Артемисия

Честное пионерское

300 спартанцев: от правды до вымысла

Первое место в рейтинге вымыслов, бесспорно, занимает интерпретация образа Артемисии. Эта женщина, действительно, существовала, но изобразить ее мстительной и безжалостной командующей персидским флотом – самая большая фантазия сценаристов.

Владимир Никишин: «В каждом фильме есть свои придумки, но вымысел вымыслу рознь. Геродот пишет об Артемисии, что она была правительницей Галикарнаса, это небольшая область в малой Азии (территория современной Турции). Таких мелких царей, династов, зависимых от персидского царя, было очень много. Артемисия была одной из них, но, по легенде, Ксеркс имел к ней личную склонность, может быть, даже любил ее, но это неизвестно. Банальной любовницей или наложницей она, конечно, быть не могла. В старом фильме «300 спартанцев» эта сюжетная линия присутствует: Артемисия показана как очень умная, даже мудрая, женщина, дипломат, которая помнила о своих греческих корнях и, пользуясь влиянием на Ксеркса, действуя очень гибко, сумела отговорить его от продолжения похода. Если учесть отношение к женщинам во времена греко-персидских войн, а все-таки общество было традиционным, патриархальным, женщина ничем командовать не могла, тем более персидским флотом. Как мы знаем, она всего-навсего привела Ксерксу на помощь несколько своих кораблей. У Ксеркса был огромный флот, причем не персидский, так как у персов в принципе не могло быть флота – это сухопутный народ. У Ксеркса был наемный флот финикийцев – наполовину за деньги, наполовину по принуждению. Плюс в этот флот вошли эскадры зависимых династов, Артимисии в том числе. Агрессивная кровожадная Артемисия, начальница всего флота – это смешно, конечно. В случае с новым фильмом – вымысел сценаристов.»

На втором месте – идея с обожествлением персидского царя Ксеркса.
Владимир Никишин: «Деспот – это царь царей, то есть глава персидской супердержавы, говоря современным языком. Персия – это такая же сверхдержава, как сегодня США. Хотя, конечно, вряд ли правомерно сравнивать, но чтобы было понятнее, употребляю такие сравнения. Персия – первая в истории сверхдержава. Что касается обожествления царя, то это вымысел сценаристов. Ксеркс не считался живым богом – это же не египетский фараон. У персов был свой бог – Ахура Мазда, которому они поклонялись. Тем более, персы, как известно, своих царей иногда убивали: кстати, Ксеркс как раз был убит в результате дворцового переворота в 465 году до н.э. и к власти пришел его сын. Так что Ксеркс был обычным человеком, хотя наделенным, конечно же, огромной властью. И его собственные подданные, безусловно, его боялись, потому что он нередко проявлял деспотическую власть. Если верить тому же Геродоту, персидский царь мог быть временами опасным человеком. Это был деспот, тиран, который не считался ни с какими жертвами, когда ему нужно было достичь поставленных целей. Он стремился к власти над миром, он хотел завершить дело своего отца Дария Первого, который пытался покорить греков.» (Кстати, отец Ксеркса Дарий умер своей смертью в 486 году до н.э. от старости в своей постели, в фильме же его убивает греческий полководец Фемистокл – ruspioner.ru)

И на третьем почетном месте, пожалуй, даже не вымысел, а открытый финал, из которого можно предположить, что персидский флот был полностью разбит. На самом деле битва при Саламине была лишь переломным моментом и ни о какой победе речи еще не шло.

Владимир Никишин: «Силы были не сопоставимы. Греки, даже если бы сильно напряглись, могли выставить в море 300-350 боевых кораблей, на суше 30-35 тысяч воинов. А Ксеркс мог собрать до полумиллиона человек, плюс финикийцы предоставили ему не меньше тысячи кораблей. Перелом произошел в 480-479 гг. до н.э. после битвы при Саламине – персидский флот был разгромлен, но не уничтожен. Битва при Саламине закончилась победой афинян, но они еще тридцать лет воевали после переломного морского сражения.»

Наряду с вымыслами в фильме есть правдивые исторические факты и верно расставленные акценты.

На первом месте — объективная оценка роли Фемистокла и царя Спарты Леонида в истории греко-персидских войн. Если кого-то удивило, что Леонида в исполнении Джерарда Батлера показали всего несколько секунд, то Владимир Никишин не видит здесь ничего странного: «Роль Фемистокла стократ важнее роли царя Леонида. В любом деле есть генератор идей и есть исполнитель. Леонид – это герой без страха и упрека, но он имеет второстепенное значение. Он героически погиб и все. Фемистокл – это штаб, мозговой центр, стратег. Леонид – человек, верный долгу, одна извилина, да и та под пробором, при всем уважении. Его ума хватило только на то, чтобы героически погибнуть, за это честь ему и хвала. А Фемистокл думал не о том, как выиграть сражение, а о том, как выиграть войну. Он сделал главное – он понял: для того, чтобы победить, нужно создать мощный военный союз и построить сильный флот. Он заблаговременно за семь лет до этих событий озаботился строительством флота, убедил афинян, что надо выделить крупные суммы, чтобы построить боевые корабли с таранами, разработал стратегию войны. Он добился своего: разгром персов при Саламине – это целиком заслуга Фемистокла.
Как известно, афиняне отблагодарили его тем, что выгнали из города под угрозой смерти, но это уже другая история. Это случилось позже в результате политической борьбы. И где, как вы думаете, Фемистокл нашел убежище? У персов, у того же Ксеркса. Умный человек, он пришел к персам и убедил врага в том, что шпионил в его пользу. В итоге благополучно дожил свой век при персидском дворе, еще и получал пенсию от Ксеркса.»

На втором месте — история трехсот спартанцев. Тут сложно было что-то выдумать, но тем интереснее комментарий Владимира Никишина о том, почему спартанцы пошли на верную смерть: «У спартанцев на протяжении веков было два царя – две царских династии, которые правили параллельно. Это было задумано специально, чтобы ни один из царей не мог захватить всю власть в свои руки. Порядок был такой: в случае войны, а воевали они постоянно, если один царь был на поле боя, другой обязательно оставался в тылу, этот вопрос они решали по жребию. Когда царь Клеомброт остался в Спарте, Леонид отправился на войну, с собой взял гвардию, которая состояла из трехсот человек, это число было постоянно веками, их всегда было ровно 300 человек: одного убивали – другой становился на его место.
Мы мало знаем о царе Спарты Леониде. Безусловно, благодаря гибели сложился его героический образ. Надо пояснить, что у Леонида просто не было другого выхода. В Спарте был очень жесткий закон – без приказа никто не имел права отступать на поле боя. Если спартанец отступает без приказа, он теряет все гражданские права, обрекает себя на позор и изгнание. Такому воину больше ничего не остается, как бежать из родной Спарты, а для человека античности изгнание хуже смерти. У Леонида не было выбора, он не мог уйти с поля боя, хотя заранее знал, что все погибнут. Он со своим священным отрядом остался и честно посоветовал всем союзникам уйти, когда оборонять Фермопилы было бессмысленно. А Леониду некуда было идти, если бы даже захотел.

На третьем месте с некоторой долей условности тот факт, что гибель трехсот спартанцев сплотила греков.

Владимир Никишин: «Безусловно, подвиг трехсот спартанцев сплотил греческие полисы и вдохновил на борьбу, хотя это сражение не было переломным, Ксеркс прошел Фермопильское ущелье, захватил и сжег Афины. Но это был знак, особенно сдавшимся — тем, кто послал Ксерксу землю и воду в знак покорности. Известно, что на могиле спартанцев потом высекли слова поэта Симонида: «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине: Верны законам своим, здесь мы костьми полегли”. Это пример верности долгу, патриотизма, но местечкового, так как должны пройти века, чтобы возникла эллинская народность. И пусть ни о каком греческом единстве перед персидской угрозой во время переломной битвы говорить не приходится, объединение полисов началось позже, но это был первый шаг на пути к этому.

ruspioner.ru

Артемисия из Галикарнаса

Артемисия из Карии, также известная как Артемисия I, была правительницей народа карийцев, в античные времена населявшего область на юго-западном побережье Малой Азии. Она вошла в историю как царица, сражавшаяся на стороне персов во время похода Ксеркса I в материковую Грецию в 480–479 годах до н.э. Древнегреческий историк Геродот описал Артемисию не только как храбрую воительницу, но и как мудрую советчицу персидского владыки.

Дочь тирана и друг персов

Тиран греческого города Галикарнас по имени Лигдамис назвал свою дочь Артемисией в честь богини охоты и плодородия Артемиды. У древних греков тиранами называли людей неблагородного происхождения, которые насильственно захватили власть в городе-государстве (титул не имел негативной коннотации). Нередко тираны проводили политику в интересах бедных слоёв населения и осуществляли важные социальные реформы. Лигдамис правил в малоазийском городе Галикарнас и во всей Карии, будучи зависимым от Персидской империи. Артемисия была выдана отцом замуж за человека, чьё имя неизвестно. После смерти мужа она приняла трон Карии в качестве регента при своём малолетнем сыне. Артемисию принято титуловать царицей, но фактически она правила Галикарнасом как тиран, а Карией — на правах персидского наместника.

Во время похода персидского царя Ксеркса I в Элладу Артемисия участвовала в морских сражениях между греками и персами с небольшим отрядом из пяти кораблей. Персы и их вассалы проиграли войну эллинам, но карийцы выжили и вернулись домой. Более того, Артемисия не утратила доверия персов и передала власть своему сыну.

Исторические источники

Главные источники знаний об Артемисии: труд древнегреческого историка Геродота из Галикарнаса и его рассказ о битве при Саламине, хотя упоминания также имеются у Павсания, Полиэна, Плутарха и других авторов.

Древние авторы рассказывают об Артемисии как о храброй и умной женщине, которая была полезным союзником Ксеркса в походе в Грецию. Лишь философ Фессалос считал, что карийская царица возвысилась при персидском дворе только с помощью интриг. Более поздние авторы обычно смешивают образы Артемисии времён греко-персидских войн и жены царя Мавсола из Галикарнаса, построившей одно из семи древних чудес света — Мавзолей. Эти женщины носили одинаковое имя, правили в Карии, но жили в разное время.

История царицы Артемисии — это, прежде всего, рассказ Геродота. К сожалению, другие источники не могут в полной мере ни подтвердить, ни опровергнуть изложенное «отцом истории». С одной стороны, автор был земляком нашей героини и поэтому мог симпатизировать ей. С другой — по политическим причинам Геродот был изгнан из Галикарнаса отцом Артемисии. Происходившее в персидском лагере и окружении персидского владыки описывается так, будто сам Геродот или его источник были их участниками или свидетелями, хотя достоверных подтверждений этому нет. Современная наука считает, что в целом Геродоту можно доверять, но иногда он рассказывает откровенные небылицы.

Персидская экспедиция

Артемисия появляется в истории уже взрослым человеком. Она — вдова, правительница Галикарнаса и мать малолетнего наследника Карии. Мы не знаем, сколько ей было лет в 480 году до н.э., когда персы предприняли поход в материковую Грецию. Тем не менее Геродот настолько фокусируется на карийской царице, что более поздние авторы жалуются, будто он пропускает другие, действительно важные детали противостояния эллинов и персов. Геродот пишет:

«Говорить об остальных (персидских) начальниках нет необходимости. Упомяну лишь об Артемисии — женщине, которой я весьма удивляюсь за то, что она выступила в поход на Элладу. После кончины своего супруга она взяла верховную власть в свои руки и с мужественной отвагой собралась в поход, хотя при малолетнем сыне её к этому не принуждали. Имя её было Артемисия. По отцу она происходила из Галикарнаса (она была дочерью Лигдамида), а по матери — из Крита. Она предводительствовала кораблями из Галикарнаса, Коса, Нисира и Калидны и снарядила 5 кораблей. Эти корабли после сидонских были самыми лучшими во всём флоте, и советы, которые Артемисия давала царю, из всех советов участников похода были наиболее полезными».

Персидская экспедиция в Элладу была местью Ксеркса грекам за поражение в битве при Марафоне в 490 году до н.э. Как сообщается, персидская армия вторжения была самой большой из когда-либо собранных в мире до этого момента. Даже если бы крошечная Кария была вынуждена направить в поход воинов и корабли, не было бы никакой необходимости, чтобы царица лично возглавила или даже сопровождала своих воинов в бою. Из этого следует вывод, что решение Артемисии отправиться на войну было её собственным, видимо, именно этот факт так удивил Геродота.

Неизвестно, имели ли карийские моряки боевой опыт до войны с эллинами, возможно, что да. Один из источников называет Артемисию «царицей пиратов». В те времена морской разбой не считался чем-то особо предосудительным, а потому исключать, что им занимались малоазийские греки, не стоит. В любом случае, поход в Грецию был первой большой войной для Артемисии и её людей.

В то время как спартанский царь Леонид в Фермопильском проходе перекрыл персидской армии путь в южную Грецию, союзный эллинский флот прикрывал его морской фланг от атаки персидских кораблей. Греческие триеры должны были не допустить переброски вражеских войск в тыл защитников Фермопил.

В августе 480 года до н.э. персидский флот вошёл в Малийский залив, чтобы сокрушить греческую морскую силу. Историки оценивают силы эллинов в 200–300 триер, а объединённый флот финикийцев, египтян, киприотов и прочих прибрежных жителей Персидской империи — в 300–600 триер. Считается, что персидские корабли были лучше, а моряки опытнее.

Используя оборонительную тактику, греческие воины три дня сдерживали персов. Гибель Леонида и его войска, занятие персидской армией Фермопил привели к тому, что греческий флот, также понёсший большие потери, отступил в Саламинский пролив. Во время морских боёв Артемисия якобы искусно использовала схожесть своих кораблей с греческими. Отбросив греческий флот на юг, персидская армия разрушила Афины, брошенные жителями.

Артемисия и Ксеркс

Северная Греция покорилась империи, ненавистные Афины были сожжены — Ксеркс отомстил за поражение войск его отца в Марафонском сражении. Формально заявленная цель похода была достигнута, теперь встал вопрос о дальнейших действиях, и Ксеркс собрал на военный совет своих полководцев. Рассматривались следующие варианты: вынудить греков принять бой и разгромить их флот, установить морскую блокаду побережья и ждать, пока разрозненные полисы не перессорятся и не запросят условия мира. Геродот так описывает роль Артемисии на военном совете:

«Мардоний! Передай царю, что я говорю так: «Владыка! Так как в битвах при Евбее я, конечно, не оказалась трусом и совершила не самые ничтожные деяния, то я должна откровенно заявить тебе то, что я считаю самым полезным для тебя. Поэтому я говорю тебе: щади свои корабли и не вступай в битву. Здесь эти люди так же превосходят на море твоих людей, как мужчина – женщину. Зачем тебе вообще начинать опасную битву? Разве не в твоей власти Афины, из-за чего ты и выступил в поход? Разве ты не владыка и остальной Эллады? Никто не стоит на твоём пути. Те, кто восстал против тебя, получили по заслугам. Я хочу рассказать тебе, чем, по моему мнению, кончится дело с нашими врагами. Если ты не начнёшь поспешно морской битвы, а будешь стоять здесь с кораблями на якоре, оставаясь в Аттике, или даже продвинешься в Пелопоннес, то твои замыслы, владыка, ради которых ты прибыл в Элладу, без труда увенчаются успехом. Здесь эллины не в состоянии очень долго сопротивляться. Ты рассеешь их силы, и они разбегутся по своим городам. Ведь у них на этом острове, как я слышала, нет продовольствия. И если ты двинешься с войском на Пелопоннес, то следует ожидать, что люди из Пелопоннеса не останутся здесь с флотом; они даже не подумают сражаться на море за Афинскую землю. Напротив, если ты сейчас поспешишь дать бой, то я опасаюсь, что поражение твоего флота повлечет за собой и гибель сухопутного войска».

Ксеркс не принял совета карийской царицы и решил последовать воле большинства своих адмиралов. Кроме того, персидский царь счёл, что его личное присутствие вдохновит моряков на победу в следующем сражении.

Битва при Саламине

В лагере греков царили раздор и уныние. Воины из городов южной Греции не хотели рисковать своими гоплитами и триерами, чтобы защитить жителей Афин, укрывшихся от персов на острове Саламин. Предводитель соединённого греческого флота спартанец Эврибиад намеревался увести корабли для защиты Коринфского перешейка. Часть греков хотела просто бежать под защиты стен родных городов-государств. Казалось, что свободная Эллада в шаге от поражения.

Геродот приписывает афинскому полководцу Фемистоклу военную хитрость, которая вынудила греков сражаться на выгодных для них условиях. Афинский стратег якобы послал Ксерксу записку о том, что «…эллины хотят бежать, и (Фемистокл) советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они пребывают в тревоге…»

Так или иначе, 28 сентября 480 до н.э. персидский флот вошёл в Саламинский пролив. Расклад сил не изменился: эллинов было от 200 до 300 триер, у персов — от 300 до 600. Греческие корабли были тяжелее, а их команды не имели достаточного опыта. Соединённые морские силы империи опирались на превосходство конструкции и выучки лучших моряков Средиземного моря — финикийцев. Впрочем, с началом боя оказалось, что в теснинах Саламина численное преимущество не имеет значения. В начале битвы эллины притворно отступили ещё дальше от открытой воды, а персы бросились догонять «убегающих» врагов и потеряли строй. Началась всеобщая свалка, в которой греки смогли добиться локального преимущества в самых важных местах. Благодаря особым опознавательным знакам эллины определяли триеры имперских флотоводцев и бросали своих лучших бойцов против них. Вскоре персидским флотом стало некому управлять, и началась паника. Геродот пишет:

«Именно когда царский флот уже пришел в великое расстройство, в это самое время аттический корабль пустился в погоню за кораблем Артемисии. Сама она не могла бежать, так как впереди шли другие союзные корабли, а её собственный корабль как раз находился в непосредственной близости от неприятеля. Тогда Артемисия решилась вот на какое дело, что ей и удалось. Преследуемая аттическим кораблем, она стремительно бросилась на союзный корабль калиндян, на котором плыл сам царь калиндян Дамасифим. Даже если у Артемисии ещё раньше на Геллеспонте была с ним действительно какая-нибудь ссора, то я всё же не мог бы решить, умышленно ли она совершила этот поступок, или же калиндийский корабль только случайно столкнулся с её кораблем. Когда же Артемисия стремительно бросилась на калиндийский корабль и потопила его, то этот счастливый случай принес ей двойную пользу. Так начальник аттического корабля, увидев, что она напала на варварский корабль, либо принял корабль Артемисии за эллинский, либо решил, что её корабль покинул варваров и перешёл к эллинам. Поэтому он отвернул от корабля Артемисии и обратился против других кораблей».

Ксеркс в ужасе смотрел на гибель своего флота с берега и обратил внимание на то, как решительно сражается Артемисия. На фоне происходившей на его глазах трагедии стремительный бросок карийской триеры из гущи битвы в безопасные воды выглядел настоящим подвигом. Ксеркс якобы заметил окружавшим его придворным, что «мужчины у меня превратились в женщин, а женщины стали мужчинами».

После потери флота Ксеркс снова обратился к своим полководцам за советом. Полководец Мардоний считал, что одно поражение на море не имеет никакого значения для всей кампании, и персидская армия всё ещё может покарать строптивых греков. Мардоний считал, что Ксерксу нет нужды находиться при войске, и он может спокойно возвращаться домой. Геродот пишет, что решающим оказалось мнение Артемисии, которая поддержала план Мардония:

«Трудно найти наилучший [совет], но в настоящем положении тебе следует, думаю я, вернуться домой. Мардоний же, если желает и вызвался на это дело, пусть остаётся с войском по его желанию. Если Мардоний действительно покорит ту землю, которую обещает покорить, и выполнит свой замысел, то это, владыка, будет и твоим подвигом, потому что совершили его твои слуги. Если же дело пойдет иначе, чем думает Мардоний, то беда твоему дому вовсе невелика, так как сам ты и твоя держава в Азии останутся в целости».

На этот раз Ксеркс принял совет Артемисии и ушёл из Греции, оставив Мардония воевать с эллинами. Артемисии же было поручено сопровождать незаконнорожденных детей Ксеркса в безопасное место — город Эфес. Ни один из источников не сообщает о дальнейшей судьбе царицы Карии, зато мы знаем, что случилось с другими действующими лицами этой истории.

Персидский полководец Мардоний погиб битве при Платеях в 479 году до н.э. Это сражение стало ещё одной крупной победой греков и положило конец персидскому вторжению в Европу. Ксеркс I не смог спрятаться от войны, так как греки перенесли боевые действия в Малую Азию. В 465 году до н.э. властитель трещавшей по швам империи погиб в результате заговора, а в 449 году до н.э. между греками и персами был заключён мир.

Эллины победили великую державу Ахеменидов и поспешили вернуться к междоусобной борьбе. В 471 году до н.э. творец морских побед греков Фемистокл был несправедливо изгнан из родных Афин, скитался и наконец нашёл приют у нового персидского царя Артаксеркса.

О жизни Артемисии после войны слагали легенды, но ни одна из них не может считаться заслуживающей внимания. Эта загадочная женщина оставила в истории яркий след и стремительно исчезла.

warspot.ru

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

Упомяну лишь об Артемисии — женщине, которой я весьма удивляюсь за то, что она выступила в поход на Элладу.

Биографическая справка

Артемизия или Артемисия (V в. до н. э.) — правительница города Галикарнас. Союзница Ксеркса. В сущности, предала общеэллинское дело борьбы с персидской угрозой и воевала на стороне врагов Эллады. Женщина чрезвычайно хитрая и изворотливая. Участвовала на стороне персов в морской битве при Саламине (480 г. до н. э.) Никаких особых военных дарований не обнаружила, однако сумела заслужить личную похвалу Ксеркса.

« Имя ее было Артемисия. По отцу она происходила из Галикарнасса (она была дочерью Лигдамида), а по матери — из Крита. Она предводительствовала кораблями из Галикарнасса, Коса, Нисира и Калидны и снарядила 5 кораблей ».

(Геродот. История. Книга Седьмая. Полигимния. 99.)

« Об остальных — как эллинах, так и варварах — я не могу точно сказать, как каждый из них сражался. Что же до Артемисии, то с ней приключилось вот какое событие, отчего она еще более возвысилась в глазах царя. Именно, когда царский флот уже пришел в великое расстройство, в это самое время аттический корабль пустился в погоню за кораблем Артемисии. Сама она не могла бежать, так как впереди шли другие союзные корабли, а ее собственный корабль как раз находился в непосредственной близости от неприятеля. Тогда Артемисия решилась вот на какое дело, что ей и удалось. Преследуемая аттическим кораблем, она стремительно бросилась на союзный корабль калиндян, на котором плыл сам царь калиндян Дамасифим. Даже если у Артемисии еще раньше на Геллеспонте была с ним действительно какая-нибудь ссора, то я все же не мог бы решить, умышленно ли она совершила этот поступок или же калиндийский корабль только случайно столкнулся с ее кораблем. Когда же Артемисия стремительно бросилась на калиндийский корабль и потопила его, то этот счастливый случай принес ей двойную пользу. Так, начальник аттического корабля, увидев, что она напала на варварский корабль, либо принял корабль Артемисии за эллинский, либо решил, что ее корабль покинул варваров и перешел к эллинам. Поэтому он отвернул от корабля Артемисии и обратился против других кораблей.

Так-то Артемисия, во-первых, спаслась бегством, а затем ей, несмотря на причиненный вред, как раз благодаря этому удалось снискать величайшее благоволение Ксеркса. Как передают, наблюдая за ходом битвы, царь заметил нападающий корабль Артемисии, и кто-то из его свиты сказал: «Владыка! Видишь, как храбро сражается Артемисия и даже потопила вражеский корабль». Ксеркс спросил, правда ли, что это Артемисия, и приближенные подтвердили, что им хорошо известен опознавательный знак корабля царицы. Погибший же корабль они считали вражеским. А Артемисии, как было сказано, сопутствовала удача и во всем прочем; особенно же ей посчастливилось в том, что с калиндийского корабля никто не спасся, чтобы стать ее обвинителем ».

(Геродот. История. Книга Восьмая. Урания. 87-88.)

Литература

  1. Геродот.История. М., «АСТ», 2007.
  2. Коннолли П.Греция и Рим. Энциклопедия военной истории.
    М., «Эксмо-Пресс», 2001.
  3. Сергеев В. С.История Древней Греции.
    М., «АСТ», «Полигон», 2008.
  4. Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых. /сб./, М., 1997.
  5. Историки Греции. М., «Художественная литература», 1976.
  6. Словарь античности. /пер. с немецкого/. М., «Прогресс», 1989.

Л. Альма-Тадема.
Неосознанная конкуренция.
1893. Фрагмент.

tabularium.narod.ru

Артемисия I — из Карии … Википедия

Артемисия — Артемисия, также Артемизия (др. греч. Ἀρτεμισία): Артемисия I супруга Лигдамиса I, затем правительница Галикарнасса в Карии (ок. 480 470 до н. э.), союзница Ксеркса, участница битвы при Саламине. Артемисия II супруга Писиндела, затем… … Википедия

Артемисия — 1. Покровительница г. Галикарнас. С пятью воен. кораблями участв. в Саламинской битве(480 до н.э.) на стороне персов и своим мужеством заслуж. похвалу Ксеркса. 2. Сестра и жена царя Мавсола (4 в. до н.э.). В кач ве преемницы на… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Артемисия III — У этого термина существуют и другие значения, см. Артемисия … Википедия

Галикарнас — Схема Галикарнаса в античное время. Линия стен восстановлена по сохранившимся руинам. Береговая линия в античное время могла быть другой. Галикарнас (греч … Википедия

ГАЛИКАРНАС — (совр. Бодрум, Турция), древнегреческий город на побережье Карии в Малой Азии, родина историков Геродота и Дионисия Галикарнасского. Согласно традиции, его основали дорийские колонисты из Трезены (Арголида) ок. 900 до н.э., однако местные… … Энциклопедия Кольера

Битва при Саламине — Саламинское сражение Греко персидские войны … Википедия

Битва при Артемисии — Координаты: 39°03′59.99″ с. ш. 23°12′00″ в. д. / 39.05, 23.2 … Википедия

Мавсол — Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Мавсол или Мавзол (Μαύσωλος) II фактически независимый от Ахеменидов правитель (сатрап и царь) Карии в 377 353 гг … Википедия

Гекатомн — др. греч. Ἑκάτoμνως правитель Карии … Википедия

dic.academic.ru

Артемисия — Артемисия, также Артемизия (др. греч. Ἀρτεμισία): Артемисия I супруга Лигдамиса I, затем правительница Галикарнасса в Карии (ок. 480 470 до н. э.), союзница Ксеркса, участница битвы при Саламине. Артемисия II супруга Писиндела, затем… … Википедия

АРТЕМИСИЯ — • Artemisĭa, Άρτεμισία, 1. прославившаяся своим участием в походе Ксеркса владетельница Галикарнасса и некоторых других городов в Карий на малоазиатском берегу; она сама командовала пятью своими кораблями и в сражении при… … Реальный словарь классических древностей

Артемисия — 1. Покровительница г. Галикарнас. С пятью воен. кораблями участв. в Саламинской битве(480 до н.э.) на стороне персов и своим мужеством заслуж. похвалу Ксеркса. 2. Сестра и жена царя Мавсола (4 в. до н.э.). В кач ве преемницы на… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Артемисия III — У этого термина существуют и другие значения, см. Артемисия … Википедия

Галикарнас — Схема Галикарнаса в античное время. Линия стен восстановлена по сохранившимся руинам. Береговая линия в античное время могла быть другой. Галикарнас (греч … Википедия

ГАЛИКАРНАС — (совр. Бодрум, Турция), древнегреческий город на побережье Карии в Малой Азии, родина историков Геродота и Дионисия Галикарнасского. Согласно традиции, его основали дорийские колонисты из Трезены (Арголида) ок. 900 до н.э., однако местные… … Энциклопедия Кольера

Битва при Саламине — Саламинское сражение Греко персидские войны … Википедия

Битва при Артемисии — Координаты: 39°03′59.99″ с. ш. 23°12′00″ в. д. / 39.05, 23.2 … Википедия

Мавсол — Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Мавсол или Мавзол (Μαύσωλος) II фактически независимый от Ахеменидов правитель (сатрап и царь) Карии в 377 353 гг … Википедия

Гекатомн — др. греч. Ἑκάτoμνως правитель Карии … Википедия

dic.academic.ru

Артемисия Галикарнасская

И хотя Идриэй, как сатрап Кари, монополизировал чеканку монет, Артемисия сама была независимой и таковой признавалась современниками. Ее правление было энегричным. Гераклея на горе Латмос снова была захвачена на этот раз войсками, которые спрятались, пока все жители города высыпали на улицы, чтобы посмотреть на царицу, которая в сопровождении своих евнухов, прислужниц, трубачей и цимбалистов торжественно шествовала к роще матери богов, расположенной в полутора километрах от города. Вступление женщины на престол, казалось, предоставило родоссцам возможность не просто вернуть себе свою свободу, но и захватить сам Галикарнас. Они обратились за помощью к своему недавнему врагу Афинам, и Демосфен взялся за их дело. Вскоре после отступления Оха оратор предстал перед собранием, на котором выразил свое удивление при виде людей, горящих нетерпением воевать с Персией в интересах египтян, но боящихся оказать помощь Родосу. Так как царю не удалось захватить Египет, предсказал он, Артемисия не станет совершать нападение на Родос.

Демосфен мог насмехаться над людьми, которые так горячо хотели воевать с персами в Египте, но Аристотель думал иначе. В качестве типичного примера здравой логики он приводит аргумент: «Следует готовиться к войне с Великим царем и не позволять ему захватить Египет; Дарий и Ксеркс не нападали на Грецию, пока не завоевывали Египет; поэтому, если Великий царь возьмет Египет, он также нападет и на Грецию». Этот довод полностью раскрывает non sequitur (нелогичное заключение. — лат.), таящееся в этой речи.

Что еще хуже, Демосфен не знал Артемисию. Когда самонадеянные родосцы появились у Галикарнаса, она приказала жителям города сделать вид, что они сдаются. Родосцы уже высадились на сушу и занялись грабежом рынка, когда по искусственному каналу, ведущему в потайную гавань, приплыл спрятанный карийский флот. Пустые корабли родосцев были захвачены, а со стен, протянувшихся вдоль моря, захватчики на рыночной площади были перебиты. Затем вместе с судами, укомплектованными карийскими моряками и украшенными лавровыми венками как бы в честь победы, Артемисия поплыла к острову и была пропущена в его гавань, прежде чем ее трюк был раскрыт. Руководители города были казнены, а Артемисия установила две статуи: одну свою, другую — Родоса с клеймом раба.

history.wikireading.ru

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.