БУДДА Buddha 563/565 — 483 до н

Будда Шакьямуни

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

См. также

  • Дхьяни-будды
  • Второй Будда
  • Семь будд прошлого
  • Архат
  • Бодхисаттва
  • Авалокитешвара
  • Категория:Будды
  • Патриархи чань
  • Будда в индуизме

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М .: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2
  • Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». — М .: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб. : Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика)
  • Лысенко В. Г.Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М .: ИФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
  • Торчинов Е. А.Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М .: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Реальные факты
    • 1.2 Легенды
    • 1.3 Бог или учитель
  • 2 Учение Будды
    • 2.1 Главные идеи
    • 2.2 Четыре Благородные Истины
    • 2.3 Благородный Восьмеричный Путь
  • 3 Оценка жизни и деятельности Будды в индуизме
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография
  • 6 См. также

Учение Будды [ править ]

Главные идеи [ править ]

  • Жизнь в этом мире основана на страдании.
  • Благие или дурные поступки человека создают карму, которая приводит к лучшему или худшему перерождению.
  • Высшая цель заключается в освобождении (нирвана) из цикла перерождений.
  • Нирваны можно достичь, следуя Благородному Восьмеричному Пути. Ко всем живым существам нужно относиться так же, как к самому себе. Буддист стремится к счастью всех живых существ.
  • То или иное учение можно принять лишь тогда, когда оно подтверждается личным опытом человека.

Четыре Благородные Истины [ править ]

Его первую проповедь называют «Первым поворотом колеса Дхармы». Свой путь Будда назвал Срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм как односторонние крайности.

Есть и Срединный путь, о монахи, открытый Татхагатой (то есть Буддой), избегающий обеих этих крайностей. Он приносит ясное знание и прозрение, он даёт мудрость и ведёт к душевному миру, пробуждению, просветлению и нирване.

Далее Будда провозглашает свои Четыре Благородные Истины:

«Вот, о монахи, благородная истина о страдании (духкха): рождение — страдание, старость — страдание, печаль, жалобы, подавленность и уныние — страдание. Общение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание. »

«Вот, о монахи, благородная истина о причине страдания: это желание, приводящее к рождению, соединённое с удовольствием от похоти, находящее удовольствие там и тут, само желание удовольствия. »

«Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: прекращение желания, отрешённость, отказ, освобождение, непривязанность».

Словно хороший врач, Будда диагностировал болезнь, обнаружил её причину и предписал способ излечения от неё.

За этим диагнозом и рецептом, звучащим довольно незамысловато, лежит глубокое философское открытие. Первую часть этого открытия составляет то, что Будда называл «Тремя характеристиками бытия»:

Во второй части своего философского открытия Будда переходит от указания на непостоянство к теории причинности, или к закону взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада):

Когда есть это, появляется и то; при возникновении этого возникает и то.

Когда нет этого, не возникает и то; при исчезновении этого исчезает и то.

  1. объективность,
  2. необходимость,
  3. неизменность
  4. обусловленность.
  1. тело,
  2. ощущения,
  3. восприятие,
  4. воление,
  5. сознание.

Благородный Восьмеричный Путь [ править ]

Буддийская нравственность основывается на пяти принципах поведения. Правильное поведение требует воздержания от

  1. убийства,
  2. воровства,
  3. распущенности,
  4. лжи
  5. горячительных напитков.

Похожие наставления даются относительно «памятования» телесных ощущений, мыслей и дхарм. Целью всего этого является самообладание, ведущее к прекращению привязанностей.

Тхеравадины считают, что все обусловлено и преходяще. Нет ничего трансцендентного. Будда был всего лишь человеком — пусть и уникальным, превосходящим всех остальных. Религия Тхеравады заключается в следовании Благородному Восьмеричному Пути.

После сорока пяти лет неустанного и активного наставничества Будда скончался в возрасте восьмидесяти лет.

«Все, что состоит из частей, подвержено разрушению. Прилежно стремитесь к достижению цели!»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.