Ессеи

ЕССЕИ — одна из трех сект иудейства во времена Иисуса Христа. По согласному свидетельству Плиния и Иосифа Флавия, они жили во времена Христа частью особыми колониями по берегам Мертвого моря в пустыне Енгеди (см. Енгеди), частью в городах Палестины в количестве около 4000. Существование ессеев вне Палестины не доказано и нельзя видеть намека на эту секту ни в послании к Римлянам (14, 15 гл.), ни в послании к Колоссянам. Ессеи представляли из себя замкнутую общину, которую можно сравнить скорее с монашеским орденом, чем с религиозной сектой. Поступление в общину было очень затруднительно. Желающий поступить должен был пройти две степени испытания. Сначала он должен был жить в продолжение года вне общины, но по ее правилам, причем ему давался топор (символ работы), передники, употреблявшийся ессеями при омовениях, и белое платье. По истечении года он допускался к омовениям, но не участвовал в трапезах, и только после двухлетнего испытания он становился полноправным членом общества. Перед поступлением он должен был дать страшную клятву (последнюю в его жизни, так как ессеи клятв не допускали) чтить Бога, быть справедливым, никому намеренно не вредить, повиноваться старшим и хранить тайны общины. Ессеи брали на воспитание детей, чтобы сделать из них впоследствии членов общины. Иосиф Флавий упоминает о четырех разрядах, на которые делились Eссеи, но слова его не совсем ясны. Вероятно, под четырьмя разрядами он разумеет детей, первый и второй разряд поступающих и полноправных членов общины. Частной собственности y ессеев не существовало. Поступающий все свое имущество отдавал общине. Заработная плата шла в общую кассу. Даже одежда была у них общая. Ни купли, ни продажи между ними не было. Имущий делился с нуждающимся. Занимались ессеи по преимуществу земледелием, пчеловодством, скотоводством и ремеслами; но никаких орудий войны они не делали. Рабство отрицали безусловно. Роскошь была запрещена. Старейшины общины пользовались громадным авторитетом: никто не имел права начать никакого дела, кроме дел милосердия, без их приказания. Вставали ессеи до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском, затем, по словам Иосифа Флавия, «при восходе солнца читали древние молитвы, прося, чтобы оно взошло». Нельзя отсюда делать вывод, что y ессеев был культ солнца: свет солнца был для них символом божественного света. После молитвы они приступали к работе, по окончании которой купались в холодной воде (символ очищения) и садились, надев чистую одежду, за трапезу, которая имела характер священнодействия. Вторичная работа и вечерняя трапеза заключали день. Кровавые жертвы они отвергали, но субботу хранили очень строго и посылали подарки в храм. Религиозные взгляды ессеев не совсем ясны. Несомненно, что в основе их лежал Ветхий Завет. Они строго соблюдали весь закон Моисеев и в частности субботу. В этом отношении были сходны с фарисеями. Иосиф Флавий сообщает, что ессеи верили в господствующий над всем фатум, но нет никакого основания думать, что это верование чем-нибудь отличалось от верования фарисеев в предопределение. Тот же историк сообщает, что ессеи не занимались ни логикой, ни метафизикой, а только нравственной философией. Своеобразно учение ессеев о душе. Души людей первоначально были совершенны и обитали в тончайшем эфире, но вследствие своего падения они заключены в тленное тело, как в оковы. Через смерть душа освобождается от этих оков и радостно несется к небу. Учение об ангелах было у них очень развито и поступающий обязывался скрывать имена ангелов. Происхождение ессеев загадочно. Тогда как одни ученые (Эвальд, Гаустрат, Клеменс, Ричль, Рейс, Люциус и др.) считают ессеев чисто иудейским явлением другие (Гфререр, Баур, Целлер, Гольцманн и др.) допускают кроме того постороннее более или менее сильное влияние. Но и среди приверженцев той и другой теории происходят еще большие разногласия в решении вопросов, как понимать отношение ессеев к иудейству и откуда шло постороннее влияние. Есть ли ессеи лишь крайнее фарисейство (Шюрер), или народ священников (Ричль), или иудейская община, отделившаяся во времена Маккавеев от иерусалимского культа (Бестман, Луциус), или иудейские апокалиптики, приготовляющие себя к восприятию откровений аскетическими подвигами (Гильгенфельд) — это все спорные вопросы. Что касается вопроса о внешнем влиянии, то можно скорее говорить о персидском влиянии (Неандер), чем о буддийском (Гильгенфельд). Но вернее мнение Целлера, что ессейство стоит в связи с пифагорейством. Можно принять, таким образом, что ессеи есть синтез двух влияний, иудейского и пифагорейского, причем на долю первого падает образ жизни ессеев, на долю второго — их антропологические воззрения.

Сведения по истории ессеев очень скудны. Первым, названным по имени, ессеев был Иуда, живший при Антигоне за 110 лет до P. X. (Иос. Фл., Древности XIII, 9). Во времена Христа секта ессеев была довольно многочисленна, но всякие догадки о какой-нибудь связи между ессеями и Христом не имеют за себя никаких фактических данных. Об отношении их к христианству также ничего неизвестно. Предположение Вестмана, что они приняли христианство, весьма вероятно, но, по-видимому, удержанные ессеями и в христианстве особенности послужили зерном того, что Епифаний рассказывает об оссенерах и самсаях (см. Оссенеры и Самсаи). Влияние ессеев сказывается и в Климентинах.

Литература. Сочинения самих ессеев до нас не дошли. Нельзя считать книгу Еноха произведением ессеев, как думал Клеменс. Всеми сведениями, которые мы имеем, мы обязаны трем писателям: Филону («Quod omnis probus liber» и отрывок из апологии за иудеев, Иосифу Флавию («Bell. Jud». VIII, 2-14; «Ant. Jud.» VIII, 5, 9; XV, 10, 4, 5) и Плинию Старшему («Natur. Hist.» V, 17). Подробное указание иностранной литературы есть в Энциклопедии Герцога, изд. 3-е, т. V, стр. 524. Русская: прот. Лебедев, «Ессеи и терапевты» («Дух христианина», 1862, т. IV и V); Лурье, «Ессеи» («Историческое Обозрение», кн. IV, 1892); Климент Явлена, «Происхождение и сущность ессейства», Черкасы 1894; Я. А. Богородский, «К вопросу об ессеях», «Прав. Соб.» 1873 г., т. III; Κ. Ф. Кейль, «Воскр. Чтение» 1876, т. V, — «Ессеи»; A. А. Смирнов, «Об ессеях в их отношении к христианству», Москва 1868; Чемена, «Современное состояние вопроса о происхождении и сущности ессейства», «Богосл. Вестник», 1895 г, октябрь.

* Сергей Викторович Троицкий,
преподаватель С.-Петербургского
Александро-Невского духовного училища.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 498. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

www.biblioteka3.ru

Отче, меня интересует следующий вопрос – кем были ессеи и являлись ли они сектантами? У меня один из моих родственником увлекся изучением их текстов, не будет ли это для него душевредным чтением? Спаси Господи!

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.

Первые упоминания об ессеях относятся ко времени правления первосвященника Ионафана из рода Маккавеев (160-143 гг. до Р.Х.). Сведения о них имеются у Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. У последнего есть сообщение, что ессеи жили близ Мертвого моря. Это дало возможность большинству исследователей отождествить их с общиной, которая жила в районе Вади-Кумран. Среди найденных в 1947 и последующих годах свитков имеются документы достаточно полно характеризующих жизнь поселенцев. Община просуществовала до 68 года и в ходе Иудейской войны была полностью уничтожена Десятым римским легионом.

Отличительной чертой ессеев была обособленность. Они избегали встречи с остальными соплеменниками, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. Иосиф Флавий пишет, что они владели общей собственностью. Они не приносили жертв в Храме, а совершали собственные очистительные жертвоприношения. По мнению некоторых исследователей, ессеи, возможно, испытывали влияние зороастрийской религиозной мысли, поскольку мир представлялся им ареной борьбы между силами добра и зла, света и тьмы, истины и лжи. Это ярко выразилось в свитке из 1-й пещеры Кумрана, найденного в 1947 году, «Война сынов Света против сынов тьмы» (1Q М и 4Q Ма).

Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по по­рядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто при­нимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [пророка Моисея]: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повино­ваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев.

Не трудно увидеть принципиальные расхождения между христианами и ессеями. Последние, несмотря на строгую мораль, доходившую до аскетизма, стояли на почве ветхого закона. Они искали спасения в Законе Моисея. Им была недоступна новозаветная спасительная благодать. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк.2:22).

Увлечение подобными текстами, также как и повышенный интерес к апокрифам, порождая иллюзию духовной жизни, дает удобный повод не радеть о своем исправлении и спасении.

pravoslavie.ru

Ессе́и (происхождение слова спорно, возможно от евр. «благочестивые» или «молчаливые», либо от сир. «благочестивые», либо от арам. «исцелять») – одна из религиозных общин в Ветхозаветной Церкви.

Община ессеев получила начало около первой четверти II в. до Р. X., существовала около времени земной жизни Господа Иисуса Христа. Главные свидетельства о ней находятся у Иосифа Флавия [1], Филона Александрийского и Плиния Старшего. Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм. Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря, где, в Кумране, были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне.

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты; рвение ессеев сравнивают с фарисеями. Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом, каббализмом и разнообразными тайными обществами.

Вероучение и устройство

Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов. Моисея Боговидца они почитали непосредственно после Бога, поэтому особо строго блюли субботу и наказывали смертью хулу на Моисея. Строго соблюдали предписания ритуальной чистоты, тяготели к предельно отягощённому толкованию Моисеева Закона. Верили в физическое воскресение мертвых. Учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Верили в предопределение.

Согласно Иосифу Флавию одни вступали в брак, другие были безбрачны, но принимали и воспитывали чужих детей. Среди вступавших в брак, как только жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Ессеи презирали украшения, не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до её полного износа, но во время трапезы поверх своей одежды, надевали особого покроя белое платье. Отвергали войну и рабство. Ессеи вставали до восхода солнца, приветствовали восход молитвой и не говорили ни о чём житейском. Занимались преимущественно земледелием, все потребное изготовляли сами. По окончании работ купались в холодной воде затем садились за трапезу, причём оба действия имели смысл религизных.

Чтобы присоединиться к ессеям, нужно было пройти 3-летнее испытание, после которой принести клятву верности. В общине было строгое подчинение начальству. Община разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем они разделялись так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Имелись свои судьи. Доходами распоряжались избранные попечители и священники. Они помогали бедным, включая тех которые не принадлежали к их общине.

Святые о ессеях

Литература

  • Лебедев, П. А., прот., «Ессеи и терапевты», Дух Христианина, 1862.
  • Lucius, Der Essenismus und das Judeuthum, 1889.
  • Лурье, «Ессеи», Историческое Обозрение, кн. IV, 1892.

Использованные материалы

[2] «Против оссеев, в иудействе шестой, а по общему порядку девятнадцатой ереси», Панарион, см. http://khazarzar.skeptik.net/books/epiph/panarium/19.htm

[4] В рукописи архиеп. Григория: «постнической и иноческой».

drevo-info.ru

Ессеи — одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четвертиII в. до Р. Х. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, ИосифаФлавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков Е.было около 4000. Развеянные в Палестине,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЕССЕИ — (греч. essaioi) одно из общественно религиозных течений в Иудее во 2 й пол. 2 в. до н. э. 1 в. н. э. Общины ессеи считаются одними из главных предшественников раннего христианства. В основе воззрений ессей мессианско эсхатологические идеи, учение … Большой Энциклопедический словарь

ЕССЕИ — иудейск. секта во II в. до Р. Хр. сначала в Палестине, затем бл. Мертвого моря. Аскеты, проповедовавшие воздержание во всем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ессеи см. хсены. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

ЕССЕИ — (греческое essaioi), общественно религиозное течение в Иудее во 2 й половине 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего христианства. К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежала… … Современная энциклопедия

Ессеи — ессены (греч., лат. esseni, возможно, от арам. сир. hassayya «благочестивые», или от арам, asayya «врачеватели»), приверженцы общественно религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. I в. н. э. Согласно античным источникам (Филон… … Энциклопедия культурологии

Ессеи — (греческое essaioi), общественно религиозное течение в Иудее во 2 й половине 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего христианства. К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежала… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ессеи — Эту статью предлагается разделить на Ессеи и Кумранская община. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/19 декабря 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связно … Википедия

Ессеи — одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четверти II в. до Р. X. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков Е. было около 4000. Рассеянные в Палестине … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЕССЕИ — еврейская религиозная группа, существовавшая в течение двух столетий до и после периода жизни Христа. Этимология слова ессей неясна. Важнейшие источники сведений о ессеях сообщения еврейского историка Иосифа Флавия, философа Филона… … Энциклопедия Кольера

ЕССЕИ — или ЭССЕНЫ (возможно, от арам. хасайя благочестивые), иудейская секта *междузаветного и новозав. времени. В отличие от других *течений (фарисеев, саддукеев, зелотов) Е. в НЗ не упоминаются. До сер. 20 в. о них можно было судить лишь по данным… … Библиологический словарь

dic.academic.ru

Источник:

Содержание

Основные сведения

Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`.

Ессеи имели много общего с фарисеями: как те, так и другие верили в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мертвых). Но в то время, как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.

Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Ѓалахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.

Образ жизни ессеев

Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около 4000 ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах.

Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства — каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов. Они не отрицали брак, но считали, что безбрачие лучше. Одна из частей секты позволяла своим членам вступать в брак, но только для продолжения рода. Как только жена беременела, муж прекращал общение с ней.

В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми коhенам в книге Левит. По рассказу Филона, ессеи не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили их жертв лишь в иерусалимском храме). По словам Иосифа Флавия, Моше ессеи ставили непосредственно после Бога и хулу на него наказывали смертью.

Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов). Они не делали оружия и отвергали войну, признавали лишь общую собственность, безусловно отрицали рабство, всячески помогали друг другу, учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.

Все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности.

Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок. Перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти и т. п.

Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до совершенной негодности, но на свои трапезы надевали всегда белые одежды особого покроя. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники.

Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особом доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.

За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали от голода; искренне раскаявшихся принимали обратно. Судей у ессеев было не менее 100. В исполнении законов своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.

Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.

Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо. Для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне.

Ессеи и другие секты

По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени вавилонского плена. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежали больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считали ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству.

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны египетские терапевты, гемеро-баптисты и община Кумрана; о степени близости кумранской общины к ессеям мнения исследователей расходятся. Находят связь идеологии ессеев с терапевтами, расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.

Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что египетские терапевты — отрасль ессеев и не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка.

Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывал его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, а терапевтов признавал христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.

Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства, и что среди первых последователей Иисуса было много ессеев; но именно из них образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.

Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 из Кумранских рукописей, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка.

В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев.

В любом случае, сам факт существования дохристианских общин монашеского типа проливает дополнительный свет на историю возникновения христианства.

www.ejwiki.org

Ессе́и — ответвление иудейства, секта, существовавшая во времена Второго Храма, в частности — в период земного служения Христа (ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х.).

Чем ессеи отличались от представителей иудейства вообще?

Как известно, ко времени окончания периода Ветхого Завета религиозно-нравственное состояние иудеев не отвечало требованиям этого Завета. Ложное, извращенное отношение к требованиям Божественной воли не позволило многим из них распознать во Христе Истинного Мессию ( Ин.5:39 ).

Упрекая Спасителя, иудеи нередко указывали на несоответствие Его мыслей и действий закону Моисея. Выставляя Христа нарушителем, а себя ревностными поборниками этого закона ( Ин.9:28 ), в действительности они обманывали народ ( Мф.5:17 ).

Между тем среди иудеев были и такие верующие, кто не только на словах, но и на деле стремились жить правильной и возвышенной жизнью (другое дело, что само понятие правильной и возвышенной жизни часто носило субъективный характер). Иногда такие люди ограждались от общества, вступая в особые, своего рода аскетические общины, где, как считалось, условия жизни отвечали нормам Божьего закона.

Такой общиной была секта Ессеев. Иногда (и нужно сказать, небезосновательно) её отождествляют с общиной, обитавшей возле Мертвого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в дальнейшем было обнаружено множество древних манускриптов, получивших, затем, всемирную известность как «Свитки Мертвого моря». Помимо библейских текстов свитки содержали свидетельства об условиях жизни местных поселенцев.

Для ессеев была характерна общность имущества, отсутствие деления на хозяев и рабов, уклонение от корыстолюбия, безбрачие. При этом они не чуждались брать на воспитание детей. Встреч с единоплеменниками, не входящими в состав их общины, они избегали.

Присоединение к секте было возможно после прохождения определенного искуса и испытания (как правило оно длилось три года).

Члены общины подчинялись строгому внутреннему Уставу, а также большинству и старшинству.

Ессеи верили в Единого Бога, признавали бессмертие души, чтили законоположника Моисея (тот, кто хулил Моисея, наказывался смертью), соблюдали субботы, остерегались произносить клятвы, молились при восходе и при заходе солнца, совершали очистительные жертвоприношения (но не в храме).

В столовой ессеи пребывали в тишине, словно в святилище. Повседневный обед членов общины состоял из одного блюда и хлеба.

Из земных занятий они предпочитали земледелие; кроме того занимались исследованием целебной силы растений, практиковали врачевание больных.

Совершавшие тяжкие грехи изгонялись из секты. Бывало, что таковые, будучи связаны присягой и убеждением в недопустимости принимать пищу не из рук собрата, питались исключительно зеленью и, как следствие, умирали. Иногда вконец обессиленные изгнанники принимались обратно.

azbyka.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.