Бог Египта Анубис

Анубис — Египетский бог смерти

Анубис известен как бог смерти и является самым старым, и самым популярным из древних египетских божеств.

Древние египтяне высоко ценили Анубиса, потому что считали, что он обладает огромной властью над их физическим и духовным «я», когда они умирают.

Ссылки на происхождение Анубиса встречаются в текстах, относящихся к Старому Царству.

Его слава продолжалась до рассвета Среднего Царства. Его первоначально называли древние египтяне: Инпу или Анпу.

Хотя древнеегипетское слово для королевского ребенка — инпу, более вероятно, становится ясно, что имя этого бога происходит от слова «имп», что означает «распадаться».

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В древнем Египте животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они выкопали свежепохороненные трупы, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Зона ответственности Анубиса

В древней истории Анубис был известен, как абсолютный правитель подземного мира (называемый Дуат). Позже, эта роль перешла к Осирису.

«Хранитель весов»: одна из его многочисленных ролей, его задачей было определение судеб душ умерших. Как изображено в Книге Мертвых, Анубис взвешивал сердце мертвого на весах из перьев.

Перо представляет собой ложь или правду. Если бы шкала правосудия была направлена ​​к сердцу, мертвый человек был бы поглощен Аммитом, женским демоном, получившим название «пожиратель мертвых».

А если бы шкала правосудия склонилась к перу, Анубис привел бы умершего к Осирису, который помог бы ему подняться на небеса для достойного существования. Бог бальзамирования и мумификации: Анубис занимал важную роль в наблюдении за бальзамированием и мумификацией мертвых.

Дочь Анубиса (Кебешет) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Анубис также оказывал помощь в ритуале «открытия рта», чтобы обеспечить хорошее захоронение. Этот ритуал был выполнен для того, чтобы мертвый человек мог есть и говорить в загробной жизни.

Защитник гробниц: как бог Египта, ответственный за защиту мертвых, многие молитвы Анубиса были вырезаны на могилах усопших.

История мифологии меняется, но, согласно легенде: Брат Осириса (Сет) убил Осириса, заманив его в причудливый гроб, заколотил его и столкнул в Нил.

Жена и сестра Осириса (Исис) вернули тело Осириса на финикийский берег, но сердитый Сет разрубил тело Осириса и разбросал его по всему Египту.

Анубис, Исис и Нефсис собирали все куски (за исключением детородного органа Осириса).

Другой египетский бог, называемый Тотом, помог восстановить тело, и Анубис обернул Осириса в белье, действие которого дало ему титул «Тот, кто занимается бальзамированием».

Родители Анубиса

Существует несколько версий того, как появился Анубис:

Сын Нефсис и Осириса — самая популярная версия. Будучи Богиней Тьмы, Нефсис, естественно, была бы матерью богу, который контролировал процесс бальзамирования, а также направлял души в загробную жизнь.

Сын Нефсиса и Сета: также предполагается, что Сет — отец Анубиса. В этой версии считается, что Нефсис замаскировала себя, как прекрасную сестру Осириса, Исис, чтобы родить сына для Хоруса. Поскольку Сет — Бог тьмы, бурь и разрушений, легко понять, как Анубис мог быть его сыном.

Сын Нефсис и Ра: согласно ранним мифологическим текстам Ра (Бог Солнца) был изображен как отец Анубиса, а его мать была предположительно Бастет, богиня с кошачьей головой или Нефсис.

Жену Анубиса звали Антуп: она имела тело женщины и голову шакала. Также у них была дочь по имени Кебешет, которая являлась богиней очищения.

Храм Анубиса

Анубису поклонялся весь Египет, а его культовый центр находился в Цинополисе, расположенном в 17-м городе (в провинции) Верхнего Египта.

Cynopolis переводится с греческого как «город собак», и это название ему очень подходит из-за тесной связи между шакалами и собаками, и того факта, что некоторые ученые считают, что Анубис действительно был древним волком.

В 1922 году в гробнице короля Тута была обнаружена святыня для Анубиса. Она была из дерева, гипса, лака и золотого листа: статуя изображает Анубиса в животной форме в лежачем положении, точно так же, как он находится в своем иероглифе.

Как указывали сведения, это святилище, вероятно, использовалось на похоронах великого фараона и было ориентировано на помощь фараону в загробной жизни.

Анубис в искусстве

Помимо статуи Анубиса, обнаруженной в гробнице короля Тута, его образ часто встречается в древнегипетском искусстве.

В музеях сегодня существуют маски и статуэтки Анубиса, начиная с раннего и позднего Птолемеевского периода (332-30 до н.э.).

history-doc.ru

Бог Египта Анубис

Имя Анубиса в иероглифах

нубис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал, собака.

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала (по данным автора книги «Древний Египет раскрывает тайны» Анны Белых. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству.

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

В одном из текстов Книги Мёртвых, приведённых в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Данный текст, предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из глав данного текста приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правое — перо богини Маат, которое символизировало истину.

2. Место в пантеоне

В исследованиях древнеегипетской религии, начиная с древнегреческих историков и до наших дней, сформировались определённые представления о том, какое положение занимал Анубис в пантеоне египетских богов. Анубис являлся богом Дуата, причём до конца Старого Царства он был его правителем и судьёй душ умерших. Позже его функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Сам же он становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.

Древние египтяне отождествляли Анубиса с некоторыми богами Дуата. Так Анубиса часто смешивали с Упуаутом и Исдесом (в Поздний период). В Кинопольском номе женой Анубиса считалась богиня Дуата Инпут.

3. Анубис в Цикле Осириса

В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

4. В античной литературе

В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис есть сын Осириса и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой. Страбон упоминает, что это — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе. Согласно Вергилию, Анубис был изображен на щите Энея. Ювенал упоминает о почитании божества в Риме.

Греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

5. Связанные божества

Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона

egyptopedia.info

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

На вышеприведенной росписи «Обряд Анубиса» бог и покровитель мертвых Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.

Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис – обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом – цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.
От https://tomsk.rf-54.ru/catalog/velosipedy/vzroslye/gornye-muzhskie/ горные мужские велосипеды

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).

godsbay.ru

Бог Египта Анубис

Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.

(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Бог Анубис

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».

В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.

Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.

Кто такой Анубис? Видеофильм

Религиозные функции

Защитник могил

Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.

На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.

Бальзамировщик

Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.

В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.

Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)

Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.

Поводырь душ

К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.

Взвешивание сердца

Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.

Образ в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме ­– обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.

Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).

Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.

В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.

rushist.com

Бог Египта Анубис

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Бог Анубис

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.

Анубис в виде животного

Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.

Анубис и Осирис

В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился Осирис, к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.

Анубис в мифологии

По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.

Шакалоголовый бог Анубис

Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.

Анубис с мумией

Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ Плутарх считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

24smi.org

Анубис (греч.), Инпу (др.-егип.) — древнеегипетское божество, покровитель умерших. Его священным животным был чёрный египетский шакал — точнее, саб, образ этого животного в древнеегипетской культуре. Анибус изображался в виде саба или с головой саба. Это один из самых известных ныне богов Древнего Египта, пользующийся большой популярностью среди фуррей.

В Древнем царстве Анубис являлся богом Дуата (место пребывания умерших). В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут [1] , по другой версии Баст. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь (то есть «город собаки»). Согласно древнеегипетской «Книге мёртвых», Анубис на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает перо богини правосудия Маат.

Содержание

История [ править ]

В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса [1] . С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса [2] . Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам, «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству [1] .

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Древнем царстве он олицетворял умершего фараона) [2] . Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Животное-прообраз [ править ]

Анубис изображался в виде или с головой египетского саба — собирательного образа диких волчьих Древнего Египта, основанного в основном на египетском шакале. До сих пор не ясно, является ли египетский шакал подвидом шакала, волка или самостоятельным видом [3] , однако традиционно животное Анубиса называют шакалом. Согласно одной из теорий, египтяне выбрали такой облик для покровителя умерших потому, что сабы жили на границе пустынь, особенно предпочитая районы захоронений. Возможно, традиция строительства гробниц появилась именно для защиты тел мёртвых от волчьих падальщиков. Чёрный цвет, не свойственный волчьим Египта, был символом смерти, ночи, возрождения; также это цвет, который приобретает тело в процессе мумификации.

Именно благодаря популярности Анубиса многим известна эстетика саба. Художники могут придавать персонажам черты саба, сами того не подозревая и черпая вдохновение у образа Анубиса.

Кроме саба, священными животными Анубиса были собаки, и нередко его изображали именно с чертами собаки. Зачастую нельзя различить, принадлежат звериные черты египетскому шакалу или собаке — но древние египтяне, возможно, скрещивали их, получая гибриды [4] .

Связанные божества и создания [ править ]

  • Инпут (др.-егип.) — богиня Дуата. Изображалась в виде женщины с головой собаки. В Кинопольском номе считалась женой Анубиса. Иногда почиталась как женская форма Анубиса [1] .
  • Упуаут (др.-егип. «Открывающий пути»), Офоис (греч.) — бог в образе волка, одна из ролей которого — проводник умершего в Дуат, хотя первоначально Упуат наделялся качествами воинственного божества. Центр его культа — город Сиут, где также почитали Анубиса. Упуаута часто отождествлялся с богом Анубисом [1] .
  • Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) — один из покровителей загробного мира, близкий в этом плане к Анубису. Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде саба. В Поздний период отождествлялся с Анубисом [2] .
  • Дуамутеф — бог с головой саба, сын Гора. Покровитель канопов — сосудов для органов, извлекаемых во время бальзамирования. Голова Даумутефа отмечала сосуд с желудком.
  • Амат (др.-егип. Пожирательница) — чудовище, совмещающее черты крокодила и льва. Чаще всего изображалось в образе льва с головой крокодила. Когда Анубис взвешивал на весах сердца умерших в Зале Двух Истин, тех, чьи сердца оказывались тяжелее Маат (или страусиного пера), Амат пожирала.

Персонажи [ править ]

MummiesAnubis.jpg»> Анубис из «Mummies Alive!»
Анубис несколько раз переходит Западные врата в ответ на зов колдуна Скарабея или преследуя свои цели. Он часто действует в составе псоглавых Охотников Душ или вместе с Сетом, который здесь также псоглавец. В Анубисе, как и в других псах, проявляется шутливый киноморфизм: например, во второй серии его вместе с другими отвлекают от преследования кошкой. Однако хотя у него есть черты комического персонажа, Анубис наиболее рассудителен из группы, владеет магией и обычно предводительствует.
DnDAnubis.jpg»> Анубис из Dungeons & Dragons
В ролевой игре Dungeons & Dragons Анубис впервые описан в руководстве «Deities & Demigods» в 1980 году (первая редакция правил). Он считается младшим божеством, чей гнев можно навлечь разграбленеим гробниц или воскрешением мёртвых (кроме создания мумий-стражей). Грабёж на глазах у статуи Анубиса, особенно если место было посвящено ему через жертвоприношение, грозит тем, что статуя оживёт как разгневанный аватар бога.
SandmanAnubis.jpg»> Анубис из «Sandman»
Эта версия Анубиса появляется и в комиксахDC, и в повести Нила Гаймана «Американские боги». В древности Анубису поклонялись, он был одним из могущественных божеств. Однако в наше время боги прошлого увядают, оставшись без поклонения. В отличие от Баст, Анубис уже потерял надежду на возвращение былого величия. Он может собраться с силами и предстать в своём прежнем внушительном облике, но силы и память о прежних временах покидают его.
ImmortalsAnubis.jpg»> Анубис из «Бессмертные. Война миров»
Анубис и Баст отпустили Гора в Нью-Йорк, а сами остались в парящей над городом пирамиде. Пока Гор отсутствовал, Анубис с Баст играли в «Монополию».
AntubisMini.jpg»> Антибус из «Королевского госпиталя»
Баш на баш, ты мне — я тебе.
Действие сериала происходит в мрачном госпитале. Антибус обитает в пространстве Сведенборга, между миром живых и миром духов. Он часто сопровождает девочку Мэри, одного из призраков госпиталя. Когда-то она оказалась в пожаре на фабрике и погибла бы с остальными рабочими (в основном детьми), если бы её не вывел странный бледный человек. На вопрос, почему он ей помогает, незнакомец ответил, что он — её друг. Когда девочка спросила его имя («ведь друзья должны знать имена друг друга»), человек представился Анубисом. Не запомнив необычного имени, Мэри стала звать его Антибусом — похоже на anteater, англ. муравьед. Такую форму и принял Анубис для её сопровождения.
GargoylesAnubis.png»> Анубис из «Gargoyles»
Он один из детей Оберона. В серии «Grief» его вызвал Эмир чтобы он вернул ему умершего сына иначе на Земле больше никто не умрёт. Эмир держал его в волшебном поле (от чего Анубис не мог исполнять свои обязанности бога смерти), но Анубис не реагировал на угрозы. Тогда Эмир решил переместить Анубиса в себя, чтобы самому управлять смертью (используя папирус Тота). Но когда это происходило, его оттолкнул Шакал, и Шакал получил власть Анубиса. Через некоторое время над ним сделали такое же заклинание, и Эмир всё же получил способности Анубиса. Но Эмир всё осознал, и не стал злоупотреблять силой. Ещё Анубис был показал в серии «The Gathering», где он вместе с другими богами и существами пришёл на Авалон к Оберону.

  • «Я оказываю всем лишь одну услугу, о смертный, и тебе окажу когда наступит твой черёд. i »
  • «Смерть всегда бессмысленна… В этом её смысл. i »
  • «Напротив, смерть есть высшая справедливость; бедные и богатые, молодые и старые, в смерти равны. i »
Anpu_(Earth-616).jpg»> Anpu из Marvel Comics
В комиксах Marvel есть Анубис (Anpu). Член известной древним египтянам расы Ennead из параллельного мира. Первое появление в комиксе «Son of Satan» № 5 (август 1976).
Egyxos_Anubi_colpi.png»> Анубис из «Египтус» (Egyxos)
Персонаж итальянского мультсериала про мистическую цивилизацию которая была затеряна в пространстве-времени, но смогла вернутся на землю.
Xena_06_17.png»> Анубис из «Xena: Warrior Princess»
Персонаж телесериала и комикса про Зену.
Anubis_The_Ghostbusters_in_Paris.png»> Анубис из «Настоящих охотников за привидениями»
В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» Анубис был показал в серии «Охотники в Париже» (The Ghostbusters in Paris). В серии сообщается что Гюстав Эйфель построил башню как автоматический улавливатель привидений (и быв первым охотником, как оказалось), и за многие десятилетий в металле башни накопилось их множество. Но в наше время рабочие проникли в личный кабинет Эйфеля, и сломали лампы в приборе. От чего призраки постепенно начали выбираться из башни. Начиная с самых агрессивных. В том числе и Анубис. Доктор Рэй Стэнц встретил его в Лувре, когда отправился туда за записями Эйфеля. Выглядит как большой мускулистый человек с чёрной головой в золотых одеждах. На человеческих пальцах (немного костлявых, то есть усохших), не ногти а когти. Также в музее есть Гор и мумифицированный человек. Всех их Рэй взорвал протонным ускорителем, и они по вводимому были ожившими экспонатами (в данном случае статуями). Серия вышла 23 октября 1987, а в России впервые показана 17 октября 1993 года на «Останкино».

Произведения [ править ]

  • Anubis: Dark Desire — эротический комикс, посвящённый эстетике Анубиса.
  • Anubis II — игра для PlayStation 2, Wii и Windows, в которой Анубис в стиле super deformed спасает Египет.
  • Shattered Myth — веб-комикс о трудном времени древних богов.
  • «Гримм» (3-й сезон, 15-я серия) — Анубисы — один из видов существ, которых в Древнем Египте считали богами. Согласно мифологии сериала, заживо мумифицированного Анубиса хоронили вместе с фараоном, чтобы фараон тоже мог стать богом.
  • «Утренняя чистка» — йифф-комикс, один из персонажей которого — самка-Анубис Найтшейд.
  • «Школа Монстров» — в мультсериале мумиям-фараонам прислуживают Анубисы.
  • «Мумия возвращается» — в фильме присутствует армия шакалоголовых воинов Анубиса.
  • Might and Magic VI: Mandate of Heaven — в пирамиде, которую героям предстит посетить по сюжету есть охранные киборги, срисованные с Анубиса.
  • Среди персонажей игры Sacred 2 есть киборг похожий на Анубиса — Страж Храма.
Это неполный список [ править ].

Примечания [ править ]

  1. ↑ 1,01,11,21,31,4 Макс Мюллер. Египетская Мифология.
  2. ↑ 2,02,12,2 Иван Рак. Мифы Древнего Египта.
  3. ↑По сведениям Википедии, со ссылкой на Rueness E K, Asmyhr M G, Sillero-Zubiri C, Macdonald D W, Bekele A, et al. (2011) The Cryptic African Wolf: Canis aureus lupaster is not a golden jackal and is not endemic to Egypt. PLoS ONE 6(1): e16385. doi:10.1371/journal.pone.0016385
  4. ↑The Dog as Deity, Ancestor and Royal Animal

Ссылки [ править ]

  • Боги Египта furry и yiff — тема на форуме Yiff.ru
  • Бог древнего Египта Анубис
Wiki_puzzle.svg»> В этой статье есть часть материалов Википедии.

ВикиФур распространяет информацию на основании лицензии CC 3.0 SA. Список авторов доступен в истории правок.
Источник: Анубис

ru.wikifur.com

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.