяния людей, а также, чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, возведённые частью эллинами, частью варварами». Он сумел отдать должное культуре Персии и Египта, с восхищением рассказывал, например, о таких технических достижениях персов, как государственные дороги.

В своём труде Геродот руководствовался принципом: передавать то, что говорят, но не всему верить. В некоторых отношениях Геродот сохранил связь с приёмами работы логографов. В первых книгах его труда вкраплено много отдельных эпизодов, носящих характер законченных новелл. Но в отличие от более ранних авторов, вплетавших подобные рассказы в основную ткань своего изложения как её органическую часть, он с большим чувством такта подчёркивал их самостоятельность; это нашло своё выражение и в особенностях стиля, и в легендарно-сказочной трактовке содержания. Не особенно веря в эти легенды, Геродот воспользовался ими как художественным средством, чтобы оживить своё изложение, придать ему яркость и занимательность. Впрочем, Геродот ещё не мог вполне отрешиться от веры в чудеса, приметы, предсказания оракулов и т. д. Его философия истории построена на убеждении в том, что боги завидуют людям и судьба преследует тех, кто достиг слишком большого счастья.

Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 90.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

hrono.ru

Геродот, Ἡρόδοτος (греч.), Herodotus (англ.) (родился в 484 до н.э. в Галикарнасе [1] ; умер в 425 до н.э. в Фуриях [2] ) — «отец истории» (pater historiae лат.) [3] , первый из 3 великих древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), автор монументального труда «История».

Геродот происходил из Галикарнаса, дорийского города, расположенного на юго-западе Малой Азии в Карии (Suda. s.v. cf. Aul. Gel. N.A. XV. 23). В юности Геродот после поражения его «партии» в политической борьбе против тирана Галикарнаса, видимо, бежал на остров Самос, откуда впоследствии совершил ряд путешествий по нескольким известным тогда грекам землям. Предположительно, он объехал часть Малой Азии и Ближнего Востока, посетил Египет, побывал в некоторых городах Геллеспонта, Македонии, Фракии, добравшись, может быть, и до Северного Причерноморья, а также посетил, конечно, ряд полисов в самой Балканской Греции. Очутившись около 445 до н.э. — 444 до н.э. в Афинах, Геродот выступил там с общественными чтениями, за что и был награжден афинским народом невероятно большой суммой в 10 талантов (Diyllus. FGrHist. 73. F. 3). Отправившись вместе с другими колонистами в общегреческую колонию Фурии, Геродот, возможно, побывал еще в некоторых городах Великой Греции. Приблизительно в середине 420-х Геродот умер в тех же Фуриях, оставив после себя единственное сочинение — «История».

Время создания сочинения можно установить лишь приблизительно. Преобладает мнение, что «История» уже была «опубликована» в начале Пелопонесской войны, хотя исследователи расходятся в точной датировке этого труда, помещая его в хронологические рамки 427 до н.э. — 421 до н.э. Этот труд несомненно свидетельствует о незаурядных способностях его создателя. Будущий автор «Истории» видимо получил превосходное образование: литературные занятия были естественны в семье, к которой принадлежал прославленный эпический поэт Паниасид. Дориец по происхождению, Геродот не просто хорошо знал ионийский диалект, но и мастерски владел искусством художественного рассказа. Пестрота и выразительность языка историка указывает на очевидное влияние на его стиль различных литературных форм и жанров — эпоса, трагедии, новеллы и документальной прозы. Дошедший до нас текст «Истории» состоит из 9 книг и формально одного введения. Разделение сочинения на книги, разумеется, произвольно и является результатом обработки сочинения александрийскими грамматиками. Во «Введении», которое само по себе может считаться традиционным для этого жанра (cf. Hec. Mil. FGrHist. 1 F1; Thuc. I. 1), сообщается имя автора сочинения и определяются главные цели его труда. Основной текст «Истории», помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в отношениях друг с другом и с греками Ионии, Спарты, Афин, Коринфа, Великой Греции (книги I–VI), а также описание похода персидского царя Ксеркса против Эллады (книги VII–IX).

www.vokrugsveta.ru

ГЕРОДОТ, древнегреческий историк, «отец истории». Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на юго-западе Малой Азии приблизительно в середине 480-х до н.э. Дориец по происхождению. Получил прекрасное домашнее образование. В юности участвовал в политической борьбе против тирана Лигдамида; бежал на о.Самос. После свержения Лигдамида вернулся в Галикарнас. Совершил ряд путешествий по Малой Азии, Ближнему Востоку (возможно заехав и в Египет), Македонии и Балканской Греции. Вероятность посещения им Месопотамии, Эфиопии (совр. Судан) и Северного Причерноморья ныне оспаривается. В 445–44 до н.э. жил в Афинах; познакомился с видными политиками, философами и драматургами (Перикл, Протагор, Софокл). В 444–443 до н.э. в составе группы колонистов отправился в Великую Грецию (совр. южная Италия); участвовал в основании колонии Фурии на берегу Тарентского залива. Умер в Фуриях, вероятно, в середине 420-х гг.

Автор Истории в девяти книгах, ставшей в древнегреческой литературе первым историческим сочинением в собственном смысле этого слова. Преобразовал традицию древнегреческой протоисториографии (логографы), в которой описательность довлела над повествовательностью. Соединил присущие логографам дескриптивные формы (этнография, география) с нарративными. Создал новый жанр повествовательной историографии, в котором синтезировал эпическое, трагедийное, новеллистическое и документальное начала. Подчинил этнографические и географические элементы трактовке исторических событий; на концептуальном уровне это выразилось в идее зависимости истории и культуры разных народов от природных условий их существования. Ему также удалось соединить живость и занимательность рассказа, идущие от ионийской новеллы, с аналитическими рассуждениями, присущими милетской натурфилософии.

Труд Геродота, помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в их отношениях друг с другом и с греками (книги I–VI), а также рассказ о Греко-персидских войнах (книги V–VI), которое завершается описанием неудачного похода Ксеркса в Элладе (книги VII–IX). Хронологические рамки – от мифической древности до современной Геродоту эпохи.

История стала первым древнегреческим прозаическим сочинением, в котором широта охвата событий сочеталась с их анализом в общегреческой перспективе: Геродот отличается как от своих предшественников-логографов, представлявших мифическую историю отдельных городов, так и от многих своих последователей, предпочитавших локально-событийную историю (Фукидид) или историю подвигов отдельной личности (Феопомп). Главная тема Геродота – описание «великих и достойных удивления деяний» греков и варваров и выяснение причин войны между ними. С точки зрения автора, поступки отдельных героев или действия целых народов метафизически детерминированы «судьбой» и «случаем». В основу его исторической интерпретации положены идеи изменчивости человеческого счастья и зависти божества к человеческому успеху. Стремление реализовать эту концепцию побуждает Геродота творчески перерабатывать материал своих источников (как устных, так и письменных). Такой подход придает концептуальное и стилистическое единство его сочинению, которому присущи увлекательность повествования, острота сюжета, яркость образов и выпуклость характеров. В то же время идейная заданность несколько снижает его документальную ценность. Историчность многих описанных Геродотом событий иллюзорна, хотя мы и можем реконструировать общую канву исторических событий и найти у него богатый этнографический и географический материал. В одних случаях его сообщения оказываются точными, в других лишь угадывается «историческое зерно», лежащее в их основе.

Позднейшие историки часто обвиняли Геродота то в легкомысленности и неточности (Фукидид), то в «злокозненности», называя его «отцом лжи» (Плутарх). С другой стороны, античные критики (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин) высоко оценивали литературные достоинства Истории и даже отдавали ему пальму первенства перед Фукидидом.

В историографии продолжателями геродотовской традиции стали Ксенофонт, Диодор Сицилийский и Прокопий Кесарийский.

Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957
Lateiner D. The Historical Method of Herodotus. Toronto; Buffalo; London, 1989
Геродот. История в девяти книгах. СПб, 1993
Кривушин И.В., Ксенофонтов А.Б. Фермопильская битва в изображении Геродота. – Клио, № 1 (10), 2000
Brill’s Companion to Herodotus. Leiden; Boston; Köln, 2002

www.krugosvet.ru

Геродот — биография, информация, личная жизнь

Геродот Галикарнасский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς). Родился около 484 г до н. э. — умер около 425 г до н. э. Древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Как древнегреческая поэзия начинается для нас с Гомера, так практически историография — с Геродота; предшественников его называют логографами. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».

Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.

Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.

Родина Геродота, малоазийский Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

stuki-druki.com

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς , 484 — 425 до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории».

Эту статью следует викифицировать. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. — История. Кн. I.

Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. — История. Кн. I, 178.

  • Уши людей недоверчивее, чем их глаза.
  • Никто не может быть таким безумным, чтобы хотеть войны, вместо мира, ибо, когда мир, то дети хоронят отцов, а когда война, то отцы хоронят детей.
  • Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.
  • Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унес бы свои домой.
  • Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.
  • Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.
  • Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.
  • Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.
  • Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости двое: тот, кто распространяет клевету, и тот кто верит ей.
  • Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.
  • Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.
  • Не исправляй беду бедою.
  • Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем.

    В Скифской земле произрастает конопля — растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит — льняные ли они или из конопли. А кто никогда не видел конопляной ткани, тот примет ее за льняную.
    Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия. — История, кн. IV, $$ 75—76 (перевод Г. А. Стратановского)

    ru.m.wikiquote.org

    Геродот (около 484–425 до Р. X.)

    Геродот – древнегреческий историк (около 484-425 гг. до Р. Х.). В античную эпоху он пользовался огромным авторитетом, имел репутацию «отца истории» и действительно может считаться основоположником не только греческой, но и всей европейской исторической науки.

    Геродот происходил из малоазиатской эллинской колонии Галикарнас, в населении которой были смешаны ионийцы и дорийцы. Главное произведение Геродота – «История» написано на ионийском наречии. В ранние годы своей биографии Геродот боролся за свободу своего города против попыток установить там тиранию. По этой причине ему приходилось уезжать из Галикарнаса в изгнание. В 446 г. Геродот навсегда покинул родину, переселившись вначале в Афины, а потом в город Фурии, основанный афинянами на юге Италии.

    Бюст Геродота. Национальный музей Рима. Начало IV в. до Р. Х.

    Подробности биографии Геродота известны лишь вкратце. Ясно лишь то, что он не раз путешествовал в далекие страны, посетил внутреннюю Азию и Египет. Материал путешествий широко использован им для написания «Истории». Это сочинение Геродота делится на девять книг, названных именами муз (см. его краткое содержание). Первая его половина посвящена описанию Персидского царства, Вавилонии, Ассирии, Египта, Ливии, Скифии. Кроме сведений по истории всех этих стран Геродот даёт богатейшие географические и этнографические их картины, которые по сей день служат одним из важнейших источников наших знаний по этим вопросам. Во второй половине своего сочинения Геродот рассказывает о нашествиях на Элладу Дария и Ксеркса – о греко-персидских войнах, охватывая период до 479 г. Обе половины «Истории» Геродота объединены общей задачей: проследить соперничество между варварами и греками, окончившееся победой Эллады. Первая половина сочинения, таким образом, служит своеобразной вводной частью для второй.

    Характерная черта стиля Геродота – уже упомянутая выше широта тематики и научного охвата. Его «История» может считаться настоящей энциклопедией той эпохи, которая кроме основного исторического уклона включает сведения в области географии, народоведения, естественных наук, литературы и т. д. Автор проявляет необыкновенную любознательность во всех сферах. Стиль Геродота близок к разговорной речи и читается очень легко. Эта особенность вызывала даже обвинения Геродота в чрезмерном «популяризаторстве», недостатке строгой научности, в некритичности – и противопоставления ему другого великого греческого историка, Фукидида. Но эти обвинения соответствуют истине лишь в малой степени. Страсть Геродота к рассказам народно-разговорного типа не умаляет ни мастерства, ни глубины изложения. В тех случаях, где ему случается передавать неподтверждённые слухи и не вполне достоверные рассказы, он почти всегда сам оговаривает это.

    Геродот. Проект Энциклопедия

    Сочинение Геродота имеет огромную важность для изучения ранней истории России. Для России он выступает почти в той же роли, как Цезарь для Франции (Галлии) и Тацит для Германии. В своих путешествиях Геродот посетил некоторые местности Северого Причерноморья и оставил ряд важнейших известий о «Скифии» – её населении, обычаях, социальном быте. Достоверность этих сведений исчерпывающе подтверждена другими письменными источниками и раскопками.

    rushist.com

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.